В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании Терский район, утвержденным решением Совета депутатов Терского района от 19.02.2013 N 6/82, постановлением администрации Терского района от 05.09.2019 N 798 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Терского района Мурманской области на среднесрочный и долгосрочный периоды" и в целях осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании Терский район, администрация Терского района постановляет:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития муниципального образования Терский район на 2020 год и на период 2024 года (далее - Прогноз).
2. Направить Прогноз в Совет депутатов Терского района в составе документов и материалов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета Терского района, на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
3. Постановление подлежит обнародованию в районной общественно-политической газете "Терский берег" и размещению на официальном сайте Терского района.
4. Постановление вступает в силу с момента обнародования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава администрации |
Н.А. Самойленко |
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития Терского района Мурманской области на 2020 год и на период до 2024 года
Институциональная структура Терского района
Терский район - полноправное муниципальное образование, в пределах которого в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом и законами Мурманской области осуществляется местное самоуправление.
В состав Терского района входят следующие муниципальные образования:
- городское поселение Умба с населенными пунктами: п.г.т. Умба (административный центр поселения), н.п. Восточное Мунозеро, н.п. Индель, с. Оленица;
- сельское поселение Варзуга с населенными пунктами: с. Варзуга (административный центр поселения), н.п. Маяк Никодимский, с. Кузомень, с. Кашкаранцы, с. Тетрино, с. Чаваньга, с. Пялица, с. Чапома.
Настоящее наименование и состав территорий муниципального образования Терский район определено законом Мурманской области от 8 декабря 2004 года N 545-01-ЗМО "О статусе, наименованиях и составе территорий муниципального образования Терский район и муниципальных образований, входящих в его состав".
Территория Терского района расположена на юге Мурманской области. Площадь района составляет 19,310 тыс. кв. км. Границы района установлены законом Мурманской области от 29.12.2004 года N 582-01-ЗМО "Об утверждении границ муниципальных образований Мурманской области".
Одной из особенностей района является отдаленность от областного центра. Расстояние от п.г.т. Умба до г. Мурманска через Кандалакшу 404 км. От районного центра п.г.т. Умба до ближайшего села Оленица 60 км, до самого отдаленного с. Пялица - 285 км. Автомобильное сообщение существует только до с. Варзуга. Автодорога протяженностью 140 км с песчано-гравийным покрытием сдана в эксплуатацию в 2003 году. Кроме сел Оленица, Кашкаранцы и Варзуга, остальные села труднодоступные, т.к. автомобильные дороги отсутствуют. Сообщение с отдаленными селами только малой авиацией 1 раз в неделю.
Автоматизированная телефонная связь осуществляется с селами Оленица, Кашкаранцы, Варзуга и Кузомень.
1. Демографические показатели
В 2018 году демографическая ситуация в районе характеризовалась сохранением естественной и миграционной убыли населения.
Общая динамика рождаемости по-прежнему находилась под влиянием снижения численности женщин в основном репродуктивном возрасте, а также некоторых изменений в репродуктивном поведении населения, выраженных в откладывании рождения детей, на фоне снижения реальных денежных доходов населения.
По данным Мурманскстата, за год родилось 36 детей, что на 25% меньше, чем в 2017 году. Коэффициент рождаемости снизился до 6,9 родившихся на 1 000 населения против 9,1 в 2017 году.
Принимаемые меры в сфере здравоохранения на фоне старения населения района позволили незначительно сдержать негативную динамику показателей смертности. Число умерших снизилось на 5,9% (96 человек против 102 человек в 2017 году). В Терском районе самый высокий по Мурманской области уровень смертности. Общий коэффициент смертности составил 18,7 умерших на 1 000 населения, что на 0,7 промилле ниже значения предыдущего года (область 2017 год - 11,2).
Из всех территорий области в районе самая высокая доля пожилого населения. Наблюдается общее старение населения, о чем говорит ежегодное увеличение среднего возраста жителя. Преодолен порог (7%) демографического старения - доля пожилых и старых людей (65 лет и старше) составляет 13,5%. Все эти изменения приводят к перераспределению нагрузки по содержанию старшего поколения на более молодое.
Основными причинами смертности населения являются: старение жителей и ухудшение состояния здоровья.
