Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей
на проект федерального закона N 646058-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной политики в сфере туризма и туристской деятельности на территории Дальневосточного федерального округа",
внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, С.В. Чижовым, И.М. Гусевой и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам национальностей в соответствии с пунктом 47 протокола заседания Совета Государственной Думы от 11 марта 2019 года N 178, рассмотрел проект федерального закона N 646058-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной политики в сфере туризма и туристской деятельности на территории Дальневосточного федерального округа", внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, С.В. Чижовым, И.М. Гусевой и другими и сообщает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование государственной политики в сфере туризма и туристской деятельности, в том числе круизного судоходства на территории Дальневосточного федерального округа.
В законопроекте следует выделить три блока правоотношений, к которым субъектом права законодательной инициативы предлагаются изменения.
Во первых. Изменения предлагаются в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Так, в целях создания дополнительных условий для социально-экономического развития Дальнего Востока России законопроектом предлагается отнести к числу прав органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма право разработки, утверждения (одобрения) и реализации муниципальных программ развития туризма.
Вместе с тем, учитывая, что действующим законодательством уже предусмотрено полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию региональных программ развития туризма, а также в связи с предусматриваемым законопроектом правом по разработке муниципальных программ развития туризма в целях систематизации этого процесса и выработки комплексных целевых показателей, законопроектом предлагается разработать единые методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ развития туризма.
Согласно пояснительной записке такой подход согласуется с выводами Счетной палаты Российской Федерации за 2015 - 2017 гг., свидетельствующими о том, что ни в одной региональной программе развития туризма в полном объеме не нашли отражения целевые показатели развития туризма, закрепленные в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия).
В частности, мероприятия по развитию социального туризма предусмотрены только в 27 региональных программах в сфере туризма. К примеру, в государственной программе Камчатского края для развития социального туризма предусмотрена отдельная подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки для стимулирования развития социального туризма на территории Камчатского края". При этом, региональными программами в сфере туризма оставшихся 58 субъектов Российской Федерации меры по поддержке развития социального туризма не предусмотрены.
Кроме того, в соответствии с разделом V Стратегии, необходимо уделить внимание задаче развития туристской инфраструктуры в сфере детского, юношеского и молодежного туризма путем создания и развития туристских кластеров, специализирующихся на обслуживании такой категории потребителей.
Однако по данным Счетной палаты Российской Федерации только 3 из 85 субъектов Российской Федерации в своих региональных программах развития туризма предусмотрели создание и развитие детского и молодежного туристского кластера.
Принятия единых федеральных методических рекомендаций по разработке региональных и муниципальных программ развития туризма позволит регионам скорректировать свои программы с учетом установленных в Стратегии целевых показателей, а также в дальнейшем более полным образом синхронизировать принимаемые региональные и муниципальные программы с разрабатываемой Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года.
Во вторых. В настоящее время иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенные на территории свободного порта Владивосток, а также через воздушные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа и определенные Правительством Российской Федерации, на основании электронных виз, имеют право на свободу передвижения в пределах территории только субъекта Российской Федерации, в который осуществлен въезд.
Законопроектом предлагается для лиц, оформляющих однократные электронные туристические визы и прибывающих в Российскую Федерацию через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенные на территории свободного порта Владивосток, а также через воздушные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа и определенные Правительством Российской Федерации, предоставить право на передвижение по туристическим визам в пределах территории, не одного субъекта, а всех субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ.
В третьих. Учитывая, что практическая реализация законодательной инициативы в части выдачи электронных виз, распространяющих свое действие на территорию всех субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, возможна только после введения в эксплуатацию в полном объеме и сопряжения всех ведомственных сегментов государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность (ПТК ГС "МИР"), законопроектом предлагается установить отложенный срок вступления в силу норм, касающихся использования туристических виз в форме электронного документа с 1 января 2022 г.
Законопроект согласуется с задачами, определенными в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Принятие законопроекта будет способствовать развитию туризма, как в целом, так и отдельных его направлений.
Турист будет иметь возможность ознакомиться с разнообразным этническим составом коренного населения Дальневосточного федерального округа, их историей, бытом, духовной культурой, прикладным творчеством, традиционным образом жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов.
Кроме того, у туриста появится возможность познакомиться с культурными объектами, уникальными архитектурными сооружениями, а также превосходным природным ландшафтом региона.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по делам национальностей поддерживает проект федерального закона N 646058-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной политики в сфере туризма и туристской деятельности на территории Дальневосточного федерального округа", и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.И. Гильмутдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.