В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Обзор обобщения практики осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований.
2. Отделу организационно-правовой работы разместить настоящий приказ на официальном сайте Главного архивного управления Московской области в сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. начальника Главного управления |
Л.Ю. Кондратова |
Утверждено
приказом начальника
Главного архивного управления
Московской области
от 19.09.2019 N 83
Обзор
общения практики осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
I. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
1. Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований Главного архивного управления Московской области при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации на территории Московской области (далее - обобщение правоприменительной практики) является:
1) обеспечение единства практики применения Главным архивным управлением Московской области законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Главным архивным управлением Московской области путем опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
II. Основные задачи обобщения правоприменительной практики
2. Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Главным архивным управлением Московской области обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
5) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области;
6) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
III. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации на территории Московской области
В 2018 году работа по проведению проверок соблюдения законодательства об архивном деле в Российской Федерации была организована в соответствии с планами, согласованными с Прокуратурой Московской области и утвержденными приказами начальника Главного архивного управления Московской области:
планом проведения плановых проверок органов государственной власти Московской области (приказ от 09.10.2017 N 52 (с изменениями от 26.02.2017 N 10, от 18.05.2018 N 41);
планом проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Московской области (приказ от 25.09.2017 N 51 (с изменениями от 09.10.2017 N 53);
планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (приказ от 27.10.2017 N 55);
планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (действующих на территории города Москвы) (приказ от 30.10.2017 N 60).
Общее количество проведенных проверок - 42. Из них:
5 проверок органов государственной власти Московской области;
20 проверок органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области;
17 проверок юридических лиц, из которых 1 проверка - внеплановая по представлению прокурора Московской области о проведении внеплановой проверки ГУН МО "МОБТИ" на основании обращения Федерального агентства научных организаций.
Все проверки проводились в форме выездной проверки в связи с необходимостью проверки условий хранения архивных документов, соблюдения правил их формирования в дела и оформления дел.
Сроки проведения проверок установлены как в планах проведения проверок, так и в приказах начальника Главного архивного управления Московской области о проведении проверок. Случаев нарушения сроков проведения проверок в 2018 году не было.
При организации и проведении проверок нарушения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не зафиксировано. Случаев обжалования действий и решений должностных лиц Главного архивного управления Московской области не было.
По результатам проведения проверок в 2018 году составлено 40 актов проверок. Не составлены акты проверок в отношении Открытого акционерного общества "Книжная фабрика N 1" и Государственного унитарного
предприятия Московской области "Московский областной институт по проектированию капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения" в связи с ликвидацией юридических лиц.
Выдано 26 предписаний об устранении нарушений законодательства об архивном деле в Российской Федерации и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, а также составлено 26 протоколов об административных правонарушениях.
По результатам проведения в 2018 году мероприятий по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации на территории Московской области Главным архивным управлением Московской области сформулированы следующие предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации:
1) внести изменения в статью 16 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" в части разграничения полномочий по контролю за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время полномочия не разграничены;
2) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) внести изменения в части наделения должностных лиц органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об архивном деле, правом составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 13.25. В настоящее время органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства об архивном деле, на основании части 2 статьи 13.25 обладают такими полномочиями только в отношении обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и унитарных предприятий. Контроль за хранением архивных документов в акционерных обществах, у страховщиков, в кредитных кооперативах не входят в компетенцию органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об архивном деле;
3) внести изменения в статью 13.20 КоАП в части увеличения размера административного штрафа за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, на граждан в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей и дополнить данную статью словами "на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей".
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Перечень типовых нарушений обязательных требований зависит от вида подконтрольных субъектов.
1. Типичные нарушения обязательных требований, выявленные в результате проверок органов государственной власти Московской области:
1.1. Номенклатура дел составляется не ежегодно и не согласовывается с экспертно-проверочной комиссией Главного архивного управления Московской области с установленной периодичностью 1 раз в 5 лет.
1.2. Не образована центральная экспертная комиссии и не утверждено положение о ней.
1.3. Не упорядочены и не внесены в описи документы постоянного хранения и по личному составу, а также проектная документация по 2014 год.
1.4. Не передана на государственное хранение проектная документация, включенная в описи дел, утвержденные экспертно-проверочной комиссией Главного архивного управления Московской области.