Наибольшее количество умерших зарегистрировано по причине от болезней системы кровообращения и внешних причин смерти. Смертность от такой группы причин как от болезней системы кровообращения на 108% выше областного показателя, что и является основной причиной отрицательного естественного прироста населения.
Естественная убыль населения области составила 60 человек (в 2017 году - 54 человека), коэффициент естественной убыли населения - 11,8 человек на 1 000 населения (в 2017 году - 10,3 человека на 1 000 населения).
В 2018 году незначительно снизилась миграционная убыль. Миграционная убыль составила 2 человека. Коэффициент миграционной убыли населения в 2018 году составил 0,4 человека на 1000 населения против 3,0 в 2017 году.
Миграционная и естественная убыли обусловили дальнейшее сокращение численности населения. В среднем за 2018 год численность населения района составила 5,2 тыс. человек, или 98,7% к 2017 году.
В 2019 году демография района характеризуется снижением естественной и миграционной убыли населения.
По данным Мурманскстата в Терском районе численность населения муниципального образования по состоянию на начало 2019 года составила 5161 человек (в том числе: в сельском поселении Варзуга - 637 чел., в городском поселении Умба - 4524 чел.).
Структурные изменения населения по-прежнему определяют динамику рождаемости. Продолжающееся сокращение численности женщин в возрасте 18-39 лет, в 2018 году к уровню 2017 года - на 4,9%, или 17 человек, особенно женщин в возрасте 25-34 года - на 21,2%, при общем снижении численности населения района на 1,3%, обусловило снижение рождаемости в текущем году.
За пять месяцев т.г. родилось на 11,1% больше аналогичного периода 2018 года. Коэффициент рождаемости увеличился до 9,4 родившихся на 1 000 населения против 8,3 в январе - мае 2018 года.
Число умерших возросло на 23,7% по сравнению с январем - маем 2018 года. Общий коэффициент смертности составил 22,1 умерших на 1 000 населения, что на 4,5 промилле выше значения соответствующего периода предыдущего года.
Таким образом, по итогам пяти месяцев сохранялась естественная убыль населения области (-27 человек). К концу года естественная убыль составит порядка 60 человек (со значением коэффициента - 11,5) на фоне постепенного увеличения уровня смертности до 18,8 и увеличения уровня рождаемости до 7,3.
При этом в текущем году отмечен некоторый спад темпов миграционной убыли населения, которая в январе - мае составил 80 человек против 82 человек в соответствующем периоде предыдущего года. Общая численность прибывших граждан увеличилась на 1,44%, численность выбывших граждан снизилась на выбывших - на 2,4%. По оценке объём миграционной прибыли по итогам года составит 5 человек.
В среднем за 2019 год численность населения области составит 5,2 тыс. человек и не сократится по отношению к уровню 2018 года.
В 2020 - 2024 годах демография района будет находиться под влиянием ухудшения возрастной структуры населения.
Сдерживать усиление негативных трендов естественного движения населения будут меры, реализуемые в рамках национального проекта "Демография", который предполагает дальнейшую поддержку семей, в том числе адресные выплаты, материнский капитал, льготную ипотеку.
Поэтому в прогнозном периоде ожидается сдержанная динамика общей рождаемости, по базовому варианту 7,4 родившихся на 1 000 населения в 2024 году.
Применение новых методов в сфере профилактики заболеваний, популяризации здорового образа жизни и повышения качества оказания медицинской помощи будет стимулировать последующее снижение уровня смертности практически по всем возрастным группам. Однако процесс старения населения будет тормозящим фактором положительной динамики. В итоге в 2020 - 2024 годах коэффициент смертности в целом по району по базовому варианту будет варьироваться в пределах 19,0-19,8 умерших на 1 000 населения против 18,7 в 2018 году.
Тем самым естественная убыль населения в 2020 году составит - 11,6 человека на 1 000 населения с увеличением к 2024 году до - 12,3 человека.
В итоге среднегодовая численность населения района в 2024 году по базовому варианту снизится на 0,5 тыс. человек по отношению к уровню 2018 года и составит 4,7 тыс. человек.
2. Производство товаров и услуг
Одной из особенностей Терского района является отсутствие градообразующего предприятия. Экономический потенциал района составляют небольшие по объему производства предприятия.
