Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением Правительства
Алтайского края
от 29.10.2019 г. N 423
Государственная программа
Алтайского края "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"
Паспорт
государственной программы Алтайского края "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"
Ответственный исполнитель программы |
Министерство финансов Алтайского края |
Участники программы |
органы исполнительной власти Алтайского края, органы местного самоуправления (по согласованию), КАУ "Алтайский центр финансовых исследований" |
Подпрограммы программы |
подпрограмма 1 "Обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края"; подпрограмма 2 "Поддержание и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края"; подпрограмма 3 "Повышение качества управления муниципальными финансами" |
Цели программы |
обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края и эффективного управления региональными и муниципальными финансами |
Задачи программы |
создание условий для обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края и эффективного управления региональными финансами; создание условий для поддержания и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края; создание условий для повышения качества управления муниципальными финансами |
Индикаторы и показатели программы |
темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края (нарастающим итогом к уровню 2020 года); доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета Алтайского края; темп роста критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов (нарастающим итогом к уровню 2020 года); доля муниципальных районов, городских округов с высоким качеством управления муниципальными финансами; доля муниципальных районов, городских округов Алтайского края, в которых дефицит бюджета, предельный объем муниципального долга, объем расходов на обслуживание муниципального долга превышают уровень, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации |
Сроки и этапы реализации программы |
2020-2024 годы |
Объемы финансирования программы |
общий объем финансирования за счет всех источников составляет 9664402,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 3350875,8 тыс. рублей; 2021 год - 1578381,7 тыс. рублей; 2022 год - 1578381,7 тыс. рублей;, 2023 год - 1578381,7 тыс. рублей; 2024 год - 1578381,7 тыс. рублей. За счет средств федерального бюджета - 460566,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 90686,0 тыс. рублей; 2021 год - 92470,0 тыс. рублей; 2022 год - 92470,0 тыс. рублей; 2023 год - 92470,0 тыс. рублей; 2024 год - 92470,0 тыс. рублей. За счет средств краевого бюджета - 9060836,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 31891.89,8 тыс. рублей; 2021 год - 1467911,7 тыс. рублей; 2022 год - 1467911,7 тыс. рублей; 2023 год - 1467911,7 тыс. рублей; 2024 год - 1467911,7 тыс. рублей. За счет средств местных бюджетов - 112000.0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 64000,0 тыс. рублей; 2021 год - 12000,0 тыс. рублей; 2022 год - 12000,0 тыс. рублей; 2023 год - 12000,0 тыс. рублей; 2024 год - 12000,0 тыс. рублей. За счет внебюджетных источников 31000.0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 7000,0 тыс. рублей; 2021 год - 6000,0 тыс. рублей; 2022 год - 6000,0 тыс. рублей; 2023 год - 6000,0 тыс. рублей; 2024 год - 6000,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края (нарастающим итогом к уровню 2020 года) до 106,7 процента; снижение доли просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета Алтайского края до 0,36 процента; рост критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов (нарастающим итогом к уровню 2020 года) до 102,5 процента; рост доли муниципальных районов, городских округов с высоким качеством управления муниципальными финансами до 45 процентов; отсутствие муниципальных районов, городских округов Алтайского края, в которых дефицит бюджета, предельный объем муниципального долга, объем расходов на обслуживание муниципального долга превышают уровень, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации. |
I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Настоящая государственная программа разработана для решения задач в сфере управления региональными и муниципальными финансами в целях обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края, является логическим продолжением государственной программы "Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае" и сохраняет преемственность ее целей и задач.
В рамках реализации подпрограммы 1 государственной программы "Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае" поддержка муниципальных образований, в том числе стимулирование повышения доходной базы и обеспечения устойчивости местных бюджетов являлись приоритетными направлениями.
С 2014 по 2019 год доходы муниципальных образований края имеют положительную динамику. Темп роста прогноза налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в 2019 году к фактическому уровню 2014 года составляет по предварительным оценкам 114%.
Количество муниципальных образований, бюджеты которых исполнены с профицитом, в 2018 году составило 328 (46% от общего количества муниципальных образований), а исполненных с дефицитом - 391 (54% от общего количества муниципальных образований).
Несмотря на то, что соотношение профицитных и дефицитных бюджетов соответствует уровню 2014 года, изменилось их качественное наполнение. Объем суммарного профицита по местным бюджетам в 2018 году составил 297 млн. рублей и увеличился к уровню 2014 года на 26%, объем суммарного дефицита по местным бюджетам ежегодно снижался, в 2018 году он составил 292 млн. рублей и сократился к уровню 2014 года в 3,8 раза (в 2014 году суммарный объем дефицитов местных бюджетов составлял 1082 млн. рублей).
Для Алтайского края характерна значительная дифференциация муниципалитетов по уровню бюджетной обеспеченности, исторически обусловленная сложившимся разветвленным административно-территориальным делением. По количеству муниципальных образований Алтайский край занимает 4 место в России (на 01.01.2019 - 719 муниципальных образований, в том числе 59 муниципальных районов, 10 городских округов, 7 городских и 643 сельских поселений) (по данным Росстата), уступая лишь республикам Татарстан, Башкортостан и Дагестан. По количеству муниципальных районов и городских округов - 2 место в России (после Свердловской области). Сложившееся административно-территориальное деление региона усложняет задачу выравнивания бюджетной обеспеченности входящих в его состав муниципалитетов.
В 2014-2019 годах реализованы меры по поэтапному повышению бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов за счет:
роста налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов (114% к уровню 2014 года);
увеличения объема предоставляемой финансовой помощи в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов в 1,5 раза (с 1 млрд. рублей в 2014 году до 1,5 млрд. рублей в 2019 году).
Это позволило обеспечить рост критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности на 122 процента к уровню 2014 года (с 4748,9 рубля до 5797 рублей на жителя), сократить разрыв между максимальным и минимальным уровнем бюджетной обеспеченности с 4,0 до 1,9 раза (в 2014 году разрыв до и после выравнивания составлял 4,4 и 2,5 раза соответственно).
Кроме того, в 2018 году внесены изменения в методику выравнивания бюджетной обеспеченности, утвержденную законом Алтайского края от 03.11.2005 N 90-ЗС, в целях более объективного учета факторов, оказывающих влияние на стоимость предоставляемых муниципальных услуг в расчете на одного потребителя.
В течение ряда лет проводилась работа по снижению кредиторской задолженности муниципальных образований и объема муниципального долга. Ежегодно из краевого бюджета выделяется финансовая помощь местным бюджетам на выполнение местных полномочий.
