Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 4. Материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части Нормативов градостроительного проектирования Первомайского района
1. В Нормативах градостроительного проектирования Первомайского района приведенные понятия применяются в следующем значении:
автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
стоянка для автомобилей - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей;
антенно-мачтовые сооружения - инженерное высотное сооружение, предназначенное для размещения радиотехнического оборудования и антеннофидерных устройств;
газификация - деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного или энергетического ресурса;
газонаполнительная станция (ГНС) - предприятие, предназначенное для приема, хранения и отпуска сжиженных углеводородных газов потребителям в автоцистернах и бытовых баллонах, ремонта и переосвидетельствования газовых баллонов;
градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений;
градостроительная документация - (документы градостроительного проектирования) - документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования, документация по планировке территории;
градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
градостроительная ценность территории - мера способности территории удовлетворять определенные общественные требования к ее состоянию и использованию;
зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;
комплексное освоение - подготовка документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты);
линия электропередачи - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии;
нормативы градостроительного проектирования - совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частью 3 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, населения муниципального района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района;
объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом Тамбовской области, уставом муниципального образования и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие поселения.
парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе, частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения;
природный газ промышленного и коммунально-бытового назначения - горючая газообразная смесь углеводородов с преобладающим содержанием метана, предназначенная в качестве сырья и топлива для промышленного и коммунально-бытового использования;
пункт редуцирования газа - технологическое устройство сетей газораспределения и газопотребления, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его в заданных пределах независимо от расхода газа;
радиус эффективного теплоснабжения - максимальное расстояние от теплопотребляющей установки до ближайшего источника тепловой энергии в системе теплоснабжения, при превышении которого подключение теплопотребляющей установки к данной системе теплоснабжения нецелесообразно по причине увеличения совокупных расходов в системе теплоснабжения;
реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
санитарно-защитная зона (СЗЗ) - специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа;
строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
трансформаторная подстанция - электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения с помощью трансформаторов;
функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;
централизованная система электроснабжения - совокупность электроустановок, предназначенных для электроснабжения потребителей от энергетической системы.
иные понятия, используемые в настоящих нормативах, употребляются в значениях, соответствующих значениям, содержащимся в федеральном и региональном законодательстве.
2. Обзор нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, учитываемых при разработке нормативов градостроительного проектирования Первомайского района
Градостроительный кодекс Российской Федерации является основополагающим кодифицированным нормативным правовым актом в области градостроительной деятельности.
Законы и иные нормативные правовые акты Тамбовской области, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, в том числе нормативы градостроительного проектирования, не могут противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Градостроительный кодекс Российской Федерации:
- устанавливает общие принципы градостроительного законодательства, во исполнение которых осуществляется подготовка нормативов градостроительного проектирования;
- определяет состав, содержание и общий порядок подготовки градостроительной документации, закрепляет полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по уточнению состава и порядка подготовки отдельных видов градостроительной документации;
- вводит понятие нормативов градостроительного проектирования;
- подразделяет нормативы градостроительного проектирования на региональные и местные;
- устанавливает общие требования к содержанию нормативов градостроительного проектирования;
- устанавливает общие требования к подготовке и утверждению нормативов градостроительного проектирования;
- наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности полномочиями по утверждению региональных нормативов градостроительного проектирования;
- наделяет органы местного самоуправления полномочиями в области градостроительной деятельности по утверждению местных нормативов градостроительного проектирования;
- определяет сферу применения нормативов градостроительного проектирования, согласно которой местные нормативы градостроительного проектирования должны учитываться при разработке и согласовании градостроительной документации, принятии решений о развитии застроенной территории.
Земельный кодекс Российской Федерации расширяет сферу применения местных нормативов градостроительного проектирования, устанавливая требования по их использованию в процессе комплексного освоения территории для жилищного строительства.
Земельный Кодекс Российской Федерации определяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению (тем самым, исключая соответствующие вопросы из предмета регулирования местных нормативов):
1) предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
2) максимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных пунктом 1 части 5 настоящего раздела;
3) предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, особых категорий.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает возможность определения предельных размеров земельных участков для иных целей, в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Соответствующие вопросы могут быть урегулированы в местных нормативах градостроительного проектирования.
Водный кодекс Российской Федерации устанавливает требования к размеру и порядку установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос, таким образом, исключая соответствующие вопросы из предмета регулирования местных нормативов градостроительного проектирования.
Лесной кодекс Российской Федерации определяет общие требования к строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежащие учету при определении показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
На территории Тамбовской области действует Закон Тамбовской области от 31.01.2007 г. N 144-З "О градостроительной деятельности в Тамбовской области", регулирующий отдельные правоотношения в области градостроительной деятельности на территории Тамбовской области, включая порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, устанавливаемые в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами местного значения муниципального района, расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения для населения муниципального района, увязаны с видами объектов местного значения муниципального района.
Нормативы градостроительного проектирования муниципального района содержат расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 19 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, иными объектами местного значения муниципального района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района.
Перечень объектов местного значения определен статьей 6.1. Закона Тамбовской области "О градостроительной деятельности на территории Тамбовской области", с учетом полномочий органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставом муниципального района.
