Постановление Правительства Республики Калмыкия от 14 октября 2019 г. N 285
"Об основных направлениях бюджетной, налоговой и государственной долговой политики Республики Калмыкия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 23 Закона Республики Калмыкия от 21 декабря 2007 г. N 394-III-З "О бюджетном процессе Республики Калмыкия" Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Одобрить прилагаемые:
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Калмыкия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов;
Основные направления государственной долговой политики Республики Калмыкия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципальных образований руководствоваться настоящим постановлением.
Председатель Правительства Республики Калмыкия |
Ю. Зайцев |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Калмыкия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
(одобрены постановлением Правительства Республики Калмыкия от 14 октября 2019 г. N 285)
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Калмыкия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов:
разработаны в целях определения подходов к формированию проекта республиканского бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и ориентированы на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Калмыкия;
подготовлены исходя из задач и приоритетов социально-экономического развития Республики Калмыкия на основе бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Калмыкия, законодательства Российской Федерации и Республики Калмыкия о налогах и сборах, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 204), с учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. и документов стратегического планирования Республики Калмыкия.
II. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2020 - 2022 годы
Целями бюджетной и налоговой политики остается обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Республики Калмыкия с учетом обеспечения реализации мероприятий, направленных на достижение целей, целевых показателей и задач, установленных Указом Президента Российской Федерации N 204.
Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач: повышение налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет;
бюджетное планирование исходя из возможностей доходного потенциала;
формирование расходов с учетом их приоритизации и повышения эффективности;
совершенствование межбюджетного регулирования.
III. Основные направления бюджетной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Приоритетом бюджетных расходов, как и в прошлые годы, будут инвестиции в человеческий капитал, предоставление качественных и конкурентных государственных услуг на основе целей и задач, определенных Указом Президента Российской Федерации N 204.
Политика расходования бюджетных средств в 2020 году и среднесрочной перспективе будет направлена на:
обеспечение сбалансированности и повышение устойчивости бюджета Республики Калмыкия;
соблюдение обязательств Республики Калмыкия, предусмотренных Соглашением с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Калмыкия, и неукоснительное выполнение условий соглашений по реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета;
концентрацию финансовых средств на достижении целей и результатов региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов;
реализацию на территории республики государственных программ, в основе которых должно быть распределение бюджетных ресурсов в прямой зависимости от достижения конкретных результатов, в том числе по показателям, согласованным с целями и задачами региональных проектов; повышение качества государственных и муниципальных услуг; приоритизацию расходов республиканского бюджета в целях первоочередного исполнения принятых расходных обязательств и сокращения неэффективных бюджетных расходов;
сохранение достигнутого уровня соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Республике Калмыкия;
безусловное выполнение законодательно установленных мер социальной поддержки населения, исходя из принципов адресности и нуждаемости;
повышение государственными учреждениями Республики Калмыкия эффективности их деятельности за счет всех источников доходов, в том числе полученных от приносящей доход деятельности, направляемых на достижение уставной деятельности государственных учреждений; расширение практики централизации учета и отчетности;
развитие и повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса, создание благоприятной среды для развития малого предпринимательства;
развитие региональной дорожно-транспортной инфраструктуры; повышение результативности предоставления субсидий посредством мониторинга достижения показателей результативности их предоставления;
дальнейшее совершенствование и повышение результативности предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета местным бюджетам в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
расширение практики инициативного бюджетирования путем реализации программ поддержки местных инициатив;
повышение операционной эффективности использования бюджетных средств, в том числе с использованием механизмов казначейского сопровождения бюджетных средств, применением единых федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, а также с автоматизацией форм бюджетной отчетности;
совершенствование механизмов внутреннего государственного финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
IV. Основные направления налоговой политики на 2020 - 2022 годы
Ежегодно принимаемые республикой обязательства по выполнению условий Соглашения, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации, о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Калмыкия устанавливают определенные требования к размеру доходной части консолидированного бюджета Республики Калмыкия.
