Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Руководство по найму, квалификации и подготовке операторов СДС
Преамбула
1 В настоящем Руководстве подробно развиваются положения пункта 2.2.2.8 приложения 1, который требует, чтобы орган СДС был укомплектован достаточным количеством персонала, имеющего соответствующую квалификацию, надлежащую подготовку и способного выполнять требуемые задачи, принимая во внимание вид и уровень услуг, которые должны предоставляться в соответствии с настоящим Руководством по этому вопросу.
2 В настоящем Руководстве описываются требования к навыкам и знаниям операторов СДС, необходимым для обеспечения работы этих служб. Оно предназначено для применения как в планируемых, так и в существующих СДС. В нем сформулированы общие принципы для руководства при определении того, каким образом органы СДС могут нанимать персонал, осуществлять его подбор и подготовку, с тем чтобы СДС выполняли свои задачи, отвечая требуемым стандартам.
3 Настоящее Руководство не предоставляет каких-либо полномочий операторам СДС и не должно толковаться как наносящее ущерб обязанностям или правам судов, установленным в других международных документах.
1 Введение
1.1 Общие положения
1.1.1 В последние годы произошел бурный рост числа служб движения судов, что привело к значительному увеличению потребности в операторах СДС по всему миру. Услуги, предлагаемые СДС, весьма разнообразны, начиная с простой передачи по радио метеорологической и гидрологической информации и обмена информацией, и кончая сложными рекомендациями относительно плавания и, если на это имеются полномочия, указаниями, относящимися к мореплаванию.
1.1.2 Изучение существующих служб показывает, что требования к приему на работу в качестве операторов СДС очень различаются, начиная с персонала, не имеющего никаких знаний в области мореплавания, и кончая лицами, имеющими дипломы капитана и/или лоцмана. Равным образом в большой степени различаются типы и объемы подготовки, предусматриваемой для операторов СДС.
1.1.3 Различные требования к уровням знаний и навыков, предъявляемые к оператору, и стандарт подготовки, необходимый для достижения этих уровней, никогда не были полностью определены в мировом масштабе. В настоящее время не существует признанных на международном уровне квалификационных требований к операторам СДС, и подход к найму и подготовке в разных странах существенно различается.
1.1.4 Учитывая роль СДС в предоставлении услуг, направленных на обеспечение безопасности и эффективности судоходства и защиты окружающей среды, учитывая также необходимость избегать замешательства у пользователей при переходе от одной СДС к другой и важность профессионализма операторов СДС, являющегося мерой того доверия, которое вызывается функционированием и эффективностью СДС, необходимо, чтобы персонал СДС имел надлежащую квалификацию и прошел подготовку для выполнения своих функций и чтобы стандарты такой квалификации и подготовки в большой степени были согласованы на международном уровне.
1.2 Определения
Для целей настоящего приложения нижеследующие термины имеют значения, определенные ниже; однако все другие используемые термины, которые уже определены в приложении 1 (Руководство и критерии для СДС), имеют значения, определенные в этом приложении:
.1 Подготовка по расширенной программе - подготовка, обычно проводимая на уровне руководящего состава и предназначенная для расширения и наиболее полного использования знаний и опыта служащих;
.2 Начальная подготовка - подготовка, требуемая для выполнения функций, закрепленных за каким-либо постом. Данный тип подготовки требует высокого уровня контроля;
.3 Теоретическая подготовка - подготовка, проводимая в аудитории, позволяющая лицам, проходящим подготовку, овладевать знаниями и навыками, необходимыми для достижения профессионального уровня, требуемого для выполнения должностных обязанностей в полном объеме;
.4 Знания - информация об определенных фактах, теориях, системах, процедурах и других вопросах, относящихся к должностным обязанностям и ответственности;
.5 Подготовка на рабочем месте - подготовка в рабочих условиях, которая считается официальной и о которой необходимо докладывать, если она охватывает непродуктивные человеко-часы; она проводится под руководством инструктора или с помощью компьютера, имеет специальные цели обучения и ориентиры, позволяющие оценить достигнутые результаты. Эта подготовка имеет структуру, для нее выделяются или в ходе нее расходуются специальные средства, и лицо, проходящее подготовку в рабочих условиях, освобождается от выполнения своих постоянных или обычных обязанностей;
