Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 92-АПА19-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва об оспаривании положений пункта 4 части 2 статьи 33 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - Устав), принятого решением Хурала представителей города Кызыла от 5 мая 2005 года N 50, по апелляционной жалобе названного представительного органа местного самоуправления на решение Верховного Суда Республики Тыва от 4 июня 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя административного ответчика Ооржак А.П., поддержавшую доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
статья 33 Устава определяет компетенцию и полномочия Хурала представителей города Кызыла (далее - Хурал представителей), устанавливая в части 1 исключительную компетенцию, в части 2 - иные полномочия этого органа местного самоуправления.
Так, согласно пункту 4 части 2 статьи 33 названного муниципального правового акта к полномочиям Хурала представителей относится в том числе дача согласия на назначение на должность первых заместителей и заместителя мэра города Кызыла, главного архитектора города и начальника Департамента финансов мэрии по представлению мэра города Кызыла.
Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приведённого положения Устава как не соответствующего Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), считая, что наделение представительного органа местного самоуправления полномочием согласовывать назначения на перечисленные в норме должности является незаконным вмешательством в компетенцию исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 4 июня 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Хурал представителей просит судебный акт отменить, как основанный на неправильном применении норм материального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия считает решение суда правильным.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ).
Федеральный законодатель в части 10 статьи 35 поименованного закона в пунктах 1-11 определил вопросы, решение которых находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, включая контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункт 9), принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку (пункт 10), указав, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 названной статьи).
Из анализа содержания статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ, регламентирующей в том числе содержание устава муниципального образования, в пункте 4 части 1 которой предусмотрено определение уставом структуры и порядка формирования органов местного самоуправления, закрепляющей в части 2 возможность регулирования уставом иных вопросов организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, следует, что иные, прямо не предусмотренные положениями данной статьи вопросы могут быть закреплены в уставе муниципального образования при условии, что это предусмотрено федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
То обстоятельство, что пункт 5 части 1 названной статьи устанавливает обязательность указания в уставе муниципального образования наименования и полномочий выборных и иных органов местного самоуправления и их должностных лиц, не означает, что представительный орган местного самоуправления вправе принимать участие в назначении на должность первых заместителей и заместителя мэра города Кызыла, главного архитектора города и начальника Департамента финансов мэрии, иных должностных лиц исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, которым является мэрия города Кызыла (пункт 3 части 1 статьи 28 Устава).
Таким образом, из буквального толкования приведённых федеральных норм следует, что иными полномочиями представительные органы местного самоуправления могут быть наделены уставом только в том случае, если такие полномочия допускаются федеральными законами.
На федеральном уровне отсутствует нормативный правовой акт, предоставляющий право представительному органу местного самоуправления каким-либо образом участвовать в исполнительно-распорядительных действиях главы муниципального образования или администрации местного самоуправления.
Федеральный закон N 131-ФЗ установил, что исполнительно распорядительным органом муниципального образования, имеющим в соответствии с уставом муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения, руководит глава на принципах единоначалия, которым является либо глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности (части 1 и 2 статьи 37).
Представительный орган местного самоуправления вправе по представлению главы местной администрации утвердить структуру местной администрации (часть 8 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ), однако иных полномочий по формированию местной администрации не предоставлено упомянутым федеральным законом.
В соответствии со статьёй 50 Устава мэр города Кызыла осуществляет общее руководство органами мэрии, несёт ответственность за сохранность и эффективное использование муниципальной собственности, определяет штаты, функции и наделяет полномочиями, установленными для мэрии, руководителей отраслевых (функциональных) органов мэрии и их структурных подразделений, назначает на должность первых заместителей и заместителей мэра, осуществляет от лица мэрии функции главного распорядителя финансовых средств, предусмотренных местным бюджетом для осуществления полномочий в соответствии с Уставом (пункты 1, 7, 10, 11, 15 части 1).
Департамент финансов мэрии города Кызыла, функции и полномочия учредителя которого выполняет мэрия города Кызыла, является уполномоченным органом мэрии по управлению средствами бюджета городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по организации исполнения бюджета города, его структурным подразделением мэрии города Кызыла, обладающим правами юридического лица (пункты 1.1 и 1.6 Положения о Департаменте финансов мэрии города Кызыла и предельной численности работников, утверждённого решением Хурала представителей от 6 сентября 2011 года N 328).
Законом Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1741 ВХ-1 "О градостроительной деятельности в Республике Тыва" определено, что главный архитектор муниципального образования возглавляет орган архитектуры и градостроительства местного самоуправления, его кандидатура отбирается в установленном порядке на конкурсной основе из числа специалистов, имеющих высшее или среднее архитектурное образование, практический опыт работы и утверждается постановлением администрации муниципального образования (часть 7 статьи 9), то есть и на региональном уровне назначение главного архитектора муниципального образования - прерогатива исполнительно-рапорядительного органа, участие в решении этого вопроса представительного органа местного самоуправления не предусмотрено.
Исходя из приведённых федеральных и региональных законоположений, полномочий мэра города Кызыл, установленных Уставом, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований является правильным, решение о признании оспариваемого положения Устава недействующим - законным, поскольку наделение Хурала представителей полномочием согласовывать назначение на должность заместителей мэра города Кызыла, главного архитектора и начальника Департамента финансов мэрии г. Кызыла не соответствует имеющим большую силу нормативным правовым актам.
Утверждение в апелляционной жалобе о пропуске срока обращения в суд, предусмотренного частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, несостоятельно, так как предусмотренные названой статьёй положения на требования об оспаривании нормативных правовых актов, рассматриваемые в порядке главы 21 названного кодекса, не распространяются.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на неправильном толковании норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, не содержат оснований, признанных процессуальным законом безусловным поводом для отмены судебного акта.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 4 июня 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Хурала представителей города Кызыла - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 92-АПА19-1
Текст определения опубликован не был