Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Оценка соответствия структуры основных образовательных программ основного общего образования требованиям ФГОС основного общего образования и уровня сформированности условий их реализации
В мониторинге приняли участие 744 общеобразовательные организации Челябинской области, из которых 83 общеобразовательные организации (11,2%) в инициативном порядке реализуют ФГОС ООО с 1 сентября 2012 года, 67 общеобразовательных организаций (9%) - с 1 сентября 2013 года и 53 общеобразовательные организации - с 1 сентября 2014 года (7,1%). Остальные 541 общеобразовательная организация (72,7%) осуществляют обязательный переход учащихся 5-ых классов на ФГОС ООО с 01 сентября 2015 года. При этом мониторинг проводится в области в течение трех лет, что позволяет выявить некоторые общие тенденции.
Оценка качества основного общего образования предусматривала проведение мониторингов по следующим показателям:
I. Соответствие структуры основных образовательных программ основного общего образования общеобразовательных организаций требованиям ФГОС ООО.
II. Соответствие уровня сформированности условий реализации основных образовательных программ основного общего образования общеобразовательных организаций требованиям ФГОС основного общего образования (с учетом изменений).
I. Соответствие структуры основных образовательных программ основного общего образования общеобразовательных организаций требованиям ФГОС ООО
Мониторинг предполагал установление уровня соответствия ООП ООО общеобразовательных организаций требованиям ФГОС основного общего образования.
Экспертиза осуществлялась по двум критериям, на основании которых можно провести анализ и установить соответствие структуры ООП ОО требованиям ФГОС ООО, а именно:
1) формализованностъ ООП ООО общеобразовательной организации (соответствие структуры ООП требованиям ФГОС основного общего образования);
2) структурированность ООП ООО общеобразовательной организации (соответствие структуры компонентов разделов ООП требованиям ФГОС основного общего образования).
Сводная карта оценки соответствия структуры ООП ООО требованиям ФГОС ООО в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2015 году представлена в приложении 3.
По критерию формализованностъ ООП ООО общеобразовательные организации оценивали в режиме самообследования наличие ООП ООО как локального нормативного акта, обеспечивающего содержание основного образования в соответствии с ФГОС. В целом по области ООП ООО разработаны и по формальным признакам соответствуют требованиям ФГОС ООО в 86,4% общеобразовательных организаций (643), что больше данного показателя 2014 года на 53,76%. В 101 общеобразовательной организации области, по результатам самооценки, данный критерий не соответствует требованиям (13,6%). На рис. 6 показана диаграмма по данному критерию.
Рис. 6 Соответствие структуры ООП ООО общеобразовательных организаций Челябинской области требованиям ФГОС ООО
По критерию структурированность ООП ООО в целом по Челябинской области ООП ООО 448 (из 744) общеобразовательных организаций отмечают соответствие программ требованиям ФГОС основного общего образования, что составляет 66,4%. В сравнении с данными мониторинга 2014 года этот показатель возрос на 44,1%. Однако, 33,6% общеобразовательных организаций области оценивают свои ООП ООО как несоответствующие требованиям (рисунок 7).
Рис. 7 Соответствие структуры компонентов разделов ООП ООО требованиям ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области
Это означает, что в 297 общеобразовательных организациях из 10 муниципалитетов (23%>) работа по формированию ООП ООО ведется недостаточно интенсивно:
Кизильский MP 78,6% (11 общеобразовательных организаций);
Еманжелинский MP 33,3% (3 общеобразовательные организации);
Брединский MP 29,4% (5 общеобразовательных организаций);
Сосновский МР 14,29% (3 общеобразовательные организации);
Нязепетровский MP 9,1% (1 общеобразовательная организация);
Уйский MP 7,7% (1 общеобразовательная организация);
Агаповский МР 6,25% (1 общеобразовательная организация);
Чесменский MP 6,25% (1 общеобразовательная организация);
Красноармейский MP 4,55% (1 общеобразовательная организация);
Троицкий MP 4,17% (1 общеобразовательная организация).
Таким образом, полученные результаты мониторинга требуют активной работы общеобразовательных организаций по разработке ООП ООО как локальных нормативных актов в соответствии с нормативными требованиями. На уровне органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, требуется организация целенаправленного методического и организационного сопровождения перехода на ФГОС ООО в подведомственных общеобразовательных организациях.
II. Соответствие уровня сформированности условий реализации основных образовательных программ основного общего образования общеобразовательных организаций требованиям ФГОС основного общего образования
Оценка уровня сформированности условий реализации основных образовательных программ основного общего образования общеобразовательных организаций требованиям ФГОС основного общего образования осуществлялась по трем критериям:
- нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение;
- кадровое и психолого-педагогическое обеспечение;
- материально-техническое и информационно-методическое обеспечение.
