Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 октября 2019 г. N 03-07-07/79996
Вопрос: ООО просит дать разъяснение, как правильно в 2020 г. применить нормы российского законодательства в связи с внесением изменений в ст. 149 п. 2 п.п. 36.
Для преодоления всех негативных факторов по вопросу обращения с ТКО на территории Российской Федерации был введен институт Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. 30.06.2017 года между Департаментом ЖКХ и энергетики по области и "Организацией" было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории межмуниципального кластера, на основании которого "Организации" присвоен статус Регионального оператора. С 01.01.2019 г. предприятие оказывает услуги регионального оператора на территории города и в 8 муниципальных районах области. В 2018 г. общество на основании концессионного соглашения получило в пользование мусоросортировочный завод и начало осуществлять сортировку ТКО собираемого на территории закрепленного кластера. Цена услуги регионального оператора и на услуги сортировки и обработки установлена Управлением по государственному регулированию тарифов по области, т.к. предприятие использует общую систему налогообложения, тариф утвержден с НДС.
В тариф регионального оператора входят все затраты, понесенные за оказание данной услуги, в т.ч. сортировки и обработки.
С 2020 г. согласно ст. 149 п. 2 п.п. 36 организация освобождается от уплаты НДС с деятельности регионального оператора, услуга сортировки остается облагаемой НДС, но она не выставляется отдельно контрагентам, а входит в услугу оператора.
При начислении дохода НДС не начисляется, а при отражении затрат по номенклатурной группе услуги регионального оператора НДС включаем в себестоимость?
При отражении затрат по прочим оказанным услугам НДС начисляем и подаем к вычету при наличии соответствующих документов. Как отражать НДС с затрат по сортировке? Данная услуга не начисляется отдельно контрагентам, а входит в услугу оператора. НДС включается в себестоимость или отражается как внереализационный расход? При отражении как внереализационный расход уменьшает налогооблагаемую прибыль?
Ответ: В связи с письмом о применении региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами положений подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающих освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 211-ФЗ) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) обращение с отходами производства и потребления определяется как деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами регионального оператора.
Таким образом, осуществляемые региональными операторами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных в соответствии с положениями пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, состоящие из услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов, будут освобождаться от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов вводимого с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС. При этом региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, который будет с 1 января 2020 года применять освобождение от обложения НДС в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязан применять такое освобождение в течение пяти последовательных календарных лет начиная с 2020 года вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом НДС в течение указанного периода.
Что касается НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным региональным оператором, применяющим с 1 января 2020 года освобождение от обложения НДС в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, то согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения НДС, суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении этих товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
В связи с этим у региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, применяющих освобождение от налогообложения, предусмотренное вышеуказанным подпунктом пункта 2 статьи 149 Кодекса, суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются, а включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг).
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Осуществляемые региональными операторами на основании договоров операции по обращению с твердыми коммунальными отходами будут освобождаться от НДС при установлении с 1 января 2020 г. предельного единого тарифа на их услуги без учета НДС. При этом региональный оператор, который будет с 2020 г. применять освобождение, не сможет отказаться от него в течение 5 последовательных календарных лет, даже если в дальнейшем предельный единый тариф будет установлен с учетом НДС.
У региональных операторов, применяющих освобождение, суммы НДС, предъявленные поставщиками, к вычету не принимаются, а включаются в стоимость товаров (работ, услуг).
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 октября 2019 г. N 03-07-07/79996
Текст письма опубликован не был