Методические рекомендации Р 079-2019
"Инструкция по действиям персонала пунктов централизованной охраны в штатных и нештатных ситуациях, возникающих в ходе обеспечения централизованной охраны объектов и мест проживания и хранения имущества граждан"
(утв. Начальником ГУВО Росгвардии генерал-лейтенантом полиции 4 апреля 2019 г.)
Сокращения
АРМ - автоматизированное рабочее место;
ВО - вневедомственная охрана;
ГЗ - группа задержания;
ГОСДН - группа обеспечения служебной деятельности нарядов;
ГТС - городская телефонная сеть;
ДПУ - дежурный пульта управления;
ИТП - инженерно-технический персонал;
КСА - комплекс средств автоматизации;
МПХИГ - места проживания и хранения имущества граждан;
ПЦН - пульт централизованного наблюдения;
ПЦО - пункт централизованной охраны;
РСПИ - радиоканальная система передачи извещений;
СП - строевое подразделение;
СПИ - система передачи извещений;
СЦН - система централизованного наблюдения;
ТСО - техническое средство охраны;
ФГКУ УВО (ОВО) - управление (отдел) вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации;
ЦОУ - центр оперативного управления;
ЧС - чрезвычайная ситуация.
Введение
Основной задачей ИТП является организация и обеспечение надежной охраны объектов (МПХИГ), подключнных к ПЦН.
Персонал ПЦО выполняет функции по своевременному приему, обобщению и доведению сообщений о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализаций смонтированной на объектах, подключенных к ПЦН до:
- старшего дежурного (дежурного) ЦОУ (ГОСДН), ГЗ СП ВО, физических и юридических лиц, являющихся собственниками охраняемых объектов (МПХИГ) либо владеющих ими на ином законном основании 1;
- дежурных частей территориальных отделов внутренних дел МВД России - при возникновении ситуаций, связанных с правонарушениями, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная либо административная ответственность;
- оперативной дежурной службы МЧС России - при возникновении чрезвычайных и техногенных ситуаций.
Настоящие методические рекомендации определяют порядок действий персонала ПЦО в штатных, нештатных и чрезвычайных ситуациях, возникающих в ходе обеспечения централизованной охраны объектов и МПХИГ, а также при взаимодействии с Заказчиком.
Методические рекомендации используются совместно с действующими стандартами, руководящими и нормативно-методическими документами Росгвардии, в которых отражены вопросы организации деятельности ПЦО подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации 2.
1. Термины и определения
В настоящих методических рекомендациях применяются следующие термины с соответствующими определениями:
автоматизированное рабочее место - персональное рабочее место, обеспечивающее автоматизацию взаимодействия сотрудника (работника) пункта централизованной охраны (мониторингового центра) с системой централизованного наблюдения;
взятие объекта под охрану - штатное выполнение процедур по постановке объекта на охрану;
группа задержания строевого подразделения вневедомственной охраны - подвижной наряд подразделения вневедомственной охраны численностью не менее двух сотрудников строевого подразделения вневедомственной охраны, осуществляющий патрулирование, оперативное реагирование на сигналы "тревога", поступающие с охраняемых объектов (МПХИГ), подключенных к пультам централизованной охраны;
дежурная смена пункта централизованной охраны - личный состав подразделения вневедомственной охраны, состоящий из дежурных пульта управления и электромонтеров, осуществляющий дежурство с использованием СЦН, и обеспечивающий ее функционирование;
извещение о саботаже - сообщение о несанкционированных действиях в целях подмены составной части ТСО или передаваемой объектовым оконечным устройством о состоянии охраны объекта информации ("авария", "короткое замыкание", "подмена устройства", "саботаж" и др.);
инженерно-технический персонал - работники и лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии и имеющие специальное звание полиции, несущие службу на ПЦО (сотрудники), осуществляющие реализацию мероприятий по обеспечению охраны объектов и имущества с помощью технических средств;