В промышленности 2 предприятия (ОО "Техпром", ПО "Умбский рыбкооп") обеспечивающие основной объем промышленного производства Терского района. Анализ деятельности предприятий позволяет выделить следующую специфику их развития.
ООО "Техпром" (добыча полезных ископаемых) является предприятием, основной деятельностью которого является ремонт и строительство дорожного покрытия.
Потребительское общество "Умбский рыбкооп" (производство пищевых продуктов) является одним из основных поставщиков хлебобулочных изделий (80% потребности) населению Умбы, муниципальным учреждениям. Оборудование хлебопекарни изношено, здание требует реконструкции.
В 2009 году администрацией МО СП Варзуга было создано муниципальное унитарное предприятие (МУП "Сервис"), которое производит и распределяет электроэнергию в отдаленных селах Терского района.
За 2018 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" и "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" составил 242,4 млн. рублей (107,9% к уровню 2017 года в действующих ценах).
В структуре отгруженной промышленной продукции на долю добычи полезных ископаемых приходится 0,22%, обрабатывающих производств - 30,0%, обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - 57,0%, водоснабжения; водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 12,78%.
В 2020 - 2024 годах в соответствии с базовым вариантом ожидается сохранение тенденции опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с добычей полезных ископаемых.
В структуре обрабатывающих производств не предполагается существенных изменений, по-прежнему, основное значение будут занимать пищевая промышленности. Создание новых видов деятельности не прогнозируется.
3. Рынок товаров и услуг
На территории муниципального образования Терский район торговую деятельность осуществляют 63 хозяйствующих субъекта и 74 торговых объекта, в том числе по поселениям:
1) На территории муниципального образования городское поселение Умба торговую деятельность осуществляет 57 хозяйствующих субъектов и 62 торговых объекта.
62 торговых объектов розничной торговли:
- 1 супермаркет "Пятерочка", общей площадью торгового зала 400 кв. м.
- 23 специализированных продовольственных магазина, общей площадью торговых залов 1523,5 кв. м
- 33 специализированных непродовольственных магазина, общей площадью торговых залов 1902,6 кв. м
- 1 минимаркет "Дикси", общей площадью торгового зала 367 кв. м.
- 2 киоска по продаже хлебобулочных изделий.
- 2 предприятия осуществляют торговлю фармацевтическими товарами, общей площадью 116,5 кв. м.
6 объектов общественного питания:
- 2 учебные столовые на 260 мест
- 1 закусочная "Кулинария" на 16 посадочных мест.
- 3 кафе, общей площадью 181,4 кв. м. на 92 места.
12 объектов бытового обслуживания:
- 1 по ремонту и пошиву швейных изделий
- 1 баня на 26 мест
- 5 парикмахерских на 7 кресел
- 1 фотоателье
- 2 ремонт и техническое обслуживание транспортных средств.
- 2 косметологические услуги
Оптовая торговля отсутствует.
Дистанционная торговля осуществляется через ФГУП "Почта России".
1 заправочная станция осуществляет торговлю ГСМ на 4 колонках.
17 нестационарных объектов (3 круглогодичных и 17 сезонных объектов).
2) На территории сельского поселения Варзуга функционируют 6 хозяйствующих субъектов и 12 торговых объектов:
- 4 магазина СПК РК "Всходы коммунизма",
- 6 магазинов принадлежат 4 индивидуальным предпринимателям.
- 2 магазин ООО "Беломорье+" и ПО "Умбский Рыбкооп".
1 учебная столовая на 32 места.
Итого население сельского поселения Варзуга продуктами питания и товарами народного потребления обеспечивают 12 торговых точек. Оптовая и нестационарная торговля, торговля ГСМ отсутствуют. Торговлю фармацевтическими товарами осуществляют фельдшерско-акушерские пункты по заявкам. Дистанционная торговля осуществляется через ФГУП "Почта России". Нестационарные торговые объекты отсутствуют.
