Постановление Администрации муниципального образования г. Салехард от 5 ноября 2019 г. N 2888
"Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2020 - 2022 годы"
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Салехард, утвержденным решением Городской Думы города Салехарда от 13 декабря 2013 года N 79, Администрация муниципального образования город Салехард постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2020 - 2022 годы.
2. Муниципальному бюджетному информационному учреждению "Редакция газеты "Полярный круг" опубликовать настоящее постановление в городской общественно-политической газете "Полярный круг".
3. Муниципальному казённому учреждению "Информационно-техническое управление" разместить настоящее постановление в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования город Салехард.
Глава города Салехарда |
А.Л. Титовский |
Утверждены
постановлением Администрации
города Салехарда
от 05 ноября 2019 года N 2888
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2020 - 2022 годы
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард (далее - город Салехард) на 2020 - 2022 годы разработаны в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Салехард, утвержденного решением Городской Думы города Салехарда от 13 декабря 2013 года N 79.
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Салехарда на 2020 - 2022 годы подготовлены на основе федерального и регионального законодательства в рамках процедуры составления проекта городского бюджета на новый бюджетный цикл с учетом преемственности базовых целей и задач бюджетной и налоговой политики прошлых периодов.
Бюджетная и налоговая политика города Салехарда ориентирована на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, положениях Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2020 - 2022 годы".
Целью разработки основных направлений бюджетной и налоговой политики города Салехарда является определение условий и основных подходов к формированию проекта городского бюджета на 2020 - 2022 годы для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города, а также прозрачности и открытости бюджетного планирования.
II. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2018 году и в первой половине 2019 года
Несмотря на финансовые ограничения за прошедший период, проводимые мероприятия по реализации бюджетной и налоговой политики позволили обеспечить реализацию поставленных задач, а именно сформировать и исполнить сбалансированный бюджет, обеспечить финансирование всех принятых обязательств.
В рамках проводимой бюджетной политики в 2018 году и первой половине 2019 года продолжена работа по бюджетному планированию в увязке с задачами социально-экономического развития города, проведены мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и часть бюджетных ассигнований переориентирована на приоритетные направления расходов городского бюджета.
В отчетном финансовом году в бюджет города неоднократно вносились изменения, направленные на увеличение основных параметров бюджета.
В 2018 - 2019 годах в городском бюджете предусмотрена реализация 18 муниципальных программ и 1 ведомственной программы с исполнением расходов в 2018 году 7 027,0 млн. рублей и планом в 2019 году 8 271,0 млн. рублей. Муниципальными программами охвачены все отрасли муниципального управления, программный метод планирования бюджетных расходов составляет 99%. Традиционно наибольшую долю в структуре муниципальных программ составляют расходы на социальную сферу (социальная политика, образование, культура, физическая культура и спорт) - более 64% от общего объема финансирования муниципальных программ.
Оценка эффективности реализации муниципальных программ проводится на основе анализа выполнения целевых показателей, установленных в программах и подпрограммах, а также полноты использования финансовых средств.
По итогам проведенной оценки, реализация всех муниципальных программ в отчетном году признана эффективной.
Реализация Указов Президента Российской Федерации, направленных на повышение уровня оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, в прошедшем бюджетном цикле имела наивысший приоритет при исполнении расходных обязательств города Салехарда.
За 2018 год и 1 полугодие 2019 года показатели, определенные вышеупомянутыми Указами, выполнены в полном объеме. Все целевые показатели повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленные планами мероприятий ("дорожными картами"), полностью достигнуты.
В целях развития контрольной деятельности в муниципальном образовании полномочия органа муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю, а также полномочия органа муниципального финансового контроля в сфере закупок возложены на департамент финансов Администрации города Салехарда. Контрольные полномочия осуществляются в порядке, утверждённом муниципальными правовыми актами: порядком осуществления полномочий органом муниципального финансового контроля, являющимся структурным подразделением Администрации муниципального образования город Салехард, по внутреннему муниципальному финансовому контролю, утвержденным постановлением Администрации города Салехард от 25 декабря 2017 года N 2764; порядком осуществления контроля за соблюдением Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" органом муниципального финансового контроля, являющимся структурным подразделением Администрации муниципального образования город Салехард, утверждённым постановлением Администрации города Салехард от 18 июля 2018 года N 1746; Стандартом осуществления внутреннего муниципального финансового контроля "Общие требования к внутренней организации контрольной деятельности", утверждённым постановлением Администрации города Салехард от 28 июня 2019 года N 1606.