Перечень объектов местного значения, для которых в нормативах градостроительного проектирования установлены расчетные показатели:
1) в области электро- и газоснабжения поселений:
- подстанции и переключательные пункты, проектный номинальный класс напряжений которых находится в диапазоне от 20 кВ до 35 кВ включительно;
- трансформаторные подстанции, проектный номинальный класс напряжений которых находится в диапазоне от 6 кВ до 10 кВ включительно, расположенные на территории сельского поселения;
- пункты редуцирования газа;
- газонаполнительные станции;
2) в области автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района:
- автомобильные дороги вне границ населенных пунктов;
3) в области физической культуры и массового спорта:
- межпоселенческие спортивные сооружения (залы);
- межпоселенческие спортивные сооружения (стадионы);
4) в области культуры:
- межпоселенческие дома культуры;
- межпоселенческие библиотеки;
- учреждения культуры с музейными помещениями;
- учреждения культуры с выставочными помещения;
5) в области образования:
- объекты дошкольного образования;
- объекты общеобразовательных организаций;
- объекты дополнительного образования;
6) в области здравоохранения:
- фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты;
- станции скорой медицинской помощи;
- выдвижные пункты скорой медицинской помощи;
- поликлиники, амбулатории, диспансеры без стационара;
- стационары для детей и взрослых для интенсивного лечения и кратковременного пребывания;
- аптеки;
7) в области утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов:
- объекты транспортировки, обезвреживания и переработки бытовых отходов;
- скотомогильники (биотермические ямы);
- установки термической утилизации биологических отходов;
иные объекты местного значения муниципального района, необходимые в связи с решением вопросов местного значения муниципального района;
8) в области организации транспортного сообщения;
9) в области организации архивного дела:
- муниципальные архивы;
10) в области связи:
- отделения связи;
- антенно-мачтовые сооружения;
- отделения банков.
Для целей разработки нормативов градостроительного проектирования на обязательной основе применяются разделы 1 (пункт 1.1), 4, 5 (за исключением пунктов 5.4, 5.7), 6 (за исключением пункта 6.3), 8 (пункты 8.2-8.6, 8.8, 8.9, 8.12-8.20, 8.24-8.26), 9, 10 (пункты 10.1-10.5), 11 (пункты 11.1-11.24, 11.25 (таблица 10, за исключением примечания 4), 11.26, 11.27), 12 (за исключением пункта 12.33), 13, 14 СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в соответствии с п. 30 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521.
При разработке нормативов градостроительного проектирования на добровольной основе применяются части и пункты Свода правил СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" за исключением пунктов и разделов, которые применяются в соответствии с законодательством на обязательной основе.
3. Понятие нормативов градостроительного проектирования. Их цели и задачи. Состав и содержание
Согласно Федеральному закону от 05.05.2014 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" в кодекс введено понятие нормативов градостроительного проектирования. Нормативы градостроительного проектирования подразделяются на региональные и местные (муниципального района, поселения, городского округа).
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативы градостроительного проектирования представляют собой совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Нормативы градостроительного проектирования Первомайского района содержат показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами местного значения Первомайского района, а также показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.
Нормативы градостроительного проектирования Первомайского района разработаны в целях обеспечения пространственного развития территории, соответствующего качеству жизни населения, предусмотренному документами стратегического планирования Первомайского района, определяющими и содержащими цели и задачи социально-экономического развития территории района.
Нормативы градостроительного проектирования Первомайского района позволяют обеспечить согласованность решений и показателей развития территорий, устанавливаемых в документах стратегического и территориального планирования района, таких как стратегия социально-экономического развития, схема территориального планирования района, проекты планировки территории, генеральные планы, правила землепользования и застройки сельских поселений, входящих в состав района.
Нормативы градостроительного проектирования Первомайского района направлены на решение следующих основных задач:
1) установление минимального набора расчетных показателей, применение которых необходимо при разработке градостроительной документации;
2) распределение используемых при проектировании расчетных показателей на группы по видам градостроительной документации (словосочетания "документы градостроительного проектирования" и "градостроительная документация" используются в местных нормативах градостроительного проектирования как равнозначные);
3) обеспечение оценки качества градостроительной документации в плане соответствия её решений целям повышения качества жизни населения, установленным в документах стратегического планирования района;
4) обеспечение постоянного контроля за соответствием решений градостроительной документации, изменяющимся социально-экономическим условиям на территории района.
При разработке Нормативов градостроительного проектирования Первомайского района учтены:
- предельно допустимые нагрузки на окружающую среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования природных и иных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей среде;
- техногенные изменения окружающей среды;
- степень устойчивости территорий к различным природным и техногенным воздействиям.
В соответствии с частью 5 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативы градостроительного проектирования Первомайского района включают в себя:
1) основную часть (расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения района и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения района);
2) правила и область применения расчетных показателей;
3) материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части местных нормативов градостроительного проектирования.
4. Обоснование расчетных показателей, содержащихся в основной части Нормативов градостроительного проектирования Первомайского района
Первомайский район - муниципальное образование, состоящее из городского и сельских поселений, объединенных общей территорией. В состав района входят 11 муниципальных образований: 1 поссовет и 10 сельсоветов. На территории района расположены: 1 городской населённый пункт - р.п. Первомайский и 44 сельских населенных пунктов.