2. Типичные нарушения обязательных требований, выявленные в результате проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Московской области:
2.1. В администрациях муниципальных образований:
В постановлениях администрации муниципального образования со сроком хранения "постоянно" формируются постановления о приеме, переводе, увольнении руководителей муниципальных учреждений и предприятий (срок хранения "50 лет ЭПК").
В распоряжениях администрации муниципального образования по основной деятельности формируются также распоряжения о надбавках за выслугу лет, присвоении очередных классных чинов, премировании (срок хранения "50 лет ЭПК"),
В распоряжениях администрации муниципального образования по личному составу формируются документы с разными сроками хранения: распоряжения о премировании, установлении надбавки к должностному окладу, предоставлении отпуска по уходу за ребенком (срок хранения 50 лет ЭПК) и распоряжения о предоставлении ежегодных отпусков (срок хранения 5 лет).
В помещении архива администрации муниципального образования хранятся посторонние предметы и имущество (стулья, стенды и др.), само помещение нуждается в косметическом ремонте.
2.2. В сфере обеспечения сохранности архивных документов:
В помещении архивохранилища на стенах имеются трещины, штукатурка на стенах и потолке осыпается.
Помещения архивохранилищ не оборудованы охранной сигнализацией.
Часть архивных документов не обеспечены первичными средствами хранения (архивными коробами).
Степень загруженности помещений архивного отдела составляет более 80%.
На окнах отсутствуют противомоскитные сетки.
Влажность воздуха значительно ниже нормативной (50 - 55%), а принятые меры по нормализации температурно-влажностного режима не отражаются в специальном регистрационном журнале.
2.3. В сфере государственного учета документов Архивного фонда Московской области и других архивных документов:
В книге учета поступлений отсутствуют годовые итоговые записи.
В описях дел отсутствуют сводные итоговые записи.
Реестр описей дел составлен не по установленной форме, отсутствуют лист-заверитель, нумерация листов, итоговые записи.
В реестр описей дел, документов новые описи дел вносятся не в порядке очередности, а присоединяются к соответствующему архивному фонду.
В листах фондов записи по количеству дел по каждой описи вносятся не нарастающим итогом; при поступлении дел, внесенных в несколько годовых разделов, указывается каждый годовой раздел, а не первый и последний год.
В дела фондов включены акты о выделении к уничтожению документов, составленные в организациях-источниках комплектования при упорядочении документов.
Акты приема-передачи архивных документов на хранение нумеруются не в пределах каждого фонда, а имеют валовую нумерацию в пределах года.
2.4. В сфере комплектования:
Не все организации-источники комплектования имеют номенклатуры дел, согласованные ЭПК Главархива Московской области не более 5 лет назад.
В ряде организаций-источников комплектования не упорядочены документы и не представлены на рассмотрение Экспертно-проверочной комиссии Главного архивного управления Московской области описи дел постоянного хранения и по личному составу по 2014 год включительно.
Нарушены сроки ведомственного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и передачи их на муниципальное хранение в организациях-источниках комплектования.
2.5. В сфере использования архивных документов: нарушения не выявлены.
3. Типичные нарушения обязательных требований, выявленные в результате проверок юридических лиц:
3.1. Не упорядочены и не внесены в описи документы постоянного хранения и по личному составу по 2014 год включительно.
3.2. Нарушены сроки ведомственного хранения документов Архивного фонда Московской области (т.е. своевременно не переданы на хранения в государственный или муниципальный архив документы Архивного фонда Московской области).
3.3. Не разработана номенклатура дел.
3.4. Не создана экспертная комиссия, не разработано положение о ней.
3.5. Проводится уничтожение документов с истекшими сроками хранения до утверждения описей дел постоянного хранения за аналогичный период.
3.6. В помещении архива: не установлены огнетушители; окна не закрыты шторами или жалюзи; помещение нуждается в ремонте.
3.7. Не организован контроль за соблюдением температурно-влажностного режима.
3.8. Не закартонированы архивные документы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ начальника Главного архивного управления Московской области от 19 сентября 2019 г. N 83 "Об утверждении Обзора обобщения практики осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований"
Текст приказа опубликован на сайте Главного архивного управления Московской области (http://gau.mosreg.ru) 23 сентября 2019 г.