При реализации установленных контрольных полномочий финансовым органом автономного округа в 2018 году и в течение первых трёх кварталов 2019 года проведено 25 контрольных мероприятий, общая сумма выявленных нарушений составила 314 682,17 тысяч рублей, в том числе в сфере бюджетных правоотношений 238 456,32 тысяч рублей и в сфере закупок 76 225,85 тысяч рублей.
В целях выявленных нарушений, а также устранения условий и причин их совершения по результатам контрольных мероприятий направлялись обязательные для исполнения представления и предписания органа финансового контроля, требования которых исполнялись в полном объёме.
Кроме того, при выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий в сфере закупок признаков административных правонарушений, полномочия по возбуждению которых у органа внутреннего муниципального финансового контроля отсутствуют, все необходимые в целях возбуждения дел материалы направлялись в прокуратуру города Салехарда.
В рамках реализации полномочия, определенного пунктом 4 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органом внутреннего муниципального финансового контроля на постоянной основе проводится анализ осуществления всеми главными администраторами бюджетных средств города Салехарда внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. В целях повышения качества осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита информация о результатах проводимого анализа с указанием на выявленные недостатки и с детальными рекомендациями по их устранению направляется руководителям главных администраторов бюджетных средств и размещается на официальном сайте департамента финансов http://df.salekhard.org/, разделе "Финансовый контроль", подразделе "Анализ осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита".
В целях сохранения сбалансированности городского бюджета одним из основных направлений реализации бюджетной политики за прошедший период являлась оптимизация бюджетных расходов путем выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития муниципального образования и создания системы оценки эффективности использования бюджетных средств.
Также стоит отметить, что в городе Салехарде успешно продолжает свою реализацию проект по созданию новых объектов благоустройства в рамках регионального приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды".
В целях проведения грамотной и взвешенной бюджетной политики, повышения ответственности главных распорядителей средств городского бюджета, их стимулирования при осуществлении бюджетного процесса, с 1 января 2012 года проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств городского бюджета. Данный мониторинг создает условия и определяет направления по повышению качества управления финансами на стадии планирования и исполнения городского бюджета и формирования отчетности.
Все результаты мониторинга качества финансового менеджмента размещены на официальном сайте муниципального образования город Салехард в сети Интернет.
Эффективное управление общественными финансами - это важнейший фактор успешной реализации органами публичной власти своих функций. В связи с этим в городе Салехарде успешно внедряются прогрессивные методы управления бюджетным процессом.
За отчетный период к реализации проекта "Бюджетная инициатива граждан" добавилась реализация проекта гражданской инициативы "Уютный Ямал".
Исполнение доходной части бюджета за 2018 год (с учетом безвозмездных поступлений) составило 7 042,8 млн. рублей или 99 процентов к годовым бюджетным назначениям по доходам.
Всего в 2018 году в бюджет города поступило 1 976,6 млн. рублей налоговых и неналоговых доходов. По сравнению с предыдущим годом отмечено увеличение вышеуказанных доходов на 8,5 процентов или на 155,5 млн. рублей. Основными причинами являются:
- индексация заработной платы работникам бюджетной сферы, увеличения выплат материального стимулирования;
- увеличение количества объектов налогообложения и количества налогоплательщиков по земельному налогу;
- погашение задолженности по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Основную долю в формировании доходной части бюджета города Салехарда составляют: налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, земельный налог, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. В 2018 году доходы от вышеуказанных налогов составили 88 процентов всего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета города Салехарда.
