Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Федерального дорожного агентства
от 09.09.2019 г. N 2605
"Приложение N 9
к Учетной политике Федерального дорожного агентства,
утвержденной приказом Федерального дорожного агентства
от 20 декабря 2018 г. N 4037
Иные вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета, необходимые для организации ведения учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности
1. Организационные аспекты учетной политики в целях бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности
При формировании Учетной политики Федеральное дорожное агентство (далее - Агентство):
- определяет выбор по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета одного из нескольких способов, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету;
- устанавливает способы ведения бухгалтерского учета, самостоятельно разработанные Агентством, при отсутствии законодательно закрепленного порядка учетных операций, исходя из положений нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Для внесения изменений и дополнений в Учетную политику Агентства, руководители структурных подразделений Агентства вносят предложения в адрес начальника Финансово-экономического управления не позднее 1 ноября текущего года.
Предложения оформляются в письменном виде и должны включать предлагаемые изменения и дополнения в виде процессов по учету факта хозяйственной жизни, содержащие описание:
- входящей и исходящей информации структурного подразделения Агентства;
- документооборота и взаимодействия структурных подразделений Агентства.
При этом все предлагаемые операции должны соответствовать гражданскому законодательству Российской Федерации и не приводить к негативным последствиям.
Начальник Финансово-экономического управления/главный бухгалтер дополняют предложения в части компетенции в ходе рассмотрения предложений руководителей структурных подразделений Агентства, оценивают обоснованность, необходимость и полноту предлагаемых дополнений и изменений.
После согласования с заместителем руководителя Агентства, курирующим деятельность Финансово-экономического управления, предлагаемые дополнения и изменения вносятся в учетную политику Агентства.
Руководители структурных подразделений Агентства представляют на согласование и утверждение, в составе соответствующего графика документооборота, формы первичных учетных документов в письменном виде, на имя начальника Финансово-экономического управления Агентства.
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт хозяйственной жизни, а также бухгалтерские расчеты и справки. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Перечень первичных учетных документов, применяемых в Агентстве, порядок их составления и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете установлены графиком документооборота, утвержденным соответствующим приказом Агентства.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, не несет ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
При необходимости, как в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), так и в самостоятельно разработанные формы, утвержденные приказом Агентства, могут вноситься дополнительные реквизиты.
Первичные учетные документы применяются (составляются, распечатываются, подписываются) в Агентстве как в формате "лицевая сторона" (n-ая страница), так и в формате "лицевая/оборотная сторона".
При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичной учетной документации допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф и строк с учетом значимости показателей, включения дополнительных строк (включая свободные) и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации.
Документирование фактов хозяйственной жизни, ведение регистров бухгалтерского учета и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности Агентства осуществляется на русском языке.
Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русском языке. Ответственными за представление в бухгалтерию построчного перевода на русском языке документов в установленном законодательством порядке назначаются лица, инициирующие факт хозяйственной жизни, отвечающие за оформление документов и передачу в бухгалтерскую службу.
Требования начальника Финансово-экономического управления/главного бухгалтера Агентства по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений являются обязательными для всех работников Агентства.
Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в программном комплексе "Автоматизированная подготовка, сбор и анализ сводной бухгалтерской и иной отчетности" в системе Федерального дорожного агентства и используются для систематизации и накопления информации для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности Агентства.
При регистрации объектов учета в регистрах бухгалтерского учета не допускаются пропуски, исключения или изъятия, регистрация мнимых и притворных объектов учета в соответствующих регистрах.
Перечень применяемых регистров бухгалтерского учета в Агентстве предусмотрен графиком документооборота, утвержденным соответствующим приказом Агентства.
Ответственными лицами за ведение регистров бухгалтерского учета являются:
- исполнители - сотрудники отдела бухгалтерского учета Финансово-экономического управления Агентства, ответственные за ведение бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни и осуществляющие контроль закрытия бухгалтерского учета на отчетную дату и перенос остатков;
- начальник отдела бухгалтерского учета Финансово-экономического управления Агентства;
- главный бухгалтер Агентства.
По окончании отчетного периода регистры бухгалтерского учета распечатываются, подписываются ответственными лицами и подшиваются в твердые папки.
