Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

2 раздел

2 раздел

 

1. Порядок действий в случае сбоя в графике движения поездов

 

Обязанности машиниста:

1.1. При подходе к станции в условиях нарушения графика движения поездов и отсутствия информации о порядке дальнейшего следования вызвать по радиосвязи дежурного по станции и уточнить порядок следования поезда.

1.2. По радиосвязи информировать начальника пассажирского поезда о нарушении графика движения. При неисправности радиосвязи на станции, с которой начинается следование поезда по новому маршруту, через помощника машиниста передать информацию проводнику первого вагона.

1.3. При ведении пассажирского поезда отправляться со станции после остановки только при зеленом огне выходного светофора или других показаниях, указывающих на свободность двух и более блок участков, при отправлении на участок, оборудованный автоматической блокировкой или автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи.

 

2. Порядок действий в случае выявления отказа или неудовлетворительной работы автотормозов

 

Обязанности машиниста:

2.1. Если после первой ступени торможения не получен начальный эффект в пассажирском поезде в течение 10 с, в грузовом порожнем поезде длиной до 400 осей и грузо-пассажирском в течение 20 с, в остальных грузовых поездах - в течение 30 с, или во время следования поезда обнаружен отказ автотормозов, немедленно применить экстренное торможение. Привести в действие вспомогательный и ручной тормоз локомотива, песочницу. Если локомотив оборудован рекуперативным, электродинамическим или реостатным тормозом, применить соответствующее торможение.

2.2. Одновременно о случившемся по радиосвязи сообщить поездному диспетчеру, дежурным по станциям, которые ограничивают перегон, машинистам находящихся на перегоне встречных и попутных поездов по форме:

"Внимание, внимание! Слушайте все! Я, машинист (фамилия) поезда (номер) следую по перегону___.., километру_.._., вышли из строя тормоза. Примите меры!"

Повторять сообщение до получения информации о восприятии информации поездным диспетчером или дежурным по станции.

2.3. При безуспешности попытки остановить поезд, подавать сигнал общей тревоги.

2.4. В пассажирском поезде передать по радиосвязи требование начальнику поезда о необходимости приведения в действие ручных тормозов состава, а при неисправности радиосвязи подавать звуковой сигнал "Три длинных" (требование к работникам поездной бригады привести в действие ручные тормоза состава).

2.5. После передачи сообщения действовать по указанию поездного диспетчера или дежурного по станции.

2.6. После остановки поезда на перегоне направить помощника машиниста для осмотра состава поезда и выяснения причины неудовлетворительной работы тормозов.

2.7. При наличии возможности устранить неисправность.

2.8. Если устранить неисправность или восстановить действие тормозов на месте невозможно или она не выявлена, по приказу поездного диспетчера довести поезд до первой железнодорожной станции, на которой обеспечивается вместимость поезда по условиям его длины, со скоростью, обеспечивающей безопасность движения. На станции заявить и произвести контрольную проверку тормозов.

2.9. Если установлено, что автотормоза отказали во всем поезде, следовать дальше можно только после восстановления их действия, в противном случае затребовать вспомогательный локомотив.

 

3. Порядок действий при получении локомотивной бригадой сообщения о следовании на них встречного поезда, потерявшего управление тормозами или ушедших со станции вагонов

 

Обязанности машиниста:

3.1. После получения сообщения о следовании встречного поезда, потерявшего управление тормозами (ушедших со станции вагонов) немедленно остановить поезд экстренным торможением, одновременно подтвердить полученное сообщение и уточнить время ухода состава на встречу.

3.2. В зависимости от поездной обстановки:

- по радиосвязи сообщить Причастным, о месте остановки;

- при следовании с пассажирским поездом после остановки дать команду о приведении в действие ручных тормозов;

- затормозить и закрепить состав, отцепить локомотив от состава и отъехать от него на возможно большее расстояние;

- направить помощника машиниста на встречу поезду, потерявшему управление тормозами (ушедшим со станции вагонам), для укладки тормозных башмаков (взятых с локомотива);

- в зависимости от ситуации, по радиосвязи сообщить поездному диспетчеру или дежурному по станции о принятых мерах;

- после остановки локомотива затормозить вспомогательный тормоз до достижения максимального давления воздуха в тормозных цилиндрах и, в зависимости от типа локомотива, опустить токоприемники, заглушить дизель, отключить рубильник аккумуляторной батареи;

- соблюдая меры личной безопасности немедленно покинуть локомотив и отойти на безопасное расстояние.

3.3. Машинист моторвагонного подвижного состава немедленно затормаживает состав и принимает меры к безопасной эвакуации пассажиров.

 

Обязанности помощника машиниста:

3.4. В зависимости от ситуации, после остановки поезда или отцепившегося и отъехавшего от состава локомотива, соблюдая меры личной безопасности, уложить тормозные башмаки на рельсы (на одну рельсовую нить) на возможно большем расстоянии для задержания, идущего на поезд (отцепившийся локомотив) встречного поезда (ушедших со станции вагонов). После укладки башмаков немедленно отойти на безопасное расстояние.

 

4. Порядок действий в случае появления признаков нарушения целостности тормозной магистрали, выявлении самоторможения отдельных выгонов или схода вагонов на перегоне с выходом за габарит

 

Порядок действий локомотивной бригады в случае появления признаков нарушения целостности тормозной магистрали

 

Обязанности машиниста:

4.1. Если при следовании грузового поезда его скорость без приведения в действие тормозов не снижается, но появились признаки возможного разрыва тормозной магистрали:

- частые включения компрессоров;

- быстрое снижение давления в главных резервуарах после выключения компрессоров при неработающих песочницах и тифонах;

- срабатывание сигнализатора разрыва тормозной магистрали с датчиком N 418, немедленно отключить тягу, на 3-5 сек перевести управляющий орган крана машиниста в положение не поддерживающее питание тормозной магистрали (далее - ТМ) и наблюдать за давлением в тормозной магистрали.

 

Варианты действий:

4.2. Если происходит быстрое и непрерывное падение давления в тормозной магистрали или резкое замедление движению поезда, не соответствующего профилю пути:

- произвести служебное торможение, после чего ручку крана машиниста перевести в положение не поддерживающее питание ТМ и остановить поезд без применения вспомогательного тормоза локомотива. После остановки поезда определить и устранить неисправность;

- немедленно, не дожидаясь остановки поезда, включить на локомотиве два красных буферных фонаря. При появлении встречного поезда подавать сигналы кратковременным миганием прожектора, подавать звуковой сигнал "Общая тревога", вызвать по поездной радиосвязи машиниста встречного поезда и сообщить ему, что сведений о состоянии поезда и наличии габарита по соседнему пути нет;

- одновременно, по радиосвязи сообщить Причастным о случившемся, включив в сообщение информацию о том, что о состоянии поезда и габарите по соседнему пути информации нет.

4.3. Если не происходит быстрого и непрерывного снижение давления в ТМ и резкого замедления поезда:

- произвести служебное торможение на величину первой ступени, затем отпустить тормоза установленным порядком. В случае повторного торможения поезда из-за самопроизвольного срабатывания автотормозов в составе, произвести торможение и отпуск автотормозов установленным порядком, сообщив об этом поездному диспетчеру или дежурному по станции. При этом заявить контрольную проверку автотормозов, согласовав с диспетчером станцию для ее проведения.