Для выполнения условий Соглашения и изыскания внутренних резервов для финансирования всех принятых расходных обязательств в республике осуществляется реализация мероприятий, направленных на повышение налоговых доходов консолидированного бюджета, а также разработке мер по увеличению неналоговых доходов республиканского и местных бюджетов.
Обеспечение роста доходов - основная задача налоговой политики, которая также связана с обеспечением наличия баланса республиканского и местных бюджетов посредством создания условий для развития налоговой базы, вовлечении в налоговый оборот ранее неучтенных объектов налогообложения, повышении уровня собираемости доходов.
В этой связи основные направления налоговой политики Республики Калмыкия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов определены в следующем составе:
необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Республики Калмыкия за счет сохранения бюджетной устойчивости и повышения доходов консолидированного бюджета Республики Калмыкия;
повышение эффективности администрирования, уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет Республики Калмыкия. В республике будет продолжена работа Правительственной комиссии по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в консолидированный бюджет Республики Калмыкия (утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия N 7 от 10 января 2013 г.) по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем совершенствования механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Республики Калмыкия и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в части качественного администрирования доходных источников бюджета Республики Калмыкия и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, включая легализацию "теневой" заработной платы;
увеличение доходной базы республиканского и местных бюджетов по имущественным налогам путем выявления незарегистрированных в установленном порядке объектов недвижимого имущества, принадлежащего физическим и юридическим лицам, с целью постановки на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию, и налоговых органах;
создание условий для инвестиционной активности в целях обеспечения экономического роста Республики Калмыкия через налоговое стимулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности;
содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости;
проведение ежегодной оценки эффективности налоговых расходов. С этой целью будет продолжена работа, направленная на повышение эффективности предоставляемых налоговых льгот с учетом общих требований, установленных федеральным законодательством, с последующим формированием предложений по сокращению или отмене неэффективных налоговых льгот и преференций, пересмотра условий их предоставления. Учитывая существенное влияние на доходы бюджета принимаемых решений по установлению налоговых льгот, предоставление новых налоговых преференций должно быть направлено на стимулирование экономического роста и увеличение налоговой базы. Здесь необходимо предусматривать конечные сроки действия льготных режимов и целевые индикаторы эффективности, после чего должны быть приняты решения о пролонгации или отмене, если цели предоставления льгот не были достигнуты.
Основные направления
государственной долговой политики Республики Калмыкия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
(Одобрены постановлением Правительства Республики Калмыкия от 14 октября 2019 г. N 285)
Основные направления государственной долговой политики Республики Калмыкия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов определяют дели и приоритеты деятельности Правительства Республики Калмыкия в сфере управления государственным долгом Республики Калмыкия, основаны на необходимости поддержания объема государственного долга Республики Калмыкия на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения республикой обязательств по его погашению и обслуживанию и при этом позволяющем решать задачи по достижению целей, поставленных в посланиях и указах Президента Российской Федерации, социально-экономического развития Республики Калмыкия, а также реализации национальных проектов.
I. Итоги реализации долговой политики
По итогам исполнения республиканского бюджета за 2018 год Республикой Калмыкия ограничения по уровню дефицита и параметров предельного объема государственного долга, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Калмыкия, соблюдены.
За счет государственных заимствований, направленных на финансирование дефицита республиканского бюджета, объем государственного долга Республики Калмыкия за 2018 год увеличился на 108,5 млн. рублей и составил 3 957,0 млн. рублей. Доля кредитов, полученных от кредитных организаций, в общем объеме государственного долга составила 51% или 2 008,5 млн. рублей, доля бюджетных кредитов - 49% или 1 948,5 млн. рублей.
В 2017 году в соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" проведена реструктуризация обязательств (задолженности) Республики Калмыкия перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Республики Калмыкия для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Калмыкия в 2015 - 2017 годах, срок погашения которых предусматривался в 2018 - 2019 и 2021 - 2022 годах. Объем реструктурированной в 2017 году задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета (далее - бюджетные кредиты), составил 1 985,7 млн. рублей. Возврат указанной задолженности предусмотрен в период с 2018 по 2024 год включительно.