Движение первичных (сводных) учетных документов в бухгалтерском (бюджетном) учете (создание, получение от других учреждений или организаций, передача в рамках взаимодействия структурных подразделений Агентства, принятие к учету, обработка) регламентируется графиком документооборота, устанавливающим порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете.
График документооборота по участкам бухгалтерского (бюджетного) учета определяется главным бухгалтером.
Особенности документооборота в части взаимодействия между структурными подразделениями Агентства фиксируются (отражаются) ответственными исполнителями подразделений по утвержденной форме графика документооборота и представляются в Финансово-экономическое управление на согласование в целях дополнения утвержденного графика документооборота или исключения противоречий и дублирований.
Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременное и качественное оформление первичных учетных (сводных) документов, своевременную передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности, а также за достоверность содержащихся в них данных возлагается на лиц, создавших и подписавших эти документы.
Ответственный исполнитель Финансово-экономического управления при принятии несвоевременно поступивших первичных (сводных) учетных документов от ответственных сотрудников структурных подразделений Агентства проставляет дату получения (с помощью штампа или от руки) и роспись на документе и в случае поступления документа после 1 января текущего финансового года регистрирует документ в "Журнале документов, поступивших в текущем финансовом году за предыдущие отчетные годы".
Ответственность за налоговые последствия, недостоверность и (или) искажение бухгалтерской (бюджетной) отчетности по причине несвоевременности предоставления первичных (сводных) учетных документов возлагается на ответственных исполнителей структурных подразделений Агентства, не предоставивших документы или предоставивших в нарушение установленных сроков.
Бухгалтерский учет фактов хозяйственной жизни ведется в рублях и копейках, с десятичными знаками после запятой.
Нумерация платежных документов осуществляется в подразделениях Финансово-экономического управления в зависимости от вида расхода и источника финансирования. Данное обстоятельство связано с используемым в Агентстве программным обеспечением.
Определение объектов имущества, не соответствующих критериям актива, допускается как при инвентаризации, проводимой в целях формирования годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (по иным обязательным основаниям), так и в течение года - по мере необходимости.
В Агентстве формирование и представление отчетности осуществляется в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 260н, и приказами Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений", от 01.03.2016 N 15н "Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и инструкции о порядке их составления и представления", от 12.05.2016 N 60н "Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, представляемой федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, и инструкции о порядке их составления и представления" и организовано по децентрализованной системе.
Для делегирования полномочий лицу (лицам), у которых право подписи первичных учетных документов и бухгалтерской (финансовой) отчетности не возникает в силу их должностных обязанностей, руководитель Агентства определяет и утверждает соответствующий перечень.
Закрепление соответствующих полномочий осуществляется посредством издания Агентством:
- распорядительного акта на право подписи конкретным лицом или перечнем лиц;
- доверенности на право подписи.
Лица, подписавшие электронной подписью первичную и (или) сводную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в виде электронного документа, подписывают изготовленные на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.
Отражение в бухгалтерском учете на счетах санкционирования расходов фактов регистрации бюджетных обязательств, сформированных в виде электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", осуществляется ответственным исполнителем бухгалтерской службы Агентства на основании извещений о постановке на учет бюджетных обязательств, представленных структурными подразделениями Агентства, ответственными за соответствующее направление расходования средств федерального бюджета.
2. Методические аспекты учетной политики в целях бухгалтерского учета
Учет нефинансовых активов
Каждому инвентарному объекту нефинансовых активов присваивается инвентарный номер, состоящий из шестнадцати знаков. Структура шестнадцатизначного кода инвентарного номера включает следующие составные части:
аббревиатура - "ФДА дефис" (ФДА-) (1-4 разряды);
глава по сводному реестру - 108 (5-7 разряды);
синтетический счет бюджетного учета - 10Ххх (объект учета, группа, вид) (8-12 разряды);
порядковый номер (13-16 разряды).
Указанная структура инвентарного номера применяется с 01.01.2019.
