Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к протоколу согласия N 155
Совета Законодателей Тюменской области,
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
и Ямало-Ненецкого автономного округа
от 18 октября 2019 г.
Информация
о развитии особо охраняемых природных территорий в Тюменской области
В соответствии с действующим законодательством к особо охраняемым природным территориям относятся участки земли, водного и воздушного пространства, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.
Развитие сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) является одним из механизмов обеспечения долгосрочного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как на национальном, так и на региональном и международном уровнях.
Регулирование отношений в сфере ООПТ в первую очередь осуществляется Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Земельным и Лесными кодексами Российской Федерации, законами субъектов РФ и подзаконными актами.
С учетом возрастания угроз природных катастроф и изменений природной среды в результате хозяйственной деятельности основным предназначением особо охраняемых природных территорий является:
обеспечение устойчивого функционирования экологических систем, в том числе и измененных хозяйственной деятельностью;
формирование экологического каркаса территории;
сохранение и воспроизводство в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов и биологических объектов, не имеющих в настоящее время ресурсного значения;
создание условий для развития регулируемого туризма и рекреации;
реализация эколого-просветительских программ;
проведение фундаментальных и прикладных исследований в области естественных наук.
ООПТ подразделяются на объекты федерального, регионального и местного значения. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены категории ООПТ местного (муниципального) значения, а также дополняющие Федеральный закон N 33-ФЗ категории ООПТ регионального значения. Состав и особенности дополнительных категорий ООПТ определяются природными и социально-экономическими условиями, культурно-историческими особенностями и др.
К таким дополнительным категориям могут относиться: ресурсный резерват, охраняемый ландшафт, уникальные озера, зона покоя, сакральные природные объекты, детский экологический парк, городской лес, заповедный участок и др.
Например, в Тюменской области установлены такие дополнительные категории ООПТ регионального значения, как экологические полигоны, экологические плантации и питомники. В Нижнетавдинском районе создан областной полигон экологического мониторинга, на котором в условиях полного отсутствия антропогенного влияния ведутся наблюдения за фоновым состоянием окружающей среды (качество поверхностных и подземных вод, почв, уровень загрязнения снега и др.).
В Республике Бурятия действуют: рекреационные местности регионального и местного значения; природные микрозаказники регионального значения; природно-исторические комплексы регионального значения.
В истории российского заповедного дела Бурятия занимает особое место. Именно на территории современной Бурятии в начале 1917 года был основан первый государственный заповедник России - Баргузинский. Он фактически заложил основу современных особо охраняемых природных территорий России.
Выгодное географическое положение Тюменской области, благоприятные природно-климатические условия, наличие запасов полезных ископаемых, земельных, лесных, водных ресурсов, развитость инженерной, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры создают хорошую базу для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса.
Именно поэтому современное социально-экономическое положение Тюменской области характеризуется заметными тенденциями роста производства ведущих отраслей экономики. В последние годы темпы роста экономики Тюменской области являются одними из самых высоких. При этом заметные тенденции роста производства ведущих отраслей экономики не оказывают существенного негативного воздействия на окружающую среду региона.
В целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия и обеспечения экологической стабильности региона в Тюменской области создана и развивается система особо охраняемых природных территорий.
История ее формирования уходит в шестидесятые годы прошлого столетия, когда 25 июля 1963 года решением Тюменского облисполкома были организованы 6 заказников в Ярковском, Юргинском, Исетском, Вагайском и Тюменском районах. В 1968 году были созданы первые памятники природы.
На текущий момент в Тюменской области создано 99 особо охраняемых природных территорий регионального значения: 36 заказников, 62 памятника природы и полигон экологического мониторинга общей площадью 834 тыс. га. Кроме того, на территории области функционирует 2 заказника федерального значения ("Белоозерский" в Армизонском районе и "Тюменский" в Нижнетавдинском) общей площадью 72 тыс. га.
Общая площадь "заповедных" земель области составляет чуть больше 5% ее территории.
Природный комплекс Тюменской области играет значительную роль в сохранении мирового биологического разнообразия. В соответствии с Рамсарской Конвенцией "О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц", в нашем регионе создана особо охраняемая природная территория - водно-болотное угодье международного значения "Тоболо-Ишимская лесостепь" площадью 1 217 тыс. га.
На этой территории гнездятся, а также останавливаются во время миграции многие виды птиц. Это кудрявый пеликан, белоклювая гагара, черный аист, тундряной лебедь, пискулька, клоктун, скопа, орлан-белохвост, стерх и многие другие птицы, охраняемые Боннской и Бернской конвенциями, а также двусторонними соглашениями, заключенными Россией с США, Индией, Китаем, Японией, Кореей.
Останавливается здесь на пролете и краснозобая казарка, включенная в Европейский Красный список. Охрана местообитаний этих птиц, соблюдение условий конвенций всеми сторонами позволят предотвратить утрату многих видов, стоящих сегодня на грани исчезновения.
