Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан постановляет:
1. Принять обращение Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан к Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу об ускорении принятия нормативных правовых актов Российской Федерации в целях сохранения регионального и муниципального телевещания и обеспечения цифрового равенства жителей страны.
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
К. Толкачев |
Уфа, 24 октября 2019 года
ГС-649
Обращение
Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан к Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу об ускорении принятия нормативных правовых актов Российской Федерации в целях сохранения регионального и муниципального телевещания и обеспечения цифрового равенства жителей страны
14 октября 2019 года в Российской Федерации завершился последний этап перехода от аналогового наземного телевещания к цифровому. Отмечая масштабность и значимость данного мероприятия, Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан выражает обеспокоенность в связи с ситуацией вокруг региональных и муниципальных телеканалов.
В своем обращении от 20 декабря 2018 года к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву "О необходимости сохранения региональных и муниципальных телеканалов в информационном пространстве Российской Федерации" парламент Башкортостана выражал тревогу в связи с риском исчезновения региональных и муниципальных телеканалов при переходе на цифровое телевещание. По результатам встреч Президента Российской Федерации В.В. Путина с журналистским сообществом, проведения мероприятий в Совете Федерации и Государственной Думе одна из проблем, затронутых в обращении, была разрешена принятием федерального закона об обязательном общедоступном муниципальном телеканале ("Закон о 22-й кнопке").
По итогам VI Медиафорума независимых СМИ "Правда и справедливость", прошедшего в мае 2019 года в г. Сочи, Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации до 1 октября 2019 года проработать вопрос по обеспечению вещания региональных и муниципальных телеканалов в цифровой среде. Однако в связи с отсутствием федеральных нормативных правовых актов ряд острых нерешенных проблем в рассматриваемой сфере актуализировался.
Основой для настоящего обращения послужили призывы общественности, СМИ о необходимости введения регионального (дополнительного) мультиплекса как единственной гарантии продолжения функционирования региональных муниципальных телеканалов в условиях развития цифрового телевещания, многочисленные обращения избирателей о невозможности просмотра телепередач региональных и муниципальных телеканалов в цифровом формате.
В результате реализации утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 года N 985 федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы" подавляющее большинство жителей страны получили возможность смотреть бесплатно лишь 20 обязательных общедоступных каналов (1-й и 2-й мультиплексы). Программа включала в себя раздел "Мероприятие по созданию дополнительных мультиплексов (2018 год)", предусматривавший строительство сетей цифрового эфирного телерадиовещания для трансляции каналов дополнительных мультиплексов в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тысяч человек. Однако данный раздел был исключен в связи с внесением изменений в Программу в декабре 2018 года. Таким образом, в настоящее время положения пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2013 года N 367 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" и в перечень, утвержденный этим Указом" в части осуществления трансляции региональных общедоступных телеканалов в каждом субъекте Российской Федерации в составе региональных мультиплексов не исполнены.
Внесенные в 2016 и 2019 годах в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи" изменения, обязавшие кабельных операторов транслировать обязательные общедоступные телеканалы субъекта Российской Федерации и муниципального образования, не являются исчерпывающим решением проблемы бесплатного доступа зрителей к указанным телеканалам. Уровень проникновения кабельных сетей во многих российских регионах очень низок, особенно в сельской местности и труднодоступных территориях. Граждане, не имеющие технической возможности присоединения к кабельным сетям, фактически лишились права на получение бесплатно информации регионального и муниципального характера на каналах, размещаемых на 21-й и 22-й позициях (региональный и муниципальный обязательные общедоступные телеканалы). Только в Республике Башкортостан порядка 40% населения проживает в сельской местности.
Как следует из данных, указанных в Резолюции Форума современной журналистики "Вся Россия - 2018", при переходе от аналогового к цифровому вещанию более 50% населения Российской Федерации лишится доступа к телевизионной информации о жизни территории его проживания, органы власти на территории субъектов Российской Федерации в значительной степени утратят возможность коммуникации с населением и информирования граждан, в том числе при наступлении экстренных обстоятельств.
При этом сохранение в интересах населения параллельно с цифровым аналогового вещания является в сложившейся ситуации необходимой, но лишь временной мерой, откладывающей обеспечение правом на бесплатный доступ к региональному и муниципальному телевидению в качественном и удобном цифровом формате - единым для всех жителей страны. Кроме того, просмотр региональных и муниципальных телепередач в обоих форматах требует установки специального оборудования, что ложится дополнительными расходами на плечи граждан, не имеющих доступа к кабельным сетям, представляет собой яркий пример цифрового неравенства, является социальным раздражителем. Регионы, сохраняя финансирование аналогового вещания в целях обеспечения стабильности и в интересах граждан, вынуждены нести бремя заведомо неэффективных и бесперспективных расходов бюджетов, поскольку очевидно, что аналоговое вещание во всем цивилизованном мире уходит в прошлое.
