Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы; стратегические приоритеты в соответствующей сфере социально-экономического развития"
Система образования включает три направления - дошкольное образование, общее образование и дополнительное образование.
Образовательная сеть муниципального образования "Майкопский район" (далее - Майкопский район) представлена 44 муниципальными учреждениями, являющимися получателями средств муниципального бюджета, из них:
Дошкольные образовательные учреждения |
Общеобразовательные учреждения |
Учреждения дополнительного образования |
17 учреждений с охватом 2 256 воспитанников |
24 учреждения - среднегодовая численность учащихся составляет 6 778 человек |
3 учреждения с охватом 2 984 человека |
в том числе: | ||
Центр развития ребенка; 14 дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида; 2 дошкольных образовательных учреждения комбинированного типа; 5 функционирующих филиалов в дошкольных образовательных учреждениях N 10, 19, 21, 28. |
21 средняя школа; 3 основные школы; 1 филиал в средней общеобразовательной школе N 5 ст. Даховской. |
Цент детско-юношеского творчества; ЦТЮТЭ "Родник"; Детско-юношеская спортивная школа "Олимп". |
В 2019 году услуги дошкольного образования оказывали 17 дошкольных образовательных учреждений, из них 2 учреждения комбинированного вида, а также 5 филиалов. Общая численность воспитанников в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, составляет 2256 детей, из них детей в возрасте от 3 до 7 лет 1828 детей, что составляет 56% от общего количества детей соответствующей возрастной группы, проживающих на территории района (3244 ребенка).
По состоянию на 01.08.2019 очередь в муниципальные дошкольные образовательные учреждения Майкопского района составила 746 детей, для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет - 674 ребенка. При комплектовании дошкольных образовательных учреждений в 2019 году 568 детей направлены в детские сады, из них в возрасте от 3 до 7 лет - 155 детей.
Во всех дошкольных учреждениях Майкопского района функционируют консультативные пункты для родителей, чьи дети не посещают дошкольные учреждения.
В Майкопском районе из 24 функционирующих школ - 8 типовых. Общая мощность школ составляет 6 998 мест, фактическая загруженность в 2018-2019 учебном году составила 6 778 человек. В две смены ведут занятия 7 школ района, во вторую смену занимаются 557 человек. Средняя наполняемость классов в школах района составляет 17 учащихся.
В 2018 - 2019 учебном году в школах района по адаптированным программам обучались 168 детей с ограниченными возможностями здоровья, 76 детей с инвалидностью, из них на дому - 23 ребенка.
В районе 10 школ являются базовыми по работе с детьми с ограниченными возможностям здоровья, в них дети получают квалифицированную помощь логопеда и коррекционного педагога-психолога в виде консультаций и регулярных занятий в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
Внедрение новых информационных технологий в систему образования осуществляется в рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Образование". Развитие данного направления позволило организовать в системе общего образования модели электронного управления учебно-воспитательным процессом, 11 школ района перешли на электронный дневник и журнал. Учет контингента обучающихся во всех образовательных организациях ведется с использованием автоматизированной информационной системы "Зачисление в образовательную организацию".
Типовые спортивные залы имеют 14 общеобразовательных учреждений, в 7 школах под спортивные залы приспособлены помещения. В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом выполнены ремонтные работы в спортивных залах семи школ района.
Все учреждения образования обеспечены первичными средствами пожаротушения, пути эвакуации соответствуют нормам пожарной безопасности, установлены системы автоматической пожарной сигнализации, ведется автоматическое дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны. Имеется вся необходимая организационно-распорядительная документация по комплексной безопасности. Системами видеонаблюдения обеспечены все учреждения, телефонами АТС 22 школы и 17 дошкольных учреждений. Периметральным ограждением обеспечены 23 школы и 17 учреждений дошкольного образования. Везде имеется наружное освещение территории. Вблизи учреждений имеются указательные знаки дорожного движения.
В соответствии с государственной программой Республики Адыгея "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы", утвержденной постановлением Кабинет Министров Республики Адыгея от 19 мая 2016 года N 81, проводился ряд мероприятий по созданию в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Мероприятия проведены в дух школах и семи дошкольных организациях.
В 12 школах района осуществляется подвоз детей к месту обучения и обратно. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2018 N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки групп детей автобусами", в части применения требований к году выпуска автобусов, приняты все необходимые меры по выполнению требований законодательства Российской Федерации. Школьные автобусы, старше 10 лет и осуществляющие подвоз детей, были заменены на новые школьные автобусы в четырех образовательных учреждениях.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 17 декабря 2013 г."