Справедливая стоимость объектов имущества, полученных в рамках необменных операций (дарение, безвозмездное получение имущества, получение объектов имущества по распоряжению его собственника без указания стоимостных оценок), определяется методом сравнительного анализа рыночных цен по среднему значению. Допускается использование нескольких коммерческих предложений. При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные Агентством как от независимых экспертов (оценщиков), либо сформированные Агентством самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе. Результат такой оценки должен быть документально подтвержден протоколом постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, сформированным на основании информации (данных), предоставленной(ых) ответственными сотрудниками структурных подразделений Агентства, являющихся функциональными заказчиками, инициировавшими факт хозяйственной жизни.
Оценка первоначальной стоимости безвозмездно поступивших основных средств по справедливой стоимости не распространяется на объекты основных средств, полученные Агентством от собственника (учредителя) или иной организации государственного сектора. Такие объекты признаются в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником, учредителем) - по стоимости, отраженной в передаточных документах.
В случае невозможности определения справедливой стоимости вышеуказанными методами Агентством признается в бухгалтерском учете имущество в условной оценке: один объект - один рубль, на основании оформленного Агентством в одностороннем порядке акта в соответствии с решением постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов.
Учет основных средств
Учет основных средств (ОС) ведется в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 257н, и Методическими указаниями по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", направленными письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237.
При необходимости объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной, признаются для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств и объединяются в один инвентарный объект (периферийные устройства и компьютерное оборудование, мебель, используемая в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения).
Состав такого инвентарного объекта (изменения состава) определяется материально ответственными лицами, совместно с постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов, в течение года по мере необходимости. Информация о составе представляется в Финансово-экономическое управление в письменном виде с целью дополнения и изменения учетной политики Агентства. Применение указанного способа объединения объектов осуществляется после утверждения указанных изменений перспективным способом. Ранее принятые к учету объекты не подлежат объединению.
Стоимость объекта основных средств до 40 000 рублей признается несущественной в целях признания актива комплексом объектов основных средств.
Начисление амортизации по всем объектам основных средств производится линейным методом исходя из сроков полезного использования актива.
С учетом технической возможности используемого программного комплекса "Автоматизированная подготовка, сбор и анализ сводной бухгалтерской и иной отчетности" в системе Федерального дорожного агентства при необходимости допускается объединение сумм амортизации структурных частей объекта основных средств, признанных единицами учета в связи с различными сроками полезного использования и стоимостями (значительными величинами от общей стоимости объекта имущества), при условии равного срока полезного использования.
В случае если порядок эксплуатации группы основных средств (составных частей одного из объектов основного средства в составе группы) требует замены отдельных составных частей одного из объектов основного средства в составе группы, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта группы основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объектов основных средств объединенных в группу (прогнозируется получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость можно надежно оценить).
При этом стоимость группы основных средств уменьшается на стоимость заменяемых частей в соответствии с установленным порядком прекращения признания (выбытия с бухгалтерского учета) объектов основных средств.
В случае если порядок эксплуатации группы основных средств (объекта основного средства в составе группы) требует выбытия одного из объектов основного средства в составе группы, стоимость объекта группы основных средств уменьшается на стоимость выбываемого объекта основного средства в соответствии с установленным порядком прекращения признания (выбытия с бухгалтерского учета) объектов основных средств.
В случае признания в стоимости объекта основных средств и (или) группы основных средств объема произведенных капитальных вложений при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств (прогнозируется получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость можно надежно оценить), сформированных из затрат на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении капитальных ремонтов, любая учтенная ранее в стоимости объекта основных средств и (или) группы основных средств сумма затрат на проведение предыдущего капитального ремонта подлежит списанию в расходы текущего периода (на уменьшение финансового результата).
При переоценке объекта основных средств (в том числе объектов основных средств, отчуждаемых не в пользу Агентства) сумма накопленной амортизации, исчисленная на дату переоценки, учитывается путем пересчета накопленной амортизации, при котором накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. Указанный способ предусматривает увеличение (умножение) балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.
Учет нематериальных активов
Первоначальная стоимость признаваемого в бухгалтерском учете объекта нематериальных активов формируется на основании информации, представленной исполнителем по государственному контракту (договору), в результате исполнения которого получен объект нематериального актива.
В случае отсутствия указанной информации первоначальная стоимость формируется на основании решения постоянно действующей комиссии Агентства по поступлению и выбытию объектов нематериальных активов.
