Администрация Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу Кадошкинского муниципального района "Комплексное развитие сельских территорий Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия на 2020 - 2025 гг." (далее - Муниципальная программа).
2. Объемы финансирования мероприятий Муниципальной программы подлежат ежегодному уточнению.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Главы Кадошкинского муниципального района по строительству, транспорту, промышленности и связи Д.Л. Давыдкина.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года и подлежит официальному опубликованию в газете для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов "Вестник" и размещению на официальном сайте администрации Кадошкинского муниципального района в сети "Интернет".
Глава Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия |
А.В. Чаткин |
Муниципальная программа
"Комплексное развитие сельских территорий Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия на 2020 - 2025 гг."
Паспорт
программы "Комплексное развитие сельских территорий"
Наименование программы |
Муниципальная программа "Комплексное развитие сельских территорий Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия на 2020 - 2025 гг." (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель программы |
Администрация Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия |
Участники программы |
Сельские поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия |
Подпрограммы муниципальной программы |
подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения"; подпрограмма "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях"; |
Цели программы |
1. Сохранение доли сельского населения в общей численности населения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия на уровне - 37,3% 2. Увеличение среднемесячных располагаемых ресурсов сельских домохозяйств, руб. в 2019 году (базовый год) - 14 451,8 руб.; в 2020 году - 14 885,35 руб.; в 2021 году - 15 331,91 руб.; в 2022 году - 15 791,87 руб.; в 2023 году - 16 265,62 руб.; в 2024 году - 16 753,59 руб.; в 2025 году - 17 256,20 руб. 3. Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50% в 2025 г. в 2017 году (базовый год) - 17,2 процента; в 2020 году - 28 процентов; в 2021 году - 30 процентов; в 2022 году - 35 процентов; в 2023 году - 40 процента; в 2024 году - 45 процентов; в 2025 году - 50 процентов. |
Задачи программы |
улучшение жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования; обеспечение создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности за счет: - развития инженерной инфраструктуры на сельских территориях; - развития социальной инфраструктуры на сельских территориях; - благоустройства сельских территорий; |
Целевые индикаторы и показатели программы |
ввод жилых помещений (жилых домов) для граждан, проживающих на территории Кадошкинского муниципального района - 1500,0 кв. метров жилья; предоставление 177 жилищных (ипотечных) кредитов (займов) гражданам, для строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) на территории Кадошкинского муниципального района; ввод в действие 0,88 км локальных водопроводов; ввод в эксплуатацию 0,64 км автомобильных дорог; реализация 1 общественно-значимого проекта по благоустройству территорий; реализация 8 инициативных проектов комплексного развития сельских территорий |
Сроки реализации программы |
2020 - 2025 г. |
Объем финансового обеспечения программы |
общий объем финансирования муниципальной программы за счет всех источников составит: 304 119,40 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 32 580,60 тыс. рублей, 2021 год - 79 320,70 тыс. рублей, 2022 год - 76 297,60 тыс. рублей, 2023 год -34 347,60 тыс. рублей, 2024 год - 40 686,50 тыс. рублей, 2025 год - 40 886,40 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального и республиканского бюджета - 289 061,64 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 30 091,10 тыс. рублей, 2021 год - 77 028,30 тыс. рублей, 2022 год - 73 498,14 тыс. рублей, 2023 год - 32 334,80 тыс. рублей, 2024 год - 37 955,70 тыс. рублей, 2025 год - 38 153,60 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов - 1 480,26 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 87,80 тыс. рублей, 2021 год - 546,20 тыс. рублей, 2022 год - 506,96 тыс. рублей, 2023 год - 78,50 тыс. рублей, 2024 год - 133,90 тыс. рублей, 2025 год - 126,90 тыс. рублей, внебюджетные источники - 13 577,50 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 2 401,70 тыс. рублей, 2021 год - 1 746,20 тыс. рублей, 2022 год - 2 292,50 тыс. рублей, 2023 год - 1 934,30 тыс. рублей, 2024 год - 2 596,90 тыс. рублей, 2025 год - 2 605,90 тыс. рублей, в том числе: по подпрограмме "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" составляет 200 875,00 тыс. рублей; по подпрограмме "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" составляет 127 356,09 тыс. рублей; Объем финансирования Муниципальной программы подлежит ежегодному уточнению, исходя из реальных возможностей бюджетов всех уровней |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
улучшение жилищных условий 202 сельских семей; повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности: водой - с 44,9% (2018 г.) до 56,9%; повышение гражданской активности и участия граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, некоммерческих и общественных организаций, муниципальных образований в реализации: - 1 общественно-значимого проекта по благоустройству территорий; - 8 инициативных проектов комплексного развития сельских территорий; (современный облик) |
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации Муниципальной программы, основные проблемы и прогноз комплексного развития сельских территорий Кадошкинского муниципального района до 2025 года
Развитие Кадошкинского муниципального района на современном этапе характеризуется увеличением внимания со стороны государства к комплексному развитию сельских территорий.
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, комплексному развитию сельских территорий, предусмотренной Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З "О стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в республике, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для комплексного развития сельских территорий путем:
повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
Глава 1. Общая характеристика состояния и основные проблемы комплексного развития сельских территорий Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия
В ходе экономических преобразований в аграрной сфере сформирован и планово увеличивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста. Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности муниципального аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в Кадошкинском муниципальном районе, повышения уровня и качества жизни на селе: более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров нового формата и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.
Основными причинами сложившейся в течение нескольких десятилетий неблагоприятной ситуации в комплексном развитии района являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильных дорог в сельской местности, преобладание дотационности бюджетов на уровне сельских поселений, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
В результате в районе сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, прогрессирует обезлюдение сельских территорий, преобладает низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры, автомобильных дорог. Этому способствует также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2 - 3 раза ниже городского уровня.
Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.
Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства Правительством Республики Мордовия было принято решение усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях перехода от программно-целевого метода к проектному подходу решения имеющихся на сельских территориях экономических, социальных и экологических задач посредством широкого спектра финансовых инструментов, основными из которых будут выступать концессионные соглашения, контракты жизненного цикла, инструменты по защите и поощрение капиталовложений.
Показателем результативности использования программно-целевого подхода являются позитивные изменения в комплексном развитии сельских территорий в ходе реализации приоритетных национальных проектов "Развитие агропромышленного комплекса", "Образование", "Здоровье", Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 марта 2008 г. N 79, Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. N 404, Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 декабря 2002 г. N 620, Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 г. N 373 (далее - Программы), которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовали повышению занятости и доходов сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.
