Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 28 октября 2019 г. N 135
"Об утверждении Порядка организации и проведения итогового сочинения (изложения) в Волгоградской области"
В соответствии с совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018 г. N 190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24 сентября 2019 г. N 10-888, письмом Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 июня 2019 г. N 13-256 приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и проведения итогового сочинения (изложения) в Волгоградской области.
2. Признать утратившими силу:
приказ комитета образования и науки Волгоградской области от 08 ноября 2016 г. N 116 "Об утверждении Порядка организации и проведения итогового сочинения (изложения) в Волгоградской области";
приказ комитета образования и науки Волгоградской области от 07 ноября 2017 г. N 110 "О внесении изменения в приказ комитета образования и науки Волгоградской области от 08 ноября 2016 г. N 116 "Об утверждении Порядка организации и проведения итогового сочинения (изложения) в Волгоградской области";
пункт 2 приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 09 октября 2018 г. N 138 "О внесении изменений в некоторые приказы комитета образования и науки Волгоградской области";
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 21 ноября 2018 г. N 162 "О внесении изменений в приказ комитета образования и науки Волгоградской области от 08 ноября 2016 г. N 116 "Об утверждении Порядка организации и проведения итогового сочинения (изложения) в Волгоградской области";
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 13 сентября 2019 г. N 103 "О внесении изменений в приказ комитета образования и науки Волгоградской области от 08 ноября 2016 г. N 116 "Об утверждении Порядка организации и проведения итогового сочинения (изложения) в Волгоградской области".
3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Е.Г. Логойдо.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области |
Л.М. Савина |
Утвержден
приказом комитета
образования, науки и молодежной
политики Волгоградской области
от 28.10.2019 N 135
Порядок
организации и проведения итогового сочинения (изложения) в Волгоградской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок организации и проведения итогового сочинения (изложения) в Волгоградской области (далее именуется - Порядок) определяет основные вопросы организации и проведения итогового сочинения (изложения), в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, категории участников итогового сочинения (изложения), порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении), сроки и продолжительность написания итогового сочинения (изложения), порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового сочинения (изложения), порядок проверки, оценивания и обработки результатов итогового сочинения (изложения), порядок повторного допуска к написанию итогового сочинения (изложения), порядок проведения повторной проверки итогового сочинения (изложения), порядок проведения региональной перепроверки работ участников итогового сочинения (изложения), срок действия итогового сочинения (изложения).
1.2. Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (далее именуются - места проведения итогового сочинения (изложения).
Итоговое сочинение (изложение) проводится на русском языке.
1.3. Результатом итогового сочинения (изложения) является "зачет" или "незачет".
Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения) осуществляется в образовательных организациях и (или) местах регистрации на участие в итоговом сочинении.
2. Категории участников итогового сочинения (изложения)
2.1. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее именуется - ГИА) проводится для обучающихся XI (XII) классов (далее именуются - обучающиеся), экстернов.
2.2. Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования по желанию проводится для:
лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 01 сентября 2013 г.) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, а также для лиц, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее вместе именуются - выпускники прошлых лет);
лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющих среднего общего образования (далее именуются - обучающиеся СПО);
лиц, получающих среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее именуются - иностранные ОО);
лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее именуются - лица со справкой об обучении).
2.3. Итоговое изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся с ОВЗ, экстерны с ОВЗ;
обучающиеся - дети-инвалиды и инвалиды, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды;
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
2.4. Обучающиеся X классов, участвующие в экзаменах по отдельным учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении) по окончании X класса (абзац 3 пункта 10 и пункт 19 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018 г. N 190/1512 (далее именуется - Порядок проведения ГИА)).
3. Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)
3.1. Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающиеся подают заявление и согласие на обработку персональных данных в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования, а экстерны - в образовательные организации по выбору экстерна. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
3.2. Обучающиеся, экстерны с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее именуется - ПМПК), а обучающиеся, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее именуется - справка, подтверждающая инвалидность).
3.3. Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении (изложении) проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
3.4. Регистрация лиц, перечисленных в пункте 2.2 настоящего Порядка, для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится по месту жительства в органе, осуществляющем управление в сфере образования муниципального района (городского округа) Волгоградской области (в Волгограде - в территориальном управлении департамента по образованию администрации Волгограда). Лица, перечисленные в пункте 2.2 настоящего Порядка, с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом сочинении предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность.
3.5. Лица, перечисленные в пункте 2.2 настоящего Порядка, самостоятельно выбирают срок участия в итоговом сочинении из числа установленных Порядком проведения ГИА, который указывают в заявлении.