Учет материальных запасов при передаче на сторону
При заключении договоров на выполнение работы с использованием материала заказчика необходимо учитывать следующее.
Поскольку при передаче давальческих материалов право собственности на них к подрядчику не переходит, данные материалы не списываются Агентством с балансового учета.
Передача давальческих материалов оформляется на основании первичных учетных документов, которые предусмотрены условиями контракта (договора).
Стоимость материалов отражается на забалансовом счете 45 "Материалы, переданные на давальческой основе" при передаче их подрядчику и списывается с этого счета при представлении подрядчиком отчета об израсходовании материалов (п. 1 ст. 713 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Списание стоимости материалов, использованных для выполнения работ исполнителем, оформляется записью по дебету счета 1 401 20 272 и кредиту счета 1 105 34 440 на основании отчета.
Учет доходов и расходов
Учет доходов осуществляется на счетах 1 401 10 000 "Доходы текущего финансового года", 1 401 18 "Доходы финансового года, предшествующего отчетному", 1 401 19 "Доходы прошлых финансовых лет" и 1 401 40 "Доходы будущих периодов".
На счете учета 1 401 40 "Доходы будущих периодов" учитывается движение доходов, полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам:
доходы от операций с объектами аренды (от предоставления права пользования активом) арендная плата за земельные участки;
доходы от выставленных претензий за нарушения условий государственного контракта, оспариваемых исполнителями государственного контракта, когда сумму поступлений невозможно надежно оценить;
прочие начисления исходя из экономического содержания операций.
На счетах учета 1 401 18 "Доходы финансового года, предшествующего отчетному" и 1401 19 "Доходы прошлых финансовых лет" осуществляется признание доходов в части отражения бухгалтерских записей по ошибкам соответствующих лет, предшествующих году их исправления.
В случае регистрации права на объект недвижимости, по которому отсутствуют данные о ранее присвоенном государственном учетном номере и неопределенной кадастровой стоимости согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект, предоставленной соответствующим органом регистрации права, принятие к бухгалтерскому учету осуществляется по дебету соответствующего счета учета нефинансовых активов и кредиту счета 1 401 10 189 "Иные доходы" в условной оценке один объект - один рубль с последующей корректировкой до справедливой стоимости.
Администрирование доходов осуществляется по кодам классификации доходов бюджетов согласно перечню источников доходов федерального бюджета, сформированному в соответствии с группировкой доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и закрепленному за Агентством в установленном порядке.
Расходы, произведенные Агентством в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 1 401 50 000 "Расходы будущих периодов" в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
К расходам будущих периодов (активов) Агентства относятся:
расходы за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированных разовых платежей, и расходы, связанные с доработкой программного обеспечения, отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия;
расходы на приобретение лицензионного программного обеспечения, прочих видов лицензий и сертификатов;
расходы на страхование;
иные расходы, исходя из индивидуального определения отнесения затрат к следующим отчетным периодам для каждой ситуации (факта хозяйственной жизни) на дату представления информации (первичного учетного документа).
Перечисленные виды активов отражаются в бухгалтерском учете по каждому объекту учета (каждой лицензии, каждому сертификату и т.д.), договорам и т.д.
Перечисленные виды активов подлежат равномерному отнесению на финансовый результат Агентства в течение периода, к которому они относятся (в течение срока договора, срока действия сертификата и т.д.).
Расходы Агентства на получение лицензий и сертификатов, выданных на срок "бессрочно", подлежат равномерному отнесению на финансовый результат Агентства (Дт 1 401 20 000 "Расходы текущего финансового года"/Кт 1 401 50 000 "Расходы будущих периодов") в течение 5 (пяти) лет.
На счетах учета 1 401 28 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному" и 1 401 29 "Расходы прошлых финансовых лет" осуществляется признание расходов в части отражения бухгалтерских записей по ошибкам соответствующих лет, предшествующих году их исправления.
Учет объектов операционной аренды
Учет объектов операционной аренды ведется в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 258н (далее - СГС "Аренда"), и Методическими указаниями по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", направленными письмом Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464.
