Пояснительная записка
Роль и статус учителя в мировом сообществе
(историческая справка)
В нашей стране День учителя стал официальным праздником 29 сентября 1965 года.
Традиция празднования Дня учителя ведет начало с 1944 года - с письма одной преподавательницы из Арканзаса (США), адресованного чиновникам, где высказывалась мысль о том, что стоило бы отдать дань педагогам своей страны, которые столько сил вкладывают в образование подрастающего поколения. Усилиями Элеоноры Рузвельт с 1953 года День учителя стали праздновать в США официально во вторник первой полной недели мая.
Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 г. в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей (Special Intergovernmental Conference on the Status of Teachers). Представители ЮНЕСКО и Международной организации труда подписали документ "Рекомендации, касающиеся статуса учителей" (Recommendation concerning the Status of Teachers).
В нашей стране День учителя как международный праздник впервые отмечался 5 октября 1994 года, и с тех пор праздничные мероприятия неизменно проходят 5 октября, хотя в отдельных странах этот праздник отмечается в дни, близкие к 5 октября; в ряде стран он отмечается и в иные даты.
Каждая страна имеет свои обычаи, связанные с учительским днем. В Австралии, например, в честь праздника на улицы выходят карнавальные шествия, а жители отправляются с семьями за город и в парки. Вечером наступает пора волшебных зрелищ в виде фейерверк-шоу и салютов, которые проводятся под руководством "министерства фейерверков и огня".
В США в День учителя американцы воздают должное всем учителям за тот вклад, который они ежедневно вносят, помогая детям добиться успеха как в жизни, так и в школе. Торжественные мероприятия здесь длятся целую неделю.
В Великобритании День учителя празднуют традиционным чаепитием, на праздник принято дарить английский чай. Моду на этот "образовательный" напиток ввела королева Виктория, которая была известна своей привычкой читать книги за чашечкой чая.
В Китае День учителя отмечается 10 сентября. В этот день проходят торжественные мероприятия, учителя получают поздравления как от учеников, так и от выпускников, которые специально приходят в школу, чтобы сказать своим педагогам слова благодарности. В Польше 14 октября - День учителя - всегда объявляется выходным.
В первое воскресенье октября День учителя отмечают в Беларуси, Казахстане, Латвии, на Украине. Россия с 1994 года отмечает День учителя 5 октября, как принято в большинстве стран мирового сообщества.
Когда и как бы ни проводились празднества в День учителя, в одном они схожи: ученики всего мира преподносят своим преподавателям цветы.
Всемирный день учителя - это профессиональный праздник всех тех, кто связал себя с образовательной деятельностью: учителей, преподавателей организаций профессионального образования, педагогов дополнительного образования и других специалистов, работающих в системе образования.
В предлагаемых методических рекомендациях актуализируется образовательный и воспитательный потенциал подготовки и проведения Международного дня учителя в среде обучающихся, педагогов, родительской общественности.
Цель подготовки методических рекомендаций: оказание практической помощи педагогическим работникам образовательных организаций в организации и проведении Международного дня учителя.
Задачи подготовки методических рекомендаций по проведению Дня учителя:
- воспитание патриотизма и гражданской позиции обучающихся на примере служения российских педагогов делу образования детей и молодежи;
- актуализация познавательного и воспитательного потенциала образовательной организации для подготовки и проведения Дня учителя;
- формирование в представлении детей, молодежи и родительской общественности положительного образа учителя, школы, российской системы образования, ее традиций; воспитание уважения к личности и труду педагогического работника;
- формирование у школьников желания приобрести в будущем профессию учителя, закончив педагогический вуз.
Методические рекомендации разработаны на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Рекомендация ЮНЕСКО "О положении учителей" (принята 5 октября 1966 г. Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей);
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N 1375-р "Об утверждении плана основных мероприятий на 2018-2020 годы в рамках Десятилетия детства";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" от 29 мая 2015 г. N 996-р;
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493;
- Письмо Минпросвещения России от 27 апреля 2019 г. N ТС-1314/04 "О календаре образовательных событий на 2019/2020 учебный год".
