Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
города Южно-Сахалинска
от 21 октября 2019 г. N 3390-па
Муниципальная программа "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов севера городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2020-2025 годы"
Паспорт муниципальной программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2020 - 2025 годы"
Наименование Программы |
Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2020 - 2025 годы (далее - Программа). |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответственный исполнитель Программы |
Администрация города Южно-Сахалинска (отдел по связям с общественностью Департамента внутренней политики аппарата администрации города Южно-Сахалинска (далее - Департамент). |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Соисполнители Программы |
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска; Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска; Департамент культуры администрации города Южно-Сахалинска; Департамент по делам молодежи, спорту и туризму администрации города Южно-Сахалинска. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Обоснование для разработки Программы |
- Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации"; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 132-р "Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"; - Закон Сахалинской области от 15.05.2015 N 31-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области в сфере защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Сахалинской области"; - Постановление Правительства Сахалинской области от 28.11.2013 N 667 "Об утверждении Порядка расходования субвенций из областного бюджета Сахалинской области"; - Постановление Правительства Сахалинской области от 29.12.2014 N 649 "Об утверждении государственной Программы Сахалинской области "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих на территории Сахалинской области"; - Постановление администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2014 N 717-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ"; - Распоряжение администрации города Южно-Сахалинска от 12.02.2019 N 81-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск". |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели Программы |
Создание условий для формирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера (далее - коренные народы Севера), проживающих в городском округе "Город Южно-Сахалинск", на основе комплексного решения проблем духовного и национально-культурного развития, содействие становлению и укреплению традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи Программы |
1. Укрепление материально-технической базы общин и родовых хозяйств коренных народов Севера. 2. Развитие традиционных промыслов коренных народов Севера: рыболовства, художественных промыслов и народных ремесел. 3. Создание благоприятных условий для развития традиционной культуры и спорта. 4. Достижение положительных демографических тенденций среди коренных народов Севера, включая увеличение показателя ожидаемой продолжительности жизни. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Количество родовых хозяйств, общин и иных объединений коренных народов Севера, единиц. 2. Численность представителей коренных народов Севера, человек. 3. Количество родовых хозяйств, общин и иных объединений коренных народов Севера, получивших муниципальную поддержку, единиц. 4. Количество отремонтированных жилых помещений, принадлежащих коренным народам Севера, единиц. 5. Количество, проведенных этнических мероприятий (праздников), конкурсов, фестивалей, мастер-классов, с участием коренных народов Севера, мероприятий. 6. Количество, проведенных национально-спортивных мероприятий, с участием коренных народов Севера, мероприятий. 7. Численность детей, обеспеченных здоровым питанием на основе традиционного питания в течение учебного года и летней оздоровительной кампании, ежегодно, человек. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы и сроки реализации Программы |
Программа рассчитана на 6 лет с 2020 года по 2025 год и реализуется в один этап. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Объемы и источники финансирования |
Всего по Программе предусмотрен объем финансовых средств, направляемых на реализацию мероприятий - 4400,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
|
1. Характеристики текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации программы
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 631-р городской округ "Город Южно-Сахалинск" был включен в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
По состоянию на 01.01.2019 общая численность коренных народов Севера, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", составила 411 человек. На территории городского округа проживают представители четырех основных коренных этносов Сахалина - нивхи (282 человека), нанайцы (48 человек), эвенки (26 человек), уйльта (ороки) (29 человек), другие КМНС - 26.
В общей численности жителей городского округа "Город Южно-Сахалинск" на долю коренных народов Севера приходится 0,2 процента.
Анализ показывает ежегодный неуклонный прирост коренных народов Севера, проживающих в городе Южно-Сахалинске. Увеличение численности наблюдается не за счет естественного прироста, а за счет миграции представителей коренных этносов из других мест традиционного проживания в Сахалинской области.
Проблемы коренных народов Севера в городском округе, как в целом в России, тесно связаны с общей социально-экономической ситуацией в стране. Ситуация становления рыночных отношений характеризуется значительным ухудшением социально-экономического положения коренных народов Севера, фактически борьбой за выживание, сохранение особенностей хозяйственного уклада и культуры.
Из общего числа видов традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 631-р, для коренного сообщества Сахалинской области характерны рыболовство, оленеводство, охота, сбор дикоросов, собаководство, художественные промыслы. Именно эти исторически сложившиеся виды традиционной хозяйственной деятельности являются этнообразующей и этносохраняющей базой для коренных народов. Исконная среда обитания и традиционный образ жизни, традиционная хозяйственная деятельность коренных народов составляют единый комплекс, обеспечивающий самоидентификацию и сохранение коренных народов. Однако, процессы глобализации оказывают определяющее влияние на социально-экономическую жизнь, традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы коренных народов. В условиях постепенного размывания национальной специфики обостряется проблема сохранения этнических традиций и культурного наследия коренных народов.