В соответствии с условиями соглашений и дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Республики Калмыкия из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Калмыкия, уровень долговой нагрузки на 1 января 2019 года не должен был превышать 76%, в том числе доля общего объема долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций (далее - рыночные обязательства, рыночные заимствования), - не более 35% суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год.
По итогам 2018 года уровень долговой нагрузки на республиканский бюджет составил 69%, уровень долга по рыночным обязательствам относительно доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений составил 35%. Значения указанных показателей соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и условиям соглашений в сфере бюджетного кредитования.
Расходы на обслуживание государственного долга Республики Калмыкия в 2018 году составили 196,5 млн. рублей или 1,7% от расходов республиканского бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В целях снижения долговой нагрузки на республиканский бюджет в виде выплаты процентных платежей и оптимизации расходов по обслуживанию долговых обязательств Республики Калмыкия в течение 2018 года проведена работа по следующим направлениям:
- снижение процентных ставок по действующим государственным контрактам с кредитными организациями, а также досрочное рефинансирование кредитов;
- снижение долговой нагрузки на бюджет за счет операций по управлению остатками средств на едином счете республиканского бюджета;
- замещение "дорогих" источников финансирования дефицита республиканского бюджета "казначейскими" бюджетными кредитами;
- использование возобновляемых кредитных линий со свободным графиком выборки и погашения.
В 2019 году продолжено привлечение бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах республиканского бюджета, предоставляемого Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия. В 2018 году было привлечено указанного кредита на общую сумму 2 529,0 млн. рублей, за 8 месяцев 2019 года - 1 880,0 млн. рублей.
В процессе управления государственным долгом Республика Калмыкия осуществляет рыночные заимствования в виде кредитов, получаемые от кредитных организаций. Кредитные средства для нужд республиканского бюджета у коммерческих банков привлекаются по итогам проведенных открытых аукционов в электронном виде по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, что позволяет снижать стоимость обслуживания кредитных ресурсов.
Структура государственного долга Республики Калмыкия включает среднесрочные и долгосрочные долговые обязательства, что способствует снижению бюджетных рисков. Объем реструктурированных долговых обязательств Республики Калмыкия перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам по состоянию на 1 сентября 2019 года составил 1 948,5 млн. рублей. По всем реструктурированным долговым обязательствам плата за пользование средствами федерального бюджета установлена в размере 0,1% годовых. Вся задолженность по бюджетным кредитам является долгосрочной, в связи с этим снижается нагрузка на республиканский бюджет по погашению долговых обязательств и расходов на обслуживание государственного долга Республики Калмыкия.
В течение 2019 года расчеты по долговым обязательствам Республики Калмыкия производятся своевременно и в полном объеме. Возникновения просроченных долговых обязательств Республики Калмыкия не допущено.
II. Цели и задачи государственной долговой политики
Характер и основные направления государственной долговой политики Республики Калмыкия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов определяются макроэкономической ситуацией, сложившейся на территории Российской Федерации и республики, требованиями бюджетного законодательства, а также условиями заключенных между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Калмыкия соглашений о предоставлении бюджету Республики Калмыкия из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Калмыкия и дополнительных соглашений к ним, заключенных в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
Целями государственной долговой политики Республики Калмыкия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов являются:
недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении республиканского бюджета;
поддержание размера и структуры государственного долга Республики Калмыкия в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств в полном размере и установленные сроки;
обеспечение минимально возможном стоимости обслуживания долговых обязательств Республики Калмыкия.