В первом полугодии текущего года наблюдается тенденция снижения объема поступлений налоговых и неналоговых доходов. Основными причинами являются:
- снятие с учета обособленных подразделений и организаций (смена места нахождения), осуществляющих деятельность на территории г. Салехард;
- сокращение выплат материального характера и оптимизация органов государственной власти;
- снятие с налогового учета в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход;
- оспаривание арендаторами результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;
- возврат переплаты налогоплательщикам за прошлые годы в связи с отменой коэффициента или зачет в счет будущих платежей по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В 2018 году и в первой половине 2019 года были приняты Федеральные законы, улучшающие положения некоторых категорий налогоплательщиков по имущественным налогам, а именно:
- предоставление льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц детям-инвалидам в соответствии с Федеральным законом от 03 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 334-ФЗ);
- признание самостоятельными объектами налогообложения части жилых домов и части квартир в целях применения к ним налоговых вычетов, льгот по налогу на имущество физических лиц в соответствии с Федеральным законом N 334-ФЗ;
- введение единых условий налогообложения гаражей и машино-мест независимо от их местонахождения в соответствии с Федеральным законом N 334-ФЗ;
- с 2019 года действует запрет на перерасчет земельного налога и налога на имущество физических лиц, если такой перерасчет влечет увеличение ранее уплаченного налога в соответствии с Федеральным законом N 334-ФЗ;
- предоставление налогового вычета, уменьшающего налогооблагаемую базу на размер кадастровой стоимости 600 кв. м площади одного земельного участка, лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 2019 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ);
- предоставление налоговых вычетов по налогу на имущество физических лиц, начиная с налогового периода 2018 года, для лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, путем снижения налогооблагаемой базы на кадастровую стоимость 5 кв. м общей площади квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв. м общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка в соответствии с Федеральным законом N 63-ФЗ.
В рамках налогового стимулирования инвестиционных проектов и содействия развития на территории города Салехарда рынка доступного наемного жилья с 01 января 2018 года освобождены от налогообложения земельным налогом:
- физические и юридические лица, являющиеся субъектами инвестиционной деятельности, имеющие действующее инвестиционное соглашение по реализации приоритетного инвестиционного проекта на территории муниципального образования город Салехард;
- организации, осуществляющие строительство и эксплуатацию наемных домов.
На территории города налоговые льготы должны способствовать достижению целей и задач социально-экономического развития города Салехарда. Регулярное проведение оценки эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам является одним из важнейших элементов налоговой политики. Так, в 2018 году 60 налогоплательщиков получили налоговое освобождение по земельному налогу в размере 23,7 млн. рублей.
Для поддержки малого предпринимательства были сохранены льготы с целью создания благоприятных условий, обеспечивающих устойчивое развитие на территории города Салехарда в виде 25 процентов (двадцать пять процентов) скидки от размера месячной платы по договорам аренды имущества казны.
В ходе реализации налоговой политики продолжена работа с налогоплательщиками бюджета города Салехарда с целью обеспечения своевременного поступления платежей в бюджет города, увеличения налогооблагаемой базы.
III. Основные направления налоговой политики города Салехарда на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
Основные направления налоговой политики города Салехарда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов определяют стратегию действий Администрации города Салехарда в части формирования доходов и являются основой для формирования бюджета города на 2020 год.
Целью налоговой политики города Салехарда на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, напрямую связанной с проводимой на федеральном уровне налоговой политикой, является увеличение доходной части бюджета города, обеспечение сбалансированности бюджетной системы при одновременной поддержке отдельных категорий налогоплательщиков.
При определении общих параметров объема доходной части бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов учтены изменения в законодательстве, а именно:
- увеличение норматива зачисления в бюджеты городских округов платы за негативное воздействие на окружающую среду с 01 января 2020 года с 55 процентов до 60 процентов в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 2019 года N 62-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ);
- с 01 января 2020 года изменен порядок распределения административных штрафов между уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 62-ФЗ. Данный порядок зачисления в бюджеты бюджетной системы поступлений от штрафов повлечет выпадающие доходы бюджета;
- прекращение действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 01 января 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 02 июня 2016 года N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Планируется сохранение на действующем уровне коэффициентов базовой доходности по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Такая позиция обусловлена отменой с 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и переходом налогоплательщиков на иные режимы налогообложения.