Достижение планируемых результатов в соответствии с примерными общеобразовательными программами и Федеральным государственным образовательным стандартом по всем предметам во всех образовательных организациях соответствует среднему проценту выполнения по Российской Федерации и Республике Адыгея.
Сравнительный анализ качественных показателей по итогам окончания учебного года свидетельствует о небольшом росте результатов в отдельных образовательных организациях и по муниципальному образованию в целом. В 2019 году успеваемость по району составила 99,28% (в 2018 году - 96,78%), качество знаний - 46,65% (в 2018 году - 43,65%, степень обученности учащихся - 52,6% (в 2018 году - 50,65%), количество неуспевающих - 40% (в 2018 году - 91%).
Во всех школах Майкопского района созданы условия для организации питания. Столовые имеются в 14 школах, в 10 школах функционируют буфеты-раздаточные. Заключены договоры на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся во всех ОУ.
Общее количество детей, пользующихся горячим питанием в школах, составило 5 871 человек или 88% от общего количества детей, в том числе за счет муниципального бюджета 524 ребенка обеспечены льготным питанием, или 7,85% от общего количества детей, обучающихся в школе. Двухразовое питание получают 201 человек. На организацию питания в 2019 году выделено 4 872 тыс. рублей.
На территории МО "Майкопский район" в летней оздоровительной кампании 2019 года принимали участие 7 оздоровительных лагерей с дневным пребыванием, где отдыхали 406 человек. Летним отдыхом на базе общеобразовательных организаций было охвачено 5,5% детей от общего количества обучающихся в школах. Была организована одна смена с 10 по 30 июня 2019 года.
Совместно с ПСУ РА "ЦЗН Майкопского района" организовано временное трудоустройство несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета, в возрасте от 14 до 18 лет в летний период, организована работа летних трудовых бригад на базе образовательных организаций района.
В 2019 году дополнительное образование получали 4243 ребенка в возрасте от 5 до 18 лет или 42% детского населения от 5 до 18 лет, в том числе: 2984 ребенка посещают творческие и спортивные объединения в учреждениях дополнительного образования, 667 детей - кружки в образовательных учреждениях, 592 ребенка занимаются в военно-патриотических и спортивных клубах.
Семь общеобразовательных организаций являются пилотными площадками Российского движения школьников, в 17 общеобразовательных организациях имеются клубы патриотической, добровольческой направленности.
На базе МБОУ ДОД ЦДЮТ работают 11 творческих объединений технической направленности, 10 естественнонаучных, 58 художественно-эстетических, 8 социально-педагогических объединений с общей численностью 1436 детей. Наиболее активная, результативная, интересная деятельность организована по гражданско-патриотическому, личностному развитию, информационно-медийному и военно-патриотическому направлениям. При проведении мероприятий опробованы новые формы их проведения: квест, форум. Ежегодно на районном уровне проводятся творческие и интеллектуальные конкурсы: фольклорный "Наследники традиций", песенный "Звонкие голоса", "Танцевальный фейерверк", конкурс исследовательских работ по патриотическому воспитанию, конкурс школьных музеев и комнат боевой Славы.
В детско-юношеской спортивной школе "Олимп" в 64 группах по восьми видам спорта (баскетбол, волейбол, легкая атлетика, настольный теннис, самбо, футбол, шахматы, спортивное ориентирование) занимаются 918 учащихся. Учащиеся школы принимали участие в большинстве соревнований, проводимых в районе и Адыгее. В течение учебного года традиционно проходит Спартакиада школьников и фестивали ГТО.
В Центре детско-юношеского творчества "Родник" функционируют 37 объединений, в которых занимается 572 обучающихся. В районе организована работа 7 школьных музеев.
Вместе с тем, имеются образовательные организации, демонстрирующие стабильно низкие результаты качества образования, нуждающиеся в новых формах организации образовательного процесса и методическом сопровождении. Решению проблемы будет способствовать организация деятельности образовательных центров в ходе реализации проекта комплексного развития системы общеобразовательных учреждений муниципального образования "Майкопский район".
Проектом предусмотрена модернизация существующей системы образования МО "Майкопский район" путем создания 11 образовательных центров по модели "Базовая (опорная) школа с сетью филиалов". Данная модель была успешно апробирована в ходе эксперимента, проводимого в 2001 году в 18 субъектах Российской Федерации, в соответствии постановлением Правительства РФ N 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности".
