Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VIII
Порядок действий при авариях, учебные сборы и учения
Правило 1
Применение
Правила настоящей главы применяются к существующим судам длиной 24 м и более.
Правило 2
Общесудовая авральная сигнализация, расписание по тревогам и инструкции на случай аварии
1) Общесудовая авральная сигнализация должна обеспечивать подачу общесудового сигнала тревоги, состоящего из семи или более коротких звуковых сигналов и следующего за ними одного продолжительного звукового сигнала, подаваемых судовым свистком или сиреной, и, дополнительно, электрическим звонком или ревуном либо другим равноценным звукосигнальным устройством, работающим от основной судовой электросети, а также от аварийного источника электроэнергии, требуемого правилом IV/17.
2) Все суда должны иметь на борту для каждого члена экипажа четкие инструкции, которым надлежит следовать в случае аварии.
3) Расписание по тревогам должно быть вывешено в нескольких местах судна и, в частности, в рулевой рубке, машинном отделении и в помещении для экипажа и должно содержать информацию, указанную в нижеследующих пунктах.
4) В расписании по тревогам должно содержаться подробное описание общесудового сигнала тревоги, предписанного пунктом 1), а также действий членов экипажа по этому сигналу. В расписании по тревогам должно быть также указано, каким образом будет подаваться команда об оставлении судна.
5) В расписании по тревогам должны быть указаны обязанности различных членов экипажа, включая:
a) закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, мусорных рукавов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;
b) подачу снабжения в спасательные шлюпки, спасательные плоты и другие спасательные средства;
c) подготовку и спуск на воду спасательных шлюпок и плотов;
d) общую подготовку других спасательных средств;
e) использование средств связи; и
f) участие в аварийных партиях по борьбе с пожаром.
6) На судах длиной менее 45 м Администрация может допустить смягчение требований пункта 5), если убедится в том, что, ввиду малочисленности экипажа, нет необходимости иметь расписание по тревогам.
7) В расписании по тревогам должны быть указаны лица командного состава, ответственные за обеспечение того, чтобы спасательные и противопожарные средства содержались в хорошем состоянии и готовности к немедленному использованию.
8) В расписании по тревогам должны быть указаны заместители лиц, занятых на наиболее ответственных участках, которые могут оказаться выведенными из строя, учитывая при этом, что различные аварийные ситуации могут потребовать действий различного характера.
9) Расписание по тревогам должно быть составлено до выхода судна в море. Если после составления расписания по тревогам в составе экипажа происходят какие-либо изменения, требующие внесения изменений в расписание по тревогам, капитан должен либо внести в него исправления, либо составить новое расписание.
Правило 3
Подготовка и учения по оставлению судна
1) Учебные сборы и учения
a) Ежемесячно каждый член экипажа должен принять участие по меньшей мере в одном учении по оставлению судна и в одном учении по борьбе с пожаром. Однако на судах длиной менее 45 м Администрация может изменить это требование при условии, что по меньшей мере каждые три месяца проводится по меньшей мере одно учение по оставлению судна и одно учение по борьбе с пожаром. Если в ходе предыдущих сборов более 25% членов экипажа не принимали участие в проводившихся на судне учениях по оставлению судна и борьбе с пожаром, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 ч после выхода судна из порта. Для категорий судов, на которых это практически невозможно, Администрация может допустить другие меры, которые являются по меньшей мере равноценными вышеуказанным.
b) Каждое учение по оставлению судна должно включать:
i) вызов членов экипажа к местам сбора с помощью общесудовой авральной сигнализации и ознакомление их с порядком оставления судна, указанным в расписании по тревогам;
ii) прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;
iii) проверку того, что члены экипажа соответствующим образом одеты;
iv) проверку того, что спасательные жилеты надеты правильно;
v) приспускание по меньшей мере одной спасательной шлюпки после всей необходимой для спуска ее на воду подготовки;
vi) пуск и работу двигателя спасательной шлюпки;
vii) работу плотбалок, используемых для спуска спасательных плотов.