В 2017 году было принято решение о выделении субсидии местным бюджетам в размере 2,7 млрд. рублей на софинансирование части расходных обязательств по вопросам местного значения, основной целью которой было сокращение муниципального долга и погашение просроченной кредиторской задолженности, а также софинансирование отдельных расходных обязательств местных бюджетов, в основном по выплате заработной платы с начислениями.
Объем кредиторской задолженности на 1 января 2019 года составил 0,4 млрд. рублей и снизился к уровню 2014 года в 2 раза.
Объем муниципального долга сократился более чем на 1 млрд. рублей за счет полного погашения банковских кредитов (его размер на 1 января 2018 года составил 1,4 млрд. рублей) и значительного сокращения расходов на обслуживание муниципального долга. В 2016 году они составили 185 млн. рублей, в 2017 году - 111 млн. рублей, в 2018 году - 1,4 млн. рублей. Это позволило высвободившиеся средства направлять на текущие расходы муниципальных образований.
В 2017-2018 годах проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам 39 муниципальных образований, это способствовало созданию условий для долговой устойчивости местных бюджетов. Реструктуризация осуществлялась путем предоставления переноса срока погашения задолженности по основному долгу в общем объеме 594 млн. рублей на 2019-2025 годы с возможностью ее досрочного погашения.
Кроме того, на постоянной основе осуществляется поддержка местных бюджетов за счет:
стимулирования органов местного самоуправления к наращиванию собственной доходной базы посредством ежегодного предоставления из краевого бюджета дотации на сбалансированность;
поощрения органов местного самоуправления к повышению эффективности их деятельности путем осуществления ежегодной оценки их деятельности и выделения грантов за достижение наилучших значений;
поддержки инициативного бюджетирования.
В рамках реализации подпрограммы 2 государственной программы "Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае" в 2014-2019 годах достигнуты следующие результаты:
осуществлен переход к долгосрочному бюджетному планированию; внедрен программно-целевой метод формирования расходов краевого бюджета путем разработки и утверждения региональных государственных программ. В 2019 году в крае действует 33 государственных программы Алтайского края. Удельный вес программных расходов краевого бюджета на 2019 год составил 89 процентов и увеличился к уровню 2014 года на 13 процентных пунктов;
в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, обеспечения оптимизации бюджетных расходов проведены мероприятия по реструктуризации бюджетной сети. Распоряжением Правительства Алтайского края от 17.07.2018 N 208-р утверждена Программа мероприятий по росту доходного потенциала и оптимизации расходов консолидированного бюджета Алтайского края на 2018-2020 годы, в которой учтены меры, предложенные на федеральном уровне. Всем бюджетным и автономным учреждениям доведены государственные задания, сформированы планы финансово-хозяйственной деятельности, осуществляется контроль за их выполнением. На сайте bus.gov.ru отражаются данные об этих учреждениях;
проведены мероприятия по повышению качества и объективности планирования бюджетных ассигнований; отказу от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками; обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджетной системы края; исполнению действующих расходных обязательств и выполнению задач, определенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. По итогам мониторинга и оценки качества управления региональными финансами, порядок проведения которого утвержден приказом Минфина России от 03.10.2010 N 552, Алтайский край стабильно входит в группу регионов с I степенью качества управления региональными финансами, а также относится к субъектам, осуществляющим лучшую практику по повышению прозрачности и открытости бюджета;
в рамках развития информационно-аналитических систем управления финансами: модернизировано оборудование, обрабатывающее данные при исполнении бюджетов; в целях построения единой системы управления бюджетным процессом, автоматизации исполнения бюджетов муниципальных районов и городских округов Алтайского края внедрена государственная информационная система "Финансы"; построена защищенная информационная сеть передачи данных, объединяющая Министерство финансов Алтайского края, главных распорядителей бюджетных средств и финансовые органы муниципальных районов и городских округов; внедрена новая система сбора и консолидации отчетности, предоставляющая через Интернет доступ каждому публично-правовому образованию Алтайского края, главным распорядителям бюджетных средств, учреждениям; внедрена информационная система финансово-экономического анализа, позволяющая использовать накопленные данные для аналитики и графического представления;
обеспечено поддержание высоких рейтинговых позиций Алтайского края. В результате системной работы по укреплению бюджета, внедрению современных принципов финансового менеджмента, стабильного высокого качества управления региональными финансами международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в мае 2019 года повысило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента Алтайского края в иностранной и национальной валюте с уровня "ВВ+" до "ВВВ-". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "Стабильный". Первоначальный кредитный рейтинг Алтайскому краю был присвоен в 2008 году на уровне "ВВ". До этого рейтинговые позиции края повышались в 2009 году ("ВВ") и в 2012 году ("ВВ+").
Вместе с тем остается ряд проблем, повышающих риски несбалансированности бюджетной системы края:
ограниченность бюджетных средств. Несмотря на стабильное функционирование бюджетной системы, Алтайский край относится к числу регионов с ограниченными финансовыми возможностями. Специфика Алтайского края как аграрного региона заключается в высокой зависимости сельскохозяйственной отрасли от экономической конъюнктуры и природных катаклизмов, неравномерности размещения налоговой базы в регионе;
высокая дифференциация муниципальных образований края по уровню социально-экономического развития вследствие исторически сложившейся разветвленной структуры муниципальных образований и, как следствие, высокий разрыв в их бюджетной обеспеченности;
низкое качество управления муниципальными финансами. Несмотря на позитивные результаты исполнения консолидированных бюджетов муниципальных образований, достигнутые в 2014-2019 годах, в некоторых из них сохраняется низкая финансовая дисциплина, отмечается низкое качество осуществляемой бюджетной политики! По итогам мониторинга соблюдения муниципальными образованиями края требований бюджетного законодательства и оценки качества управления муниципальными финансами, ежегодно проводимым Министерством финансов Алтайского края, в 48% муниципальных районов и городских округов от их общего количества в 2018 году установлено низкое или неудовлетворительное качество управления муниципальными финансами (в 2014 году - в 86%).
Указанные факторы требуют поиска мер, направленных на повышение стабильности бюджетной системы края, а также механизмов и инструментов повышения эффективности управления региональными и муниципальными финансами Алтайского края.
Особенности сферы реализации государственной программы, условия ее реализации и имеющиеся проблемы определяют цели, задачи, структуру и состав мероприятий государственной программы.
II. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации
1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы определены в следующих стратегических документах Российской Федерации и Алтайского края:
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р;
Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденная законом Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС;
бюджетный прогноз Алтайского края, утвержденный постановлением Правительства Алтайского края от 16.02.2017 N 53;
программа мероприятий по росту доходного потенциала и оптимизации расходов консолидированного бюджета Алтайского края на 2019-2024 годы, утвержденная распоряжением Правительства Алтайского края от 23.08.2019 N 321-р;
основные направления бюджетной и налоговой политики, разрабатываемые в составе материалов к проекту краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии с указанными документами приоритетами региональной политики в сфере реализации государственной программы являются создание условий для стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края и эффективного управления региональными и муниципальными финансами.
2. Цели и задачи государственной программы
Цель государственной программы - создание условий для обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края и эффективного управления региональными и муниципальными финансами.
Достижение цели государственной программы будет осуществляться посредством решения следующих задач:
создание условий для обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края и эффективного управления региональными финансами;
создание условий для поддержания и стимулирования устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края;
создание условий для повышения качества управления муниципальными финансами.
Каждой из указанных задач соответствует отдельная подпрограмма. Первой задаче соответствует подпрограмма 1 "Обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края". Обобщенными ожидаемыми результатами реализации подпрограммы 1 являются минимизация рисков разбалансированности бюджетной системы, обеспечения поступления доходов в консолидированный бюджет края, создание условий для эффективного расходования бюджетных средств и ответственного управления региональными финансами.
Второй задаче соответствует подпрограмма 2 "Поддержание и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края". Обобщенными ожидаемыми результатами реализации подпрограммы 2 являются снижение дифференциации муниципальных образований Алтайского края по уровню бюджетной обеспеченности, создание условий для устойчивого исполнения местных бюджетов, развитие инициативного бюджетирования.
Третьей задаче соответствует подпрограмма 3 "Повышение качества управления муниципальными финансами". Обобщенными ожидаемыми результатами реализации подпрограммы 3 являются повышение эффективности управления муниципальными финансами.
3. Конечные результаты реализации государственной программы
Основными результатами реализации программы будут являться:
рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края (нарастающим итогом к уровню 2020 года) до 106,7 процента;
снижение доли просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета Алтайского края до 0,36 процента;
рост критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов (нарастающим итогом к уровню 2020 года) до 102,5 процента;
рост доли муниципальных районов, городских округов с высоким качеством управления муниципальными финансами до 45 процентов;
отсутствие муниципальных районов, городских округов Алтайского края, в которых дефицит бюджета, предельный объем муниципального долга, объем расходов на обслуживание муниципального долга превышают уровень, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Сведения об индикаторах государственной программы (показателях подпрограмм) и их значениях приведены в таблице 1 государственной программы.
4. Сроки и этапы реализации государственной программы
Государственная программа Алтайского края "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" реализуется с 2020 по 2024 год.
III. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы
Достижение целей и решение задач государственной программы обеспечивается реализацией основных мероприятий, сгруппированных по трем подпрограммам (таблица 2 государственной программы).
Мероприятия подпрограммы 1 "Обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края"
В соответствии с задачей "Планирование доходов и содействие в обеспечении поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Алтайского края" подпрограммы 1 реализуются следующие мероприятия:
1.1.1. Осуществление мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Алтайского края.
В целях мобилизации доходов бюджетов в рамках реализации программы мероприятий по росту доходного потенциала и оптимизации расходов консолидированного бюджета Алтайского края на 2019-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Алтайского края от 23.08.2019 N 321-р, определен перечень мероприятий, органы, ответственные за их реализацию, сроки реализации. Министерство финансов Алтайского края ежеквартально осуществляет мониторинг реализации мероприятий программы, подготавливает сводный отчет и направляет в Правительство Алтайского края.
Один из инструментов государственной поддержки физических и юридических лиц - предоставление льгот и преференций по налогам, сборам и иным платежам в бюджет Алтайского края, являющихся по своей сути налоговыми расходами, требующими отдельного учета и оценки эффективности их предоставления.
В целях формирования комплексной системы управления налоговыми расходами в соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р, в рамках указанного мероприятия планируется:
формирование перечня налоговых расходов и проведение оценки их объемов и эффективности и целесообразности;
учет результатов оценки эффективности налоговых расходов при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период.
1.1.2. Анализ состояния задолженности по платежам в консолидированный бюджет Алтайского края.
В рамках указанного мероприятия осуществляется анализ динамики поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края, мониторинг недоимки по региональным и местным налогам, налогам по специальным налоговым режимам, зачисляемым в консолидированный бюджет края. Совместно с федеральными и краевыми органами государственной власти проводится работа с налогоплательщиками, имеющими задолженность по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты.
В соответствии с задачей "Создание условий для финансового обеспечения задач и функций государства и повышения эффективного расходования бюджетных средств" подпрограммы 1 реализуются следующие мероприятия:
1.2.1. Формирование и реализация региональной бюджетной политики на среднесрочный и долгосрочный периоды.
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 закона Алтайского края от 3 апреля 2015 года N 30-ЗС "О стратегическом планировании в Алтайском крае", в целях осуществления долгосрочного бюджетного планирования в Алтайском крае, обеспечения стабильности и предсказуемости развития бюджетной системы края разрабатывается и утверждается бюджетный прогноз. Бюджетный прогноз направлен на определение согласованной политики по поддержанию сбалансированности консолидированного бюджета Алтайского края в долгосрочной перспективе, определяет основные параметры консолидированного бюджета края на долгосрочный период, а также предельные объемы расходов бюджета края на финансовое обеспечение государственных программ края на период их реализации.
В соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета является важнейшей предпосылкой для сохранения макроэкономического развития, обеспечения реализации стратегических задач. В текущих условиях актуальность долгосрочных ориентиров приобретает особое значение. Ключевой целью разработки бюджетного прогноза является оценка наиболее вероятных тенденций состояния бюджета Алтайского края, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить стабильное функционирование бюджетной системы региона.
Бюджетный прогноз должен стать инструментом, обеспечивающим решение следующих задач:
обеспечение предсказуемости параметров бюджетной системы края;
профилактика бюджетных рисков;
оценка потенциальных объемов долгосрочных параметров финансового обеспечения отдельных направлений расходования бюджетных средств, в том числе государственных программ.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Алтайского края также определяют вектор бюджетного планирования на среднесрочную перспективу и, как и бюджетный прогноз, содержат основные параметры краевого бюджета на трехлетний период и предельные объемы расходов краевого бюджета на финансовое обеспечение программных и непрограммных мероприятий.
1.2.2. Обеспечение процесса бюджетного планирования посредством формирования проекта краевого бюджета и внесения в него изменений.
