В целях обеспечения эффективного управления муниципальным долгом Тамбовского района Тамбовской области в 2020 - 2022 годах и в соответствии с требованиями статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 50 Решения Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 24 ноября 2011 г. N 448 "Об утверждении Положения "О бюджетном процессе в Тамбовском районе" (в редакции от 26 сентября 2019 г.) администрация района постановляет:
1. Утвердить основные направления долговой политики Тамбовского района Тамбовской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов согласно приложению.
2. Опубликовать (обнародовать) настоящее постановление на сайте сетевого издания Региональное информационное агентство "РИА ТОП68" (www.top68.ru), в газете "Притамбовье".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава района |
A.B. Бородин |
Утверждены
постановлением
администрации района
от 24.10.2019 N 1819
Основные направления
долговой политики Тамбовского района Тамбовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Общие положения
Долговая политика Тамбовского района Тамбовской области (далее Тамбовского района) является составной частью бюджетной политики, непосредственно связана с бюджетным процессом Тамбовского района и представляет собой совокупность мероприятий по регулированию объема и структуры муниципального долга, осуществлению муниципальных заимствований, поддержанию приемлемого уровня риска и стоимости муниципальных заимствований, обслуживанию и погашению долговых обязательств Тамбовского района.
Итоги долговой политики Тамбовского района, проводимой в 2018 и 2019 годах
В 2018 году долговая политика была ориентирована на решение таких ключевых задач как поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет Тамбовского района, сдерживание роста расходов на обслуживание муниципального долга, соблюдение показателей и индикаторов, установленных муниципальной программой Тамбовского района "Эффективное управление финансами и оптимизация муниципального долга".
На 01 января 2018 г. объем муниципального долга Тамбовского района составил 28 500 тыс. рублей, или 6,44% к поступившим в 2018 году доходам бюджета Тамбовского района без учета безвозмездных поступлений.
Структура муниципального долга Тамбовского района на 100% состоит из кредитов коммерческих банков.
Долговая политика, проводимая в 2018 году, позволила в существенной степени снизить расходы на обслуживание муниципального долга Тамбовского района - объем расходов на обслуживание муниципального долга Тамбовского района за 2018 год составил 2 545,6 тыс. рублей, или 89,3% к бюджетным ассигнованиям, утвержденным в бюджете Тамбовского района первоначально. Экономия бюджетных средств составила 304,4 тыс. рублей.
Удельный вес расходов на обслуживание муниципального долга составил 0,43% от общего объема расходов местного бюджета за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, при максимальном размере, установленном бюджетным законодательством РФ, в 15%.
Обязательства по коммерческим кредитам исполнены своевременно и в полном объеме, просроченной и не урегулированной задолженности нет.
На 1 января 2019 г. общепринятые показатели долговой устойчивости Тамбовского района находились в пределах безопасных зон.
Задача по обеспечению минимизации стоимости заимствований с учетом условий рынков финансовых услуг - безусловный приоритет долговой политики текущего года.
В истекшем периоде проведен один аукциона на оказание услуг по предоставлению коммерческого кредита.
В связи с неоднократным изменением в текущем году ключевой ставки Центральным банком Российской Федерации в адрес коммерческого банка направлено обращение о снижении цены контрактов в соответствии с положением муниципального контракта.
Тамбовский район выполняет свои долговые обязательства в полном объеме и в строго установленные сроки.
Долговая политика Тамбовского района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов будет направлена на:
обеспечение долговой устойчивости и сбалансированности бюджета Тамбовского района, поддержания объема муниципального долга Тамбовского района и расходов на его обслуживание в пределах, установленных федеральным законодательством, и в соответствии с решением Тамбовского районного Совета народных депутатов о бюджете Тамбовского района на текущий финансовый год и на плановый период;
гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников заемного финансирования в целях обеспечения погашения долговых обязательств;
обеспечение соответствия размера дефицита бюджета Тамбовского района требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации;
обеспечение платежеспособности района.
Цели и принципы долговой политики Тамбовского района
Целью долговой политики Тамбовского района являются:
обеспечение потребности в заемном финансировании;
своевременное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание;
поддержание объема и структуры муниципального долга, исключающих неисполнение долговых обязательств;
обслуживание задолженности при различных обстоятельствах, включая кризисные явления в экономике и на финансовых рынках.
Принципами долговой политики Тамбовского района являются:
соблюдение норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
своевременное и безусловное обслуживание и погашение долговых обязательств Тамбовского района;
обеспечение своевременного учета долговых обязательств и полноты их отражения;
открытость и прозрачность управления муниципальным долгом Тамбовского района.
Основные задачи долговой политики Тамбовского района
В 2020 - 2022 годах долговая политика будет ориентирована на решение, в числе других, таких ключевых задач, как:
обеспечение выполнения Программы оздоровления муниципальных финансов (оптимизации расходов) Тамбовского района на 2017 - 2020 годы, утвержденной распоряжением администрации Тамбовского района от 12.04.2018 N 164-р;
соблюдение показателей и индикаторов, установленных муниципальной программой Тамбовского района "Эффективное управление финансами и оптимизация муниципального долга";
оптимизация платежных графиков по муниципальному долгу Тамбовского района в части недопущения пиков платежей по долговым обязательствам бюджета Тамбовского района;
мониторинг и оценка состояния муниципального долга Тамбовского района, его структуры и динамики в целях оптимизации структуры муниципального долга и стоимости его обслуживания;
организация учета долговых обязательств и операций с долгом, исполнение долговых обязательств в соответствии с платежными графиками;
обеспечение раскрытия информации о муниципальном долге Тамбовского района и проводимой заемной политике.