с) Каждое учение по борьбе с пожаром должно включать:
i) прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании пожарной тревоги;
ii) пуск пожарного насоса с использованием по меньшей мере двух требуемых водяных струй для демонстрации того, что система находится в надлежащем рабочем состоянии;
iii) проверку снаряжения пожарного и другого личного спасательного снаряжения;
iv) проверку соответствующего оборудования связи;
v) проверку работы водонепроницаемых и противопожарных дверей, пламегасителей и путей эвакуации;
vi) проверку необходимых устройств для последующего оставления судна.
d) Насколько это практически возможно, во время каждого последующего учения поочередно должны приспускаться, в соответствии с требованиями подпункта b) v), различные спасательные шлюпки.
e) Учения должны проводиться, насколько это практически возможно, так, как если бы существовала реальная аварийная ситуация.
f) Каждая спасательная шлюпка с расписанной на нее командой должна спускаться на воду и маневрировать на воде по меньшей мере один раз в три месяца во время проведения учения по оставлению судна.
g) Насколько это целесообразно и практически возможно, дежурные шлюпки, иные чем спасательные шлюпки, являющиеся также дежурными шлюпками, с расписанной на них командой один раз в месяц должны спускаться на воду и маневрировать на воде. Во всяком случае, настоящее требование должно соблюдаться по меньшей мере один раз в три месяца.
h) Если учения по спуску на воду спасательных и дежурных шлюпок проводятся на переднем ходу судна, то такие учения, ввиду связанной с ними опасности, должны проводиться лишь в защищенных водах и под наблюдением лица командного состава судна, имеющего опыт в проведении таких учений 43.
i) Во время каждого учения по оставлению судна должно проверяться аварийное освещение, необходимое для проведения сбора и оставления судна.
j) Учения могут приводиться в соответствие с необходимым снабжением, требуемым этими правилами. Однако, если снабжение установлено на борту на добровольной основе, оно должно использоваться в учениях и учения должны быть соответствующим образом откорректированы.
2) Подготовка и инструктаж, проводимые на судне
a) Обучение по использованию судовых спасательных средств и их снабжения должно проводиться на судне как можно скорее, но не позднее, чем через две недели после прибытия члена экипажа на судно. Однако, если член экипажа приписан к судну в соответствии с определенным сменным графиком, такое обучение должно проводиться не позднее, чем через две недели после того, как он впервые прибудет на судно.
b) Инструктаж по использованию судовых спасательных средств и сохранению жизни на море должен проводиться через такие же промежутки времени, как и учения. Каждый отдельный инструктаж может касаться различных элементов судового спасательного оборудования, однако в течение двух месяцев должно быть охвачено все судовое спасательное оборудование и спасательные средства. Каждый член экипажа должен пройти инструктаж, который включает, но не обязательно ограничивается этим, следующее:
i) приведение в действие и использование судовых надувных спасательных плотов, включая меры предосторожности относительно подбитой гвоздями обуви и других острых предметов;
ii) проблемы гипотермии, первая помощь при гипотермии и в других соответствующих случаях;
iii) специальные инструкции по использованию судовых спасательных средств в суровых погодных и морских условиях.
c) Подготовка на судне по использованию спускаемых с помощью плот-балки спасательных плотов должна проводиться на каждом судне, имеющем такие средства, по меньшей мере один раз в четыре месяца. Когда это практически возможно, учебное занятие должно включать надувание и приспускание спасательного плота. Для этого может использоваться специальный спасательный плот, предназначенный только для учебных целей, который не является частью судового спасательного оборудования. Такой специальный спасательный плот должен быть четко обозначен.
3) Записи
Даты проведения учебных сборов, а также подробное описание учений по оставлению судна и по борьбе с пожаром, учения с другими спасательными средствами и содержание проводимых на борту судна учебных занятий должны заноситься в судовой журнал, предписанный Администрацией. Если учебный сбор, учение или учебное занятие не были проведены в полном объеме в назначенное время, то в судовом журнале должна быть сделана запись, поясняющая обстоятельства и объем проведенного учебного сбора, учения или учебного занятия.
4) Наставление по оставлению судна
а) Наставление по оставлению судна должно иметься в каждой столовой и помещении для отдыха экипажа или в каждой каюте экипажа. Наставление по оставлению судна, которое может состоять из нескольких буклетов, должно содержать изложенные в легкодоступной форме инструкции и информацию, включая, где это возможно, иллюстрации, относительно имеющихся на судне спасательных средств и наилучших способов сохранения жизни. Вместо наставления любая часть такой информации может быть представлена с помощью аудиовизуальных пособий. Подробно должно быть отражено следующее:
i) надевание спасательных жилетов и гидрокостюмов, в зависимости от случая;
ii) сбор на назначенных местах сбора;
iii) посадка в спасательные шлюпки, спасательные плоты и в дежурные шлюпки, их спуск и отход от судна;
iv) спуск, производимый со спасательных шлюпок и плотов;
v) разобщение со спусковыми устройствами;
vi) методы защиты и использование в необходимых случаях защитных устройств в районах спуска;
vii) освещение районов спуска;
viii) использование всего спасательного оборудования;
ix) использование всех средств обнаружения;
x) с помощью иллюстраций - использование спасательного радиооборудования;
xi) использование плавучих якорей;
xii) использование двигателя и относящихся к нему устройств;
xiii) подъем спасательных шлюпок, спасательных плотов и дежурных шлюпок, включая установку их на место и крепление;
xiv) опасность переохлаждения и необходимость иметь теплую одежду;
xv) оптимальное использование возможностей спасательных шлюпок и плотов в целях сохранения жизни 44;
xvi) методы спасания, включая использование спасательного оборудования вертолетов (стропы; корзины, носилки), спасательных беседок, а также береговых спасательных средств и судовых линеметательных устройств;
xvii) все другие действия, указанные в расписании по тревогам и инструкциях на случай аварии;
xviii) инструкция по аварийному ремонту спасательных средств.