Общая численность населения Первомайского района по состоянию на 01.01.2019 г. составляет - 25 552 человек. Удельный вес городского населения в общей численности составляет - 44%, сельского - 56%. Средняя плотность населения составила 27 человек на 1 кв. километр.
Общая площадь территории Первомайского района составляет - 940,67 кв. километров.
По территории Первомайского района проходят: автодорога федерального значения М6 "Каспий" протяженностью - 32 км, областного значения - 29 км и муниципальные дороги протяженностью - 743,7 км.
По территории района проходит железная дорога Москва - Богоявленск- Грязи и линия Богоявленск - Раненбург и Богоявленск - Челновая.
При определении перспектив развития и планировки сельских поселений, входящих в состав района необходимо учитывать:
численность населения на расчетный срок;
местоположение сельских поселений в системе расселения области и муниципального района;
роль сельских поселений в системе формируемых центров обслуживания населения (районного и местного уровня);
историко-культурное значение сельских поселений; прогноз социально-экономического развития территории; санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на планируемых к развитию территориях.
Сельские населенные пункты в зависимости от проектной численности населения на прогнозируемый период подразделяются на группы в соответствии с пунктом 4.4 СП42.13330.2011. "СНиП 2.07.01-89*.
Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", согласно таблице 1.
Таблица 1
населенных пунктов |
население (тыс.человек) сельские населенные пункты |
крупные |
свыше 5 от 3 до 5 |
большие |
от 1 до 3 |
средние |
от 0,2 до 1 |
малые |
от 0,05 до 0,2 |
|
до 0,05 |
Селитебная территория формируется с учетом взаимоувязанного размещения жилых, общественно-деловых зон, отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, улично-дорожной сети, озеленения и других территорий общего пользования для создания жилой среды, отвечающей современным социальным, санитарногигиеническим и градостроительным требованиям.
Для предварительного определения общих размеров жилых зон допускается принимать укрупненные показатели согласно пункта 5.3 СП42.13330.2011. "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в расчете на 1000 чел.: в сельских поселениях - при средней этажности жилой застройки до 3 этажей - 10 га для застройки без земельных участков и 20 га - для застройки с участком; от 4 до 8 этажей - 8 га; 9 этажей и выше - 7 га; в сельских поселениях с преимущественно усадебной застройкой - 40 га.
При определении размера территории жилых зон следует исходить из необходимости поэтапной реализации жилищной программы. Объем жилищного фонда и его структура определяются на основе анализа фактических и прогнозных данных о семейном составе населения, уровнях его дохода, существующей и перспективной жилищной обеспеченности исходя из необходимости обеспечения каждой семьи отдельной квартирой или домом. Для государственного и муниципального жилищного фонда - с учетом социальной нормы площади жилья, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Тамбовской области.
Нормативные показатели плотности застройки территориальных зон следует принимать согласно приложению "Г" к СП42.13330.2011. "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" по таблице 2.
Таблица 2
Территориальные зоны |
Коэффициент застройки |
Коэффициент плотности застройки |
Жилая |
|
|
Застройка многоквартирными многоэтажными жилыми |
0,4 |
1,2 |
домами |
|
|
Застройка многоквартирными жилыми домами малой и |
0,4 |
0,8 |
средней этажности |
|
|
Застройка блокированными жилыми домами с |
0,3 |
0,6 |
приквартирными земельными участками |
|
|
Застройка одно-двухквартирными жилыми домами с |
0,2 |
0,4 |
приусадебными земельными участками |
|
|
Общественно-деловая |
|
|
Многофункциональная застройка |
1,0 |
3,0 |
Специализированная общественная застройка |
0,8 |
2,4 |
Производственная |
|
|
Промышленная |
0,8 |
2,4 |
Научно-производственная |
0,6 |
1,0 |
Коммунально-складская |
0,6 |
1,8 |
Примечания:
1. Для жилых, общественно-деловых зон коэффициенты застройки и коэффициенты плотности застройки приведены для территории квартала (брутто) с учетом необходимых по расчету учреждений и предприятий обслуживания, гаражей; стоянок для автомобилей, зеленых насаждений, площадок и других объектов благоустройства.
Для производственных зон указанные коэффициенты приведены для кварталов производственной застройки, включающей один или несколько объектов.
2. При подсчете коэффициентов плотности застройки площадь этажей определяется по внешним размерам здания. Учитываются только надземные этажи, включая мансардные. Подземные этажи зданий и сооружений не учитываются. Подземное сооружение не учитывается, если поверхность земли (надземная территория) над ним используется под озеленение, организацию площадок, автостоянок и другие виды благоустройства.
3. Границами кварталов являются красные линии.
4. При реконструкции сложившихся кварталов жилых, общественно-деловых зон (включая
надстройку этажей, мансард) необходимо предусматривать требуемый по расчету объем учреждений и предприятий обслуживания для проживающего в этих кварталах населения. Допускается учитывать имеющиеся в соседних кварталах учреждения обслуживания при соблюдении нормативных радиусов их доступности (кроме дошкольных учреждений и начальных школ).
Основными показателями плотности застройки являются:
коэффициент застройки - отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала);
коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала).
