Во исполнение подпункта "е" пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 гг., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. N 618 и подпункта 2 пункта 1 протокола Совета по содействию развития конкуренции в Республике Тыва от 23 марта 2018 г N 4, Администрация муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в Администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун" Республики Тыва.
2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации Сут-Хольского кожууна в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - https//:sut-hol.ru.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возлагается на заместителя председателя администрации Сут-Хольского кожууна по экономике и финансам Серен-Доржу А.В.
Председатель администрации |
Д. Ондар |
Порядок
организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в Администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун" Республики Тыва
(утв. постановлением администрации Сут-Хольского кожууна от 3 сентября 2018 г. N 359)
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Методическими рекомендациями по организации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) и устанавливает общие требования к организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс) в Администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун" Республики Тыва.
1.2. Для целей Порядка используются следующие термины:
"Антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
"Антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных правовым актом (актами) органа власти, направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"Антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"Доклад об антимонопольном комплаенсе" - системный документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в органе власти;
"Коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности внедрения органом власти антимонопольного комплаенса;
"Нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации;
"Риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции, а также применения мер ответственности в связи с наступлением таких событий;
""Уполномоченное подразделение" - подразделение органа власти, осуществляющее внедрение и контроль за исполнением в органе власти антимонопольного комплаенса.
1.3. Порядок применяется при разработке, внедрении, реализации, проведении оценки и совершенствовании антимонопольного комплаенса.
II. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
2.1. Целями антимонопольного комплаенса являются:
- обеспечение соответствия деятельности органа Администрации требованиям антимонопольного законодательства;
- профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства деятельности Администрации;
- повышение уровня правовой культуры в Администрации ;
- сокращение количества нарушений антимонопольного законодательства.
2.2. Задачи антимонопольного комплаенса:
- выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
- управление рисками нарушений антимонопольного законодательства;
- контроль соответствия деятельности Администрации требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности организации Администрацией антимонопольного комплаенса.
2.3. При разработке и внедрении антимонопольного комплаенса Администрация руководствуется следующими принципами:
- законности;
- заинтересованности руководства Администрации в эффективности и результативности антимонопольного комплаенса;
- регулярности оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информационной открытости действующего в Администрации антимонопольного комплаенса;
- ответственности Администрации за реализацию государственной политики по развитию конкуренции;
- непрерывности анализа и функционирования антимонопольного комплаенса;
- совершенствования антимонопольного комплаенса.
III. Уполномоченное подразделение (должностное лицо), ответственное за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун" Республики Тыва
3.1. Уполномоченным должностным лицом, ответственным за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун" Республики Тыва является главный специалист по контрактной системе и имущественным отношениям администрации кожууна, а Коллегиальным органом Общее собрание предпринимателей Сут-Хольского кожууна.
3.2. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования возлагается на председателя Администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун" Республики Тыва с выполнением им следующих полномочий:
а) введение в действие акта об антимонопольном комплаенсе, внесение в него изменений и дополнений, а также внутренних документов, регламентирующих реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применение мер ответственности за нарушение правил антимонопольного комплаенса;
в) рассмотрение материалов, отчетов и результатов периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принятие мер, направленных на устранение выявленных недостатков;
г) осуществление контроля за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
3.3. При создании Уполномоченного подразделения (назначении должностного лица) органу местного самоуправления необходимо руководствоваться следующими принципами:
а) принцип подотчетности Уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно председателю Администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун" Республики Тыва ;
б) принцип наделения Уполномоченного подразделения (должностного лица) необходимыми полномочиями и ресурсами для выполнения своих задач, в том числе за счет определения порядка взаимодействия лиц, осуществляющих антимонопольный комплаенс, и других структурных подразделений Администрации.
3.4. К компетенции Уполномоченного подразделения (должностного лица) относятся следующие полномочия:
а) организация разработки и представления на утверждение председателю Администрации акта об антимонопольном комплаенсе (представление предложений по внесению изменений в указанный акт), а также внутренних документов, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности их возникновения;
в) выявление конфликта интересов в деятельности муниципальных служащих (работников) и подразделений Администрации, разработка предложений по их исключению;
г) консультирование и организация обучения муниципальных служащих (работников) Администрации по вопросам, связанным соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Администрации по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
е) разработка процедур внутренних расследований, связанных с осуществлением антимонопольного комплаенса
ж) организация внутренних расследований, связанных с осуществлением антимонопольного комплаенса и участие в них;
з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему по вопросам, связанным с выявленными нарушениями, проводимыми проверками, и привлечения к ответственности;
и) информирование председателя Администрации о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
к) иные функции, связанные с осуществлением антимонопольного комплаенса.
