Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Оценка соответствия структуры основных образовательных программ начального общего образования требованиям ФГОС начального общего образования и уровня сформированности условий их реализации
В мониторинге приняли участие 779 общеобразовательных организаций области, реализующих с 1 сентября 2011 года федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Оценка качества начального общего образования предусматривала проведение мониторингов по следующим показателям:
I. Соответствие структуры основных образовательных программ начального общего образования общеобразовательных организаций требованиям ФГОС НОО (с учетом изменений);
II. Соответствие уровня сформированности условий реализации основных образовательных программ начального общего образования общеобразовательных организаций требованиям ФГОС начального общего образования (с учетом изменений).
I. Соответствие структуры основных образовательных программ начального общего образования общеобразовательных организаций требованиям ФГОС начального общего образования
Мониторинг предполагал установление факта соответствия ООП НОО общеобразовательных организаций требованиям ФГОС начального общего образования.
Экспертиза осуществлялась по двум критериям, на основании которых был проведен анализ и установлено соответствие, а именно:
1) формализованность ООП НОО общеобразовательной организации (соответствие структуры ООП требованиям ФГОС начального общего образования);
2) структурированность ООП НОО общеобразовательной организации (соответствие структуры компонентов разделов ООП требованиям ФГОС начального общего образования).
Сводная карта соответствия структуры основных образовательных программ начального общего образования, реализуемых общеобразовательными организациями области, требованиям ФГОС НОО представлена в приложении 1.
По критерию формализованность ООП НОО общеобразовательные организации в режиме самообследования оценивали наличие ООП НОО как локального нормативного акта, обеспечивающего содержание начального образования. В целом по области в 2015 году основные образовательные программы начального общего образования в 99,8% (778) общеобразовательных организаций отвечают нормативным требованиям к структуре, а также формально закреплены в качестве локального нормативного акта. В то же время, в одной общеобразовательной организации области (Октябрьский муниципальный район), по результатам самооценки, данный критерий не соответствует требованиям. На рис. 1 показана диаграмма по данному критерию в сравнении с 2014 годом.
Рис. 1 Соответствие структуры ООП НОО общеобразовательных организаций Челябинской области требованиям ФГОС НОО
По критерию структурированность ООП НОО в целом по области ООП НОО 761 (из 779) общеобразовательных организаций соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования, что составляет 97,4% (по сравнению с 2014 годом количество таких школ увеличилось на 3,2%). В то же время в 18 общеобразовательных организациях Челябинской области (2,6%) ООП НОО не соответствуют данному критерию оценивания. На рис.2 показана диаграмма по данному критерию.
Рис. 2 Соответствие структуры компонентов разделов ООП НОО требованиям ФГОС начального общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области
Такое несоответствие ООП НОО требованиям к структуре образовательной программы выявлено в 6 (14%) муниципальных территориях области, в том числе по общеобразовательным организациям:
Октябрьский MP - 46,67% (7 общеобразовательных организаций, причем в МКОУ Барсучанская СОШ ООП НОО отсутствует);
Чесменский MP - 27,78% (5 общеобразовательных организаций);
Чебаркульский ГО - 14,29% (1 общеобразовательная организация);
Миасский ГО - 8,82% (3 общеобразовательные организации);
Нагайбакский MP - 10% (1 общеобразовательная организация);
Кунашакский MP - 4,17% (1 общеобразовательная организация).
Анализ мониторинговых карт, представленных органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, позволяет выявить разделы ООП НОО, которые не представлены в программах школ:
1. Программа коррекционной работы в содержательном разделе ООП НОО отсутствует в 6 общеобразовательных организациях (Октябрьский, Чесменский муниципальные районы и Миасский и Чебаркульский городские округа);
2. раздел, описывающий систему условий реализации ООП НОО, - в 2 общеобразовательных организациях (Октябрьский и Чесменский муниципальные районы);
3. в планах внеурочной деятельности двух общеобразовательных организаций не отражены все направления развития личности (Чесменский муниципальный район);
4. календарный учебный график ООП НОО не разработан в одной общеобразовательной организации (Миасский городской округ) либо разработан на один календарный год;
5. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни не представлена в 3 общеобразовательных организациях (Октябрьский и Кунашакский муниципальные районы).
6. Раздел "Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО" не разработан в 1 общеобразовательной организации (Нагайбакский муниципальный район).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в обязательном порядке реализуется 4 года.
В целом основные образовательные программы начального общего образования являются действующим локальным актом, и в 2015 году в 761 общеобразовательной организации области (97,4%) соответствуют требованиям ФГОС НОО по всем выделенным в мониторинге критериям, что по сравнению с 2014 годом выше на 3,2%.