В случае передачи учреждениями, созданными собственником государственного (муниципального) имущества (Агентством), объектов нефинансовых активов при выполнении ими функций по осуществлению содержания государственного (муниципального) имущества и организационно-техническому обеспечению учреждений, созданных собственником (Агентством), в целях использования учреждениями указанного имущества при выполнении возложенных на них функций (полномочий) без возложения на пользователя имущества обязанности по его содержанию, классификация объектов учета аренды не осуществляется - положения СГС "Аренда" к указанным операциям (отношениям) не применяются.
При этом операции по передаче такого имущества подлежат отражению:
передающей стороной - на соответствующих счетах аналитического учета основных средств (0 101 00 000 "Основные средства") с одновременным отражением на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование";
принимающей стороной - на забалансовом счете 46 "Имущество, полученное в безвозмездное пользование в рамках возложенных функций (полномочий)", введенном дополнительно для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного (полученного) в пользование, в рамках формирования рабочего плана счетов учетной политики.
Расчеты по обязательствам
Акт сверки расчетов не является первичным учетным документом, на основании которого могут быть сделаны записи в бухгалтерском (бюджетном) учете Агентства.
Сверка расчетов с дебиторами и кредиторами не является частью инвентаризации, а в бухгалтерской (финансовой) отчетности Агентства отражаются только те суммы задолженностей, которые безусловно подтверждены первичными учетными документами и имеются в наличии.
Начисление и перечисление выплат сотрудникам
Все виды выплат (пособия, материальная помощь, компенсационные выплаты и пр.) начисляются сотрудникам Агентства на основании решения руководителя о назначении соответствующей выплаты, оформленного распорядительным актом Агентства.
Начисление денежного содержания сотрудникам Агентства за текущий месяц производится последним календарным днем текущего месяца.
Классифицирование дебиторской задолженности по категориям: долгосрочная задолженность, просроченная задолженность, задолженность, обладающая признаками безнадежной к взысканию, которая не ожидается к поступлению в обозримом будущем, и не участвовавшая в прогнозировании доходов на плановый период
Просроченная дебиторская задолженность - это долг контрагента, не оплаченный в срок по условиям обязательств, в частности в рамках исполнения государственного контракта (договора, соглашения и пр.). Сумма неотработанного контрагентом аванса (дебиторская задолженность по расходам) в случае прекращения срока действия контракта по его условиям относится к просроченной задолженности, а сумма пеней или начисленной компенсации (штрафа) по претензиям (дебиторская задолженность по доходам) относится к просроченной задолженности в случае нарушения срока, указанного (определенного) для данных обязательств в претензиях.
Просроченная задолженность с истекшим сроком исковой давности (ст. 196 Гражданского Кодекса Российской Федерации) признается безнадежной к взысканию по решению постоянно действующей комиссии Агентства по принятию решения о признании и списании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, на основании представленных в Комиссию документов, подтверждающих наличие оснований для принятия соответствующего решения.
Учет положительных результатов по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР)
При отражении в учете результатов исполнения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по утвержденной тематике, которые не обладают признаками, позволяющими отнести их к нефинансовым активам в соответствии с инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, необходимо учитывать следующее.
Конечный результат исполнения указанных государственных контрактов признается положительным результатом исполнения в случае, если целью и конечным результатом является разработка отраслевых дорожных методических документов (ОДМ), стандартов, регламентов, рекомендаций, предназначенных для внедрения в дорожной отрасли, а результаты исполнения в соответствии с техническим заданием оформляются в виде отчета о научно-исследовательской работе и могут включать в себя окончательную редакцию ОДМ (стандарта, регламента, рекомендаций), а также предложения по внедрению результатов работы.
Отнесение на финансовый результат (1 401 20 000 "Расходы текущего финансового года") положительных результатов указанных государственных контрактов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии Агентства по поступлению и выбытию объектов нематериальных активов.
Затраты, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, до момента представления в Финансово-экономическое управление соответствующего решения постоянно действующей комиссии Агентства по поступлению и выбытию объектов нематериальных активов отражаются в учете по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы".