Основная задача в рамках указанного мероприятия - обеспечить своевременную и качественную подготовку проекта закона о краевом бюджете, в том числе за счет:
своевременного внесения изменений (при необходимости) в закон Алтайского края "О бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае" от 03.09.2007 N 75-ЗС, иные законы Алтайского края в целях приведения в соответствие с изменяющимся бюджетным законодательством и создания условий для принятия закона о краевом бюджете;
своевременной разработки и утверждения бюджетной классификации на региональном уровне;
инвентаризации расходных обязательств и ведения реестра расходных обязательств в целях определения объема финансовых ресурсов, необходимых для их обеспечения;
своевременного внесения изменений в закон о краевом бюджете в целях обеспечения реализации программных мероприятий, в том числе за счет средств федерального бюджета.
1.2.3. Создание условий для эффективного расходования средств краевого бюджета.
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является использование программно-целевых принципов ее организации. В настоящее время сформирована и совершенствуется нормативно-правовая база по вопросам формирования и реализации государственных программ, а структура расходов краевого бюджета соответствует структуре государственных программ Алтайского края.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Администрации края от 23.09.2013 N 502 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Алтайского края" утвержден соответствующий порядок работы с государственными программами в крае. Состав включаемых в государственную программу подпрограмм и планируемые результаты их выполнения определяются государственной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение утверждаются законом о краевом бюджете. В 2019 году актуализирован перечень государственных программ Алтайского края.
В рамках применения программно-целевого планирования осуществляется оценка деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, являющихся государственными заказчиками программ (субъектами бюджетного планирования), определяется эффективность их реализации, по результатам которой принимается решение о продлении сроков реализации, а также о прекращении реализации отдельных мероприятий либо государственной программы в целом.
Дальнейшие меры по совершенствованию системы государственных программ в соответствии с требованиями Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р, направлены на увязку параметров государственных программ Алтайского края с национальными целями и стратегическими задачами, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Внедрение в систему управления региональными финансами обзоров бюджетных расходов является дополнительным инструментом, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.
Это потребует разработки соответствующей нормативной базы, определения ответственных органов государственной власти региона за проведение обзора и целевых значений оптимизации бюджетных расходов по результатам проведения обзора.
Выявленные неэффективно используемые ресурсы предполагается перенаправлять на решение приоритетных задач:
В соответствии с задачей "Создание условий для эффективного управления государственным долгом" подпрограммы 1 реализуется следующее мероприятие:
1.3.1. Осуществление взвешенной долговой политики и поддержание кредитного рейтинга Алтайского края.
В целях поддержания высокого качества управления региональными финансами, присвоенного Министерством финансов Российской Федерации, актуальной задачей остается осуществление взвешенной долговой политики, а также поддержание кредитного рейтинга Алтайского края посредством работы с международными (национальными) рейтинговыми агентствами.
Основные направления долговой политики Алтайского края, сориентированные на оптимизацию и сокращение объема государственного долга края, позволяют обеспечить выполнение обязательств Алтайского края, установленных условиями дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении краю из федерального бюджета бюджетных кредитов, в рамках проведенной в декабре 2017 года реструктуризации указанных обязательств.
В соответствии с условиями реструктуризации в 2020-2024 годах:
дефицит краевого бюджета, не должен превышать 10 процентов от суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;
доля общего объема государственного долга Алтайского края не должна превышать 7 процентов суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год.
Контроль за соблюдением предельных значений дефицита краевого бюджета, объема государственного долга и объема расходов на его обслуживание исключает возможность нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части соблюдения установленных пороговых значений.
Министерством финансов Алтайского края также проводится анализ долговой нагрузки муниципальных образований, разрабатываются рекомендации органам местного самоуправления, направленные на снижение объема муниципального долга, включающие обязательное принятие мер по оздоровлению бюджетного сектора и сбалансированности исполнения бюджетов.
В соответствии с задачей "Создание условий для развития информационной инфраструктуры управления государственными и муниципальными финансами" подпрограммы 1 реализуется следующее мероприятие:
1.4.1. Развитие информационной инфраструктуры управления государственными и муниципальными финансами.
В Алтайском крае около 3 тысяч органов государственной власти, органов местного управления и подведомственных им учреждений. Задачей органов, организующих исполнение бюджетов, является в том числе обеспечение своевременного прохождения финансовых расчетов, соблюдение предусмотренных законодательством правил и процедур. Решение обозначенной задачи невозможно без применения современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих организовать планирование и сбор отчетности.
Дальнейшими шагами по цифровизации управления бюджетным процессом станут:
проведение мероприятий, направленных на повышение скорости обработки данных и обеспечения бесперебойности сервисов;
ведение юридически значимого электронного документооборота; предоставление вычислительных мощностей и программных сервисов главным распорядителям бюджетных средств для организации "сквозного" исполнения бюджета;
совершенствование аналитических модулей;
поддержание имеющихся технических средств в современном состоянии; обеспечение безопасности данных, обрабатываемых в государственной информационной системе "Финансы";
осуществление адаптации информационных систем к изменениям бюджетного законодательства;
иные мероприятия, позволяющие обеспечить единство бюджетного процесса, а также его удобство и оперативность.
Мероприятия подпрограммы 1 реализуются с 2020 по 2024 год Министерством финансов Алтайского края. Участниками реализации мероприятия 1.1.1 также являются органы исполнительной власти Алтайского края, 1.3.1., 1.4.1 - КАУ "Алтайский центр финансовых исследований".
Мероприятия подпрограммы 2 "Поддержание и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края"
В соответствии с задачей "Сокращение дифференциации муниципальных образований по уровню бюджетной обеспеченности" подпрограммы 2 реализуется следующее мероприятие:
1.1.1. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Алтайского края.
Указанное мероприятие направлено на создание условий для обеспечения равных финансовых возможностей оказания гражданам Алтайского края муниципальных услуг за счет обеспечения минимально гарантированного уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований края. Инструментом реализации мероприятия является предоставление из краевого бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Алтайского края.
Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований края осуществляется с соблюдением требований бюджетного законодательства, в соответствии с едиными формализованными методиками, утвержденными законами Алтайского края от 03.11.2005 N 89-ЗС, от 03.11.2005 N 90-ЗС.
Расчет распределения указанных дотаций производится на основе официальной статистической и иной информации, представляемой Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, Министерством транспорта Алтайского края, Министерством промышленности и энергетики Алтайского края, управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
В целях обеспечения открытости и прозрачности распределения бюджетных средств исходные данные для расчета дотации ежегодно доводятся до муниципальных образований для согласования.