Данные самооценки общеобразовательных организаций и оценки муниципальных органов управления образованием явились основанием для анализа. Сводная карта оценки уровня сформированности условий реализации введения ФГОС ООО в общеобразовательных организациях Челябинской области представлена в приложении 4.
В целом по области в 2015 году достигнуты следующие уровни сформированности по группам критериев.
Нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ООО в 2015 году "в полном объеме соответствует требованиям" в 557 (74,87%) общеобразовательных организациях области, "не в полном объеме соответствует требованиям" - в 133 ОО (17,88%). При этом в течение трех лет фиксируется положительная динамика показателя сформированности на уровне "в полном объеме соответствует": с 2013 года он вырос с 33,5% до 74,9%. Более чем в 4 раза сократилась доля школ, где сформированность нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ООО частично соответствует требованиям.
Такие результаты свидетельствуют о системной работе муниципальных органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с подведомственными общеобразовательными организациями по нормативно-правовому и финансово-экономическому сопровождению введения ФГОС основного общего образования. На рис. 8 показана сравнительная диаграмма по данному критерию за 2013, 2014 и 2015 годы.
Рис. 8 Динамика уровня сформированности условий реализации ФГОС ООО по критерию "нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ООО" за 2013, 2014 и 2015 годы
В то же время необходимо отметить, что в 3 территориях (6,8%) уровень сформированности данного критерия "частично соответствует требованиям" выявлен в более, чем 40% подведомственных общеобразовательных организациях:
1. Кизильский MP 42,9% (6 общеобразовательных организаций);
2. Октябрьский MP 42,9% (6 общеобразовательных организаций);
3. Еманжелинский MP 44,4% (4 общеобразовательные организации).
В качестве основных причин низкого или недостаточного уровня сформированности нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС ООО органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, выделяют:
- необходимость обновления нормативно-правовой базы общеобразовательных организаций после вступления в силу Федерального закона "Об образовании в РФ";
- недостаточную компетентность руководящих и педагогических работников в данном вопросе.
Контроль решения таких вопросов в школах относится к полномочиям учредителя, что и необходимо усилить указанным муниципалитетам в рамках подготовки подведомственных общеобразовательных организаций к введению ФГОС ООО с 01 сентября 2015 года.
Кадровое и психолого-педагогическое обеспечение введения ФГОС ООО по данным мониторинга в 2015 году в полном объеме соответствует требованиям в 442 образовательных организациях(59,41%), а частично соответствует требованиям - в 282 (37,9%) ОО. Данные показывают, что за последний год существенно (в 2,2 раза) увеличилась доля школ, в которых уделено большое внимание кадровому и психолого-педагогическому обеспечению введения ФГОС ООО. Это подтверждают и данные о том, что с 2013 года доля школ с показателем низкого уровня снизилась в 23,8 раза. На рис.9 показана сравнительная диаграмма по данному критерию за 2013, 2014 и 2015 годы.
Рис. 9 Динамика уровня сформированности условий реализации ФГОС ООО по критерию "кадровое и психолого-педагогическое обеспечение введения ФГО ООО"
Показатели уровня "частично соответствует требованиям" выявлены в 2015 году в 20 (2,69%) общеобразовательных организациях из 12 территорий:
Октябрьский MP 21,4% (3 общеобразовательные организации);
Троицкий MP 16,7% (4 общеобразовательные организации);
Аргаяшский МР 15,0% (3 общеобразовательные организации);
Агаповский МР 12,5% (2 общеобразовательные организации);
Кусинский МР 12,5% (1 общеобразовательная организация);
Верхнеуфалейский ГО 12,5% (1 общеобразовательная организация);
Еманжелинский MP 11,1% (1 общеобразовательная организация);
Еткульский МР 7,1% (1 общеобразовательная организация);
Каслинский MP 6,7% (1 общеобразовательная организация);
Озёрский ГО 6,3% (1 общеобразовательная организация);
Чесменский MP 6,3% (1 общеобразовательная организация);
Сосновский MP 4,8% (1 общеобразовательная организация).
В качестве причин недостаточного уровня сформированности кадровых и психолого-педагогических условий органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, в этих территориях выделяют:
- необеспеченность кадров повышением квалификации по программам ФГОС ООО,
- неразработанность модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, обеспечивающей реализацию психолого-педагогических условий ФГОС ООО.
Данные суждения свидетельствуют о недостаточном уровне организации сопровождения введения ФГОС ООО как на уровне отдельных школ, так и на уровне органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.
