N
|
Вопрос
|
Весовой коэффициент
|
Варианты ответов
|
1.
|
Конкурентоспособность на внутреннем рынке (весовой коэффициент направления - 0,2)
|
1.1
|
Как бы Вы оценили масштаб присутствия Вашей компании на внутреннем рынке в Вашем секторе?
|
0,13
|
мы - лидер на российском рынке в нашем секторе -4 балла;
наша компания входит в 3-5 ведущих компаний в своем секторе в России - 3 балла;
мы - лидеры в регионе и одни из лидеров в стране - 2 балла;
имеем достаточное присутствие в своем регионе, но не представлены в других регионах России - 1 балл;
пытаемся закрепиться и создать присутствие в нашем секторе - 0,1 балла
|
1.2
|
Как широко Ваша компания охватила внутренний рынок?
|
0,13
|
имеем большую клиентскую базу по всей России - 4 балла;
имеем большую клиентскую базу в своем регионе и отдельных ключевых регионах страны - 3 балла;
имеем большую клиентскую базу только в своем регионе - 2 балла;
работаем с несколькими региональными / национальными заказчиками - 1 балл;
работаем с небольшим количеством локальных клиентов - еще только формируем клиентскую базу - 0,1 балла
|
1.3
|
Насколько выросли продажи Вашей продукции / услуг за последние три года (в среднем в год)?
|
0,4
|
более чем на 20% - 4 балла;
на 11-20% - 3 балла;
на 6-10% - 2 балла;
менее чем на 5% - 1 балл;
ноль или отрицательный рост - 0,1 балла
|
1.4
|
Какую долю Ваша продукция/услуга занимают сейчас на внутреннем рынке?
|
0,04
|
свыше 30% - 4 балла;
15-30% - 3 балла;
11-14% - 2 балла;
5-10% - 1 балл;
менее 5% - 0,1 балла
|
1.5
|
Является ли Ваша
продукция/услуга
конкурентоспособной
на внутреннем рынке с точки
зрения цены?
|
0,2
|
высококонкурентная на фоне как местной, так и импортной продукции - 4 балла;
достаточно конкурентная, и мы предпринимаем шаги по повышению нашей конкурентоспособности - 3 балла;
в некоторой степени конкурентная - зарубежная продукция может представлять угрозу - 2 балла;
нам непросто конкурировать, особенно с импортной продукцией - 1 балл;
неконкурентная - 0,1 балла
|
1.6
|
Насколько выгодно Ваша продукция / услуга отличается от продукции / услуг Ваших конкурентов на внутреннем рынке в части цены, качества, функциональности, уникальности либо иных преимуществ?
|
0,1
|
очень выгодно - в высокой степени уникальная продукция, мы работаем над внедрением новых функций и качеств - 4 балла;
очень выгодно - наша продукция/услуги имеют лучшие функции и качества, чем продукция/услуги большинства поставщиков на рынке - 3 балла;
выгодно по некоторым аспектам, но не отличается высокой уникальностью - схожие функции и качества, как и у продукции / услуг большинства поставщиков - 2 балла;
невыгодно - стараемся угнаться за конкурентами - 1 балл;
невыгодно - отстаем - 0,1 балла
|
2.
|
Возможности в сфере маркетинга и продвижения (весовой коэффициент направления - 0,1)
|
2.1
|
Как часто в Вашей компании проводятся рыночные исследования и планирование деятельности на внутреннем рынке?
|
0,3
|
всегда - 4 балла;
большую часть времени или для большинства видов продукции / услуг / операций - 3 балла;
иногда - 2 балла;
редко - 1 балл;
никогда не проводили исследований или перспективного планирования - 0,1 балла
|
2.2
|
Насколько активно Ваша компания рекламирует и продвигает свою продукцию / услуги на внутреннем рынке?
|
0,2
|
очень агрессивно - 4 балла;
относительно агрессивно - 3 балла;
скромно - 2 балла;
не активно - 1 балл;
не занимается этим вообще - 0,1 балла
|
2.3
|
Есть ли у Вашей компании промо-материалы о Вашей продукции / услугах?
