В целях совершенствования организации прокурорского надзора в сфере реализации ключевых направлений государственной антикоррупционной политики, конструктивного взаимодействия структурных подразделений прокуратуры области, эффективной координации деятельности правоохранительных органов в этой сфере, во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции", руководствуясь статьей 18 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Первому заместителю, заместителям прокурора области, старшим помощникам прокурора области, начальникам управлений и отделов прокуратуры области, прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур рассматривать коррупцию как одну из системных угроз безопасности Российской Федерации и принять меры к усилению борьбы с ней и активизации работы по выявлению и пресечению злоупотреблений служебными полномочиями.
Важнейшей задачей надзорной деятельности считать своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.
Взвешенно, с соблюдением прав участников уголовного судопроизводства и норм о недопустимости разглашения данных предварительного следствия информировать общественность о работе органов прокуратуры по противодействию коррупции и конкретных результатах прокурорского надзора.
2. Отделу по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области, прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур:
2.1. Систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание:
исполнению требований законодательства о представлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;
деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, а также подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений),
В ходе проводимых проверок принимать необходимые меры, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное коррупционное правонарушение.
2.2. Обеспечить постоянное проведение проверок соблюдения требований федеральных законов от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
2.3. Активно использовать полномочие по обращению в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим), замещавшим (занимавшим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы.
2.4. С целью получения данных о коррупционных проявлениях наладить и поддерживать деловое взаимодействие с общественными организациями, средствами массовой информации, субъектами предпринимательской деятельности. Безотлагательно организовывать проверки сведений о коррупционных правонарушениях и принимать по ним решения о привлечении виновных к установленной законом ответственности, в том числе о привлечении юридических лиц к административной ответственности. Систематически анализировать работу по рассмотрению обращений граждан и организаций по фактам коррупции.
2.5. Регулярно, при необходимости с привлечением Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области, а также других государственных органов, осуществлять проверки соблюдения антикоррупционного законодательства, в том числе регламентирующего вопросы предотвращения и урегулирования конфликта интересов, уведомления о склонении к совершению коррупционных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Принимать исчерпывающие меры превентивного характера, направленные на обеспечение прозрачности, эффективности и результативности закупочной деятельности. В случае причинения ущерба в результате коррупционного правонарушения добиваться его возмещения.
2.6. Принять меры к повышению превентивной направленности прокурорского надзора, активизации работы по недопущению причинения ущерба коррупционными правонарушениями, а при наличии ущерба - к обеспечению его своевременного и полного возмещения.
Реализовать комплекс мер, направленных на выявление фактов легализации имущества, полученного при совершении коррупционных преступлений, в том числе путем вывода активов за рубеж.
2.7. На постоянной основе осуществлять надзор за законностью правовых актов в области противодействия коррупции органов государственной власти области, органов местного самоуправления, включая акты, устанавливающие запреты и ограничения в сфере предпринимательской деятельности, реализации прав и свобод граждан, бюджетных правоотношений. Добиваться отмены незаконных правовых актов, в том числе посредством обращения в суд.
2.8. Руководствуясь методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, и положениями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 N 400 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов", проводить данную работу на постоянной основе, ее результаты анализировать и обобщать не реже одного раза в полугодие.
2.9. Повышенное внимание уделять вопросам соблюдения организациями требований статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Принять дополнительные меры по обеспечению неотвратимости ответственности юридических лиц, виновных в совершении правонарушений, предусмотренных статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.10. При осуществлении прокурорского надзора первоочередными задачами считать защиту лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов, оказание им бесплатной юридической помощи в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также защиту имущественных прав граждан, организаций и государства в случае нарушения их прав в результате совершения коррупционных правонарушений.
2.11. При осуществлении прокурорского надзора принимать исчерпывающие меры по выявлению и пресечению фактов злоупотребления служебными (должностными) полномочиями с целью получения выгоды имущественного характера, дачи и получения взяток, коммерческого подкупа, иных коррупционных преступлений, нарушений запретов, обязанностей и ограничений, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", совершаемых государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные должности области, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, либо в отношении данных лиц в период организации и проведения избирательных кампаний; обеспечивать объективное и всестороннее рассмотрение обращений граждан и организаций о таких фактах.