канал системы передачи извещений - совокупность совместно действующих технических средств охраны и модулей и используемой(ых) сред(ы) передачи, осуществляющих обмен информацией между подсистемой(ами) объектовой(ыми) и подсистемой пультовой;
комплекс средств автоматизации пункта централизованной охраны - комплекс взаимосвязанного прикладного программного обеспечения, предназначенный для автоматизации работы пункта централизованной охраны;
ложное срабатывание - сформированное техническими средствами охранной сигнализации извещение о тревоге, не связанное с возникновением криминальной угрозы;
места проживания и хранения имущества граждан - отдельные квартиры, индивидуальные жилые дома, дачи, гаражи, а также хранилища имущества граждан;
нештатная ситуация - ситуация, при которой процесс обеспечения централизованной охраны объектов и имущества или состояние систем централизованного наблюдения (их элементов или программного обеспечения) выходят за рамки нормального функционирования;
охраняемый объект - здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения и помещения), прилегающие к ним территории и акватории, имущество граждан и организаций, охраняемые на договорной основе подразделениями вневедомственной охраны техническими средствами охраны (охранно-пожарной, охранной сигнализацией, кнопкой тревожной сигнализации);
сигнал "Тревога" - сигнал, формируемый средством обнаружения при обнаружении нарушителя в охраняемой зоне;
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного действия, которые могут повлечь или повелели за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
штатная ситуация - ситуация, при которой процесс обеспечения централизованной охраны объектов и имущества или состояние систем централизованного наблюдения (их элементов или программного обеспечения) не выходит за рамки нормального функционирования.
2. Алгоритм действий персонала ПЦО при поступлении сообщений на АРМ
2.1. Задачи, возложенные на ПЦО, исполняет ИТП и дежурная смена.
2.2. Несение службы на ПЦО осуществляется в непрерывном режиме. Порядок несения службы дежурной смены утверждает начальник подразделения вневедомственной охраны.
2.3. При поступлении сигнала "Тревога" ДПУ обязан:
2.3.1. Немедленно передать информацию о поступлении сигнала "Тревога" на АРМ дежурного ЦОУ (ГОСДН) и по радиосвязи ГЗ СП ВО. При этом старшему дежурному (дежурному) ЦОУ (ГОСДН) сообщается пультовой номер, вид извещения, наименование объекта (фамилия собственника), свою фамилию (кодированный идентификатор) и фактическое время поступления сообщения. Особое внимание обращается на сигналы "Тревога", поступившие с особо важных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, определенных постановлениями Правительства Российской Федерации, в ночное время, во время, не характерное для прибытия на объект или МПХИГ Заказчика, в нерабочие дни.
2.3.2. Зафиксировать время получения информации о срабатывании ТСО.
2.3.3. Зафиксировать информацию от старшего ГЗ СП ВО о его месте нахождения, подтверждении времени получения сигнала.
2.3.4. В пути следования уточнить старшему ГЗ СП ВО особенности охраняемого объекта (МПХИГ), краткую характеристику объекта, при этом пультовой номер не называется.
2.3.5. При изменении состояния охраны "тревожного" объекта (МПХИГ) незамедлительно информировать дежурного ЦОУ (ГОСДН) и по радиосвязи ГЗ СП ВО.
2.3.6. Убедиться в принятии дежурным ЦОУ (ГОСДН) и ГЗ СП ВО тревожного извещения.
2.3.7. Произвести обработку поступившего на ПЦО извещения в соответствии с порядком выполнения операций на АРМ ДПУ.
2.3.8. Принять информацию от дежурного ЦОУ (ГОСДН) и по радиосвязи от ГЗ СП ВО о результатах отработки переданного сигнала "Тревога".
2.3.9. Если сведения о результате выезда ГЗ СП ВО не поступили, принять меры по выяснению причин отсутствии данной информации.
