Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
сельского и рыбного хозяйства
Республики Карелия
от 16.10.2019 года N 281
Кодекс
этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия
I. Общие положения
1. Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия (далее - Кодекс, Министерство) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 года N К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), федеральных законов от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года (протокол N 21), Методики формирования и развития профессиональной культуры государственного органа и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные гражданские служащие Министерства (далее - гражданские служащие) независимо от замещаемой ими должности.
3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную гражданскую службу в Министерство (далее - гражданская служба), обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.
4. Каждый гражданский служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от гражданского служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.
5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения гражданских служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета гражданских служащих, доверия граждан к Министерству и обеспечение единых норм поведения гражданских служащих.
6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей.
7. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере гражданской службы, уважительного отношения к гражданской службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности гражданских служащих, их самоконтроля.
8. Знание и соблюдение гражданскими служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.
II. Формирование профессиональной культуры Министерства: ценности и миссия
9. Профессиональная культура организации формируется под воздействием различных факторов, в числе которых наиболее значимыми являются влияние руководства как инициатора изменений и кадровой службы.
В целях совершенствования государственного управления, эффективной реализации задач и функций Министерства, развития профессионального потенциала государственных гражданских служащих, повышения результативности их деятельности необходимо внедрение на гражданской службе профессиональной культуры.
Профессиональная культура Министерства - совокупность установленных в Министерстве ценностей, миссии, принципов и правил служебного поведения, приверженность которым способствует эффективной реализации гражданскими служащими задач и функций Министерства.
10. Профессиональная культура направлена на создание в Министерстве позитивного морально-психологического климата, который позволял бы гражданскому служащему вне зависимости от уровня замещаемой должности развиваться как личности и профессионалу, раскрывать творческий потенциал, ощущать свою значимость и сопричастность к решению приоритетных задач, стоящих перед органом исполнительной власти Республики Карелия.
Кроме того, профессиональная культура влияет на имидж Министерства и направлена на повышение престижа гражданской службы, сплоченности гражданских служащих, приверженных единым ценностям, а также является средством формирования и контроля соблюдения гражданскими служащими принципов и правил поведения.
11. Профессиональная культура позволит повысить:
- мотивацию и вовлеченность гражданских служащих, и, как следствие, результативность их профессиональной служебной деятельности;
- взаимопонимание между гражданскими служащими, а также формирование и поддержание дружелюбной среды в коллективе, что способствует снижению издержек на реализацию задач и функций Министерства;
- действенность профилактических мер в области противодействия коррупции;
- удовлетворенность гражданских служащих условиями службы в Министерстве.
Основные понятия:
12. Ценности - моральные, этические и нравственные ориентиры деятельности гражданских служащих Министерства, направленные на достижение целей, задач и реализацию миссии государственного органа.
13. Миссия - высшая цель Министерства, мотивирующая гражданских служащих на достижение целей и задач государственного органа и удовлетворение потребностей граждан, организаций и общества.
14. Единая модель ценностей и миссии Министерства, профессиональных и личностных качеств (компетенций) - набор составляющих профессиональной культуры, включающий ценности и миссию Министерства, отражающие идеи и убеждения гражданских служащих по удовлетворению потребностей граждан, организаций и общества, и соответствующие им профессиональные и личностные качества (компетенции), представлена в Приложении N 1 к Кодексу.
15. Инструкция по профессиональному взаимодействию гражданских служащих - документ методического характера, в котором в обобщенном виде представлены правила взаимодействия гражданских служащих Министерства, основанные на принципах законности, честности, нравственности и направленные на достойное выполнение ими должностных обязанностей, а также на повышение доверия и уважения граждан, организаций, общества к деятельности Министерства (представлена в Приложении N 2 к Кодексу).
16. Фундаментальной основой для формирования профессиональной культуры Министерства выступают положения Конституции Российской Федерации.
В развитие единой модели и для поддержания уровня доверия и уважения граждан, организаций и общества к деятельности Министерства в Кодекс включены Инструкция для руководящего состава Министерства по развитию профессиональной культуры (Приложение N 3 к Кодексу) и Стандарт внешнего вида гражданских служащих Министерства (Приложение N 4 к Кодексу).
III. Формирование профессиональной культуры Министерства: основные принципы и правила поведения государственных гражданских служащих
17. Особый публично-правовой статус гражданских служащих, обусловленный исполнением полномочий государственных органов, налагает на данную категорию лиц ряд установленных федеральными законами обязанностей по соблюдению ограничений, выполнению обязательств и требований к служебному поведению.
18. Основные принципы служебного поведения гражданских служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на гражданской службе.
19. Гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Министерства;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности Министерства и гражданских служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Министерства;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие уполномоченные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к гражданскому служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением гражданской службы;
з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении гражданским служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Министерства;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Министерства, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности гражданского служащего;
р) соблюдать установленные в Министерстве правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Министерства, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности;
ф) воздерживаться от поведения (высказываний, жестов, действий), которое может быть воспринято окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Гражданские служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также Конституцию Республики Карелия, законы, иные нормативные правовые акты Республики Карелия.
20. Гражданские служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.
21. Гражданские служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
22. Гражданские служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При назначении на должность гражданской службы и исполнении должностных обязанностей гражданский служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.
23. Гражданский служащий обязан в установленном порядке представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
24. Гражданский служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие уполномоченные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью гражданского служащего.
25. Гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью Республики Карелия и передаются гражданским служащим по акту в Министерство, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
26. Гражданский служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в Министерстве норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
27. Гражданский служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
28. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в Министерстве либо ее подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
29. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, призван:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.
30. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
31. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих, принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.
IV. Рекомендательные этические правила служебного поведения гражданских служащих
32. В служебном поведении гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
33. В служебном поведении гражданский служащий воздерживается от:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.
34. Гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
35. Гражданские служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.
V. Ответственность за нарушение положений Кодекса
36. Нарушение гражданским служащим, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, положений настоящего Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании комиссии Министерства по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Карелия и урегулированию конфликта интересов.
Нарушение гражданским служащим, замещающим должность заместителя Министра сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, положений настоящего Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Карелия и урегулированию конфликта интересов, действующей в качестве комиссии государственного органа Республики Карелия по управлению государственной гражданской службой Республики Карелия в системе органов исполнительной власти Республики Карелия, действующей в соответствии с Положением об указанной комиссии, утвержденным приказом Администрации Главы Республики Карелия от 20 декабря 2010 года N 308.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений настоящего Кодекса влечет применение к гражданскому служащему мер юридической ответственности.
Соблюдение гражданскими служащими положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.