Расчетная плотность населения, в соответствии с пунктом 7.6 СП42.13330.2011. "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" не должна превышать 450 человек/гектаров.
4.1. В области культуры
Согласно статье 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относятся организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов, а также создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.
4.1.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области культуры
Согласно приложению Ж СП42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" установлено значение расчетного показателя минимально допустимого уровня обеспеченности помещениями для культурно-досуговой деятельности:
По данному виду объектов исходя из Социальных нормативов и норм, утвержденных распоряжением правительства Российской Федерации от 03.07.1996 г. N 1063-р, рекомендуется размещать 1 учреждение культуры на группу сельских поселений (в административном центре муниципального района), с вместимостью не менее 500 мест.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 г. N 1683-р "О методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры" и Социальных нормативов и норм, утвержденных распоряжением Правительства от 03.07.1996 N 1063-р установлены значения расчетного показателя минимально допустимого уровня обеспеченности населения муниципального района межпоселенческими библиотеками - 1 учреждение на муниципальный район (в административном центре). В случае необходимости учреждение может иметь филиалы в населенных пунктах, а также передвижные пункты библиотечного обслуживания.
В соответствии с приложением Ж СП42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в межпоселенческой библиотеке книжный фонд принимается дополнительно 4,5 - 5 тыс.ед. хранения на 3-4 читательских места.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 г. N 1683-р "О методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры" и Социальных нормативов и норм, утвержденных распоряжением Правительства от 03.07.1996 г. N 1063-р в муниципальном районе уровень обеспеченности учреждениями музейного типа устанавливается на тыс.человек:
- от 5000 до 10000 - 1 учреждение;
- 10000 до 20000 - 2 учреждения;
- более 20000 - 2-3 учреждения.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 г. N 1683-р "О методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры" и Социальных нормативов и норм, утвержденных распоряжением Правительства от 03.07.1996 г. N 1063-р в муниципальном районе уровень обеспеченности организациями культуры с выставочными залами и галереями:
для муниципальных районов с численностью населения до 50000 человек принимается 1 организация культуры.
Показатели минимально допустимых размеров земельных участков для организаций культуры в соответствии с положениями СП 42.13330.2011 устанавливаются согласно задания на проектирование.
4.1.2. Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов культуры для населения муниципального района
Максимальной допустимый уровень территориальной доступности, согласно приложению Ж СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" допускается принимать по заданию на проектирование.
4.2. В области образования
Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно статье 6.1. Закона Тамбовской области от 31.01.2007 г. N 144-З "О градостроительной деятельности в Тамбовской области" (далее - Закон Тамбовской области "О градостроительной деятельности в Тамбовской области") к видам объектов местного значения муниципального района, подлежащим к отображению на схеме территориального планирования муниципального района, отнесены объекты образования.
В "Стратегии социально-экономического развития Первомайского района Тамбовской области на период до 2030 года", утвержденной решением районного Совета народных депутатов от 16.11.2017 г. N 492, одним из основных направлений развития в области повышения качества социального обслуживания является повышение доступности услуг образовательных организаций.
4.2.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области образования
На основе показателей "Стратегии социально-экономического развития Первомайского района Тамбовской области на период до 2030 года" (коэффициентов охвата соответствующих возрастных групп населения услугами образовательных организаций и их доли в общей численности населения района) в Нормативах градостроительного проектирования Первомайского района установлены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения района в области образования:
1) дошкольными образовательными организациями:
- 85% охват детей в возрасте от 3 до 7 лет;
2) общеобразовательными организациями:
- 100% охват основным общим образованием детей в возрасте от 7 до 16 лет;
75% охват детей в возрасте от 16 до 18 лет средним (полным) общим образованием.
3) Согласно Социальных нормативов и норм, утвержденных распоряжением Правительства от 03.07.1996 г. N 1063-р устанавливается следующая обеспеченность объектами дополнительного образования детей:
- в населенных пунктах с численностью населения от 3000 до 10000 человек - 1 образовательное учреждение;
- в населенных пунктах с численностью населения свыше 10000 человек - из расчета 12% общего количества учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ.
2. Согласно приложения Ж СП42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" установлены расчетные показатели минимально допустимых размеров земельных участков для дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций:
1) дошкольные образовательные организации на 1 место при вместимости организации:
- до 100 мест - 40 кв. м;
- свыше 100 мест - 35 кв. м;
размер групповой площадки на 1 место следует принимать не менее:
- для детей ясельного возраста - 7,5 кв. м;
2) общеобразовательные организации на 1 учащегося при вместимости организации:
- от 40 до 400 - 50 кв. м;
- от 400 до 500 - 60 кв. м;
- от 500 до 600 - 50 кв. м;
- от 600 до 800 - 40 кв. м;
- от 800 до 1100 - 33 кв. м;
- от 1100 до 1500 - 21 кв. м;
- от 1500 до 2000 - 17 кв. м;
- свыше 2000 - 16 кв. м.
В сельской местности земельные участки общеобразовательных школ могут быть увеличены на 30%; и уменьшены на 20% в условиях реконструкции.
Согласно приложения Ж СП42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" площадь земельных участков возможно принимать согласно задания на проектирование.