Результаты мониторинга по критерию "кадровое и психолого-педагогическое обеспечение введения ФГОС ООО" являются основанием для целенаправленной деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей общеобразовательных организаций по управлению процессами подготовки кадров в соответствии с нормативными требованиями через разработку сетевых графиков повышения квалификации, организацию взаимодействия с учреждениями дополнительного профессионального образования региона, использованию современных технологий повышения квалификации (в том числе дистанционных), обеспечению непрерывного методического сопровождения как на уровне общеобразовательных организаций, так и муниципальных методических служб.
Анализ данных по критерию "материально-техническое, информационно-методическое обеспечение введения ФГОС ООО" выявил за три последних года значительную положительную динамику доли общеобразовательных организаций области, у которых данный показатель в полном объеме соответствует требованиям: с 6,6% в 2013 году до 39,25% в 2015 (в 6 раз). На рис. 10 показана сравнительная диаграмма по данному критерию в 2013, 2014 и 2015 годах.
Рис. 10 Динамика уровня сформированности условий реализации ФГОС ООО по критерию "материально-техническое, информационно-методическое обеспечение введения ФГОС ООО"
Как результат системной работы в данном направлении 23 территории не имеют общеобразовательных организаций с низким уровнем сформированности материально-технических и информационно-методических условий: Варненский, Верхнеуральский, Карталинский, Катав-Ивановский, Коркинский, Кунашакский, Кусинский, Саткинский, Увельский, Уйский, Чебаркульский муниципальные районы, Верхнеуфалейский, Златоустовский, Карабашский, Копейский, Чебаркульский, Усть-Катавский, Южноуральский, Снежинский, Локомотивный, Трёхгорный городские округа, город Челябинск, город Магнитогорск.
Главными проблемами, выделенными большинством территорий в контексте данной группы показателей, являются: частичная оснащенность предметных кабинетов и информационно-библиотечных центров; нехватка помещений для проведения внеурочных занятий; несформированность в полной мере информационной среды общеобразовательных организаций; отсутствие электронных приложений к учебникам. Эти проблемы находятся в поле взаимодействия всех уровней управления образовательной системой области по эффективному использованию имеющихся ресурсов: Министерства образования и науки Челябинской области, муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных организаций.
Также за период 2013-2015 годов в 6 раз снизилась доля школ с уровнем материально-технического и информационно-методического обеспечения введения ФГОС ООО "частично соответствует требованиям". В то же время в 48 школах (6,45%) в 20 территориях области сохраняется низкий уровень сформированности показателей данной группы условий:
Нагайбакский MP 50,0% (5 общеобразовательных организаций);
Троицкий MP 33,3%) (8 общеобразовательных организаций);
Кизильский MP 35,7% (5 общеобразовательных организаций);
Аргаяшский MP 20,0% (4 общеобразовательные организации);
Нязепетровский MP 18,2% (2 общеобразовательные организации);
Сосновский MP 14,3% (3 общеобразовательные организации);
Каслинский MP 13,3% (2 общеобразовательные организации);
Агаповский МР 12,5% (2 общеобразовательные организации);
Чесменский MP 12,5% (2 общеобразовательные организации);
Миасский ГО 11,8% (4 общеобразовательные организации);
Брединский MP 11,8% (2 общеобразовательные организации);
Кыштымский ГО 11,1% (1 общеобразовательная организация);
Еманжелинский MP 11,1% (1 общеобразовательная организация);
Ашинский МР 9,1% (1 общеобразовательная организация);
Пластовский MP 9,1% (1 общеобразовательная организация);
Октябрьский MP 7,1% (1 общеобразовательная организация);
Еткульский МР 7,1% (1 общеобразовательная организация);
Троицкий ГО 6,7% (1 общеобразовательная организация);
Озёрский ГО 6,3% (1 общеобразовательная организация);
Красноармейский MP 4,5% (1 общеобразовательная организация).
При этом важно отметить, что низкий уровень сформированности данного критерия в этих школах в большой мере связан с недостаточной методической оснащенностью образовательного процесса, что не требует прямых финансовых затрат. Выявленные в ходе мониторинга факты свидетельствуют о недостаточной работе от дельных руководителей общеобразовательных организаций, муниципальных органов управления образованием по организации методического обеспечения образовательного процесса в условиях введения ФГОС ООО. Кроме того, следует отметить в некоторых случаях формальность заполнения карт мониторинга, которая заключалось, например, в выставлении необоснованно низких баллов в показателях "материально-техническое обеспечение: учебные помещения" и "материально-техническое обеспечение: информационно-библиотечный центр".
Таким образом, мониторинг сформированности условий реализации ФГОС ООО в общеобразовательных организациях области 2015 года выявил значительную за три года положительную динамику их обеспеченности в соответствии с нормативными требованиями, что создает достаточные стартовые возможности для введения ФГОС ООО во всех 5-ых классах общеобразовательных организаций области с 01 сентября 2105 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.