Заключение Счетной палаты РФ от 11 октября 2019 г. N ЗКМ-110/12-03
на проект федерального закона N 802505-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 11 октября 2019 г. N 54К(1350)))
Досье на проект федерального закона
1. Общие положения
Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) на проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее также - Заключение) подготовлено в соответствии с пунктом 12 статьи 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - Бюджетный кодекс РФ), со статьями 13 и 18 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 204 "Предварительный аудит формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации".
Заключение подготовлено на основании результатов контрольного мероприятия "Проверка обоснованности показателей проекта бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов с подготовкой заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - контрольное мероприятие).
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС, Фонд) осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными, конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857 (далее - Устав).
2. Общая характеристика проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
2.1. Структурные особенности и основные характеристики проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Параметры бюджета ФОМС на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов рассчитаны в соответствии с основными макроэкономическими параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (по базовому варианту), представленного Министерством экономического развития Российской Федерации в ФОМС письмом от 27 августа 2019 года (далее - Прогноз Минэкономразвития России).
В проекте федерального закона N 802505-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", внесенном Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 30 сентября 2019 года (далее - Законопроект), отражены следующие основные характеристики бюджета ФОМС на очередной год и плановый период:
1) статьей 1 Законопроекта прогнозируемый объем доходов бюджета ФОМС предусмотрен:
на 2020 год - в сумме 2 367 232,5 млн. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, в размере 246 742,1 млн. рублей;
на 2021 год - 2 511 009,1 млн. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, в размере 272 159,1 млн. рублей;
на 2022 год - 645 681,1 млн. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, в размере 273 001,0 млн. рублей.
Планируемый объем расходов бюджета ФОМС предусмотрен:
на 2020 год - в размере 2 368 610,9 млн. рублей;
на 2021 год - 2 515 867,8 млн. рублей;
на 2022 год - 2 652 635,3 млн. рублей.
Объем дефицита бюджета ФОМС предусмотрен:
на 2020 год - в размере 1 378,4 млн. рублей;
на 2021 год - 4 858,6 млн. рублей;]
на 2022 год - 6 954,1 млн. рублей;
2) статьей 2 Законопроекта предлагается утверждение перечня главных администраторов доходов бюджета ФОМС (согласно приложению 1 к Законопроекту) и перечня главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета ФОМС (согласно приложению 2 к Законопроекту);
3) статьей 3 Законопроекта предлагается утверждение источников внутреннего финансирования дефицита бюджета ФОМС на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (согласно приложению 3 к Законопроекту);
4) статьей 4 Законопроекта предлагается утверждение распределения бюджетных ассигнований бюджета ФОМС по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов: на 2020 год согласно приложению 4 к Законопроекту, на плановый период 2021 и 2022 годов - согласно приложению 5 к Законопроекту;
5) в статье 5 Законопроекта установлены виды межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС, которые перечисляются в федеральный бюджет, бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) и бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России), а также объемы, цели и условия их предоставления;
6) статья 6 Законопроекта определяет основания внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета ФОМС в связи с использованием (перераспределением) средств нормированного страхового запаса (далее - НСЗ) ФОМС в 2020 году, установленных приложением 4 к Законопроекту.
Частью 2 статьи 6 Законопроекта предусмотрено предоставление субсидий государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП), не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), а также медицинским организациям частной системы здравоохранения в целях финансового обеспечения затрат, возникающих в связи с оказанием ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, в объеме, установленном приложением 4 к Законопроекту;
7) частью 1 статьи 7 Законопроекта установлено, что средства, перечисленные в бюджет ФОМС из бюджетов ТФОМС за нарушение условий, установленных при предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда, источником финансового обеспечения которых являлись межбюджетные трансферты из федерального бюджета, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
8) частью 2 статьи 7 Законопроекта в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" (далее - Федеральный закон N 354-ФЗ) предлагается установить:
коэффициенты дифференциации для расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов согласно приложению 7 к Законопроекту;
коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг для расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения на 2020 год в размере 1,153, на 2021 год - 1,199, на 2022 год - 1,247.
Вместе с тем Законопроект имеет особенности в части:
увеличения объема межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета бюджету ФОМС, в 2020 году на 167 760,4 млн. рублей, или на 212,4%, в 2021 году на 25 416,9 млн. рублей, или на 10,3%, в 2022 году на 841,9 млн. рублей, или на 0,3%, в том числе за счет:
увеличения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения в 2020 году на 50 000 млн. рублей, или на 71,4%, в 2021 году на 20 000,0 млн. рублей, или на 16,7%, в 2022 году прогнозная сумма аналогична сумме 2021 года;
увеличения объема средств на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением ряду плательщиков страховых взносов на ОМС пониженных тарифов в 2020 году на 2 974,4 млн. рублей, или на 33,1%, в 2021 году - на 776,3 млн. рублей, или на 6,5%, в 2022 году - на 901,5 млн. рублей, или на 7,1%;
включения с 2020 года в состав бюджетных ассигнований средств:
на обеспечение нестраховых расходов (оплата родовых сертификатов и ВМП, не включенной в базовую программу ОМС) на 2020 год в сумме 114 760,1 млн. рублей, на 2021 год - 119 399,7 млн. рублей, на 2022 год - 119 367,0 млн. рублей;
на компенсацию выпадающих доходов в связи с тем, что суммы доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд не подлежат обложению страховыми взносами, на 2020 год в сумме 25,8 млн. рублей, на 2021 год - 26,8 млн. рублей, на 2022 год - не предусмотрено;
включения в состав субвенции средств:
на финансовое обеспечение проведения диспансеризации населения и профилактических медицинских осмотров в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N ДМ-П14-3355;
на финансовое обеспечение проводимых в амбулаторных условиях дорогостоящих диагностических и лабораторных исследований в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N ТГ-П12-5035.