В силу объективно сложившихся причин, ни один из вышеперечисленных видов традиционной хозяйственной деятельности не характерен для коренных народов, проживающих на территории городского округа. В настоящее время в городском округе "Город Южно-Сахалинск" имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие традиционной хозяйственной деятельности коренных народов:
- отсутствие границ, имеющих выход к морскому побережью, что не позволяет заниматься таким традиционным видом деятельности как рыболовство и развивать его;
- отсутствие лесных угодий не дает возможности заниматься оленеводством, охотой, сбором дикоросов и т.д.;
- отсутствие материально-технической базы для развития традиционных отраслей и ведения традиционного образа жизни, а также занятия художественными промыслами, приводит к отчуждению от традиционной природно-ресурсной базы, нарушению преемственности поколений;
- значительную часть коренных этносов, проживающих в городском округе "Город Южно-Сахалинск", составляет молодежь в возрасте до 35 лет, на долю представителей старше 60 лет, являющихся в большей мере носителями национальной культуры и традиций, приходится всего 7 процентов.
На территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" зарегистрированы и действуют три родовые общины:
- территориально-соседская община коренного малочисленного народа нанайцы "Гиран Дюлеси" (Шаг вперед);
- территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера "Тайгнанд (Хозяин моря) городского округа "Город Южно-Сахалинск";
- территориально-соседская община коренного малочисленного народа нивхи "Ваймук" - "Семья".
Исконная среда обитания и традиционный образ жизни, традиционная хозяйственная деятельность коренных народов Севера составляют единый комплекс, обеспечивающий самоидентификацию и сохранение коренных этносов. Городская среда не является исконной средой обитания коренных этносов, кроме того, она не предоставляет возможности развивать традиционные отрасли хозяйствования. Также действуют иные факторы, обусловливающие специфику жизнедеятельности коренных народов Севера. Исходя из специфики обитания коренных этносов в городской среде, мероприятия муниципальной программы будут направлены, в первую очередь, на создание условий для развития художественных промыслов и ремесел, как одного из видов традиционной хозяйственной деятельности, способствующего сохранению национальных традиций и культуры.
Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность каждого из народов Севера обусловили необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания. Возрождение и дальнейшее развитие коренных народов Севера невозможно без государственной поддержки, а также поддержки на муниципальном уровне. Сложность и своеобразие проблем требует согласованных действий государственных органов власти и органов местного самоуправления при активном сотрудничестве с общественными организациями коренных народов Севера.
Для сохранения традиционного образа жизни коренных народов Севера, проживающих в городском округе, потребуется необходимость в рамках муниципальной программы предусмотреть мероприятия, направленные на материально-техническое оснащение общин коренных народов (обеспечение автономной энергетикой, лодочными моторами, лодками, сетеснастными материалами и т.д.). Реализация данных мероприятий создаст условия для развития одного из видов традиционной хозяйственной деятельности коренных народов - рыболовства, что в свою очередь создаст условия для ведения традиционного образа жизни. Социально-экономическое развитие жизни коренных народов невозможно без сохранения и развития самобытной культуры, знания языка и традиций. Поэтому есть необходимость в рамках Программы реализовать комплекс мероприятий, направленных на сохранение и популяризацию культуры коренных этносов Сахалина, включающих:
- создание материально-технической базы для развития художественных промыслов и народных ремесел, фольклора коренных народов Севера;
- популяризацию традиционной народной культуры коренных народов Севера, пропаганду культурных ценностей путем проведения и участия в фольклорных и этнических фестивалях, праздниках, концертных программах, мастер-классах, литературных вечерах, соревнованиях по национальным видам спорта;
- создание условий по сохранению и развитию языкового наследия коренных народов.
Современные социально-экономические условия жизни коренных народов Севера в городском округе "Город Южно-Сахалинск" диктуют необходимость по формированию этнообразующей и этносохраняющей базы в целях сохранения культурного наследия. Формирование этой базы потребует долгой и кропотливой работы, исходя из специфических условий обитания в агрессивной по отношению к национальным традициям коренных народов Севера городской среде. Активно в этом направлении работает Совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов при администрации города Южно-Сахалинска (далее - Совет), а также Южно-Сахалинская местная общественная организация коренных малочисленных народов Севера "Этнокультурный центр "Люди Ых миф" ("Люди Сахалина")". Творческий коллектив "Этнокультурного центра "Люди Ых миф" регулярно участвует в общегородских и областных мероприятиях по сохранению и пропаганде национальных традиций и обрядов коренных народов Севера. Совет активно работает над популяризацией традиционной культуры коренных этносов и развитием национальных видов спорта среди детей коренных народов Севера.