Содержание методических рекомендаций
День учителя - один из самых любимых школьных праздников и для педагогов, и для детей, и для их родителей. Это день проявления чувств любви и безграничной благодарности, которые выражают дети и их родители первой учительнице, учителям-предметникам, классным руководителям, администрации школы, преподавателям профессионального образования, педагогам дополнительного образования - всем специалистам системы образования.
Роль учителя в жизни современного человека сложно переоценить. Любящий свою профессию учитель способен разглядеть склонности и способности ученика, направить интересы ребенка в нужное русло, привить необходимые навыки для будущей счастливой жизни, в том числе профессиональной. Великое счастье для человека - встретить в школьные годы настоящего учителя.
В подготовке к празднованию в образовательной организации Дня учителя принимают участие школьники, педагоги, администрация школы, родительская общественность. Как правило, День учителя состоит из целого ряда мероприятий на протяжении всего учебного дня. Как проводить этот праздник, решают органы школьного самоуправления или государственно-общественного управления.
Ко Дню учителя рекомендуется украсить соответствующим образом школу: классные кабинеты, учительскую, библиотеку, актовый зал, столовую, рекреации, вестибюль. Для этого могут быть использованы флажки, воздушные шарики, плакаты и билборды, шуточные шаржи, композиции из осенних листьев, стенгазеты и детские рисунки, инсталляции, мультимедиа с проекцией на экран, например, высказываний великих и выдающихся людей об учителях, о школе и т.д.
Примеры плакатов с изречениями выдающихся людей о личности педагога, о роли учителя в жизни учеников, общества, страны:
"Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян" (Д.И. Менделеев).
"Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело" (А.П. Чехов).
"Настоящий учитель - не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой" (М.А. Светлов).
"Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем" (Конфуций).
"Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет" (Уильям Уорд).
"Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика" (Артур Шнабель).
"Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю" (Сюнь-цзы).
"Задача учителя - открывать новую перспективу размышлениям ученика" (Конфуций).
"Хорошие учителя создают хороших учеников..." (М. Остроградский).
"Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель..." (Л. Толстой).
"Открытия рождаются там, где кончается знание учителя и начинается новое знание ученика" (К.А. Федин). И др.
В праздничный день необходимо также яркое, оптимистичное музыкальное сопровождение мероприятий, а также времени перемен. Это могут быть известные советские и российские песни о школе, учителях и учениках, о детстве, такие как:
"Гимн учителя", слова и музыка Натальи Власенко;
"Кто добрее всех на свете", слова и музыка Людмилы Мельниковой;
"Любимый учитель", слова и музыка Татьяны Бурцевой;
"Наш учитель самый лучший", слова Михаила Садовского, музыка Олега Хромушкина;
"Мой учитель", автор Андрей Варламов;
"Наши учителя", слова Михаила Садовского, музыка Ростислава Бойко;
"Некогда стареть учителям", слова Михаила Пляцковского, музыка Юрия Чичкова;
"Первая учительница", слова Татьяны Гунбиной, музыка Светланы Ранда;
"Письмо учительнице", слова Михаила Танича, музыка Яна Френкеля;
"Спасибо вам, учителя!", автор Олег Голованов;
"Спасибо, учитель!", автор слов и музыки Жанна Колмагорова;
"Учителей любимые глаза", слова Ильи Резника, музыка Ольги Юдахиной;
"Учительница", слова Константина Ибряева, музыка Юрия Чичкова;
"Учительский вальс", слова Ирины Львовой, музыка Артура Зарубы;
"Хрустальный пеликан", слова Вадима Гудимова, музыка Александра Трушина и др.