Основные параметры проекта бюджета ФОМС на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (в сравнении с параметрами бюджета ФОМС на 2019 год и его ожидаемым исполнением, установленными Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 433-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон N 433-ФЗ) представлены в следующей таблице.
Таблица 1
Наименование показателя |
В соответствии с Федеральным законом N 433-ФЗ |
Ожидаемое исполнение Федерального закона N 433-ФЗ в текущем году по данным ФОМС |
В соответствии с Законопроектом |
||||
2019 год |
сумма |
% |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
||
Остаток на начало года, млн. рублей |
99 148,2 |
|
|
14 561,2 |
13 182,8 |
8 324,2 |
|
Фонд заработной платы, млрд. рублей |
24 208,0 |
|
|
25 909,0 |
27 591,0 |
29 545,0 |
|
Индекс потребительских цен |
1,043 |
|
|
1,030 |
1,040 |
1,040 |
|
Всего доходов, млн. рублей |
2 098 026,8 |
2 105 595,9 |
100,4 |
2 367 232,5 |
2 511 009,1 |
2 645 681,1 |
|
из них |
|
|
|
|
|
|
|
Страховые взносы на ОМС, зачисляемые в бюджет ФОМС, млн. рублей |
2 018 999,7 |
2 025 714,9 |
100,3 |
2 119 928,7 |
2 238 275,1 |
2 372 087,2 |
|
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
страховые взносы на ОМС работающего населения, млн. рублей |
1 299 873,8 |
1 306 589,1 |
100,5 |
1 376 083,9 |
1 464 755,1 |
1 567 600,3 |
|
Численность работающих граждан, человек |
66376 096 |
|
|
65 994 081 |
|||
Коэффициент сбора |
0,9937 |
|
|
0,9977 |
0,9977 |
0,9977 |
|
Коэффициент корректировки ФОТ |
1,035 |
|
|
1,032 |
1,032 |
1,032 |
|
страховые взносы на ОМС неработающего населения, млн. рублей |
719 125,9 |
719 125,9 |
100,0 |
743 844,8 |
773 520,0 |
804 486,9 |
|
Численность неработающих граждан, человек |
79 957 563 |
|
|
80 096 587 |
|||
Коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг |
1,119 |
|
|
1,153 |
1,199 |
1,247 |
|
Налоговые доходы, млн. рублей |
45,4 |
249,6 |
549,9 |
561,7 |
575,0 |
592,9 |
|
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, млн. рублей |
78 981,8 |
78 981,8 |
100,0 |
246 742,1 |
272 159,1 |
273 001,0 |
|
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
на компенсацию выпадающих |
8 891,8 |
8 891,8 |
100,0 |
11 956,2 |
12 732,5' |
13 634,0 |
|
доходов бюджета ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, млн. рублей |
|
|
|
|
|
|
|
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения, млн. рублей |
70 000,0 |
70 000,0 |
100,0 |
120 000,0 |
140 000,0 |
140 000,0 |
|
на финансовое обеспечение отдельных нестраховых расходов, млн. рублей |
- |
- |
- |
114 760,1 |
119 399,7 |
119 367,0 |
|
на компенсацию выпадающих доходов по самозанятым, млн. рублей |
- |
- |
- |
25,8 |
26,8 |
- |
|
Всего расходов, млн. рублей |
2 190 182,9 |
2 190 182,9 |
100,0 |
2 368 610,9 |
2 515 867,8 |
2 652 635,3 |
|
из них |
|
|
|
|
|
|
|
Субвенции бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации (КБК 09 09 01 К 10 50930 500), млн. рублей |
2 068 282,0 |
2 068 282,0 |
100,0 |
2 225 430,0 |
2 359 034,3 |
2 487 206,1 |
|
Численность застрахованных по ОМС лиц, человек |
146 333 659 |
|
|
146 090 668 |
|||
Подушевой норматив финансирования, рублей |
11 800,2 |
|
|
12 699,2 |
13 461,6 |
14193,0 |
|
Оплата ВМП, не включенной в базовую программу ОМС (КБК 09 09 01 К 05 0000), млн. рублей |
100 799,0 |
100 799,0 |
100,0 |
103 092,0 |
108 190,3 |
108 190,3 |
|
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
финансовое обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями (субсидии) (КБК 09 09 01 К 05 92110 600), млн. рублей |
94 559,0 |
94 559,0 |
100,0 |
100 592,0 |
105 690,3 |
105 690,3 |
|
медицинским организациям частной системы здравоохранения на финансовое обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам Российской Федерации (субсидии) (КБК 09 09 01 К 05 60060 800), млн. рублей |
- |
- |
- |
2 500,0 |
2 500,0 |
2 500,0 |
|
Дотация федеральному бюджету на финансовое обеспечение расходов на оказание гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, млн. рублей |
6 240,0 |
|
|
- |
- |
- |
|
Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни (родовые сертификаты) (КБК 09 09 01 К N 4 39640), млн. рублей |
15 855,9 |
15 855,9 |
100,0 |
16 668,2 |
16 666,8 |
16 634,0 |
|
Обеспечение застрахованных лиц полисами ОМС единого образца (КБК 09 09 01 К 10 90059 200), млн. рублей |
1 325,4 |
1 325,4 |
100,0 |
1 325,4 |
1 325,4 |
1 325,4 |
|
Управление средствами НСЗ ФОМС (09 09 01 К 10 99999 800), млн. рублей |
3 073,9 |
3 073,9 |
100,0 |
21 058,4 |
29 700,9 |
38 337,3 |
|
Финансовое и материально-техническое обеспечение Фонда, млн. рублей |
846,8 |
846,8 |
100,0 |
1 036,9 |
950,1 |
942,1 |
|
Дефицит (-), профицит (+), млн. рублей |
-92 156,1 |
-84 587,0 |
91,8 |
-1 378,4 |
- 4 858,6 |
- 6 954,1 |
|
Дефицит, не обеспеченный источниками финансирования, млн. рублей |
0,0 |
|
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Остаток на конец года, млн. рублей |
6 992,1 |
|
|
13 182,8 |
8 324,2 |
1 370,0 |
2.2. Порядок и сроки формирования и согласования проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
В соответствии с Графиком подготовки и рассмотрения в 2019 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (поручение Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. N СА-П13-1398) (далее - График) ФОМС и Минздравом России (в части бюджета ФОМС) представлены соответствующие документы и материалы.
