Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2019 г. N 2476-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тарасовой Софии Владимировны на нарушение ее конституционных прав частью 13 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки C.В. Тарасовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка С.В. Тарасова оспаривает конституционность части 13 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", предусматривающей в том числе, что граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию, состоящие на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в органах внутренних дел по месту пенсионного обеспечения с даты постановки на учет в органах наркоконтроля.
Заявительница также оспаривает конституционность пункта 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты), а фактически его положения, согласно которому граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с правом на пенсию, состоявшие на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в органах внутренних дел по месту пенсионного обеспечения.
Как следует из представленных материалов, заявительница в период прохождения службы в территориальном органе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ была принята на учет в целях получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения. После увольнения со службы по выслуге лет, дающей право на пенсию, она 19 января 2015 года поступила на службу в органы прокуратуры и при выходе в отставку 27 июля 2016 года выбрала пенсию, предусмотренную пунктом 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", а в 2017 году - пенсию за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, был признан правомерным отказ территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации включить С.В. Тарасову в списки очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку на момент подачи заявления в 2016 году пенсионное обеспечение заявительницы в органах внутренних дел не осуществлялось.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку они ставят возможность получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения гражданином, уволенным со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию, в зависимость от того, в каком органе осуществляется его пенсионное обеспечение.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация, устанавливая гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), а также предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3), вместе с тем не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, а также условия предоставления жилищных гарантий для тех или иных категорий граждан. Разрешение данных вопросов, в том числе определение конкретных гарантий, порядка их реализации, а также круга лиц, на которых они распространяются, является прерогативой законодателя.
Положение части 13 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", предусматривая для нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников органов наркоконтроля, а также граждан, уволенных со службы в указанных органах с правом на пенсию, возможность постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с даты постановки на учет в органах наркоконтроля, призвано обеспечить сохранение и реализацию жилищных гарантий для данной категории граждан.
Правительство Российской Федерации в пункте 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты определило уполномоченные органы, осуществляющие принятие на учет граждан, уволенных с правом на пенсию со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, для получения указанной единовременной социальной выплаты, а именно органы внутренних дел по месту пенсионного обеспечения этих граждан. Само по себе возложение такой обязанности на указанные органы носит организационный характер и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Как следует из материалов жалобы, нарушение своих прав заявительница связывает с установленным действующим законодательством порядком предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения тем федеральным органом, который осуществляет пенсионное обеспечение гражданина, что лишает гражданина, являвшегося сотрудником различных федеральных органов, права на получение пенсии как бывшего сотрудника одного федерального органа, а права на социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения - как сотрудника другого.
Вместе с тем, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовой статус лица, уволенного с государственной службы, связанной с осуществлением правоохранительной деятельности, и имеющего право на получение пенсии, а также иных видов социального обеспечения, является единым для предоставления ему всех социальных гарантий (в рамках данного статуса). Указанный статус производен от правового статуса сотрудника соответствующего федерального органа, обусловлен спецификой его профессиональной деятельности, непосредственно предшествующей прекращению служебных отношений (Определение от 20 декабря 2018 года N 3338-О).
Исходя из этого, оспариваемое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию права определенной категории граждан, к которой относится заявительница, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, само по себе не может расцениваться как нарушающее ее конституционные права, поскольку, как указали суды, она получает пенсию за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации и не лишена возможности обратиться за получением данной социальной выплаты в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тарасовой Софии Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2019 г. N 2476-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тарасовой Софии Владимировны на нарушение ее конституционных прав частью 13 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации..."
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)