Задачами долговой политики Республики Калмыкия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов являются:
повышение эффективности государственных заимствований Республики Калмыкия;
обеспечение дефицита республиканского бюджета в 2020, 2021 и 2022 годах на уровне не более 10 процентов суммы доходов республиканского бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за 2020, 2021 и 2022 годы;
обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Республики Калмыкия перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", в том числе: обеспечение:
на 1 января 2021 года доли общего объема долговых обязательств Республики Калмыкия не более 66 процентов от суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Республики Калмыкия по кредитам, полученным от кредитных организаций не более 35 процентов от суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;
на 1 января 2022 года доли общего объема долговых обязательств Республики Калмыкия не более 57 процентов от суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Республики Калмыкия по кредитам, полученным от кредитных организаций не более 35 процентов от суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;
на 1 января 2023 года доли общего объема долговых обязательств Республики Калмыкия не более 49 процентов от суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств Республики Калмыкия по кредитам, полученным от кредитных организаций не более 35 процентов от суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;
ограничение ставок по кредитам, получаемым от кредитных организаций по вновь заключаемым государственным контрактам, на уровне ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на один процент годовых, на момент заключения государственного контракта;
формирование структуры государственного долга Республики Калмыкия с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований;
осуществление государственных заимствований в пределах, необходимых для обеспечения исполнения принятых расходных обязательств республиканского бюджета;
минимизация расходов на обслуживание государственного долга Республики Калмыкия за счет привлечения заемных средств по мере необходимости, досрочного исполнения долговых обязательств;
учет информации о государственном долге, формирование отчетности о государственных долговых обязательствах;
повышение эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств республиканского бюджета.
III. Основные мероприятия государственной долговой политики
Основными мероприятиями государственной долговой политики Республики Калмыкия являются:
осуществление на регулярной основе мониторинга финансового рынка и его анализ;
осуществление контроля за финансовыми рисками, связанными с заимствованиями и управлением государственным долгом Республики Калмыкия;
оптимизация структуры государственного долга за счет увеличения доли среднесрочных и долгосрочных долговых инструментов в общем объеме государственного долга Республики Калмыкия в целях равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей;
диверсификация долговых обязательств в целях исключения зависимости от одного кредитора;
осуществление операций по активному управлению государственным долгом Республики Калмыкия в целях снижения расходов по обслуживанию государственного долга Республики Калмыкия, совершенствования структуры государственного долга Республики Калмыкия;
привлечение в течение финансового года бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете республиканского бюджета;
размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о государственном долге Республики Калмыкия, с целью информирования населения Республики Калмыкия.
IV. Основные риски государственной долговой политики
Важное место в обеспечении долговой устойчивости занимает оценка рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом.
При реализации государственной долговой политики Республики Калмыкия возможно появление следующих рисков:
увеличение расходов на обслуживание государственного долга Республики Калмыкия в связи с увеличением процентных ставок;
нестабильность банковской системы, связанная с ужесточением процентной политики Центрального банка Российской Федерации и кредитными организациями;
невозможность рефинансирования текущих обязательств или вынужденное рефинансирование на невыгодных условиях;
увеличение расходных обязательств, не обеспечивающихся поступлением доходов республиканского бюджета в полном объеме;
возникновение социальных обязательств, расширяющих перечень полномочий республики, осуществляемых за счет средств республиканского бюджета.
Для минимизации рисков и сохранения их на приемлемом уровне необходимо:
осуществлять мониторинг конъюнктуры финансового рынка и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации для рефинансирования долговых обязательств и оптимизации расходов на обслуживание государственного долга Республики Калмыкия;
государственные заимствования должны носить планомерный характер, при этом объемы заимствований должны распределяться таким образом, чтобы снизить риск ухудшения условий заимствований;
при исполнении республиканского бюджета необходимо осуществлять управление ликвидностью счета бюджета для сглаживания пиков платежей по финансированию дефицита бюджета и погашению государственного долга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 14 октября 2019 г. N 285 "Об основных направлениях бюджетной, налоговой и государственной долговой политики Республики Калмыкия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Настоящее постановление вступает в силу с 14 октября 2019 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 23 октября 2019 г. N 0800201910230003, в Сетевом издании "Вестник правовых актов Правительства РК и органов исполнительной власти РК" от 26 октября 2019 г. N 36
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2019 г. N 397
Изменения вступают в силу с 26 декабря 2019 г.