Также необходимо продумать форму и содержание бейджей, которые дежурные школьники из разных классов вручают при входе в школу каждому педагогу. Можно сделать все бейджи персональными (например, "Самому ... учителю"), с выбором соответствующих номинаций, в том числе в шутливой форме, которые подчеркивают уникальность педагога. Например: "Самому дальновидному учителю, видящему все шпаргалки даже на "галерке", "Самому загадочному учителю, который любит загадывать загадки (говорит с нами на загадочном языке)", "Самому ответственному учителю - дающему четкие ответы на все вопросы школьников", "Самому приветливому учителю, заходящему в класс со словами "Привет всем!", "Самому замечательному педагогу - замечающему даже малые достижения учеников", "Самому чуткому учителю, ухо которого чутко реагирует на все подсказки в классе" и т.д. Также можно придумать сувениры со смыслом.
Формы проведения уроков в День учителя
День школьного самоуправления (соуправления)
Во многих школах существует традиция проведения Дня учителя в форме Дня школьного самоуправления (соуправления), как в шутливой, так и в серьезной форме. На этот день намечаются такие изменения как отмена наказаний, домашних заданий, дневников, зато разрешены игры на уроках, использование смартфонов. Продолжительность уроков составляет до 20 минут, в течение которых школьники старших классов берут на себя функции учителей в своих собственных классах, в классах начальной и основной школы, а также функции администрации школы. Учителям же предлагается занять место учеников и выполнять все требования "педагогов".
Школьники составляют удобное для них расписание уроков, вводят новые уроки по своему усмотрению, предлагают обсуждение спорных тем, связанных, например, с подготовкой к экзаменам, с объективностью выставления оценок, с внешним видом школьников, а также пути решения острых школьных проблем, в том числе преподавания тех или иных предметов, с позиций обучающихся. Нередко обсуждение проходит в форме театрализованных шаржей, благодаря которым до педагога доносятся те мысли школьников, которые они не решаются выразить вслух. Общим для всех начинаний должны быть высокий такт и доброжелательность, добрый юмор, мягкая ирония, в том числе и в отношении учеников.
Также возможно школьное творчество в форме составления шутливых вопросов кроссвордов или викторин, в ходе которых налаживаются контакты между педагогами и проблемными школьниками, а также снимаются назревающие конфликтные ситуации между участниками образовательных отношений.
Помимо этого, на уроках могут предлагаться шуточные задания (задачи) на смекалку, игру слов, на чувство юмора, на внимание, сообразительность, нестандартное мышление, память, на необычность ситуации, в том числе в духе "ненаглядного" пособия Григория Остера.
Цифровые уроки
Готовясь к цифровому уроку в День учителя, педагог получает возможность продемонстрировать школьникам новейшие образовательные технологии и собственные успехи в их освоении. Цифровые образовательные ресурсы позволяют научить школьников добывать знания самостоятельно с помощью интернет-технологий, используя привычные для них гаджеты: айпады, мобильные телефоны, смарт-часы, очки виртуальной реальности. Обучающийся ставит и решает собственные задачи, а учитель выступает в роли тьютора, который направляет и корректирует деятельность учеников. Такое обучение очень эффективно, креативно, доступно, понятно и интересно ученикам.
Цифровой урок может быть разделен на две части. В первой части школьники в той или иной цифровой форме поздравляют учителя, ориентируясь на преподаваемый им предмет.
Это могут быть созданные ими интерактивные презентации, тестовые задания с использованием QR-кодов, предметные компьютерные игры. Школьники могут продемонстрировать интересную для педагога IT-программу по предмету, облегчающую учителю и школьникам подготовку к уроку или оценивание качества обучения, созданную самостоятельно или найденную в Интернете.
Школьники могут продемонстрировать наглядные пособия, созданные с помощью родителей или самостоятельно. Например: средневековый замок с сенсорной панелью, в которой предусмотрены наименования составных частей, загорающиеся лампочки-индикаторы разных цветов в зависимости от того, насколько правильный ответ дают школьники. Среди других тематических наглядных пособий - системы органов человека, виды почв в разрезе, рельефы местности, модели химических элементов, веществ, молекул, строение Солнечной системы и т.п.
