Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Оценка уровня сформированности условий введения ФГОС среднего общего образования
Оценка уровня сформированности условий введения ФГОС среднего общего образования в общеобразовательных организациях области осуществлялась в 2015 году второй раз и имела целью превентивное управление созданием комплекса условий, включающего:
- нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение;
- кадровое и психолого-педагогическое обеспечение;
- материально-техническое и информационно-методическое обеспечение.
Сводная карта оценки сформированности условий введения ФГОС СОО в общеобразовательных организациях Челябинской области представлена в приложении 5.
В целом по области по данным, предоставленным общеобразовательными организациями в порядке самообследования и муниципальными органами управления образованием, достигнуты следующие уровни сформированности по группам критериев.
Нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС СОО в 2015 году "в полном объеме соответствует требованиям" в 104 (21,1%) общеобразовательных организациях области, "не в полном объеме соответствует требованиям" - в 194 ОО (35,4%). На рис. 11 показана диаграмма по данному критерию.
Рис. 11 Уровень сформированности условий реализации ООП СОО в образовательных организациях по критерию "нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС СОО"
В сравнении с 2014 годом в 2015 году наблюдается положительная динамика формирования данной группы условий: доля школ, в которых нормативная база обеспечивает переход на ФГОС СОО выросла на 3,4% и соответственно на столько же сократилась доля школ с низким показателем данного критерия. Такую динамику можно объяснить общими процессами обновления локальной нормативной базы общеобразовательных организаций, связанное с обязательным переходом на ФГОС ООО в 01 сентября 2015 года.
Среди территорий, в которых более 35% подведомственных общеобразовательных организаций определили сформированность нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения введения ФГОС СОО на уровне "в полном объеме соответствующий требованиям":
- Верхнеуральский MP 40,0% (6 общеобразовательных организаций);
- Коркинский MP 60,0% (2 общеобразовательные организации);
- Кунашакский MP 66,7% (6 общеобразовательных организаций);
- Саткинский МР 38,5 (5 общеобразовательных организаций);
- Чесменский MP 92,9 (13 общеобразовательных организаций);
- Карабашский ГО 50% (2 общеобразовательные организации);
- г. Магнитогорск 41,5% (22 общеобразовательные организации);
- Троицкий ГО 41,7% (5 общеобразовательных организаций);
- Усть-Катавский ГО 50,0% (2 общеобразовательные организации);
- Локомотивный ГО 100% (1 общеобразовательная организация).
В 2015 году, тем не менее, сохранилась значительная доля школ, нормативное обеспечение которых "частично соответствует требованиям" - 331 (43,45%).
В качестве основных причин низкого уровня сформированности нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС СОО органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, выделяют:
- незавершенность обновления локально-нормативной базы подведомственных организаций после вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
- поэтапность перехода на ФГОС СОО и, как следствие, нахождение документации школ в стадии разработки.
Кадровое и психолого-педагогическое обеспечение введения ФГОС СОО в 2015 году характеризуется положительной динамикой уровня сформированности "не в полном объеме соответствует требованиям": 53,75% против 22,86% в 2014 году. При этом значительно сократилась доля школ с низким уровнем сформированности критерия (в 1,9 раза), но и не выросло число школ с высоким уровнем - 72 (13,72%). В полном объеме (100%) соответствует требованиям данный показатель в Локомотивном ГО (одна школа), высокая доля общеобразовательных организаций по данному критерию в Чесменском (71,4%) и Чебаркульском (50,0%) муниципальных районах.
На рис. 12 показана диаграмма по данному критерию в 2014 и 2015 годах.
Рис. 12 Уровень сформированности условий реализации ООП СОО в образовательных организациях по критерию "кадровое и психолого-педагогическое обеспечение введения ФГО ООО"
В качестве причин недостаточного уровня сформированности кадровых и психолого-педагогических условий органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, выделяют недостаточную работу общеобразовательных организаций по организации дополнительного профессионального образования педагогов, направленного на совершенствование профессиональных компетентностей в соответствии с требованиями ФГОС СОО к предметным, метапредметным и личностным результатам образования.
Анализ данных по критерию "материально-техническое, информационно-методическое обеспечение введения ФГОС СОО" показал, что 537 (83,86%) общеобразовательных организации области в 2015 году демонстрируют уровни выше "частично соответствующего требованиям" (это превышает показатель 2014 года на 9%). 17 территорий области не имеют общеобразовательных организаций с уровнем сформированности условий "частично соответствующим требованиям" по данному критерию: Карталинский, Катав-Ивановский, Коркинский, Кунашакский, Нязепетровский, Увельский муниципальные районы; Златоустовский, Карабашский, Чебаркульский, Усть-Катавский, Южноуральский, Снежинский, Трёхгорный Локомотивный городские округа, город Челябинск, город Магнитогорск, а также школы областного подчинения).
Выявленная тенденция объясняется положительной динамикой формирования в 2015 году условий введения ФГОС основного общего образования, которые во многом способны обеспечить реализацию ФГОС среднего общего образования. На рис. 13 показана сравнительная диаграмма по данному критерию в 2014 и 2015 годах.
Рис. 13 Уровень сформированности условий по критерию "материально-техническое, информационно-методическое обеспечение введения ФГОС СОО"
Однако следует отметить в некоторых случаях формальность заполнения мониторинга, которая заключалось в выставлении необоснованно низких баллов в показателе "материально-техническое обеспечение: учебные помещения" безосновательно. Например, в отдельных школах Копейского (1) и Миасского (1) городских округов; Брединского (3), Кизильского (1), Нагайбакского (1), Чесменского (1) муниципальных районов проставлены минимальные баллы (от 0 до 5) по данному показателю, что не соответствует действительности. В мониторинге предлагается оценить, в том числе, наличие в учебных кабинетах стола для учителя, стула для учителя, парт, стульев для учеников и доски, а это, как минимум, 5 баллов по каждому кабинету. Если умножить количество оцениваемых кабинетов - 10 на 5 баллов, то минимальное количество баллов не должно быть меньше 50, даже если в одном и том же кабинете ведется преподавание разных предметов. Подобное несоответствие проставленных баллов также имеет место быть по показателю "материально-техническое обеспечение: информационно-библиотечный центр", поскольку наличие художественной, справочной и периодической литературы в библиотеке оценивается как минимум в 3 балла, тогда как в картах мониторинга это оценивается на "0" или "1".
В соответствии с требованиям ФГОС СОО материально-техническое обеспечение общеобразовательных организаций относится к совместной компетенции общеобразовательной организации и учредителя, а потому результаты мониторинга необходимо сделать предметом их взаимодействия по эффективному использованию ресурсов при планировании перехода на ФГОС среднего общего образования.
Таким образом, мониторинг сформированности условий введения ФГОС СОО в общеобразовательных организациях Челябинской области 2015 года выявил положительные тенденции в процессе подготовки общеобразовательных организаций области к переходу на ФГОС в средней школе. При условии создания необходимой нормативной базы федерального уровня процесс разработки и реализации в инициативном порядке основных образовательных программ среднего общего образования в школах области может быть ускорен.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.