В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 01 января 2020 года предусмотрено проведение ежегодной оценки эффективности налоговых расходов муниципальных образований с применением новых подходов, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Оценка эффективности налоговых расходов будет включать оценку целесообразности выпадающих доходов, возникающих в связи с предоставлением налоговых льгот, и оценку их результативности по ряду критериев. Новый порядок предусматривает оценку не только стимулирующих налоговых расходов города, но и социальных расходов. Порядок формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов будет утвержден нормативно-правовым актом муниципального образования город Салехард.
В предстоящем трехлетнем периоде будет продолжена работа, направленная на укрепление и увеличение доходной части бюджета, а именно:
- обеспечение качественного прогнозирования и выполнения установленного плана по поступлению доходов бюджета;
- взаимодействие с администраторами доходов с целью выполнения плановых назначений и повышение ответственности за формирование администрируемых прогнозных показателей по доходам;
- проведение ежегодного анализа эффективности действующих ставок и предоставленных льгот по местным налогам, оптимизация налоговых льгот в рамках Плана мероприятий по устранению неэффективных (невостребованных) налоговых льгот по местным налогам;
- проведение информационной кампании с целью побуждения налогоплательщиков к своевременному исполнению обязательств по уплате неналоговых доходов, а так же о необходимости погашения имеющейся задолженности в бюджет;
- обеспечение жесткого контроля администраторами доходов бюджета за поступлением платежей в бюджет, проведение своевременной претензионно-исковой работы;
- взаимодействие администраторов доходов со службой судебных приставов с целью обеспечения своевременного и в полном объеме взыскания задолженности в бюджет;
- усиления муниципального земельного контроля;
- сокращение размеров просроченной задолженности по неналоговым доходам;
- активизации работы в части обеспечения полноценного и достоверного учета муниципального имущества, в том числе земельных участков;
- выявления организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города Салехарда и не состоящих на налоговом учете;
- проведение мероприятий по развитию застроенных территорий.
IV. Основные направления бюджетной политики на 2020 - 2022 годы
Развитие бюджетного сектора экономики на предстоящий период будет осуществляться с учетом сохранения преемственности ранее принятых бюджетных решений, обеспечивающих стабильность городского бюджета и направленных на исполнение в полном объеме принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, более качественная увязка бюджетных расходов с долгосрочными программами муниципального образования город Салехард.
Таким образом, в сложившихся условиях основными направлениями бюджетной политики на 2020 - 2022 годы являются:
1. Обеспечение сбалансированности бюджетной системы города Салехарда с учетом безусловного исполнения принятых обязательств и проведения мероприятий по инвентаризации действующих обязательств, сокращения (перераспределения) неэффективных расходов.
2. Достижение показателей реализации региональных проектов, сформированные в рамках Указа N 204.
3. Совершенствование бюджетного планирования на основе муниципальных программ.
4. Повышение качества предоставления муниципальных услуг и оптимизация сети муниципальных учреждений.
5. Повышение эффективности осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе за соблюдением требований к обоснованию и обоснованности закупок, соблюдением правил нормирования в сфере закупок муниципальными учреждениями.
6. Реализация проекта "Бюджетная инициатива граждан" на территории муниципального образования город Салехард.
7. Повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса. Развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - Электронный бюджет).
1. Обеспечение сбалансированности бюджета с учетом безусловного исполнения принятых обязательств
На протяжении последних лет бюджет города Салехарда на очередной год и плановый период является сбалансированным и планируется без дефицита. Сбалансированность бюджета является основополагающим принципом его формирования и исполнения, а соблюдение равновесия бюджетных расходов и доходных источников их финансирования определяется как ключевая задача бюджетной политики на долгосрочный период.
В этой связи при формировании бюджета необходимо обеспечить в полном объеме финансирование принятых ранее действующих расходные обязательства, а принятие новых расходных обязательств должно проводиться с учетом их эффективности и целесообразности реализации в пределах имеющихся ресурсов.
Как и ранее бюджетная политика в части расходов городского бюджета должна отвечать принципам консервативного бюджетного планирования и быть направлена на дальнейшее повышение эффективности расходов городского бюджета. Ключевым требованием к расходной части бюджета на предстоящий бюджетный цикл будет достаточность финансовых ресурсов для эффективного исполнения возложенных на органы местного самоуправления полномочий с максимальной отдачей.