Данные о представленных в соответствии с Графиком документах и материалах отражены в следующей таблице.
Таблица 2
Пункт Графика |
Документы и материалы |
Ответственный исполнитель |
Срок представления |
Номер и дата представления документа ФОМС |
Куда представлен в соответствии с Графиком |
Срок рассмотрения утверждения, согласования, одобрения (не позднее) |
5 |
Предварительные данные об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за 2018 год |
Минздрав России (в части бюджета ФОМС) |
22 апреля |
от 25.03.2019 N 2411/21-1/1482 (письмо ФОМС в Минздрав) |
Минфин России, Минэкономразвития России |
- |
7 |
Прогнозы поступлений доходов в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по видам (подвидам) классификации доходов бюджетов и обоснования прогнозов поступлений доходов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, оценка 2019 года с обоснованием, а также расчеты по видам (подвидам) классификации доходов бюджетов. |
Главные администраторы доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
26 апреля |
от 26.04.2019 N 2411/20-1/2192 (письмо ФОМС в Минздрав) |
Минздрав России |
- |
9 |
Прогнозы поступлений доходов в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по видам (подвидам) классификации доходов бюджетов и обоснования прогнозов поступлений доходов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, оценка с обоснованием 2019 года, а также расчеты по видам (подвидам) классификации доходов бюджетов. |
Минздрав России (в части бюджета ФОМС) |
7 мая |
от 30.04.2019 N 2411/20-1/2281 (письмо ФОМС в Минздрав) |
Минфин России, Минэкономразвития России |
- |
10 |
Данные об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за 2018 год, а также проекты основных характеристик бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов |
Минздрав России (в части бюджета ФОМС) |
14 мая |
от 08.05.2019 N 2411/21-1/2491 (письмо ФОМС в Минздрав) |
Минфин России, Минэкономразвития России |
- |
12 |
Предложения по проекту основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов |
Минздрав России (в части бюджета ФОМС) |
22 мая |
от 16.05.2019 N 2411/21-1/2549 (письмо ФОМС в Минздрав) |
Минздрав России |
- |
13 |
Перечень несогласованных вопросов по расчету базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (при наличии) |
Минздрав России (в части бюджета ФОМС) |
29 мая |
от 27.05.2019 N 2411/21-1/2668 (письмо ФОМС в Минздрав) |
Минфин России, Минэкономразвития России |
- |
16 |
Проекты основных характеристик федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов |
Минздрав России (в части бюджета ФОМС) |
10 июня |
от 06.06.2019 N 2411/21-1/2949 (письмо ФОМС в Минздрав) |
Бюджетная комиссия |
14 июня |
27 |
Несогласованные вопросы по распределению по кодам классификации расходов бюджетов базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (при необходимости) |
Минздрав России (в части бюджета ФОМС) |
17 июля |
от 16.07.2019 N 2411/21-1/3809 (письмо ФОМС в Минздрав) |
Минфин России, Минэкономразвития России |
- |
29 |
Предложения по пояснительной записке к проекту федерального закона о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов |
Главные распорядители средств федерального бюджета (в части непрограммных направлений деятельности) |
30 июля |
от 16.07.2019 N 8566/21/3813 (письмо ФОМС в Минфин) |
Минфин России |
- |
33 |
Реестры расходных обязательств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с обоснованиями бюджетных ассигнований на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов |
Органы управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
13 августа |
от 13.08.2019 N 2411/21-1/4447 (письмо ФОМС в Минздрав) |
Минздрав России, Минтруд России |
- |
36 |
Реестры расходных обязательств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с обоснованиями бюджетных ассигнований на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, согласованные с Минздравом России (в части бюджета ФОМС) |
Органы управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
21 августа |
N 2411/21-1/4643 от 21.08.2019 (письмо ФОМС в Минфин) |
Минфин России |
- |
39 |
Уточненный прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет (бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, оценка 2019 года по видам (подвидам) классификации доходов бюджетов, а также расчеты по видам (подвидам) классификации доходов бюджетов. Уточненный прогноз поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, а также оценка 2019 года |
Минздрав России (в части бюджета ФОМС) |
26 августа |
от 26.08.2019 N 2411/20/4758, от 27.08.2019 N 2441/20-1/4779 (письма ФОМС в Минздрав) |
Минфин России, Минэкономразвития России |
- |
41 |
Основные характеристики федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов |
Минздрав России в части основных характеристик бюджета ФОМС) |
30 августа |
от 29.08.2019 N 2411/21-1/4846 (письмо ФОМС в Минздрав) |
Бюджетная комиссия |
5 сентября |
Перечень несогласованных вопросов по проектам бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (при необходимости) |
Минздрав России (в части бюджета ФОМС) |
от 29.08.2019 N 2411/21-1/4845 (письмо ФОМС в Минздрав) |
Бюджетная комиссия Минфин России, Минэкономразвития России |
|||
Проект федерального закона о бюджете ФОМС на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, а также документы и материалы, подлежащие представлению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с указанным проектом |
Минздрав России |
от 29.08.2019 N 2411/21-1/4843 (письмо ФОМС в Минздрав) |
Минфин России, Минэкономразвития России |
|||
от 11.09.2019 N 2411/21-1/5117 (письмо ФОМС в Минздрав) | ||||||
46 |
Проект федерального закона о бюджете ФОМС на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, а также документы и материалы, направляемые в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с указанным проектом федерального закона |
Минздрав России, Минфин России |
13 сентября |
Письмо Минздрава России от 12.09.2019 N 11-8/И/1-3431 (согласованно ФОМС) |
Правительство Российской Федерации |
19 сентября |
В соответствии с письмом Минздрава России от 30 августа 2019 г. N 11-8/10/1-718 Минэкономразвития России согласовало Законопроект в рамках компетенции (письмо от 12 сентября 2019 г. N 30637-ИТ/Д04и).