Задачи проекта:
- создание устойчивых образовательных систем, в которых формируется позитивный социальный и культурный опыт ребенка;
- решение проблем некомфортного обучения в сельской школе;
- создание сильных педагогических коллективов, с возможностью профессионального сотрудничества и обмена опытом.
Повышение эффективности и качества образовательного процесса будет обеспечено за счет интеграции ресурсов образовательных организаций и рационального использования финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов муниципальной образовательной системы. Проект позволит обеспечить полноценную реализацию образовательных программ, предусмотренных федеральными стандартами, а также предоставление дополнительных качественных образовательных услуг.
В сфере молодежной политики основной целью работы является деятельность, направленная на реализацию молодёжной политики, развитие и реализацию творческого потенциала молодежи - спортивные соревнования, выставки, конкурсы, дни здоровья, молодёжные слёты.
В сфере развития кадрового потенциала в рамках работы районных методических объединений педагогов организовано взаимообучение через совместные сетевые проекты, обмен опытом; проведены традиционные методические мероприятия: муниципальные педагогические чтения, конкурс методических разработок уроков и внеурочных мероприятий; муниципальные этапы профессиональных конкурсов "Учитель года", "Воспитатель года", "Новой школе - новые учителя", "Педагог-психолог", научно-практические конференции для учителей в рамках работы методических объединений учителей - иностранного языка, географии, биологии.
Организована работа опорных образовательных организаций, которые являются муниципальными методическими площадками по реализации наиболее важных направлений развития образования в муниципалитете. Учителя принимают активное участие в мероприятиях, организуемых муниципальным клубом творческих учителей "Ядро" и республиканским Клубом "Учитель года Адыгеи".
Педагоги района показывают высокие результаты в конкурсных мероприятиях республиканского и всероссийского уровня, являются участниками профессионального конкурса педагогических работников.
В районе 159 педагогов имеют квалификационную категорию, из них 87 - первую категорию, 72 - высшую категорию.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной политики", в соответствии с "дорожной картой" Управления образования МО "Майкопский район" средняя заработная плата в 2018 году в сфере дошкольного образования составила 20 891,8 руб., план выполнен на 99%; средняя заработная плата в сфере общего образования - 26 091,74 руб., план выполнен на 109%; средняя заработная плата в сфере дополнительного образования составила 24 250,48 руб., план выполнен на 99,5%.
Исходя из выше обозначенных проблем в сфере образования Майкопского района цель муниципальной программы - развитие доступной и качественной системы образования.
При разработке муниципальной программы муниципального образования "Майкопский район" учтены приоритеты и цели государственной политики в сфере образования, определенные следующими нормативными правовыми актами:
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- Программой поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-p;
- Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 722-р;
- Планом мероприятий ("дорожной картой") Республики Адыгея "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным распоряжением Главы Республики Адыгея от 28 февраля 2013 года N 30-рг "О Плане мероприятий ("дорожной карте") Республики Адыгея "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".
- Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 19 марта 2013 г. N 53 "О Комплексе мер по модернизации общего образования в Республике Адыгея в 2013 году и на период до 2020 года";
- Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Также программа учитывает задачи развития системы образования в Майкопском районе, которые определены в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Майкопский район" до 2030 года, утвержденной Решением Совета народных депутатов N 53-РС от 28.11.2018 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Майкопский район" до 2030 года".
В рамках реализации программы существует вероятность возникновения рисков.
Одним из них является риск финансового обеспечения, который связан с финансированием Программы в неполном объеме. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности муниципальной программы и высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения бюджетных источников. Финансирование Программы в неполном объеме влечет за собой снижение ее эффективности и, соответственно, необходимость корректировки целевых показателей (индикаторов) и ожидаемых результатов Программы в сторону снижения. Законодательные риски связаны с существенными изменениями законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях, что может привести к административным или иным ограничениям в ходе реализации Программы. Организационные риски связаны с риском принятия ошибочных управленческих решений, низким качеством межведомственного взаимодействия, недостаточным контролем над реализацией Программы.
Для управления и минимизации указанных рисков в ходе реализации Программы предусматривается: создание эффективной системы управления на основе четкого распределения полномочий и ответственности исполнителей Программы; мониторинг реализации Программы, включающий регулярный анализ исполнения основных мероприятий, достижения значений целевых показателей (индикаторов) Программы и подпрограмм; при необходимости - корректировка целевых показателей (индикаторов) и их значений, корректировка основных мероприятий Программы, перераспределение объемов финансирования.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) муниципальной программы приведен в Приложении N 1 муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.