 

Действия машиниста встречного поезда:

4.4. Получив сообщение от машиниста остановившегося поезда информацию об остановке поезда по причине срабатывания тормозов и наличии габарита по соседнему пути, а также при отсутствии красных огней фонарей у буферного бруса, принять меры к снижению скорости с таким расчётом, чтобы проследовать вдоль стоящего поезда со скоростью не более 20 км/час. Вдоль стоящего состава следовать с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

4.5. Получив информацию, что произошёл сход подвижного состава с выходом за габарит подвижного состава, остановить поезд служебным торможением, не проезжая головной части встречного поезда, если данное условие выполнить не представляется возможным - применить экстренное торможение.

 

Порядок действий в случае выявления самоторможения отдельных вагонов

 

Обязанности машиниста:

4.6. Если, при отпущенных тормозах, обнаружено (получено сообщение) об искрении, дымлении или других признаков не отпуска тормозов в отдельных вагонах, в составе поезда, необходимо остановить поезд служебным торможением для осмотра, проверки и устранения причин неисправности вагонов.

 

Обязанности помощника машиниста:

4.7. При необходимости отпустить тормоз вручную, выключить воздухораспределитель, выпустить воздух из запасного резервуара и убедиться, что тормоза вагона отпущены.

4.8. Убедиться в отсутствии повреждений поверхностей катания колесных пар, при необходимости дать команду машинисту протянуть поезд.

 

Обязанности машиниста:

4.9. В случае отключения тормозов вагонов действовать в соответствии с требованиями Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденного решением 60-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 6-7 мая 2014.

4.10. После приведения поезда в движение произвести проверку действия тормозов в пути следования.

4.11. Если сигнальная лампа ТМ сигнализатора разрыва тормозной магистрали загорелась на стоянке:

- проверить исправность сигнализатора ступенью торможения, при которой лампа ТМ должна погаснуть;

- убедившись в исправности сигнализатора, после восстановления зарядного давления проверить плотность тормозной сети при поездном положении управляющего органа крана машиниста, которая не должна отличаться от плотности, указанной в справке ВУ-45, более чем на 20 % в сторону уменьшения или увеличения;

- произвести сокращенное опробование тормозов;

- сообщить о случившемся поездному диспетчеру, дежурному по станции.

 

Обязанности помощника машиниста:

4.12. Проверить действие тормозов двух хвостовых вагонов.

 

Порядок действий при сходе вагонов на перегоне с выходом за габарит

 

Обязанности машиниста остановившегося поезда:

4.13. При обнаружении схода с рельсов подвижного состава или других причин, препятствующих движению поезда, в том числе и по соседнему пути, немедленно по радиосвязи доложить дежурному по станции (поездному диспетчеру) результаты осмотра с указанием:

- есть ли жертвы;

- характера схода, наличия (отсутствия) габарита по соседнему пути;

- рода сошедшего с рельс подвижного состава (груженые или порожние вагоны);

- наличия среди них цистерн и с каким грузом;

- какой вагон сошел первым по счету от головы или хвоста поезда;

- расположения подвижного состава относительно рельсовой колеи;

- сколько единиц подвижного состава сошло с рельсов, из них лежит на боку;

- состояния контактной сети;

- характера местности (насыпь, уклон, площадка, мост и т.д.).

При необходимости затребовать вспомогательный локомотив, восстановительный или пожарный поезд.

 

Обязанности помощника машиниста:

4.14. Оградить место схода, установленным порядком.

 

5. Порядок действий в случае завышения давления в тормозной магистрали поезда

 

В пассажирском поезде.

5.1. При перезарядке тормозной магистрали, остановить поезд минимальной ступенью служебного торможения на автоматических тормозах с разрядкой 0,03-0,04 МПа.

5.2. Одновременно по радиосвязи сообщить поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающих перегон, машинистам встречных и попутных поездов, находящихся на перегоне и начальнику поезда о причинах остановки.

5.3. При этом машинист должен:

- в случае перезарядки ТМ до 0,6 МПа произвести служебное торможение с разрядкой до 0,4 МПа и отпустить тормоза с завышением давления в уравнительном резервуаре (далее - УР) до 0,53-0,54 МПа (данная величина давления на 0,02-0,03 МПа выше давления, оставшегося в запасном резервуаре у вагона, имеющего наименьший выход штока);

- в случае перезарядки магистрали до 0,7 МПа произвести торможение снижением давления до 0,5 МПа, через 15-20 сек, отпустить тормоза повышением давления до 0,62-0,63 МПа, а через 1-1,5 мин снова выполнить торможение снижением давления в УР до 0,4 МПа и отпустить тормоза повышением давления до 0,53-0,54 МПа;

- в случае перезарядки до 0,8 МПа произвести три торможения, каждый раз снижая давление на 0,2 МПа и повышая его при отпуске на 0,12 МПа через 1,0-1,5 мин.;

- в случае перезарядки тормозной магистрали выше давления включения компрессора учитывать, что при падении давления в главных резервуарах (далее - ГР) менее давления перезарядки ТМ сработают тормоза в поезде.

5.4. После восстановления зарядного давления машинист должен направить помощника машиниста в хвост поезда для проверки отпуска тормозов. Если при проверке у отдельных вагонов не произойдет отпуск тормозов, помощник машиниста должен произвести отпуск тормозов путем выпуска воздуха из запасных резервуаров через выпускной клапан.

5.5. После зарядки тормозов поезда машинист поезда должен произвести торможение с разрядкой ТМ на 0,05-0,06 МПа и произвести отпуск тормозов. Помощник машиниста при следовании от хвостового вагона на локомотив обязан проверить отпуск всех вагонов в поезде.

 

Обязанности машиниста грузового поезда:

5.6. При перезарядке ТМ, продолжить ведение поезда с особой бдительностью, следя за тем, чтобы при снижении давления в тормозной магистрали не произошло самоторможение поезда.

Если воздухораспределители установлены на равнинный режим и завышении давления в ТМ машинист обязан проверить четкость постановки управляющего органа крана машиниста в положение "Поездное". При условии правильной регулировки стабилизатора крана машиниста темпом 0,02 МПа за 80-120 сек и удовлетворительной плотности уравнительного поршня снижение давления до зарядного произойдет автоматически. Для поездов повышенной длины снижение давления в УР темпом 0,02 МПа должно происходить за 100-120 сек.

5.7. Если в процессе перехода на нормальное зарядное давление возникнет необходимость применения регулировочного торможения или произойдет самопроизвольное срабатывание автотормозов поезда, машинист обязан:

- остановить поезд разрядкой ТМ на величину первой ступени 0,06-0,07 МПа;

- после остановки снизить давление в ТМ поезда до 0,35 МПа и по истечении 1 минуты при работе тормозного компрессора и максимальном давлении в питательной магистрали (далее - ПМ) произвести отпуск тормозов завышением давления по манометру УР на 0,03-0,05 МПа выше зарядного до 400 осей и 0,05-0,07 МПа свыше 400 осей в зависимости от плотности тормозной магистрали.

 

Обязанности помощника машиниста:

5.8. Произвести осмотр поезда, при этом убедится в отпуске тормозов каждого вагона.

5.9. При выявлении вагонов с не отпустившими тормозами, отпуск произвести вручную, разрядкой рабочей камеры воздухораспределителя.

5.10. По прибытию к хвостовому вагону в составе поезда, произвести продувку ТМ, посредством открытия концевого крана соединительного рукава с выдержкой времени 8-10 секунд.

5.11. По окончании продувки тормозной магистрали совместно с машинистом выполнить сокращенное опробование тормозов по срабатыванию 2-х хвостовых вагонов разрядкой ТМ по манометру УР на 0,06 - 0,07 МПа.

