Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Совета министров
Республики Крым
от "28" октября 2019 года N 1301-р
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - бюджетная и налоговая политика) подготовлены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 204), Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 117-р, Законом Республики от 09 января 2017 года N 352-ЗРК/2017 "О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года" в целях составления проекта бюджета Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, определения основных подходов к его формированию, общему порядку разработки, определению основных характеристик, а также в целях обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика как составная часть экономической политики Республики Крым определяет стратегию действий Правительства Республики Крым и органов государственной власти Республики Крым в части доходов, расходов и межбюджетных отношений в регионе.
Основные направления бюджетной и налоговой политики сохраняют преемственность задач, определенных на 2019 - 2021 годы, и направлены на укрепление доходной базы консолидированного бюджета Республики Крым, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, обеспечение сбалансированности бюджета, увеличение инвестиций в экономику.
С учетом приоритетов развития на средне и долгосрочный период целью бюджетной и налоговой политики является создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста Республики Крым, повышения качества жизни и благосостояния граждан.
2. Основные задачи и направления бюджетной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Построение гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с формированием государственных программ Республики Крым с учетом интеграции в них национальных и региональных проектов и обеспечивающей реализацию Указа Президента Российской Федерации N 204, является одной из основных задач бюджетной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
В Республике Крым осуществляется реализация мероприятий в рамках 11 национальных проектов (за исключением национального проекта "Наука") и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры, утверждены паспорта 49 региональных проектов.
В рамках реализации региональных проектов необходимо:
- качественное и быстрое принятие управленческих решений Правительством Республики Крым и органами государственной власти Республики Крым;
- обеспечение четкой взаимосвязи между объемами финансирования и конечными результатами региональных проектов;
- анализ рисков по достижению показателей (результатов) региональных проектов;
- своевременное заключение соглашений на финансовое обеспечение мероприятий региональных проектов;
- своевременная и качественная подготовка документации для проведения конкурсных процедур и заключения контрактов.
Эффективное управление государственными финансами является приоритетом бюджетной политики на период 2020 - 2022 годов, что обусловлено задачей по сохранению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы региона.
В рамках дальнейшей работы по этому вопросу предусматриваются следующие меры:
- актуализация и реализация мероприятий программы оздоровления государственных финансов в Республике Крым;
- повышение качества планирования и эффективности реализации государственных программ Республики Крым исходя из ожидаемых результатов, используя проектное управление;
- увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Крым, что в свою очередь приведет к снижению уровня дотационности региона;
- поддержание оптимальных объемов и структуры расходов на реализацию функций и полномочий исполнительных органов государственной власти Республики Крым, стимулирование их к поиску внутренних резервов оптимизации бюджетных расходов, исключение дублирования функций и полномочий;
- проведение оптимизации численности работников бюджетной сферы и органов государственной власти Республики Крым;
- высвобождение недостаточно эффективно используемых ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач в регионе;
- инвентаризация действующих расходных обязательств Республики Крым. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки, наличии правового основания и обеспечения реальными доходными источниками и источниками покрытия дефицита бюджета;
- недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам;
- недопущение по состоянию на 1-е число каждого месяца просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Крым;
- повышение качества подготовки бюджетных решений;
- осуществление мониторинга оценки качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств Республики Крым в соответствии с нормами статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Мониторинг качества финансового менеджмента будет включать мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд;
- использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения задач бюджетной сферы.
Одними из стратегических задач при формировании бюджета на 2020 - 2022 годы являются принятие бездефицитного бюджета Республики Крым и уменьшение бюджетной дотационности региона, сокращение расходов бюджета до уровня расчетных объемов расходных обязательств бюджета Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
Условно утверждаемые расходы в законе Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период составят:
- на первый год планового периода 2,5 процента общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение);
- на второй год планового периода 5 процентов общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение).
При планировании бюджетных расходов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов будет сохранена социальная направленность бюджета Республики Крым с учетом:
- сохранения целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на достигнутом уровне ежегодно с 1 января 2020 года, с 1 января 2021 года и с 1 января 2022 года;
- индексации заработной платы категорий работников бюджетной сферы, которые не попадают под действие Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 1 октября ежегодно;
- оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан с учетом принципа адресности и нуждаемости.
Приоритетным направлением бюджетных расходов остается стимулирование инвестиционной активности и создание современной комфортной инфраструктуры для жителей региона в рамках реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790 (далее - федеральная целевая программа).
В Республике Крым продолжится финансовое обеспечение как ранее начатых (переходящих) работ по объектам федеральной целевой программы, так и на развитие региональной сети и муниципальных сетей автомобильных дорог общего пользования, межпоселковых газопроводов и уличных распределительных сетей, развитие инфраструктуры системы дошкольного, общего и дополнительного образования, создание спортивной инфраструктуры и материально-технической базы для занятий физической культурой и массовым спортом, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала.