2.12. В целях совершенствования деятельности по выявлению преступлений коррупционной направленности обеспечить функционирование постоянно действующих рабочих групп из числа представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов, в рамках работы которых планировать и осуществлять совместные целевые профилактические мероприятия, рассматривать ход реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции и действующими на поднадзорной территории долгосрочными планами противодействия коррупции.
2.13. Не реже одного раза в квартал проводить в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проверки соблюдения законности при получении и документировании информации о коррупционной деятельности, при принятии решений по ее проверке и последующей реализации в делах оперативного учета (отделу - за исключением органов федеральной службы безопасности). В целях обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина активнее использовать полномочия по восстановлению нарушенных в ходе оперативно-розыскной деятельности прав и законных интересов физических и юридических лиц, возмещению причиненного вреда.
Надзирая за законностью оперативно-розыскной деятельности, особое внимание уделять полноте принимаемых правоохранительными органами мер по выявлению и пресечению преступлений, представляющих большую общественную опасность, совершенных высокопоставленными должностными лицами.
2.14. Надзирая за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, акцентировать внимание на уголовных делах о преступлениях, связанных с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок.
Повышенное внимание уделять обеспечению соблюдения требований закона о недопустимости воздействия в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, должностных лиц на сотрудников органов предварительного расследования в целях оказания влияния на принимаемые ими решения или воспрепятствования в какой-либо форме их деятельности, а также обеспечению соблюдения принципа свободы оценки доказательств.
3. Отделу по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области в соответствии с организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры области:
3.1. Координировать деятельность структурных подразделений прокуратуры области в сфере противодействия коррупции, в том числе по реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, комплексными планами по противодействию коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры области. На основе анализа собственной надзорной деятельности, а также информации, полученной от других структурных подразделений прокуратуры области и нижестоящих прокуратур, осуществлять подготовку информационно- аналитических и других материалов, а также разработку мероприятий по совершенствованию прокурорского надзора.
3.2. Контролировать работу прокуратур городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур области по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, обеспечить организационное и методическое руководство такой деятельностью, проверять организацию прокурорского надзора за исполнением законодательства в указанной сфере.
3.3. Регулярно обсуждать проблемы правоприменительной практики и межведомственного взаимодействия в сфере противодействия коррупции на заседаниях межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции.
3.4. Инициировать обсуждение наиболее актуальных вопросов борьбы с преступлениями коррупционной направленности на координационном совещании руководителей правоохранительных органов области.
Копии материалов координационных совещаний и планов работы прокуратуры области в сфере противодействия коррупции, а также отчетов об исполнении принятых решений (выполнении планов) направлять в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
3.5. На систематической основе, не реже одного раза в полугодие, проводить обобщение и анализ работы по рассмотрению обращений граждан и организаций по фактам коррупции.
3.6. Ежеквартально анализировать и обобщать состояние законности, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления региона, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Оренбургской области и практику прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции, обращая особое внимание на эффективность принятых мер, реальное устранение выявленных нарушений.
3.7. В целях дальнейшего совершенствования регионального законодательства о противодействии коррупции совместно со старшим помощником прокурора области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами области, органами местного самоуправления вносить в установленном порядке предложения об изменении и дополнении названного законодательства.
3.8. Систематически, с привлечением при необходимости иных подразделений прокуратуры области, проверять исполнение законодательства о противодействии коррупции в территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти, органах государственной власти области, государственных корпорациях, иных органах (организациях), на служащих (работников) которых в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" распространяются установленные данным федеральным законом ограничения, запреты и обязанности.
3.9. Незамедлительно информировать управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации о несоответствии законодательству о государственной службе, о противодействии коррупции правовых актов федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, их территориальных подразделений и должностных лиц.
3.10. В случаях нарушения руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области законодательства о государственной службе и о противодействии коррупции вносить в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации мотивированные предложения о постановке перед соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации вопроса о привлечении руководителей территориальных (специализированных) подразделений к ответственности.