2.3.10. Повторное взятие под охрану объекта (МПХИГ) проводится только по указанию старшего дежурного (дежурного) ЦОУ (ГОСДН) после получения сообщения от ГЗ СП ВО о результатах выезда по сигналу "Тревога".
Запрещается перепроверять у Заказчика информацию о возможных причинах срабатывания сигнализации по телефону или иным способом до получения сообщения от ГЗ СП ВО о результатах выезда по сигналу "Тревога".
2.3.11. Внести результаты отработки сигнала "Тревога" в графы рабочего журнала АРМ.
2.3.12. При поступлении на ПЦН с объекта (МПХИГ), находящегося под централизованной охраной информационных извещений СЦН о нарушении линии связи или подмене оконечного устройства (например "авария", "короткое замыкание", "подмена устройства" и другое) ДПУ обязан немедленно передать и проконтролировать получение данной информации старшему дежурному (дежурному) ЦОУ (ГОСДН) в автоматическом режиме (на АРМ) или по телефону для принятия решения о направлении ГЗ СП ВО.
2.4. Действия ДПУ при повторном взятии объекта (МПХИГ) под охрану.
2.4.1. Повторное взятие охраняемого объекта (МПХИГ) производится только по указанию старшего дежурного (дежурного) ЦОУ (ГОСДН) по результатам выезда ГЗ СП ВО по сигналу "Тревога".
2.4.2. После получения от ГЗ СП ВО сообщения о возможности повторного взятия объекта (МПХИГ) под охрану ДПУ производит повторное взятие объекта (МПХИГ) под охрану.
2.4.3. В случае не взятия под охрану объекта (МПХИГ) после поступления сигнала "Тревога", повторного поступления с объекта (МПХИГ) сигнала "Тревога" после повторного взятия под охрану и не выявления причин срабатывания ТСО, порядок организации охраны такого объекта (МПХИГ) осуществляется в соответствии с условиями договора.
2.5. Действие персонала ПЦО при перезакрытии охраняемого объекта (МПХИГ).
2.5.1. В случае не взятия под охрану объекта (МПХИГ) после поступления сигнала "Тревога", а также при поступлении сигнала "Тревога" после повторного взятия под охрану и не выявления причин срабатывания ТСО старший дежурный (дежурный) ЦОУ (ГОСДН) организует перезакрытие таких объектов (МПХИГ).
ДПУ информирует Заказчика (доверенное лицо) о необходимости их прибытия на объект (МПХИГ) с целью выявления причин срабатывания.
2.5.2. Перезакрытие охраняемого объекта (МПХИГ) должно быть произведено в присутствии Заказчика (доверенного лица). В случае необходимости (отсутствие Заказчика или доверенного лица) для перезакрытия в качестве понятого можно привлекать дежурного электромонтера обслуживающей организации или ПЦО.
2.5.3. Перезакрытие с помощью дубликатов ключей производится при невозможности прибытия Заказчика (доверенного лица) в соответствии с методическими рекомендациями Р 78.36.040-2014 "Типовая инструкция о порядке прима, хранения и выдачи дубликатов ключей от охраняемых квартир и мест хранения личного имущества граждан".
Факт выдачи пенала с ключами из хранилища для осмотра охраняемого объекта (МПХИГ) фиксируется в журнале регистрации выдачи и приема дубликатов ключей для осмотра и перезакрытия объекта (МПХИГ).
2.5.4. По окончании осмотра охраняемого объекта (МПХИГ) и выяснения причин поступления сигнала "Тревога" сотрудник подразделения вневедомственной охраны, производивший вскрытие объекта (МПХИГ), составляет акт вскрытия и осмотра объекта (МПХИГ) в двух экземплярах. Один экземпляр акта оставляется в ранее согласованном с Заказчиком месте, второй - сдается вместе с дубликатами ключей на ПЦО (ЦОУ, ГОСДН).
Если перезакрытие охраняемого объекта (МПХИГ) производится в присутствии Заказчика или его доверенного лица, акт перезакрытия не составляется.
