Письмо Минфина России от 16 октября 2019 г. N 02-06-10/79605
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев письмо по вопросу отражения в бухгалтерском учете информации о музейных предметах и музейных коллекциях (далее - обращение), в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на следующее.
Статья 6 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) определяет основной фонд музея как совокупность зарегистрированных в книге поступлений основного фонда музея (главной инвентарной книге музея) и хранящихся в музее, иной организации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.
При этом Законом N 54-ФЗ не определен термин "научно-вспомогательный фонд музея".
В соответствии с пунктом 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), на счете 01 "Имущество, полученное в пользование" учитываются ценности, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат отражению на балансе учреждения (музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части - по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда Российской Федерации).
Согласно положениям Инструкции N 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).
В соответствии со статьей 5 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации.
Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства"), установлено, что актив культурного наследия отражается на забалансовых счетах в условной оценке, равной одному рублю, в случаях, отличных от указанных в абзаце первом пункта 12 СГС "Основные средства".
Учитывая изложенное, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части - по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда Российской Федерации, являются активами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и в бухгалтерском (бюджетном) учете отражаются на забалансовых счетах на основании соответствующей учетной документации и по стоимости, отраженной в такой документации, а при ее отсутствии - в условной оценке: один объект, один рубль.
По вопросу о порядке отражения операций, связанных с передачей музейных предметов на временное хранение на время проведения выставочного проекта, необходимо отметить следующее.
Согласно пункту 333 Инструкции N 157н внутренние перемещения материальных ценностей в учреждении, учитываемых по забалансовому счету 01 "Имущество, полученное в пользование", отражается на основании оправдательных первичных документов путем изменения ответственного лица и (или) места хранения, либо записью в Инвентарной карточке.
Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе объектов имущества (имущественных прав), собственников (балансодержателей) имущества, а также по учетным (инвентарным, серийным, реестровым) номерам, указанным в акте приема-передачи (ином документе) (пункт 334 Инструкции N 157н).
Общими требованиями к порядку формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и ее качественным характеристикам, установленными федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, предусмотрено, что затраты на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности не должны превышать ее полезность и преимущества от ее использования (пункт 74 СГС "Концептуальные основы").
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, забалансовый учет музейных предметов и музейных коллекций следует синхронизировать по структуре с данными государственного учета (первичного учета, централизованного учета).
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части - по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда, являются активами Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. В бухгалтерском (бюджетном) учете они отражаются на забалансовых счетах на основании соответствующей учетной документации и по стоимости, отраженной в такой документации, а при ее отсутствии - в условной оценке: один объект, один рубль.
Забалансовый учет музейных предметов и музейных коллекций следует синхронизировать по структуре с данными государственного учета (первичного учета, централизованного учета).
Письмо Минфина России от 16 октября 2019 г. N 02-06-10/79605
Текст письма опубликован не был