.6 Компетенция оператора означает наличие квалификации, необходимой для действенного и эффективного выполнения функций или подфункций, закрепленных за определенным постом оператора СДС;
.7 Личная пригодность означает особенности характера и личные качества конкретного лица, влияющие на применение им знаний и навыков при выполнении должностных обязанностей;
.8 Квалификация - образование, знания, навыки, опыт или любые другие качества, которые являются необходимыми или желательными для выполнения должностных обязанностей;
.9 Наем и подбор - процесс укомплектования штата, в ходе которого определяются кандидаты или рассматриваются их кандидатуры для работы на конкретном посту с точки зрения их относительной пригодности для этого поста на основе определенных критериев, например знаний и опыта или любых других качеств, которые являются необходимыми или желательными, учитывая характер обязанностей, которые должны выполняться. Кандидаты отбираются путем проведения экзаменов, тестов, интервью и сбора информации;
.10 Переподготовка - подготовка, проводимая для поддержания определенного уровня выполнения работы, навыков или знаний в областях, которые редко используются и в которых невыполнение работы влечет серьезные последствия;
.11 Подготовка на тренажерах - подготовка, проводимая в соответствующей обстановке, позволяющая применять на практике навыки и выполнять должностные обязанности;
.12 Навык - соответствующие способности или предписанный уровень профессионализма, которые являются основой для выполнения должностных обязанностей и несения ответственности;
.13 Стандарты - критерии, характеристики, методы или процессы, которые признаны или приняты в качестве образцов для подражания, с которыми подобная деятельность будет сравниваться или соизмеряться;
.14 Подфункции - конкретные процессы и процедуры, представляющие собой деятельность, являющуюся частью определенной функции;
.15 Подготовка - процесс объединения теоретического обучения и практики, с тем чтобы служащие приобрели навыки, знания и опыт, необходимые для действенного и эффективного выполнения ими своей настоящей/будущей работы;
.16 Повышение квалификации - подготовка для улучшения существующих навыков;
.17 Категория СДС - относится к способу идентификации вида и уровня услуг, предоставляемых СДС, на основе географических или организационных соображений. Например, СДС, действующая в порту и на подходах к нему, может классифицироваться как портовая СДС. СДС, участие в которой требуется согласно закону, может классифицироваться как обязательная СДС в противоположность добровольной СДС.
.18 Функции СДС - можно подразделить на "внутренние" и "внешние" функции. Внутренними функциями являются подготовительные действия, которые должны выполняться для того, чтобы СДС начала функционировать. Они включают сбор данных, оценку данных и принятие решения. Внешними функциями являются действия, выполняемые с целью оказания влияния на характеристики движения судов. Они относятся к основным функциям по управлению движением, заключающимся в установлении правил, расстановке судов, обычном контроле за судами и их маневрированием для избежания столкновений, а также к другим функциям управления, таким, как действия по обеспечению выполнения правил, по исправлению положения и связанные с этим действия. Основания для этих функций по управлению движением и их связь с услугами СДС изложены в пункте 6.4.
.19 Оператор СДС - оператор СДС есть лицо, имеющее надлежащую квалификацию, которое выполняет одну или несколько задач, относящихся к предоставляемым СДС услугам. Однако для специальных целей настоящего Руководства оператор СДС также означает лицо, которое, имея надлежащие полномочия, дает судам указания и информацию и решает, какие меры необходимо принять в порядке реакции на полученные данные. Это лицо может непосредственно отвечать за связь в пределах определенной географической зоны в районе СДС или может передавать такую информацию и решения через посредника; и
.20 Пост оператора СДС - пост в конкретной СДС, на котором оператор СДС выполняет функции СДС, определенные для целей настоящего Руководства.
2 Цели и орган
2.1 Цели
2.1.1 Целями настоящего Руководства являются:
.1 обеспечить органы логическим процессом, которому необходимо следовать при подборе и найме операторов СДС и при установлении стандартов квалификации и подготовки, которые обеспечат наличие у операторов необходимых знаний и навыков, с тем чтобы они могли выполнять свои функции в соответствии с надлежащими стандартами; и
.2 установить требования и стандарты в отношении знаний и навыков, которым должны отвечать операторы СДС, с тем чтобы выполнять определенные функции.