|
0,5
|
да, полный пакет, включая брендирование, визитки, описание продукции, брошюры, рекламные материалы в местах продаж и пр., а также качественный веб-сайт на русском и английском языках, охватывающий всю линейку продукции - 4 балла;
да, есть хороший пакет промо материалов, включая качественный веб-сайт на русском языке, на котором представлены основные виды продукции - 3 балла;
у нас есть определенные промо материалы
по некоторым видам продукции, в том числе веб-страница, но нам требуется дальше развивать брендирование и пакет промо материалов для всей линейки продукции - 2 балла;
у нас есть отдельные брошюры и (или) описание продукции, но еще нет веб-страницы - 1 балл;
мы не используем каких-либо промо материалов и у нас нет веб-страницы - 0,1 балла
|
3.
|
Возможности человеческих ресурсов (весовой коэффициент направления - 0,15)
|
3.1
|
Есть ли у кого-либо из Вашего руководства или сотрудников опыт работы в маркетинге экспорта или международном бизнесе?
|
0,25
|
более одного менеджера / сотрудника со значительным опытом работы в сфере экспорта или международного бизнеса - 4 балла;
один менеджер/сотрудник имеют опыт работы в сфере экспорта или международного бизнеса - 3 балла;
один сотрудник имел на предыдущем месте(-ах) работы некоторый опыт в сфере экспорта или международного бизнеса - 2 балла;
у нас нет сотрудников с опытом работы в сфере экспорта или международного бизнеса, но мы планируем нанять такого специалиста - 1 балл;
у нас нет сотрудников с опытом работы в сфере экспорта или международного бизнеса и нет возможностей сейчас нанять такого специалиста - 0,1 балл
|
3.2
|
Говорит ли кто-либо из действующих руководителей Вашей компании на английском языке или ином языке Вашего целевого рынка, чтобы иметь возможность общаться с потенциальными клиентами и партнерами?
|
0,35
|
более одного менеджера / сотрудника в нашей компании говорят на английском или официальном языке целевого рынка - 4 балла;
один менеджер/сотрудник в нашей компании говорит на английском или официальном языке целевого рынка - 3 балла;
в нашей компании нет сотрудников, которые бы говорили на иностранном языке, но наша компания может привлечь соответствующую внешнюю языковую поддержку и (или) мы находимся в процессе найма такого специалиста - 2 балла;
в нашей компании нет сотрудников, которые бы говорили на иностранном языке, но мы можем рассмотреть возможность привлечения внешней поддержки - 1 балл;
в нашей компании нет сотрудников, которые бы говорили на иностранном языке - не имеем сейчас возможности нанять соответствующих специалистов в штат или привлечь их на условиях подряда - 0,1 балла
|
3.3
|
Как в Вашей компании решается вопрос с организацией нового экспорта или расширения существующего?
|
0,25
|
нанимаем более одного дополнительного сотрудника
для создания экспортного департамента - 4 балла;
нанимаем одну дополнительную единицу
для управления экспортом - 3 балла;
можем рассмотреть возможность найма в штат
дополнительного специалиста, но все еще
анализируем ситуацию
скорее всего, мы перераспределим полномочия и обучим существующих работников, так как не можем нанимать в штат новых специалистов - 2 балла;
если придется экспортировать, экспортом занимался бы один - 1 балл;
из существующих штатных сотрудников в рамках имеющихся организационных структур, так как мы не можем себе позволить нанимать новых людей или перераспределять полномочия среди существующих - 0,1 балла
|
3.4
|
Как Вы реализуете и распространяете свою продукцию/услуги на внутреннем рынке?
