В соответствии с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р, Постановлением правительства Мурманской области от 19.02.2019 N 61-ПП "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области", в целях обеспечения соблюдения в администрации Ловозерского района требований антимонопольного законодательства распоряжаюсь:
1. Организовать в администрации Ловозерского района систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс).
2. Утвердить прилагаемое положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в администрации Ловозерского района (далее - Положение).
3. Структурным подразделениям администрации Ловозерского района с правом юридического лица руководствоваться настоящим распоряжением.
4. Отделу по организационной, правовой и кадровой работе (Зиновьева Н.Л.) ознакомить работников администрации Ловозерского района с настоящим распоряжением, под роспись.
5. Настоящее распоряжение разместить на официальном сайте администрации Ловозерского района.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Глава администрации Ловозерского района |
Н.И. Курзенев |
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в деятельности администрации Ловозерского района (антимонопольный комплаенс)
(утв. распоряжением администрации Ловозерского района от 26 апреля 2019 г. N 71-РГ)
1. Общие положения
1.1. Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в администрации Ловозерского района (далее - Положение и Администрация) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Администрации требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства.
1.2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в Администрации;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" ("комплаенс-риски") - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - подразделение Администрации, осуществляющие внедрение и контроль за исполнением антимонопольного комплаенса в Администрации;
"структурное подразделение" - управление, отдел, сектор, контрактный управляющий Администрации, участвующий в реализации антимонопольного комплаенса в Администрации.
1.3. Задачи антимонопольного комплаенса:
- выявление комплаенс-рисков;
- управление комплаенс-рисками;
- контроль за соответствием деятельности Администрации требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса.
1.4. При организации антимонопольного комплаенса Администрация руководствуется следующими принципами:
- заинтересованность в эффективности антимонопольного комплаенса;
- регулярность оценки комплаенс-рисков;
- информационная открытость функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса;
- непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;
- совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется главой Администрации, в том числе глава Администрации:
- вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
- применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение работниками Администрации правил антимонопольного комплаенса;
- рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
- осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
- утверждает карту комплаенс-рисков;
- утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
- утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков;
- подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе.
2.2. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между структурными подразделениями Администрации: отделом по организационной, правовой и кадровой работе (далее - правовой отдел) и отделом экономического развития (далее - экономический отдел).
2.3 Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса (далее - Коллегиальный орган), возлагаются на Совет по улучшению инвестиционного климата на территории муниципального образования Ловозерский район.
2.4. К компетенции правового отдела относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
- подготовка и представление главе Администрации на утверждение правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов Администрации, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
- выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
- консультирование работников Администрации по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
- организация взаимодействия со структурными подразделениями Администрации по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
- информирование главы Администрации о муниципальных правовых актах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
- разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
- организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
- подготовка и внесение на утверждение главы Администрации карты комплаенс-рисков;
- определение и внесение на утверждение главы Администрации ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
- подготовка и внесение на утверждение главе Администрации мероприятий ( "дорожной карты" ) по снижению комплаенс-рисков;
- подготовка для подписания главой Администрации и утверждения Коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
- организация систематического обучения работников Администрации требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;
- организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Администрации по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
- обеспечение взаимодействия с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками.
- выявление конфликта интересов в деятельности работников Администрации, разработка предложений по их исключению;
- участие по поручению главы Администрации в проведении внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса;
- ознакомление лиц, поступающих на работу в Администрацию с настоящим Положением;
2.5. К компетенции экономического отдела относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
- выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
- организация совместно с правовым отделом систематического обучения работников Администрации требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;
- организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Администрации по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
- обеспечение взаимодействия с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками.
2.6. К функциям Коллегиального органа относятся:
- рассмотрение и оценка плана мероприятий ( "дорожной карты" ) по снижению комплаенс-рисков в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
- рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе;
- осуществляет организационное обеспечение Коллегиального органа.
3. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
3.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства структурные подразделения Администрации в части своей компетенции на регулярной основе проводят следующие мероприятия и результаты их реализации для обобщения и контроля направляют в правовой отдел:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности администрации за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) мониторинг и анализ практики применения в Администрации антимонопольного законодательства;
в) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
г) анализ нормативных правовых актов Администрации;
д) анализ проектов нормативных правовых актов Администрации.
3.1. Правовой отдел организует выявление и оценку комплаенс-рисков в Администрации.
3.2. В целях выявления комплаенс-рисков правовой отдел января - февраля года, следующего за отчетным, осуществляет:
- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Администрации;
- анализ нормативных правовых актов Администрации, а также иных правовых актов Администрации, направленных на регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и адресованных неопределенному кругу лиц, которые могут иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства;
- анализ проектов нормативных правовых актов Администрации;
- мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
- оценку эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
3.3. При проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 3.2. настоящего Положения, правовой отдел осуществляет сбор сведений в структурных подразделениях Администрации.
3.4. На основе анализа, проведенного в соответствии с пунктом 3.2. настоящего Положения, и сведений, представленных руководителями структурных подразделений Администрации, правовой отдел не позднее февраля месяца года, следующего за отчетным:
- составляет (корректирует) карту комплаенс-рисков;
- подготавливает для утверждения ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса и оценку эффективности достижения ключевых показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
- подготавливает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков на очередной год;
- подготавливает проект доклада об антимонопольном комплаенсе, подготовленный в соответствии с требованиями, установленными разделом 5 настоящего Положения.
3.5. При проведении (не реже одного раза в год) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства реализуются следующие мероприятия:
3.5.1. структурные подразделения Администрации по запросу правового отдела предоставляют сведения о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
3.5.2. правовой отдел составляет перечень нарушений антимонопольного законодательства в Администрации, который содержит классифицированные по сферам деятельности структурных подразделений Администрации сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), сведения о мерах по устранению нарушения, сведения о мерах, направленных на недопущение повторения нарушения.