3.11. О выявленных особо значимых нарушениях закона, влияющих на социально-экономическую ситуацию в регионе, о фактах допущенных нарушений антикоррупционного законодательства лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, Оренбургской области, а также иными лицами, назначение которых на должности осуществляется Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, незамедлительно информировать управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
3.12. Участвовать в рассмотрении судами, арбитражным судом дел, возбужденных по подготовленным профильным подразделением искам (заявлениям), правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции.
3.13. На постоянной основе, не реже одного раза в квартал, анализировать сведения о состоянии преступности коррупционной направленности, при наличии оснований вносить прокурору области предложения о проведении мероприятий, направленных на активизацию работы правоохранительных органов в указанной сфере.
3.14. По поручению прокурора области проводить проверки полноты и достоверности статистических данных о состоянии преступности, раскрываемости преступлений; состояния и результатов следственной работы, исполнения требований законодательства об учете преступлений коррупционной направленности в прокуратурах городов, районов, межрайонных прокуратурах и правоохранительных органах области.
3.15. Осуществлять контроль за организацией в прокуратурах городов, районов, межрайонных прокуратурах прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел о таких преступлениях, а также при приеме и рассмотрении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и готовящихся преступлениях данной категории.
3.16. По поручению прокурора области осуществлять непосредственный надзор за расследованием наиболее актуальных уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, в том числе уголовных дел, по которым установлены факты вывода за рубеж активов, полученных от преступной деятельности, а также за соблюдением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях указанной категории, соответствием закону принятых процессуальных решений.
3.17. По поручению прокурора области поддерживать государственное обвинение по наиболее значимым и резонансным уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности.
3.18. Обеспечить ежеквартальное (до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом) направление докладной записки в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации о состоянии прокурорского надзора в указанной сфере с учетом требований подпункта 9 пункта 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" и типовой схемы ежеквартальной докладной записки.
4. Управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, отделу по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры области, прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур:
4.1. С привлечением Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области, других органов исполнительной власти области систематически проверять соблюдение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и (или) муниципальных нужд, в том числе при проведении открытых аукционов в электронной форме. В рамках своей компетенции добиваться соблюдения прозрачности процедур закупок. Принципиально реагировать на факты совершения государственными и муниципальными служащими незаконных действий, которыми причинен ущерб соответствующим бюджетам. Во всех случаях ставить вопрос о привлечении виновных к ответственности, соответствующей характеру их деяний и соразмерной причиненному ими ущербу.
Средствами прокурорского надзора добиваться возмещения причиненного ущерба. Активнее использовать в этих целях право прокурора на обращение в арбитражные суды с исками о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности ничтожных сделок.
4.2. При выявлении нарушений закона в сферах бюджетного, антимонопольного законодательства, законодательства о закупочной деятельности, об использовании государственного и муниципального имущества, в разрешительной и контрольной сферах, при распределении ограниченного ресурса, включая случаи оказания необоснованных преференций, давать им оценку на предмет наличия нарушения законодательства о противодействии коррупции, в том числе несоблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.
4.3. Обеспечить социальную направленность надзорной деятельности путем усиления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сферах образования, жилищно-коммунального хозяйства, охраны здоровья граждан, регулирования градостроительной деятельности и за соблюдением законности при реализации программ социально-экономического развития региона, а также в иных сферах (областях).
4.4. При подготовке и формировании материалов прокурорских проверок, предполагаемых к передаче в органы предварительного расследования в целях решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, направлять их в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области для изучения на предмет наличия признаков преступления.
5. Управлению по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области:
5.1. Осуществлять непосредственный надзор за расследованием уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, а также за соблюдением законов при приеме, регистрации, рассмотрении сообщений и иной информации о совершенных и готовящихся преступлениях указанной категории в аппаратах СУ СК России по Оренбургской области и УМВД России по Оренбургской области (за исключением уголовных дел и материалов проверок, указанных в пункте 3.16 данного приказа).
5.2. Обеспечить направление первичных специальных донесений и иной обязательной информации в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе в соответствии с организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора области.
Копии специальных донесений в течение суток после их подписания передавать в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
5.3. Обо всех случаях возбуждения поднадзорными правоохранительными органами уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности сообщать в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области в течение суток с момента поступления копии постановления о возбуждении уголовного дела. При направлении указанных уголовных дел в суд уведомлять отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области в тот же срок с момента подписания обвинительного заключения курирующим работу управления заместителем прокурора области.