4. Организация проведения итогового сочинения (изложения)
4.1. В рамках проведения итогового сочинения (изложения) комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (далее именуется - комитет) определяет:
порядок проведения итогового сочинения (изложения), включая процедуру удаления участников итогового сочинения (изложения), а также организацию перепроверки отдельных сочинений (изложений) по итогам проведения сочинения (изложения);
порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении итогового сочинения (изложения);
порядок создания комиссий по проведению итогового сочинения (изложения) и муниципальных предметных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения) и (или) комиссий по проведению итогового сочинения (изложения) и комиссий по проверке итогового сочинения (изложения) в местах, определенных комитетом;
места регистрации для участия в написании итогового сочинения и места проведения итогового сочинения для лиц, перечисленных пункте 2.2 настоящего Порядка;
техническую схему обеспечения проведения итогового сочинения (изложения);
порядок тиражирования бланков итогового сочинения (изложения);
порядок передачи (доставки) комплекта тем сочинений (текстов изложений) в образовательные организации и (или) места проведения итогового сочинения (изложения);
порядок и схему копирования бланков участников итогового сочинения (изложения) для организации проверки экспертами комиссии на муниципальном уровне;
порядок и сроки проверки итогового сочинения (изложения) экспертами комиссии на муниципальном уровне;
порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов;
порядок осуществления сканирования оригиналов бланков участников итогового сочинения (изложения);
места, порядок и сроки хранения, уничтожения оригиналов бланков итогового сочинения (изложения), аудиозаписей устных итоговых сочинений (изложений) (в случае прохождения итогового сочинения (изложения) в устной форме участниками с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами), отчетных форм;
сроки, места и порядок ознакомления участников с результатами итогового сочинения (изложения).
порядок проведения повторной проверки итогового сочинения (изложения) обучающихся, экстернов в случаях, предусмотренных разделом 12 настоящего Порядка;
порядок проведения региональной перепроверки работ участников
итогового сочинения (изложения).
В случаях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, невозможности проведения итогового сочинения (изложения) на территории Волгоградской области по объективным причинам комитет направляет соответствующее письмо в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (далее именуется - Рособрнадзор) с просьбой рассмотреть возможность установления дополнительного срока проведения итогового сочинения (изложения) вне расписания проведения итогового сочинения (изложения).
4.2. Комитет организует формирование и ведение региональной информационной системы обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее именуется - РИС), и внесение сведений в РИС и федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее именуется - ФИС ГИА и Приема).
4.3. Комитет обеспечивает:
организацию информирования участников итогового сочинения (изложения) и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового сочинения (изложения) через организации, осуществляющие образовательную деятельность, и органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области (далее именуются - МОУО), а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячей линии", ведения раздела, посвященного итоговому сочинению (изложению), на сайте комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области портала Губернатора и Администрации Волгоградской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет";
проведение итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях и в местах проведения итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями Порядка проведения ГИА и настоящего Порядка;
техническую готовность образовательных организаций к проведению и проверке итогового сочинения (изложения);
опубликование комплекта тем итогового сочинения на сайте комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области портала Губернатора и Администрации Волгоградской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в сроки, установленные настоящим Порядком;
информационную безопасность при хранении, использовании и передаче комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений);
хранение текстов для итогового изложения, в том числе определяет места хранения и лиц, имеющих доступ к текстам для итогового изложения;
ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) в сроки, установленные комитетом.
4.4. Образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего общего образования (далее именуются - образовательные организации), в целях проведения итогового сочинения (изложения):
обеспечивают отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссий образовательных организаций по проведению итогового сочинения (изложения) и муниципальных предметных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями настоящего Порядка;
под подпись информируют специалистов, входящих в состав комиссий образовательных организаций по проведению итогового сочинения (изложения) и муниципальных предметных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения), о настоящем Порядке, а также о методических документах, рекомендуемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) (далее именуются - методические рекомендации Рособрнадзора);
под подпись информируют участников итогового сочинения (изложения) и их родителей (законных представителей) о местах и сроках проведения итогового сочинения (изложения), о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о результатах итогового сочинения (изложения), полученных обучающимися, о настоящем Порядке, в том числе об основаниях для удаления с итогового сочинения (изложения), об организации повторной проверки отдельных сочинений (изложений) и региональной перепроверки работ участников итогового сочинения (изложения);
не позднее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения) формируют комиссии образовательных организаций по проведению итогового сочинения (изложения) и утверждают их состав приказом образовательной организации.
В целях получения объективных результатов при проверке и проведении итогового сочинения (изложения) не привлекаются учителя, обучающие выпускников текущего учебного года.
4.5. Комиссия образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) осуществляет следующие функции в рамках подготовки и проведения итогового сочинения (изложения):
организует ознакомление под подпись обучающихся и их родителей (законных представителей) с Памяткой о порядке проведения итогового сочинения (изложения), утвержденной комитетом;
организует проведение итогового сочинения (изложения) в
соответствии с методическими рекомендациями Рособрнадзора и требованиями настоящего Порядка;
предоставляет сведения для внесения в РИС;
обеспечивает техническую поддержку проведения и проверки итогового сочинения (изложения), в том числе в соответствии с рекомендациями Рособрнадзора по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения);
получает темы сочинений (тексты изложений) и обеспечивает информационную безопасность;
обеспечивает участников итогового сочинения орфографическими словарями при проведении итогового сочинения;
обеспечивает участников итогового изложения орфографическими и толковыми словарями при проведении итогового изложения.
Состав комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) формируется из школьных учителей-предметников, администрации образовательной организации.
Комиссия образовательной организации должна состоять не менее чем из трех человек в зависимости от количества участников итогового сочинения (изложения) с учетом того, что в каждой аудитории должны присутствовать не менее двух членов комиссии образовательной организации.
4.6. Муниципальные предметные комиссии по проверке и оцениванию итогового сочинения (изложения) осуществляют следующие функции в рамках проверки и оценивания итогового сочинения (изложения):
организуют проверку итогового сочинения (изложения) в соответствии с критериями оценивания итогового сочинения (изложения), разработанными Рособрнадзором;
организуют по поручению комитета повторную проверку итогового сочинения (изложения) обучающихся.