Во исполнение пункта 46 Графика Минздрав России письмом от 12 сентября 2019 г. N 11-8/И/1-3431 направил Законопроект, а также документы и материалы, направляемые в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с Законопроектом, в Правительство Российской Федерации.
Доработанный с учетом решений, принятых на заседании Правительства Российской Федерации 19 сентября 2019 года, Законопроект направлен в Минздрав России (письмо от 20 сентября 2019 г. N 12040/21/и).
Решением правления ФОМС от 20 сентября 2019 года Законопроект одобрен.
Фонд направил доработанный Законопроект в Минздрав России (письмо 23 сентября 2019 г. N 12192/21 /и).
Доработанный в рабочем порядке Законопроект согласован Минфином России (письмо от 24 сентября 2019 г. N 12-03-08/73415).
3. Анализ соответствия проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" положениям Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики), Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и иным программным документам
При разработке Законопроекта учтены указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ N 597), от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года.
3.1. Анализ соответствия проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации
Законопроект разработан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года N 326 "Об утверждении правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 326), иными актами Правительства Российской Федерации, разработанными в целях составления проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Прогноз доходов бюджета ФОМС на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов осуществлен с учетом перечня источников доходов, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 146 Бюджетного кодекса РФ.
Расходы бюджета ФОМС на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов направлены на оплату расходов, связанных с ОМС, что соответствует нормам статьи 147 Бюджетного кодекса РФ.
4. Доходы проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
4.1. В приложении 1 к Законопроекту определены четыре главных администратора доходов ФОМС:
Федеральное казначейство (код 100);
Федеральная налоговая служба (код 182);
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (код 394);
территориальные фонды обязательного медицинского страхования (код 395).
4.2. Прогнозируемый общий объем доходов бюджета ФОМС на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов составляет:
на 2020 год - 2 367 232,5 млн. рублей, что на 269 205,6 млн. рублей, или на 12,8%, больше по сравнению с утвержденным объемом доходов на 2019 год;
на 2021 год -2 511 009,1 млн. рублей, что больше на 143 776,6 млн. рублей, или на 6,1%, больше по сравнению с прогнозируемым объемом доходов на 2020 год;
на 2022 год - 2 645 681,1 млн. рублей, что на 134 672,0 млн. рублей, или на 5,4%, больше по сравнению с прогнозируемым объемом доходов на 2021 год.
4.3. Наибольшая доля в прогнозном объеме доходов бюджета ФОМС приходится на поступления от страховых взносов на ОМС:
в 2020 году в сумме 2 119 928,7 млн. рублей, что на 100 929,0 млн. рублей, или на 5%, больше по сравнению с утвержденным объемом страховых взносов на ОМС на 2019 год;
в 2021 году - 2 238 275,1 млн. рублей, что на 118 346,4 млн. рублей, или на 5,6%, больше по сравнению с прогнозируемым объемом страховых взносов на ОМС на 2020 год;
в 2022 году - 2 372 087,2 млн. рублей, что на 133 812,2 млн. рублей, или на 6%, больше по сравнению с прогнозным объемом страховых взносов на ОМС на 2021 год.
4.4. Прогнозируемый объем страховых взносов на ОМС работающего населения составляет:
в 2020 году - в сумме 1 376 083,9 млн. рублей, что на 76 210,0 млн. рублей, или на 5,9%, больше объема страховых взносов на ОМС работающего населения 2019 года;
в 2021 году - 1 464 755,1 млн. рублей, что на 88 671,2 млн. рублей, или на 6,4%, больше прогнозируемого объема страховых взносов на ОМС работающего населения на 2020 год;
в 2022 году - 1 567 600,3 млн. рублей, что на 102 845,2 млн. рублей, или на 7%, больше прогнозируемого объема страховых взносов на ОМС работающего населения на 2021 год.
Расчет объема поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения осуществлялся ФОМС исходя из показателя "Фонд заработной платы работников организаций" (далее - ФЗП) по Прогнозу Минэкономразвития России в размере 25 909 млрд. рублей - на 2020 год, 27 591 млрд. рублей - на 2021 год, 29 545 млрд. рублей - на 2022 год с учетом коэффициентов сбора в размере 0,9977 и коэффициента корректировки ФЗП в размере 1,032 на основании прогноза поступлений страховых взносов на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, администрируемых Федеральной налоговой службой (письмо ФНС России от 30 августа 2019 г. N БА-4-1/17447@).
Для основной категории плательщиков объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения рассчитан в 2020 - 2022 годах по тарифу 5,1%. По данной категории плательщиков сумма страховых взносов на 2020 год планируется в сумме 1 333 266,9 млн. рублей, в 2021 году - 1 419 831,9 млн. рублей, в 2022 году - 1 520 360,7 млн. рублей.
Объем поступления страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах пониженные тарифы (от 0,0% до 4,0%), запланирован на 2020 год в сумме 15 789,7 млн. рублей, на 2021 год - 16 814,8 млн. рублей, на 2022 год - 18 005,4 млн. рублей.
Поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС, запланированы на 2020 год в сумме 27 027,4 млн. рублей, на 2021 год - 28 108,3 млн. рублей, на 2022 год - 29 234,2 млн. рублей.