3.6. При проведении анализа нормативных правовых актов (далее - НПА) реализуются следующие мероприятия:
3.6.1. правовой отдел:
- в электронной форме составляет исчерпывающий перечень действующих НПА, принятых Администрацией (далее - перечень НПА), с прикреплением к перечню НПА файлов, содержащих тексты таких НПА, за исключением НПА, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, который не позднее апреля отчетного года размещает на официальном сайте администрации Ловозерского район в сети Интернет (далее - Официальный сайт);
- обеспечивает в срок не позднее апреля отчетного года размещение на Официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню НПА (с указанием адреса электронной почты для сбора предложений и замечаний);
- осуществляет анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню НПА (в период с апреля по августа отчетного года) и обеспечивает в срок не позднее сентября отчетного года представление главе Администрации сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты.
3.7. При проведении анализа проектов НПА (в течение отчетного года) реализуются следующие мероприятия:
3.7.1. структурные подразделениями Администрации:
- размещают на Официальном сайте разрабатываемые ими проекты НПА и информацию к ним, содержащую обоснование реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию, сведения о сборе предложений и замечаний по ним (адрес электронной почты для сбора предложений и замечаний, срок их сбора, который не может быть менее пяти рабочих дней, по истечении которого проект НПА, а также соответствующая информация по нему подлежат удалению);
- по окончании срока сбора предложений и замечаний, составляют справку о поступивших предложениях и замечаниях (или их отсутствии) с оценку поступивших предложений и замечаний, и направляют ее с проектом НПА, в порядке согласования, установленном Регламентом работы Администрации, в правовой отдел;
3.7.2. правовой отдел осуществляет сбор и оценку информации о поступивших замечаниях и предложениях организаций и граждан по проектам НПА, согласовывает проект НПА, в порядке установленном Регламентом работы Администрации.
3.8. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Администрации реализуются следующие мероприятия:
3.8.1. структурные подразделения Администрации осуществляют сбор на постоянной основе сведений о правоприменительной практике при рассмотрении в суде, в антимонопольном органе дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также о рассмотрении жалоб, решений и предписаний антимонопольного органа (в части их касающейся), и направление ее в правовой отдел;
3.8.2. правовой отдел проводит анализ изменений законодательства и основных аспектов правоприменительной практики при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства.
3.9. В рамках проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 3.8. настоящего Положения, правовой отдел не реже одного раза в год подготавливает:
- информацию о рассмотрении жалоб, решений и предписаний антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства (при наличии);
- информацию о судебной практике по антимонопольным делам (при наличии).
3.10. Выявленные комплаенс-риски отражаются правовом отделом в карте комплаенс-рисков согласно пункта 3.14. настоящего Положения.
3.11. Выявление комплаенс-рисков и присвоение каждому комплаенс-риску соответствующего уровня риска осуществляется правовым отделом по результатам оценки комплаенс-рисков.
3.12. Распределение выявленных комплаенс-рисков по уровням осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р.
3.13. В случае если в ходе реализации в Администрации антимонопольного коплаенса обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения при осуществлении муниципальными служащими контрольно-надзорных функций, указанные материалы подлежат передаче в правовой отдел, обеспечивающий реализацию мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений. Обеспечение мер по минимизации коррупционных рисков в таких случаях осуществляется в порядке, установленным соответствующими муниципальными правовыми актами.
3.14. Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков в порядке убывания уровня комплаенс-рисков.
3.15. Карта комплаенс-рисков утверждается главой Администрации и размещается на Официальном сайте не позднее февраля отчетного года.
3.16. Информация о проведении выявления и оценки комплаенс-рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Ознакомление работников Администрации с антимонопольным комплаенсом
4.1. При приеме на работу в Администрацию правовой отдел обеспечивает ознакомление работников с настоящим Положением под роспись.
4.2. Правовой отдел ежегодно организует проведение с работниками Администрации обучающих семинаров по изучению требований антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
4.3. Правовой отдел осуществляет учет информации о проведении обучающих семинаров. Информация о проведении ознакомления работников с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих семинаров включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4.4. Работники Администрации несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение муниципальных правовых актов, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
5. Осуществление контроля за функционированием антимонопольного комплаенса
5.1. В целях снижения комплаенс-рисков юридическим отделом ежегодно разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту комплаенс-рисков.
5.2. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков должен содержать в разрезе каждого комплаенс-риска (согласно карте комплаенс-рисков) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
5.3. В плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению комплаенс-рисков в обязательном порядке должны быть указаны:
- общие меры по минимизации и устранению рисков, согласно карте комплаенс-рисков;
- описание конкретных действий (мероприятий), направленных минимизацию и устранение комплаенс-рисков;
- ответственное лицо (должностное лицо, структурное подразделение);
- срок исполнения мероприятия.
5.4. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков утверждается главой Администрации не позднее февраля года, на который планируются мероприятия.
5.5. Правовой отдел на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения мероприятий плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков.
5.6. Информация об исполнении плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5.7. Доклад об антимонопольном комплаенсе представляется на подпись главе Администрации в январе - феврале года, следующего за отчетным. После подписания доклада главой Администрации он подлежит утверждению Коллегиальным органом.
5.8. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Коллегиальным органом, размещается на Официальном сайте в течение 5 рабочих дней со дня представления в Администрацию документа, свидетельствующего о его утверждении Коллегиальным органом.
6. Ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса
6.1. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются как для правового отдела, так и для Администрации в целом.
6.2. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются в соответствии с методикой, утвержденной Приказом ФАС России от 05.02.2019 N 133/19 "Об утверждении методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса".
6.3. Правовой отдел ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.