Ведение кассовых операций
Расходные и приходные ордера по операциям с денежными средствами (наличными) в валюте Российской Федерации и иностранной валюте учитываются в хронологическом порядке с начала календарного года и имеют сквозную комбинированную нумерацию в течение всего года с выделением буквенного обозначения: В - валютная, и отражаются в единой кассовой книге.
Расходные и приходные ордера по операциям с денежными документами учитываются в хронологическом порядке с начала календарного года и имеют сквозную комбинированную нумерацию в течение всего года с выделением буквенного обозначения: Ф - фондовая, и отражаются в фондовой кассовой книге.
В случае осуществления операций по приобретению денежных документов (марок) и отправке корреспонденции с их использованием в течение одного дня, при условии предоставления отчета об использовании денежных документов, оформление кассовых ордеров (фондовых) и авансового отчета по использованию денежных документов (фондового) не требуется.
Осуществление операций с денежными средствами в иностранной валюте
Учет операций по движению денежных средств в иностранных валютах ведется одновременно в соответствующей иностранной валюте и в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации (далее - рублевый эквивалент) на дату признания (принятия к бухгалтерскому учету) или на отчетную дату (отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности).
Последующая оценка осуществляется путем пересчета в рублевый эквивалент по курсу пересчета на дату совершения операций с денежными средствами и на каждую отчетную дату.
Курсовые разницы признаются в бухгалтерском учете в составе финансового результата текущего периода с отнесением на увеличение (уменьшение) стоимости денежных средств.
Операции с денежными средствами в иностранной валюте осуществляются в целях обеспечения выплат работникам Агентства суточных и предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений", приказом Минфина России от 02.08.2004 N 64н "Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений" с учетом положений Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", приказов Казначейства России от 10.10.2008 N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" и от 30.06.2014 N 10н "Об утверждении Правил обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)".
В соответствии с утвержденным планом командировок за границы Российской Федерации Агентства на текущий финансовый год формируется расчет потребности суммы в иностранной валюте на корреспондентском счете кредитной организации (филиала) и определяется ее рублевый эквивалент по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату формирования расчета. При внесении изменений в план командировок за границы Российской Федерации Агентства актуализируется расчет потребности суммы в иностранной валюте с учетом фактически осуществленных расходов.
На сумму потребности в рублевом эквиваленте Агентством оформляется заявка на кассовый расход, на основании которой перечисляются средства федерального бюджета на корреспондентский счет кредитной организации, имеющей право согласно лицензиям Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, для последующей конвертации в иностранную валюту по курсу кредитной организации (филиала) и перечисления на счет, открытый Агентству для указанных целей в кредитной организации (филиале).
Сумма процентов, начисленная кредитной организацией (филиалом) на остатки средств в иностранной валюте на счете Агентства, подлежит зачислению на соответствующий лицевой счет Межрегионального операционного управления Федерального казначейства (далее - МО УФК) для перечисления в доход федерального бюджета. Сумма процентов, начисленная за декабрь, подлежит зачислению на соответствующий лицевой счет МО УФК в соответствии с порядком, определенным Федеральным казначейством в текущем финансовом году.
В день списания со счета в иностранной валюте суммы процентов на основании поручения Агентства кредитной организацией (филиалом) осуществляется конвертация суммы в валюту Российской Федерации по курсу кредитной организации (филиала).
Переоценка денежных средств в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату (на дату формирования регистров бухгалтерского учета).
Рублевый эквивалент остатка средств в иностранных валютах на отчетную дату (на дату формирования регистров бухгалтерского учета) отражается в бухгалтерском учете в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на отчетную дату (на дату формирования регистров бухгалтерского учета).
При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента на счете в иностранной валюте Агентства, относятся на увеличение (уменьшение) финансового результата текущего финансового года.
По состоянию на 1 января остаток средств федерального бюджета в иностранной валюте на счете Агентства, открытом в кредитной организации (филиале) на территории Российской Федерации, не допускается.