Расчет поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФОМС, произведен ФОМС исходя из численности данной категории плательщиков по данным ФНС России (3 838 236 человек), суммы страховых взносов на ОМС в фиксированном размере на 2020 год в объеме 8 426 рублей, на 2021 год - 8 763 рублей, на 2022 год - 9 114 рублей и коэффициента сбора (0,8357).
Фиксированный размер страховых взносов на ОМС работающего населения на расчетный период 2020 года установлен в статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ) в сумме 8 426 рублей, на расчетный период 2021 - 2022 годов указанный показатель не установлен и рассчитан путем применения индекса инфляции (1,04) к сумме страховых взносов на ОМС в фиксированном размере, установленной на 2020 год.
В прогнозируемом объеме страховых взносов на ОМС работающего населения на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов поступления недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам на ОМС работающего населения не отражаются.
4.5. Прогнозируемый объем страховых взносов на ОМС неработающего населения составляет:
в 2020 году - 743 844,8 млн. рублей (31,4% общего объема доходов ФОМС), что на 24 719,0 млн. рублей, или на 3,4%, больше по сравнению с аналогичными поступлениями, утвержденными на 2019 год;
в 2021 году - 773 520,0 млн. рублей (30,8% прогнозируемого объема доходов ФОМС), что на 29 675,2 млн. рублей, или на 4%, больше по сравнению прогнозным объемом аналогичных поступлений на 2020 год;
в 2022 году - 804 486,9 млн. рублей (30,4% прогнозируемого объема доходов ФОМС), что на 30 966,9 млн. рублей, или на 4%, больше по сравнению с прогнозным объемом аналогичных поступлений на 2021 год.
Объем доходов от страховых взносов на ОМС неработающего населения рассчитан в соответствии с Федеральным законом N 354-ФЗ исходя из численности неработающих на 1 января 2019 года в количестве 80 096 587 человек, коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг на 2020 год в размере 1,153, на 2021 год - 1,199 и на 2022 год - 1,247.
4.6. В соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования" (далее - Методика) расчет и распределение субвенций на 2020 год по субъектам Российской Федерации произведен ФОМС исходя из численности застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации по данным регистра на 1 января 2019 года, среднего подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС на 2020 год в сумме 12 699,2 рублей, установленного проектом Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - проект Программы государственных гарантий), и коэффициентов дифференциации для субъектов Российской Федерации.
При этом форма представления ТФОМС в ФОМС сведений о застрахованных лицах по состоянию на 1 января текущего года, в том числе неработающих, утверждена приказом ФОМС от 28 февраля 2014 г. N 19 "Об утверждении формы N 8 "Сведения о численности лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию" и порядок ее ведения" (форма N 8), согласно пункту 5 которого руководителям ТФОМС необходимо обеспечить представление данных формы N 8 в ФОМС в электронном виде в подсистеме "УСОИ-М" и на бумажном носителе в установленные сроки, при этом срок установлен формой N 8 - не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом.
По информации, представленной Фондом в ходе контрольного мероприятия, в подсистеме "УСОИ-М" отчеты по форме N 8 с данными о численности лиц, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 января 2019 года размещены ТФОМС 85 субъектов Российской Федерации и г. Байконура своевременно (до 15 апреля 2019 года).
Вместе с тем по 35 субъектам Российской Федерации дата составления отчетов ТФОМС по форме N 8 на бумажном носителе указана позже установленного срока на 8 - 28 календарных дней.
В части вопроса выверки численности застрахованных по ОМС лиц: информация о численности застрахованных по ОМС лиц в субъектах Российской Федерации и г. Байконуре по состоянию на 1 января 2019 года в соответствии с запросами Фонда от 17 апреля 2019 г. N 4690/91/и/1-86 представлена в адрес Фонда на бумажном носителе руководителями всех 85 субъектов Российской Федерации и г. Байконура.
Частью 7 статьи 49 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляет обмен информацией с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в электронном виде в соответствии с соглашением об информационном обмене, заключаемым между Фондом и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Частью 5 статьи 49.1 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что контроль за выполнением требований, установленных частью 3 статьи 49.1 указанного федерального закона, осуществляется в рамках информационного взаимодействия посредством предоставления указанным федеральным государственным органам доступа к единому регистру застрахованных лиц в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, а также посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия путем направления межведомственных запросов о предоставлении сведений о конкретном застрахованном лице, содержащихся в едином регистре застрахованных лиц.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что имеющееся соглашение об информационном взаимодействии между Фондом и Министерством внутренних дел Российской Федерации от 28 марта 2013 г. N 2747/90-С/1/2942 не распространяется на отношения, связанные с организацией обмена сведениями, составляющими государственную тайну.
Следует отметить, что Фонд письмом от 15 июля 2019 г. N 8325/91/3761 направил в адрес МВД России подписанное со стороны ФОМС соглашение для подписания, учитывающее требования законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
4.7. Прогнозируемые межбюджетные трансферты, направляемые в бюджет ФОМС, планируются на 2020 год в сумме 246 742,1 млн. рублей, в 2021 году - 272 159,1 млн. рублей, в 2022 году - 273 001,0 млн. рублей.
Предусматриваются следующие межбюджетные трансферты в бюджет Фонда из федерального бюджета:
1) на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения на 2020 год в размере 120 000,0 млн. рублей, на 2021 год -140 000,0 млн. рублей, на 2022 год - 140 000,0 млн. рублей.
Межбюджетный трансферт запланирован в бюджете ФОМС в целях реализации национального проекта "Здравоохранение" в рамках федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями". Предусмотренные Законопроектом объемы межбюджетных трансфертов на 2020 и 2021 годы остаются на уровне, утвержденном Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов";
2) на обеспечение нестраховых расходов: на 2020 год - 114 760,1 млн. рублей, на 2021 год - 119 399,7 млн. рублей, на 2022 год - 119 367,0 млн. рублей.