Для реализации данных подходов главные распорядители бюджетных средств обязаны выстроить систему приоритезации принятых расходных обязательств, увязав объемы бюджетных расходов с целями и задачами социально-экономического развития города.
В этой связи в приоритетном порядке будут запланированы финансовые ресурсы на достижение целей, установленных региональными проектами, разработанными для реализации Указа N 204.
По-прежнему остается актуальным вопрос предсказуемости бюджетного планирования. Главным распорядителям бюджетных средств необходимо уходить от практики распыления финансовых ресурсов на вопросы, не связанные с решением важных стратегических задач. Бюджетное планирование должно охватывать трехлетний горизонт, при этом главным распорядителям бюджетных средств следует сконцентрировать имеющиеся в распоряжении ведомства бюджетные ассигнования на достижении поставленных целей в соответствующей сфере муниципального управления.
Одновременно с повышением предсказуемости бюджетного планирования важным направлением реализации бюджетной политики является повышение эффективности расходования бюджетных средств, использование резервов для достижения планируемых результатов, сокращение неэффективных расходов.
Данное направление включает следующие мероприятия:
- совершенствование принятия бюджетных решений, направленных на исключения излишних процедур и механизмов в части предоставления и распределения финансовых ресурсов, исполнения городского бюджета, реализации мероприятий, направленных на решение вопросов, относящихся к приоритетным расходным обязательствам;
- обеспечение гибкости бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или приоритетов за счет повышения оперативности принятия решений в бюджетной сфере;
- принятие бюджетных решений на основе принципов проектного управления;
- оптимизация бюджетных расходов, в том числе, направленных на содержание муниципальных учреждений, включая передачу отдельных непрофильных функций на аутсорсинг;
- продолжение работы по инвентаризации принятых расходных обязательств на предмет соответствия приоритетам социально-экономического развития города;
- централизация обеспечивающих функций, в т.ч. бюджетного (бухгалтерского) учета, совершенствования методологии, оптимизации и унификации учетных процедур;
- применение механизмов, способствующих привлечению дополнительных внебюджетных источников для решения отдельных вопросов, связанных с развитием инфраструктуры города;
- повышение качества оказания муниципальных услуг (работ);
- вовлечение граждан в процесс распоряжения муниципальными финансами посредством реализации проекта "Бюджетная инициатива граждан" (Уютный Ямал)".
2. Достижение показателей реализации региональных проектов, сформированные в рамках Указа Президента Российской Федерации N 204
Ключевые направления развития экономики (в том числе социальной сферы) на ближайшие 6 лет установлены в Указе N 204.
На территории муниципального образования город Салехард с учетом планов региональной политики автономного округа планируется реализация национальных проектов:
- национальный проект "Образование";
- национальный проект "Жилье и городская среда";
- национальный проект "Культура";
- национальный проект "Экология";
- национальный проект "Демография";
- национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Также приоритетным направлением бюджетной политики в социальной сфере на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов является сохранение достигнутых в 2019 году показателей средней заработной платы работников в сфере образования и культуры. В период 2020 - 2022 годов при формировании городского бюджета в рамках данного направления будет обеспечена в объеме потребности концентрация бюджетных ресурсов на достижении значений установленных показателей.
3. Совершенствование бюджетного планирования на основе муниципальных программ
Одним из важнейших направлений бюджетной политики является совершенствование программно-целевого бюджетного планирования на основе муниципальных программ. В этой связи, главной задачей является увязать стратегическое и бюджетное планирование.
Перспективным направлением реализации программно-целевого метода в предстоящем бюджетном цикле будет построение комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с формированием муниципальных программ основанных на проектных принципах управления, которые позволят обеспечить реализацию Указа N 204. Для этого будут продолжены работы по внедрению процедур проектного управления в деятельность исполнительных органов муниципального образования в части реализации региональных проектов автономного округа.
