Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 сентября 2019 г. N 03-08-05/72571
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения доходов по ипотечным сертификатам участия, выплачиваемых иностранным организациям - налоговым резидентам Республики Кипр, и сообщает следующее.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 11.11.2003 N 152-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об ипотечных ценных бумагах" (далее - Закон N 152-ФЗ) ипотечный сертификат участия является именной ценной бумагой, удостоверяющей долю ее владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, право требовать от выдавшего ее лица надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием, право на получение денежных средств, полученных во исполнение обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие, а также иные права, предусмотренные Законом N 152-ФЗ.
Выдача ипотечных сертификатов участия является основанием для возникновения общей долевой собственности владельцев ипотечных сертификатов участия на ипотечное покрытие, под которое они выдаются, и учреждения доверительного управления таким ипотечным покрытием.
В состав ипотечного покрытия ипотечных сертификатов участия могут входить только требования о возврате основной суммы долга и (или) об уплате процентов по кредитным договорам и договорам займа, в том числе удостоверенные закладными, и (или) ипотечные сертификаты участия, удостоверяющие долю их владельцев в праве общей собственности на другое ипотечное покрытие, денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, а также государственные ценные бумаги и недвижимое имущество в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 13 Закона N 152-ФЗ.
Управляющий ипотечным покрытием осуществляет доверительное управление ипотечным покрытием путем получения (приема) платежей) по обязательствам, требования по которым составляют ипотечное покрытие, и перечисления (выплаты) владельцам ипотечных сертификатов участия денежных средств в виде дохода по ипотечным сертификатам участия за счет указанных платежей за минусом вознаграждения доверительного управляющего и расходов, связанных с доверительным управлением, которые не должны превышать пять процентов суммы исполненных обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие.
Доход по ипотечному сертификату участия выплачивается владельцам ипотечных сертификатов участия исходя из количества принадлежащих им ипотечных сертификатов участия ипотечного покрытия на дату составления списка лиц, имеющих право на получение дохода по ипотечному сертификату участия ипотечного покрытия.
Поскольку в состав ипотечного покрытия входят требования по обеспеченным ипотекой обязательствам, в состав выплат владельцам ипотечных сертификатов входят, в том числе суммы, поступающие в счет погашения таких требований, в том числе суммы по остатку основного долга и по процентам в соответствии с кредитными договорами (договорами займа).
Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, являются плательщиками налога на прибыль организаций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 309 Кодекса определен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации и относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
К таким доходам, в частности, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса относится процентный доход от долговых обязательств любого вида, полученные иностранной организацией.
Согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате дохода.
Вместе с тем статьей 7 Кодекса установлено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр действует Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее - Соглашение).
Согласно пункту 2 статьи 11 "Проценты" Соглашения термин "проценты" при использовании в указанной статье означает доход от долговых требований любого вида независимо от ипотечного обеспечения и права на участие в прибылях должника и, в частности, доход от государственных ценных бумаг, облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по таким ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам. Однако термин "проценты" не включает для целей статьи 11 Соглашения штрафы за просрочку платежа или проценты, рассматриваемые как дивиденды в соответствии с пунктом 3 статьи 10.
Пунктом 1 статьи 11 "Проценты" Соглашения предусмотрено, что проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 сентября 2019 г. N 03-08-05/72571
Текст письма опубликован не был