Предложение Минкомсвязи России решить данный вопрос за счет предоставления регионам возможности размещать контент на общероссийских обязательных телеканалах, в частности на телеканале OTP (Общественное телевидение России), искажает суть вышеотмеченных нормативных актов, где речь идет о формировании полноценных региональных мультиплексов. Вещание регионального телеканала в рамках относительно небольшого отрезка времени не позволяет удовлетворить сложившиеся информационные, духовные и культурно-языковые запросы населения, ожидающего прежнего вещания в круглосуточном режиме, в удобное для зрителя время, в том числе в прайм-тайм. Кроме того, данный телеканал не планирует вещание на государственных языках республик в составе Российской Федерации.
К моменту завершения перехода на цифровое телевещание для муниципальных телеканалов остался нерешенным вопрос об определении статуса обязательного общедоступного телеканала. Отсутствие подзаконных правовых актов, принятие которых предусмотрено "Законом о 22-й кнопке" (Федеральный закон от 6 июня 2019 года N 131-ФЗ), привело к затягиванию процесса проведения конкурсов по выбору обязательных общедоступных муниципальных телеканалов.
Таким образом, итоги реализации программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы", несмотря на общий значительный положительный результат, фактически привели к ущемлению прав граждан, проживающих на бескабельных территориях, в получении, обмене и распространении информации регионального и муниципального характера, включая информацию о деятельности органов публичной власти, а также прав на сохранение и развитие языков народов Российской Федерации, приобщение к культурным ценностям и благам. Наиболее болезненна поднятая проблема для жителей республик в составе Российской Федерации, которые согласно статье 68 Конституции Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки.
Региональные и муниципальные телеканалы являются дополнительным каналом доставки общефедерального информационного контента. Незаменима роль региональных и муниципальных телеканалов и в обеспечении межнационального и межконфессионального согласия, консолидации общества, в информационном обеспечении выборов и референдумов всех уровней, в предоставлении площадки для диалога власти с народом.
Информационный вакуум, вызванный отсутствием у значительного числа граждан доступа к бесплатному региональному или муниципальному телеканалу, может привести к распространению непроверенной и ложной информации, использоваться в целях дестабилизации обстановки, дискредитации действий и решений власти.
Динамичное развитие IT-технологий приводит к тому, что традиционные СМИ теряют своего зрителя, слушателя и читателя, а власть - каналы доведения до граждан значимой для общества информации. Очевидно, что снижение доступа региональных и муниципальных телеканалов к потребителю информационных услуг только усугубляет эту проблему. Региональные и муниципальные телеканалы выполняют важнейшие задачи по формированию общественного сознания, как правило, ставя во главу угла традиционные ценности. В этом смысле потеря региональными и муниципальными телеканалами своей зрительской аудитории станет невосполнимой утратой преемственности и связи поколений.
Депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан разделяют обеспокоенность своих избирателей в связи с недоступностью просмотра региональных и муниципальных телеканалов и тенденциями, приводящими к их закрытию. Парламент Башкортостана возлагает большие надежды на решение в ближайшее время вышеотмеченных проблем и просит:
1) внести в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи" изменения в части создания в субъекте Российской Федерации регионального (дополнительного) эфирного мультиплекса с вхождением в него обязательных общедоступных и иных региональных и муниципальных телеканалов, прошедших по результатам конкурса на право вещания в дополнительных эфирных мультиплексах, сохранив для всех заинтересованных вещателей возможность продолжения наземного эфирного аналогового вещания;
2) поручить Правительству Российской Федерации создать в 2020 году дополнительные (региональные) эфирные мультиплексы в субъектах Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2013 года N 367);
3) рассмотреть в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с участием представителей федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации и других заинтересованных сторон вопросы об обеспечении условий для полноценного распространения в сети цифрового телевещания информации, создаваемой региональными и муниципальными телеканалами, и реализации "Закона о 22-й кнопке".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 24 октября 2019 г. N ГС-649 "Об обращении Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан к Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу об ускорении принятия нормативных правовых актов Российской Федерации в целях сохранения регионального и муниципального телевещания и обеспечения цифрового равенства жителей страны"
Настоящее постановление вступает в силу с 24 октября 2019 г.
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 28 октября 2019 г., в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", N 33 от 22 ноября 2019 г., ст. 1652