2.2 Компетентный орган
2.2.1 С учетом своих собственных национальных и местных требований и ограничений органы должны установить требования к подготовке своих операторов СДС. Органы должны будут также установить специальные стандарты знаний, навыков и личной пригодности, которым должны отвечать операторы. Ничто в настоящем Руководстве не ущемляет этих прав органов и не налагает на них каких-либо обязательств.
2.2.2 Настоящее Руководство не должно толковаться как предоставляющее органам какие-либо дополнительные полномочия в отношении эксплуатации СДС за пределами территориального моря.
3 Структура
3.1 Объяснение структуры
3.1.1 Настоящее Руководство устанавливает структуру, в рамках которой органы могут выполнять свои обязательства, изложенные в приложении 1, по обеспечению наличия у операторов СДС компетенции, позволяющей им выполнять назначенные функции независимо от уровня квалификации нанятого персонала. Эта структура показана на рис. 1.
3.1.2 В структуре излагаются меры, которые должен принять орган СДС для того, чтобы его операторы СДС обладали компетентностью, необходимой для выполнения поставленных перед ними задач. Эти меры состоят из двух стадий:
.1 Стадия 1:
Предварительные меры, позволяющие принимать решения относительно компетентности оператора (предварительные условия для системы).
.2 Стадия 2:
Меры, принимаемые для того, чтобы операторы обладали или достигли и затем поддерживали уровень компетентности, требующийся для выполнения назначенных им функций (параметры системы).
3.1.3 Для осуществления изложенных выше мер органы СДС должны быть готовы воспользоваться определенной компетентностью, которая обычно имеется у них в распоряжении. В частности, для успешного планирования и осуществления программы по приведению компетентности операторов в соответствие с эксплуатационной необходимостью, необходимо воспользоваться специальными знаниями и опытом в области эксплуатации СДС, а также в области подготовки и человеческих ресурсов. Конкретные области, в которых требуются такие специальные знания и опыт, указаны на рис. 1.
4 Предварительные условия для Системы
4.1 Для того чтобы быть в состоянии определить, разработать и осуществить систему квалификации и подготовки операторов СДС, органы должны прежде всего принять ряд предварительных мер, позволяющих обеспечить, чтобы компетентность оператора надлежащим образом соответствовала функциям, за которые оператор несет ответственность. Этими мерами являются следующие:
.1 Внедрение СДС - принять решение о внедрении СДС или руководствоваться уже принятым решением.
.2 Определение функций СДС - определить и описать подробные функции, относящиеся к данной СДС. Эти подробные функции разрабатываются на основе общих функций СДС, описанных в 2.3 и 2.5 приложения 1.
.3 Организация функций центра СДС - организовать функции в соответствии с тем, как они должны выполняться согласно организации внутренней работы СДС.
.4 Учреждение постов операторов СДС - быть готовыми учредить или иметь уже учрежденные посты операторов в рамках СДС, определить, какие функции будут выполняться на каждом посту, а также быть готовыми обеспечить, чтобы эти посты были в будущем заняты персоналом, на который возложена ответственность за выполнение определенных функций.
4.2 После осуществления этих мер могут быть разработаны планы по найму и подбору операторов СДС.
5 Параметры Системы
5.1 Общие положения
5.1.1 Точка зрения органов в отношении предпочитаемой квалификации нанимаемых лиц может колебаться между концепцией низкой квалификации при поступлении на работу с последующей интенсивной подготовкой и концепцией высокой квалификации при поступлении на работу с последующей незначительной подготовкой. Очевидно, что если к высокой квалификации при поступлении на работу добавляется соответствующий местный опыт, необходимость подготовки будет минимальной.
5.1.2 В идеальном случае органы должны быть способны определять, какие квалификацию и предшествующий опыт должен иметь оператор СДС, но вследствие обстоятельств это зачастую не зависит от их желания. Однако органы должны быть способны устанавливать уровень навыков и знаний, которыми уже обладает кандидат, исходя из его предшествующего опыта (например, капитан торгового судна, диспетчер службы воздушного движения, занимавший высокие должности).