Таким образом, на стадии принятия соответствующих бюджетных решений важным является отработать эффективный механизм финансирования муниципальных программ, в основе которого должно быть распределение бюджетных ресурсов в прямой зависимости от достижения конкретных результатов, а также обеспечить соответствие целей и задач региональных проектов с показателями муниципальных программ.
4. Повышение качества предоставления муниципальных услуг и оптимизация сети муниципальных учреждений
Принимая во внимание преемственность проводимой ранее бюджетной политики, а также необходимость реформирования системы оказания муниципальных услуг, важным направлением развития общественных финансов в предстоящий трехлетний период является оптимизация и повышение качества предоставления муниципальных услуг.
В новом бюджетном цикле необходимо продолжить дальнейшее совершенствование нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в целях выявления существенной дифференциации в стоимости однотипных услуг и принятия мер по оптимизации затрат на их оказание. Данная работа должна осуществляться главными распорядителями средств городского бюджета до начала стадии планирования бюджетных ассигнований, иначе возникнет негативная ситуация, когда на счетах бюджетных и автономных учреждений будут скапливаться остатки средств, что в условиях ограниченности финансовых ресурсов городского бюджета является недопустимым.
Также достаточно остро стоит вопрос оптимизации затрат на содержание имущества, непосредственно не связанного с оказанием муниципальных услуг. В этом направлении также необходимо унифицировать систему планирования, переходя к разработке единых базовых нормативов затрат.
Еще одним немаловажным направлением оптимизации бюджетных расходов и развития системы оказания муниципальных услуг является расширение практики оказания платных услуг населению. Необходимо добиться того, чтобы приносящая доход деятельность в общем объеме финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений составляла значимую величину.
При этом, предоставляя услуги населению на платной основе, необходимо не забывать и содействовать формированию рыночных механизмов оказания муниципальных услуг для юридических и физических лиц, предусматривающих развитие конкурентной среды с привлечением негосударственных организаций к их оказанию.
По-прежнему одним из важнейших направлений бюджетной политики города Салехарда является оптимизация сети муниципальных учреждений. Необходимо проанализировать все предоставляемые услуги муниципальными учреждениями и в случае выявления невостребованных услуг принимать решение об оптимизации штатной численности данного учреждения.
Также существенным резервом сокращения расходов городского бюджета при оптимизации сети муниципальных учреждений является проведение мероприятий, направленных на объединение и укрупнение учреждений по признаку аналогичности выполняемых задач и функций.
Главной целью данных мероприятий является:
- повышение уровня контроля главного распорядителя средств городского бюджета за деятельностью подведомственных учреждений;
- сокращение численности административно-управленческого аппарата;
- оптимизация цены услуг в направлении снижения их себестоимости;
- укрепление материально-технической базы учреждений за счет экономии бюджетных средств.
Эффективное использование бюджетных средств, прежде всего, должно касаться расходов на содержание органов местного самоуправления. В этой связи бюджетная политика города Салехарда будет развиваться в следующих направлениях:
- недопущение роста штатной численности в органах местного самоуправления, за исключением случаев, связанных с изменением функций и полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа;
- расширение практики нормирования материальных затрат, призванной повлиять на совершенствование механизма планирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
- продолжение работы по оптимизации состава и полномочий органов местного самоуправления (их структурных подразделений), совершенствованию управленческих структур, в том числе и за счет укрупнения и передачи на централизованное исполнение учетной деятельности, устранению избыточных функций, а также сокращению дублирования функций и полномочий.
5. Повышение эффективности осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе за соблюдением требований к обоснованию и обоснованности закупок, соблюдением правил нормирования в сфере закупок муниципальными учреждениями
Бюджетная политика города в среднесрочной перспективе ориентирована на совершенствование инструментов внутреннего муниципального финансового контроля. Бюджетное финансирование мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие города Салехарда, должно иметь контроль за эффективностью расходования каждого бюджетного рубля.
В федеральное законодательство внесены изменения в части исключения с октября 2019 года планов закупок и значительного изменения содержания планов-графиков закупок товаров, работ и услуг, используемых для формирования бюджетов на очередной финансовый год и плановый период. Ожидаются изменения в подзаконные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Данные изменения направлены на развитие контрактной системы в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности государственных расходов.
