ОДОБРЕНЫ
Коллегией Контрольно-счетной палаты
Московской области
(Решение от 24.06.2019 N 16/9)
Москва
2019
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по оценке рисков возникновения коррупционных проявлений при проведении контрольных мероприятий (далее - Методические рекомендации) разработаны с учётом положений Федеральных законов от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области".
1.2. Целью Методических рекомендаций является обеспечение реализации полномочия Контрольно-счётной палаты Московской области по участию в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции, при проведении контрольных мероприятий.
1.3. Задачей Методических рекомендаций является установление единых подходов к организации и проведению должностными лицами Контрольно-счетной палаты Московской области оценки рисков возникновения коррупционных проявлений при проведении контрольных мероприятий, предусматривающих оценку рисков возникновения коррупционных проявлений в ходе использования бюджетных средств и управления государственным имуществом.
2. Выявление рисков возникновения коррупционных проявлений
2.1. Для выявления на объекте контроля рисков возникновения коррупционных проявлений, то есть обстоятельств, провоцирующих государственного служащего на незаконное использование должностного положения в целях получения выгоды для себя или третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды государственному служащему или другим физическим лицам, необходимо ответить на следующие вопросы:
в достаточной ли степени создана нормативная правовая база осуществления полномочий, возложенных на объект контроля;
создана ли необходимая организационная структура осуществления полномочий, возложенных на объект контроля, в достаточной ли степени четко определены процедуры исполнения обязанностей должностными лицами и осуществляется ли профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
в каких ситуациях возможен конфликт интересов; достаточно ли четко определен процесс принятия решений; какие факторы не позволяют сотрудникам заниматься коррупционной деятельностью;
имели ли место случаи коррупции на объекте контроля; достаточен ли контроль за процессом принятия решений;
достаточен ли контроль за должностными лицами и результатами их работы.
Данный перечень вопросов не является исчерпывающим и может быть дополнен с учетом специфики деятельности объекта контроля. Ответы на указанные вопросы могут дать достаточно точную картину заложенных в объекте контроля потенциальных условий и факторов для возникновения рисков коррупционных проявлений
2.2. Механизм выявления рисков возникновения коррупционных проявлений включает в себя следующие элементы:
определение перечня функций объекта контроля, при реализации которых наиболее вероятны коррупционные проявления;
формирование перечня должностей, замещение которых на объекте контроля связано с рисками возникновения коррупционных проявлений;
выявление коррупциогенных норм в нормативных правовых актах.
2.3. К функциям объекта контроля, при реализации которых наиболее вероятны коррупционные проявления, можно отнести осуществление функций по:
1) контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных законодательством Российской Федерации общеобязательных правил поведения;
2) управлению государственным (муниципальным) имуществом, то есть осуществлению полномочий собственника в отношении государственного (муниципального) имущества, в том числе переданного унитарным предприятиям, государственным (муниципальным) учреждениям, а также управление находящимися в собственности акциями акционерных обществ;
3) оказанию государственных (муниципальных) услуг, под которыми понимается предоставление органом исполнительной власти, государственным органом, органом государственного внебюджетного фонда, органом местного самоуправления непосредственно или через подведомственные им учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым ценам, по запросам заявителей в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий;
4) осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
5) подготовке и принятию решений о распределении бюджетных ассигнований;
6) подготовке и принятию решений об отсрочке уплаты налогов и сборов, о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
7) лицензированию отдельных видов деятельности, выдаче разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия;
8) проведению государственной экспертизы и выдаче заключений;
9) возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, проведению административного расследования;
10) представлению в судебных органах прав и законных интересов;
11) хранению и распределению материально-технических ресурсов.
Данный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для определения функций, при реализации которых наиболее вероятны риски коррупционных проявлений на конкретном объекте контроля.
2.4. Перечень должностей, замещение которых на объекте контроля связано с рисками возникновения коррупционных проявлений, формируется исходя из функций, указанных в пункте 2.3 Методических рекомендаций, на основании анализа должностных регламентов.
2.5. При выявлении коррупциогенных норм в нормативных правовых актах необходимо учитывать нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, в том числе:
отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий объектов контроля и их должностных лиц;
диспозитивное установление возможности совершения объектом контроля (его должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению объекта контроля (его должностных лиц).
3. Оценка рисков возникновения коррупционных проявлений
3.1. Определение уровня риска возникновения коррупционных проявлений осуществляется на основании критериев оценки согласно приложению к Методическим рекомендациям.
Объем указанных критериев, применяемых для определения уровня риска возникновения коррупционных проявлений, определяется с учетом специфики деятельности объекта контроля и предмета контрольного мероприятия.
3.2. При осуществлении оценки уровень риска возникновения коррупционных проявлений по сферам деятельности объекта контроля может быть определен как очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий и отсутствующий.
3.3. Сферы деятельности объекта контроля с повышенным уровнем коррупционного риска (от среднего до очень высокого) подлежат более внимательному рассмотрению и углубленной проверке на предмет выявления нарушений законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по оценке рисков возникновения коррупционных проявлений при проведении контрольных мероприятий (утв. приказом Председателя Контрольно-счетной палаты Московской области от 1 июля 2019 г. N 40П-180)
Текст Методических рекомендаций опубликован на сайте Контрольно-счетной палаты Московской области (http://ksp.mosreg.ru)