5.12. Записать номер хвостового вагона и убедиться о наличие сигнала ограждения хвостового вагона.

5.13. Возвращаясь на локомотив проверить отпуск тормозов каждого вагона.

5.14. При перезарядке ТМ грузового поезда с воздухораспределителями, установленными на горный режим, их отпуск после остановки, произвести вручную - разрядкой рабочей камеры каждого вагона.

 

Обязанности машиниста грузового поезда:

5.15. При выявлении в пути следования завышения давления ТМ, при положении управляющего органа крана машиниста в положении "Поездное", машинист должен перевести его в положение "Перекрыша без питания ТМ" при этом по манометру наблюдать за изменением давления сжатого воздуха:

- если повышение давления сжатого воздуха прекратилось, то по условиям ведения поезда и усмотрению машиниста, продолжить движение до первой железнодорожной станции перемещая управляющий орган крана машиниста из положения "Поездное" в "Перекрыша с питанием ТМ" и обратно, выполняя одно условие, при котором поддерживается постоянное давление в ТМ в пределах от 0,5 МПа до 0,52 МПа;

- если повышение давления сжатого воздуха при нахождении управляющего органа крана машиниста в положении "Поездное" в УР и ТМ не прекратилось и исключается возможность дальнейшего следования до первой железнодорожной станции посредством затяжки пружины стабилизатора по часовой стрелке, увеличить темп ликвидации сверхзарядного давления;

- в случае отсутствия снижения давления сжатого воздуха посредством увеличения темпа ликвидации сверхзарядного давления, произвести плавное ослабление пробки клапана в верхней части стабилизатора.

5.16. Все факты завышения зарядного давления в ТМ, выявленные причины и проведенные действия по их устранению машинист локомотива указывает в бортовом журнале и в рапорте.

 

6. Порядок действий при возникновении пожара в поезде

 

Обязанности машиниста:

6.1. По радиосвязи сообщить Причастным о случившемся, выборе места остановки. Сообщить о необходимости вызова пожарной команды к месту остановки поезда. Остановить поезд на благоприятном для подъезда пожарных машин участке.

6.2. Подавать звуковой сигнал "Пожарной тревоги" (один длинный, два коротких).

В пассажирском поезде за организацию пожаротушения отвечает начальник пассажирского поезда, а локомотивная бригада выполняет его распоряжения.

 

В грузовом поезде:

6.3. При пожаре в вагоне с опасными грузами остановить поезд в таком месте, чтобы в случае взрыва в горящем вагоне уберечь людей и животных от гибели или отравления, а станционные, складские и другие здания, мосты, находящийся на путях подвижной состав от повреждений и пожара.

6.4. Уточнить вагон, в котором обнаружен пожар, передать диспетчеру, дежурному по станции наименование груза в горящем и рядом стоящих вагонах, а при наличии опасного груза его количество, номер аварийной карточки и размеры горящей зоны.

6.5. Расцепить состав и отвести горящий вагон на безопасное расстояние, указанное в аварийной карточке, и действовать в соответствии с требованиями, изложенными в аварийной карточке на данный вид груза или инструкции, находящейся у сопровождающего лица.

6.6. После остановки поезда принять меры к его удержанию на месте. В случаях расцепления вагонов произвести их закрепление и только после отвода горящих вагонов от состава сделать заявку о необходимости снятия напряжения в контактной сети.

 

В отдельном случае:

6.7. Когда обнаружен пожар в грузовом поезде на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь) или когда потушить пожар имеющимися средствами не представляется возможным, убедиться по документам в отсутствии в горящем и рядом стоящих вагонах опасных грузов, 1-3 классов и по согласованию с поездным диспетчером продолжить следование до ближайшей станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза ему и дежурному по станции, на которую следует поезд.

6.8. Машинист не останавливает поезд с горящими вагонами независимо от рода груза на:

- железнодорожных мостах и тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных и тяговых подстанций, газовых и нефтяных трубопроводов, деревянных строений, а также в местах, создающих угрозу быстрого распространения огня, препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров;

- электрифицированных линиях железных дорог под жесткими или гибкими поперечинами, секционными изоляторами, воздушными стрелками, а также на сопряжениях анкерных участков.

 

Порядок действий при возникновении пожара на локомотиве

 

Обязанности машиниста:

6.9. По радиосвязи сообщить поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающих перегон, и машинистам встречных и попутных поездов, находящихся на перегоне, а в пассажирском поезде начальнику поезда о случившемся, выборе места остановки. Сообщить о необходимости вызова пожарной команды к месту остановки поезда.

6.10. Подавать сигнал "Пожарной тревоги".

6.11. Если позволяют обстоятельства, не дожидаясь остановки поезда, направить помощника на тушение пожара.

6.12. Потребовать снятия напряжения в контактной сети на участке, где будет остановлен поезд.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

6.12. После остановки поезда принять меры к его удержанию на месте.

6.13. При необходимости отцепить локомотив от состава (предварительно закрепив его всеми возможными способами) и отвести его от состава поезда на расстояние не менее 50 м.

6.14. Потребовать снятия напряжения в контактной сети на участке, где будет остановлен поезд.

6.15. Привести локомотив в нерабочее состояние.

6.16. Приступить вместе с помощником машиниста к тушению пожара, используя имеющиеся в наличие средства пожаротушения.

 

Обязанности машиниста встречного поезда:

6.17. При получении информации о пожаре машинист обязан принять все меры для обеспечения безопасности движения, остановить поезд на безопасном расстоянии, направить помощника машиниста с огнетушителями для оказания помощи в ликвидации пожара на локомотиве.

 

7. Порядок действий при получении информации о неисправности в составе поезда

 

Обязанности машиниста:

7.1. Получив информацию от дежурного по станции, поездного диспетчера, машинистов поездов или других работников железной дороги об отклонениях от нормального технического состояния поезда (посторонний стук в составе поезда, биение деталей вагона о верхнее строение пути, развал груза, задымление, искрение и т.д.), остановить поезд служебным торможением.

7.2. По радиосвязи сообщить Причастным об остановке на перегоне с указанием причины.

7.3. После остановки поезда направить помощника машиниста для осмотра состава поезда.

7.4. После доклада помощника машиниста сообщить дополнительные данные об обнаруженной неисправности дежурному по станции, поездному диспетчеру.

7.5. Далее действовать по обстановке, согласовав свои действия с дежурным по станции, поездным диспетчером. Поезд с перегона выводится до ближайшей станции с особой бдительностью и скоростью, обеспечивающей безопасность движения.

7.6. На станции, при невозможности устранить неисправность, подвижную единицу отцепить.

 

Обязанности помощника машиниста:

7.7. Принять необходимые меры к быстрейшему устранению неисправности.

 

Порядок действий в случае обнаружения повреждений на колесных парах

 

Обязанности машиниста:

7.8. В случае получения сообщения о том, что в составе поезда следует вагон с характерным стуком, обнаружения в пути следования искрения при отпущенных тормозах (вагон идущий юзом), ползуна, выбоины остановить поезд служебным торможением для осмотра, выявления и устранения неисправности.

 

После остановки поезда:

7.9. Направить помощника машиниста для осмотра состава поезда и выяснения характера повреждения.

7.10. После получения информации от помощника машиниста по радиосвязи сообщить Причастным о причинах остановки.

Для выявления вагона с поврежденными колесными парами протянуть состав (скорость протягивания не более 5 км/час).