За счет всех источников финансирования по итогам реализации Программ жилищные условия улучшили 68 семей. Введено в эксплуатацию (приобретено) 4 773 тыс. кв. метров жилья общей площади.
В результате реализации программных мероприятий по сравнению с 2006 годом значительно улучшилось инженерное обустройство жилищного фонда: уровень газификации увеличился с 87,8% до 95,7%, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой с 15,5% до 44,9%.
Расширена сеть учреждений социальной сферы, на селе открыты фельдшерско-акушерские пункты в количестве 2 единицы.
Эффективность комплексного подхода к формированию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий в контексте взаимосвязи с точками экономического роста аграрного сектора наглядно проиллюстрирована результатами реализации мероприятий по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
Целесообразность использования проектного подхода при реализации Муниципальной программы, устанавливающей социально-экономические показатели для сельских территорий, обуславливается:
отличительными особенностями территорий и необходимостью выработки отдельных инструментов для решений задач, взаимоувязанных с приоритетами социально-экономического развития Республики Мордовия в части повышения уровня и качества жизни населения;
необходимостью повышения инициативности местного населения и предпринимательского сообщества для участия в формулировании четких целей развития и обеспечения контроля за их достижением;
высоким уровнем затратности накопившихся проблем села, делающим невозможным их решение только за счёт средств государственной поддержки без софинансирования со стороны местного населения и предпринимателей.
Глава 2. Прогноз комплексного развития сельских территорий Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия до 2025 года
Комплексное развитие сельских территорий является одним из наиболее приоритетных направлений социально-экономической политики Кадошкинского муниципального района в рассматриваемой перспективе.
Динамика комплексного развития сельских территорий на период до 2025 года будет формироваться под воздействием принятых в последние годы мер. В то же время сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития сельских территорий.
В прогнозном периоде наметятся следующие значимые тенденции:
увеличение бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности;
использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение дополнительных средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий Муниципальной программы, включая средства населения и организаций.
Муниципальная программа носит социально ориентированный характер. Приоритетными направлениями ее реализации являются комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, и содействие улучшению жилищных условий сельского населения. В совокупности указанные мероприятия направлены на облегчение условий труда и быта в сельской местности и наряду с другими государственными мерами содействия улучшения демографической ситуации способствуют увеличению продолжительности жизни и рождаемости в сельской местности.
Прогноз реализации Муниципальной программы основывается на достижении уровней ее основных показателей (индикаторов).
В части основных показателей Муниципальной программы прогнозируются:
построить 1,5 тыс. кв. метров оборудованного всеми видами благоустройства жилья для 25 семей, проживающих в Кадошкинском муниципальном районе Республики Мордовия;
обеспечить не менее 177 семей доступным жильем на сельских территориях с использованием ипотечного кредита;
реализовать 1 общественно-значимый проект по благоустройству территорий;
реализовать 8 инициативных проектов комплексного развития сельских территорий.
Раздел 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Муниципальной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации Муниципальной программы, основные ожидаемые результаты и сроки ее реализации Муниципальной программы
Глава 3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Муниципальной программы
Несмотря на положительный эффект от реализации Программ, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в общенациональных интересах экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.
Без использования проектного подхода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится, что ставит по угрозу выполнение стратегических задач социально-экономического развития Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
Целесообразность использования проектного подхода для решения задачи по устойчивому развитию сельских территорий подкреплена:
взаимосвязью целевых установок комплексного развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития Кадошкинского муниципального района в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;
долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующим системного подхода к их решению;
высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующим привлечения средств государственной поддержки.
В связи с этим комплексное развитие сельских территорий отнесено к числу приоритетных направлений государственной политики, инструментом реализации которых является настоящая Муниципальная программа.
Глава 4. Цели и задачи Муниципальной программы
Муниципальная программа разработана для достижения следующих целей:
сохранение доли сельского населения в общей численности населения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия - не ниже 37,3%.
увеличение среднемесячных располагаемых ресурсов сельских домохозяйств;
повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 процентов в 2025 г.
В рамках Муниципальной программы предлагается решение следующих задач:
улучшение жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования;
обеспечение создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности за счет:
- развития инженерной инфраструктуры на сельских территориях;
- развития социальной инфраструктуры на сельских территориях;
- благоустройства сельских территорий.
Достижение целей Муниципальной программы будет осуществляться с учетом следующих подходов:
комплексное планирование развития сельских территорий и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры;
преимущественное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами населенных пунктов, расположенных в Кадошкинском муниципальном районе, в которых реализуются или имеются планы по реализации инвестиционных проектов;
использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий Муниципальной программы, включая средства населения и организаций.
При разработке проектно-сметной документации по созданию объектов инженерной и социальной инфраструктуры, автомобильных дорог будут использоваться современные технологии развития.
Глава 5. Показатели (индикаторы) реализации Муниципальной программы
Показатели (индикаторы) реализации Муниципальной программы оцениваются в целом для муниципальной программы.
Эти показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Муниципальной программы.
К общим показателям (индикаторам) Муниципальной программы относятся:
ввод жилых помещений (жилых домов) для граждан, проживающих на сельских территориях;
количество предоставленных жилищных (ипотечных) кредитов (займов) гражданам, для строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях;
ввод в действие локальных водопроводов;
ввод в эксплуатацию автомобильных дорог;
реализация общественно-значимых проектов по благоустройству территорий;
реализация инициативных проектов комплексного развития сельских территорий.
Глава 6. Основные ожидаемые конечные результаты и сроки реализации Муниципальной программы
Реализация Муниципальной программы будет осуществляться в 2020 - 2025 годах и предполагает наращивание темпов комплексного развития сельских поселений Кадошкинского муниципального района согласно прогнозируемому росту потребности в создании комфортных условий проживания в сельской местности.
В рамках Муниципальной программы планируется:
ввод жилых помещений (жилых домов) для граждан, проживающих на сельских территориях - 1,5 тыс. кв. метров жилья;
предоставление 177 жилищных (ипотечных) кредитов (займов) гражданам, для строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях;
ввести в действие 0,88 км локальных водопроводов;
ввести в эксплуатацию 0,64 км автомобильных дорог;
реализовать 1 общественно-значимый проект по благоустройству территорий;
реализовать 8 инициативных проектов комплексного развития сельских.
