Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 октября 2019 г. N 03-11-11/76723
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, и по вопросу зачисления в федеральный бюджет всех налогов, сборов и пошлин с перераспределением по территориям и программам сообщает.
В соответствии с принципом разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, установленным статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в Российской Федерации в рамках федеративных отношений за всеми уровнями власти закреплены расходные полномочия, реализация которых осуществляется за счет законодательного обеспечения финансовыми ресурсами.
В соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации устанавливаются общие принципы налогообложения и сборов для всех субъектов Российской Федерации.
При этом в действующей федеративной системе разграничение доходных источников обусловлено не только необходимостью покрытия расходных обязательств, но и спецификой финансовой системы Российской Федерации, например, такими характеристиками, как неравномерность размещения налоговой базы по территории страны, особенностями администрирования отдельных доходов, системой налоговых вычетов.
В настоящее время на уровне субъектов Российской Федерации сконцентрированы доходные источники, объем поступлений которых в большей степени зависит от действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по развитию предпринимательства, a также связан с налогообложением бизнеса (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, имущественные налоги, а также налоги, взимаемые с плательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).
Таким образом, предложение централизовать все налоги, сборы и пошлины в федеральном бюджете лишит субъекты Российской Федерации стимулов к проведению более ответственной экономической политики, оптимизации расходов и развитию своей налоговой базы, а также приведет к нарушению установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа самостоятельности бюджетов, в соответствии с которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом и обязанностью самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направления расходных обязательств с учетом имеющихся доходных источников.
Для регулирования финансовых диспропорций в регионах с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение государственных (муниципальных) услуг гарантированного объема и качества вне зависимости от территории проживания органами государственной власти используется механизм финансового выравнивания, в том числе в форме межбюджетного перераспределения средств. Работа данного механизма обеспечивается путем централизации части налогов на федеральном уровне с одной стороны, и предоставления финансовой помощи из федерального бюджета с другой.
В 2018 году со стороны федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации была предоставлена финансовая поддержка в виде межбюджетных трансфертов (без учета межбюджетных трансфертов на реализацию полномочий Российской Федерации) в размере 1,8 трлн рублей.
Вместе с тем также целесообразно отметить значительный рост налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2018 году на 15% по сравнению с 2017 годом и увеличение объемов финансовой поддержки в виде межбюджетных трансфертов без учета межбюджетных трансфертов на реализацию полномочий Российской Федерации) на 27%, а также профицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по итогам 2018 года в размере 510,3 млрд рублей.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин не поддерживает предложение зачислять в федеральный бюджет все налоги, сборы и пошлины с перераспределением по территориям и программам.
Объем налоговых поступлений в региональные бюджеты в большей степени зависит от действий региональных властей по развитию предпринимательства, a также связан с налогообложением бизнеса (налог на прибыль, НДФЛ, имущественные налоги, а также налоги в рамках спецрежимов).
Реализация предложения лишит регионы стимулов к проведению более ответственной экономической политики, оптимизации расходов и развитию своей налоговой базы, а также приведет к нарушению принципа самостоятельности бюджетов.
Для регулирования финансовых диспропорций в регионах используется механизм финансового выравнивания, в том числе в форме межбюджетного перераспределения средств.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 октября 2019 г. N 03-11-11/76723
Текст письма опубликован не был