Принятие программ "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012 - 2016 годы" и "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2015 - 2020 годы" положило начало формированию финансового инструмента государственной и муниципальной поддержки социально-экономического развития коренных этносов, проживающих на территории городского округа.
Достаточно активно осуществляется взаимодействие Совета и "Этнокультурного центра "Люди Ых миф" с крупными компаниями, такими как компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд" в рамках Плана содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области. Представители коренных этносов городского округа входят в состав органов Правления Плана содействия развитию коренных малочисленных народов Севера компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд".
Вместе с тем, остается много проблем, требующих дальнейшего внимания и системной работы со стороны всех уровней государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций коренных народов Севера.
Первоочередной проблемой остается развитие традиционных отраслей для городского округа "Город Южно-Сахалинск" (рыболовство, художественные промыслы и народные ремесла). До настоящего времени не решен вопрос по определению мест для коренных народов Севера, проживающих на территории городского округа, в целях вылова водных биологических ресурсов.
Практически никто из проживающих в городском округе "Город Южно-Сахалинск" коренных этносов не говорит на родном языке. Не владеют даже родным языком на уровне разговорной речи, что приводит к трудностям, связанным с сохранением исторического наследия, самобытной культуры и традиций коренных народов Севера.
Имеющиеся проблемы свидетельствуют о необходимости повышения внимания, как на государственном, так и на муниципальном уровне, к выработке и реализации практических финансовой, правовой, организационной и других форм поддержки коренных народов Севера.
Программа разработана в соответствии с Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 132-р, и направлена на объединение усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления с объединениями коренных народов для решения вопросов их устойчивого развития.
2. Цели и задачи программы
Основными приоритетами в области устойчивого развития коренных народов Севера определены:
- соблюдение гарантий прав коренных народов Севера в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права;
- комплексность решения задач социально-экономического и культурного развития коренных народов Севера;
- координация действий органов местного самоуправления с органами государственной власти при решении вопросов социально-экономического и этнокультурного развития коренных народов Севера;
- обеспечение активного участия коренных народов Севера в достижении своего устойчивого развития на основе государственно-частного партнерства либо муниципального частного партнерства;
- признание права коренных народов Севера на приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
- необходимость участия представителей и объединений коренных народов Севера в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы, при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Выбор цели Программы опирается на Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Основная цель Программы - создание условий для формирования устойчивого развития коренных народов Севера, проживающих в городском округе "Город Южно-Сахалинск", на основе комплексного решения проблем духовного и национально-культурного развития, содействия становлению и укреплению традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Укрепление материально-технической базы общин и родовых хозяйств коренных народов Севера.
2. Развитие традиционных промыслов коренных народов Севера: рыболовства, художественных промыслов и народных ремесел.
3. Создание благоприятных условий для развития традиционной культуры и спорту.
4. Достижение положительных демографических тенденций среди коренных народов Севера, включая увеличение показателя ожидаемой продолжительности жизни.
В Программе предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий по оказанию содействия развитию традиционной хозяйственной деятельности, развитию инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, что позволит решить проблемы материально-технической оснащенности общин и родовых хозяйств коренных народов Севера, проблемы в социальной и жилищной сфере и будет способствовать созданию материальных объектов традиционной культуры коренных народов Севера.
3. Прогноз конечных результатов программы
Выполнение комплексных программных мероприятий позволит к 2025 году достичь следующих результатов:
1. Сохранение количества родовых хозяйств, общин и иных объединений коренных народов Севера городского округа "Город Южно-Сахалинск" - не менее 3 единиц.
2. Увеличение численности представителей коренных народов Севера городского округа "Город Южно-Сахалинск" - с 411 до 435 человек.
3. Ежегодное оказание муниципальной поддержки - не менее 3-м родовым хозяйствам, общинам и иным объединениям коренных народов Севера.
4. Увеличение количества отремонтированных жилых помещений, принадлежащих коренным народам Севера - до 6 помещений.
5. Увеличение количества, проведенных этнических мероприятий (праздников), конкурсов, фестивалей, мастер-классов, с участием коренных народов Севера - до 12 мероприятий.