В соответствии с задачей "Обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований" подпрограммы 2 реализуются следующие мероприятия:
1.2.1. Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Алтайского края.
Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов осуществляется в соответствии с Порядком распределения межбюджетных трансфертов, предоставляемых из краевого бюджета в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов, городских округов и прочих дотаций, утвержденным постановлением Администрации края от 29.06.2012 N 347, и утверждается распоряжениями Правительства Алтайского края.
Дотации в рамках указанного мероприятия предоставляются:
в целях стимулирования органов местного самоуправления к повышению эффективности и результативности деятельности;
для финансового обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований при недостатке собственных доходов.
В целях стимулирования органов местного самоуправления к повышению эффективности и результативности деятельности, а также выявления муниципальных образований, нуждающихся в финансовой поддержке из краевого бюджета, Министерством финансов Алтайского края систематически проводится мониторинг исполнения местных бюджетов в части зачисления доходов, осуществления выплат по заработной плате работникам муниципальных учреждений, иным социально значимым и приоритетным расходам.
1.2.2. Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов ЗАТО.
С 2006 года бюджеты ЗАТО включены в единую систему бюджетов субъектов Российской Федерации с распространением на них механизмов межбюджетного регулирования, предусмотренных для муниципальных образований, имеющих статус городского округа.
В целях обеспечения создания условий для устойчивого исполнения бюджетов ЗАТО осуществляются следующие меры:
распределение межбюджетных трансфертов за счет средств краевого бюджета без учета межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Алтайского края для предоставления бюджету ЗАТО Сибирский;
своевременное перечисление дотаций, поступающих из федерального бюджета, бюджету городского округа ЗАТО Сибирский.
1.2.3. Предоставление субсидий муниципальным районам, городским округам на софинансирование части расходов местных бюджетов по оплате труда работников муниципальных учреждений.
Указанное мероприятие направлено на обеспечение сбалансированности местных бюджетов в части исполнения расходных обязательств муниципальных образований по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений.
Для реализации данного мероприятия в краевом бюджете предусматривается выделение субсидий на указанные цели. Порядок предоставления из краевого бюджета субсидий на софинансирование части расходов местных бюджетов по оплате труда работников муниципальных учреждений, в том числе условия предоставления субсидий и методика расчета субсидий, представлены в приложении 2 к государственной программе.
1.2.4. Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В рамках указанного мероприятия в краевом бюджете ежегодно предусматриваются межбюджетные трансферты на компенсацию дополнительных расходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также на осуществление социально значимых инициатив, обеспечение функционирования органов местного самоуправления.
1.2.5. Предоставление дополнительной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований Алтайского края.
Данное мероприятие осуществляется в соответствии со статьей 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и предполагает осуществление процедур предоставления (возврата, использования) из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов бюджетных кредитов в порядке, утвержденном постановлением Правительства Алтайского края от 14.08.2012 N 420.
Бюджетное кредитование остается важным инструментом обеспечения текущей сбалансированности местных бюджетов и может быть применено с целью частичного покрытия дефицитов местных бюджетов либо покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов.
В соответствии с задачей "Развитие инициативного бюджетирования" подпрограммы 2 реализуется следующее мероприятие:
1.3.1. Предоставление субсидий муниципальным образованиям на софинансирование реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на инициативах граждан.
Практика инициативного бюджетирования в Алтайском крае реализуется с 2017 года в рамках проекта Минфина России "Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации". По результатам конкурсного отбора заявок на участие муниципальным образованиям края предоставляются субсидии на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры (далее - "Проект").
Главной целью Проекта является вовлечение граждан в решение вопросов местного значения и, как следствие, решение проблем сельских территорий. Участвовать в Проекте могут сельские населенные пункты, в том числе входящие в состав городских округов. Проекты должны быть реализованы в течение года, в котором предоставляется субсидия. Участвуя в Проекте, жители непосредственно определяют направления расходования бюджетных средств, в незначительном объеме участвуют в финансировании выбранных объектов, могут контролировать процесс выполнения работ.
В целях оказания методической поддержки участникам Проекта в Алтайском крае регулярно проводятся выездные семинары и вебинары с целью обучения сотрудников органов местного самоуправления формам и методам работы с проектами, основанными на инициативах граждан.
Порядок предоставления из краевого бюджета субсидии на реализацию проектов развития (создания) общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, в том числе условия предоставления субсидии и методика ее расчета, представлены в приложении 3 к настоящей программе.
Мероприятия подпрограммы 2 реализуются с 2020 по 2024 год (за исключением мероприятия 1.2.3, которое реализуется в 2020 году) Министерством финансов Алтайского края. Участниками реализации мероприятия
1.2.3 также являются органы местного самоуправления (по согласованию), мероприятия 1.3.1 - КАУ "Алтайский центр финансовых исследований", органы местного самоуправления (по согласованию).
Мероприятия подпрограммы 3 "Повышение качества управления муниципальными финансами"
В соответствии с задачей "Содействие повышению качества управления муниципальными финансами" подпрограммы 3 реализуются следующие мероприятия:
1.1.1. Осуществление оценки качества управления муниципальными финансами.
Оценка качества управления муниципальными финансами осуществляется Министерством финансов Алтайского края в соответствии с приказом комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края от 26.06.2012 N 47 в целях совершенствования процедуры контроля за выполнением муниципальными образованиями Алтайского края требований бюджетного законодательства и стимулирования повышения качества управления муниципальными финансами.
Результаты мониторинга соблюдения муниципальными образованиями Алтайского края требований бюджетного законодательства и оценки качества управления муниципальными финансами регулярно публикуются на официальном Интернет-сайте Министерства финансов Алтайского края.
1.1.2. Предоставление грантов муниципальным районам, городским округам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления.
Указанное мероприятие направлено на поощрение органов местного самоуправления Алтайского края за достижение наилучших значений комплексной оценки эффективности их деятельности. Распределение указанных средств осуществляется в соответствии с Порядком выделения грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления, утвержденным указом Губернатора Алтайского края от 10.08.2015 N 79.
1.1.3. Премирование муниципальных образований в целях поощрения и распространения применения примеров лучшей муниципальной практики.
В целях выявления, поощрения и распространения применения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований на федеральном и краевом уровне организовано проведение Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика".
Конкурс осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2016 N 815, Положением, утвержденным постановлением Правительства Алтайского края от 22.02.2017 N 62, и состоит из регионального и федерального этапов, проводимых последовательно.
По результатам проведения регионального этапа и выявления примеров лучшей муниципальной практики в Алтайском крае предусмотрено премирование победителей.