 

Обязанности помощника машиниста:

7.11. При протяжке состава находиться на обочине пути. После определения вагона с неисправными колесными парами осмотреть поверхности катания колес. Для осмотра всей поверхности катания, дать команду машинисту на протяжку состава. При необходимости, таким же порядком произвести осмотр состава с другой стороны поезда.

7.12. Осмотреть состояние тормозной рычажной передачи на предмет не отпуска тормоза указанного вагона. При необходимости выключить воздухораспределитель и отпустить тормоз вручную, у пассажирского вагона убедиться в полном выпуске воздуха из запасного резервуара (у вагона с тормозом западноевропейского типа дополнительно выпустить воздух из рабочей камеры).

 

Обязанности машиниста:

7.13. О результате осмотра доложить поездному диспетчеру, дежурным по станциям ограничивающих перегон и действовать в соответствии с их указаниями. Если при осмотре поезда неисправность не выявлена, довести поезд со скоростью, обеспечивающей безопасность движения до ближайшей станции, где произвести повторный осмотр.

7.14. При выключении тормоза сделать соответствующую отметку в справке ВУ-45.

7.15. Соблюдать установленный порядок следования при обнаружении ползуна на колесной паре вагона, локомотива.

7.16. Заказать контрольную проверку тормозов. После вывода поезда с перегона, на станцию, согласованную с поездным диспетчером, произвести контрольную проверку тормозов.

7.17. На остановках в пути следования глубина ползуна определяется по его длине.

 

Порядок действий при обнаружении в пути следования проворота бандажа колесной пары локомотива:

 

7.18. Осмотреть колёсную пару и определить, есть ли ослабление бандажа на ободе колесного центра. Если бандаж не ослаблен, проверить состояние стопорного кольца.

7.19. При ослабленном бандаже или стопорном кольце более чем в 3-х местах: по его окружности суммарной длиной ослабленного места более 30% общей длины окружности кольца - для локомотивов и более 20% для МВПС, а также ближе 100 мм от замка кольца заказать вспомогательный локомотив с хвоста поезда. После прибытия вспомогательного локомотива выключить тяговый электродвигатель, тормозной цилиндр неисправной колесной пары и следовать резервом со скоростью не более 15 км/ч.

7.20. При провороте бандажа колесной пары без признаков ослабления бандажа и стопорного кольца, на данной колесной паре:

- отключить тяговый электродвигатель;

- исключить действие тормозов;

- поставить новую метку;

- установить особый контроль за техническим состоянием колёсной пары.

Довести поезд до конечной станции.

7.21. При обнаружении повторного проворота бандажа в пути следования, заказать вспомогательный локомотив с хвоста поезда. После прибытия вспомогательного локомотива отцепить локомотив от грузового поезда и следовать резервом со скоростью не более 15 км/ч с выключенным тяговым электродвигателем и тормозным цилиндром неисправной колесной пары. При следовании с пассажирским поездом затребовать вспомогательный локомотив с хвоста поезда. После прибытия вспомогательного локомотива выключить тяговый электродвигатель и тормозной цилиндр неисправной колесной пары и следовать резервом со скоростью не более 15 км/ч.

7.22. Об обнаруженном провороте бандажа сделать запись в журнале технического состояния локомотива.

 

8. Порядок действий в случае саморасцепа в поезде

 

Обязанности машиниста:

8.1. По радиосвязи сообщить Причастным об остановке поезда по причине падения давления в тормозной магистрали, включив в сообщение информацию о том, что о состоянии поезда и габарите по соседнему пути информации нет.

8.2. Немедленно, не дожидаясь остановки поезда, включить на локомотиве два красных буферных фонаря. При появлении встречного поезда подавать сигналы кратковременным миганием прожектора, подавать звуковой сигнал "Общей тревоги", по радиосвязи вызвать машиниста встречного поезда и сообщить ему, что сведений о состоянии поезда и наличии габарита по соседнему пути нет.

8.3. После остановки поезда направить помощника машиниста для осмотра состава поезда.

 

Обязанности помощника машиниста:

8.4. При обнаружении саморасцепа в грузовом поезде проверить действие механизма автосцепок, состояние концевых рукавов разъединившихся вагонов. Доложить машинисту о техническом состоянии расцепившихся вагонов и о возможности соединения состава поезда, расстояние между разъединившимися частями поезда. При принятии решения о сцеплении состава, принять меры от ухода хвостовой части. После соединения расцепившихся частей поезда, записать номера расцепившихся вагонов, проверить наличие хвостового сигнала и положение концевого рукава хвостового вагона, записать номер хвостового вагона и по возвращению на локомотив сверить данные с натурным листом и справкой ВУ-45.

8.5. При саморасцепе автосцепок в пассажирском поезде проверить действие механизма автосцепок, состояние концевых рукавов разъединившихся вагонов и при их исправности по согласованию с машинистом и начальником пассажирского поезда произвести сцепление вагонов. До сцепления принять меры от ухода хвостовой части.

 

Обязанности машиниста:

8.6. После получения информации от помощника машиниста, по радиосвязи сообщить поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающих перегон, о саморасцепе с указанием расстояния между разъединившимися частями поезда и согласовать с ними порядок действий.

8.7. Если соединить состав поезда невозможно, затребовать вспомогательный локомотив в хвост поезда.

8.8. Если разъединенные части поезда невозможно соединить в течение 20 минут, дать указание помощнику машиниста произвести закрепление отцепившейся части поезда тормозными башмаками и ручными тормозами согласно норм закрепления.

8.9. Произвести соединение поезда. Скорость осаживания головной части поезда не должна превышать 3 км/ч.

8.10. Повреждённые тормозные рукава заменить запасными, а в случае их отсутствия, снять с хвостового вагона или переднего бруса локомотива.

8.11. В исключительных случаях для соединения с отцепившейся частью использовать локомотив сзади идущего поезда.

8.12. После сцепления состава выполнить сокращенное опробование тормозов по действию тормозов двух хвостовых вагонов.

8.13. Запрещается соединять части поезда на перегоне:

- во время тумана, метели и других неблагоприятных условиях, когда существует неудовлетворительная видимость сигналов;

- если отцепившаяся часть находится на уклоне более и от толчка при соединении может прийти в движение.

 

9. Порядок действий в случае обрыва автосцепки

 

Обязанности машиниста:

9.1. По радиосвязи сообщить поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающих перегон, и машинистам встречных и попутных поездов, находящихся на перегоне, а в пассажирском поезде начальнику поезда об остановке поезда по причине падения давления в тормозной магистрали, включив в сообщение информацию о том, что о состоянии поезда и габарите по соседнему пути информации нет.

9.2. Немедленно, не дожидаясь остановки поезда, включить на локомотиве два красных буферных фонаря, при появлении встречного поезда подавать сигналы кратковременным миганием прожектора, подавать звуковой сигнал "Общей тревоги", вызвать машиниста встречного поезда и по радиосвязи сообщить ему, что сведений о состоянии поезда и наличии габарита по соседнему пути нет.

9.3. После остановки поезда направить помощника машиниста для осмотра состава поезда.

 

Обязанности помощника машиниста:

9.4. Сообщить машинисту о результатах осмотра состава, наличии (отсутствии) схода вагонов и габарита по соседнему пути , месте обрыва по поезду (счет вагонов с головы состава), типе подвижного состава.

9.5. При выводе части поезда с перегона оградить хвостовой вагон выводимой части поезда развёрнутым жёлтым флагом у буферного бруса с правой стороны, а ночью желтым огнем фонаря, произвести сокращенное опробование тормозов по 2-м хвостовым вагонам.

9.6. Записать номера хвостовых вагонов оставшейся части поезда и выводимой.