4.7. В целях информирования граждан о порядке проведения итогового сочинения (изложения) в средствах массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти Волгоградской области, на сайте комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области портала Губернатора и Администрации Волгоградской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет", сайтах МОУО, образовательных организаций Волгоградской области публикуется информация о:
порядке проведения итогового сочинения (изложения) Волгоградской области, утвержденном комитетом, - не позднее чем за два месяца до дня проведения итогового сочинения;
сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (для лиц, перечисленных в пункте 2.2 настоящего Порядка) - не позднее чем за два месяца до дня проведения итогового сочинения;
сроках проведения итогового сочинения (изложения) - не позднее чем за месяц до завершения срока подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении);
сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения) - не позднее чем за месяц до дня проведения итогового сочинения (изложения).
4.8. Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового сочинения (изложения) на территории Волгоградской области, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации РИС и взаимодействие с ФИС ГИА и Приема, осуществляется региональным центром обработки информации (далее именуется - РЦОИ).
5. Сроки и продолжительность написания итогового сочинения (изложения)
5.1. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря.
5.2. Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуются питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
5.3. В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей бланков и другое).
5.4. В случае получения неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся, экстерны вправе пересдать итоговое сочинение (изложение) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, предусмотренные Порядком проведения ГИА.
5.5. Участники итогового сочинения (изложения) повторно допускаются в текущем учебном году в дополнительные сроки к сдаче итогового сочинения (изложения) в случаях, предусмотренных Порядком проведения ГИА.
6. Порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового сочинения (изложения)
6.1. Сведения об участниках итогового сочинения (изложения) вносятся РЦОИ в РИС не позднее чем за две недели до дня проведения итогового сочинения (изложения). Состав сведений и сроки их внесения в РИС утверждены приказом Рособрнадзора от 18 июня 2018 г. N 831 "Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы".
6.2. Сведения об участниках итогового сочинения (изложения) предоставляют МОУО и (или) образовательные организации, в которых обучающиеся получают среднее общее образование.
6.3. Бланки для проведения итогового сочинения (изложения) вместе с отчетными формами для проведения итогового сочинения (изложения), установленными на федеральном уровне, не позднее чем за день до проведения итогового сочинения (изложения) печатаются в образовательных организациях (местах проведения итогового сочинения (изложения) или печатаются и доставляются МОУО в образовательные организации не позднее чем за день до проведения итогового сочинения (изложения). Копирование бланков итогового сочинения (изложения) при нехватке распечатанных бланков итогового сочинения (изложения) в местах проведения итогового сочинения (изложения) запрещено, так как все бланки имеют уникальный код работы и распечатываются посредством специализированного программного обеспечения.
6.4. Комиссия образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени знакомится с информацией о комплекте тем итогового сочинения, размещенной на официальном информационном портале единого государственного экзамена ege.edu.ru (topic.ege.edu.ru), а также на официальном сайте Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр тестирования" (rustest.ru).
В случае возникновения нештатных ситуаций (недоступность или неработоспособность указанных информационных порталов, официальных сайтов) по запросу специалиста комитета, ответственного за вопросы, связанные с проведением итогового сочинения (изложения), комплекты тем итогового сочинения направляются Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр тестирования" (далее именуется - ФЦТ) на электронные адреса специалиста комитета, ответственного за вопросы, связанные с проведением итогового сочинения (изложения).
Полученный комплект тем итогового сочинения не ранее чем за 15 минут до начала проведения итогового сочинения по местному времени публикуется на сайте комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области портала Губернатора и Администрации Волгоградской области и на сайте РЦОИ.
РЦОИ направляет комплект тем итогового сочинения в места проведения итогового сочинения, определенные комитетом, и в МОУО, которые незамедлительно передают комплект тем итогового сочинения в образовательные организации.
Направление комплектов тем итогового сочинения осуществляется в соответствии с привязкой Волгоградской области к третьему часовому поясу.
6.5. Текст итогового изложения, размещенный ФЦТ за три календарных дня до проведения итогового изложения на технологическом портале подготовки и проведения ЕГЭ, находящемся в защищенной корпоративной сети передачи данных ЕГЭ по адресу portal.ege.rustest.ru или IP-адрес - 10.0.6.21, за 15 минут до начала проведения изложения направляется РЦОИ в МОУО, которые незамедлительно передают текст итогового изложения в образовательные организации.
Направление текстов для итогового изложения осуществляется в соответствии с привязкой Волгоградской области к третьему часовому поясу.
6.6. В местах проведения итогового сочинения (изложения) выделяется помещение для технического специалиста, оборудованное телефонной связью, принтером, техническим оборудованием для проведения сканирования, копирования, персональным компьютером с выходом в сеть "Интернет" для получения комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений).
7. Проведение итогового сочинения (изложения)
7.1. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения итогового сочинения (изложения), должны обеспечивать проведение итогового сочинения (изложения) в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
7.2. По решению комитета допускается оборудование места проведения итогового сочинения (изложения) стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.