5.1.3 Следовательно, органы СДС должны установить методы оценки навыков и знаний нанимаемых лиц и уже работающих операторов СДС применительно к тому, что требуют задачи или функции, которые они выполняют.
5.1.4 В зависимости от уровней навыков и знаний, приобретенных ранее, и задач или функций, которые должны выполняться, органам может понадобиться дополнить существующую квалификацию соответствующей подготовкой для восполнения каких-либо пробелов.
5.2 Наем и подбор
5.2.1 Органы должны установить стандарты для приема на работу новых операторов СДС с точки зрения ранее приобретенных навыков и знаний, а также характеристик личной пригодности, имеющих отношение к задачам или функциям, выполнение которых будет от них требоваться. Эти навыки и знания могут быть частично оценены на основе имеющейся квалификации (например, диплом капитана или лоцмана).
5.2.2 Органы СДС могут рассмотреть вопрос о введении дополнительных отборочных механизмов с целью убедиться в том, что кандидаты обладают необходимыми способностями, лично пригодны для работы и имеют дополнительные навыки для соответствующих функций, которые будут им назначены. Эти механизмы, среди прочего, позволят оценить способность отвечать медицинским требованиям, которые соотносятся с условиями работы на соответствующем посту СДС, способность решать пространственные проблемы и другие способности, имеющие отношение к работе, способность работать в напряженной обстановке и знание иностранного языка, требующееся для выполнения работы в конкретной СДС.
5.3 Квалификация
5.3.1 Органы должны быть способны определить, какой компетентностью должен обладать оператор СДС для выполнения назначенных функций, с целью установить сочетание полученной ранее квалификации и последующей подготовки, которое требуется для обеспечения компетентности их операторов.
5.3.2 С этой целью они должны детально проанализировать задачи, которые будет выполнять оператор для осуществления конкретных функций, с точки зрения навыков и знаний, которыми этот оператор должен обладать для успешного их выполнения.
5.3.3 Проведя анализ задач, органы должны конкретизировать виды навыков и знаний, которыми должны обладать операторы для выполнения своих функций. Эти элементы навыков и знаний должны непосредственно относиться к выполняемым функциям и должны быть конкретизированы таким образом, чтобы органы были в состоянии определить:
Рис. 1. Разработка системы найма, квалификации и подготовки операторов служб движения судов
.1 обладают ли ими операторы СДС с точки зрения полученной ими ранее квалификации и опыта; или
.2 потребуется ли дополнительная подготовка для приобретения этих квалификации и опыта.
5.3.4 После того как необходимые виды навыков и знаний будут установлены, органы должны определить, на каком уровне должны обладать ими операторы СДС. Поэтому органы несут ответственность за установление стандартов выполнения работы применительно к видам навыков и знаний, которые должны быть приобретены.
5.3.5 Поскольку не все СДС выполняют один и тот же спектр функций и поскольку некоторые операторы могут выполнять только ограниченные функции в рамках конкретной службы, от органов может потребоваться установление для операторов различных уровней знаний и навыков на основе задач, выполняемых ими в СДС, в которой они работают.
5.4. Подготовка
5.4.1 Если виды и/или уровни навыков и знаний, которыми обладает оператор СДС в силу ранее полученного опыта и квалификации, не полностью соответствуют тем, которые требуются для выполнения поставленных задач, органы должны обеспечить дополнительную подготовку в областях, где имеются пробелы.
5.4.2 Органы должны установить для тех областей, в которых они готовят операторов СДС, стандарты подготовки, соответствующие уровню профессиональных навыков, требуемых на их постах. Эти стандарты подготовки должны составлять основу любой программы подготовки операторов СДС, которая должна быть разработана и реализована.
5.4.3 На основе стандартов подготовки органы должны затем разработать и осуществить программу подготовки, которая, вместе с соответствующим имеющимся опытом, обеспечит оператора СДС необходимыми навыками и знаниями для выполнения им своих задач на уровне требуемых стандартов.