Признание обязательств по уплате налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
Постановка на учет обязательств по налогу на имущество и земельному налогу в текущем финансовом году осуществляется ежеквартально на основании справки-расчета и бухгалтерской справки (ф. 0504833) по начисленным налоговым платежам, датой подписания указанных справок на бумажном носителе исполнителями, ответственными за формирование факта хозяйственной жизни, с отражением на соответствующих счетах "Обязательства", "Финансовый результат" и "Санкционирование расходов" до момента формирования расчета по авансовым платежам и (или) декларации в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В финансовом году, следующем за отчетным, в случае необходимости изменения (увеличения, уменьшения) показателя расходов (обязательств) по начисленным налоговым платежам отчетного года на основании налоговой декларации до момента представления бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо осуществить корректировку соответствующего показателя отчетного года в части обязательств, формирующих:
- кредиторскую задолженность на отчетную дату (подлежащую оплате в текущем финансовом году) с использованием счета 1 401 50 "Расходы будущих периодов";
- дебиторскую задолженность на отчетную дату (подлежащую зачету в счет предстоящих платежей по налогам в текущем финансовом году) путем исправительной записи и формирования бухгалтерской справки (ф. 0504833).
Учет нефинансовых активов, составляющих казну
Учет земельных участков, предоставленных в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги", которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на соответствующем аналитическом счете учета синтетического счета 0 108 50 000 "Нефинансовые активы, составляющие казну" по кадастровому номеру и кадастровой стоимости земельного участка с аналитикой по договорам.
Изменение кадастровой стоимости осуществляется на дату представления сведений от Государственной компании "Российские автомобильные дороги" о соответствующем изменении.
Учет нефинансовых активов, составляющих казну в концессии
Учет объектов имущества, созданных и переданных в рамках концессионного соглашения, осуществляется на соответствующих аналитических счетах учета синтетического счета 0 108 90 000 "Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии" по стоимости, указанной в актах приема-передачи.
При необходимости объекты имущества признаются для целей учета комплексом объекта имущества и объединяются в одну учетную единицу по стоимости, равной сумме стоимостей объединенных объектов.
Допускается групповой учет объектов имущества при необходимости.
Начисление амортизации на указанные объекты имущества не производится в связи с наличием норм по обязанности концессионера учитывать объект на отдельном балансе и начислять по нему амортизацию (пункт 16 статьи 3 Федерального закона от 21.07.05 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"; абзац 6 пункта 1 статьи 256 НК РФ - в части начисления амортизации в течение срока действия соглашения в порядке, установленном НК РФ). На дату прекращения концессионного соглашения информация о начисленной амортизации по указанным объектам признается в учете Агентства на основании данных, сформированных в соответствии с данными, накопленными в регистрах бухгалтерского учета концессионера и представленных концессионером в порядке и сроки, определенные условиями соглашения.
Если по данным концессионера на дату прекращения концессионного соглашения сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета не уменьшила имущество казны в концессии за ее счет, то в бухгалтерском учете концедента по указанным объектам учета начисление амортизации продолжается до полного погашения первоначальной стоимости по синтетическому счету 1 104 59 000 "Амортизация имущества казны в концессии" исходя из механизма (метода, способа) исчисления амортизации концессионером и оставшегося срока полезного использования этого объекта.
Учет на забалансовых счетах
Учет имущества, полученного в пользование или сформированного Агентством как вложение в объеме фактических затрат в объекты нефинансовых активов, до момента оформления соответствующих документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления (правоустанавливающих документов) осуществляется на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
В отношении имущества, полученного в пользование при приеме-передаче, учет осуществляется по стоимости, указанной в первичном документе (подтверждающем получение (принятие) имущества) передающей стороной, а в случае одностороннего оформления акта Агентством в условной оценке: один объект - один рубль, до момента определения справедливой стоимости объекта учета.
В отношении имущества, сформированного Агентством как вложение в объеме фактических затрат в объекты нефинансовых активов, учет осуществляется по стоимости вложения каждого объекта актива при приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройки, дооборудовании и т.п.) до момента оформления соответствующих документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления (правоустанавливающих документов).
Учет материальных ценностей на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" осуществляется по балансовой стоимости объекта учета.
Учет банковских гарантий на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" осуществляется по сумме обеспечения, указанного в ней.