9.7. Установленным порядком закрепить оставляемую часть поезда.

 

Обязанности машиниста:

9.8. После получения информации от помощника машиниста, по радиосвязи сообщить поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающих перегон, об обрыве автосцепки с указанием, на каком профиле пути стоит отцепившаяся часть состава, при какой скорости и режиме ведения поезда это произошло, расстояние между разъединившимися частями поезда и согласовать с ними порядок дальнейших действий.

9.9. Согласовать с поездным диспетчером порядок вывода состава на станцию по частям (по приказу поездного диспетчера). При необходимости заказать вспомогательный локомотив.

9.10. Одновременно направить помощника машиниста для закрепления отцепившийся части поезда тормозными башмаками и ручными тормозами, согласно соответствующим нормативам.

9.11. При выводе поезда с перегона по частям произвести сокращенное опробование тормозов по 2-м хвостовым вагонам.

9.12. Затребовать контрольную проверку тормозов на станции.

 

10. Порядок действий при вынужденной остановке поезда по причине неисправности локомотива

 

Обязанности машиниста:

10.1. При отказе на локомотиве тягового оборудования, обеспечивающего ведение поезда и невозможности устранения неисправности на станции, запрещается отправляться на перегон.

10.2. В зависимости от сложившейся ситуации и поездной обстановки:

- остановить поезд по возможности на станции, площадке и прямом участке пути, если не требуется экстренной остановки;

- привести в действие автотормоза поезда и вспомогательный тормоз локомотива на максимально допустимое давление при полном торможении;

- при необходимости набрать воздух в запасный резервуар токоприёмника;

- немедленно объявить по радиосвязи о причинах остановки Причастным.

С момента указания времени остановки начинается 20 минутный отсчет времени для определения возникшей неисправности.

10.3. После получения подтверждающего ответа об услышанной информации от одного из дежурных по станции, приступить к работам по устранению возникшей неисправности.

10.4. Принять все необходимые меры к быстрейшему устранению неисправности.

10.5. При невозможности устранения возникшей неисправности по истечении 15 минут после остановки поезда, через дежурного ближайшей станции, поездного диспетчера затребовать вспомогательный локомотив с указанием, на каком километре и пикете находится голова поезда, в связи с чем требуется помощь и время ее затребования.

10.6. После получения от поездного диспетчера информации, с какой из ограничивающих перегон станций будет оказана помощь и на какую станцию будет выводиться поезд, приступить к более детальному осмотру локомотива для устранения неисправности.

10.7. Если неисправность устранена до прибытия вспомогательного локомотива, доложить, дежурному по ближайшей железнодорожной станции, поездному диспетчеру о возможности дальнейшего следования. Возобновить движение поезда разрешено только после получения регистрируемого распоряжения поездного диспетчера и согласования с ним порядка дальнейшего следования.

После прибытия вспомогательного локомотива и устранения препятствия для движения поезда, возобновить движение поезда разрешено только после доклада дежурному по станции о возможности дальнейшего следования. Порядок дальнейшего следования устанавливается поездным диспетчером.

10.8. Если движение поезда не может быть возобновлено в течение 20 и более минут и нет возможности удержать поезд на месте на автотормозах, привести в действие ручной тормоз локомотива и подать сигнал для приведения в действие имеющихся в составе ручных тормозов (проводниками пассажирских вагонов, кондукторами, руководителем работ в хозяйственном поезде). В поездах, где такие работники отсутствуют, помощник машиниста должен уложить под колеса вагонов, имеющиеся на локомотиве тормозные башмаки, а при недостатке их, кроме того, привести в действие ручные тормоза вагонов в соответствии с установленным порядком.

10.9. Обо всех неисправностях локомотива, выявленных при его эксплуатации, произвести запись в журнале технического состояния локомотива.

 

11. Порядок действий в случае, если автоматические устройства контроля технического состояния подвижного состава указывают на наличие в поезде греющейся буксы или другой неисправности

 

В случае срабатывания автоматических устройств контроля технического состояния подвижного состава на сопредельных участках других железнодорожных администраций, локомотивная бригада обязана соблюдать порядок, установленный Администрацией конкретной железной дороги, который может отличаться от нижеизложенного.

 

Обязанности машиниста:

11.1. Напольные устройства "Средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда" проследовать со скоростью не менее 10 км/час.

11.2. При появлении на сигнальном указателе перегрева букс светящихся полос прозрачно белого цвета и получении сообщения о наличии в поезде показаний нагрева "Тревога-1", служебным торможением принять меры к снижению скорости до 20 км/час и следовать с особой бдительностью, наблюдая за составом, на станцию. На станции поезд остановить.

После остановки поезда на станции произведи его осмотр. Если определено, что указанный нагрев не связан с неисправностью буксы и причина нагрева установлена и устранена, разрешается продолжать движение с установленной скоростью.

Если обнаружен нагрев буксы и причину нагрева устранить невозможно, по согласованию с дежурным по станции отцепить неисправную подвижную единицу.

11.3. При появлении на сигнальном указателе перегрева букс светящихся полос прозрачно белого цвета и получении сообщения о наличии в поезде показаний нагрева "Тревога-2", применяя служебное торможение, остановить поезд на перегоне с расчетом, чтобы последний вагон поезда проследовал путевые устройства контрольных средств. В установленном порядке осмотреть подвижной состав. Если обнаружен нагрев буксы, поезд выводится с перегона со скоростью, соответствующей техническому состоянию буксы, но не более 10 км/час. При необходимости, для выяснения возможности дальнейшего движения поезда, вызвать работников ПТО вагонов или запросить их консультацию.

Если нагрев не подтвердился, вывести поезд с перегона на станцию для повторного осмотра.

11.4. Во всех случаях указанную подвижную единицу необходимо осмотреть не позднее 20 минут после остановки поезда. В случае, когда на станции нет работников вагонного хозяйства или поезд остановлен на перегоне, осмотреть состав, а при остановке пассажирского поезда - осмотреть совместно с начальником поезда.

11.5. Получив доклад о нагреве узлов локомотива, их проверку производит лично машинист. О результатах проверки сделать соответствующую запись в журнале технического состояния локомотива.

11.6. О результатах каждого осмотра и принятом решении докладывать по поездной радиосвязи, а при ее неисправности другими доступными средствами связи или через машинистов встречных поездов дежурному по станции, поездному диспетчеру.

Если в результате осмотра будет установлено, что в указанных подвижных единицах отсутствуют неисправности по сигналам "Тревога", то должны быть осмотрены по два смежных вагона в каждую сторону от зафиксированного.

При наличии информации о сбоях устройств контроля в счёте подвижных единиц произвести осмотр всех вагонов с указанной стороны поезда.

 

12. Порядок действий по системе "Толчок в пути"

 

Обязанности машиниста:

12.1. Почувствовав боковой или вертикальный толчок, резкий удар или визуально видя неисправность пути, из-за которой может произойти сход подвижного состава с рельс, немедленно остановить поезд, при необходимости применить экстренное торможение.

12.2. По радиосвязи сообщить Причастным о причинах остановки, доложив при этом характер выявленной неисправности, километр, пикет, время и скорость при которой она выявлена.

12.3. Получить подтверждение о том, что информация о толчке воспринята машинистом локомотива вслед идущего поезда и дежурными по станциям, ограничивающим перегон.

12.4. После остановки поезда тщательно осмотреть экипажную часть подвижного состава и состояние опасного участка пути. При отсутствии неисправности механической части подвижного состава и неисправности пути под составом, после доклада дежурному по станции, поездному диспетчеру об осмотре и отсутствии замечаний, продолжить движение с таким расчетом, чтобы проследовать опасное место всем составом со скоростью не более 20 км/час, далее следовать с установленной скоростью.