Раздел 3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Муниципальной программы
Перечень мероприятий Муниципальной программы сформирован в соответствии с основными направлениями Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года с учетом анализа современного состояния и прогнозов развития сельских территорий, итогов реализации Программ, а также с учетом комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий на основе принципов проектного финансирования и комплексного планирования развития сельских территорий на основе документов территориального планирования.
Достижение целей и решение задач Муниципальной программы предусмотрено в рамках реализации подпрограмм, входящих в состав муниципальной программы:
1) подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения";
2) подпрограмма "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях".
1. Подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" предусматривает реализацию следующих основных направлений (мероприятий) Кадошкинского муниципального района совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия:
развитие жилищного строительства на сельских территориях.
В рамках направления "Развитие жилищного строительства на сельских территориях" планируется внедрение инструмента льготной сельской ипотеки, предусматривающей предоставление субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, на срок до 25 лет по льготной ставке - от 0,1 до 3% годовых.
Средства федерального бюджета будут предоставляться российским кредитным организациям по кредитным договорам (соглашениям), заключенным начиная с 1 января 2020 года в размере 100% ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (соглашения). Кроме того, из средств бюджета субъекта Российской Федерации заемщикам могут субсидироваться расходы в размере до 3% сверх ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (соглашения).
Отдельным категориям граждан продолжится предоставление социальных выплат на цели улучшения жилищных условий, а именно на приобретение или строительство жилья.
В рамках мероприятия "Обустройство объектами инженерной инфраструктуры и благоустройству, площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку" планируется подготовка территорий для осуществления индивидуального жилищного строительства. Предусматривается предоставление органам местного самоуправления субсидий на обустройство объектами инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку.
2. Подпрограмма "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" предусматривает реализацию следующих основных направлений (мероприятий) Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия совместно с администрациями муниципальных образований:
2.1. благоустройство сельских территорий;
2.2. развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях;
2.3. развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях;
2.4. современный облик сельских территорий.
Мероприятие "Благоустройство сельских территорий" предусматривает реализацию Кадошкинского муниципального района совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия мероприятия путем предоставления органам местного самоуправления или территориальным общественным самоуправлениям (ТОСам) субсидий на реализацию мероприятий по поддержке местных инициатив граждан, проживающих в Кадошкинском муниципальном районе. Комплекс вопросов, предполагаемых к решению в рамках данного мероприятия, включает создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок, организация освещения территории, организация пешеходных коммуникаций, обустройство территории в целях обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения, организацию ливневых стоков, обустройство общественных колодцев и водоразборных колонок, сохранение и восстановление природных ландшафтов и историко-культурных памятников.
В рамках направления "Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях" до 31 декабря 2021 года должно быть завершено строительство, обеспечен ввод в эксплуатацию объектов водоснабжения.
Мероприятие "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях" предусматривает реализацию Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия совместно с администрацией Кадошкинского муниципального района мероприятия путем предоставления органам местного самоуправления Кадошкинского муниципального района субсидий на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции.
К общественно значимым объектам сельских населенных пунктов относятся расположенные в сельском населенном пункте здания (строения, сооружения), в которых размещены обособленные подразделения организаций почтовой связи, органы государственной власти или органы местного самоуправления, школы, детские сады, больницы, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты или офисы врачей общей практики, учреждения культурно-досугового типа или объекты культурного наследия, здания (строения, сооружения) автобусных и железнодорожных вокзалов (станций), речных вокзалов (портов), а также железнодорожные платформы, пассажирские причалы на внутреннем водном транспорте и объекты торговли. Приоритетность общественно значимых объектов сельских населенных пунктов определяется Правительством Республики Мордовия.
К объектам производства и переработки продукции относятся объекты капитального строительства, используемые или планируемые к использованию для производства, хранения и переработки продукции всех отраслей экономики, введенные в эксплуатацию или планируемые к вводу в эксплуатацию в году предоставления субсидии, построенные (реконструированные, модернизированные) на сельских территориях.
В рамках мероприятия "Современный облик сельских территорий" планируется реализация инициативных проектов комплексного развития сельских территорий, включающий комплекс мероприятий, реализуемых на сельских территориях, предусматривающий:
строительство, реконструкцию (модернизацию) и капитальный ремонт объектов социальной и культурной сферы, социокультурных и многофункциональных центров (дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, учреждения отрасли культуры, спортивные сооружения);
приобретение новых транспортных средств и оборудования для обеспечения функционирования существующих или эксплуатации новых объектов (автобусы, автомобили скорой медицинской помощи, мобильные медицинские комплексы, оборудование для реализации проектов в области телемедицины, оборудование для предоставления дистанционных услуг);
развитие питьевого и технического водоснабжения и водоотведения (строительство или реконструкция систем водоотведения и канализации, очистных сооружений, станций обезжелезивания воды, локальных водопроводов, водозаборных сооружений);
развитие жилищно-коммунальных объектов (строительство блочно-модульных котельных и перевод многоквартирных жилых домов на индивидуальное отопление);
развитие энергообеспечения (строительство, приобретение и монтаж газо-поршневых установок, газгольдеров, газораспределительных сетей, строительство сетей электропередачи внутри муниципального образования, строительство уличных сетей освещения населенных пунктов (при обязательном использовании энергосберегающих технологий), строительство и оборудование автономных и возобновляемых источников энергии с применением технологий энергосбережения;
развитие телекоммуникаций (приобретение и монтаж оборудования, строительство линий передачи данных, обеспечивающих возможность подключения к сети "Интернет").
Исполнителями мероприятий Муниципальной программы и главными распорядителями бюджетных средств, направляемых на реализацию подпрограммы, являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. Исполнители осуществляют контроль за полнотой и качеством осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также использованием предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов, предусмотренных для реализации подпрограммы.
Министерство финансов Республики Мордовия предусматривает финансирование на реализацию подпрограммы при формировании прогноза республиканского бюджета Республики Мордовия на очередной финансовый год.
Перечень мероприятий Муниципальной программы приведен в приложении 4.
Раздел 4. Характеристика мер государственного и правового регулирования
При реализации Муниципальной программы, а также по мере выявления или возникновения нерешенных вопросов нормативного характера соисполнители Муниципальной программы формируют проекты соответствующих нормативных правовых актов и в установленном порядке вносят их на рассмотрение в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.
При выполнении мероприятий Муниципальной программы по мере необходимости ответственный исполнитель и участник Муниципальной программы принимают нормативные акты в соответствии со своими полномочиями.