Учет объектов основных средств на забалансовом счете 21 "Основные средства в эксплуатации" осуществляется на основании первичного документа, подтверждающего ввод (передачу) объекта в эксплуатацию по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
Учет на забалансовом счете 24 "Имущество, переданное в доверительное управление" осуществляется при передаче показателей стоимости нефинансовых активов в Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" (далее - ГК "Автодор") (передаваемых Министерством транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России) в доверительное управление в ГК "Автодор"), в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением.
При передаче показателей стоимости нефинансовых активов ГК "Автодор" (передаваемых Минтрансом России в доверительное управление в ГК "Автодор") для ведения аналитического учета используются следующие субсчета, открытые к забалансовому счету:
24.11 "Показатели стоимости объектов нефинансовых активов (основных средств), подлежащих передаче ГК "Автодор" (передаваемых Минтрансом России в доверительное управление в ГК "Автодор")" - для отражения количества (по объектам) и показателей балансовой стоимости основных средств, выбывших с балансовых счетов 1 101 хх ххх, в корреспонденции со счетом 1 401 20 241;
24.12 "Показатели амортизации по объектам нефинансовых активов (основных средств), подлежащих передаче ГК "Автодор" (передаваемых Минтрансом России в доверительное управление в ГК "Автодор")" - для отражения показателей начисленной амортизации по объектам нефинансовых активов (основных средств), выбывшей с балансовых счетов 1 104 хх ххх, в корреспонденции со счетом 1 401 20 241;
24.2 "Показатели стоимости вложений в нефинансовые активы, подлежащих передаче ГК "Автодор" (передаваемых Минтрансом России в доверительное управление в ГК "Автодор")", в том числе по инвестиционным проектам, - для отражения показателей стоимости вложений в нефинансовые активы в разрезе видов (кодов) затрат, выбывших с балансовых счетов 1 106 хх ххх, в корреспонденции со счетом 1 401 20 241;
24.3 "Показатели стоимости объектов нефинансовых активов (нематериальных активов), подлежащих передаче ГК "Автодор" (передаваемых Минтрансом России в доверительное управление в ГК "Автодор")" - для отражения количества (по объектам) и показателей балансовой стоимости нематериальных активов, выбывших с балансовых счетов 1 102 хх ххх, в корреспонденции со счетом 1 401 20 241;
24.12 "Показатели амортизации по объектам нефинансовых активов (нематериальных активов), подлежащих передаче ГК "Автодор" (передаваемых Минтрансом России в доверительное управление в ГК "Автодор")" - для отражения показателей начисленной амортизации по объектам нефинансовых активов (нематериальных активов), выбывшей с балансовых счетов 1 104 хх ххх, в корреспонденции со счетом 1 401 20 241;
24.хх Иные показатели по объектам учета, не отнесенные к вышеперечисленным, подлежащим передаче ГК "Автодор" (передаваемым Минтрансом России в доверительное управление в ГК "Автодор")".
Принятие к учету показателей стоимости нефинансовых активов осуществляется на основании извещения (форма ОКУД N 0504805) с показателями соответствующего забалансового счета подведомственного учреждения (принимающая сторона - Агентство) и акта приема-передачи, подписанного подведомственным учреждением (передающей стороной) и ГК "Автодор" (принимающей стороной), по стоимости, указанной в документах.
В Министерство транспорта Российской Федерации направляется с сопроводительным письмом комплект документов (извещение (форма ОКУД N 0504805), акт приема-передачи и пр.) с показателями соответствующего забалансового счета Агентства (принимающая сторона - Минтранс России).
Выбытие с забалансового учета показателей стоимости нефинансовых активов (признание процесса передачи завершенным), подлежащих передаче в ГК "Автодор", производится на основании подписанных Минтрансом России соответствующих извещений и актов приема-передачи.
Учет на забалансовом счете 46 "Имущество, полученное в безвозмездное пользование в рамках возложенных функций (полномочий)" осуществляется по балансовой стоимости или остаточной стоимости (при наличии) имущества, указанным передающей стороной в первичных учетных документах, подтверждающих передачу (акт, договор), либо в условной оценке один объект - один рубль при нулевой остаточной стоимости.
Выбытие объектов учета производится на основании акта передачи по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.".
<< Приложение N 1 |
||
Содержание Приказ Федерального дорожного агентства от 9 сентября 2019 г. N 2605 "О внесении изменений в Учетную политику Федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.