2.6. Действие персонала ПЦО при обращении Заказчика по вопросам неисправности ТСО на объекте (МПХИГ).
При обращении Заказчика на ПЦО по вопросам неисправности ТСО, установленных на объекте (МПХИГ), должностное лицо ПЦО разъясняет ему положения договора на централизованную охрану в части организации технического обслуживания ТСО, а также рекомендует обратиться в обслуживающую организацию.
Название и контактные телефоны обслуживающей организации рекомендуется вносить в оперативную карточку охраняемого объекта (МПХИГ) на этапе заключения договора на централизованную охрану имущества и обновлять ее по мере необходимости.
3. Алгоритм действий персонала пункта централизованной охраны в нештатных ситуациях
3.1. Действия дежурной смены ПЦО в нештатных ситуациях устанавливаются начальником ФГКУ УВО (ОВО) или филиала в соответствии с Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25 февраля 2019 года N 59.
3.2. При выходе из строя технических средств, входящих в состав КСА ПЦО, СПИ (РСПИ), групповых абонентских комплектов ИТП и дежурная смена ПЦО должны:
3.2.1. В кратчайшие сроки принять меры по восстановлению работоспособности КСА ПЦО, СПИ (РСПИ) в соответствии с пошаговым алгоритмом действий дежурной смены ПЦО для замены, вышедших из строя АРМ ПЦО и (или) пультового оборудования СПИ (РСПИ). При необходимости использовать обменный фонд аппаратуры СПИ. В соответствии с Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25 февраля 2019 года N 59 перечень и количество оборудования определяется начальником ФГКУ УВО (ОВО) или филиала.
3.2.2. Определить объекты (МПХИГ), находившиеся под охраной вышедших из строя АРМ ПЦО и (или) пультового оборудования СПИ (РСПИ), и организовать работу по их охране в соответствии с условиями договора.
3.2.3. В случае длительного периода восстановления вышедшего из строя оборудования, принять меры по информированию Заказчиков о временной невозможности предоставления охранных услуг и осуществлять охрану объектов (МПХИГ) в соответствии с условиями договора.
3.2.4. Сообщить старшему дежурному (дежурному) ЦОУ (ГОСДН) о выходе из строя АРМ ПЦО или пультового оборудования СПИ (РСПИ), принятых мерах по устранению неисправностей и действовать по его указаниям.
3.2.5. При поступлении извещения о неисправности группового абонентского комплекта (направления СПИ (РСПИ) на объекте (МПХИГ), его отработку проводить в соответствии с пунктом 2.3. настоящих методических рекомендаций, организовать устранение неисправности оборудования во взаимодействии с территориальным подразделением ФГУП "Охрана" Росгвардии или иной обслуживающей организацией.
3.2.6. После устранения неисправности в функционировании СПИ, РСПИ или группового абонентского комплекта определить и отработать изменения состояния охраны объектов (МПХИГ).
3.3. При отключении электропитания ПЦО по основному вводу сети электроснабжения ИТП и дежурная смена ПЦО должны:
3.3.1. Немедленно перевести (при отсутствии автоматического перехода) ПЦО на электропитание от резервного (автономного) источника (второй независимый ввод сети электроснабжения, дизель- или бензогенератор, аккумуляторная батарея).
3.3.2. Выяснить у дежурного диспетчерской службы организации, обеспечивающей поставку электроэнергии, причину прекращения электроснабжения, принимаемых мерах и предполагаемых сроках ее устранения.
3.3.3. Сообщить о прекращении электроснабжения ПЦО и принятых мерах старшему дежурному (дежурному) ЦОУ (ГОСДН) и следовать их указаниям.
3.3.4. Сообщить ГЗ СП ВО об аварии электроснабжения ПЦО.
3.3.5. Обеспечить максимально возможную охрану объектов (МПХИГ) в соответствии с условиями договоров.
3.3.6. При поступлении сообщения о планирующемся длительном прекращении электроснабжения здания (помещения) ПЦО (недели, месяцы), начальнику ФГКУ УВО (ОВО) или филиала принять меры к переносу ПЦО в другое здание (помещение).