Раздел 5. Обоснование выделения подпрограмм
Комплексный характер целей и задач Муниципальной программы обусловливает целесообразность использования проектного подхода для скоординированного достижения взаимосвязанных целей и решения соответствующих им задач в целом по Муниципальной программе.
С 2003 года основными инструментами достижения целей государственной политики в сфере развития сельских территорий являлась Муниципальная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года". С 2014 года реализация мероприятий по социальному обустройству села продолжилась в рамках Муниципальной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года на территории Кадошкинского муниципального района. С 2018 года мероприятия данной Муниципальной программы вошли в состав подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" Муниципальной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2025 годы Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
В связи с тем, что достижение целей и реализация задач реализуемых ранее Программ вносят существенный вклад в достижение целей и реализацию задач Муниципальной программы мероприятие по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия" Муниципальной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2025 годы включены в состав подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения", а мероприятия "Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры" и "Поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности" включены в состав подпрограммы "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях".
Раздел 6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Муниципальной программы
Финансирование мероприятий Муниципальной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия, бюджета Кадошкинского муниципального района и внебюджетных источников.
Прогнозный объем финансового обеспечения реализации Муниципальной программы в 2020 - 2025 годах составляет за счет всех источников финансирования - 304 119,4 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств федерального и республиканского бюджета - 289 061,64 тыс. рублей;
за счет средств местных бюджетов - 1 480,26 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 13 577,5 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение Муниципальной программы, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия и бюджета Кадошкинского муниципального района, носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов соответствующих бюджетов на очередной год и плановый период.
Предполагается, что при софинансировании отдельных мероприятий Муниципальной программы за счет внебюджетных источников будут использоваться, в том числе, различные инструменты государственно-частного партнерства.
Ресурсное обеспечение реализации Муниципальной программы приведено в приложении 5.
Раздел 7. Анализ рисков реализации Муниципальной программы и меры управлению этими рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Муниципальной программы
Основными рисками реализации Муниципальной программы являются финансовые риски, вызванные недостаточностью объемов финансирования из республиканского бюджета Республики Мордовия в случае изменения социально-экономического положения в республике.
К рискам реализации Муниципальной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и участники Муниципальной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1. Институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных Муниципальной программой (например, развитие коммунальной инфраструктуры в рамках проектов государственно-частного партнерства, финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, коммерческий и некоммерческий наем жилья, жилищно-строительная кооперация и другие), что может привести к невыполнению Муниципальной программы в полном объеме. Данный риск можно оценить как высокий, поскольку формирование новых институтов в рамках Муниципальной программы не только в большинстве случаев требует законодательного регулирования, но также может потребовать значительных сроков практического внедрения.
2. Операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией Муниципальной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных Муниципальной программой, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Муниципальной программы или задержке в их выполнении. Данный риск может быть качественно оценен как умеренный, поскольку опыт реализации Муниципальной целевой программы "Социальное развитие села Кадошкинского муниципального района до 2013 года", Муниципальной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на территории Кадошкинского муниципального района на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года, подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" Муниципальной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2025 годы показывает возможность успешного управления данным риском.
3. Риск финансового обеспечения, который связан с финансированием Муниципальной программы в неполном объеме, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности Муниципальной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджетирования в части обеспечения реализации Муниципальной программы за счет средств бюджетов, а также предусмотренные Муниципальной программой меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации Муниципальной программы по причине недофинансирования можно считать умеренным.
Реализации Муниципальной программы также угрожают следующие риски, которые связаны с изменением внешней среды и которыми невозможно управлять в рамках реализации Муниципальной программы:
1. Риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения. Учитывая опыт последнего финансово-экономического кризиса, который оказал существенное негативное влияние на динамику основных показателей жилищного строительства, ипотечного жилищного кредитования, такой риск для реализации Муниципальной программы может быть качественно оценен как высокий.
2. Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, что может привести к существенному снижению состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в отдельных регионах или муниципалитетах, а также потребовать концентрации средств федерального бюджета на преодоление последствий таких катастроф. На качественном уровне такой риск для Муниципальной программы можно оценить как умеренный.
Меры управления рисками реализации Муниципальной программы основываются на следующих обстоятельствах:
1. Наибольшее отрицательное влияние из вышеперечисленных рисков на реализацию Муниципальной программы может оказать реализация институционально-правового и риска ухудшения состояния экономики, которые содержат угрозу срыва реализации Муниципальной программы. Поскольку в рамках реализации Муниципальной программы отсутствуют рычаги управления риском ухудшения состояния экономики, наибольшее внимание будет уделяться управлению институционально-правовыми рисками.
2. Управление рисками реализации Муниципальной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Муниципальной программы, должно соответствовать задачам и полномочиям существующих органов государственной власти и организаций, задействованных в реализации Муниципальной программы.
Управление рисками реализации Муниципальной программы будет осуществляться путем координации деятельности всех исполнителей, участвующих в реализации Муниципальной программы.
Раздел 8. Механизм реализации Муниципальной программы
Координация деятельности участников Муниципальной программы осуществляется Администрацией Кадошкинского муниципального района и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.
Формы и методы организации управления и контроля за реализацией Муниципальной программы в целом определяются ответственным исполнителем Муниципальной программы по согласованию с участниками Муниципальной программы и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.
Текущее управление и оперативный контроль за выполнением подпрограмм, включенных в состав Муниципальной программы, осуществляют соответствующие участники Муниципальной программы.
Участники ежеквартально представляют ответственному исполнителю соответствующие сводные отчеты о выполнении мероприятий Муниципальной программы.
Ответственный исполнитель Муниципальной программы, обобщив и проанализировав отчеты, представляет по итогам года в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия информацию о ходе реализации Муниципальной программы с внесением предложений по совершенствованию ее реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.
Ответственный исполнитель Муниципальной программы ежегодно, не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу закона о республиканском бюджете Республики Мордовия, утверждает согласованный с участниками план реализации и детальный план-график реализации Муниципальной программы с указанием исполнителей, обеспечивающих реализацию соответствующих мероприятий.
Раздел 9. Методика оценки эффективности Муниципальной программы
Эффективность реализации Муниципальной программы оценивается на основе показателей, значения которых по годам реализации Муниципальной программы приведены в приложении 3 к Муниципальной программе.