7.3. В день проведения итогового сочинения (изложения) в месте проведения итогового сочинения (изложения) допускается присутствие:
общественных наблюдателей; представителей средств массовой информации; должностных лиц Рособрнадзора и (или) комитета. Допуск указанных лиц в места проведения итогового сочинения (изложения) осуществляется только при наличии у них документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их полномочия.
Общественные наблюдатели свободно перемещаются по месту проведения итогового сочинения (изложения). При этом в аудитории учебном кабинете может находиться один общественный наблюдатель.
Представители средств массовой информации присутствуют в учебных кабинетах только до момента выдачи участникам итогового сочинения (изложения) материалов.
7.4. До начала итогового сочинения (изложения) руководитель образовательной организации, в которой проводится итоговое сочинение (изложение), распределяет участников по кабинетам в произвольном порядке (форма ИС-04 "Список участников итогового сочинения (изложения) в ОО (месте проведения)").
7.5. Вход участников итогового сочинения (изложения) в места проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.00 по местному времени. Участники итогового сочинения (изложения) рассаживаются за рабочие столы в учебном кабинете в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол). Во время проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете присутствуют не менее двух членов комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
7.6. Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 часов по местному времени.
7.7. Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии образовательной организации по проведению сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения).
7.8. До начала итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проводят инструктаж участников. Инструктаж состоит из двух частей. Первая часть инструктажа проводится до 10.00 часов по местному времени и включает в себя информирование участников о порядке проведения итогового сочинения (изложения), в том числе о случаях удаления с итогового сочинения (изложения), продолжительности написания итогового сочинения (изложения), о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о том, что записи на листах бумаги для черновиков не обрабатываются и не проверяются.
7.9. Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) выдают участникам итогового сочинения (изложения) бланки регистрации, бланки записи, листы бумаги для черновиков, орфографические словари (орфографические и толковые словари для участников итогового изложения), инструкции для участников итогового сочинения (изложения).
7.10. При проведении второй части инструктажа, которая начинается не ранее 10.00 по местному времени, члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) должны ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами итогового сочинения (текстами для итогового изложения). Содержательное комментирование тем итогового сочинения и текстов для итогового изложения запрещено.
7.11. По указанию членов комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) участники итогового сочинения (изложения) заполняют регистрационные поля бланков, указывают номер темы итогового сочинения (текста для итогового изложения). Члены комиссии проверяют правильность заполнения участниками итогового сочинения (изложения) регистрационных полей бланков. В бланке записи участники итогового сочинения (изложения) переписывают название выбранной ими темы сочинения (текста для итогового изложения). Членам комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) также необходимо проверить бланк регистрации и бланки записи каждого участника итогового сочинения (изложения) на корректность вписанного участником итогового сочинения (изложения) кода работы (код работы совпадает с кодом работы на бланке регистрации), номера темы итогового сочинения (текста для итогового изложения).
7.12. После проведения второй части инструктажа члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) объявляют начало, продолжительность и время окончания написания итогового сочинения (изложения) и фиксируют их на доске (информационном стенде), после чего участники итогового сочинения (изложения) приступают к написанию итогового сочинения (изложения).
В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и другое).
7.13. В случае нехватки места в бланке записи для написания итогового сочинения (изложения) по запросу участника итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) выдают ему дополнительный бланк записи. По мере необходимости участникам итогового сочинения (изложения) выдаются листы бумаги для черновиков.
7.14. Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения) помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи) находятся:
ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета); документ, удостоверяющий личность; лекарства и питание (при необходимости);
орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выдаваемый членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);
инструкция для участников итогового сочинения (изложения);
листы бумаги для черновиков, выданные членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);
специальные технические средства (для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов) (при необходимости).
7.15. Во время проведения итогового сочинения (изложения) запрещено:
участникам итогового сочинения (изложения) иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) руководителем образовательной организации;
членам комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, оказывать содействие участникам итогового сочинения (изложения).
7.16. Если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не в состоянии завершить написание итогового сочинения (изложения), он вправе покинуть место проведения итогового сочинения (изложения). Член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) составляет "Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам" (форма ИС-08), вносит соответствующую отметку в форму ИС-05 "Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)", участник итогового сочинения (изложения) ставит свою подпись в указанной форме. В бланке регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) необходимо внести отметку "X" в поле "Не закончил" для учета при организации проверки, а также для последующего допуска указанных участников к повторной сдаче итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки. Внесение отметки в поле "Не закончил" подтверждается подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
7.17. Если участник итогового сочинения (изложения) нарушил требования, установленные пунктом 27 Порядка проведения ГИА, он удаляется с итогового сочинения (изложения) руководителем образовательной организации. Член комиссии образовательной организации составляет "Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)" (форма ИС-09), вносит соответствующую отметку в форму ИС-05 "Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)", участник итогового сочинения (изложения) ставит свою подпись в указанной форме. В бланке регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) необходимо внести отметку "X" в поле "Удален". Внесение отметки в поле "Удален" подтверждается подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
7.18. За 30 минут и за 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) сообщают участникам итогового сочинения (изложения) о скором завершении написания итогового сочинения (изложения) и о необходимости перенести написанные сочинения (изложения) из листов бумаги для черновиков в бланки записи (в том числе в дополнительные бланки записи).
7.19. Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие написание итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), листы бумаги для черновиков и покидают образовательную организацию (место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь установленного времени завершения итогового сочинения (изложения).