|
0,15
|
у нас высококвалифицированный персонал по сбыту и дистрибьюторы охватывают наиболее важные регионы России - 4 балла;
используем сочетание собственного сбытового персонала и (или) региональных дистрибьюторов в ключевых регионах страны - 3 балла;
используем коммерческих представителей и (или) дистрибьюторов в своем регионе и расширяем свою деятельность в других регионах России - 2 балла;
наша сбытовая сеть охватывает только свой регион - 1 балл;
у нас нет никакой сбытовой/дистрибьюторской сети - 0,1 балла
|
4.
|
Международная конкурентоспособность (весовой коэффициент направления - 0,2)
|
4.1
|
Получала ли Ваша компания какие-либо предложения (заказы) от зарубежных фирм, не запрашивая их специально?
|
0,2
|
много раз, и мы уже занимается соответствующим экспортом - 4 балла;
много раз, и по большинству из них мы работаем, но мы все еще не экспортируем на регулярной основе - 3 балла;
мы получили ряд запросов, но не смогли по ним отработать, так как были ориентированы преимущественно на наш внутренний рынок - 2 балла;
один раз мы получили запрос, но не ответили на него - 1 балл;
никогда не получали никаких запросов/заказов из-за рубежа - 0,1 балла
|
4.2
|
Каков текущий статус Вашей экспортной деятельности?
|
0,2
|
экспорт на несколько зарубежных рынков, который составляет более 10% нашего совокупного дохода - 4 балла;
экспорт на один/малое число зарубежных рынков, который составляет менее 10% нашего совокупного дохода - 3 балла;
экспортируем время от времени - 2 балла; экспортировали только один раз на основании полученного запроса/заказа - 1 балл; никогда не занимались экспортом - 0,1 балла
|
4.3
|
Обладает ли Ваша компания достаточными производственными мощностями или складскими запасами для удовлетворения спроса на внешних рынках?
|
0,3
|
у нас переизбыток производственных мощностей, которые мы можем ориентировать на зарубежные рынки и (или) готовы инвестировать - 4 балла;
в создание дополнительных мощностей на расширение деятельности на внешних рынках у нас есть инвестиционный план по формированию дополнительной производственной мощности для удовлетворения зарубежного спроса - 3 балла;
у нас не слишком большой объем свободных мощностей, мы близки к работе на полной мощности - 2 балла;
у нас нет свободных мощностей, но у нас есть складские запасы, которые мы можем реализовать на зарубежных рынках - 1 балл;
в данный момент у нас нет достаточных производственных мощностей - 0,1 балла
|
4.4
|
Насколько Ваша продукция /
услуга дорога при
транспортировке
на большие расстояния?
|
0,2
|
стоимость транспортировки незначительна относительно цены - 4 балла;
транспортировка обходится не слишком дорого и составляет лишь малую долю в структуре стоимости - 3 балла;
недешево, зависит от объема поставки - 2 балла;
на транспортные издержки приходится значительная доля в структуре цены продукции - 1 балл;
очень высокие издержки, транспортные издержки являются основной статьей в структуре стоимости продукции - 0,1 балла
|
4.5
|
Способна ли Ваша компания организовать необходимые шеф-монтажные и пусконаладочные работы (ПНР) / обучение / послепродажное обслуживание для Вашей продукции / услуг на зарубежных рынках?
|
0,1
|
да, способна и (или) это неактуально для нашей продукции / услуг - 4 балла;
да, это не потребует больших вложений - 3 балла;
могли бы, но это потребует инвестиций в создание системы - 2 балла;
это будет сложно, так как потребует действий или инвестиций, которые сложно будет реализовать - наша продукция / услуги требуют очень больших усилий в части ПНР, обучения / постпродажного обслуживания - 1 балл;
нет, наша компания не способна на организацию и проведение таких мероприятий для обслуживания внешних рынков - 0,1 балла
|
5.
|
Приверженность экспортной деятельности (весовой коэффициент направления - 0,2)
|
5.1
|
Привержено ли руководство Вашей компании экспорту как новому виду деятельности или как деятельности, требующей расширения?
