Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
УТВЕРЖДЕНО
приказом Управления ветеринарии
Кабардино-Балкарской Республики
от 18 октября 2019 года N 145
Руководство по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов, организационных и технических мероприятий при осуществлении регионального государственного надзора в области ветеринарии
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, их должностным лицам, а также гражданам, осуществляющим деятельность в сфере содержания животных, производства, переработки, хранения, реализации продукции, подконтрольной государственному ветеринарного надзору, необходимо знать и соблюдать обязательные требования, установленные международными договорами Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии.
По-видимому, в предыдущем абзаце и далее по тексту допущена опечатка. Номер Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. "О ветеринарии" следует читать: "N 4979-I"
Региональный государственный, ветеринарный надзор Кабардино-Балкарской Республики в рамках имеющихся полномочий реализует комплекс мер, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, их должностными лицами, а также гражданами требований действующего ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Основными задачами регионального государственного ветеринарного надзора являются:
- защита населения от болезней, общих для человека и животных;
- обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении производимых и находящихся в обороте на территории Кабардино-Балкарской Республики сырья и пищевых продуктов животного происхождения в целях защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений;
- обеспечение охраны территории Кабардино-Балкарской Республики от заноса и распространения заразных болезней, общих для человека и животных, а также недопущение ввоза опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения;
- предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных;
- соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами установленных ветеринарно-санитарных правил и норм, требований нормативных правовых актов в сфере применения ветеринарно-санитарных мер, а также правил при введении ограничительных и карантинных мероприятий при возникновении и распространении заразных и массовых незаразных болезней животных.
В поле регионального государственного ветеринарного надзора попадают хозяйствующие субъекты (предприятия), которые осуществляют деятельность по:
- содержанию, разведению, реализации и транспортировке всех видов животных (сельскохозяйственные, непродуктивные, экзотические животные, птицы, рыбы, гидробионты, насекомые и прочие);
- производству, переработке, хранению, реализации и транспортировке продукции животноводства;
- сбору, хранению, транспортировке, утилизации и уничтожению биологических отходов (трупы животных и птиц, в том числе лабораторных, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты и прочие отходы, полученные при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения) и продуктов жизнедеятельности животных (навоз, подстилка);
- производству, хранению, реализации и транспортировке кормов для животных.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Соблюдение обязательных ветеринарно-санитарных требований при разведении, содержании, убое животных, заготовке, хранении, переработке и реализации продукции животного происхождения
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В соответствии со статьей 18 Закона о ветеринарии ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов обо всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года N 551 утверждены Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, которые устанавливают требования к условиям содержания КРС в целях воспроизводства, выращивания, реализации, а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию КРС, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям КРС, содержащегося гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями.
Кроме того, указанные Ветеринарные правила разделяют требования для предприятий, содержащих до 500 голов КРС включительно (хозяйства открытого типа) и предприятий, содержащих более 500 голов КРС (предприятия закрытого типа), а также устанавливают ряд подробных технических требований к организации территории предприятий, животноводческих и специализированных помещений.
Приказом Минсельхоза России от 29 марта 2016 года N 114 утверждены Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, который устанавливает требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации (далее - содержание свиней), требования к осуществлению мероприятий по карантинированию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 голов свиней включительно (далее - хозяйства открытого типа, хозяйства), а также организациями и учреждениями, содержащими более 1000 голов свиней (далее - свиноводческое предприятие закрытого типа, предприятие).
Указанные Ветеринарные правила устанавливают ряд требований к условиям содержания свиней, в том числе содержат нормы площади содержания свиней в хозяйствах открытого типа и подразделяются с учетом присвоения различных уровней компартментов.
Приказом Минсельхоза России от 3 апреля 2006 года N 104 утверждены Ветеринарные правила содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках), которые устанавливают ветеринарные требования к содержанию птиц в организациях, осуществляющих выращивание или разведение птицы, в целях недопущения распространения заразных болезней птиц.
В совокупности вышеуказанных положений Ветеринарных правил, с учетом Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Департаментом ветеринарии 15 июля 2002 года, основными требованиями к планировке и строительству животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других зданий (строений, сооружений), предназначенных для производства и хранения продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан являются наличие:
- благоустроенной и огороженной территории предприятия (производственных помещений);
- при въезде на территорию предприятия крытого, обогреваемого зимой дезбарьера для автотранспорта и пропускного пункта с дезинфекционными кюветами для обработки обуви;
- исключения возможности пересечения дорог, по которым производится вывоз навоза с территории предприятия, трупов животных, отходов забоя и других инфицированных материалов, с дорогами, по которым производится подвоз кормов, здоровых животных, вывоз молока;
- убойно-санитарного пункта (площадки) в соответствии с требованиями норм технологического проектирования на животноводческих предприятиях, так как забой скота непосредственно в животноводческих помещениях не допускается.
Несоблюдение данных требований может привести к заносу и распространению заболеваний животных, в том числе общих для человека и животных (бешенство, африканская чума свиней, ящур), а также большим экономическим потерям хозяйствующего субъекта.