Вторая часть цифрового урока может пройти в форме ответного "презента" педагога, в ходе которого учитель демонстрирует фрагмент урока с использованием цифровых технологий. Эта часть урока должна быть запоминающейся, яркой, необычной, отличающейся от обычного урока нестандартными подходами и решениями.
Интересный материал для цифрового урока можно найти на сайте "Российской электронной школы": https://resh.edu.ru. Размещенные здесь дидактические и методические материалы могут быть использованы для организации образовательной деятельности по всем учебным предметам с 1 по 11 класс. Интерактивные уроки дополнены иллюстрациями, фрагментами из документальных и художественных фильмов, аудиофайлами, копиями архивных документов и т.п.
Учитель также может подготовить фрагмент цифрового урока с использованием иных цифровых ресурсов, например, цифровой образовательной платформы LECTA на сайте Корпорации "Российский учебник": https://lecta.rosuchebnik.ru.
При подготовке занятия учитель может использовать такие цифровые технологии, как создание интерактивного электронного и мультимедийного учебного контента, технологию совместных экспериментальных исследований учителя и ученика, технологию "виртуальная реальность", технологию "панорамные изображения", технологию "3D-моделирование", технологию использования малых средств информатизации и др.
Технология "виртуальная, или дополненная, реальность", которая позволяет добавлять виртуальные объекты в реальный мир и взаимодействовать с ними при помощи жестов, рассчитана на использование мощных смартфонов, планшетов и специальных очков дополненной реальности, а также программного обеспечения к ним, например, Pocket Tutor, AR Flashcards.
Благодаря применению этой технологии школьники могут побывать в историческом прошлом, на других континентах, поприсутствовать на первом балу Наташи Ростовой, провести виртуальную лабораторную работу, разработать проект, совершить прогулку по джунглям, проникнуть в тайны ядра атома, атомного реактора, большого адронного коллайдера, человеческого мозга, совершить увлекательное путешествие в жерло вулкана, на дно Марианской впадины, в иные галактики и даже в параллельные миры.
Учитель при подготовке цифрового урока может использовать информационные продукты Центра дополнительного образования Sneil (https://www.it-pedagog.ru, https://www.it-pedagog.ru/moovly) для создания разнообразного интерактивного контента: диалог-карт, интерактивных презентаций, интерактивных видео, лент времени, интерактивных плакатов, упражнений, опросов, тестов, коллажей, графиков, диаграмм, аудиоплееров, игр.
Какой бы электронный ресурс или цифровую технологию ни выбрал учитель, в любом случае он создает новую эффективную учебно-познавательную информационно-образовательную среду, которая, будучи развивающей и технологичной, пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения. Школьники работают с электронными словарями, графическими калькуляторами, средствами интерактивного опроса и контроля качества знаний, осуществляют манипулирование экранными объектами, анимацию, линейную навигацию, обратную связь, конструктивное взаимодействие, рефлексивное взаимодействие, имитационное моделирование, создают гипермедиа-объекты, вмешиваясь в процессы, разворачивающиеся на их глазах. Это не только повышает интерес и мотивацию школьников к обучению, но и поднимает авторитет школы, науки, учительского труда в глазах школьников, создает оптимальные условия для развития и саморазвития учителя, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.
Мероприятия после окончания уроков
Значительной подготовки также потребуют концерты художественной самодеятельности, на которых школьники поздравляют своих учителей. Концертные выступления могут пройти в три этапа по мере завершения уроков в начальной, основной и старшей школе. Существенную помощь в их подготовке окажут педагоги дополнительного образования, родители, учителя предметов творческого цикла.
