Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 78-АПА19-70
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Лунева Романа Сергеевича на решение Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2019 года, которым удовлетворен административный иск Шмелевой Марины Леонидовны о признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 5 сентября 2019 года N 140-5 "О жалобе Лунева Р.С. на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сосновское об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сосновское шестого созыва".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Регионального отделения политической партии Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге Новикова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сосновское от 10 июня 2019 года N 15 выборы депутатов Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сосновское шестого созыва назначены на 8 сентября 2019 года.
5 июля 2019 года избирательной комиссией муниципального образования муниципальный округ Сосновское (далее - ИКМО Сосновское) принято решение об отказе Луневу Р.С., выдвинутому региональным отделением Политической партии "Справедливая Россия" в городе Санкт-Петербурге, в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сосновское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 23 июля 2019 года N 121-32 решение ИКМО Сосновское отменено с возложением на избирательную комиссию обязанности повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты Лунева Р.С. не позднее, чем через пять дней после дня принятия данного решения.
Решением ИКМО Сосновское от 28 июля 2019 года N 116 Лунев Р.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сосновское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2.
9 августа 2019 года Выборгским районным судом Санкт-Петербурга вынесено решение, которым признано незаконным и отменено решение ИКМО Сосновское от 28 июля 2019 года N 116 о регистрации Лунева Р.С. кандидатом в депутаты.
Определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 августа 2019 года указанное решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга изменено, путем дополнения его указанием о возложении на ИКМО Сосновское обязанности рассмотреть вопрос о регистрации Лунева Р.С. кандидатом в депутаты.
26 августа 2019 года ИКМО Сосновское принято решение об отказе Луневу Р.С. в регистрации кандидатом в депутаты.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 5 сентября 2019 года N 140-5 решение ИКМО Сосновское от 26 августа 2019 года об отказе в регистрации Лунева Р.С. кандидатом в депутаты отменено, Лунев Р.С. зарегистрирован 5 сентября 2019 года в 8 часов 15 минут кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сосновское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2.
Шмелева М.Л., выдвинутая Санкт-Петербургским региональным отделением ЛДПР - Либерально-демократической партии России, зарегистрированная кандидатом в депутаты муниципального Совета муниципального образования муниципальный округ Сосновское шестого созыва по тому же избирательному округу, обратилась в суд с административным иском, в котором просила отменить решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 5 сентября 2019 года N 140-5.
Заявленные требования мотивировала тем, что законных оснований для регистрации кандидатом в депутаты Лунева Р.С. не имелось, поскольку среди представленных им для уведомления о выдвижении и регистрации документов, имелись документы, оформленные с нарушением установленных законом требований. Так, в заявлении о согласии баллотироваться не указан год окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность, реквизиты документа об образовании и о квалификации; финансовый отчет на бумажном носителе не содержит указание о том, что он является первым финансовым отчетом, финансовый отчет не представлен в машиночитаемом виде; представленный в период выдвижения и регистрации документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах на бумажном носителе и машиночитаемом виде не соответствует установленной форме.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2019 года удовлетворен административный иск Шмелевой М.Л.
В апелляционной жалобе Лунев Р.С. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
На основании подпункта "а" пункта 10 и пункта 11 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при осуществлении контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации наделена компетенцией по рассмотрению жалоб на решения избирательных комиссий внутригородских территорий города федерального значения, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления.
Такие жалобы подлежат рассмотрению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 статьи 75 названного Федерального закона, согласно которому избирательная комиссия вправе вынести одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Исходя из приведенных норм, суд первой инстанции верно указал, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия приняла оспариваемое решение в пределах предоставленных ей полномочий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований.
В силу пункта 24 статьи 38 этого же федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата, в том числе являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 этого же федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
В пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" установлены аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата.
Регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения о выдвижении, принятого политической партией (пункты 1 и 16 статьи 38 данного федерального закона).
Согласно пункту 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вместе с заявлением о согласии баллотироваться должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к данному федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Примечанием <4> к данной форме определено, что названные сведения указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решение муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сосновское N 15 о назначении выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сосновское шестого созыва опубликовано 10 июня 2019 года.
Поскольку решение о назначении выборов депутатов опубликовано в июне 2019 года, Луневу Р.С. надлежало представить сведения о принадлежащем ему имуществе по состоянию на 1 июня 2019 года. Однако в представленном Луневым Р.С. документе, содержащем сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, отсутствует установленная приведенной формой графа о дате, по состоянию на которую указываются приведенные сведения, имеется только отметка о дате их представления - 29 июня 2019 года, следовательно, соответствующие сведения по состоянию на 1 июня 2019 года кандидатом не представлены.
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии предусмотренного подпунктом "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основания для отказа в регистрации кандидата является правильным.
Довод апелляционной жалобы об устранении административным истцом в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указанного недостатка 23 августа 2019 года и отсутствии у избирательной комиссии оснований для отказа в регистрации кандидата основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пункту 9 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов должен составлять при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.
В силу пункта 8 статьи 21, статьи 27 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" выдвижение кандидатов, представление документов для регистрации кандидатов осуществляются в течение 20 дней со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Не позднее чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 22 данного закона Санкт-Петербурга, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Как указывалось выше, решение о назначении выборов депутатов опубликовано 10 июня 2019 года, следовательно, суд верно указал, что к 23 августа 2019 года истекли установленные законом сроки предоставления кандидатом документов для выдвижения и регистрации, а также устранения недостатков в этих документах. На день, предшествующий заседанию избирательной комиссии, на котором первоначально должен был рассматриваться вопрос о регистрации Лунева Р.С., указанный недостаток устранен не был.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что избирательная комиссия не позднее чем за три дня до ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Лунева Р.С., не известила последнего о неполноте представленных им сведений, в связи с чем не имеется оснований для признания незаконным решения о его регистрации, основан на ошибочном толковании норм избирательного законодательства.
Невыполнение избирательной комиссией требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не освобождало кандидата от соблюдения установленных законом правил выдвижения и регистрации. Иное нарушало бы принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, закрепленный пунктом 1 статьи 39 названного федерального закона.
Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лунева Р.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 78-АПА19-70
Текст определения опубликован не был