При применении положений Технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", ТР ТС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции", ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" хозяйствующими субъектами должны учитываться обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанные с требованиями к ним процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
- не соответствуют требованиям нормативных документов;
- имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
- не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);
- не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
- не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" утвержден Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
В соответствии с приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N 589 "Об утверждении правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ВСД на бумажных носителях" при закупке, хранении, транспортировке, переработке и реализации подконтрольный товар должен сопровождаться ветеринарными сопроводительными документами. Отсутствие ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольный товар, подтверждающих эпизоотическое благополучие места выхода продукции, качество и безопасность продукции, может привести к заносу и распространению заболеваний животных, в том числе общих для человека и животных (сальмонеллез, токсикоинфекций), и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным.
Согласно пункта 4 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N 589, уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией могут осуществлять оформление ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД) на любые подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 года N 648.
Аттестованные специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации вправе осуществлять оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 года N 647.
Уполномоченные лица организаций, являющихся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров вправе оформлять ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 года N 646.
С 1 июля 2018 года с введением электронной ветеринарной сертификации значительно расширяется перечень товаров, подлежащих ветеринарной сертификации, на которые оформление ВСД было необязательно или осуществлялось по желанию собственника и будет включать готовую молочную продукцию, готовые или консервированные мясные, рыбные продукты, жиры и масла, готовые корма для животных и другие продукты переработки, т.е. на продукцию, входящую в перечень, утвержденный приказом Минсельхоза N 646.
ВСД на продукцию из данного перечня могут оформляться уполномоченными специалистами хозяйствующих субъектов, которым предоставлен доступ в систему Меркурий.
III. Соблюдению обязательных требований при сборе, утилизации и уничтожения биологических отходов
С целью соблюдения Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469, хозяйствующим субъектам необходимо следующее:
1. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огородить глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, через траншею перекинуть мост;
2. Над биотермической ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов;
3. Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути;
4. Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирать на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.
IV. Разъяснение новых требований нормативных правовых актов
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 27 утверждены "Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)". Документ вступил в силу 14 августа 2018 года.
Требования являются обязательными для исполнения юридическими лицами, физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании земельные участки, здания, строения, сооружения, места складирования (хранения), в которых осуществляется деятельность по выращиванию (разведению и содержанию), изготовлению, переработке и хранению товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
Приводятся ветеринарно-санитарные требования к животноводческим объектам, предназначенным:
- для содержания крупного рогатого скота;
- для круглогодичного пастбищного содержания крупного рогатого скота;
- для содержания свиней, овец, пушных зверей, птицы (кроме водоплавающих), рыбы (только к прудовым хозяйствам), пчел.
Также устанавливаются требования к объектам по производству (изготовлению) и (или) хранению товаров животного происхождения (пищевых и непищевых), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), к объектам по убою продуктивных животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), к объектам по хранению товаров животного происхождения и кормов.
27 декабря 2018 года вступил в законную силу Федеральный закон N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об ответственном обращении с животными) положения которого регулируют отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Данным Законом об ответственном обращении с животными вводятся такие понятия как "владелец животного", "деятельность по обращению с животными без владельцев", "дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи", "домашние животные", "жестокое обращение с животным", "животное без владельца", "использование животных в культурно-зрелищных целях", "место содержания животного", "условия неволи", "потенциально опасные собаки", "служебные животные", "обращение с животными".
Закон об ответственном обращении с животными устанавливает запрет на умерщвление животных, организацию и проведение боев животных, натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных, пропаганду жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными.
Кроме того, положениями Закона об ответственном обращении с животными установлены правила выгула домашних животных, а также, что в случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.
В соответствии с положениями частей 3 и 4 статьи 27 Закона об ответственном обращении с животными, животные, включенные в перечень животных, запрещенных к содержанию, и приобретенные до 1 января 2020 года, могут находиться на содержании их владельцев до наступления естественной смерти таких животных.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, обязаны получить лицензию на такой вид деятельности до 1 января 2022 года. После наступления указанной даты осуществление указанной деятельности без лицензии не допускается.
Положения ч. 6 ст. 13, ст.ст. 15, 16, 18-20 и 22 Закона об ответственном обращении с животными вступают в силу только с 1 января 2020 года.
V. Необходимые мероприятия для реализации новых требований нормативных правовых актов в области ветеринарии
С целью минимизации нарушений обязательных требований специалистами государственного ветеринарного надзора реализуется комплекс мер, направленный на предупреждение и сокращение нарушений требований законодательства, в том числе, за счет информирования и повышения правовой грамотности хозяйствующих субъектов, организации и проведения мониторинга правоприменения нормативных, правовых актов, путем размещения информации на сайте Управления, с целью оказания необходимой правовой помощи населению.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.2 паспорта реализации проектов по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" для заинтересованных хозяйствующих субъектов Управлением ветеринарии Кабардино-Балкарской Республики проводятся публичные обсуждения.
Наибольшее количество вопросов, связанных с профилактикой правонарушений, решается постоянным консультированием и разъяснением хозяйствующих субъектов государственными ветеринарными инспекторами Управления ветеринарии Кабардино-Балкарской Республики, размещением справочной информации на официальном сайте Управления ветеринарии Кабардино-Балкарской Республики, распространением информационных листовок о недопущении нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 5-7 ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при получении сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований могут оформляться предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Управления ветеринарии Кабардино-Балкарской Республики от 18 октября 2019 г. N 145 "Об утверждении руководства по соблюдению... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.