В муниципальном образовании Терский район созданы условия для обеспечения жителей услугами торговли (стационарной, нестационарной и ярмарочной), организации торговли в малых и удаленных от центра муниципального образования населенных пунктах:
- индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в гп. Умба выделено в аренду для осуществления торговой деятельности 3 помещения;
- в сельском поселении Варзуга организована торговля в селах поселения. Жители отдаленных сел обеспечены продуктами и товарами повседневного спроса - за счет субсидии областного бюджета и средств местного бюджета оплачивается доставка продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в села Чаваньга, Тетрино, Чапома, Пялица.
Продовольственный рынок Терского района представлен в основном мелкой розничной торговлей, которую предприниматели осуществляют через небольшие по размеру торговые точки. В районе функционирует два сетевых магазина:
- минимаркет федеральной сети "Дикси";
- супермаркет "Пятерочка".
Некоторые предприниматели имеют несколько торговых объектов, посредством которых осуществляют торговую деятельность.
Значения оборота розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг в разрезе муниципальных образований Мурманской области органами статистики приводятся без субъектов малого предпринимательства, фактические значения экспертно переоценены с учётом вклада данного сектора бизнеса.
В 2017 году сохранялась тенденция снижения физических объемов розничного товарооборота, общественного питания и платных услуг населению, обусловленная низким потребительским спросом на фоне снижения реальных денежных доходов.
В 2018 году оборот розничной торговли составил 658,07 млн. рублей, индекс физического объема оборота розничной торговли составил 100,14%.
В структуре оборота розничной торговли наметилась тенденция постепенного восстановления потребительского спроса на непродовольственные товары, что говорит о начале роста потребительской уверенности.
В 2019 году населению района будет оказано платных услуг на сумму 265,0 млн. рублей, что составляет в сопоставимых ценах 100,1% к уровню уровня 2018 года.
В структуре объема платных услуг населению традиционно будут преобладать жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги связи и бытовые услуги.
Фактический уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в районе составляет 93,6%.
В 2018 году объемы общественного питания составит 2,07 млн. руб., что составляет в сопоставимых ценах 100,67 к уровню 2018 года.
Период 2020 - 2024 годов вслед за общей стабилизацией будет характеризоваться постепенным восстановлением потребительской активности населения, выраженной в сдержанной динамике потребительского спроса. Несмотря на слабый рост денежных доходов населения, поддержку потребительскому рынку окажут снижение ставок по кредитам, замедление темпов инфляции, отход населения от сберегательной модели поведения.
Товарная насыщенность потребительского рынка будет носить устойчивый характер, сохранится тенденция по продвижению отечественных товаров на потребительский рынок, особенно продуктов питания, ожидается изменение потребительских предпочтений в сторону непродовольственных товаров, в результате чего в структуре оборота розничной торговли их доля будет постепенно увеличиваться.
4. Малое и среднее предпринимательство
На конец 2018 года по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в Терском районе осуществляли свою деятельность:
- 25 малых предприятий, в которых работало 300 работников;
- 116 индивидуальных предпринимателя, у которых работало 174 человека.
В 2018 году снижение количества индивидуальных предпринимателей на 8,7% по сравнению с 2017 годом (с 127 до 116 ИП) произошло, в первую очередь, из-за вступления в силу с 01.07.2018 очередного этапа реализации Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов Российской Федерации".
В 2019 году предполагается снижение на 4,0% количества малых предприятий (с 25 до 24 ед.) и увеличение индивидуальных предпринимателей на 1,7% (с 116 до 118 ИП).
В целях поддержки МСП в Терском районе в 2019 году реализовывается ведомственная целевая программа муниципального образования Терский район "Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в муниципальном образовании Терский район на 2019 - 2021 годы".
Программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании. Среди запланированных мероприятий можно выделить:
- Организация участия представителей МСП в выставках, ярмарках, семинарах, конференциях и деловых встречах;
- Информационная поддержка МСП, издание печатной продукции для субъектов МСП;
- Организация и проведение районного конкурса "Предприниматель года";
- Оказание финансовой поддержки начинающим и действующим предпринимателям;
- Сбор сведений для формирования и ведения торгового реестра (субвенция на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области со статусом городского округа и муниципального района отдельных государственных полномочий по сбору сведений для формирования и ведения торгового реестра).
В муниципальном образовании Терский район ведется Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки. За 1 полугодие 2019 года проведено 24 консультации субъектам МСП.
Также администрация Терского района оказывает имущественную поддержку 3 субъектам МСП (в аренду предоставлена 3 муниципальных помещения).