3.5. Оценку эффективности организации и функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса осуществляет Коллегиальный орган.
3.6. К функциям Коллегиального органа относятся:
- рассмотрение и оценка планов мероприятий ("дорожных карт") органов власти по реализации антимонопольного комплаенса;
- рассмотрение и утверждение Доклада об антимонопольном комплаенсе.
IV. Выявление и оценка рисков
4.1. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства являются неотъемлемой частью внутреннего контроля соблюдения Администрацией антимонопольного законодательства.
4.2. По результатам оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства Администрацией определяются риски нарушения антимонопольного законодательства, вероятность, причины и условия их возникновения.
4.3. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства Уполномоченным подразделением (должностным лицом) на регулярной основе проводятся:
- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства, за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
- анализ действующих нормативных правовых актов, в том числе с участием представителей бизнес-сообщества;
- анализ проектов нормативных правовых актов, в том числе с участием представителей бизнес-сообщества;
- мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
- разработка и поддержание в актуальном состоянии методики выявления внутренних и внешних рисков нарушения антимонопольного законодательства в рамках или в связи с общей политикой органа власти по применению антимонопольного комплаенса;
- проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мер контроля;
- проведение регулярных проверок ("глубокое погружение", опросы) для выявления у Администрации остаточных рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.4. При проведении анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства, за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) Администрацией реализуются следующие мероприятия:
1) осуществляется сбор сведений, в том числе в структурных подразделениях Администрации о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
2) составляется Перечень нарушений антимонопольного законодательства в Администрации.
Перечень нарушений антимонопольного законодательства содержит сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях законодательства, отдельно по каждому нарушению, и содержит информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также сведения о мерах, направленных на недопущение повторения нарушения.
Перечень нарушений антимонопольного законодательства должен содержать классификацию по сферам деятельности Администрации .
Указанный анализ проводится не реже одного раза в год.
4.5. При проведении анализа действующих нормативных правовых актов, в том числе с участием представителей бизнес-сообщества реализуются следующие мероприятия:
1) разрабатывается исчерпывающий перечень действующих нормативных правовых актов Администрации (далее - Перечень актов) с приложением текстов таких актов;
2) Перечень актов размещается на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в свободном доступе;
3) на официальном сайте Администрации размещается уведомление о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по Перечню актов;
4) обеспечивается возможность направления замечаний и предложений организаций и граждан по Перечню актов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ;
5) Перечень актов направляется на рассмотрение представителям бизнес-объединений;
6) осуществляется сбор и анализ представленных замечаний и предложений;
7) проводится совещание с представителями Администрации и бизнес-объединений по обсуждению представленных предложений и замечаний к Перечню актов;
8) по итогам проведения указанного совещания составляется протокол совещания, а также таблица по пересмотру нормативных правовых актов Администрации с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений.
Анализ действующих правовых актов проводится не реже одного раза в год.
4.6. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов, в том числе с участием представителей бизнес-сообщества Администрацией реализуются следующие мероприятия:
1) проект нормативного правового акта размещается на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в свободном доступе (размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приравнивается к такому размещению) с включением в обосновывающие материалы информации, содержащей сведения о соответствии проекта нормативного правового акта требованиям антимонопольного законодательства;
2) обеспечивается возможность направления замечаний и предложений организаций и граждан с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ;
3) Уполномоченным подразделением организуется сбор и оценка поступивших предложений и замечаний;
4) по итогам рассмотрения полученных предложений и замечаний по проекту нормативного правового акта Уполномоченным подразделением подготавливается справка о выявлении (отсутствии) в проекте нормативного акта положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
4.7. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства Уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
1) на постоянной основе осуществляется сбор сведений, в том числе в структурных подразделениях Администрации, о правоприменительной практике;
2) по итогам сбора указанной информации подготавливается аналитическая справка об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики, а также о проблемах правоприменения;
3) один раз в полугодие проводятся рабочие совещания с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики и по вопросам проблем правоприменения.
По итогам проведения указанного совещания составляется протокол, а также подготавливаются предложения по решению проблем правоприменения.
4.8. При выявлении отдельных рисков Администрацией проводится их оценка с учетом следующих показателей:
1) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Администрации по развитию конкуренции;
2) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
3) возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства;
4) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде дисквалификации.
В качестве матрицы рисков используется следующая формула:
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности органа власти по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют |
Незначительный |
Возможность выдачи предупреждения |
Существенный |
Возможность выдачи предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий |
Возможность выдачи предупреждения и (или) возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
На основе анализа, проведенного Администрацией нарушения антимонопольного законодательства, Уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляются карты рисков.