5.4.4 Имеются разнообразные механизмы, с помощью которых может проводиться подготовка. Они включают подготовку, предоставляемую непосредственно органами, подготовку, осуществляемую посторонней организацией по договору или любым другим учебным заведением, общим для заинтересованных Администраций, которое готовит операторов СДС для нескольких органов.
5.4.5 Органы могут также рассмотреть вопрос о необходимости обеспечить различные виды подготовки с различными уровнями, относящимися к каждому виду, с целью обеспечить приобретение и поддержание соответствующих навыков и знаний, необходимых для удовлетворения требований к работе, согласно следующей форме:
Вид подготовки |
Теоретическая |
На тренажере |
На рабочем месте |
Уровень подготовки | |||
Начальная |
X |
X |
X |
По расширенной программе |
X |
X |
X |
Повышение квалификации |
X |
X |
X |
Переподготовка |
X |
X |
X |
Органы должны знать преимущества модульного подхода к подготовке с точки зрения удобства и экономической эффективности ее проведения.
5.4.6 Органы могут установить систему экзаменов для определения того, насколько опыт, квалификация и подготовка оператора позволяют ему работать в соответствии с требуемыми стандартами.
5.4.7 После того как подходящим образом квалифицированные и подготовленные служащие приступили к работе, за их работой должно вестись наблюдение и контроль с целью убедиться, что выполняемая ими работа продолжает соответствовать установленным стандартам.
5.4.8 Органы должны знать, что для эффективного выполнения оператором функций СДС может потребоваться подготовка в областях, непосредственно не относящихся к СДС (например, машинопись, навыки руководства работой других людей), которые специально не затрагиваются в настоящем Руководстве.
5.5 Дипломирование
Органы могут ввести официальную систему дипломирования с целью доказать и продемонстрировать пользователям системы, что существует механизм, обеспечивающий соответствие между компетентностью служащего и требованиями, предъявляемыми к его работе.
6 Определение навыков и знаний, требуемых для выполнения функций СДС
6.1 Процесс, используемый для определения видов и уровней знаний и навыков, требуемых от операторов СДС для выполнения конкретных функций СДС, изложен ниже. Он может также использоваться органами для определения того, как можно провести различие между уровнями навыков и знаний, которые требуются от операторов СДС при найме их на работу (ранее полученная квалификация), и теми уровнями, которые будут обеспечены после приема на работу (подготовка). Помимо этого, этот процесс может использоваться для определения вида и степени подготовки, которая должна предоставляться операторам, уже работающим в СДС, которые могут иметь некоторую ранее полученную квалификацию.
Примечание. Органы должны иметь в виду, что этот процесс является всего лишь образцом.
Органы, желающие использовать данный процесс, должны помнить, что его потребуется изменить применительно к их конкретным местным требованиям.
Кроме того, поскольку этот процесс не является математической моделью, органы должны также помнить о важности человеческого фактора в вопросах, относящихся к принятию решений, который не может быть научно рассчитан и поэтому не может быть полностью рассмотрен в рамках данного процесса.
Следовательно, при определении видов и уровней навыков и знаний для функций СДС органам потребуется принять решение о том, какой степенью независимости будут располагать операторы СДС при принятии ими решений, основанных на здравом смысле.
6.2 Общий процесс определения требований к навыкам и знаниям состоит в следующем:
.1 определить термины и выявить функции, требующие рассмотрения. Функции или подфункции могут классифицироваться как В (важные) или Н (не являющиеся важными), для того чтобы показать степень участия операторов СДС;
.2 разделить выявленные функции на подфункции. Процесс разделения на подфункции продолжается до тех пор, пока это необходимо для того, чтобы выявить требования к навыкам и/или знаниям оператора СДС, с тем чтобы он мог выполнять функцию. В результате такого разделения будет получен перечень элементов навыков и знаний, каждый из которых представляет собой конкретное, подлежащее выполнению действие, а их совокупность представляет собой выполнение функции (этот процесс проиллюстрирован на рис. 2 и приводится в качестве примера на рис. 3);
.3 на заключительном уровне разделения на подфункции детализировать в достаточной мере каждое составляющее действие, с тем чтобы его можно было классифицировать как навык или как знание, которые должны быть проявлены; и
.4 провести обзор и проверить, что разделение на подфункции завершено.