7.20. По истечении установленного времени завершения итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) объявляют об окончании выполнения итогового сочинения (изложения) и собирают у участников итогового сочинения (изложения) бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), листы бумаги для черновиков.
7.21. Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проверяют бланк регистрации и бланки записи (дополнительные бланки записи) каждого участника итогового сочинения (изложения) на корректность вписанного участником кода работы (код работы совпадает с кодом работы на бланке регистрации), а затем ставят "Z" в области бланка записи (или дополнительного бланка записи), оставшейся незаполненной.
7.22. В бланках регистрации участников итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) заполняют поле "Количество бланков записи". В указанное поле вписывается общее количество бланков записи, включая дополнительные бланки записи (в случае если такие выдавались по запросу участника), которое было использовано участником.
7.23. Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) заполняют отчетные формы, использованные во время проведения сочинения (изложения), а также форму ИС-05 "Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)".
В свою очередь, участник проверяет данные, внесенные в ведомость, подтверждая их личной подписью.
7.24. В случае сдачи итогового сочинения (изложения) участником сочинения (изложения) в устной форме член комиссии образовательной организации вносит в бланк регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) отметку "X" в поле "В устной форме" и заверяет своей подписью внесение указанной отметки в специально отведенном поле для последующей корректной проверки и обработки бланков итогового сочинения (изложения) такого участника. В форму ИС-05 "Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения)" необходимо также внести отметку в поле "Сдавал в устной форме (ОВЗ)".
7.25. Собранные бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), листы бумаги для черновиков, а также отчетные формы для проведения итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) передают руководителю образовательной организации.
После получения бланков руководитель образовательной организации несет личную ответственность за соблюдение информационной безопасности и сохранность бланков.
7.26. Руководитель образовательной организации после сбора материалов и заполнения соответствующих форм передает все материалы техническому специалисту для копирования (сканирования).
7.27. Технический специалист проводит копирование бланков регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи) участников итогового сочинения (изложения).
Копирование бланков итогового сочинения (изложения) с внесенной в бланк регистрации отметкой "X" в поле "Не закончил" ("Удален"), подтвержденной подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения), не производится, проверка таких сочинений (изложений) не осуществляется. В бланке регистрации ответственное лицо, уполномоченное на муниципальном уровне, вносит оценку "незачет" по всей работе в целом.
Указанные бланки итогового сочинения (изложения) вместе с формой ИС-08 "Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам" и (или) формой ИС-09 "Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)" передаются руководителем образовательной организации ответственному лицу, уполномоченному на муниципальном уровне, для учета, а также для последующего допуска указанных участников к повторной сдаче итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки.
В случае сдачи итогового сочинения (изложения) участником сочинения (изложения) в устной форме необходимо обратить внимание на то, что в поле "В устной форме" должна быть проставлена отметка "X", подтвержденная подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения), для последующей корректной проверки и обработки бланков итогового сочинения (изложения) такого участника.
Копии бланков регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи) участников итогового сочинения (изложения) упаковываются в отдельный пакет (далее именуется - пакет с копиями бланков).
7.28. Руководитель образовательной организации передает пакет с копиями бланков и пакет с оригиналами бланков регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи) участников итогового сочинения (изложения) ответственному лицу, уполномоченному на муниципальном уровне.
8. Особенности организации и проведения итогового сочинения (изложения) для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов
8.1. Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, проведение итогового сочинения (изложения) организуется в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Материально-технические условия проведения итогового сочинения (изложения) обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких участников итогового сочинения (изложения) в учебные кабинеты, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов учебный кабинет располагается на первом этаже), наличие специальных кресел и других приспособлений).
В местах проведения итогового сочинения (изложения) выделяются помещения для организации питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
Перерывы для организации питания участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов организуются с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития по мере необходимости, в присутствии члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
Перерывы для организации проведения лечебных и профилактических мероприятий участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов организуются с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития по мере необходимости, в присутствии медицинского работника.
При проведении итогового сочинения (изложения) при необходимости присутствуют ассистенты, оказывающие участникам с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей:
оказывают техническую помощь в части передвижения по месту проведения итогового сочинения (изложения), ориентации (в том числе помогают им занять рабочее место в учебном кабинете) и получении информации (не относящейся к содержанию и выполнению итогового сочинения (изложения);
оказывают техническую помощь в обеспечении коммуникации (с руководителем образовательной организации, членами комиссии по проведению итогового сочинения (изложения), в том числе с использованием коммуникативных устройств, средств альтернативной коммуникации (за исключением средств связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуры);
оказывают помощь в использовании технических средств, необходимых для выполнения заданий, технических средств (изделий) реабилитации и обучения;
оказывают помощь в ведении записей, чтении (оказывают помощь в фиксации положения тела, ручки в кисти руки; помогают при оформлении регистрационных полей бланков итогового сочинения (изложения), приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей; фиксации строки/абзаца (для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата);
переносят итоговое сочинение (изложение) в бланки итогового сочинения (изложения);
оказывают техническую помощь при выполнении итогового сочинения (изложения) на компьютере (настройки на экране; изменение (увеличение) шрифта и др.);
вызывают медперсонал (при необходимости).
Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды с учетом их индивидуальных возможностей пользуются в процессе написания сочинения (изложения) необходимыми им техническими средствами.