В 2020 - 2022 годах продолжится реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности работы с государственным имуществом Республики Крым, с целью укрепления налоговой базы по имущественным налогам и оптимизации расходов на содержание имущества Республики Крым, а именно:
- совершенствование процесса формирования перечня недвижимого имущества, для которого налоговой базой выступает кадастровая стоимость;
- проведение мероприятий по изъятию, продаже или сдаче в аренду в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению государственного имущества Республики Крым, а также по постановке на учет неучтенных объектов Республики Крым, выявленных после проведения сплошной инвентаризации;
- проведение приватизации государственного имущества Республики Крым в соответствии с прогнозным планом мероприятий.
От качества оказания государственных услуг зависит оценка инвестиционной привлекательности региона и эффективности деятельности органов государственной власти Республики Крым.
В целях повышения качества оказания государственных услуг необходимыми мероприятиями являются:
- обеспечение максимальной доступности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом;
- привлечение к оказанию государственных услуг в социальной сфере негосударственных организаций;
- актуализация регионального перечня государственных услуг в целях качественного формирования государственного задания;
- повышение ответственности должностных лиц исполнительных органов государственной власти Республики Крым за нарушение порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания и руководителей государственных учреждений Республики Крым за невыполнение государственного задания.
Бюджетная политика в 2020 - 2022 годы будет направлена на дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений как стимула для более эффективного использования бюджетных средств в муниципальных образованиях Республики Крым, укрепления экономической основы органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
Основными задачами в рамках совершенствования межбюджетных отношений являются:
- обеспечение распределения субсидий муниципальным образованиям Республики Крым законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период с учетом нераспределенного объема субсидий в размере не более 5 процентов общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода, и не более 10 процентов общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на второй год планового периода в соответствии с нормами статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- при предоставлении субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Крым установление предельного уровня софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Республики Крым;
- заключение соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Республики Крым с муниципальными образованиями Республики Крым, получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и (или) доходов по заменяющим указанные дотации дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц;
- предоставление субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Крым в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета;
- установление предельных сроков заключения соглашений главными распорядителями бюджетных средств Республики Крым с муниципальными образованиями Республики Крым о предоставлении субсидий в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Республики Крым;
- укрепление финансовой дисциплины муниципальных образований Республики Крым, применение мер административной и финансовой ответственности в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- осуществление ежегодного мониторинга оценки качества управления финансами в муниципальных образованиях Республики Крым.
Введение Бюджетным кодексом Российской Федерации с 2020 года новых форм межбюджетных трансфертов - "горизонтальные субсидии" на региональном и муниципальном уровне дает возможность рационально использовать новый инструмент, например, для финансирования трансграничных инфраструктурных проектов, сокращения вложения федеральных средств.
Одним из ключевых элементов, необходимых для повышения эффективности использования бюджетных средств и качества управления региональными финансами, является организация и осуществление финансового менеджмента и внутреннего финансового аудита в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральными стандартами, устанавливаемыми Министерством финансов Российской Федерации.
Проведение внутреннего финансового аудита главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств Республики Крым приведёт к достижению следующих целей:
- минимизации бюджетных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, операций;
- существенному снижению числа нарушений и ошибок, а также устранению причин и условий их возникновения, что в свою очередь приведет к снижению вероятности наложения санкций и предписаний органами государственного финансового контроля;
- достоверной и своевременной бухгалтерской (финансовой) отчётности;
- достижению целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
- обеспечению сохранности и эффективности использования государственного имущества;
- предупреждению неправомерных действий должностных лиц.
В Республике Крым создана целостная информационная система бюджетного и бухгалтерского учета - Региональный электронный бюджет Республики Крым, базирующийся на единстве нормативно-справочной информации и принципов учета и отчетности. При информационном обмене между подсистемами реализована безошибочная идентификация и аутентификация элементов данных. Внедрение Web-компонентов на всех уровнях бюджетной системы Республики Крым позволяет обеспечить сопоставимость показателей местных бюджетов и автоматическое формирование консолидированного бюджета Республики Крым.
Перспективой развития Регионального электронного бюджета Республики Крым является переход к концепции "Цифрового региона", который позволит объединить в единое информационное пространство не только системы финансового учета Министерства финансов Республики Крым, но и другие информационные системы органов государственной власти Республики Крым, которые сейчас работают автономно.
В рамках развития "Цифрового региона" в Республике Крым планируется внедрение следующих направлений:
- мониторинг исполнения национальных проектов;
- финансовый бюджетный контроль;
- повышение функциональной эффективности расходов в сфере государственных и муниципальных закупок;
- анализ экономической деятельности государственных (муниципальных) унитарных предприятий Республики Крым;
- автоматизация процессов взаимодействия учредителей с подведомственными учреждениями (учет соглашений, формирование ПФХД).
Открытость бюджетного процесса и вовлечение в него институтов гражданского общества способствуют повышению эффективности управления государственными финансами, обеспечению общественного контроля в проводимой бюджетной политике.