12.5. В случае возникновения препятствия по соседнему пути произвести ограждение места препятствия.

12.6. При обнаружении неисправности пути, угрожающей безопасности движения поездов, возобновить движение разрешается только после устранения этой неисправности со скоростью, указанной бригадиром или мастером пути и записанной в специальном бланке предупреждения на поезд (формы ДУ-61).

 

Обязанности машиниста вслед идущего поезда:

12.7. Получив информацию о толчке от машиниста впереди идущего поезда, остановить поезд возле указанного места препятствия.

12.8. Убедившись в исправности железнодорожного пути, проследовать указанное место опасного участка пути всем составом со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, но не более 20 км/час.

 

13. Порядок действий при неисправности устройств безопасности

 

Обязанности машиниста:

13.1. В случае возникновения неисправности устройств безопасности и невозможности восстановления их действия получить регистрируемый приказ (регистрируемое распоряжение) поездного диспетчера на следование поезда с неисправными устройствами безопасности.

13.2. При наличии сообщения от поездного диспетчера о свободности межстанционного перегона максимальная скорость движения при зеленом огне путевого светофора должна быть не более 100 км/час для пассажирских и не более 70 км/час для грузовых поездов.

13.3. При отсутствии сообщения от поездного диспетчера о свободности межстанционного перегона максимальная скорость движения при зелёном огне путевого светофора должна быть не более 80 км/час для пассажирских и не более 50 км/час для грузовых поездов.

13.4. Светофор с жёлтым огнём (двумя жёлтыми огнями) разрешается проследовать со скоростью не более 40 км/час.

13.5. По прибытию на конечный пункт следования доложить руководству депо о случае ведения поезда с неисправными устройствами безопасности, а также сделать об этом запись на оборотной стороне скоростемерной ленты (сопроводительных документах при наличии электронных носителей информации) и в журнале технического состояния локомотива.

 

Запрещается:

13.6. Отправляться со станции на перегон при отсутствии сообщения от поездного диспетчера о свободности межстанционного перегона.

13.7. Передавать управление локомотивом помощнику машиниста.

13.8. При следовании с поездом помощнику машиниста отлучаться из кабины управления.

13.9. При невозможности достоверно определить скорость движения поезда из-за неисправности скоростемера или аппаратуры КПД-3, КЛУБ, КЛУБ-У, КЛУБ-УП и др. машинист при следовании до ближайшей железнодорожной станции, обеспечивающей вместимость поезда на железнодорожные пути приёма, для соблюдения требований безопасности движения должен произвести примерный расчёт скорости движения поезда согласно таблице расчёта скорости по времени и пройденному расстоянию.

 

Cкорость (км/ч)

Скорость (м/с)

Время, за которое поезд проходит 1000 м (с)

5

1,38

720

10

2,77

360

15

4,16

240

20

5,55

180

25

6,94

144

30

8,33

120

35

9,72

102

40

11,11

90

45

12,50

78

50

13,88

72

55

15,27

66

60

16,66

60

65

18,05

55

70

19,44

51

75

20,83

48

80

22,22

45

85

23,61

42

90

25

40

95

26,38

38

100

27,77

36

105

29,2

34

110

30,55

32

115

31,9

31

120

33,33

30

 

14. Порядок действий при неисправности поездной радиосвязи или выявлении зоны неуверенного приёма радиосвязи

 

Обязанности машиниста:

14.1. При выходе из строя в пути следования поездной радиосвязи машинист локомотива, моторвагонного поезда обязан сообщить об этом поездному диспетчеру или дежурному по станции с ближайшей железнодорожной станции (лично или через помощника машиниста, кондуктора, начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда и другими имеющимися средствами связи) и следовать по распоряжению (приказу) поездного диспетчера передаваемому машинисту и дежурным по железнодорожным станциям, участка следования до ближайшей станции, где должна быть произведена замена (ремонт) устройств поездной радиосвязи без отцепки локомотива или должна быть произведена замена локомотива (моторвагонного поезда), или затребован вспомогательный локомотив при обслуживании локомотива пассажирского поезда одним машинистом.

14.2. При выходе из строя радиостанции КВ диапазона в ведущей кабине, попытаться восстановить связь из ведомой кабины. При наличии на локомотиве радиостанции УКВ диапазона установить связь с дежурным по станции в УКВ диапазоне.

14.3. При выходе из строя радиостанции на локомотиве и остановке на перегоне, для доставки сообщения дежурному по станции разрешается использовать мобильный телефон, автотранспорт, поездной локомотив и т.д.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

 

При выявлении зоны неуверенного приёма радиосвязи

 

Обязанности машиниста:

14.5. При выявлении зоны неуверенного приёма радиосвязи, сообщить об этом поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающих перегон.

14.6. При вынужденной остановке поезда на перегоне в зоне неуверенного приема радиосвязи передать сообщение поездному диспетчеру, дежурным по станциям через машинистов поездов, находящихся на данном перегоне или с телефона релейного шкафа при автоблокировке, с указанием километра и пикета остановки головы поезда.

 

15. Порядок действий в случае получения сообщения о минировании поезда или совершения террористического акта в поезде

 

Обязанности машиниста:

15.1. При получении устного сообщения запомнить внешние признаки заявителя, а также сведения о месте взрыва или заложения взрывного устройства и время его срабатывания.

15.2. Полученную информацию немедленно передать поездному диспетчеру, дежурному по ближайшей станции.

15.3. При следовании с грузовым поездом, по согласованию с поездным диспетчером, дежурным по ближайшей станции принять меры к снижению скорости до 40 км/ч и следовать до станции, указанной поездным диспетчером.

15.4. При следовании с пассажирским поездом сообщить об этом начальнику поезда. При невозможности вызова начальника пассажирского поезда по радиосвязи, остановить поезд и передать полученную информацию проводнику первого вагона. Далее следовать до станции, указанной поездным диспетчером, со скоростью не более 25 км/ч.

15.5. По прибытию на станцию остановить поезд в месте, указанном дежурным по станции, и далее руководствоваться его указаниями.

15.6. Принять участие в эвакуации пассажиров.

 

16. Порядок действий помощника машиниста в случае потери машинистом способности управлять локомотивом

 

16.1. О случившемся по радиосвязи сообщить Причастным.

16.2. Исходя из местных условий, согласовать порядок дальнейших действий с поездным диспетчером.

16.3. При наличии свидетельства на право управления локомотивом, по согласованию с поездным диспетчером разрешается довести поезд без остановки до ближайшей станции со скоростью, обеспечивающей безопасность движения.

16.4. При отсутствии прав управления локомотивом (МВПС), остановить поезд экстренным торможением. После остановки поезда зафиксировать рукоятку крана вспомогательного тормоза локомотива (МВПС) в последнем тормозном положении и принять меры к закреплению состава от ухода.

16.5. Оказать первую медицинскую помощь машинисту.

16.6. Далее действовать согласно указанию поездного диспетчера, дежурного по станции.