Справочно:
Объем средств,
предусмотренных для реализации ведомственной целевой программы муниципального образования Терский район "Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в муниципальном образовании Терский район"
|
2013 факт |
2014 факт |
2015 факт |
2016 факт |
2017 факт |
2018 факт |
2019 план |
|
945,75 |
1600,56 |
2094,4 |
1553,54 |
61,6 |
906,0 |
915,171 |
МБ |
128,75 |
123,0 |
129,0 |
128,980 |
57,0 |
130,19775 |
140,0 |
ОБ |
209,0 |
328,68 |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
775,808 |
775,171 |
ФБ |
608,0 |
1148,88 |
1960,8 |
1419,9623 |
0 |
0 |
0 |
Администрация Терского района ежегодно и с целью получения государственной поддержки местными товаропроизводителям принимает участие в конкурсе по отбору муниципальных образований Мурманской области для предоставления субсидий из областного бюджета на реализацию мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Ежегодно предоставляются муниципальные гранты на создание собственного бизнеса. В 2019 году было предоставлено 2 гранта.
Справочно:
Количество
предоставленных муниципальных грантов для создания собственного бизнеса
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Количество граждан, получивших муниципальный грант на создание собственного бизнеса, чел. |
1 |
5 |
5 |
3 |
0 |
2 |
2 |
В 2020 - 2024 годах количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей останется без существенных изменений.
Учитывая, что порядка 45% малых предприятий в районе функционируют в сфере торговли (которая будет продолжать испытывать жесткую конкуренцию со стороны крупных торговых сетей), прогнозируется снижение среднегодовых темпов роста оборота малых предприятий в 2020 - 2024 годах.
5. Инвестиции и строительство
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2018 год составил 474,2 млн. руб., из них за счет бюджетных средств - 109,3 тыс. руб. или 23,0%.
В 2018 году в районе реализованы следующие инвестиционные проекты:
- Модернизацию судов и обновление автотранспортного парка СПК РК "Всходы коммунизма";
- Строительство гостиницы на 40 мест и рыбоперерабатывающего цеха в с. Варзуга за счет средств СПК РК "Всходы коммунизма";
- Строительство пожарного депо на 4 автомобиля в п.г.т. Умба;
- Строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Чапома Терского района;
- Приобретение оборудования для оснащения фельдшерско-акушерского пункта в с. Чапома;
- Строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Чаваньга Терского района;
- Строительство сельского дома культуры в с. Варзуга;
- Строительство и эксплуатация четырех котельных 2 МВт, 5 МВт, 18 МВт, 0,2 МВт, реконструкция тепловых сетей;
- Строительство, модернизация, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог поселения.
С учетом реализации вышеуказанных проектов в целом по 2018 году оценивается рост инвестиций в основной капитал до 474,2 млн. руб. или в 3,1 раза к предыдущему году в сопоставимых ценах за счет всех источников финансирования.
В 2019 году, по предварительной оценке, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составит 326,5 млн. рублей, что на 31,1% меньше к уровню 2018 года в сопоставимых ценах.
Снижение объемов инвестиционных вложений в основной капитал в 2019 году по сравнению с 2018 годом обусловлено:
- Завершением строительства пожарного депо на 4 автомобиля в п.г.т. Умба;
- Завершением строительства фельдшерско-акушерского пункта в с. Чапома Терского района;
- Приобретением оборудования для оснащения федерально-акушерского пункта с. Чапома;
- Завершением строительства фельдшерско-акушерского пункта в с. Чаваньга Терского района;
- Завершением строительства сельского дома культуры в с. Варзуга;
- Завершением строительства и ввод в эксплуатацию четырех котельных 2 МВт, 5 МВт, 18 МВт, 0,2 МВт, окончанием реконструкции тепловых сетей.
В прогнозном периоде учтены следующие инвестиционные проекты:
- Строительство, модернизация, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог поселения;
- Модернизацию судов и обновление автотранспортного парка СПК РК "Всходы коммунизма";
- проекты в туристической сфере.
