Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина С.А. Пономарева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин С.А. Пономарев оспаривает конституционность положений Федерального закона от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" и Федерального закона от 23 июля 2010 года N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России".
Как следует из представленных материалов, группа граждан с участием С.А. Пономарева неоднократно обращалась в Администрацию Президента Российской Федерации с заявлениями о необходимости во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об объявлении 3 сентября праздником победы над Японией" от 2 сентября 1945 года считать день 3 сентября праздничным. Из многочисленных ответных писем, в том числе из органов, куда обращения были перенаправлены в соответствии с их компетенцией, следует, что граждане были уведомлены о содержании статьи 1.1 Федерального закона от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России", согласно которой 2 сентября в Российской Федерации установлена памятная дата России - День окончания Второй мировой войны, а также о порядке установления в Российской Федерации памятных дней. Не согласившись с ответами и разъяснениями, считая свои права нарушенными, заявитель обратился в суд.
Решением суда общей юрисдикции С.А. Пономареву отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными ответов на обращения должностных лиц Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Апелляционным определением суда вышестоящей инстанции указанное решение отменено в части, ответ должностного лица признан незаконным, на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность рассмотреть обращение заявителя в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Как указал суд, Министерством не выполнены требования части 6 статьи 8 названного Федерального закона о запрете направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется. При этом суд отметил, что Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об объявлении 3 сентября праздником победы над Японией" не подлежит применению, поскольку противоречит положениям Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России". Определением Верховного Суда Российской Федерации заявителю отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы препятствуют исполнению Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года, который устанавливает 3 сентября Праздником Победы над Японией, а потому противоречат статьям 2, 15, 17, 18, 19, 29 (часть 4), 33, 44-46 и 55, а также пункту 2 раздела второго Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемый Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" устанавливает дни славы русского оружия - дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества (преамбула). Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 170-ФЗ была установлена новая памятная дата России: 2 сентября - День окончания Второй мировой войны (1945 год), при этом федеральный законодатель не вышел за пределы своих полномочий, как они указаны в главе 5 Конституции Российской Федерации.
Как следует из содержания жалобы, оспаривая конституционность данных норм, заявитель ставит вопрос о целесообразности установленного ими правового регулирования. Однако разрешение такого вопроса не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пономарева Сергея Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2019 г. N 2657-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пономарева Сергея Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" и Федерального закона "О внесении изменения в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)