Оценка эффективности реализации Муниципальной программы производится ее ответственным исполнителем ежегодно на основе системы целевых индикаторов и показателей путем сравнения текущих значений с их целевыми значениями. При этом результативность мероприятия Муниципальной программы оценивается исходя из соответствия его ожидаемых результатов поставленной цели.
Оценка эффективности реализации отдельных мероприятий Муниципальной программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
,
- эффективность хода реализации отдельного мероприятия Муниципальной программы (в процентах);
- фактический показатель выполнения отдельного мероприятия Муниципальной программы, достигнутый в ходе ее реализации;
- нормативный показатель, утвержденный Муниципальной программой.
3. Интегральная оценка эффективности реализации Муниципальной программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
,
- эффективность реализации Муниципальной программы (в процентах);
- фактические показатели, достигнутый в ходе реализации Муниципальной программы;
- нормативные показатели, утвержденные Муниципальной программой;
- количество показателей.
Приложение 1
к муниципальной программе
Кадошкинского муниципального района
"Комплексное развитие сельских территорий
Кадошкинского муниципального района
Республики Мордовия"
Паспорт
подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения"
Наименование подпрограммы |
Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения (далее - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Администрация Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия |
Цели подпрограммы |
улучшение жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования |
Задачи подпрограммы |
реализация мероприятия по строительству или приобретению жилья предоставляемого гражданам, проживающим в Кадошкинском муниципальном районе Республики Мордовия; внедрение инструментов льготной сельской ипотеки на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в Кадошкинском муниципальном районе Республики Мордовия. |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
ввод жилых помещений (жилых домов) для граждан, проживающих на сельских территориях - 1,5 тыс. кв. метров жилья; предоставление 177 жилищных (ипотечных) кредитов (займов) гражданам, для строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
1 января 2020 г. - 31 декабря 2025 г. |
Объемы финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы составит: за счет всех источников финансирования - 200 875,0 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 31 322,2 тыс. рублей, 2021 год - 30 520,7 тыс. рублей, 2022 год - 33 241,6 тыс. рублей, 2023 год - 32 947,6 тыс. рублей, 2024 год - 35 956,5 тыс. рублей, 2025 год - 36 886,4 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального и республиканского бюджета Республики Мордовия - 186 994,7 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 28 990,3 тыс. рублей, 2021 год - 28 716,3 тыс. рублей, 2022 год - 30 872,7 тыс. рублей, 2023 год - 30 948,8 тыс. рублей, 2024 год - 33 273,0 тыс. рублей, 2025 год - 34 193,6 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов -447,8 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 75,2 тыс. рублей, 2021 год - 58,2 тыс. рублей, 2022 год - 76,4 тыс. рублей, 2023 год - 64,5 тыс. рублей, 2024 год - 86,6 тыс. рублей 2025 год - 86,9 тыс. рублей, внебюджетные источники - 13432,5 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 2256,7 тыс. рублей, 2021 год - 1746,2 тыс. рублей, 2022 год - 2292,5 тыс. рублей, 2023 год - 1934,3 тыс. рублей, 2024 год - 2596,9 тыс. рублей, 2025 год - 2605,9 тыс. рублей. Объем финансирования подпрограммы подлежит ежегодному уточнению, исходя из реальных возможностей бюджетов всех уровней |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
улучшение жилищных условий 202 сельских семей. |
Раздел 1. Сфера реализации подпрограммы, основные проблемы, оценка последствий инерционного развития и прогноз развития, приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации подпрограммы, основные ожидаемые и конечные результаты подпрограммы, сроки ее реализации
Глава 1. Сфера реализации подпрограммы, основные проблемы и оценка последствий инерционного развития, прогноз развития
В ходе реализации Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 декабря 2002 г. N 620, Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 г. N 373 подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий", Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. N 404 (далее - Программы), были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики в сельской местности, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы их реализации, сформирована необходимая нормативно-правовая база.
Новые правовые условия создают основу для дальнейшей реализации поставленных целей, требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления, а также осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Разработка подпрограммы обусловлена необходимостью улучшения жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования.
За 2003 - 2018 годы в рамках реализации Программ в Кадошкинском муниципальном районе на строительство (приобретение) жилья в сельской местности направлено 60 226 млн. рублей.
Государственную поддержку на улучшение жилищных условий получило в Кадошкинском муниципальном районе 68 сельских семей. Введено в эксплуатацию (приобретено) 4 773 тыс. кв. метров жилья общей площади.
Муниципальной программой Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696, определены следующие цели:
сохранение доли сельского населения в общей численности населения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия - не ниже 37,3%;
повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах Кадошкинского муниципального района до 50 процентов в 2025 г. (в 2017 году - 17,2 процента).
По состоянию на 1 января 2018 г. на территории Кадошкинского района постоянно проживало 6769 чел, в том числе в сельской местности - 2548 чел., что составляет - 37,6 процентов. По состоянию на 1 января 2019 г. население составило 6587 чел., в том числе в сельской местности 2459 чел., произошло снижение численности населения, при этом доля сельского населения в общей численности населения снизилась на 0,3 процента, и составила 37,3 процентов.
По состоянию на 1 января 2018 г. общая площадь жилых помещений в сельской местности в Кадошкинском муниципальном районе составляла 100,6 тыс. кв. метров.
Подпрограмма носит социально ориентированный характер. Приоритетными направлениями ее реализации являются комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, и содействие улучшению жилищных условий сельского населения. В совокупности указанные мероприятия направлены на облегчение условий труда и быта в сельской местности и наряду с другими государственными мерами содействия улучшения демографической ситуации способствуют увеличению продолжительности жизни и рождаемости в сельской местности.
Прогноз реализации подпрограммы основывается на достижении уровней ее основных показателей (индикаторов):
построить 1500 тыс. кв. метров оборудованного всеми видами благоустройства жилья для 25 семей, проживающих на сельских территориях;
обеспечить не менее 177 семей доступным жильем на сельских территориях с использованием ипотечного кредита.
Глава 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы
Несмотря на положительный эффект от реализации Программ, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного обеспечения граждан, проживающих в сельской местности, нуждающихся в улучшении жилищных условий, благоустроенным жильем.
Без дальнейшего использования программно-целевого метода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится, что ставит по угрозу выполнение стратегических задач социально-экономического развития Республики Мордовия.
Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задачи по созданию условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения подкреплена:
взаимосвязью целевых установок комплексного развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития Республики Мордовия в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;
долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующим системного подхода к их решению;
высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующим привлечения средств государственной поддержки.