Одним из основных объектов охраны в ООПТ являются виды животных, растений и грибов, занесенные в Красные книги Российской Федерации и Тюменской области. Также охране подлежат ценные охотничьи животные, которые традиционно широко используются человеком за пределом ООПТ и нуждаются в местах покоя. Практически до начала 21 века эти объекты особой охраны были основными.
Сейчас же вопрос создания ООПТ базируется на иных принципах. Объектами охраны становятся, прежде всего, уникальные и эталонные экосистемы. В качестве уникальных рассматриваются экосистемы, которые встречаются на территории области единично, и с их утратой будут утрачены связанные с ними животные и растения. Сохранение эталонных участков типичных для области экосистем направлено на сохранение генофонда, который может быть использован для моделирования экосистем в будущем и даже для восстановления полностью утраченных на отдельных территориях природных экосистем.
Примером уникальной экосистемы служит заказник Тобольский материк, расположенный в Тобольском районе у п. Надцы и железнодорожной станции Ингаир. Он ориентирован на охрану реликтовых видов насекомых, оторванных на тысячи километров от своего сегодняшнего ареала распространения. Их существование на данной территории неразрывно связано с реликтом третичного периода - липой сердцевидной и иными эндемичными растениями и невозможно без них.
Охране подлежат также ценные гидрологические, археологические и палеонтологические объекты, рекреационные ресурсы. Среди палеонтологических объектов стоит отметить памятники природы "Гусиный остров", "Рахимовский", "Шашовский", которые находятся в руслах рек Ишим, Вагай, Тобол. Здесь имеются местонахождения костей ископаемой фауны крупных млекопитающих: сибирский эласмотерий (самый крупный из всех рогатых носорогов, по размерам сопоставимый с шерстистым мамонтом), двугорбый верблюд, кулан, сайга, дикая лошадь, первобытный бизон, шерстистый носорог, мамонт, благородный олень, пещерный лев и др. Возраст отдельных находок составляет до 1 млн лет.
Изучение местонахождений специалистами может пролить свет на многие тайны формирования современного мира, и поэтому здесь запрещены все виды работ, которые могут разрушить и даже уничтожить местонахождения. Прежде всего запрещены любые виды строительства, дноуглубительные работы, добыча грунта. При этом участок активно используется для отдыха, рыбалки, что не запрещено.
К охраняемым гидрологическим объектам относятся памятники природы "Минеральные озера" в Ишимском районе, "Озеро Соленое" - в Бердюжском. Вода и лечебные грязи озера Соленое не уступают Мертвому морю. Курортологические исследования, проведенные по заказу Департамента недропользования и экологии Тюменской области, показали его перспективность для развития курортологической деятельности - грязе и климатолечения, но на сегодня этот ресурс используется только для самолечения. Грязи озера Горькое (один из участков памятника природы "Минеральные озера") используются санаториями Тюменской области.
Некоторые объекты созданы, в том числе, и для охраны археологических памятников. Памятник природы "Козлов мыс" расположен на острове на озере Андреевском в окрестностях Тюмени, где учрежден археологический музей-заповедник. Здесь охраняются и стоянки эпохи неолита, и сама природа. Там можно встретить занесенные в Красную книгу области ирисы, несколько видов ковыля.
Несмотря на многообразие уже созданных ООПТ, имеется необходимость расширения сети для формирования экологического каркаса природного комплекса области. В целях развития природоохранной сети постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 735-п "О мероприятиях по определению и резервированию земель особо охраняемых природных территорий регионального значения" утверждена новая редакция Схемы развития и размещения системы ООПТ регионального значения, в которую включены 30 участков общей площадью 1 млн га. В итоге реализации Схемы общая площадь ООПТ Тюменской области составит 1,8 млн га, или 12% от площади области, что соответствует среднероссийскому уровню.
В соответствии со Схемой в 2018 году созданы 2 памятника природы регионального значения:
"Баяновский" в Тюменском районе площадью 466 га (постановление Правительства Тюменской области от 09.07.2018 N 257-п "О памятнике природы регионального значения "Баяновский" в Тюменском районе");
"Крюковское" в Вагайском районе площадью 690 га (постановление Правительства Тюменской области от 20.07.2018 N 280-п "О памятнике природы регионального значения "Крюковское" в Вагайском районе).
Оба объекта созданы с целью сохранения местообитаний редких видов.
Памятник природы "Баяновский" учрежден по предложению краеведа Баянова Е.С. прежде всего в связи с наличием популяции калипсо луковичной - растения, занесенного в Красные книги РФ и Тюменской области, которое считалось практически исчезнувшим видом для нашего региона.
Создание памятника природы "Крюковское" было обосновано участниками детского общественного движения "Чир" и его руководителем в результате многолетних исследований территории, проводимых в ходе ежегодных детских экологических экспедиций.
В июле этого года в Вагайском районе учрежден памятник природы "Старопогостовский бугор" (постановление Правительства Тюменской области от 10.07.2019 N 227-п "О памятнике природы регионального значения "Стапропогостовский бугор" в Вагайском районе").
Основная цель его создания - это охрана необычного для Тюменской области геоморфологического объекта - эрозионных останцев и неотектонического возвышения, с которыми связаны особенности растительности - сочетание таежных и лесостепных видов.