1.1.4. Проведение экспертизы местных бюджетов.
В рамках указанного мероприятия во исполнение пункта 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется подготовка заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в представительный орган муниципального образования проекта местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Постановлением Правительства Алтайского края от 06.10.2018 N 353 установлены Порядок представления документов и материалов, необходимых для подготовки заключения, уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края по приему документов и материалов, порядок повторного направления документов и материалов в случае получения отрицательного заключения.
Муниципальные образования, в отношении которых проводится экспертиза, подлежат включению в план проверок органов государственного финансового контроля.
1.1.5. Проведение мониторинга исполнения переданных муниципальным районам полномочий по формированию и предоставлению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.
По состоянию на 01.01.2019 в крае насчитывалось 650 поселений, в том числе 7 городских и 643 сельских. Значительное количество поселений, территориальная специфика, неравномерность размещения налоговой базы обусловливают их абсолютно разную и практически несопоставимую бюджетную обеспеченность. Осуществление выравнивания бюджетной обеспеченности с регионального уровня вследствие указанных особенностей представляется нецелесообразным и малоэффективным. В связи с этим государственное полномочие по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений края передано на муниципальный уровень.
Закон Алтайского края от 11.11.2005 N 97-ЗС "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственным полномочием по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений" устанавливает обязанности органов местного самоуправления муниципальных районов по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, входящих в их состав, за счет средств краевого бюджета.
Органы местного самоуправления предоставляют в установленные Министерством финансов Алтайского края сроки отчетность об использовании финансовых средств, переданных на осуществление государственного полномочия. По результатам мониторинга исполнения государственного полномочия, осуществляемого Министерством финансов Алтайского края, в муниципальные образования направляются предписания об устранении нарушений.
1.1.6. Проведение мониторинга соблюдения муниципальными образованиями выполнения соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов.
В целях повышения качества управления муниципальными финансами между Министерством финансов Алтайского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края заключаются соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов. Итоги выполнения условий соглашений учитываются при определении размеров дополнительной финансовой помощи из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края.
1.1.7. Оказание методической помощи органам местного самоуправления.
С целью повышения качества управления муниципальными финансами Министерство финансов Алтайского края осуществляет методическую поддержку деятельности органов местного самоуправления посредством разработки модельных правовых актов, составления аналитических обзоров деятельности органов местного самоуправления, осуществления консультационной помощи.
Мероприятия подпрограммы 3 реализуются с 2020 по 2024 год Министерством финансов Алтайского края. Участниками реализации мероприятия
1.1.8. также являются органы исполнительной власти Алтайского края.
IV. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Общий объем финансирования государственной программы (таблица 3 государственной программы) за счет всех источников составляет 9664402,6 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 3350875,8 тыс. рублей;
2021 год - 1578381,7 тыс. рублей;
2022 год - 1578381,7 тыс. рублей;
2023 год - 1578381,7 тыс. рублей;
2024 год - 1578381,7 тыс. рублей.
За счет средств федерального бюджета - 460566,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 90686,0 тыс. рублей;
2021 год - 92470,0 тыс. рублей;
2022 год - 92470,0 тыс. рублей;
2023 год - 92470,0 тыс. рублей;
2024 год - 92470,0 тыс. рублей.
За счет средств краевого бюджета - 9060836,6 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 3189189,8 тыс. рублей;
2021 год - 1467911,7 тыс. рублей;
2022 год - 1467911,7 тыс. рублей;
2023 год - 1467911,7 тыс. рублей;
2024 год - 1467911,7 тыс. рублей.
За счет средств местных бюджетов - 112000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 64000,0 тыс. рублей;
2021 год - 12000,0 тыс. рублей;
2022 год - 12000,0 тыс. рублей;
2023 год - 12000,0 тыс. рублей;
2024 год - 12000,0 тыс. рублей.
За счет внебюджетных источников - 31000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 7000,0 тыс. рублей;
2021 год - 6000,0 тыс. рублей;
2022 год - 6000,0 тыс. рублей;
2023 год - 6000,0 тыс. рублей;
2024 год - 6000,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
V. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
При реализации государственной программы могут возникнуть следующие риски:
повышение несбалансированности краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований вследствие изменения параметров экономической конъюнктуры;
изменение федерального и регионального законодательства в части перераспределения полномочий между региональным и муниципальным уровнями;
увеличение просроченной кредиторской задолженности вследствие несвоевременного осуществления или осуществления не в полном объеме полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления;
невыполнение муниципальными образованиями обязательств по выполнению соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов.
Минимизация указанных рисков возможна на основе учета конъюнктурных колебаний при бюджетном прогнозировании; принятия мер по развитию налогового потенциала краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований, в том числе его диверсификации; повышения эффективности бюджетных расходов и их оптимизации при обеспечении гарантированного качества государственных и муниципальных услуг.
Снижение указанных рисков возможно путем реализации следующих мер: анализ исполнения консолидированного бюджета Алтайского края; под готовка предложений по предоставлению дополнительной финансовой помощи бюджетам муниципальных образований Алтайского края; выявление рисков несбалансированности бюджетов, недостаточности средств на финансовое обеспечение социально значимых расходных обязательств, возникновения обязательств по погашению накопленной задолженности; анализ бюджетных расходов и разработка предложений по их оптимизации.
VI. Методика оценки эффективности государственной программы
Оценка эффективности государственной программы осуществляется согласно приложению 2 к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края, утвержденному постановлением Администрации края от 23.09.2013 N 502.
При оценке эффективности государственной программы следует учитывать, что рост значений следующих показателей свидетельствует о положительной тенденции:
темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края (нарастающим итогом к уровню 2020 года);
темп роста критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов (нарастающим итогом к уровню 2020 года);
доля муниципальных районов, городских округов с высоким качеством управления муниципальными финансами.