Для младших подростков начальной школы концерт художественной самодеятельности может быть органично вмонтирован в праздничный вечер, проводимый родительской общественностью в школе или за ее пределами, например, в детских кафе, в зеленых театрах парковой зоны.
Родители и учитель могут рассказать обучающимся о своих первых учителях. Особенно интересно проходят такие вечера в тех случаях, когда и сами родители учились у того же педагога, который учит теперь их детей. Родители и учителя вспоминают поучительные или смешные истории из школьной жизни, помогая младшему поколению почувствовать уверенность в собственных силах, рассказывают о своем жизненном пути, о котором они задумывались еще в школе.
Особенно трогательно на таком вечере будут смотреться старые фотографии с запечатленными на них еще молодыми учителями, родителями, которые тогда сами были детьми, в различные моменты их школьной жизни: на Первом звонке, на уроках и переменах, на праздновании Нового Года, на соревнованиях, в столовой, на игровых площадках и т.д. Фотографии для удобства имеет смысл предварительно оцифровать и демонстрировать на большом экране, чтобы исключить повреждения при просмотре.
Для подростков основной школы параллельно с концертами художественной самодеятельности можно также провести спортивные соревнования или турниры между командами школьников и молодых педагогов (а также, возможно, родителей), или смешанными детско-взрослыми командами по определенным видам спорта, например, волейбол, баскетбол, гандбол, настольный теннис, шахматы, шашки и др. Такие состязания, несомненно, укрепят контакты и взаимопонимание между участниками образовательных отношений, лучше раскроют их индивидуальные особенности.
Для обучающихся старшей школы актуальными будут мероприятия, прежде всего, профориентационного характера. Это может быть педагогическая гостиная для выпускников, ориентированных на выбор учительской (преподавательской) профессии, "Учитель, воспитай ученика".
Начать педагогическую гостиную можно с презентации "Знаменитые люди, которые работали в школе", подготовленной старшеклассниками и молодыми педагогами. В содержание презентации можно включить биографический материал о школьной деятельности М.М. Сперанского, К.Э. Циолковского, академика А.Н. Колмогорова, поэта Б.Ш. Окуджавы, журналиста А.А. Венедиктова, писателей А.И. Солженицына и Д.Л. Быкова и др.
В формах дискуссий, диалогов, круглых столов, блиц-шоу могут обсуждаться следующие темы:
1. "Почему я стал учителем" (встреча молодых педагогов со старшеклассниками).
2. "Задача современного педагога - не вырубать джунгли, а орошать пустыни" (Клайв Стейплз Льюис, британский писатель, поэт и ученый). Мероприятие с использованием свободного микрофона проводится на основе рассуждений старшеклассников и состоявшихся педагогов о проблемах педагогической науки и практики с участием представителей педагогического вуза, преподавателей системы СПО.
3. "Десять лет спустя: когда я стану учителем...". Мероприятие с использованием свободного микрофона проводится на основе рассуждений старшеклассников, выбирающих профессию учителя, о том, какими они видят школу ближайшего будущего и своего места в ней.
Завершить педагогическую гостиную можно подготовленной группой школьников презентацией "Учителя выдающихся людей". В ней речь пойдет о таких людях, как Христиан Вольф (учитель М.В. Ломоносова), Генрих Нейгауз (учитель Святослава Рихтера, Тихона Хренникова, Эмиля Гилельса), Григорий Карташевский (учитель Николая Лобачевского) и др.
Для старших школьников, ориентированных на профессию ученого в разных областях науки, и для педагогов, предпочитающих научные исследования с детьми, готовящих школьников к олимпиадам, руководящим проектной деятельностью, интересен будет дискуссионный клуб "Школа завтрашнего дня". Вначале в режиме свободного микрофона обсуждается проблема: "Некоторые дети так любят школу, что хотят оставаться в ней всю жизнь. Из них-то и выходят ученые" (Хуго Штейнхаус).