К информации прилагать копии соответствующих процессуальных документов. По запросу профильного отдела направлять иную информацию и документы, касающиеся расследования уголовных дел данной категории.
6. Отделу по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму прокуратуры области:
6.1. Не реже одного раза в квартал проводить в органах федеральной службы безопасности проверки соблюдения законности при получении и документировании информации о коррупционной деятельности, при принятии решений по ее проверке и последующей реализации в делах оперативного учета. В целях обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина активнее использовать полномочия по восстановлению нарушенных в ходе оперативно-розыскной деятельности прав и законных интересов физических и юридических лиц, возмещению причиненного вреда. Надзирая за законностью оперативно-розыскной деятельности, особое внимание уделять полноте принимаемых мер по выявлению и пресечению преступлений, представляющих большую общественную опасность, совершенных высокопоставленными должностными лицами.
6.2. Осуществлять надзор за уголовно-процессуальной деятельностью следственного отдела УФСБ России по Оренбургской области при расследовании уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, а также за соблюдением законов при приеме и рассмотрении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и готовящихся преступлениях указанной категории, соответствием закону принятых процессуальных решений.
7. Отделу по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управлению по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, отделу по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму прокуратуры области, прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур:
7.1. Обеспечить действенный прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях коррупционной направленности, законностью принимаемых процессуальных решений о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовных дел. При установлении фактов волокиты, принятия незаконных решений, неполноты проверок ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц, а также рассматривать вопрос об ответственности прокурорских работников, не обеспечивающих надлежащий надзор за их деятельностью.
7.2. В ходе осуществления надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности следить за соблюдением разумных сроков уголовного судопроизводства и полнотой мер, принимаемых по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также придавать значение полноте принимаемых органами расследования мер по установлению и аресту имущества, на которое может быть обращено взыскание в целях обеспечения исполнения приговора, в том числе возможной конфискации имущества.
7.3. При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, а также за оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов обеспечить учет направленных ими международных поручений, ходатайств и запросов о выявлении, об аресте (замораживании), о конфискации и возврате (разделе) из-за рубежа активов, добытых преступным путем и выведенных из Российской Федерации, а также аналогичных поручений, ходатайств и запросов, полученных из компетентных органов иностранных государств; контроль за ходом их рассмотрения; сбор, накопление и анализ статистических и иных данных, связанных с возвратом из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений.
8. Управлению правовой статистики прокуратуры области:
8.1. Ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, информировать отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области о динамике состояния коррупционной преступности в регионе, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы по преступлениям коррупционной направленности.
8.2. Ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направлять в профильный отдел информацию о практике прокурорского надзора за формированием и обработкой документов первичного учета преступлений коррупционной направленности, исполнением требований законодательства об учете преступлений указанной категории в прокуратурах городов, районов, межрайонных прокуратурах и правоохранительных органах области, а также о результатах мероприятий, проведенных в целях проверки полноты и достоверности статистических данных о преступлениях коррупционной направленности.
8.3. Меры, направленные на снятие с учета (постановку на учет) преступлений коррупционной направленности, принимать по согласованию с отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области.
9. Уголовно-судебному управлению, отделу по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области, прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур:
9.1. При поддержании государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности во всех случаях, когда хотя бы одно из совершенных деяний относится к преступлениям, указанным в пункте "а" части 1 статьи 104-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предлагать судам применение конфискации имущества.
Предлагая наказание виновному в виде штрафа, кратного сумме взятки или коммерческого подкупа, учитывать имущественное положение подсудимого и при наличии данных о невозможности уплаты штрафа ориентировать суды на назначение иного наказания.
С учетом конкретных обстоятельств уголовного дела и личности виновного, при наличии условий, указанных в части 3 статьи 47 Уголовного кодекса Российской Федерации, высказывать мнение о возможности назначения подсудимому дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
9.2. Поручать поддержание государственного обвинения по делам указанной категории наиболее квалифицированным работникам, при необходимости создавать группу государственных обвинителей.