В связи с этим комплексное развитие сельских территорий отнесено к числу приоритетных направлений государственной политики, инструментом реализации которых является настоящая подпрограмма.
Глава 3. Цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации подпрограммы, основные ожидаемые и конечные результаты подпрограммы и сроки ее реализации
Основной целью подпрограммы является улучшение жилищных условий населения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования.
Основными задачами подпрограммы являются:
реализация мероприятия по строительству или приобретению жилья предоставляемого гражданам, проживающим на сельских территориях;
внедрение инструментов льготной сельской ипотеки на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях.
Показатели (индикаторы) реализации подпрограммы оцениваются в целом для подпрограммы.
Эти показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации подпрограммы.
К общим показателям (индикаторам) подпрограммы относятся:
ввод жилых помещений (жилых домов) для граждан, проживающих на сельских территориях;
количество предоставленных жилищных (ипотечных) кредитов (займов) гражданам, для строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) на сельских территориях.
Реализация подпрограммы будет осуществляться в 2020 - 2025 годах.
В части основных показателей подпрограммы прогнозируются:
построить 1500 тыс. кв. метров оборудованного всеми видами благоустройства жилья для 25 семей, проживающих на сельских территориях;
обеспечить не менее 177 семей доступным жильем на сельских территориях с использованием ипотечного кредита.
Раздел 2. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
В состав подпрограммы включены следующие основные мероприятия:
1) улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях;
2) льготная сельская ипотека.
Глава 4. Мероприятие "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях"
Целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, является обеспечение граждан, проживающих и работающих на сельских территориях, оборудованным всеми видами благоустройства жильем.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях предусматривается осуществлять путем предоставления гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, предусмотренным приложением к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, являющимся приложением N 3 к Муниципальной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "приложением N 3 к Муниципальной программе" следует читать "приложением N 3 к Государственной программе"
Указанные социальные выплаты предполагается предоставлять на условиях софинансирования расходов за счет средств федерального бюджета.
Порядок реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, утверждается постановлением Правительства Республики Мордовия.
Глава 5. Мероприятие "Льготная сельская ипотека"
Целью мероприятий по льготной сельской ипотеке, является улучшение жилищных условий, проживающих на сельских территория, путем предоставления ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке от 0,1 до 3% годовых с 1 января 2020 года по 31 декабря 2025 года.
Предоставление ипотечных кредитов на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по льготной ставке, предусматривается осуществлять путем предоставления субсидий из федерального и республиканского бюджетов российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" (далее - кредитные организации, общество "ДОМ.РФ") на возмещение недополученных доходов кредитных организаций, общества "ДОМ.РФ".
Указанные субсидии предполагается предоставлять на условиях софинансирования расходов за счет средств федерального бюджета.
Порядок реализации мероприятий по льготной сельской ипотеке, утверждается постановлением Правительства Республики Мордовия.
Раздел 3. Характеристика мер государственного регулирования, прогноз сводных показателей государственных заданий по реализации подпрограммы, участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
Глава 6. Характеристика мер государственного регулирования, прогноз сводных показателей государственных заданий по реализации подпрограммы
Меры государственного регулирования подпрограммой не предусмотрены.
Оказание государственных услуг (выполнение работ) подпрограммой не предусмотрено.
Глава 7. Участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием
Участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием подпрограммой не предусмотрено.
Глава 8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется за счет средств федерального, республиканского, местного бюджетов и внебюджетных источников.
Прогнозный объем финансирования подпрограммы в 2020 - 2025 годах составит 200 875,0 тыс. рублей, из которых средства федерального и республиканского бюджета -186 994,7 тыс. рублей, местных бюджетов -447,8 тыс. рублей и внебюджетных источников -13432,5 тыс. рублей.
Глава 9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
К рискам, которые могут оказать влияние на достижение запланированных целей, относятся:
- институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных подпрограммой;
- операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией подпрограммы;
- риск финансового обеспечения, который связан с финансированием подпрограммы в неполном объеме.
Реализации подпрограммы также угрожают следующие риски, которые связаны с изменением внешней среды и которыми невозможно управлять в рамках реализации подпрограммы:
- риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения;
- риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов.
Управление рисками реализации подпрограммы будет осуществляться путем координации деятельности всех исполнителей, участвующих в реализации подпрограммы.
Приложение 2
к Муниципальной программе
Кадошкинского муниципального района
"Комплексное развитие сельских территорий
Кадошкинского муниципального района
Республики Мордовия"
Паспорт
Подпрограммы "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях"
Наименование подпрограммы |
Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях(далее - подпрограмма) |
||
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Администрация Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия |
||
Цели подпрограммы |
обеспечение создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; активизация участия граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, некоммерческих и общественных организаций, муниципальных образований в реализации инициативных проектов комплексного развития сельских территорий |
||
Задачи подпрограммы |
обеспечение создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности за счет: - развития инженерной инфраструктуры на сельских территориях; - развития социальной инфраструктуры на сельских территориях; благоустройство сельских территорий |
||
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
ввод в действие 0,88 км локальных водопроводов; ввод в эксплуатацию 0,64 км автомобильных дорог; реализация 1 общественно-значимого проекта по благоустройству территорий; реализация 8 инициативных проектов комплексного развития сельских территорий |
||
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
1 января 2020 - 31 декабря 2025 годы
|
||
Объемы финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы составит: за счет всех источников финансирования -103 244,40 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 1 258,40 тыс. рублей, 2021 год - 48 800,00 тыс. рублей, 2022 год - 43 056,00 тыс. рублей, 2023 год - 1 400,00 тыс. рублей, 2024 год - 4 730,00 тыс. рублей, 2025 год - 4 000,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального и республиканского бюджета - 102 066,94 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 1 100,80 тыс. рублей, 2021 год - 48 312,00 тыс. рублей, 2022 год - 42 625,44 тыс. рублей, 2023 год - 1 386,00 тыс. рублей, 2024 год - 4 682,70 тыс. рублей, 2025 год - 3 960,00 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов - 1 032,46 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 12,60 тыс. рублей, 2021 год - 488,00 тыс. рублей, 2022 год - 430,56 тыс. рублей, 2023 год - 14,00 тыс. рублей, 2024 год - 47,30 тыс. рублей, 2025 год - 40,0 тыс. рублей, внебюджетные источники - 145,0 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 145,0 тыс. рублей, 2021 год - 0,0 тыс. рублей, 2022 год - 0,0 тыс. рублей, 2023 год - 0,0 тыс. рублей, 2024 год - 0,0 тыс. рублей, 2025 год - 0,0 тыс. рублей. Объем финансирования подпрограммы подлежит ежегодному уточнению, исходя из реальных возможностей бюджетов всех уровней |
||
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности: водой - с 44,9% (2018 г.) до 56,9%; повышение гражданской активности и участия граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, некоммерческих и общественных организаций, муниципальных образований в реализации: - 1 общественно-значимого проекта по благоустройству территорий; - 8 инициативных проектов комплексного развития сельских территорий |
Раздел 1. Сфера реализации подпрограммы, основные проблемы, оценка последствий инерционного развития и прогноз развития, приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации подпрограммы, основные ожидаемые и конечные результаты подпрограммы, сроки ее реализации
Глава 1. Сфера реализации подпрограммы, основные проблемы и оценка последствий инерционного развития, прогноз развития
В ходе реализации Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 декабря 2002 г. N 620, Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 г. N 373, подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. N 404 (далее - Программы), муниципальной программы "Устойчивое развитие сельских территорий Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия на 2014-2017 и на период 2020 года" были созданы правовые и организационные основы государственной политики в области строительства инженерной и социальной инфраструктуры, благоустройства в сельской местности, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы их реализации, сформирована необходимая нормативно-правовая база.