6. Увеличение количества, проведенных национально-спортивных мероприятий, с участием коренных народов Севера - до 6 мероприятий.
7. Увеличение численности детей, обеспечиваемых здоровым питанием на основе традиционного питания в течение учебного года и летней оздоровительной кампании, ежегодно - с 45/15 до 52/15 человек.
Результаты реализации Программы будут способствовать:
- духовному и национально-культурному возрождению коренных народов Севера;
- повышению общественной активности и самоорганизации коренных этносов городского округа.
4. Сроки и этапы реализации программы
Сроки реализации Программы рассчитаны на шесть лет с 2020 года по 2025 год и осуществляется ее реализация в один этап.
5. Перечень мероприятий программы
Перечень основных мероприятий Программы с указанием ответственных исполнителей, сроков реализации, ожидаемых результатов и рисковых последствий их нереализации приведен в приложении N 1 к Программе.
6. Характеристика мер правового регулирования программы
Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целей и (или) конечных результатов Программы, приведены в приложении N 2 к Программе.
7. Перечень целевых индикаторов (показателей) программы
Целевые показатели оценки хода выполнения Программы приведены в приложении N 3 к Программе.
8. Обоснование состава и значения соответствующих целевых индикаторов (показателей) программы
Состав показателей (индикаторов) результативности и эффективности Программы определен в соответствии с ее целями, задачами и мероприятиями.
Набор показателей (индикаторов) сформирован таким образом, чтобы обеспечить:
- охват наиболее значимых результатов реализации программы;
- оптимизацию мониторинга выполнения программных мероприятий и отчетности.
Состав целевых показателей (индикаторов) Программы выбран в соответствии со следующими принципами:
- способность показателей отражать происходящие в системе муниципального управления процессы;
- наблюдаемость значений показателей (индикаторов) в течение срока реализации программы;
- однозначность (использование показателей, смысл и значение которых одинаково понимается представителями исполнителей);
- сопоставимость (использование показателей, значения которых относительно легко сравниваются между собой применительно к разным периодам времени).
9. Ресурсное обеспечение программы
Ресурсное обеспечение реализации Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, предоставляемых ежегодно в виде субвенций на осуществление государственных полномочий в соответствии с Законом Сахалинской области от 15.05.2015 N 31-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области в сфере защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Сахалинской области", и средств местного бюджета и представлено в приложении N 4 к программе.
Общий объем финансирования Программы носит прогнозный характер. В ходе реализации Программы мероприятия и объемы финансирования подлежат корректировке в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в бюджете городского округа "Город Южно-Сахалинск", на соответствующий финансовый год.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов за счет всех источников финансирования на реализацию Программы приведены в приложении N 5 к Программе.
10. Меры муниципального регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей программы
Реализация Программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.
К основным рискам, влияющим на решение задач и достижение целей Программы, следует отнести:
1. Финансовые риски, связанные с задержкой (отсутствием) финансирования Программы, которые повлияют на реализацию мероприятий Программы: основных мероприятий 1, 2, 3, 6, 7 Программы.
2. Организационные риски, связанные с возможной неэффективной организацией выполнения мероприятий Программы повлияют на реализацию мероприятий Программы: основных мероприятий 4, 5 Программы.
К мерам регулирования и управления вышеуказанными рисками, способным минимизировать последствия неблагоприятных явлений и процессов, следует отнести:
- мониторинг реализации Программы, позволяющий отслеживать выполнение запланированных мероприятий и достижение промежуточных показателей и индикаторов Программы;
- оперативное реагирование на изменения факторов внешней и внутренней среды и внесение соответствующих корректировок в Программу;
- ежеквартальное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий, в зависимости от достигнутых результатов;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования.
11. Методика оценки эффективности программы
Результативность Программы оценивается на основе достижения запланированного значения целевых показателей программы (как процентное соотношение фактического значения показателя к плановому).
Эффективность муниципальной программы оценивается на основе результативности программы с учетом запланированного и фактического объема финансирования на реализацию программ, в соответствии с постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2014 N 717-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ".
12. Механизм реализации программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет Департамент, который обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств. Координирует разработку и представление главными распорядителями бюджетных средств, в установленном порядке, бюджетных заявок на ассигнования из бюджета муниципального образования для финансирования программы на очередной финансовый год.
Соисполнители программных мероприятий ежеквартально, в срок до 3 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Департамент статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации программы. Сводная отчетность по формам, установленным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2014 N 717-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ".
Отчетность о реализации программы представляется в сроки, установленные Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2014 N 717-па.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.