4.2.2. Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения в области образования
Согласно пунктам 10.4-10.5 Свода правил СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" установлены расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности (пешеходной и транспортной) объектов местного значения муниципального района в области образования для населения:
1) детские дошкольные учреждения:
- в сельской местности пешеходная доступность - 500 м
2) общеобразовательные организации:
пешеходная доступность:
- для учащихся 1 ступени обучения - не более 2000 м;
- для учащихся 2 и 3 ступени обучения - не более 4000 м; транспортная доступность:
- для учащихся 1 ступени обучения - не более 15 минут в одну сторону;
- для учащихся 2-3 ступени обучения - не более 30 минут в одну сторону.
Предельный радиус обслуживания обучающихся II-III ступеней не должен превышать 15 км. Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Подвоз учащихся осуществляется на транспорте, предназначенном для перевозки детей. Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.;
3) организации дополнительного образования
Доступность объектов дополнительного образования исходя их положений СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" допускается принимать согласно задания на проектирование.
4.3. В области здравоохранения
Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области здравоохранения относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно статье 6.1. Закона Тамбовской области от 31.01.2007 г. N 144-З "О градостроительной деятельности в Тамбовской области" (далее - Закон Тамбовской области "О градостроительной деятельности в Тамбовской области") к видам объектов местного значения муниципального района, подлежащим к отображению на схеме территориального планирования муниципального района, отнесены объекты здравоохранения.
4.3.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области здравоохранения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 г. N 1063-р "Социальные нормативы и нормы", СП42.13330.2011 "СНиП2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и Региональными нормативами градостроительного проектирования Тамбовской области уровень обеспеченности объектами здравоохранения принимается следующий:
- фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами в сельских поселениях допускается принимать по заданию на проектирование;
- станции скорой помощи: принимается 1 автомобиль на 10 тыс.человек;
- выдвижные пункты скорой помощи: принимается 1 автомобиль на 5 тыс.человек;
- поликлиники, амбулатории, диспансеры без стационара: принимается из расчета 20 посещений в смену на 1 тыс.человек;
- стационары для детей и взрослых для интенсивного лечения и кратковременного пребывания: принимаются из расчета 134,7 коек на 10 тыс.человек;
- аптеки: принимается 1 учреждение на 3,0 тыс.жителей.
Размеры земельных участков для учреждений здравоохранения устанавливаются исходя из приложения "Ж" СП42.13330.2011 "СНиП 2.07.0189*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений":
- фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами в сельских поселениях - 0,2 га на объект;
- станции скорой помощи - 0,05 га на 1 автомобиль, но не менее 0,1 га;
- выдвижные пункты скорой помощи - 0,05 га на 1 автомобиль, но не менее 0,1 га;
- поликлиники, амбулатории, диспансеры без стационара - 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,2 га;
- стационары для детей и взрослых для интенсивного лечения и кратковременного пребывания:
до 50 коек - 150 кв. м на 1 койку;
свыше 50 до 100 коек - 100 кв. м на 1 койку;
свыше 100 до 200 коек - 80 кв. м на 1 койку.
- аптеки:
I-II - 0,3 га или встроенные;
III-V - 0,25 га:
VI-VIII - 0,2 га.
4.3.2. Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения в области здравоохранения
Максимально допустимый уровень территориальной доступности объектов местного значения в области здравоохранения для населения муниципального района определяется в соответствии с приложением "Ж" СП42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" для:
- станции скорой помощи - 15-минутная доступность на специальном автомобиле;
- выдвижных пунктов скорой медицинской помощи - 30-минутная доступность на специальном автомобиле;
В соответствии с пунктом 10.4 СП42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" принимается максимальная территориальная доступность для:
- фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов - 30-минутная транспортная доступность;
- поликлиник, амбулаториев, диспансеров без стационара - 30-минутная транспортная доступность;
- стационаров для детей и взрослых для интенсивного лечения и кратковременного пребывания - 30-минутная транспортная доступность
- аптек - 30-минутная транспортная доступность.
4.4. В области физической культуры и массового спорта
Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района.
Согласно статье 6.1. Закона Тамбовской области "О градостроительной деятельности на территории Тамбовской области" к видам объектов местного значения муниципального района, подлежащим к отображению на схеме территориального планирования муниципального района, отнесены объекты физической культуры и массового спорта.
4.4.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области физической культуры и массового спорта
Согласно Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области показатели обеспеченности спортивными сооружениями направлены на достижение целевых показателей: увеличение удельного веса горожан, систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом к 2035 г. до 35% (или коэффициент активности населения в области физической культуры и массового спорта - 0,35).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 г. N 1063-р "Социальные нормативы и нормы", а также с учетом показателя желаемого охвата населения услугами физической культуры и массового спорта (40%, согласно государственной программы Тамбовской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма"), показателя частоты посещения спортивных сооружений активным жителем (к числу систематически занимающихся относятся лица, занимающиеся не менее трех раз в неделю, при объеме двигательной активности не менее 6 часов), показателя режима работы спортивных залов (количество рабочих дней в году), а также данных об удельной комфортной мощности спортивных сооружений и их уровне загруженности установлены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности межпоселенческими спортивными сооружениями:
- физкультурно-спортивными залами - 3,5 тыс. кв.м на 10 тыс.человек;
- плоскостными сооружениями - 19494 кв. м общей площади на 10 тыс. человек;
Согласно положений Социальных нормативов и норм, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 г. N 1063-р принимается норматив единовременной пропускной способности спортивных сооружений - 1,9 на 10 тыс.человек.