По особо значимым делам поддерживать государственное обвинение лично прокурорам городов, районов, межрайонным прокурорам.
9.3. Ежеквартально обобщать практику участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, включая практику назначения наказания в виде штрафа, кратного сумме взятки или коммерческого подкупа, и результаты исполнения данных приговоров.
Уголовно-судебному управлению прокуратуры области соответствующую информацию с приложением копий судебных постановлений по наиболее значимым делам до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Главное уголовно-судебное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
10. Отделу по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры области ежеквартально анализировать и обобщать судебную практику в сфере гражданского и арбитражного судопроизводства по искам (заявлениям) органов прокуратуры, связанным с возмещением ущерба, причиненного актами коррупции, оспариванием незаконных действий (бездействия), решений должностных лиц, сделок и правовых актов, носящих признаки или создающих предпосылки для коррупционных проявлений, по вопросам обжалования незаконных и необоснованных судебных решений по таким делам.
11. Старшему помощнику прокурора области по правовому обеспечению и старшему помощнику прокурора области по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью на постоянной основе осуществлять мониторинг федеральных и региональных средств массовой информации на предмет наличия сведений о коррупционных проявлениях. При наличии оснований информировать отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции для организации соответствующих проверок.
12. В целях упорядочения работы по анализу и рассмотрению обращений, поступающих с официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет (www.genproc.gov.ru):
12.1. Старшему помощнику прокурора области по рассмотрению обращений и приему граждан во взаимодействии с начальником отдела общего и особого делопроизводства прокуратуры области осуществлять отдельный учет обращений о нарушениях законодательства о противодействии коррупции и их передачу в структурные подразделения прокуратуры области для разрешения в соответствии с компетенцией.
12.2. Начальникам структурных подразделений прокуратуры области, прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур обеспечить контроль за ходом рассмотрения указанных обращений.
По результатам их рассмотрения обеспечить незамедлительное направление копий принятых актов прокурорского реагирования, а также аналитической и иной информации о разрешении таких обращений (при их наличии) в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области, которому незамедлительно информировать управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
13. Управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, управлению по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, уголовно-судебному управлению, отделу по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, отделу по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, отделу по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи в пределах компетенции представлять ежеквартально (до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом) в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области информацию о результатах работы органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в соответствии с типовой схемой ежеквартальной докладной записки.
К информации прилагать копии актов прокурорского реагирования и иных документов, подлежащих отражению в отчете по форме К.
14. Прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур:
14.1. Оставлять за собой организацию надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Докладные записки и иные документы, направляемые в прокуратуру области, а также все акты прокурорского реагирования в данной сфере подписывать лично.
14.2. Осуществление надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции возлагать на подготовленных, обладающих профессиональными знаниями и необходимыми моральными качествами работников, добросовестно относящихся к исполнению служебного долга.
Кандидатуры указанных работников предварительно письменно согласовывать с отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области,
14.3. На координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов обсуждать актуальные проблемы борьбы с преступлениями коррупционной направленности.
Копии материалов координационных совещаний и планов работы прокуратур в сфере противодействия коррупции, в том числе постоянно действующих межведомственных рабочих групп, а также отчетов об исполнении принятых решений (выполнении планов) направлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области.
14.4. Незамедлительно информировать отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области о несоответствии законодательству о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции правовых актов органов государственной власти области, федеральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделений и должностных лиц.
14.5. В случаях нарушения руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти законодательства о государственной службе и о противодействии коррупции соответствующую информацию направлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области.
14.6. Систематически, не реже одного раза в квартал, проводить проверки исполнения организациями требований статей 12 и 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Особое внимание при планировании данных проверок уделять организациям, осуществляющим деятельность в сферах, подверженных наибольшему риску коррупционных проявлений,
14.7. При рассмотрении вопроса об обращении в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, Оренбургской области, муниципальных образований, в том числе об отмене незаконных правовых актов органов местного самоуправления, учитывать, что обращению прокурора в суд должен предшествовать незаконный отказ в удовлетворении требований прокурора, изложенных в представлении или ином акте прокурорского реагирования.
14.8. Лично контролировать организацию надзора за расследованием наиболее актуальных уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, в том числе уголовных дел, по которым установлены факты вывода за рубеж активов, полученных от преступной деятельности.