Новые правовые условия создают основу для дальнейшей реализации поставленных целей, требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления, а также осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Разработка подпрограммы обусловлена необходимостью:
обеспечения создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
активизации участия граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, некоммерческих и общественных организаций, муниципальных образований в реализации инициативных проектов комплексного развития сельских территорий.
Было построено:
- газораспределительных сетей - 1,3 км;
- локальных водопроводов - 7,76 км;
В результате реализации программных мероприятий по сравнению с 2006 годом значительно улучшилось инженерное обустройство жилищного фонда: уровень газификации увеличился с 87,8% до 95,7%, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой с 15,5% до 44,9%.
Расширена сеть учреждений социальной сферы, на селе открыты фельдшерско-акушерские пункты в количестве 2 единицы.
Комплексное развитие сельских территорий является одним из наиболее приоритетных направлений социально-экономической политики Правительства Республики Мордовия в рассматриваемой перспективе.
Динамика комплексного развития сельских территорий на период до 2025 года будет формироваться под воздействием принятых в последние годы мер. В то же время сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития сельских территорий.
В прогнозном периоде наметятся следующие значимые тенденции:
увеличение бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности;
использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение дополнительных средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий подпрограммы, включая средства населения и организаций.
Подпрограмма носит социально ориентированный характер. Приоритетными направлениями ее реализации являются комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры. В совокупности указанные мероприятия направлены на облегчение условий труда и быта в сельской местности и наряду с другими государственными мерами содействия улучшения демографической ситуации способствуют увеличению продолжительности жизни и рождаемости в сельской местности.
Прогноз реализации подпрограммы основывается на достижении уровней ее основных показателей (индикаторов):
ввод в действие локальных водопроводов;
ввод в эксплуатацию автомобильных дорог;
реализация общественно-значимых проектов по благоустройству территорий;
реализация инициативных проектов комплексного развития сельских территорий.
Глава 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы
Несмотря на положительный эффект от реализации Программ, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в общенациональных интересах экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.
Без дальнейшего использования программно-целевого метода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится, что ставит по угрозу выполнение стратегических задач социально-экономического развития Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задачи по комплексному развитию сельских территорий подкреплена:
взаимосвязью целевых установок комплексного развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития Республики Мордовия в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;
долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующим системного подхода к их решению;
высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующим привлечения средств государственной поддержки.
В связи с этим устойчивое развитие сельских территорий отнесено к числу приоритетных направлений государственной политики, инструментом реализации которых является настоящая подпрограмма.
Глава 3. Цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации подпрограммы, основные ожидаемые и конечные результаты подпрограммы и сроки ее реализации
Основными целями подпрограммы является:
- обеспечение создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
- активизация участия граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, некоммерческих и общественных организаций, муниципальных образований в реализации инициативных проектов комплексного развития сельских территорий.
Основными задачами подпрограммы являются:
обеспечение создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности за счет:
- развития инженерной инфраструктуры на сельских территориях;
- развития социальной инфраструктуры на сельских территориях;
- развития транспортной инфраструктуры на сельских территориях;
- благоустройство сельских территорий.
Показатели (индикаторы) реализации подпрограммы оцениваются в целом для подпрограммы.
Эти показатели (индикаторы) предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации подпрограммы.
В части основных показателей подпрограммы прогнозируются:
ввести в действие 0,88 км локальных водопроводов;
ввести в эксплуатацию 0,64 км автомобильных дорог;
реализовать 1 общественно-значимый проект по благоустройству территорий;
реализовать 8 инициативных проектов комплексного развития сельских территорий.
Раздел 2. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
В состав подпрограммы включены следующие основные мероприятия:
1) благоустройство сельских территорий;
2) развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях;
3) развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях;
4) современный облик сельских территорий.
Глава 4. Мероприятие "Благоустройство сельских территорий"
Решение задачи по созданию условий для устойчивого развития сельских территорий предполагает активизацию человеческого потенциала, проживающего на этих территориях, формирование установки на социальную активность и мобильность сельского населения.
В этой связи целями реализации мероприятия по благоустройству сельских территорий являются:
активизация участия сельского населения в решении вопросов местного значения;
мобилизация собственных материальных, трудовых и финансовых ресурсов граждан, их объединений, общественных организаций, предпринимательского сообщества, муниципальных образований на цели местного развития;
формирование и развитие в сельской местности институтов гражданского общества, способствующих созданию условий для устойчивого развития сельских территорий.
Реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий предусматривается осуществлять в порядке и на условиях, которые установлены Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях, являющимся приложением N 7 к Государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696.
Субсидии на реализацию общественно-значимых проектов по благоустройству сельских территорий предоставляются по следующим направлениям:
создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок, площадок для занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
организация освещения территории, в том числе с использованием энергосберегаемых технологий, в том числе архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
организация пешеходных коммуникаций и улично-дорожной сети, включая оборудование автобусных остановок;
обустройство территории в целях обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения, организацию ливневых стоков;
обустройство общественных колодцев и водоразборных колонок;
сохранение и восстановление природных ландшафтов и историко-культурных памятников.