Согласно информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29.12.2012 г. "Об использовании помещений образовательных учреждений для занятия спортом и физкультурой" разрешается использование спортивных сооружений (физкультурно-спортивные залы, плавательные бассейны, плоскостные сооружения) образовательных организаций для проведения различных форм спортивных занятий и оздоровительных мероприятий (секции, соревнования и другие) во время внеурочной деятельности для всех групп населения, в том числе и взрослых, при условии соблюдения режима уборки указанных помещений. Следовательно, спортивные сооружения при образовательных организациях должны быть учтены в общем уровне обеспеченности населения спортивными сооружениями.
Показатели минимально допустимых размеров земельных участков для физкультурно-спортивных сооружений и объектов принимаются в соответствии с приложением "Ж" СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений":
- для физкультурно-спортивных залов принимается: 0,7-0,9 га на 1 тыс.человек;
- для плоскостных сооружений допускается принимать в соответствии с заданием на проектирование.
4.4.2. Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения в области физической культуры и массового спорта
Показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности (пешеходной и транспортной) объектов местного значения муниципального района в области физической культуры и массового спорта допускается принимать в соответствии со Сводом правил 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" по заданию на проектирование.
4.5. В области утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов
Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Одними из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является:
- охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":
- территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
- организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация сбора, вывоза, утилизации и обезвреживания твёрдых бытовых отходов.
Согласно статье 6.1 Закона Тамбовской области "О градостроительной деятельности в Тамбовской области" к видам объектов местного значения муниципального района, подлежащим к отображению на схеме территориального планирования муниципального района, отнесены объекты по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
4.5.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области утилизации и переработки бытовых отходов
В перечень объектов местного значения, для которых в Нормативах градостроительного проектирования Первомайского района установлены расчетные показатели в области утилизации и переработки бытовых отходов, вошли полигоны бытовых и (или) промышленных отходов, скотомогильники, объекты по переработке промышленных, бытовых и биологических отходов.
В соответствии с пунктом 12.18 СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" установлены расчётные показатели минимально допустимых размеров земельных участков для размещения предприятий и сооружений по транспортировке, обезвреживанию и переработке бытовых отходов, представленные ниже (Таблица 3).
Таблица 3
Расчетные показатели минимально допустимых размеров земельных участков для размещения предприятий и сооружений по утилизации и переработке твёрдых бытовых отходов
Предприятия и сооружения по утилизации и переработке бытовых отходов. |
Единица измерения |
Размеры земельных участков, не менее |
|
Предприятия по промышленной переработке бытовых отходов мощностью, тысяч тонн в год |
до 100 |
Площадь в га на 1000 тонн твердых бытовых отходов в год |
0,05 |
100 и более |
0,04 |
||
Склады свежего компоста |
0,02 |
|
|
Полигоны (кроме полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов) |
0,5 |
|
|
Поля компостирования |
2,0 |
|
|
Поля ассенизации |
0,2 |
|
|
Сливные станции |
0,04 |
|
|
Мусороперегрузочные станции |
0,3 |
|
|
Поля складирования и захоронения обезвреженных осадков (по сухому веществу) |
0,3 |
|
Примечание: при размещении предприятий и сооружений по утилизации и переработке твёрдых бытовых отходов необходимо обеспечивать нормативные санитарно-защитные зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы выбор и отвод земельного участка проводят органы местного самоуправления муниципальных районов по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с требованиями пункта 5.3 раздела 5 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Приказом Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации от 04.12.1995 г. N 13-7-2/469, установлены расчетные показатели минимально допустимых размеров земельных участков для скотомогильников (биотермических ям): не менее 600 кв. м.
Скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли. Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли.
Размер санитарно-защитной зоны скотомогильника (биотермической ямы) определяется в соответствии с пунктом 5.4 раздела 5 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
В Нормативах градостроительного проектирования Первомайского района установлен расчетный показатель минимально допустимого расстояния от скотомогильников (биотермических ям), с учетом требования к размеру санитарно-защитной зоны, до:
- жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м;
- скотопрогонов и пастбищ - 200 м;
- автомобильных, железных дорог - 300 м.
В качестве объектов утилизации биологических отходов также возможно использование установок термической утилизации. Расчетный показатель минимально допустимого расстояния от установок термической утилизации биологических отходов установлен на расстоянии не менее 1000 м до жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов).
Размеры земельных участков для размещения установок термической утилизации биологических отходов принимаются в соответствии с выбранным типом установки и техническими условиями эксплуатации.
Размещение скотомогильников (биотермических ям) и установок термической утилизации биологических отходов в водоохранной, лесопарковой и заповедной зонах категорически запрещается
4.6. В области электро- и газоснабжения населения
Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области инженерного обеспечения относится организация в границах поселения электро-, газоснабжения населения топливом.