Объем
инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в Терском районе Мурманской области
тыс. руб.
|
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||||||
1 вар |
2 вар |
1 вар |
2 вар |
1 вар |
2 вар |
1 вар |
2 вар |
1 вар |
2 вар |
||||
Инвестиции в основной капитал |
всего |
474 187,70 |
326 501,71 |
65 436,81 |
65 777,37 |
65 921,85 |
66 400,69 |
66 418,87 |
67 042,70 |
66 928,19 |
67 703,98 |
67 450,13 |
68 385,10 |
ФБ |
21 421,1 |
- |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
|
ОБ |
79 741,8 |
122 065,94 |
12 806,71 |
12 932,27 |
13 062,85 |
13 320,24 |
13 324,10 |
13 719,84 |
13 590,59 |
14 131,44 |
13 862,40 |
14 555,38 |
|
МБ |
8 158,8 |
1 455,77 |
7 630,00 |
7 845,00 |
7 858,90 |
8 080,35 |
8 094,67 |
8 322,76 |
8 337,51 |
8 572,44 |
8 587,63 |
8 829,62 |
|
ВБС |
364 866,0 |
202 980,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
|
Модернизацию судов и обновление автотранспортного парка СПК РК "Всходы коммунизма" |
всего |
44 066,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
ФБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ОБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
МБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ВБС |
44 066,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
45 000,00 |
|
Строительство пожарного депо на 4 автомобиля в п.г.т. Умба |
всего |
24 210,40 |
73 674,60 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ФБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ОБ |
24 210,40 |
73 674,60 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
МБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ВБС |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Чапома Терского района (введено в эксплуатацию 03.09.18) |
всего |
691,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ФБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ОБ |
691,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
МБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ВБС |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Приобретение оборудования для оснащения фельдшерско-акушерского пункта с. Чапома |
всего |
1 500,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ФБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ОБ |
1 500,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
МБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ВБС |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Чаваньга Терского района |
всего |
10 730,80 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ФБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ОБ |
10 730,80 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
МБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ВБС |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Строительство сельского дома культуры в с. Варзуга |
всего |
51 995,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ФБ |
21 421,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ОБ |
30 054,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
МБ |
520,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ВБС |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Капитальный ремонт спортивного объекта, находящегося в муниципальной собственности - межшкольного стадиона (пгт. Умба) |
всего |
- |
2 564,16 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ФБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ОБ |
- |
2 405,89 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
МБ |
- |
158,27 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ВБС |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Приобретение музыкальных инструментов |
всего |
- |
3 835,37 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ФБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ОБ |
- |
3 686,35 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
МБ |
- |
149,02 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ВБС |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Лыжная база в пгт. Умба Терского района Мурманской области |
всего |
- |
25 597,98 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ФБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ОБ |
- |
25 342,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
МБ |
- |
255,98 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ВБС |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Строительство и эксплуатация четырех котельных 2 МВт, 5 МВт, 18 МВт, 0,2 МВт, реконструкция тепловых сетей |
всего |
320 800,00 |
157 980,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ФБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ОБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
МБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
ВБС |
320 800,00 |
157 980,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Строительство, модернизация, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог поселения |
всего |
20 194,50 |
17 849,60 |
20 436,81 |
20 777,37 |
20 921,85 |
21 400,69 |
21 418,87 |
22 042,70 |
21 928,19 |
22 703,98 |
22 450,13 |
23 385,10 |
ФБ |
0,10 |
- |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
|
ОБ |
12 555,60 |
16 957,10 |
12 806,71 |
12 932,27 |
13 062,85 |
13 320,24 |
13 324,10 |
13 719,84 |
13 590,59 |
14 131,44 |
13 862,40 |
14 555,38 |
|
МБ |
7 638,80 |
892,50 |
7 630,00 |
7 845,00 |
7 858,90 |
8 080,35 |
8 094,67 |
8 322,76 |
8 337,51 |
8 572,44 |
8 587,63 |
8 829,62 |
|
ВБС |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7. Труд и занятость
Безработица является одной из серьезных проблем муниципального образования. На рынке труда Терского района наиболее острыми остаются проблемы несбалансированности спроса и предложения рабочей силы, как по количественному, так и по профессиональному составу.
В 2018 году на рынке труда района сохраняется стабильной.