В Республике Крым для достижения максимальной открытости и прозрачности бюджета необходимо продолжать реализацию следующих мероприятий:
- проведение публичных слушаний по проекту бюджета Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период и годовому отчету об исполнении бюджета Республики Крым;
- размещение информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации органами государственной власти Республики Крым и муниципальными образованиями Республики Крым;
- информационное сопровождение и дальнейшее совершенствование информационной системы управления общественными финансами Портал "Открытый бюджет Республики Крым" (далее - Портал), который служит единой платформой для раскрытия информации о бюджетном законодательстве, бюджетной системе и бюджетах всех уровней в различных срезах и для различных целевых групп, информации о принятии и реализации государственных программ Республики Крым, социально значимых проектов. Аналитическая подсистема Портала позволяет представлять информацию из различных источников в форме инфографики, диаграмм, таблиц, картограмм, а также публиковать ее в приложении для мобильных устройств "iMonitoring";
- размещение государственными казенными, бюджетными и автономными учреждениями Республики Крым информации о государственных учреждениях на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.bus.gov.ru);
- публикация "Бюджета для граждан" (в виде брошюры и электронной версии);
- проведение ежегодного открытого публичного конкурса проектов по представлению "Бюджета для граждан" среди физических и юридических лиц, органов государственной власти Республики Крым, муниципальных образований Республики Крым, а также обеспечение участия победителей регионального конкурса во Всероссийском конкурсе проектов "Бюджет для граждан".
В рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р, будет продолжена работа по повышению финансовой грамотности населения Республики Крым.
В 2020 - 2022 годах необходимо обеспечить реализацию следующих задач:
- проведение мероприятий по информированию населения о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;
- повышение охвата и качества финансового образования;
- создание кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности на региональном уровне;
- участие в ежегодно проводимой Всероссийской неделе финансовой грамотности для детей и молодежи.
В 2019 году начался активный процесс по развитию инициативного бюджетирования в Республике Крым - инструмента широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности посредством реализации инициативных проектов граждан. Для реализации инициативного бюджетирования проводится процедура формирования законодательной и нормативно-правовой базы.
География муниципальных образований Республики Крым - участников конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования должна включить в 2020 году территорию городских и сельских поселений Республики Крым.
В качестве пилотной типологии проектов, участвующих в конкурсном отборе проектов инициативного бюджетирования в Республике Крым, определены три направления:
1) строительство и установка спортивных и детских площадок;
2) объекты уличного освещения;
3) благоустройство и озеленение территорий, прилегающих к памятникам воинской славы.
Развитие компетенций участников инициативного бюджетирования (глав и работников администраций муниципальных образований Республики Крым, инициативных групп граждан, участников некоммерческих организаций) путем проведения образовательных мероприятий, информационно-разъяснительной работы с населением является одной из основных задач по внедрению инициативного бюджетирования в регионе.
3. Основные направления налоговой политики Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Основными целями налоговой политики Республики Крым на 2020 - 2022 годы является сохранение устойчивого роста доходов бюджета Республики Крым для обеспечения его сбалансированности, определенность условий ведения бизнеса и создание условий для инвестиционной привлекательности региона.
Основными направлениями налоговой политики Республики Крым на 2020 - 2022 годы являются:
1. Совершенствование сферы правового регулирования вопросов взимания налоговых доходов:
- предоставление с 1 января 2020 года инвестиционного налогового вычета в отношении расходов плательщиков налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Республики Крым:
а) применительно к объектам основных средств, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территории Республики Крым, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство;
б) в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, на формирование целевого капитала в целях поддержки таких учреждений.
- отмена с 1 января 2021 года применения системы налогообложения в виде ЕНВД в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
- изменение в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2022 года ставки по патентной системе налогообложения с 4% до 6%;
- установление единой даты начала применения на территории Республики Крым порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения;
- установление единого порядка определения базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении коммерческой недвижимости.
2. Расширение налоговой базы бюджетов:
- повышение ставки налога на имущество организаций с 1 до 1,5 процента;
- введение на территории Республики Крым налога на профессиональный доход для самозанятых граждан после внесения изменений в Федеральный закон от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" в части распространения эксперимента для всех субъектов Российской Федерации;
- содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости.
3. Укрепление и развитие налогового потенциала Республики Крым:
- мониторинг налоговых поступлений в консолидированный бюджет от деятельности крупных налогоплательщиков;
- совершенствование механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Крым в части качественного администрирования доходных источников бюджетов и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, сокращения недоимки;
- проведение работы по исполнению Программы оздоровления государственных финансов Республики Крым на 2018 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Совета министров Республики Крым от 28 сентября 2018 года N 1157-р.
4. Повышение эффективности предоставляемых налоговых льгот:
- формирование и ведение перечня налоговых льгот (налоговых расходов) Республики Крым;
- проведение ежегодной оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), установленных на территории Республики Крым, в соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации;
- утверждение плана по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), установленных в Республике Крым, в случае их выявления.
Заместитель Председателя |
Л. Опанасюк |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Совета министров Республики Крым от 28 октября 2019 г. N 1301-р "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.