8.2. Для слабослышащих участников итогового сочинения (изложения):
учебные кабинеты для проведения сочинения (изложения) оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;
8.3. Для глухих участников итогового сочинения (изложения): при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик; подготавливаются в необходимом количестве инструкции, зачитываемые членами комиссии по проведению итогового сочинения (изложения), для выдачи их указанным участникам с целью самостоятельного прочтения участниками итогового сочинения (изложения);
8.4. Для участников итогового сочинения (изложения) с нарушением опорно-двигательного аппарата:
при необходимости допускается выполнение сочинения (изложения) на компьютере со специализированным программным обеспечением (предоставляется МОУО, комитетом). В учебных кабинетах устанавливаются компьютеры, не имеющие выхода в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Итоговое сочинение (изложение), выполненное на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки сочинения (изложения).
8.5. Для слепых участников итогового сочинения (изложения): темы итогового сочинения (тексты изложения) оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
итоговое сочинение (изложение) выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере;
предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления сочинения (изложения) рельефно-точечным шрифтом Брайля (брайлевский прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, специальные чертежные инструменты), компьютер (при необходимости).
Итоговое сочинение (изложение), выполненное в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки сочинения (изложения).
8.6. Для слабовидящих участников итогового сочинения (изложения):
темы итогового сочинения (тексты изложения), бланки сочинения (изложения) копируются в увеличенном размере (формат А4 с размером шрифта не менее 18 Bold (полужирный);
освещенность каждого рабочего места в учебном кабинете должна быть равномерной и не ниже 300 люкс. Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки.
Итоговое сочинение (изложение), выполненное в бланках сочинения (изложения) увеличенного размера, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в стандартные бланки сочинения (изложения).
8.7. Для участников итогового изложения с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых, слабовидящих, глухих, поздно оглохших и слабослышащих участников итогового изложения текст для итогового изложения выдается для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут. В это время допускается работа участников с листами бумаги для черновиков, выписывая ключевые слова, составляя план изложения (переписывать текст для итогового изложения в листы бумаги для черновиков запрещено). По истечении 40 минут член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) забирает текст для итогового изложения, и участники приступают к написанию итогового изложения.
Для глухих, поздно оглохших и слабослышащих участников итогового изложения при необходимости (вместо выдачи текста для итогового изложения на 40 минут) допускается осуществление сурдоперевода текста для итогового изложения (о необходимости обеспечения сурдоперевода текста для итогового изложения сообщается во время подачи заявления на участие в итоговом изложении).
Участники итогового изложения, которым текст для изложения выдается на 40 минут для чтения, должны быть распределены в отдельный учебный кабинет для проведения итогового изложения. Запрещается распределять участников итогового изложения, которым текст для итогового изложения выдается для чтения на 40 минут, в один учебный кабинет вместе с участниками итогового изложения, которым текст для итогового изложения зачитывается членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).
8.8. Основанием для организации итогового сочинения (изложения) на дому, в медицинской организации является заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
Итоговое сочинение (изложение) организуется по месту жительства участника итогового сочинения (изложения), по месту нахождения медицинского учреждения (больницы), в котором участник сочинения (изложения) находится на длительном лечении, с выполнением минимальных требований к процедуре проведения.
8.9. Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов допускается проведение итогового сочинения (изложения) по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний в устной форме.
Устное сочинение (изложение) участников записывается на флеш-носитель. Аудиозаписи участников передаются ассистенту, который в присутствии руководителя образовательной организации переносит устное сочинение (изложение) из аудиозаписей в бланки сочинения (изложения).
В случае сдачи итогового сочинения (изложения) участником сочинения (изложения) в устной форме член комиссии образовательной организации вносит в бланки дополнительную информацию согласно пункту 7.24 настоящего Порядка.
9. Порядок проверки и оценивания итогового сочинения (изложения)
9.1. Проверка работ участников итогового сочинения (изложения) осуществляется экспертами, входящими в состав муниципальных предметных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения) (далее именуются - предметные комиссии).
9.2. Эксперты предметных комиссий должны соответствовать указанным ниже требованиям.
Владение необходимой нормативной базой:
федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);
рекомендации Рособрнадзора по организации и проведению итогового сочинения (изложения);
рекомендации Рособрнадзора по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения);
методические рекомендации Рособрнадзора для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).
Владение необходимыми предметными компетенциями:
иметь высшее образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы";
обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.
Владение содержанием основного общего и среднего общего образования, которое находит отражение в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, примерных образовательных программах, учебниках, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных (или допущенных) к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях.
Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):
знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);
умение объективно оценивать сочинения (изложения);
умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа;
умение выявлять в работе однотипные и негрубые ошибки;
умение классифицировать ошибки в сочинениях (изложениях);
умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;
умение обобщать результаты.
9.3. В целях осуществления проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) предметные комиссии обеспечиваются необходимыми техническими средствами (ксерокс, сканер, компьютер с возможностью выхода в сеть "Интернет", а также с установленными на него специализированными программами, позволяющими автоматически проверять тексты на наличие заимствований и другое).
9.4. При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивании персональные данные участников сочинений (изложений) могут быть доступны экспертам предметной комиссии.
9.5. Ответственное лицо, уполномоченное на муниципальном уровне, передает копии бланков записи на проверку и копии бланков регистрации для внесения результатов проверки предметной комиссии.