В то же время выявленные в 18 общеобразовательных организациях из 6 территорий несоответствия свидетельствуют о нарушениях нормативных требований к реализации основных образовательных программ начального общего образования. Полученные результаты мониторинга требуют активной работы со стороны органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по организации методического сопровождения обеспечения качества образования в данных общеобразовательных организациях, а также самих общеобразовательных организаций по приведению ООП НОО как локальных нормативных актов в соответствие с требованиями.
II. Соответствие уровня сформированности условий реализации основных образовательных программ начального общего образования общеобразовательных организаций требованиям ФГОС начального общего образования (с учетом изменений)
Оценка уровня сформированности условий реализации ООП НОО требованиям ФГОС начального общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области осуществлялась по трем направлениям:
- нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение;
- кадровое и психолого-педагогическое обеспечение;
- материально-техническое и информационно-методическое обеспечение.
Данные, полученные в ходе самооценки, явились основанием для анализа.
В мониторинге сформированности условий реализации ООП НОО приняло участие 778 общеобразовательных организаций (по структуре программы - на одно больше). МОУ ООШ N 11 Кыштымского городского округа не предоставила мониторинговую карту сформированности условий.
Сводная карта оценки сформированности условий реализации ООП НОО требованиям ФГОС НОО в общеобразовательных организациях Челябинской области представлена в приложении 2.
Уровень сформированности условий в общеобразовательных организациях области по критерию "нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО" представлен на рис. 3.
Рис. 3 Уровень сформированности условий в ОО по критерию "нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение реализации ФГОС НОО"
На момент проведения мониторинга в 731 (93,96%) общеобразовательной организации в полном объёме сформировано нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение реализации ФГОС НОО, что на 6,42% больше чем в 2014 году. В то же время в 44 общеобразовательных организациях (5,66%) из 17 (40%) территорий данные требования выполнены не в полном объеме или частично:
- Пластовский MP - 36,4% (4 общеобразовательные организации);
- Еманжелинский MP 33,3% (3 общеобразовательные организации);
- Усть-Катавский ГО 33,3% (3 общеобразовательные организации);
- Красноармейский MP 30,8% (8 общеобразовательных организаций);
- Кунашакский MP 29,2% (7 общеобразовательных организаций);
- Карабашский ГО 25,0% (1 общеобразовательная организация);
- Кусинский MP - 25,0% (2 общеобразовательные организации);
- Южноуральский ГО - 16,7% (1 общеобразовательная организация);
- Троицкий MP - 16,7%) (4 общеобразовательные организации);
- Миасский ГО - 11,8% (4 общеобразовательные организации);
- Нагайбакский MP - 10,0% (1 общеобразовательная организация);
- Кизильский MP - 7,1% (1 общеобразовательная организация);
- Еткульский MP - 5,9% (1 общеобразовательная организация);
- Сосновский MP - 4,8% (1 общеобразовательная организация);
- Уйский МР - 4,8% (1 общеобразовательная организация);
- Копейский ГО 4,5% (1 общеобразовательная организация);
- Аргаяшский MP - 4,3% (1 общеобразовательная организация).
Стоит отметить также, что в трех общеобразовательных организациях (0,39%) Миасского городского округа выявлен низкий уровень нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС НОО. При этом вышеназванные территории не выделяют эти позиции мониторинга в качестве затруднений. Это свидетельствует о недостаточной эффективности управления процессом нормативно-правового обеспечения введения ФГОС НОО в подведомственных общеобразовательных организациях, а также использования информационно-консультационных ресурсов областной системы образования.
В целом по области основными причинами недостаточного уровня сформированности нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС НОО (по критериям мониторинга) органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, выделяются:
1. недостаточность локальной нормативной базы, обеспечивающей реализацию ООП НОО в отдельных общеобразовательных организациях;
2. несвоевременность внесения общеобразовательными организациями изменений в локальные акты в соответствии с изменениями в законодательстве;
3. несогласованность наименований и содержания локальных нормативных актов положениям Устава общеобразовательной организации и/или другим локальным актам.
По критерию "кадровое и психолого-педагогическое обеспечение введения ФГОС НОО" распределение общеобразовательных организаций области по уровням сформированности условий представлено на рис. 4.
Рис. 4 Уровень сформированности условий в ОО по критерию "кадровое и психолого-педагогическое обеспечение реализации ФГО НОО"
На момент проведения мониторинга в 608 (78,15%) общеобразовательных организациях в полном объёме сформированы условия кадрового и психолого-педагогического обеспечения реализации ФГОС НОО, что на 7,7% больше показателя 2014 года. В то же время, достаточно высокой остается доля общеобразовательных организаций области - 21,47% (167), где не в полном объеме выполнены данные требования.