3.4. При неисправности коммуникационного оборудования и линий связи между ГТС и ПЦО, а также оборудования, обеспечивающего функционирование цифровых линий связи (PON, GPON, Интернет, GPRS и др.) ИТП и дежурная смена ПЦО должны:
3.4.1. Сообщить о неисправности работникам оператора связи, провайдеру интернет-услуг, выяснить у них причину неисправности, принимаемых мерах и предполагаемых сроках ее устранения. Организовать мероприятия по переводу работы оборудования на резервные линии связи.
3.4.2. Сообщить о неисправности коммуникационного оборудования и принятых мерах старшему дежурному (дежурному) ЦОУ (ГОСДН) и следовать их указаниям.
В случае предполагаемого длительного периода устранения неисправности телекоммуникационного оборудования принять меры к информированию Заказчиков о временной невозможности предоставления охранных услуг.
3.4.3. Сообщить ГЗ СП ВО о неисправностях коммуникационного оборудования.
3.5. В случае массового прекращения электроснабжения охраняемых объектов (МПХИГ) или массовых неисправностях коммуникационного оборудования ИТП и дежурная смена ПЦО должны:
3.5.1. Выяснить у дежурного диспетчерской службы организации, обеспечивающей поставку электроэнергии, причину прекращения электроснабжения, принимаемых мерах и предполагаемых сроках ее устранения.
3.5.2. Сообщить о неисправности коммуникационного оборудования и линий связи работникам оператора связи, провайдеру интернет-услуг, выяснить у них причину неисправности, принимаемых мерах и предполагаемых сроках ее устранения. Организовать мероприятия по переводу работы оборудования на резервные линии связи.
3.5.3. Сообщить об авариях коммуникаций и принимаемых мерах старшему дежурному (дежурному) ЦОУ (ГОСДН) и следовать их указаниям.
В случае предполагаемого длительного периода восстановления электроснабжения или устранения неисправности телекоммуникационного оборудования и линий связи, принять меры к информированию Заказчиков о временной невозможности предоставления охранных услуг.
4. Действия сотрудников и работников пунктов централизованной охраны в экстремальных и чрезвычайных ситуациях
4.1. В соответствии с Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25 февраля 2019 года N 59, действия дежурной смены ПЦО в экстремальных и чрезвычайных ситуациях определяются начальником УВО или филиала.
Весь персонал ПЦО обязан четко знать и строго выполнять установленный порядок действий при угрозе и возникновении ЧС и не допускать действий, которые могут вызвать угрозу жизни и здоровью персонала ПЦО.
Чрезвычайные ситуации могут возникнуть внезапно или после различного по продолжительности периода угрозы возникновения. Исходя из этого период угрозы возникновения ЧС должен быть в максимальной мере использован для предотвращения ЧС или уменьшения возможного ущерба.
Все сотрудники и работники ПЦО должны принимать меры по сохранению материальных ценностей при угрозе или возникновении ЧС.
В период проведения мероприятий по защите от ЧС или ликвидации их последствий должны приниматься меры по предотвращению или уменьшению возможного материального ущерба ПЦО и охраняемым объектам.
4.2. При стихийном бедствии природного и техногенного характера (пожар, наводнение, землетрясение, ураган и другое) сотрудники, несущие службу на ПЦО, и работники ПЦО обязаны:
4.2.1. Сообщить в службу спасения (оперативную дежурную службу МЧС России) по телефону "112" или "101".
4.2.2. До прибытия спасателей, по возможности, принять меры к сокращению ущерба имуществу, причиняемого стихийным бедствием (отключить напряжение электропитания аппаратуры, установленной на ПЦО, при пожаре - закрыть окна и двери).
4.2.3. Обеспечить максимально возможную охрану объектов в соответствии с условиями договора.