 

17. Порядок действий при наезде на человека или столкновении с автотранспортным средством

 

17.1. Если на железнодорожном пути, который входит в маршрут движения поезда, находится человек или автотранспортное средство:

- локомотивная бригада обязана подавать оповестительный сигнал до того момента, пока человек или автотранспортное средство не покинет опасную зону;

- машинист обязан применить экстренное торможение в случае возникновения угрозы наезда или столкновения (человек не реагирует на подаваемые звуковые сигналы, автотранспортное средство не покидает опасную зону);

- в случае невозможности предотвратить наезд на автотранспортное средство локомотивная бригада до столкновения обязана покинуть кабину управления;

- при экстренной остановке пассажирского поезда по радиосвязи начальника поезда с машинистом локомотива (при ее отсутствии - с помощью проводника головного вагона) получить информацию о наличии пострадавших среди пассажиров, обслуживающего персонала и действовать в дальнейшем по обстановке в зависимости от содержания полученной информации;

- локомотивной бригаде пассажирского поезда разрешено в случае наезда на человека или столкновения с транспортным средством и остановки для оказания первой помощи привлекать для выполнения действий, необходимых для спасения жизни пострадавшего, работников поездной бригады и медицинских работников из числа пассажиров.

 

17.2. При наезде на человека.

Обязанности машиниста:

- о причинах остановки по радиосвязи сообщить Причастным;

- направить помощника машиниста на место происшествия;

- после получения информации от помощника машиниста об обстановке на месте происшествия, дальнейшие действия согласовать с поездным диспетчером (в случае остановки поезда на перегоне) или с начальником станции (дежурным по станции) (в случае остановки поезда в пределах станции) *;

- при необходимости, через дежурного по станции вызвать скорую помощь или, в зависимости от обстоятельств, при невозможности прибытия по объективным причинам на место травмирования бригады скорой медицинской помощи (вследствие отсутствия автомобильных дорог, связи, возникновения снежных заносов, стихийных бедствий, других причин), если пострадавший жив, локомотивная бригада должна принять все меры к его доставке до ближайшей железнодорожной станции, где имеется учреждение здравоохранения, в вагоне пассажирского поезда или в локомотиве грузового поезда*.

 

Обязанности помощника машиниста:

- проследовать по указанию машиниста на место травмирования, имея при себе медицинскую аптечку, а также ручной фонарь (при убытии в темное время суток)*;

- определить состояние пострадавшего *;

- в случае, если пострадавший жив, оказать первую медицинскую помощь*;

- при нахождении пострадавшего в сознании, по возможности, установить его анкетные данные;

- при отсутствии видимых признаков жизни не трогать тело пострадавшего, если оно не мешает движению поезда (в противном случае подручными средствами и предметами обозначить на местности контуры местоположения тела пострадавшего и переместить его за габарит подвижного состава) *.

 

17.3. При столкновении с автотранспортным средством.

Обязанности машиниста:

- о причинах остановки по радиосвязи сообщить поездному диспетчеру, дежурному по станции и машинистам встречных и попутных поездов, находящихся на перегоне, а в пассажирском поезде начальнику поезда;

- после осмотра места происшествия дополнительно сообщить о наличии пострадавших, необходимости вызова скорой помощи. При необходимости оказать первую помощь*. По возможности записать государственный номер автотранспорта, адрес и телефон организации, к которой относится автотранспорт, и указать эти данные в рапорте *;

- осмотреть локомотив и по возможности устранить неисправности. При невозможности устранения, сообщить об этом поездному диспетчеру, дежурному по станции;

- при невозможности дальнейшего следовании, затребовать вспомогательный локомотив или восстановительный поезд (если в этом есть необходимость);

- согласовать с поездным диспетчером (дежурным по станции) порядок дальнейших действий в случае, если имеются пострадавшие, жертвы или нарушен габарит*.

 

------------------------------

Примечание: * - указанные действия не производятся, если они противоречат порядку, установленному на сопредельной железнодорожной администрации в соответствии с внутренним законодательством государства.

------------------------------

 

18. Порядок действий при неисправности контактной сети или повреждении токоприемников

 

Обязанности машиниста:

18.1. В случае повреждения токоприемника или контактной сети остановить поезд экстренным торможением.

18.2. Одновременно отключить на локомотиве силовые и вспомогательные цепи, контакторы отопления вагонов пассажирских поездов, опустить токоприемники.

18.3. По радиосвязи сообщить поездному диспетчеру, дежурному ближайшей станции и машинисту вслед идущего поезда, а в пассажирском поезде начальнику поезда о случившемся. Получить подтверждение от машиниста вслед идущего поезда о принятой информации.

В сообщении указать место остановки, характер повреждения (отказа) и его последствия, предполагаемую или уже известную причину повреждения (отказа). Возможен ли проход подвижного состава с опущенными токоприемниками или нет, согласованный с поездным диспетчером порядок дальнейших действий.

Если повреждение контактной сети позволяет движение электроподвижного состава (далее - ЭПС) с опущенными токоприемниками, сообщить об этом поездному диспетчеру, указав километр, пикет и номер опор начала и конца поврежденного участка контактной сети.

18.4. Если обнаружено повреждение контактной сети впереди по пути следования поезда, не позволяющее проследовать поврежденный участок с поднятыми или опущенными токоприемниками, принять меры к экстренной остановке поезда, опусканию токоприемников и закреплению состава поезда.

 

После остановки поезда:

18.5. Путем прохода вдоль локомотива без подъема на крышу визуально проверить состояние токоприемников и устройств контактной сети. О результатах осмотра доложить дежурному по ближайшей станции.

18.6. Если поврежденный токоприемник находится в пределах габарита и в пути следования не может коснуться контактного провода и крыши ЭПС, по согласованию с поездным диспетчером продолжить движение на исправных токоприемниках, предварительно отключив поврежденный токоприемник от силовой цепи.

18.7. Если нет угрозы безопасности движения поездов и нет необходимости увязки токоприемника, по согласованию с поездным диспетчером довести поезд до ближайшей станции.

18.8. Если есть необходимость увязки токоприемника, через дежурного по станции получить уведомление о снятии напряжения с контактной сети на месте повреждения и вызвать работников энергоучастка.

18.9. После снятия напряжения и заземления контактной сети с двух сторон от места производства работ совместно с работником энергоучастка увязать токоприемники.

18.10. По окончании осмотра и увязки токоприемников, в присутствии работников энергоучастка получить уведомление о подаче напряжения. Довести поезд до станции назначения или пункта смены локомотива.

18.11. Вызвать вспомогательный локомотив, если число рабочих токоприемников ЭПС при отключении от силовой цепи поврежденных токоприемников не будет соответствовать инструкции о порядке использования токоприемников ЭПС при различных условиях эксплуатации.

 

Обязанности машиниста сзади идущего поезда:

18.12. Если позволяет обстановка, по согласованию с поездным диспетчером проследовать указанный участок контактной сети с опущенными токоприёмниками и сообщить о неисправности вслед идущему поезду и дежурному по станции.

18.13. Если по условиям профиля пути невозможно проследовать место повреждения контактной сети с опущенными токоприемниками, остановить поезд, сообщить по радиосвязи дежурным по станциям, ограничивающих перегон, и машинисту сзади идущего поезда о причине остановки.

18.14. При отсутствии напряжения в контактной сети после остановки, принять меры к закреплению состава, набрать воздух в запасный резервуар токоприемника.