b) Для судов длиной менее 45 м Администрация может допустить смягчение требований подпункта а). Однако на борту судна должна находиться соответствующая информация о безопасности.
Правило 4
Тренировка на случай аварийных ситуаций
Администрация должна предусмотреть меры, которые, по ее мнению, являются необходимыми для удовлетворительного обучения экипажей судов своим обязанностям в случае аварии. Такое обучение должно включать следующее:
a) виды аварийных ситуаций, которые могут возникать, такие как столкновения, пожар и погружение судна в результате поступления воды в отсеки;
b) типы спасательных устройств, обычно находящихся на борту судов;
c) необходимость следовать принципам сохранения жизни;
d) значение подготовки и учений;
е) необходимость готовности к любой аварийной ситуации и постоянного знания:
i) информации, содержащейся в расписании по тревогам, в частности:
- конкретных обязанностей каждого члена экипажа в любой аварийной ситуации;
- собственного места каждого члена экипажа в спасательном средстве; и
- сигналов, подаваемых для сбора членов экипажа у их спасательных средств или на постах по расписанию пожарной тревоги;
ii) местонахождения собственного спасательного жилета каждого члена экипажа и запасных спасательных жилетов;
iii) местонахождения органов управления пожарной сигнализацией;
iv) путей эвакуации;
v) последствий паники;
f) действия, предпринимаемые для снятия людей с судов и спасательных шлюпок и плотов с помощью вертолета;
g) действия, предпринимаемые во время сбора у спасательных шлюпок и плотов, включая:
i) надевание надлежащей одежды;
ii) надевание спасательных жилетов; и
iii) привлечение дополнительных защитных средств, таких как одеяла, если позволит время;
h) действия, предпринимаемые в случае оставления судна, такие как:
i) посадка на спасательные шлюпки и плоты с судна и из воды; и
ii) прыгание в море с высоты и уменьшение опасности телесного повреждения при входе в воду;
i) действия, предпринимаемые в воде и обеспечивающие:
i) выживание в условиях:
- пожара или нефти на поверхности воды;
- холода; и
присутствия акул в водах;
ii) возврат в нормальное положение опрокинувшейся спасательной шлюпки и плота;
j) действия, предпринимаемые на борту спасательной шлюпки и плота, такие как:
i) быстрый отвод спасательной шлюпки и плота от судна;
ii) защита от холода или чрезмерного тепла;
iii) использование плавучего якоря;
iv) постоянное наблюдение;
v) подъем на борт оставшихся в живых людей и уход за ними;
vi) обеспечение обнаружения другими людьми;
vii) проверка имеющегося в спасательной шлюпке или на спасательном плоту снабжения и правильное его использование; и
viii) нахождение, насколько это возможно, в непосредственной близости от места аварии;
k) основные опасности для спасшихся и общие принципы выживания, включая:
i) меры предосторожности в холодных климатических условиях;
ii) меры предосторожности в тропических условиях;
iii) подверженность воздействию солнца, ветра, дождя и волн;
iv) значение надлежащей одежды;
v) меры защиты на спасательных шлюпках и плотах;
vi) воздействие пребывания в воде и гипотермии;
vii) недопущение обезвоживания организма;
viii) защита от морской болезни;
ix) правильное потребление пресной воды и пищи;
x) последствия потребления морской воды;
xi) имеющиеся средства, обеспечивающие обнаружение другими людьми; и
xii) важность поддержания морального состояния;
I) действия, предпринимаемые при борьбе с пожаром:
i) использование пожарных рукавов с различными стволами;
ii) использование огнетушителей;
iii) знание расположения противопожарных дверей; и
iv) использование дыхательных аппаратов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.