По итогам 2018 года уровень зарегистрированной безработицы снизился по сравнению с 2017 годом и составил 9,2% от численности трудоспособного населения, численность зарегистрированных безработных на конец года снизилась на 9,3% и составила 224 человек, против 247 в 2017 году.
В 2019 году с учётом прогнозируемой экономической ситуации по итогам года ожидается, что показатель регистрируемой безработицы составит 9,5% (область - 1,6%).
В 2020 - 2024 годах на фоне сокращения численности трудоспособного населения (к 2024 году по сравнению с 2018 годом - на 0,074 тыс. человек) продолжит снижаться трудовой потенциал района, выраженный в негативной динамике экономически активного населения и занятых в экономике. В 2024 году численность указанной категории граждан по оценке сократится 3,0% по сравнению с 2018 годом. Сдерживать данный тренд будут новации пенсионной реформы по стимулированию длительного стажа и позднего выхода на пенсию, привлечение трудовых мигрантов, а также комплекс мер, принимаемых для исполнения майских указов Президента Российской Федерации в части содействия в трудоустройстве граждан, в т.ч. социально уязвимых слоев населения.
В базовом варианте принимается во внимание умеренно-восстановительный рост экономики района, в частности сектора среднего и малого бизнеса, а также менее интенсивное снижение издержек предприятий на труд.
8. Развитие социальной сферы
Образование
В настоящее время в районе функционирует:
- 2 дневных общеобразовательных учреждения, из них 1 - основного общего в с. Варзуга, 1 среднего общего образования в п. Умба с 2 филиалами начального образования в селах Чапома, Кузомень и структурным подразделением - интернат для детей сел Терского района. Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях - 523 человека, количество работающих в сфере образования - 102 человека. Средняя численность обучающихся в классе 21 человек.
- Дошкольных образовательных учреждений - 2. Количество детей составляет 242 человека; количество работающих 116 человек. Очереди на места в дошкольных учреждениях нет. Очередность удовлетворяется по заявлениям.
- Учреждений дополнительного образования детей - 2 (Центр Детского Творчества, Детская школа искусств), объединяющее в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В данных учреждениях занимаются 391 ученик (ДШИ - 76, ЦДТ - 315), работающих - 41 человек (ДШИ - 9, ЦДТ - 25).
При МАОУ ООШ с. Варзуга имеется:
- необособленное структурное подразделение Интернат для детей из сел Терского берега - проживало в 2018 - 2019 учебном году - 6 детей. Дополнительных услуг, параллельно с образовательными - не предоставляются;
- необособленное структурное подразделение детский сад, который посещают 18 детей.
Среднее профессиональное образование в Терском районе осуществляет филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области "Ковдорский политехнический колледж".
Состояние материально-технической базы учреждений образования в целом удовлетворительное.
В краткосрочной перспективе ожидается дальнейшее уменьшение численности учащихся в общеобразовательных учреждениях, однако, в результате стабилизации демографических процессов прогнозируется постепенное снижение темпов сокращения числа учащихся общеобразовательных школ.
Результаты мониторинга педагогических кадров в Терском районе свидетельствуют о существующей на протяжении последних лет тенденции старения педагогических кадров. Существует проблема вливания молодых специалистов, особенно в школы района.
Дошкольное образование
В районе функционируют 2 дошкольных образовательных учреждения на 340 мест для детей дошкольного возраста.
Общее количество детей, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях района, по состоянию на 01.09.2019 года составляет 242 ребенка.
Создаются условия для получения дошкольного образования детьми-инвалидами.
На 01.09.2019 года все дети, по заявлению родителей, обеспечены местами в дошкольных группах.
Одним из основных показателей функционирующей в Терском районе системы дошкольного образования является высокий процент охвата детей дошкольным образованием - 92,0%. Очередей в дошкольные учреждения нет.
Культура и искусство
Общая характеристика сети сферы культуры муниципального образования.
Культурно-досуговая деятельность
В Терском районе осуществляли свою деятельность в 2019 году 8 культурно-досуговых учреждений культуры, искусства и дополнительного образования детей, в том числе 6 - в сельской местности.