При этом сохранился, хотя и с тенденцией к уменьшению (на 4,9%), низкий уровень готовности по рассматриваемому критерию: в трех (0,4%) общеобразовательных организациях трех территорий:
- Еткульский MP - 5,9% (1 общеобразовательная организация)
- Троицкий MP - 4,2% (1 общеобразовательная организация)
- Миасский ГО - 2,9% (1 общеобразовательная организация)
Также как и в случае с нормативными условиями, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, представившие информацию о низком уровне кадровых и психолого-педагогических условий в подведомственных общеобразовательных организациях, не указывают проблемы и не анализируют причины их возникновения.
В общем по области в качестве причин недостаточного уровня сформированности кадровых и психолого-педагогических условий муниципальные органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, выделяют:
1. неоптимальность штатных расписаний, в которых отсутствуют должности специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательной программы;
2. отсутствие у всех работников общеобразовательных организаций, реализующих ООП НОО, документов, подтверждающих своевременность повышения квалификации.
По результатам мониторинга по критерию "материально-техническое, информационно-методическое обеспечение введения ФГОС НОО" 754 (96,7%) общеобразовательные организации области имеют высокий и средний уровни сформированности данных условий (58,1% - "в полном объеме соответствует требованиям") и 38,95% - "не в полном объеме соответствует требованиям").
По результатам мониторинга 2015 года по данному критерию выявлена положительная динамика уровня "в полном объеме соответствует требованиям" (на 19,2% выше показателя 2014 года), что является результатом целенаправленной работы по оснащению школ в рамках комплексного проекта модернизации образования (рисунок 5) и обеспечивает реализацию основных образовательных программ начального общего образования в современных условиях. При этом сохраняется (хотя и сократилась в 2015 году на 4,6%) доля общеобразовательных организаций, имеющих низкий уровень материально-технического и информационно-методического обеспечения - 2,96%.
Рис. 5 Уровень сформированности условий по критерию "материально-техническое, информационно-методическое обеспечение введения ФГОС НОО"
Всего 23 общеобразовательные организации из 11 территорий показали низкий уровень сформированности данной группы условий:
- Еткульский MP - 23,5% (4 общеобразовательные организации);
- Чесменский MP - 22,2% (4 общеобразовательные организации);
- Аргаяшский MP - 17,4% (4 общеобразовательные организации);
- Троицкий MP - 12,5% (3 общеобразовательные организации);
- Пластовский MP - 9,1% (1 общеобразовательная организация);
- Озёрский ГО - 7,7% (1 общеобразовательная организация);
- Троицкий ГО - 6,7% (1 общеобразовательная организация);
- Октябрьский MP - 6,7% (1 общеобразовательная организация);
- Брединский MP - 5,9% (1 общеобразовательная организация);
- Миасский ГО - 5,9% (2 общеобразовательные организации);
- Агаповский MP - 5,3% (1 общеобразовательная организация).
Важно отметить, что значительная доля низких показателей в рамках данного критерия в указанных школах приходится на информационно-методические условия, создание которых относится к компетенции общеобразовательных организаций. Так в ряде общеобразовательных организаций показатели "информационно-библиотечный центр" и "информационно-образовательная среда (ИОС)" оценены как "0" или близкое к этому значение, что свидетельствует о формальном заполнении мониторинговых карт, поскольку наличие учебно-методического комплекса для реализации ООП НОО, а также доступа учащихся к информационным ресурсам является нормативным требованием.
Также важно отметить, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом в общеобразовательных организациях 29 территорий отмечено значительное снижение показателей обеспеченности. В отдельных школах отрицательная динамика составляет до 70%, что свидетельствует о формальном подходе к заполнению карт мониторинга. Например, в Аргаяшском муниципальном районе в одной общеобразовательной организации итоговые баллы снизились на 70%; в Еткульском - на 58%; в Кунашакском муниципальном районе снижение итоговых баллов произошло в 7 общеобразовательных организациях на 50-53%; в Чесменском - также в 7 школах снизились итоговые показатели материально-технического и информационно-методического обеспечения (на 59%).
Кроме того, в Коркинском и Нязепетровском муниципальных районах данные 2015 года "зеркально" отражают данные 2014 года по всем общеобразовательным организациям, несмотря на изменения 2015 года в формулировках отдельных показателей, их количестве и максимального числа баллов в целом по критерию "материально-техническое, информационно-методическое обеспечение введения ФГОС НОО".
Таким образом, мониторинг сформированности условий реализации ФГОС НОО в общеобразовательных организациях области 2015 года выявил тенденцию роста доли территорий, в которых по всем показателям отсутствует низкий уровень, и при этом растет доля уровня полного соответствия требованиям ФГОС начального общего образования (32 территории - 74,4%, что на 13,9% выше данных 2014 года). Полученные результаты свидетельствуют о результативности управления качеством начального общего образования (в части сформированности условий реализации ООП НОО) на всех уровнях управления образовательной системой области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.