 

19. Порядок действий при срабатывании УКСПС, повреждении контрольной планки нижнего габарита

 

Порядок действий локомотивной бригады при срабатывании УКСПС

 

Обязанности машиниста:

19.1. При переключении предвходного светофора на менее разрешающее показание, входного светофора на запрещающее показание, при внезапном появлении на проходном светофоре красного огня, а на локомотивном светофоре - красного с желтым или белого огня в случае приближения к огражденному УКСПС искусственному сооружению на перегоне, при получении сообщения от дежурного по станции о срабатывании УКСПС, а также, если машинист поезда при проследовании светофора, у которого установлено УКСПС, обнаружит переключение предупредительного светофора на более запрещающее показание и перекрытие входного светофора на запрещающее показание, но сообщения от дежурного по станции или поездного диспетчера по радиосвязи не получено:

- немедленно принять меры к экстренной остановке поезда;

- по радиосвязи сообщить Причастным о случившемся с указанием места остановки и принимаемых мерах по выяснению причины срабатывания УКСПС;

- не дожидаясь остановки поезда включить на локомотиве два красных буферных фонаря, при появлении встречного поезда подавать сигналы кратковременным миганием прожектора, подавать звуковой сигнал "Общей тревоги", вызвать машиниста встречного поезда и по радиосвязи сообщить ему, что сведений о состоянии поезда и наличии габарита по соседнему пути нет;

- после остановки поезда направить помощника машиниста для осмотра поезда с обеих сторон с целью обнаружения волочения деталей или сошедших с рельсов колесных пар подвижного состава;

- о результатах осмотра и принятых мерах, а также о возможности дальнейшего движения поездов на перегоне, сообщить дежурному по станции или поездному диспетчеру;

- если неисправность в поезде не обнаружена, по согласованию с поездным диспетчером, установленным порядком ввести поезд на станцию со скоростью не более 20 км/час;

- с дежурным по станции и поездным диспетчером согласовать порядок осмотра поезда на ходу. При отсутствии замечаний по указанию поездного диспетчера дальнейшее движение осуществлять с установленной скоростью до ближайшего пункта технического обслуживания вагонов.

 

Обязанности помощника машиниста:

19.2. Осмотреть поезд с обеих сторон с целью обнаружения волочения деталей, сошедших вагонов или развала груза.

19.3. Обнаружив сход или волочение деталей подвижного состава, выяснить состояние подвижного состава, наличие или отсутствие габарита по соседнему пути и незамедлительно передать эту информацию машинисту.

19.4. После осмотра поезда по возможности произвести осмотр датчиков УКСПС на наличие повреждений, следов удара и т.д.

Меры по устранению последствий волочения или схода подвижного состава и восстановлению движения поездов принимает поездной диспетчер.

 

Обязанности машиниста поезда встречного направления:

19.5. Получив по радиосвязи информацию от машиниста, под составом которого сработало УКСПС, или дежурного по станции сообщение об остановке поезда на соседнем пути остановить поезд у локомотива встречного поезда. Возобновить движение разрешено после получения информации об отсутствии препятствия для движения и наличии габарита, а также после согласования своих действий с машинистом встречного поезда. Скорость движения вдоль состава не должна превышать 20 км/час, при этом соблюдать особую бдительность и быть готовым к остановке, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

Машинист встречного поезда, получив информацию от машиниста остановившегося поезда об остановке по причине срабатывания УКСПС и наличии габарита по соседнему пути, а также при отсутствии красных огней фонарей у буферного бруса, обязан принять меры к снижению скорости с таким расчетом, чтобы проследовать вдоль стоящего состава со скоростью не более 20 км/час, с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для движения.

 

Порядок действий при повреждении контрольной планки нижнего габарита

 

Обязанности машиниста:

19.6. При получении от дежурного по железнодорожному переезду, дежурного по железнодорожной станции информации о повреждении контрольной планки нижнего габарита остановить поезд служебным торможением.

19.7. Одновременно по радиосвязи сообщить машинистам встречных и попутных поездов, находящихся на перегоне, а в пассажирском поезде начальнику поезда о случившемся, с указанием места остановки и о принимаемых мерах по выяснению причины повреждения контрольной планки нижнего габарита.

19.8. Не дожидаясь остановки поезда включить на локомотиве два красных буферных фонаря, при появлении встречного поезда подавать сигналы кратковременным миганием прожектора, вызвать машиниста встречного поезда и по радиосвязи сообщить, что сведений о состоянии поезда и наличии габарита по соседнему пути нет.

19.9. Направить помощника машиниста для осмотра поезда с обеих сторон с целью обнаружения волочения деталей или схода подвижного состава.

 

Обязанности помощника машиниста:

19.10. В первую очередь осмотреть локомотив.

19.11. В пассажирском поезде осмотр состава производить совместно с бригадиром поезда, в хозяйственном поезде совместно с руководителем работ.

19.12. Если при осмотре состава выявлена причина повреждения планки нижнего габарита и неисправность можно устранить, попытаться устранить неисправность, если нет, запросить помощь.

19.13. О результатах осмотра, принятых мерах и возможности дальнейшего следования через дежурного по переезду доложить дежурному по станции, машинисту.

 

Обязанности машиниста остановившегося поезда:

19.14. Если неисправность не обнаружена, по указанию поездного диспетчера следовать до ближайшей станции с установленной скоростью.

19.15. Ввод грузового поезда на железнодорожную станцию осуществлять со скоростью не более 20 км/ч. На железнодорожной станции потребовать осмотра состава работникам вагонного хозяйства, а при их отсутствии, осмотреть состав лично (в пассажирских поездах совместно с начальником поезда).

 

Обязанности машиниста поезда встречного направления:

19.16. Получив по радиосвязи от машиниста, под составом которого обнаружено повреждение контрольной планки нижнего габарита или дежурного по станции сообщение об остановке поезда на соседнем пути, снизить скорость до 20 км/час и проследовать стоящий поезд с особой бдительностью и готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения. После проследования, стоящего на соседнем пути поезда и отсутствия препятствия для движения сообщить об этом дежурному по станции и вести далее поезд по показаниям светофоров с установленной скоростью.

 

20. Порядок действия при сбое кодов АЛСН

 

Обязанности машиниста:

20.1. В случае внезапного появления на локомотивном светофоре "белого" огня при движении на перегоне или по станционным путям, оборудованным путевыми устройствами АЛСН, вести поезд до первого путевого светофора (или до появления разрешающего показания на локомотивном светофоре) с особой бдительностью и скоростью, обеспечивающей возможность своевременной остановки, если на пути окажется препятствие для дальнейшего движения, но не более 40 км/ч, сделав при этом запись в журнале технического состояния локомотива. В дальнейшем руководствоваться показаниями путевых светофоров и следовать установленным порядком по приказу ДНЦ.

20.2. В случае внезапного появления на локомотивном светофоре "КЖ" огня и машинист не видит показание впереди стоящего светофора:

- принять меры к снижению скорости и вести поезд с особой бдительностью, которая обеспечит безопасность движения и остановку поезда перед возможными препятствиями или светофором с запрещающим показанием.

20.3. При сбое кодов АЛСН в пути следования сообщить по радиосвязи дежурному ближайшей станции или поездному диспетчеру о сбое в работе АЛСН, при этом указав:

- номер сигнальной точки;

- километр, пикет;

- литер сигнала или участок пути в пределах станции;

- номер поезда, номер локомотива;

- депо приписки локомотива;

- скорость поезда;

- показание локомотивного светофора в момент сбоя кодов;

- характер сбоя (кратковременный, повторяющийся, длительный);

- свою фамилию.

20.4. После поездки на обратной стороне скоростемерной ленты и в журнале технического состояния локомотива сделать запись о сбое кода АЛСН с указанием:

- показания локомотивного светофора, предшествовавшего сбою;

- номера сигнальной точки;

- километра и пикета для перегона или участка пути и литеры светофора для станции;

- характера сбоя;

- фамилии и должности лица, которому передана информация о сбое кодов, и времени передачи информации.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.