Библиотечная деятельность
Динамика развития сети публичных библиотек Терского района:
Библиотеки |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Всего |
10 |
10 |
9 |
9 |
9 |
9 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
в т.ч. городские |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
в т.ч. сельские |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
в т.ч. детские |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Учет и охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
Учёт и охрану памятника федерального значения "Петроглифы Канозера" выполняет муниципальное учреждение культуры Музей-заповедник наскального искусства "Петроглифы Канозера".
Деятельность образовательных учреждений дополнительного образования детей
Организацию обучения по программам дополнительного образования детей в Терском районе выполняет муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств и Детская школа искусств.
Физическая культура и спорт
Развитием физической культуры и спорта в районе занимается МАУ "Цент по физической культуре, спорту и туризму".
Важнейшую роль, как в профилактике заболеваний, так и в формировании здорового образа жизни играют физическая культура и спорт.
За 2018 год в районе достигнута положительная динамика в увеличении количества занимающихся физической культурой и спортом в районе Доля населения, систематически занимающимся физкультурой и спортом составляет 31,2% (107,6% к уровню предыдущего года.
Для укрепления здоровья и развития массового спорта в распоряжении жителей района находятся 12 спортивных сооружений, в том числе 6 плоскостных спортивных сооружений, 3 спортивных зала, 1 тренажерный зал, 1 лыжная база и 1 спортивная площадка.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Общая площадь жилищного фонда МО "Терский район" составляет 162,1 тыс. м2 общей площади, из них МО ГП Умба - 141,3 тыс. м2, МО СП Варзуга - 20,8 тыс. м2.
Средняя жилищная обеспеченность по району - 31,5 м2/чел. Высокий показатель обеспеченности жильем объясняется сокращением численности населения и наличием брошенных жилых домов в сельской местности (с.с. Кузомень, Тетрино, Пялица и др.).
В МО ГП Умба действует предприятие ООО "ЖКХ - Умба", которое обслуживает муниципальный жилищный фонд пгт. Умба.
8. Доходы бюджета
Наибольший вес в собственных доходах Терского района занимает НДФЛ и налоги на совокупный доход. Учитывая, что в районе нет крупных предприятий, уровень доходов населения относительно невысок (один из самых низких в области). Ежегодное снижение численности населения, снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства не предвещает значительного увеличения собственных доходов бюджета района в ближайшем будущем.
Увеличение доходов бюджета от налоговых и неналоговых поступлений в 2019 году по сравнению с 2018 годом прогнозируется в связи с:
- ростом единого сельскохозяйственного налога по причине увеличения суммы доходов от деятельности по вылову водно-биологических ресурсов, полученных основными налогоплательщиками в 2018 году, а также в результате контрольных мероприятий ИФНС, дополнительное поступление в сумме 5203 тыс. руб.;
- ростом поступлений по упрощенной системе налогообложения в связи с принятием ИФНС дополнительных мер по взысканию сумм задолженности, образовавшейся по итогам сдачи налогоплательщиками расчетов за 2018 год, дополнительное поступление в сумме 994 тыс. руб.
- снижением ожидаемых доходов в виде арендной платы за земельные участки обусловлено заключением в декабре 2018 года по территории СП Варзуга крупного договора посредством аукциона на сумму 190 тыс. руб. с внесением задатка в размере годовой суммы аренды платы и на территории МО ГП Умба проведением аукционов в конце 2018 года по аренде земельных участков сумма задатка, по которым составляла годовой размер арендной платы, выкуп земельных участков из аренды собственниками недвижимого имущества, находящегося на данных участках, отсутствие изменений по ставкам арендной платы.
Снижение по налогу на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьей 227 НК РФ и по налогу на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ произошло в связи со снятием в 2017 году с налогового учета основного налогоплательщика данных видов доходов. Потери в 2018 году составили 627 тыс. руб. и 2319 тыс. руб. соответственно.
Основными направлениями увеличения доходов бюджета являются:
- рост налоговых поступлений (за счет создания новых рабочих мест, развития МСП увеличатся платежи по НДФЛ, ЕНВД, УСН, сельхоз. и земельный налоги);
- рост неналоговых доходов (за счет эффективного управления муниципальным имуществом и вовлечением в хозяйственный оборот неучтенных и бесхозяйных земельных участков).
Снижению образовавшейся задолженности по платежам в бюджет способствует работа Межведомственной комиссии по обеспечению доходов бюджета Терского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.