Снижение значений следующих показателей также свидетельствует о положительной тенденции:
доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета Алтайского края;
доля муниципальных районов, городских округов Алтайского края, в которых дефицит бюджета, предельный объем муниципального долга, объем расходов на обслуживание муниципального долга превышают уровень, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таблица 1
Сведения
об индикаторах государственной программы (показателях подпрограммы) и их значениях
N п/п |
Наименование индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение по годам |
||||||
2018 г. (факт) |
2019 г. (оценка) |
годы реализации государственной программы |
|||||||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Государственная программа Алтайского края "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" | |||||||||
1 |
Темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края (нарастающим итогом к уровню 2020 года) |
% |
- |
- |
100,0 |
103,8 |
104,7 |
105,7 |
106,7 |
2 |
Доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета Алтайского края |
% |
0,39 |
не более 0,49 |
не более 0,47 |
не более 0,44 |
не более 0,41 |
не более 0,38 |
не более 0,36 |
3 |
Темп роста критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов (нарастающим итогом к уровню 2020 года) |
% |
- |
- |
100,0 |
102,5 |
102,5 |
102,5 |
102,5 |
4 |
Доля муниципальных районов, городских округов с высоким качеством управления муниципальными финансами |
% |
52 |
не менее 40 |
не менее 41 |
не менее 42 |
не менее 43 |
не менее 44 |
не менее 45 |
5 |
Доля муниципальных районов, городских округов Алтайского края, в которых дефицит бюджета, предельный объем муниципального долга, объем расходов на обслуживание муниципального долга превышают уровень, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Подпрограмма 1 "Обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края" | |||||||||
6 |
Общий объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края |
млн. руб. |
72045,6 |
70613,7 |
72519,1 |
75252,3 |
75956,3 |
76668,7 |
77412,8 |
7 |
Доля недоимки по региональным и местным налогам, налогам со специальным налоговым режимом в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края |
% |
4,5 |
не более 6 |
не более 6 |
не более - 6 |
не более 5,5 |
не более 5,5 |
не более 5,5 |
8 |
Удельный вес расходов краевого бюджета, формируемых в рамках программ |
% |
91,9 |
не менее 85 |
не менее 85 |
не менее 85 |
не менее 85 |
не менее 85 |
не менее 85 |
9 |
Отношение объема государственного долга к доходам краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений |
% |
4 |
не более 7 |
не более 7 |
не более 7 |
не более 7 |
не более 7 |
не более 6 |
10 |
Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга края к расходам краевого бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
% |
0,0023 |
не более 1 |
не более 4 |
не более 4 |
не более 4 |
не более 4 |
не более 4 |
Подпрограмма 2 "Поддержание и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края" | |||||||||
11 |
Критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов |
рублей на жителя |
5267,09 |
5797,0 |
5253,0 |
5385,0 |
5385,0 |
5385,0 |
5385,0 |
12 |
Доля просроченной кредиторской задолженности в расходах бюджетов муниципальных образований Алтайского края |
% |
1 |
не более 2 |
не более 2 |
не более 2 |
не более 2 |
не более 2 |
не более 2 |
13 |
Количество муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), в которых имеется просроченная кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
14 |
Доля внебюджетных средств, привлеченных для финансирования проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, в общем объеме средств |
% |
14,5 |
13 |
не менее 8 |
не менее 8 |
не менее 9 |
не менее 9 |
не менее 10 |
Подпрограмма 3 "Повышение качества управления муниципальными финансами" | |||||||||
15 |
Количество муниципальных районов, городских округов с высоким качеством управления муниципальными финансами |
ед. |
36 |
не менее 30 |
не менее 30 |
не менее 30 |
не менее 30 |
не менее 31 |
не менее 32 |
16 |
Доля муниципальных образований, утвердивших бюджеты на очередной финансовый год и плановый период |
% |
7 |
7 |
не менее 8 |
не менее 9 |
не менее 10 |
не менее 12 |
не менее 15 |
17 |
Количество муниципальных районов, городских округов Алтайского края, в которых дефицит бюджета, предельный объем муниципального долга, объем расходов на обслуживание муниципального долга превышают уровень, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
18 |
Количество муниципальных районов, городских округов Алтайского края, получающих гранты в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления |
ед. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
19 |
Количество муниципальных образований Алтайского края - победителей регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" |
ед. |
3 |
10 |
не менее 3 |
не менее 3 |
не менее 3 |
не менее 3 |
не менее 3 |
Таблица 2
Перечень
мероприятий государственной программы
N п/п |
Цель, задача, мероприятие |
Срок реализации |
Участник программы |
Сумма расходов, тыс. рублей |
Источники финансирования |
|||||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
всего |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Подпрограмма 1 "Обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края" | ||||||||||
1 |
Цель 1. Создание условий для обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края и эффективного управления региональными финансами |
2020 - 2024 годы |
- |
176189,8 |
174911,7 |
174911,7 |
174911,7 |
174911,7 |
875836,6 |
краевой бюджет |
2 |
Задача 1.1. Планирование доходов и содействие в обеспечении поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Алтайского края |
2020 - 2024 годы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
Мероприятие 1.1.1. Осуществление мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Алтайского края |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края, органы исполнительной власти Алтайского края |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
Мероприятие 1.1.2. Анализ состояния задолженности по платежам в консолидированный бюджет Алтайского края |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5' |
Задача 1.2. Создание условий для финансового обеспечения задач и функций государства и повышения эффективного расходования бюджетных средств |
2020 - 2024 годы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
Мероприятие 1.2.1. Формирование и реализация региональной бюджетной политики на среднесрочный и долгосрочный периоды |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7 |
Мероприятие 1.2.2. Обеспечение процесса бюджетного планирования посредством формирования проекта краевого бюджета и внесения изменений в него |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8 |
Мероприятие 1.2.3. Создание условий для эффективного расходования средств краевого бюджета |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
Задача 1.3. Создание условий для эффективного управления государственным долгом |
2020 - 2024 годы |
- |
128781,8 |
127503,7 |
127503,7 |
127503,7 |
127503,7 |
638796,6 |
краевой бюджет |
10 |
Мероприятие 1.3.1. Осуществление взвешенной долговой политики и поддержание кредитного рейтинга Алтайского края |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края, КАУ "Алтайский центр финансовых исследований" |
128781,8 |
- 127503,7 |
127503,7 |
127503,7 |
127503,7 |
638796,6 |
краевой бюджет |
И |
Задача 1.4. Создание условий для развития информационной инфраструктуры управления государственными и муниципальными финансами |
2020 - 2024 годы |
- |
47408,0 |
47408,0 |
47408,0 |
47408,0 |
47408,0 |
237040,0 |