С учетом статьи 6.1. Закона Тамбовской области "О градостроительной деятельности на территории Тамбовской области" к видам объектов местного значения муниципального района, подлежащим к отображению на схеме территориального планирования муниципального района, отнесены объекты в области газоснабжения:
- пункты редуцирования газа;
- газонаполнительные станции.
в области электроснабжения:
- подстанции и переключательные пункты, проектный номинальный класс напряжений которых находится в диапазоне от 20 кВ до 35 кВ включительно;
- трансформаторные подстанции, проектный номинальный класс напряжений которых находится в диапазоне от 6 кВ до 10 кВ включительно, расположенные на территории поселения.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения в области электро- и газоснабжения населения, обеспечивающих благоприятные условия жизнедеятельности человека, установлены из условия достижения основных целей и направлений развития инженерной инфраструктуры, предусмотренных "Стратегией социально-экономического развития Первомайского района Тамбовской области на период до 2030 года". Для оптимального развития
инфраструктуры поселения необходимо решение ряда стратегических задач:
- качественное улучшение дорожной и транспортной инфраструктуры;
- обеспечение территорий жилой застройки объектами инженерной и социальной инфраструктуры;
- обеспечение устойчивого сообщения со всеми населенными пунктами;
- улучшение жилищных условий населения района, улучшение качества предоставления коммунальных услуг.
Основные направления в сфере развития инженерного обеспечения решающие стратегические задачи:
- реконструкция и модернизация электроподстанций и распределительных сетей;
- строительство сетей газоснабжения высокого и среднего давления;
- строительство и ремонт дорожной сети.
На основе направлений развития установлены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности системами инженерного обеспечения.
4.6.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района в области газоснабжения
В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" одним из основных принципов государственной политики в области газоснабжения является повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации.
Для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения на территории Первомайского района установлен уровень обеспеченности централизованной системой газоснабжения вне зон действия источников централизованного теплоснабжения - 87%.
В соответствии с пунктом 12.29. СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", с целью рационального использования территории, установлены расчетные показатели минимально допустимых размеров земельных участков для газонаполнительных станций (ГНС), приведенные ниже (Таблица 4).
Таблица 4
Расчетные показатели минимально допустимых размеров земельного участка для размещения газонаполнительных станций в зависимости от производительности
Производительность газонаполнительной станции, тыс. т/год |
Размер земельного участка, га |
при 10 |
6,0 |
при 20 |
7,0 |
при 40 |
8,0 |
При расчете потребления природного газа и СУГ необходимо применять показатели, установленные следующими документами:
- нормативы потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденные для Тамбовской области;
- нормативы потребления сжиженного углеводородного газа населением для Тамбовской области.
Для ПРГ расчетный показатель минимально допустимых размеров земельного участка установлен исходя из анализа реализованных проектов размещения ПРГ и составляет от 4,0 кв. м.
4.6.2. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области электроснабжения
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения Первомайского района в области электроснабжения установлены с учетом Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". В соответствии с данным Федеральным законом одним из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение доступности электрической энергии для потребителей.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности создадут равные условия доступа к объектам электросетевого хозяйства населения. Полный охват электрическими сетями обеспечит технологическое и организационное единство и целостность централизованной системы электроснабжения.
Обеспечение бесперебойного и качественного электроснабжения потребителей электрической энергии способствует охране здоровья населения и улучшению качества жизни населения на территории района.
Для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения на территории района установлен уровень обеспеченности централизованной системой электроснабжения - 100%.
В соответствии с ВСН 14278 тм-т1 "Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38 - 750 кВ", установлены расчетные показатели минимально допустимых размеров земельных участков под объекты местного значения муниципального района в области электроснабжения, приведенные ниже (Таблица 5).
Таблица 5
Расчетные показатели минимально допустимых размеров земельных участков, отводимых для размещения объектов электросетевого хозяйства
Вид объекта |
Размер земельного участка, кв. м |
трансформаторные подстанции с высшим напряжением от 6 кВ до 10 кВ * |
не более 150 |
подстанции и переключательные пункты напряжением от 20 кВ до 35 кВ |
не более 5000 |
Примечание: площади земельных участков, отводимых для распределительных пунктов принимать в соответствии с таблицей 3, п. 3.1, раздел 3. Нормы отвода земель для подстанций ВСН 14278 тм-т1.
При расчете удельного потребления электрической энергии необходимо применять показатели, установленные для Тамбовской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии у потребителей приборов учёта на территории Тамбовской области.
4.7. В области автомобильных дорог местного значения
Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Транспортная инфраструктура является неотъемлемой частью архитектурной среды, а степень ее развития напрямую определяет качество транспортного сообщения между отдельными территориями поселения, а также удобство выхода на внешние транспортные коммуникации.
Для создания современного и надежного транспортного комплекса Первомайского района, способного обеспечить высокий уровень транспортного обслуживания, необходимо рационально запланировать дорожную сеть, правильно организовать общественный транспорт и предусмотреть достаточное количество сооружений для хранения и обслуживания легковых автомобилей.
4.7.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения в области автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов
Расчетный показатель минимально допустимого уровня автомобилизации населения индивидуальными легковыми автомобилями установлен исходя из современных данных и перспектив роста уровня автомобилизации населения и составит к 2035 году 350 автомобилей на 1000 человек.