Далее возможен просмотр фрагментов одного из наиболее оригинальных, загадочных и удивительных советских художественных фильмов о школе "Расписание на послезавтра" (Беларусьфильм, 1978 год) с последующей дискуссией о судьбах отечественного образования на тему: "Наступило ли уже послезавтра?".
Начать дискуссию можно с реального факта, связанного со съемками данного фильма: Юрий Воротницкий, сыгравший роль вундеркинда Володю Овечкина, в настоящее время кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой телекоммуникаций и информационных технологий факультета радиофизики и компьютерных технологий Белорусского государственного университета, директор центра информационных технологий этого вуза.
Ю. Воротницкий отмечал: "Сложилось так, что в фильме я сыграл самого себя, поэтому не считаю себя актером. В картине показана физико-математическая школа, где директор - доктор наук, учителя - суперпрофессионалы. Само существование подобных учебных заведений противоречило советской системе образования с ее едиными стандартами. Поэтому педагоги относились к картине весьма сдержанно, их смущала показанная атмосфера в школе, отношения между учителями и учениками - свободные, партнерские. /.../ Мне фильм казался несколько фантастическим. Зато сейчас я понимаю, что он просто опередил время: и школы такие появились, и учителя".
Вопросы к обсуждению фильма:
1. Как вы понимаете название фильма?
2. Можно ли утверждать, что послезавтра уже наступило?
3. Что из этого фильма конца 1970-х гг. сохраняет актуальность и сегодня? В чем наше образование существенно продвинулось вперед?
Завершением дискуссии может стать разговор со старшеклассниками о современных требованиях к школе и образованию.
В Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул: "Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни. <...> Наши дети мечтают о России, устремленной в будущее. В классах формируется будущее России. Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить".
Призыв Президента России к созданию школы, отвечающей на вызовы времени, нашел свое отражение в поручениях, данных Правительству Российской Федерации. Разработан и утвержден национальный проект в сфере образования (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16). Согласно данному документу, к 2024 году необходимо обеспечить: глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
Если в школе имеется постоянно действующий театр (в том числе театр-студия эстрадных миниатюр, театр пантомим, мюзикл, театр мод, исторический театр, театр постановок на иностранном языке, национальный театр, кукольный театр), школьный хор, вокальный ансамбль, разновидности военных оркестров, танцевальная группа и т.д., то в основной и старшей школе концерт для учителей можно построить на основе выступления детей, участвующих в спектаклях и постановках.
Органично впишется в мероприятия, посвященные Дню учителя, КВН между разновозрастными командами школьников основной и старшей школы и молодыми педагогами. Возможен также вариант детско-родительских команд и сборных команд педагогов. КВН, естественно, проводится на темы школьной жизни.
В последнее время большое распространение получили такие формы организации праздника, как флешмобы.
В период подготовки к проведению мероприятия группе лидеров необходимо тщательно продумать идею флешмоба и подготовить сценарный план будущего действия, момент неожиданного его "включения": на перемене, на официальном праздничном концерте в актовом зале, у входа в школу, на уроке...
Виды флешмобов различны: танцевальный, песенный, поэтический, спортивный, игровой и т.д.
Танцевальный флешмоб. Вариантов очень много: начинает танец группа лидеров - подхватывают все присутствующие; танцевальную эстафету передают друг другу команды каждого класса, роль эстафетной палочки выполняет детский надувной шарик...
Песенный флешмоб. Дежурный класс утром встречает ребят и педагогов на первом этаже, встает в орлятский круг и поет песни о школе, учителях; каждый класс готовится исполнить любимую песню классного руководителя...
Поэтический флешмоб. На уроке литературы неожиданно для учителя ученики поочередно начинают читать стихи его любимого поэта (или одно стихотворение читают по одной - две строчки); на уроке математики ребята могут читать стихи о цифрах, формулах, задачах; на биологии - стихи о животных и цветах...