краевой бюджет |
12 |
Мероприятие 1.4.1. Развитие информационной инфраструктуры управления государственными и муниципальными финансами |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края, КАУ "Алтайский центр финансовых исследований" |
47408,0 |
47408,0 |
47408,0 |
47408,0 |
47408,0 |
237040,0 |
краевой бюджет |
Подпрограмма 2 "Поддержание и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края" | ||||||||||
13 |
Цель 1. Создание условий для поддержания и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края |
2020 - 2024 годы |
- |
3154686,0 |
1383470,0 |
1383470,0 |
1383470,0 |
1383470,0 |
8688566,0 |
всего, в том числе |
90686,0 |
92470,0 |
92470,0 |
92470,0 |
92470,0 |
460566,0 |
федеральный бюджет |
||||
2993000,0 |
1273000,0 |
1273000;0 |
1273000,0 |
1273000,0 |
8085000,0 |
краевой бюджет |
||||
64000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
112000,0 |
местный бюджет |
||||
7000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
31000,0 |
внебюджетные источники |
||||
14 |
Задача 1.1. Сокращение дифференциации муниципальных образований по уровню бюджетной обеспеченности |
2020 - 2024 годы |
- |
1570000,0 |
1070000,0 |
1070000,0 |
1070000,0 |
1070000,0 |
5850000,0 |
краевой бюджет |
15 |
Мероприятие 1.1.1. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Алтайского края |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края |
1570000,0 |
1070000,0 |
1070000,0 |
1070000,0 |
1070000,0 |
5850000,0 |
краевой бюджет |
16 |
Задача 1.2. Обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований |
2020 - 2024 годы |
- |
1443686,0 |
195470,0 |
195470,0 |
195470,0 |
195470,0 |
2225566,0 |
всего, в том числе |
90686,0 |
92470,0 |
92470,0 |
92470,0 |
92470,0 |
460566,0 |
федеральный бюджет |
||||
1303000,0 |
103000,0 |
103000,0 |
103000,0 |
103000,0 |
1715000,0 |
краевой бюджет |
||||
50000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
50000,0 |
местный бюджет |
||||
17 |
Мероприятие 1.2.1. Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Алтайского края |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края |
300000,0 |
100000,0 |
100000,0 |
100000,0 |
100000,0 |
700000,0 |
краевой бюджет |
18 |
Мероприятие 1.2.2. Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов ЗАТО |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края |
90686,0 |
92470,0 |
92470,0 |
92470,0 |
92470,0 |
460566,0 |
федеральный бюджет |
19 |
Мероприятие 1.2.3. Предоставление субсидий муниципальным районам, городским округам на софинансирование части расходов местных бюджетов по оплате труда работников муниципальных учреждений |
2020 год |
Министерство финансов Алтайского края, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1050000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1050000,0 |
всего, в том числе |
1000000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1000000,0 |
краевой бюджет |
||||
50000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
50000,0 |
местный бюджет |
||||
20 |
Мероприятие 1.2.4. Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края |
3000,0 |
3000,0 |
3000,0 |
3000,0 |
3000,0 |
15000,0 |
краевой бюджет |
21 |
Мероприятие 1.2.5. Предоставление дополнительной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов муниципальным образованиям Алтайского края |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
22 |
Задача 1.3. Развитие инициативного бюджетирования |
2020 - 2024 годы |
- |
141000,0 |
118000,0 |
118000,0 |
118000,0 |
118000,0 |
613000,0 |
всего, в том числе |
120000,0 |
100000,0 |
100000,0 |
100000,0 |
100000,0 |
520000,0 |
краевой бюджет |
||||
14000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
62000,0 |
местный бюджет |
||||
7000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
31000,0 |
внебюджетные источники |
||||
23 |
Мероприятие 1.3.1. Предоставление субсидий муниципальным образованиям на софинансирование реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на инициативах граждан |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края, КАУ "Алтайский центр финансовых исследований", органы местного самоуправления (по согласованию) |
141000,0 |
118000,0 |
118000,0 |
118000,0 |
118000,0 |
613000,0 |
всего, в том числе |
120000,0 |
100000,0 |
100000,0 |
100000,0 |
100000,0 |
520000,0 |
краевой бюджет |
||||
14000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
62000,0 |
местный бюджет |
||||
7000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
31000,0 |
внебюджетные источники |
||||
Подпрограмма 3 "Повышение качества управления муниципальными финансами" | ||||||||||
24 |
Цель 1. Создание условий для повышения качества управления муниципальными финансами |
2020 - 2024 годы |
- |
20000,0 |
20000,0 |
20000,0 |
20000,0 |
20000,0 |
100000,0 |
краевой бюджет |
25 |
Задача 1.1. Содействие повышению качества управления муниципальными финансами |
2020 - 2024 годы |
- |
20000,0 |
20000,0 |
20000,0 |
20000,0 |
20000,0 |
100000,0 |
краевой бюджет |
26 |
Мероприятие 1.1.1. Осуществление оценки качества управления муниципальными финансами |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
50000,0 |
краевой бюджет |
27 |
Мероприятие 1.1.2. Предоставление грантов муниципальным районам, городским округам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края, Министерство экономического развития Алтайского края |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
25000,0 |
краевой бюджет |
28 |
Мероприятие 1.1.3. Премирование муниципальных образований в целях поощрения и распространения применения примеров лучшей муниципальной практики |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края, органы исполнительной власти. Алтайского края |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
25000,0 |
краевой бюджет |
29 |
Мероприятие 1.1.4. Проведение экспертизы местных бюджетов |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
30 |
Мероприятие 1.1.5. Проведение мониторинга исполнения переданных муниципальным районам полномочий по формированию и предоставлению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
31 |
Мероприятие 1.1.6. Проведение мониторинга соблюдения муниципальными образованиями выполнения соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
32 |
Мероприятие 1.1.7. Оказание методической помощи органам местного самоуправления |
2020 - 2024 годы |
Министерство финансов Алтайского края |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Таблица 3
Объем
финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Источники и направления расходов |
Сумма расходов, тыс. рублей |
|||||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
всего |
|
Всего финансовых затрат |
3350875,8 |
1578381,7 |
1578381,7 |
1578381,7 |
1578381,7 |
9664402,6 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
из федерального бюджета |
90686,0 |
92470,0 |
92470,0 |
92470,0 |
92470,0 |
460566,0 |
из краевого бюджета |
3189189,8 |
1467911,7 |
1467911,7 |
1467911,7 |
1467911,7 |
9060836.6 |
из местного бюджета |
64000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
112000,0 |
из внебюджетных источников |
7000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
31000,0 |
Прочие расходы |
3350875,8 |
1578381,7 |
1578381,7 |
1578381,7 |
1578381,7 |
9664402,6 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
из федерального бюджета |
90686,0 |
92470,0 |
92470,0 |
92470,0 |
92470,0 |
460566,0 |
из краевого бюджета |
3189189,8 |
1467911,7 |
1467911,7 |
1467911,7 |
1467911,7 |
9060836.6 |
из местного бюджета |
64000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
112000,0 |
из внебюджетных источников |
7000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
31000,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.