Исходя из функционального назначения, состава потока и скоростей движения автомобильного транспорта дороги дифференцируются на соответствующие категории согласно постановлению Правительства РФ от 29.09.2009 г. N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" (Таблица 6).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду "от 28.09.2009 г. N 767"
Таблица 6
Классификация дорог
Категория дорог |
Основное назначение дорог |
III, IV, V |
Обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога), соединяющая населенные пункты с автомобильными дорогами системы расселения |
Согласно приложению к Правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительств Российской Федерации от 29.09.2009 г. N 767 установлены расчетные показатели минимально допустимого уровня параметров дорог в соответствии их классификацией (Таблица 7).
Таблица 7
Расчетные показатели минимально допустимого уровня параметров дорог в соответствии с их классификацией
категория дороги |
III 3,25-3,5 |
IV 3-3,25 |
V 3,5-4,5 |
ширина полосы, м |
|
|
|
число полос движения |
2 |
2 |
1 |
ширина обочины, м |
2-2,5 |
1,5-2 |
1-1,75 |
пересечение с автодорогами |
в одном уровне |
в одном уровне |
в одном уровне |
пересечение с ж/д |
в разных уровнях |
в одном уровне |
в одном уровне |
доступ к дороге с примыкающей дороги в одном уровне |
допускается |
допускается |
допускается |
максимальный уровень загрузки движением |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Согласно пункту 8.21 СП42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" установлены расчетные показатели минимально допустимого уровня расстояний:
- от автомобильных дорог III категории до жилой застройки - 100 м, до садово-дачной - 50 м;
- от автомобильных дорог IV категории до жилой застройки - 50 м, до садово-дачной - 25 м.
Размеры земельных участков для размещения автомобильных дорог местного значения определяются согласно Нормам отвода земель для автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 г. N 717.
4.7.2. Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов местного значения в области автомобильных дорог
Согласно Стратегии развития Тамбовской области доля автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 69%, плотность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 184 км на 1000 кв. км. Стратегией планируется увеличить долю и плотность дорог с твердым покрытием.
Доля дорог с твердым покрытием к 2035 году в районе составит 85% (необходимо указать показатель, или иные показатели доступности, например,
до 2035 года будет обеспечен доступ ко всем населенным пунктам района с численностью населения более 5000 человек дорогами с твердым покрытием).
Иные области в связи с решением вопросов местного значения муниципального района
4.8. В области транспортного сообщения
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района является вопросом местного значения муниципального района.
4.8.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения муниципального района услугами транспорта
В нормативах принимается 100% охват населения транспортными услугами из расчета размещения остановочных павильонов в населенных пунктах с интервалов 400 - 600 метров.
Размер земельного участка для размещения остановочного павильона определяется по заданию на проектирование, согласно примечания к п. 10.1 СП42.13330.2011. "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Для жителей сельских поселений затраты времени на трудовые передвижения (пешеходные или с использованием транспорта) в пределах сельского населенного пункта, как правило, не должны превышать 30 мин.
4.8.2. Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов транспорта
Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта:
- для многоэтажной застройки - 500 м;
- для застройки индивидуальными жилыми домами - 600 до 800 м;
- для зон массового отдыха населения - 800 м
4.9. В области организации архивного дела
Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений.
В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района обязаны создавать архивы для хранения, комплектования (формирования), учета и использования, образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.
4.9.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами архивного хранения
В Нормативах градостроительного проектирования Первомайского района установлен расчетный показатель минимально допустимой обеспеченности муниципальными архивами - не менее 1 муниципального архива на сельское поселение.
4.10. В области связи
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
В соответствии со статьей 6.1 Закона Тамбовской области от 31.01.2007 г. N 144-З "О градостроительной деятельности в Тамбовской области" объекты связи являются объектами, которые необходимо отображать на схеме территориального планирования муниципального района.
4.10.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения муниципального района объектами связи
Статьей 6 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов содействуют организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи.
К объектам связи, обеспечение которыми, является вопросами местного значения муниципального района отнесены:
- отделения связи;
- антенно-мачтовые сооружения;
- отделения и филиалы банков.
Обеспеченность населения отделениями связи устанавливается в соответствии с приложением Ж к СП42.13330.2011. "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и принимается по заданию на проектирование.
Уровень обеспеченности населения отделениями и филиалами банка устанавливается согласно приложения Ж к СП42.13330.2011. "СНиП 2.07.0189*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений":
- 1 операционное место на 1-2 тыс.человек.
Размер земельного участка для объектов связи устанавливается согласно приложения Ж к СП42.13330.2011. "СНиП2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений":
- отделения связи для обслуживания населения сельских поселений групп:
V-VI (0,5-2 тыс.человек) - 0,3-0,35 га;
III-IV (2-6 тыс.человек) - 0,4-0,45 га;
IV-V (свыше 6 до 9 тыс.человек) - 0,07-0,08 га;
- антенно-мачтовые сооружения - 0,3 га;
- отделения и филиалы банков:
3 операционные места - 0,05 га.
4.10.2. Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности для населения муниципального района объектов связи
Уровень территориальной доступности устанавливается в соответствии с пунктом 10.4 СП42.13330.2011. "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и составляет:
- для отделений связи - 500 м;
- для отделений и филиалов банков - 500 м.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.