6.3 После проведения таким образом классификации отдельных составляющих действий оценивается уровень навыков или знаний, требуемых для их выполнения. Используются, на взвешенной основе, нижеследующие критерии:
.1 частота - как часто выполняется задача;
.2 время (в процентах), использованное при выполнении задачи по отношению к другим задачам;
.3 значение - важность соответствующего навыка или знания при выполнении задачи: "должен знать" (обязательно), "следует знать" (важно) или "желательно знать" (факультативно);
.4 ответственность - последствия ошибки или упущения в ходе выполнения функции;
.5 стандарт выполнения - каково должно быть качество работы отдельного лица при выполнении задачи и его способность справиться со связанными с нею трудностями;
.6 контроль и вмешательство - может или не может отдельное лицо выполнить задачу без контроля над ним;
.7 рабочие инструменты - оборудование и установленные процедуры, позволяющие выполнить функцию; и
.8 причины, по которым выполнение задачи является важным.
Навыки, относящиеся к этому вопросу, включают, не обязательно ограничиваясь этим, следующее: умение работать с оборудованием связи и наблюдения; умение работать с картами; умение оказывать помощь в судовождении и умение работать со вспомогательным оборудованием, таким, как телефонные аппараты, телексы, оборудование для расчетов приливов и отливов и метеорологическое оборудование. Примеры знаний, которые могут потребоваться, включают: местную географию, основы судовождения, применимые законы, правила, соглашения и публикации, процедуры связи и словарь-разговорник*, принципы организации движения судов.
------------------------------
* См. Стандартный морской навигационный словарь-разговорник, замененный Стандартным морским разговорником ИМО (в настоящее время используется в экспериментальном порядке).
------------------------------
6.4 В определении, содержащемся в 1.2.18, указан ряд функций по управлению движением. СДС может играть важную роль в выполнении этих функции, которые могут быть взяты за основу процесса, описанного в 6.1, для определения видов и уровней навыков и знаний, требуемых от операторов СДС, способствующих выполнению функций по управлению движением. Цели функций по управлению движением и их взаимосвязь с услугами СДС кратко описаны ниже:
.1 Внутренние функции СДС:
- сбор данных; и
- оценка данных/принятие решения.
.2 Функции по управлению движением:
.2.1 Основная функция:
- расстановка судов. Эта функция состоит в установлении между судами или определенными категориями судов интервалов по дистанции и/или по времени путем предварительного планирования. Это стратегическая функция, которая может выполняться службой организации движения;
- обычный контроль за судами. Это процесс, осуществляемый на судне, которому СДС содействует путем предоставления данных, относящихся к процессу принятия на судне решений в отношении судовождения. Эта функция относится к информационным услугам и/или к услугам по оказанию помощи в судовождении;
- маневрирование для избежания столкновений. Это функция, выполняемая на судне, которая касается судов, находящихся в ситуациях, близких к столкновению. Эта функция может выполняться с помощью СДС. Это тактическая функция, относящаяся к информационным услугам и/или к услугам по оказанию помощи в судовождении.
.2.2 Функция по обеспечению выполнения
Целью этой функции является поддержание и контроль строгого соблюдения применимых норм и правил и принятие соответствующих мер в случае, когда это требуется, и в пределах полномочий СДС. Некоторые аспекты этой функции могут охватываться услугами по организации движения судов.
Функции по исправлению положения
Эти функции нацелены прежде всего на уменьшение влияния и последствий инцидентов, таких как поиск и спасание, спасение имущества и загрязнение. Данные функции могут выполняться СДС в качестве поддержки смежных видов деятельности.
Прочие функции
Эти функции относятся к координации и взаимодействию между судами и третьими сторонами. Они могут выполняться СДС в качестве поддержки смежных видов деятельности.
Рис. 2. Анализ элементов функции (навыки и знания)
Рис. 3. Анализ элементов функций по управлению движением (навыки и знания) операторов СДС
<< Приложение 1. Руководство и критерии для СДС |
||
Содержание Резолюция А.857(20) "Руководство для служб движения судов" (принята 27 ноября 1997 г.) (пункт 9 повестки дня) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.