4.2.4. При угрозе жизни и здоровью, используя безопасные пути, обеспечить эвакуацию людей, оперативно-технической документации и имущества ПЦО в безопасное место, по возможности обеспечив централизованную охрану объектов.
4.2.5. При наличии пострадавших вызвать скорую медицинскую помощь по телефону "112" или "103", до прибытия бригады оказать им первую медицинскую помощь.
4.2.6. Доложить о результатах проведенных мероприятий начальнику ПЦО, старшему дежурному (дежурному) ЦОУ (ГОСДН) далее действовать по их указаниям.
4.3. При проявлении массовых беспорядков и нападении на ПЦО сотрудники, несущие службу на ПЦО, и работники ПЦО обязаны:
4.3.1. Сообщить ГЗ СП ВО о нападении на ПЦО.
4.3.2. Сообщить старшему дежурному (дежурному) ЦОУ (ГОСДН) либо уполномоченному начальником УВО или филиала лицу, оперативному дежурному ОВД о нападении на ПЦО и действовать по их указаниям.
4.3.3. Принять меры безопасности, закрыть все доступы на ПЦО (окна, двери, люки, забаррикадировать их мебелью и другими предметами).
Список использованных источников
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
4. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 21 сентября 2018 года N 420 "Об утверждении Наставления по организации службы строевых подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации".
5. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 669 "Об утверждении Правил охраны имущества физических и юридических лиц по договорам в войсках национальной гвардии Российской Федерации".
6. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25 февраля 2019 года N 59 "Об утверждении Руководства по организации службы пунктов централизованной охраны подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации".
7. ГОСТ Р 55017-2012 Пульты централизованного наблюдения для исследования в системах противокриминальной защиты. Требования к информации.
8. ГОСТ Р 56102.1-2014 Системы централизованного наблюдения. Часть 1. Общие положения.
9. ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения.
10. ГОСТ Р 52551-2016 Системы охраны и безопасности. Термины и определения.
11. Р 78.36.040-2014 Методические рекомендации "Типовая инструкция о порядке прима, хранения и выдачи дубликатов ключей от охраняемых квартир и мест хранения личного имущества граждан".
12. Р 78.36.055-2016 Методические рекомендации "Организация работы ПЦО без дежурного ПЦО (помощника дежурного ПЦО)".
13. Р 78.36.056-2016 Методические рекомендации "Организация работы кустовых ПЦО (функционирующих на территории нескольких населенных пунктов)".
Начальник ГУВО Росгвардии |
А.В. Грищенко |
------------------------------
1 Далее - "Заказчик(и)".
2 Далее - "подразделения вневедомственной охраны".
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации Р 079-2019 "Инструкция по действиям персонала пунктов централизованной охраны в штатных и нештатных ситуациях, возникающих в ходе обеспечения централизованной охраны объектов и мест проживания и хранения имущества граждан" (утв. Федеральной службой войск национальной гвардии РФ 4 апреля 2019 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был
Методические рекомендации разработаны сотрудниками ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии Ю.В. Тарасовой, К.А. Юриным, И.П. Панюшовым, С.М. Юдиной, Л.И. Комаровой под руководством А.И. Кротова с учетом замечаний и предложений сотрудников ГУВО Росгвардии.
"Инструкция по действиям персонала пунктов централизованной охраны в штатных и нештатных ситуациях, возникающих в ходе обеспечения централизованной охраны объектов и мест проживания и хранения имущества граждан": Методические рекомендации Р 079-2019. - М.: НИЦ "Охрана", 2019. - 16 с.
Методические рекомендации предназначены для применения при организации действий персонала пунктов централизованной охраны в штатных, нештатных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях, возникающих в ходе обеспечения централизованной охраны объектов и мест проживания и хранения имущества граждан, а также взаимодействия персонала ПЦО с Заказчиками и организациями, осуществляющими обслуживание технических средств охраны.
Введены взамен методических рекомендаций Р 78.36.047-2015.
Введены с ______ 201__ г.