|
0,3
|
привержено в высокой степени - уже утвержден план действий - 4 балла;
достаточно привержено - провели первичные исследования - 3 балла;
мы заинтересованы, но еще не предпринимали никаких шагов - 2 балла;
мы бы хотели наладить экспорт, чтобы компенсировать падение внутренних цен и (или) сократить объем складских запасов - 1 балл;
мы не заинтересованы в расширении работы на внешних рынках в данный момент - 0,1 балла
|
5.2
|
Сколько времени руководство Вашей компании готово ждать достижения приемлемых результатов от экспортной деятельности?
|
0,3
|
до 3 лет - 4 балла;
до 2 лет - 3 балла;
до 1 года - 2 балла;
до 6 месяцев - 1 балл;
нужны немедленные результаты - 0,1 балла
|
5.3
|
Проводились ли Вашей компанией какие-либо исследования рынка или какие-либо мероприятия по продвижению
на зарубежных рынках?
|
0,3
|
да, проведено исследование по изучению общих международных рыночных тенденций / стандартов и специальное исследование ряда ключевых потенциальных рынков, а также мероприятия по тестированию зарубежных рынков и продвижению продукции - 4 балла;
проведено первичное исследование ситуации на международном рынке, а также тенденций / стандартов, и мы готовы изучить потенциальные рынки - 3 балла;
еще не проводили каких-либо исследований,
но стремимся узнать больше о ситуации на международных рынках и стандартах, относящихся к нашей продукции - 2 балла;
не проводили никаких исследований - 1 балл;
у нас нет возможностей или средств для проведения каких-либо исследований - 0,1 балла
|
5.4
|
Вы пойдете на адаптацию Вашей продукции / услуг и (или) упаковки под особенности зарубежных рынков?
|
0,1
|
мы уже вкладываемся в такую адаптацию на начальном уровне формирования продукции / услуг / упаковки - 4 балла;
охотно пойдем на такую адаптацию - 3 балла;
мы могли бы рассмотреть возможности некоторой коррекции продукции / услуг и (или) упаковки - 2 балла;
неохотно пошли бы на это - нам очень сложно внедрять изменения - 1 балл;
не пойдем на это - не считаем, что могли бы адаптировать свою продукцию / услуги или что следует это делать - 0,1 балл
|
6.
|
Финансовые возможности (весовой коэффициент направления - 0,15)
|
6.1
|
Обладает ли Ваша компания финансовыми ресурсами для осуществления маркетинговой деятельности, дистрибуции или обслуживания внешних рынков?
|
0,3
|
уже накоплены собственные ресурсы и хороший уровень оборотного капитала, а также имеем доступ к дополнительному финансированию от инвесторов или финансовых учреждений - 4 балла;
управляем работами на внутреннем рынке, имея адекватный объем оборотного капитала, и можем рассчитывать на поддержку от инвесторов или нашего банка для расширения деятельности - 3 балла;
способны финансировать нашу деятельность на внутреннем рынке, но не уверены в том, что сможем привлечь дополнительные ресурсы для развития на международном рынке - 2 балла;
работаем в условиях довольно сжатого бюджета - будет сложно финансировать экспортную деятельность - 1 балл;
тяжело финансировать деятельность даже на внутреннем рынке - хронический недостаток оборотного капитала - 0,1 балла
|
6.2
|
Какой объем средств Ваша компания может позволить себе тратить на развитие экспорта каждый год?
|
0,4
|
свыше 3 000 000 руб. - 4 балла;
1 500 000 - 3 000 000 руб. - 3 балла;
750 000 - 1 499 000 руб. - 2 балла;
350 000 - 749 000 руб. - 1 балл;
менее 350 000 руб. - 0,1 балла
|
6.3
|
Какие условия отсрочки оплаты Вы могли бы предложить солидным зарубежным покупателям?
|
0,3
|
более 120 дней - 4 балла;
90 - 120 дней - 3 балла;
30 - 89 дней - 2 балла;
оплата при поставке - 1 балл;
оплата авансом - 0,1 балла
|