Указанные субсидии предполагается предоставлять на условиях софинансирования расходов за счет средств федерального бюджета.
Предоставление бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий осуществляется в порядке и на условиях определяемых Правительством Республики Мордовия.
Глава 5. Мероприятие "Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях"
Целью мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры на сельских территориях, является в срок до 31 декабря 2020 г. завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов незавершенного строительства, начатых в предыдущие годы в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. N 404.
Реализация мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры на сельских территориях предусматривается при оказании государственной поддержки в виде субсидий на софинансирование расходных обязательств в порядке и на условиях, которые установлены Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях, являющимся приложением N 8 к Государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696.
Указанные субсидии предполагается предоставлять на условиях софинансирования расходов за счет средств федерального бюджета на:
развитие водоснабжения на сельских территориях.
Предоставление бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий осуществляется в порядке и на условиях определяемых Правительством Республики Мордовия.
Глава 6. Мероприятие "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях"
Целью настоящего мероприятия является строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции.
К общественно значимым объектам сельских населенных пунктов относятся расположенные в сельском населенном пункте здания (строения, сооружения), в которых размещены обособленные подразделения организаций почтовой связи, органы государственной власти или органы местного самоуправления, школы, детские сады, больницы, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты или офисы врачей общей практики, учреждения культурно-досугового типа или объекты культурного наследия, здания (строения, сооружения) автобусных и железнодорожных вокзалов (станций), речных вокзалов (портов), а также железнодорожные платформы, пассажирские причалы на внутреннем водном транспорте и объекты торговли. Приоритетность общественно значимых объектов сельских населенных пунктов определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
К объектам производства и переработки продукции в настоящих Правилах относятся объекты капитального строительства, используемые или планируемые к использованию для производства, хранения и переработки продукции всех отраслей экономики, введенные в эксплуатацию или планируемые к вводу в эксплуатацию в году предоставления субсидии, построенные (реконструированные, модернизированные) на сельских территориях.
Реализацию мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог предусматривается осуществлять в порядке и на условиях, которые установлены Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях, являющимся приложением N 9 к Государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696.
Указанные субсидии предполагается предоставлять на условиях софинансирования расходов за счет средств федерального бюджета.
Предоставление бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий осуществляется в порядке и на условиях определяемых Правительством Республики Мордовия.
Глава 7. Мероприятие "Современный облик сельских территорий"
Реализация мероприятий "Современный облик сельских территорий" будет способствовать созданию условий для комплексного развития сельских территорий и обеспечит достижение положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность.
В целом использование комплексного подхода приведёт к повышению уровня комфортности проживания на сельских территориях будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности, созданию новых рабочих мест с учетом применения современных технологий в организации труда, повышению налогооблагаемой базы бюджетов муниципальных образований и обеспечению роста сельской экономики в целом.
В рамках мероприятия "Современный облик сельских территорий" планируется реализация инициативных проектов комплексного развития сельских территорий, включающий комплекс мероприятий, реализуемых на сельских территориях, предусматривающий:
строительство, реконструкцию (модернизацию) и капитальный ремонт объектов социальной и культурной сферы, социокультурных и многофункциональных центров (дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, учреждения отрасли культуры, спортивные сооружения);
приобретение новых транспортных средств и оборудования для обеспечения функционирования существующих или эксплуатации новых объектов (автобусы, автомобили скорой медицинской помощи, мобильные медицинские комплексы, оборудование для реализации проектов в области телемедицины, оборудование для предоставления дистанционных услуг);
развитие питьевого и технического водоснабжения и водоотведения (строительство или реконструкция систем водоотведения и канализации, очистных сооружений, станций обезжелезивания воды, локальных водопроводов, водозаборных сооружений);
развитие жилищно-коммунальных объектов (строительство блочно-модульных котельных и перевод многоквартирных жилых домов на индивидуальное отопление);
развитие энергообеспечения (строительство, приобретение и монтаж газо-поршневых установок, газгольдеров, газораспределительных сетей, строительство сетей электропередачи внутри муниципального образования, строительство уличных сетей освещения населенных пунктов (при обязательном использовании энергосберегающих технологий), строительство и оборудование автономных и возобновляемых источников энергии с применением технологий энергосбережения;
развитие телекоммуникаций (приобретение и монтаж оборудования, строительство линий передачи данных, обеспечивающих возможность подключения к сети "Интернет").
На территории Кадошкинского муниципального района к сельским территориям относятся все населенные пункты, в том числе рабочий поселок Кадошкино.
Указанные субсидии предполагается предоставлять на условиях софинансирования расходов за счет средств федерального бюджета.
Предоставление бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий осуществляется в порядке и на условиях определяемых Правительством Республики Мордовия.
Раздел 3. Характеристика мер государственного регулирования, прогноз сводных показателей государственных заданий по реализации подпрограммы, участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
Глава 8. Характеристика мер государственного регулирования, прогноз сводных показателей государственных заданий по реализации подпрограммы
Меры государственного регулирования подпрограммой не предусмотрены.
Оказание государственных услуг (выполнение работ) подпрограммой не предусмотрено.
Глава 9. Участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием
Участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием подпрограммой не предусмотрено.
Глава 10. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется за счет средств федерального, республиканского, местного бюджетов и внебюджетных источников.
Прогнозный объем финансирования подпрограммы в 2020 - 2025 годах составит 103 244,4 тыс. рублей, из которых средства федерального и республиканского бюджета - 102 066,94 тыс. рублей, местных бюджетов - 1 032,46 тыс. рублей и внебюджетных источников - 145,0 тыс. рублей.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, приведен в разрезе мероприятий в приложении 5 к Муниципальной программе.
Прогнозируемые в рамках подпрограммы объемы софинансирования за счет указанных средств определены на основе анализа прогнозных показателей Кадошкинского муниципального района.
Глава 11. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
К рискам, которые могут оказать влияние на достижение запланированных целей, относятся:
- институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных подпрограммой;
- операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией подпрограммы;
- риск финансового обеспечения, который связан с финансированием подпрограммы в неполном объеме.
Реализации подпрограммы также угрожают следующие риски, которые связаны с изменением внешней среды и которыми невозможно управлять в рамках реализации подпрограммы:
- риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения;
- риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов.
Управление рисками реализации подпрограммы будет осуществляться путем координации деятельности всех исполнителей, участвующих в реализации подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.