Спортивный флешмоб. Это действие необязательно проводить в спортзале, потому что утреннюю зарядку, посвященную учителям, можно проводить стоя в рекреации или сидя в учебном кабинете, под музыку или песню.
Особая форма - флешмоб-построение в форме сердца, коридора, цветка, солнышка и др.; можно "обнять всю школу", если построиться вокруг нее, взявшись за руки...
Игровой флешмоб. Во время перемены группа лидеров может взяться за руки и пройти цепочкой по всей школе, по дороге привлекая к шествию учителей, родителей, учащихся; на перемене лидеры флешмоба организуют маленькие группы ребят и начинают "игры в кругу" и т.д.
Воспитательный потенциал школьного флешмоба уникален. У обучающихся совершенствуется опыт самоорганизации, проявляется креативность и нестандартность мышления, открывается возможность демонстрации талантов и умений.
Важно в этой связи педагогически направлять детскую самоорганизацию на социально значимые цели: уважать старших и помогать младшим, нести радость людям, показывать пример социально осознанного действия.
Интересными мероприятиями ко Дню учителя могут стать: поэтический марафон "Стихи наших поэтов об учителях", песенное попурри "Школьные годы чудесные".
Поэтический марафон "Стихи наших поэтов об учителях"
Множество поэтических произведений посвящено учителям. И День учителя - возможность прикоснуться к творчеству отечественных поэтов.
Поэтический марафон может проводиться как в классе, так и в большой аудитории (зале). Организаторы - учащиеся средних и старших классов. Читать стихи, конечно, должны ученики. И не только те, кто хорошо декламирует, но и дети, которые хотели бы таким образом выразить свою благодарность педагогам. Возможно чтение не всего произведения, а только тех строк, которые особенно по душе. Интересно будет звучать стихотворение, прочитанное на два голоса.
Когда речь идет о сцене, сразу возникает мысль о театре. Если поэтический марафон будет проводиться в зале, то в это действие можно органично включить небольшие сценки из школьной жизни в исполнении как учащихся (всех возрастов), так и педагогов.
Песенное попурри "Школьные годы чудесные"
Небольшой концерт для учителя и одноклассников можно организовать в классе (камерно), для всех, пришедших на праздник, - на улице (через микрофон) или в актовом зале в рамках концерта на сцене. Могут исполняться песни отечественных авторов об учителях и учениках, о детстве и школьной жизни, о юности и будущих дорогах.
В течение всего праздничного дня в школе может проходить фотосессия, подготовленная старшеклассниками и молодыми педагогами. Красочные фотографии, тематические статьи и интересные материалы в завершение Дня учителя можно разместить в группе школы или класса в социальной сети или опубликовать на школьном сайте.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 книгах. Учитель от бога. Книга 12. - М.: Амрита, 2019.
2. Демакова И.Д. Януш Корчак: живая педагогика развивающегося мира. - М.: АНО ЦНПРО, 2013.
3. Завельский Ю.В. Еще раз об учителе. Мысли вразброс. - М.: Прометей, 2017.
4. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное пособие. - М.: АПК и ППРО, 2006.
5. Кадыкова Л. День учителя. - М.: Икар, 2017.
6. Кнорре - Дмитриева К. Учителя - учителям: сборник интервью. - М.: Издательская группа "Точка", 2017.
7. Корчак Я. Как любить ребенка. - М.: Политиздат, 1990.
8. Кропивянская С.О. Образ профессионального будущего: некоторые аспекты проблемы подготовки школьника к выбору профессии//Школа и производство. - 2015. - N 3. - С. 36-41.
9. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. - М.: Педагогика, 1979.
10. Ямбург Е.А. Беспощадный учитель: педагогика non-fiction. - М.: Бослен, 2019.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков согласно Календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры. Международный день учителя (утв. Министерством науки и высшего образования РФ 5 октября 2019 г.)
Текст методических рекомендаций приводится по изданию Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий" (Москва, 2019 г.)