Указанный межбюджетный трансферт предусмотрен для финансового обеспечения:
ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, на 2020 год в сумме 98 092,0 млн. рублей, на 2021 - 2022 годы - по 102 732,9 млн. рублей (ежегодно). Расчет межбюджетного трансферта на 2020 год составлен с учетом планируемого увеличения востребованных групп ВМП, а также с учетом проведения протонной терапии и возникновения возможных новых групп ВМП. На 2021 - 2022 годы в планируемые объемы ВМП включены объемы по виду ВМП "Трансплантация (органная)" (доведен до ФОМС письмом Минздрава России от 27 сентября 2019 г. N 17-3/И/2-9037);
расходов на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов
и в послеродовом периоде, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни: на 2020 год в сумме 16 668,2 млн. рублей, на 2021 год - 16 666,8 млн. рублей, на 2022 год - 16 634,0 млн. рублей. Расчет по указанным расходам направлен ФСС России письмом от 2 сентября 2019т. N 02-11-08/03-3438П в ФОМС и включает в себя расходы на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни, расходы на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке бланков родовых сертификатов.
Стоимость родового сертификата определена пунктом 5 правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни". С 2020 года по поручению Правительства Российской Федерации (протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N ДМ-П12-35пр) стоимость одного сертификата принята в размере 12,0 тыс. рублей, что на 1 тысячу рублей больше, чем в 2019 году, однако данное увеличение нормативно не закреплено.
Плановый показатель по числу родившихся определен в соответствии с прогнозными данными Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Кроме того, при расчете используются: коэффициент, учитывающий охват числа родившихся талонами родовых сертификатов; прогнозируемый коэффициент, учитывающий динамику расходов предыдущих периодов; коэффициент, учитывающий динамику изменения количества бланков за ряд лет с учетом темпа рождаемости;
3) на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС на 2020 год в сумме 11 956,2 млн. рублей, на 2021 год -12 732,5 млн. рублей, на 2022 год - 13 634,0 млн. рублей. Объем компенсации выпадающих доходов согласно пункту 2 статьи 20 "Уплата страховых взносов" Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить плательщики страховых взносов в соответствии с установленными тарифами для ФОМС на очередной год, и суммой страховых взносов, рассчитанных по пониженным тарифам страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов. Порядок и условия применения пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков установлены статьей 427 Налогового кодекса РФ.
Расчет объема бюджетных ассигнований из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков на 2020 - 2022 годы (по действующему законодательству) осуществлялся исходя из прогноза Минэкономразвития России от 27 августа 2019 года - базового варианта. За базу для начисления страховых взносов на ОМС, применяющих пониженные тарифы страховых взносов на ОМС, до предельной величины базы и свыше применялись данные, содержащиеся в отчетности Федеральной налоговой службы по форме 8-СВ "О базе для начисления страховых взносов и структуре начислений по страховым взносам" за 2018 год.
Тариф страховых взносов на ОМС для основной группы плательщиков в 2020 - 2022 годах составил 5,1%;
4) на компенсацию выпадающих доходов в связи с тем что суммы доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд не подлежат обложению страховыми взносами: в 2020 году в сумме 25,8 млн. рублей, в 2021 году - 26,8 млн. рублей, в 2022 году бюджетные ассигнования на указанные цели Законопроектом не предусмотрены, так как законодательная норма действует на период 2020 - 2021 годов.
Указанный межбюджетный трансферт запланирован бюджету ФОМС на реализацию положений пункта 70 статьи 217 Налогового кодекса РФ "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)", в связи с тем что суммы выплат (вознаграждений), указанные в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса РФ на 2020 - 2021 годы, согласно которому численность самозанятых граждан, осуществляющих деятельность по оказанию услуг физическим лицам, поставленным на учет налоговыми органами в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 Налогового кодекса РФ, определена на 1 января 2019 года - 3 062 человека на 2020 - 2021 годы, а фиксированный размер страхового взноса на ОМС согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ, за расчетный период 2020 года составляет 8 426 рублей, на 2021 год - 8 763 рубля (8 426 рублей на процент инфляции, заложенный Законопроектом на 2021 год, - 4%).
4.8. Законопроектом предусмотрена дополнительная статья доходов Фонда от поступления налога на профессиональный доход, который на 2020 год планируется в размере 525,3 млн. рублей, на 2021 год - 544,6 млн. рублей, на 2022 год - 566,3 млн. рублей.
5. Расходы проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
5.1. Общий объем расходов бюджета ФОМС согласно Законопроекту составляет:
на 2020 год - 2 368 610,9 млн. рублей, что на 178 428,0 млн. рублей, или на 8,1%, больше по сравнению с 2019 годом;
на 2021 год - 2 515 867,8 млн. рублей, что на 147 256,9 млн. рублей, или 6,2%, больше по сравнению с 2020 годом;
на 2022 год - 2 652 635,3 млн. рублей, что на 136 767,5 млн. рублей, или на 5,4%, больше по сравнению с 2021 годом.
Наибольший объем бюджетных ассигнований предусмотрен по разделу "Здравоохранение": на 2020 год в сумме 2 367 573,9 млн. рублей, на 2021 год -2 514 917,7 млн. рублей, на 2022 год - 2 651 693,1 млн. рублей, что составляет более 99,96% общего объема расходов бюджета ФОМС.
5.2. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона N 326-ФЗ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете ФОМС предусмотрены субвенции (КБК 09 09 01 К 10 50930 500) бюджетам ТФОМС:
на 2020 год в сумме 2 225 430,0 млн. рублей, что на 157 148,0 млн. рублей, или на 7,6%, больше бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели на 2019 год;
на 2021 год - 2 359 034,3 млн. рублей, что на 133 604,3 млн. рублей, или на 6%, больше бюджетных ассигнований, предлагаемых к утверждению на 2020 год;
на 2022 год - 2 487 206,1 млн. рублей, что на 128 171,8 млн. рублей, или на 5,4%, больше бюджетных ассигнований, предлагаемых к утверждению на 2021 год.
Распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации на 2019 год установлено приложением 6 к Законопроекту.
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам ТФОМС, определен в соответствии с Методикой на основе численности застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2019 года (146 090 668 человек), подтвержденной руководителями субъектов, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, определенного в проекте Программы государственных гарантий на 2020 год в размере 12 699,2 рубля, на 2021 год - 13 461,6 рубля, на 2022 год - 14 193,0 рубля, коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации.
За счет субвенций обеспечивается реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе ВМП по установленному перечню.
Анализ влияния размера подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС медицинского страхования на общий объем субвенции представлен в следующей таблице.
в соответствии с Федеральным законом N 433-ФЗ |
В соответствии с Законопроектом |
|||||
Общий объем субвенции из бюджета Фонда бюджетам ТФОМС, млн. рублей | ||||||
2019 год |
2020 год |
отклонение, % |
2021 год |
отклонение, % |
2022 год |
отклонение, % |
2 068 282,0 |
2 225 430,0 |
7,6 |
2 359 034,3 |
6,0 |
2 487 206,1 |
5,4 |
Размер подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, рублей | ||||||
11 800,2 |
12 699,2 |
7,6 |
13 461,6 |
6,0 |
14 193,0 |
5,4 |
Как следует из таблицы, динамика общего объема субвенции, доля которой в общем объеме расходов Фонда составляет около 94%, находится в прямой зависимости от величины подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС.
Размер субвенций из бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов учитывает:
увеличение расходов на заработную плату отельных категорий медицинских работников на прогнозный темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций: в 2020 году - 5,4%, в 2021 году - 6,1%, в 2022 году - 6,5% в целях обеспечения сохранения соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу -100% в соответствии с Указом N 597;
увеличение заработной платы младшего медицинского и прочего персонала с 1 октября 2020 года, прочих расходов (медикаментов, расходных материалов, питания, коммунальных и прочих услуг) с 1 января 2020 года на индекс потребительских цен: в 2020 году - на 3,0%, в 2021 году - на 4,0%, в 2022 год - 4,0%;
финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: на 2020 год в сумме 115 000,0 млн. рублей, на 2021 год - 134 542,7 млн. рублей, на 2022 год -134 542,7 млн. рублей;
перевод в 2020 году в базовую программу ОМС отдельных методов конформной дистанционной лучевой терапии в соответствии с решением Правительственной Комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (протокол от 17 июня 2019 г. N 1);
финансовое обеспечение проведения диспансеризации населения и профилактических медицинских осмотров в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N ДМ-П14-3355;
финансовое обеспечение проводимых в амбулаторных условиях дорогостоящих диагностических и лабораторных исследований в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N ТГ-П12-5035.
5.3. В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 33 Федерального закона N 326-ФЗ и подпунктом 1 пункта 8 Устава Фонд участвует в разработке Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 1506 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Минздраву России до 1 октября 2019 года установлено внести в Правительство Российской Федерации проект Программы государственных гарантий.
Проект Программы государственных гарантий направлен Фондом на согласование в Минздрав России (письмо от 25 сентября 2019 г. N 12311/30/и).
Нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, проиндексированы в соответствии с Прогнозом Минэкономразвития России с учетом увеличения расходов на заработную плату медицинских работников на прогнозный темп роста номинально начисленной заработной платы и увеличения остальных расходов на индекс потребительских цен.
Проектом Программы государственных гарантий установлен средний норматив объема медицинской помощи на 2020 и 2021 годы для скорой медицинской помощи вне медицинской организации 0,29 вызова на одно застрахованное лицо, что ниже показателя, установленного на 2019 год, в размере 0,3 вызова на одно застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи для скорой медицинской помощи на 2020 и 2021 годы - 0,29 вызова на одно застрахованное лицо соответствуют показателям, установленным Программой государственных гарантий на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Финансовый норматив объема медицинской помощи для скорой медицинской помощи вызова на одно застрахованное лицо запланирован на 2020 год в размере 2 428,6 рубля, на 2021 год - 2 567,3 рубля, на 2022 год - 2 666,9 рубля.
Предусмотрено увеличение нормативов объема медицинской помощи в амбулаторных условиях на одно застрахованное лицо в сравнении с 2019 годом с дальнейшим ежегодным ростом комплексных посещений:
по профилактическим медицинским осмотрам нормативы увеличены на 2020 год увеличены до 0,2535 комплексного посещения, на 2021 год - 0,260 комплексного посещения, на 2022 год - 0,274 комплексного посещения, а также изменены единицы учета - простые посещения переведены в комплексные;
по диспансеризации нормативы увеличены с 0,16 комплексного посещения в 2019 году до 0,181 комплексного посещения на 2020 год, 0,0190 комплексного посещения на 2021 год и 0,261 комплексного посещения на 2022 год.
Финансовый норматив объема медицинской помощи в амбулаторных условиях на одно застрахованное лицо запланирован в сравнении с 2019 годом с дальнейшим ежегодным ростом:
по профилактическим медицинским осмотрам: на 2020 год - 1 801,2 рубля, на 2021 год - 1 891,6 рубля, на 2022 год - 1 944,6 рубля;
по диспансеризации: на 2020 год - 2 064,9 рубля, на 2021 год - 2 106,8 рубля, на 2022 год - 2 151,4 рубля.
Объем медицинской помощи в условиях дневных стационаров на одно застрахованное лицо увеличен с 0,062 в 2019 году до 0,06296 случая на 2020 год, 0,06297 случая - на 2021 год, 0,06299 случая - на 2022 год.