Основные мероприятия долговой политики Тамбовского района
Фактором, определяющим долговую политику, является оценка долговой устойчивости Тамбовского района. В этой связи в предстоящем периоде планируется продолжить реализацию комплекса мер, направленных на повышение эффективности управления муниципальным долгом Тамбовского района:
принятие новых долговых обязательств исходя из принципа исполнения обязательств своевременно и в полном объеме, а также исходя из результатов исполнения бюджета Тамбовского района;
контроль и оценка рисков, возникающих в сфере долговых обязательств;
обеспечение равномерного распределения долговой нагрузки Тамбовского района по годам;
ограничение на предоставление муниципальных гарантий;
проведение мониторинга финансовых рынков и, в случае благоприятной конъюнктуры, проведение операций по рефинансированию долговых обязательств в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга Тамбовского района;
отбор доступных на финансовом рынке ресурсов с приемлемыми для бюджета Тамбовского района условиями по срочности и стоимости;
использование механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета Тамбовского района;
учет информации о муниципальном долге Тамбовского района, формирование отчетности о муниципальных долговых обязательствах Тамбовского района;
осуществление мониторинга соответствия параметров муниципального долга Тамбовского района ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
размещение информации о муниципальном долге Тамбовского района в электронных средствах массовой информации на основе принципов открытости и прозрачности.
Условия, принимаемые для составления проекта бюджета Тамбовского района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов в части долговых обязательств Тамбовского района
Основными условиями, принимаемыми для составления проекта бюджета Тамбовского района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, в части долговых обязательств Тамбовского района, являются:
обеспечение в 2020 - 2022 годах дефицита бюджета Тамбовского района на уровне не более 10 процентов от суммы доходов бюджета Тамбовского района без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год (с возможным превышением на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Тамбовского района, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета Тамбовского района, в том числе средств Резервного фонда Тамбовской области);
обеспечение объема муниципального долга Тамбовского района на очередной финансовый год и плановый период в размере не превышающем общий объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;
обеспечение годовой суммы платежей в очередном финансовом году и плановом периоде по погашению и обслуживанию муниципального долга Тамбовского района, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года на уровне не более 10 процентов утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов о бюджете Тамбовского района на текущий финансовый год и на плановый период годового объема налоговых, неналоговых доходов местного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
утверждение предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга в объеме не выше 0,5 процентов от суммы расходов бюджета Тамбовского района, за исключением суммы расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из федерального и областного бюджетов;
обеспечение мер, направленных на привлечение в бюджет Тамбовского района кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.
Расходные обязательства Тамбовского района по обслуживанию муниципального долга Тамбовского района определяются на основании заключенных муниципальных контрактов на оказание услуг по предоставлению кредитных средств для финансирования дефицита бюджета Тамбовского района и/или погашения долговых обязательств Тамбовского района.
Основные риски, связанные с реализацией долговой политики Тамбовского района
Важнейшая задача управления муниципальным долгом муниципальных образований Российской Федерации - своевременное выявление, и оценка долговых рисков, а основной "инструмент" - разработка долговой стратегии, позволяющей как обеспечить привлечение необходимых объемов заемных ресурсов, так и сохранить на приемлемом уровне принимаемые риски долгового портфеля.
Осуществляя операции по управлению муниципального долгом, муниципальные образования Российской Федерации сталкиваются с несколькими рисками это:
риск рефинансирования;
процентный риск;
операционный риск.
Риск рефинансирования - отсутствие возможности осуществить на приемлемых условиях новые муниципальные заимствования для своевременного погашения долговых обязательств Тамбовского района. В целях оценки риска рефинансирования необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг конъюнктуры рынка финансовых услуг, сопоставляя складывающиеся на нем тенденции с графиком погашения долговых обязательств Тамбовского района. Способами управления риском рефинансирования являются увеличение доли долгосрочных долговых обязательств Тамбовского района, возникающих из кредитов, привлеченных от кредитных организаций, распределение платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств Тамбовского района во времени в целях недопущения пиковых нагрузок на бюджет; использование различных долговых инструментов.
Процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов местного бюджета на обслуживание муниципального долга вследствие увеличения процентных ставок на финансовых рынках. Оценка риска осуществляется путем анализа стоимости кредитов кредитных организаций при различных сценариях изменения процентных ставок на рынке финансовых услуг, планирования и привлечения новых муниципальных заимствований Тамбовского района путем выбора таких долговых инструментов, для которых данный риск отсутствует либо минимален. Такой механизм позволяет обеспечить снижение расходов местного бюджета на обслуживание муниципального долга и одновременно минимизировать риск рефинансирования.
Операционный риск - вероятность возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат из-за несоответствия лучшим практикам установленных порядков и процедур совершения заемных - долговых операций и других сделок, а также нарушения бюджетного законодательства, иных правил управления муниципальным долгом, включая некомпетентность или ошибки сотрудников, сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем. В целях противодействия возникновению операционного риска необходимо использование правовых актов, положений, регламентов, правил, принятых в сферах управления муниципальным долгом и контроля за осуществляемыми операциями, а также эффективных механизмов отчетности.
При реализации долговой политики также необходимо учитывать риск недостаточного поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет, риск снижения ликвидности рынка финансовых услуг и другие риски, которые прямо или косвенно могут повлиять на характер и направления долговой политики.
Своевременное выявление, контроль и оценка долговых рисков снижают вероятность их наступления и обеспечивают долговую устойчивость района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Тамбовского района Тамбовской области от 24 октября 2019 г. N 1819 "Об утверждении основных направлений долговой политики Тамбовского района Тамбовской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов"
Настоящее постановление вступает в силу с 29 октября 2019 г.
Текст постановления опубликован на "Тамбовском областном портале" (www.top68.ru) 28 октября 2019 г.