9.6. Предметная комиссия перед осуществлением проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания итогового сочинения (изложения), разработанным Рособрнадзором, проверяет соблюдение участниками итогового сочинения (изложения) требований "Объем сочинения (изложения)" и "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)".
После проверки установленных требований предметная комиссия приступает к проверке сочинения (изложения) по критериям оценивания или, не приступая к проверке итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, выставляет "незачет" по всей работе в целом в случае несоблюдения хотя бы одного из установленных требований.
Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз. Результаты проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания ("зачет"/"незачет") вносятся экспертом в копию бланка регистрации (в случае несоблюдения участником хотя бы одного из установленных требований в копии бланка регистрации необходимо заполнить соответствующее поле "незачет" и внести оценку "незачет" по всей работе в целом).
Копии бланков регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи) предметная комиссия передает ответственному лицу, уполномоченному на муниципальном уровне.
Ответственное лицо, уполномоченное на муниципальном уровне, переносит результаты проверки по требованиям и критериям оценивания ("зачет'7"незачет") из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения (изложения) (в случае несоблюдения участником хотя бы одного из установленных требований в оригинале бланка регистрации заполняется соответствующее поле "незачет" и вносится оценка "незачет" по всей работе в целом).
9.7. Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) предметными комиссиями должна завершиться не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
10. Обработка результатов итогового сочинения (изложения)
10.1. После завершения проверки и оценивания экспертами предметной комиссии итогового сочинения (изложения) ответственное лицо, уполномоченное на муниципальном уровне, обеспечивает проведение техническим специалистом сканирования оригиналов бланков итогового сочинения (изложения), в том числе незаполненных оригиналов бланков, оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) с внесенной отметкой "X" в поле "Не закончил", ("Удален"), подтвержденной подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения). Сканирование всех выданных участникам бланков итогового сочинения (изложения) производится поаудиторно в присутствии руководителя образовательной организации.
10.2. После завершения сканирования бланков итоговых сочинений (изложений) технический специалист передает сохраненные сканированные изображения лицу, ответственному на муниципальном уровне, которое в течение двух календарных дней передает их в РЦОИ на электронном носителе для последующей обработки.
10.3. Обработка бланков итогового сочинения (изложения) осуществляется РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств.
Обработка проверенных бланков итогового сочинения (изложения) в РЦОИ включает в себя:
распознавание информации, внесенной в проверенные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения);
сверку распознанной информации с оригинальной информацией, внесенной в проверенные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения).
10.4. Обработка бланков итогового сочинения (изложения) должна завершиться не позднее чем через пять календарных дней после завершения проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) экспертами предметных комиссий.
10.5. Бумажные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения), аудиозаписи устных итоговых сочинений (изложений) (в случае прохождения итогового сочинения (изложения) в устной форме участниками с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами) направляются на хранение в образовательные организации (выпускников прошлых лет - в МОУО).
Данные материалы хранятся в образовательных организациях в течение четырех лет, следующих за годом написания сочинения, а затем уничтожаются комиссиями, возглавляемыми руководителями образовательных организаций или МОУО.
10.6. Образы оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) РЦОИ размещает на региональных серверах.
10.7. Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через ФИС ГИА и Приема.
11. Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения)
11.1. Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем учебном году (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая) допускаются:
обучающиеся, экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат ("незачет");
обучающиеся, экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных пунктом 27 Порядка проведения ГИА;
обучающиеся, экстерны и лица, перечисленные в пункте 2.2 настоящего Порядка, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
обучающиеся, экстерны и лица, перечисленные в пункте 2.2 настоящего Порядка, не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
11.2. Обучающиеся, экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат ("незачет"), допускаются повторно к участию в итоговом сочинении (изложении) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, установленные Порядком проведения ГИА.
12. Проведение повторной проверки итогового сочинения (изложения)
В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся, экстернам при получении повторного неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) другой муниципальной предметной комиссией. В этом случае обучающийся, экстерн (его законный представитель) в течение двух дней со дня официального объявления результатов итогового сочинения (изложения) подает в комитет заявление в письменной форме с просьбой провести повторную проверку итогового сочинения (изложения), в котором подробно указывает причину необходимости повторной проверки. Организацию повторной проверки итогового сочинения (изложения) указанной категории обучающихся определяет комитет.
13. Проведение региональной перепроверки работ участников итогового сочинения (изложения)
13.1. Региональная перепроверка работ участников итогового сочинения (изложения) (далее именуется - региональная перепроверка) проводится по решению комитета в целях повышения объективности результатов итогового сочинения (изложения).
13.2. Отбор образовательных организаций для проведения региональной перепроверки осуществляется из числа образовательных организаций Волгоградской области по следующим критериям:
наличие признаков необъективности результатов Всероссийских проверочных работ в течение двух лет, предшествующих году написания итогового сочинения (изложения);
наличие 100 процентов участников итогового сочинения (изложения), получивших "зачет" по всем критериям оценивания (при условии наличия в образовательной организации 10 и более обучающихся 11 (12) классов);
наличие участников итогового сочинения (изложения), получивших "зачет" в целом и "незачет" по критерию оценивания "грамотность";
наличие работ участников единого государственного экзамена (далее именуется - ЕГЭ), включенных в устанавливаемые Рособрнадзором "зоны риска ЕГЭ", в течение двух лет, предшествующих году написания итогового сочинения (изложения);
наличие обучающихся, получивших аттестат о среднем общем образовании с отличием и не набравших минимальный балл ЕГЭ по одному и более экзаменам, в течение двух лет, предшествующих году написания итогового сочинения (изложения).