Финансовый норматив объема медицинской помощи в условиях дневных стационаров на одно застрахованное лицо на 2020 год составит 20 454,4 рубля, на 2021 год - 21 490,8 рубля, на 2022 год - 22 394,8 рубля.
Увеличен норматив объема медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров по профилю "Онкология", на 2020 - 2022 годы до 0,007648 случая лечения, Финансовый норматив объема медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров по профилю "Онкология", на 2020 год предусмотрен в размере 77 638,3 рубля, на 2021 год - 86 673,2 рубля, на 2022 год - 90 140,1 рубля.
Установлен норматив объема медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров по ЭКО: 0,000492 случая лечения - на 2020 год, 0,000507 случая - на 2021 год, 0,00052 случая - на 2022 год. Финансовый норматив установлен на 2020 год в сумме 118 713,5 рубля, на 2021 год - 124 728,5 рубля, на 2022 год - 128 568,5 рубля.
Увеличен норматив объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, на одно застрахованное лицо с 0,17443 случая госпитализации в 2019 году до 0,017671 случая госпитализации в 2020 - 2022 годах в связи с передачей 18 методов лечения из перечня ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, в перечень ВМП, включенной в базовую программу ОМС. Финансовый норматив на 2020 год установлен в сумме 34 713,7 рубля, на 2021 год - 36 876,5 рубля, на 2022 год - 38 389,2 рубля.
Установлены нормативы объемов медицинской помощи по профилю "Онкология" на 2020 - 2022 годы - 0,011468 случая госпитализации и норматив объема молекулярно-генетических исследований в целях диагностики злокачественных новообразований в 2020 - 2022 годах - 0,0007 посещения. Финансовый норматив установлен на 2020 год в объеме 100 848,9 рубля, на 2021 год - 113 868,2 рубля, на 2022 год - 121 019,2 рубля.
Норматив объема медицинской реабилитации в стационарных условиях: 1 случай госпитализации на 2020 - 2021 годы - 0,005 случая на одно застрахованное лицо. Финансовый норматив установлен на 2020 год в объеме 36 118,8 рубля, на 2021 год - 37 948,9 рубля, на 2022 год - 39 948,8 рубля.
5.4. ФСС России письмом от 2 сентября 2019 г. N 02-11-08/03-3438П направил в Фонд для согласования информацию о прогнозном размере межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам, новорожденным и детям в течение первого года жизни на оснований талонов родовых сертификатов исходя из стоимости родового сертификата - 12,0 тыс. рублей.
Фонд согласовал расходы на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни (КБК 09 09 01 К N 4 39640 500) в виде межбюджетных трансфертов ФСС России: на 2020 год в сумме 16 668,2 млн. рублей, на 2021 год - 16 666,8 млн. рублей и на 2022 год - 16 634,0 млн. рублей.
5.5. Средства НСЗ (КБК 09 09 01 К 10 99999 800) учтены Законопроектом в расходах бюджета ФОМС и на 2020 год предусмотрены в сумме 21 058,4 млн. рублей, на 2021 год - 29 700,9 млн. рублей, на 2022 год - 38 337,3 млн. рублей.
Статьей 6 Законопроекта установлены следующие направления использования средств НСЗ:
1) предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам ТФОМС для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в соответствии с Указом N 204;
2) предоставление в установленном Правительством Российской Федерации порядке бюджетам ТФОМС межбюджетных трансфертов во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N ДМ-П14-3355 и от 26 апреля 2019 г. N ТГ-П12-3549 для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний;
3) оплата расходов Фонда на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 4 к Законопроекту 1, в случае недостаточности указанных бюджетных ассигнований 2;
4) финансовое обеспечение расходов бюджета Фонда на исполнение судебных актов 2 в 2020 - 2022 годах, объем которого запланирован исходя из ожидаемого объема исполнения по указанному направлению расходования средств в 2019 году, в размере 40,0 млн. рублей (ежегодно);
5) финансовое обеспечение расходов бюджета Фонда на покрытие временного кассового разрыва (на 2020 год объем расходов на указанные цели спрогнозирован исходя из объема НСЗ, направленного на покрытие временного кассового разрыва в августе 2019 года; на 2021 - 2022 годы - с учетом решений, принятых Правительством Российской Федераций, по расходам на оплату дорогостоящих лабораторных и инструментальных методов исследования в 2021 - 2022 годах).
5.6. Бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца (09 09 01 К 10 90059 200) учтены в расходах бюджета ФОМС на 2020 год в сумме 1 325,4 млн. рублей, на 2021 год - 1 325,4 млн. рублей, на 2022 год - 1 325,4 млн. рублей и остались на уровне 2019 года. Плановая цена за единицу полиса ОМС определена в соответствии с государственным контрактом от 28 ноября 2018 г. N 330/91/2018 на изготовление, персонализацию и доставку полисов ОМС, заключенным ФОМС с АО "Гознак", и составила за один электронный полис ОМС 233,09 рубля, за один бумажный полис ОМС - 47,65 рубля.
Расчет и определение потребности в изготовлении полисов ОМС производятся исходя из прогноза потребности в изготовлении полисов ОМС и стоимости одного полиса ОМС. Прогноз потребности в изготовлении полисов ОМС определяется исходя из прогнозируемого количества застрахованных лиц, не обеспеченных полисом ОМС единого образца по состоянию на 1 января текущего года с учетом динамики обеспечения полисами ОМС единого образца, а также прогноза рождаемости на плановый период и прогноза утери и переоформления полисов ОМС единого образца (по причине ветхости и (или) непригодности для использования, смены фамилии, имени, отчества) на плановый период.
Исходя из потребности в количестве электронных и бумажных полисов ОМС и их стоимости произведен расчет, представленный в следующей таблице.
Полис ОМС |
Стоимость изготовления одного полиса (рублей) |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|||
кол-во |
сумма, тыс. рублей |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.