В целях эффективного управления государственным долгом Республики Мордовия и принятия мер по снижению долговой нагрузки постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Мордовия |
В.Д. Волков |
г. Саранск
31 октября 2019 года
N 265-УГ
Основные направления
долговой политики Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
(утв. Указом Главы Республики Мордовия от 31 октября 2019 г. N 265-УГ)
Основные направления долговой политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов определяют приоритеты долговой политики при составлении проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
При подготовке Основных направлений долговой политики были учтены положения Государственной программы повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия, рекомендации Минфина России по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной (долговой) политики.
Текущее состояние государственного долга
Итоги исполнения бюджета Республики Мордовия за 2018 год свидетельствуют о том, что продолжает складываться негативная тенденция, препятствующая достижению его сбалансированности. Недополучение собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета в запланированных объемах, необходимость завершения подготовки к проведению матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году и обеспечения в полном объеме мер по реализации социальной политики обусловили формирование значительного дефицита республиканского бюджета, вследствие чего возрос государственный долг. По итогам 2018 года его размер составил 56 216 996,9 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2019 г. наибольший удельный вес в структуре госдолга имеют бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета - 51 процент, рыночный долг составляет 46 процентов (кредиты кредитных организаций - 34 процента, облигации - 12 процентов), государственные гарантии занимают 3 процента.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в течение 2018 года существенно увеличился объем кредитов кредитных организаций, а их удельный вес в структуре долга возрос на 15 процентов.
В начале 2019 года с Министерством финансов Российской Федерации было заключено соглашение об условиях продления Республике Мордовия исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года.
Наметившиеся позитивные тенденции в оживлении рынка кредитования продолжились в начале 2019 года. В связи со снижением ключевой ставки Банка России были достигнуты договоренности с кредитными организациями о снижении процентных ставок по полученным Республикой Мордовия кредитам. Если по состоянию на 1 января 2019 г. средневзвешенная ставка по кредитам коммерческих банков составляла 9,1 процента годовых, то по состоянию на 1 августа 2019 г. средневзвешенная ставка по кредитам коммерческих банков составила 9,0 процента годовых.
Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Республики Мордовия на 2020 - 2022 годы
Изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, необходимость выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" предопределяют основные условия реализации государственной политики в области управления государственным долгом в 2020 - 2022 годах.
Дополнительным фактором, усложняющим ситуацию с государственным долгом в указанный период, является необходимость соблюдения параметров государственного долга, определенных соглашением об условиях продления Республике Мордовия исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года, заключенным с Министерством финансов Российской Федерации.
Цели и задачи долговой политики на 2020 - 2022 годы
Реализация долговой политики Республики Мордовия в 2020 - 2022 годах будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки;
оптимизация структуры государственного долга;
развитие финансовых инструментов государственных заимствований и механизмов управления государственным долгом;
поддержание присвоенных кредитных рейтингов и создание предпосылок к их увеличению;
снижение рисков в сфере управления государственным долгом;
соблюдение условий соглашения об условиях продления Республике Мордовия исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации.
Одной из приоритетных задач осуществления долговой политики в указанный период выступает уменьшение объема государственного долга до установленного законодательством возможного уровня в имеющихся экономических условиях.
Достижению поставленных целей и намеченных задач должна способствовать реализация мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Республики Мордовия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Мордовия на 2018 - 2021 годы.
Политика в области государственных заимствований
Принимая во внимание успешный опыт размещения облигаций в 2016 году, эмиссия ценных бумаг в 2020 - 2022 годах представляется предпочтительной формой привлечения заимствований в целях рефинансирования существующего долга.
Целесообразно продолжить привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов (местных бюджетов), а также кредитов кредитных организаций в форме возобновляемых кредитных линий.
Специфика осуществления государственных заимствований, определяемая готовностью и желанием кредиторов (инвесторов) участвовать в финансировании региона, предопределяет необходимость поддерживать постоянный и эффективный диалог со всеми участниками долгового рынка. Для достижения этих целей Республикой Мордовия будет продолжена работа по взаимодействию с национальными рейтинговыми агентствами.
Риски в реализации долговой политики
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом в период 2020 - 2022 годов, являются:
риск рефинансирования долговых обязательств;
риск роста процентных ставок на рынке заимствований;
риск снижения ликвидности рынка заимствований;
риск несоблюдения условий соглашения об условиях продления Республике Мордовия исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации.
Указанные риски обусловлены следующими факторами:
риск рефинансирования долговых обязательств - невозможностью осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств Республики Мордовия;
риск роста процентных ставок на рынке заимствований - возникновением непредвиденных расходов бюджета, связанных с ростом расходов на обслуживание государственного долга, что приведет к росту дефицита бюджета;
риск снижения ликвидности рынка заимствований - неполучением денежных средств на финансирование дефицита республиканского бюджета и погашение долговых обязательств Республики Мордовия, связанным с отказом кредитных организаций и инвесторов - потенциальных приобретателей государственных облигаций Республики Мордовия предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса;
риск несоблюдения условий соглашения об условиях продления Республике Мордовия исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации - неполучением собственных доходов бюджета в запланированных объемах и возникновением непредвиденных расходов бюджета.
Долговая политика Республики Мордовия в предстоящий период независимо от складывающихся макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала будет направлена на обеспечение способности осуществлять заимствования в объемах, необходимых для исполнения бюджета, а также на укрепление статуса республики как надежного заемщика.
Решению этой задачи будет способствовать исполнение долговых обязательств республики перед кредиторами, прозрачная и последовательная работа с национальными рейтинговыми агентствами для поддержания кредитного рейтинга республики, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с потенциальными кредиторами, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные облигации Республики Мордовия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Мордовия от 31 октября 2019 г. N 265-УГ "Об Основных направлениях долговой политики Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Настоящий Указ вступает в силу с 1 ноября 2019 г.
Текст Указа опубликован в газете "Известия Мордовии" от 1 ноября 2019 г. N 123-56, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 ноября 2019 г.