В целях реализации достижения целевых значений показателей целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить Руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
2. Отделу кадровой, юридической и организационно-хозяйственной работы управления (Францеву А.С.):
опубликовать Руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов на официальном сайте управления;
направить Руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в департамент экономического развития Брянской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника управления Литвинову Т.В.
Начальник управления |
Н.В. Новикова |
Утверждено
приказом УГСТЗН Брянской области
от 24 сентября 2019 N 195
Руководство
по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов
I. Введение
Проблема занятости и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе является актуальной и не менее важной. Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает "ненужными" огромное количество людей.
Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности. Она не только является способом экономически обеспечить своё существование, но и возможностью реализации своих способностей, в том числе и творческих. Трудовая деятельность является фактором приобщения человека к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.
На сегодняшний день в обществе существует определённый стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако нельзя забывать о том, что среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми.
Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.
Трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья должно основываться на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носить гуманный характер и не допускать унижения чести и достоинства человека. Гуманный характер выражается в особой заботе о тех людях, которые испытывают определенные трудности в поиске работы по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства.
Работодатели, в соответствии с действующим законодательством, не вправе ограничивать права инвалидов на труд, не должны создавать прямое или косвенное преимущество других претендентов, опираясь на обстоятельства, напрямую не связанные с деловыми характеристиками человека.
Данное Руководство разработано с целью предотвращения нарушений законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов и содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места, созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленный квоты.
II. Основные понятия, используемые в данном Руководстве
Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:
инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
квота - минимальное количество рабочих мест в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которые работодатель обязан трудоустроить инвалидов в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории;
специальные рабочие места для приема на работу инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов;
работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
III. Основные нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места, содержащими обязательные требования, являются Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов).
Работодатели обязаны соблюдать обязательные требования, установленные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 года N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм", Санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", установленными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 30.
Работодатели также руководствуются в своей деятельности нормативными правовыми актами Брянской области в области трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места: Законом Брянской области от 09 марта 2005 года N 7-З "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области" (далее - Закон о квотировании), постановлением Правительства Брянской области от 08 декабря 2014 года N 568-п "Об утверждении Положения о порядке представления работодателями в органы службы занятости Брянской области информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов".
Нормативными правовыми актами Брянской области в области трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места, разработанными в соответствии с Законом о занятости населения, утверждаются:
размер квоты по приему на работу инвалидов;
порядок установления квоты;
порядок представления работодателями в органы службы занятости Брянской области информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.
Управлением государственной службы по труду и занятости населения Брянской области (далее - управление) разработаны и утверждены перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по надзору и контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов. Данный перечень утвержден приказом управления от 12 апреля 2019 года N 83 и размещен на официальном сайте управления.
Административный регламент по исполнению государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов утвержден приказом управления от 18 июля 2019 года N 153.
IV. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части создания (выделения) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой
В соответствии с Законом о квотировании организациям, расположенным на территории Брянской области, численность работников которых:
составляет не менее чем 35 человек и не более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов от среднесписочной численности работников;
составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников.
Квота рассчитывается работодателем самостоятельно исходя из среднесписочной численности его работников.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Округление значения размера квоты производится в сторону уменьшения до целого значения. В случае если после округления в сторону уменьшения до целого значения рассчитанный размер квоты равен нулю, квота устанавливается равной одному рабочему месту.
Квота не устанавливается общественным объединениям инвалидов и образованным ими организациям, в том числе хозяйственным товариществам и обществам, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Работодатели считаются исполнившими обязанность по квотированию рабочих мест в случае трудоустройства инвалидов на рабочие места и (или) представления сведений о наличии вакансий для трудоустройства инвалидов в органы службы занятости.
Типовыми нарушениями, возникающими при создании (выделении) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, являются:
неисполнение работодателями обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
отсутствие в организации квотируемых рабочих мест для приема на работу инвалидов;
отсутствие утвержденного локального нормативного акта, содержащего сведения о созданных или выделенных рабочих местах;
в счет установленной квоты выделены рабочие места с вредными условиями труда;
квотируемые рабочие места заняты работниками, не имеющими инвалидность.
V. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ежемесячного представления информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов
В соответствии со статьей 25 Закона о занятости населения работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Форма представления сведений утверждена постановлением Правительства Брянской области от 08 декабря 2014 года N 568-п "Об утверждении Положения о порядке представления работодателями в органы службы занятости Брянской области информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов".
Информация представляется работодателем в орган службы занятости по месту своего нахождения ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным. В случае если работодатель - юридическое лицо осуществляет свою деятельность на территории Брянской области через филиал или представительство, информация направляется в орган службы занятости по месту нахождения филиала или представительства.
В случае приема работника на вакантную должность или свободное рабочее место сведения о закрытии вакансии сообщаются работодателем в орган службы занятости в трехдневный срок со дня принятия решения о приеме на работу. В случае образования новой вакансии - в трехдневный срок со дня образования вакансии.
Информация представляется на бумажном носителе непосредственно при обращении в орган службы занятости, по почте, включая электронную почту, или посредством средств факсимильной связи и заверяется личной или простой электронной подписью работодателя или его представителя. По согласованию с органом службы занятости информация может быть передана по телефону при условии последующего подтверждения в течение 5 рабочих дней путем представления указанной информации на бумажном носителе, оформленном в установленном порядке.
Информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях возможно размещать в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России".
Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
VI. Ответственность за несоблюдение обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки работодателей нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов должностные лица управления обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В случае непредставления, несвоевременного представления в орган службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, а также в случае если информация представлена в неполном объеме, искаженном виде или содержит ограничения дискриминационного характера, работодатели несут ответственность: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области от 24 сентября 2019 г. N 195 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов"
Настоящий приказ вступает в силу с 24 сентября 2019 г.
Текст приказа опубликован не был