В рамках указанных поправок планируется изменение органами финансового контроля муниципального образования осуществления контрольных мероприятий в сфере закупок.
Согласно новой редакции пункта 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2020 года к полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля относится, в том числе контроль в сфере закупок. Органы внутреннего муниципального финансового контроля получают полномочия на направление в суд исков о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
С августа 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 26 июля 2019 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, и внутреннего финансового аудита" (далее - Федеральный закон).
Поправки направлены на расширение сферы государственного (муниципального) финансового контроля, формирование федеральной системы стандартов такого контроля, совершенствование порядка реализации его результатов, а также развитие внутреннего финансового аудита.
Расширен предмет контроля и детализирован перечень объектов проверки. Объекты контроля определяются дифференцировано с учетом необходимости сопровождения соответствующих средств до достижения конечной цели их предоставления.
Федеральный закон направлен на создание правовых основ для формирования федеральной системы стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, развития внутреннего финансового аудита, совершенствования порядка формирования представлений и предписаний органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и применения бюджетных мер принуждения.
Уточняется определение внутреннего финансового аудита, соответствующее международным стандартам.
6. Реализация проекта "Бюджетная инициатива граждан" на территории муниципального образования город Салехард
В этой связи, представляется целесообразным проводить работу по вовлечению граждан в бюджетные инициативы, что автоматически приводит к росту заинтересованности общественности в бюджетной информации, повышает эффективность форм предоставления информации, но самое главное, обеспечивает сопричастность граждан к решению насущных проблем общества.
В 2019 году на территории города Салехарда положено начало реализации проекта "Бюджетная инициатива граждан" (далее - проект). Принято постановление Администрации города Салехарда от 14 августа 2018 года N 1913 "О реализации на территории муниципального образования город Салехард проекта "Бюджетная инициатива граждан".
За время реализации проекта конкурсной комиссией по отбору местных инициатив рассмотрено 10 заявок, поступивших от жителей города Салехарда на общую сумму 21 893,0 тыс. рублей. 6 заявок на сумму 4 533,0 тыс. рублей обеспечено средствами городского бюджета, 4 заявки на сумму 17 360,0 тыс. рублей включены в бюджет города на 2020 год.
Внедрение и развитие инициативного бюджетирования в муниципальном образовании позволит достичь положительного экономического и социального эффекта:
- повышение эффективности расходования бюджетных средств;
- повышение сохранности реализованных проектов;
- привлечение дополнительного финансирования;
- рост вовлеченности граждан в бюджетный процесс;
- повышение уровня доверия к власти;
- повышение бюджетной грамотности населения;
- снижение иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в развитии муниципального образования.
7. Повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса. Развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - Электронный бюджет)
В целях обеспечения прозрачности осуществления бюджетного процесса, повышения качества финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных технологий в сфере управления муниципальными (общественными) финансами продолжает активно развиваться система, внедряемая Министерством финансов Российской Федерации, Электронный бюджет.
Начиная с 01 января 2020 года начнется работа по наполнению Электронного бюджета финансовым органом города Салехарда. При этом задача ответственных за реализацию соответствующих подсистем Электронного бюджета установить контроль, обеспечить достоверность представленных данных, после чего согласовывать информацию, заполняемую финансовым органом, и предоставлять ее для обработки и публикации на едином портале.
Кроме того, с 01 января 2020 года в целях комплексной автоматизации процессов всех этапов исполнения бюджета будет осуществляться переход в единую информационную систему "Региональный электронный бюджет. Исполнение бюджета" (ПК "WEB-ИСПОЛНЕНИЕ") на базе департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа с использованием передовых web-технологий, реализующих принципы однократности ввода данных, кроссплатформенности клиентских и серверных приложений, использование облачных вычислений и единство нормативно-справочной информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального образования г. Салехард от 5 ноября 2019 г. N 2888 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Салехард на 2020 - 2022 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Полярный круг" от 7 ноября 2019 г., спецвыпуск N 45/3 (1443); на официальном сайте г. Салехарда (www.salekhard.org) 5 ноября 2019 г.