13.3. Выборка работ участников итогового сочинения (изложения) для проведения региональной перепроверки осуществляется РЦОИ по поручению комитета.
13.4. Работы участников итогового сочинения (изложения), отобранные для проведения региональной перепроверки, проверяются предметной комиссией по региональной перепроверке работ участников итогового сочинения (изложения) (далее именуется - комиссия по региональной перепроверке), созданной комитетом. Состав комиссии по региональной перепроверке формируется из числа экспертов, входящих в состав региональной предметной комиссии государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Волгоградской области по русскому языку и/или муниципальных предметных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения), имеющих высшую квалификационную категорию и опыт работы в муниципальной предметной комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) не менее трех лет.
13.5. В состав комиссии по региональной перепроверке входят председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, эксперты комиссии. Количественный состав комиссии по региональной перепроверке определяется с учетом количества работ, отобранных для проведения региональной перепроверки.
13.6. Комиссия по региональной перепроверке осуществляет региональную перепроверку в соответствии с инструкцией для экспертов муниципальных предметных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения), утвержденной приказом комитета образования и науки Волгоградской области от 08 ноября 2016 г. N 117 "Об утверждении инструктивных материалов для проведения итогового сочинения (изложения) в Волгоградской области".
13.7. Для утверждения результатов региональной перепроверки комитетом создается комиссия по утверждению результатов региональной перепроверки работ участников итогового сочинения (изложения) (далее именуется - комиссия по утверждению результатов региональной перепроверки). Состав комиссии по утверждению результатов региональной перепроверки формируется из числа представителей комитета, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
13.8. В состав комиссии по утверждению результатов региональной перепроверки входят председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, секретарь комиссии, члены комиссии. Количественный состав комиссии по утверждению результатов региональной перепроверки составляет не более семи человек.
13.9. Составы комиссии по региональной перепроверке и комиссии по утверждению результатов региональной перепроверки формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, входящего в состав комиссии, или его близких родственников влияет на объективное исполнение возложенных на него обязанностей.
13.10. Региональная перепроверка проводится в помещениях РЦОИ в течение 10 рабочих дней после принятия комитетом решения о проведении региональной перепроверки.
13.11. В день завершения региональной перепроверки председатель комиссии по региональной перепроверке передает результаты региональной перепроверки в комиссию по утверждению результатов региональной перепроверки.
13.12. На основе полученных результатов региональной перепроверки председатель комиссии по утверждению результатов региональной перепроверки принимает решение об утверждении и (или) аннулировании результатов итогового сочинения (изложения), полученных участниками итогового сочинения (изложения) до проведения региональной перепроверки, которое оформляется протоколом заседания комиссии по утверждению результатов региональной перепроверки в течение одного рабочего дня после получения результатов региональной перепроверки.
13.13. Протокол заседания комиссии по утверждению результатов региональной перепроверки в день его подписания передается в РЦОИ для внесения соответствующих сведений в РИС.
13.14. РЦОИ в течение одного рабочего дня после завершения обработки в РИС передает результаты региональной перепроверки в образовательные организации, органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, для официального ознакомления участников итогового сочинения (изложения), первоначальные результаты которых были аннулированы по итогам региональной перепроверки.
13.15. Официальное ознакомление участников итогового сочинения (изложения), первоначальные результаты которых были аннулированы по итогам региональной перепроверки, с новыми результатами итогового сочинения (изложения) осуществляется под подпись образовательными организациями, органами, осуществляющими управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, в течение двух рабочих дней после их получения из РЦОИ.
14. Срок действия итогового сочинения (изложения)
14.1. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА - бессрочно.
14.2. Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Лица, перечисленные в пункте 2.2 настоящего Порядка, вправе участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.
14.3. Лица, перечисленные в пункте 2.2 настоящего Порядка, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового
сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.
Заведующий сектором государственной итоговой аттестации и оценки качества комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области |
М.С. Бейтуганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 28 октября 2019 г. N 135 "Об утверждении Порядка организации и проведения итогового сочинения (изложения) в Волгоградской области"
Настоящий приказ вступает в силу с 28 октября 2019 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 31 октября 2019 г., в газете "Волгоградская правда" от 15 ноября 2019 г. N 132
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 18 ноября 2024 г. N 86
Изменения вступают в силу с 18 ноября 2024 г.
Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 29 июля 2024 г. N 60
Изменения вступают в силу с 29 июля 2024 г.
Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 20 ноября 2023 г. N 104
Изменения вступают в силу с 20 ноября 2023 г.
Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 10 июля 2023 г. N 71
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2023 г.
Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 30 января 2023 г. N 10
Изменения вступают в силу с 30 января 2023 г.
Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 6 декабря 2022 г. N 97
Изменения вступают в силу с 6 декабря 2022 г.
Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 15 ноября 2021 г. N 117
Изменения вступают в силу с 15 ноября 2021 г.
Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 17 ноября 2020 г. N 135
Изменения вступают в силу с 17 ноября 2020 г.