В карты рисков включаются:
- выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков;
- мероприятия по минимизации и устранению рисков;
- наличие (отсутствие) остаточных рисков;
- вероятность повторного возникновения рисков.
Карты рисков составляются не реже одного раза в год и подлежат утверждению распоряжением Администрации, которое размещается на официальном сайте Администрации в сети "Интернет" .
4.9. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
5.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства Уполномоченным подразделением (должностным лицом) на основе карты рисков нарушения антимонопольного законодательства разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта"), представляющая собой перечень мер, необходимых для устранения причин и условий недопущения, ограничения и устранения конкуренции и последовательность их применения, а также перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных рисков.
5.2. В плане мероприятий ("дорожной карте")по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства указываются:
- наименования мероприятий;
- описание действий, направленных на исполнение мероприятий;
- должностное лицо (структурное подразделение) Администрации, ответственное за исполнение мероприятия;
- срок исполнения мероприятия;
- показатели выполнения мероприятий.
5.3. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства разрабатывается ежегодно.
5.4. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается распоряжением Администрации после одобрения его Коллегиальным органом и размещается на официальном сайте Администрации в сети "Интернет" .
5.5. Уполномоченный подразделение (должностное лицо) на постоянной основе осуществляют мониторинг исполнения планов мероприятий ("дорожных карт") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
5.6. Информация об утверждении и исполнении планов мероприятий ("дорожных карт") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Ознакомление муниципальных служащих (работников) Администрации с антимонопольным комплаенсом и обучение требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
6.1. Требования об ознакомлении с антимонопольным комплаенсом в Администрации, а также требования о знании и изучении антимонопольного законодательства и требований антимонопольного комплаенса подлежат включению в должностные регламенты муниципальных служащих и работников Администрации.
6.2. При поступлении на муниципальную службу, а также при приеме на работу в Администрацию на должность, не относящуюся к муниципальной службе, гражданин Российской Федерации должен быть ознакомлен представителем работодателя с Правовым актом об антимонопольном комплаенсе.
6.3. Администрация обеспечивает систематическое обучение своих служащих (работников) требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- повышение квалификации;
- плановая аттестация.
Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и Правовым актом об антимонопольном комплаенсе проводятся при приеме служащих (работников) на работу, в частности, при переводе служащего (работника) на другую должность, если она предполагает другие трудовые функции.
Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, Правового акта об антимонопольном комплаенсе и при выявлении антимонопольным органом или Уполномоченным подразделением (должностным лицом) признаков нарушения (установления факта) антимонопольного законодательства в деятельности Администрации.
Повышение квалификации служащих (работников) в части изучения требований антимонопольного законодательства рекомендуется осуществлять с периодичностью не реже одного раза в три года.
Проведение плановых аттестаций служащих (работников) по вопросам антимонопольного комплаенса на основе решений теоретических и практических задач с периодичностью не реже одного раза в три года.
6.4. Методы проведения указанных форм обучения определяются Администрацией самостоятельно (лекции, семинары, тренинги, дистанционные методы обучения) с учетом специфики обучения и программ подготовки (переподготовки) специалистов по конкурентному праву.
6.5. Информация о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
7.1. В целях оценки организации и функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса как отдельно Уполномоченного подразделения, так и Администрации в целом.
7.2. Ключевые показатели для Уполномоченного подразделения (должностного лица) устанавливаются в целях оценки эффективности мероприятий, осуществляемых данным Уполномоченным подразделением (должностном лицом).
Ключевыми показателями для Администрации в целом устанавливаются в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства в результате деятельности Администрации по результатам выявления и оценки рисков, с учетом матрицы рисков, описанной в пункте 5.8 настоящего Порядка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Пункт 5.8 в настоящем порядке отсутствует.
7.3. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
7.4. Информация о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
- информацию о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информацию об утверждении и исполнении планов мероприятий ("дорожных карт") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информацию о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;
- информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
8.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе Администрации не реже 1 раза в год представляется Уполномоченным подразделением (должностным лицом) на утверждение Коллегиальному органу.
Доклад об антимонопольном комплаенсе Администрации, утвержденный Коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляется Уполномоченным подразделением в адрес Регионального уполномоченного органа для последующего включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации в ежегодный доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с положениями Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 N 1738-р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального района Сут-Хольский кожуун Республики Тыва от 3 сентября 2018 г. N 359 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в Администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва"
Текст постановления опубликован не был