Своевременно предпринимать меры по пресечению незаконного воздействия на прокурорских работников с целью повлиять на законность и обоснованность принимаемых по делу решений.
14.9. Обо всех случаях возбуждения уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в течение 24 часов сообщать в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области с приложением копий соответствующих постановлений.
В дальнейшем незамедлительно информировать о направлении в суд уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, а также о результатах их судебного рассмотрения с приложением копий судебных решений.
14.10. Организовать отдельный учет материалов проверок и уголовных дел коррупционной направленности.
14.11. В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела материалы проверки запрашивать незамедлительно, обеспечить проверку указанного процессуального решения в срок не позднее пяти суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
При согласии с принятым решением в трехдневный срок с момента проверки составлять мотивированное заключение о законности принятого решения, утверждаемое прокурором.
В заключении отражать суть поступившего сообщения о преступлении, содержание выполненных в ходе его проверки мероприятий, анализ совокупности полученных данных и другие значимые сведения, необходимые для оценки законности принятого решения.
Копию заключения вместе с материалами проверки незамедлительно направлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области.
14.12. Не реже одного раза в месяц изучать сведения информационного центра УМВД России по Оренбургской области, проверять достоверность статистических данных о преступлениях коррупционной направленности. В ходе проверок обращать внимание на своевременность и обоснованность постановки на учет противоправных деяний в качестве коррупционных, возможность отнесения отдельных преступлений общеуголовной направленности к указанной категории, законность выставления дополнительных эпизодов преступной деятельности.
При выявлении нарушений статистического учета принимать меры по привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц.
14.13. Обеспечить надлежащий надзор за законностью принятых процессуальных решений о прекращении уголовных дел коррупционной направленности (уголовного преследования) и приостановлении предварительного следствия по указанной категории дел, своевременно отменять незаконные процессуальные решения.
Уголовные дела, производство по которым прекращено либо приостановлено, запрашивать для проверки незамедлительно, обеспечить проверку указанных процессуальных решений в порядке и сроки, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.
В случае согласия с принятыми решениями о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо приостановлении производства в трехдневный срок с момента проверки составлять мотивированное заключение о законности принятого решения, утверждаемое прокурором.
При подготовке заключений по результатам проверки процессуальных решений давать оценку собранным доказательствам, законности продления процессуальных сроков, наличию (отсутствию) нарушений уголовно-процессуального законодательства со стороны следственных органов, исключив формальный подход к их составлению.
Копию заключения вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области.
14.14. Ежеквартально (до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом) информировать отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области о состоянии прокурорского надзора в указанной сфере с учетом требований подпункта 9 пункта 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" и типовой схемы ежеквартальной докладной записки.
К этому же сроку по вопросам, указанным в пункте 9.3 настоящего приказа, отдельно информировать уголовно-судебное управление прокуратуры области,
15. Отделу по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области в установленном порядке разработать и направить в структурные подразделения прокуратуры области, прокурорам городов и районов, межрайонных и специализированных прокуратур обновленную типовую схему ежеквартальной докладной записки, предусмотренной пунктом 14.14 настоящего приказа, с детализацией разделов, подлежащих отражению.
Не реже одного раза в год анализировать содержание указанных докладных записок, по итогам вырабатывать предложения по улучшению их качества.
16. Признать утратившим силу приказ прокурора области от 17.01.2017 N 2 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" и указание прокурора области от 29.04.2013 N 70/86 "О дополнительных мерах по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции на досудебной стадии уголовного судопроизводства".
17. Приказ разместить на официальном сайте прокуратуры Оренбургской области в сети Интернет.
18. Контроль за исполнением приказа в целом оставляю за собой, по направлениям деятельности возлагаю на первого заместителя и заместителей прокурора области.
Приказ направить первому заместителю прокурора области, заместителям прокурора области, начальникам управлений, отделов прокуратуры области, старшим помощникам прокурора области, прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Прокурор области государственный советник юстиции 2 класса |
С.П. Берижицкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Прокуратуры Оренбургской области от 5 июня 2019 г. N 120 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции"
Текст приказа опубликован не был