Необходимо отметить, что в Тюменской области на сегодня нет ни одного заповедника.
При этом с 2019 года в соответствии с "Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 2322-р, Министерством природных ресурсов и экологии РФ в рамках национального проекта "Экология" федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" начата работа по созданию в нашем регионе заповедника "Белоозерский" кластерного типа на базе одноименного заказника федерального значения. Сформирована межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители органов власти области и Армизонского муниципального района, ВНИИ "Экология", ученые-биологи.
Кроме того, в текущем году органы местного самоуправления Вагайского и Викуловского муниципальных районов вышли в органы власти области с инициативой по созданию двух заказников регионального значения на территориях, имеющих высокий потенциал для воспроизводства ценных охотничьих животных. Департаментом недропользования и экологии Тюменской области уже начата подготовительная работа по оценке состояния территорий на предмет их соответствия требованиям Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
В отличие от заповедников в заказниках и памятниках природы хозяйственная деятельность только ограничивается. При этом вводимые запреты не несут угрозы экономическому благополучию региона, не только в связи с незначительным процентом "заповедования" земель, но и в связи с возможностью регулируемого использования территории.
Повсеместно запрещается разводить костры и выжигать траву, но события последних лет показали, насколько опасны лесные пожары, и подтвердили правильность этого запрета.
Практически во всех заказниках допускается проведение сезонных сельскохозяйственных работ при единственной оговорке - "по согласованию места и сроков их проведения". Это позволяет сочетать хозяйственные и природоохранные интересы. Собственнику или арендатору земель достаточно обратиться в Департамент недропользования и экологии Тюменской области, указав, какие работы, где и в какие сроки он собирается делать. При этом, если работы проводятся в одном и том же месте и являются однотипными, согласование достаточно получить один раз. Площадь лесных земель, расположенных в границах ООПТ, составляет лишь 7% от лесных земель в составе лесного фонда. Практически повсеместно запрещены только рубки, которые имеют своей целью заготовку древесины. На абсолютном большинстве особо охраняемых природных территорий разрешаются рубки ухода, которые, с одной стороны, направлены на формирование лучшего древостоя, а с другой - позволяют заготавливать и деловую древесину. За их счет может быть полностью удовлетворена потребность населения в древесине для собственных нужд, выделяемой для строительства или ремонта жилья и надворных построек.
Единственно, что нужно при этом учитывать - это наличие иных охраняемых живых организмов: зверей, птиц, травянистых растений, которые могут погибнуть при кардинальном изменении их местообитаний или кормовой базы. Потребности местного населения в дровяной древесине (которые постоянно сокращаются из-за газификации населенных пунктов) могут быть удовлетворены за счет санитарных рубок и также рубок ухода.
На территориях многих заказников не запрещено проведение геологоразведочных и буровых работ. Ограничения касаются только особенностей их проведения (геофизические исследования: без рубок, с прокладкой сейсмокос вручную, с применением безвзрывных методик; буровые работы: без амбаров, в периоды, когда объекты охраны наименее уязвимы, планирование биологической рекультивации, учитывающей особенности биоценоза и др.). При согласовании этих работ производится тщательная оценка состояния природного комплекса, чтобы в процессе освоения не был нанесен ущерб объектам, подлежащим особой охране.
Примером могут служить заказники "Куньякский" и "Поваровский", учрежденные в интенсивно развивающемся Уватском районе. Первый из них окружен уже разведанными месторождениями углеводородов и расположен на территории трех лицензионных участков. Нефтедобывающие компании заинтересованы в производстве работ в границах заказника, но проведенные в 2018 - 2019 годах исследования выявили круглогодичное пребывание в заказнике нескольких локальных стад лесного северного оленя, занесенного в Красную книгу Тюменской области.
В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" деятельность, способная ухудшить условия его обитания, запрещена.
Поступали также предложения по освоению заказника "Поваровский" площадью 12 тыс. га, расположенного в излучине р. Иртыш у устья р. Алымка.
Естественные границы создают здесь условия для успешного выращивания потомства копытных, прежде всего, лося. Проведенное обследование заказника зимой на небольшой территории выявило присутствие 17 лосей. С учетом возможности размещения на ограниченной водой территории крупного рогатого скота практически без охраны и минимизации риска занесения инфекций неоднократно предлагалось отдать территорию заказника для размещения фермерского хозяйства. Однако наличие ценных местообитаний охотничьих животных и путей миграции перелетных водоплавающих и болотных птиц, в том числе занесенных в Красные книги Российской Федерации, Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, не позволило принять решение в пользу хозяйственного освоения территории.
В целом ряде заказников и на территории всех памятников природы может осуществляться туризм, но при условии создания инфраструктуры (баз отдыха, гостиниц, становищ и др.) за их пределами. То есть, разместив строения на границе ООПТ, можно использовать для отдыха все блага сохраненной природы, в том числе и рекреационные ресурсы, являющиеся одним из объектов охраны. Специально для целей развития экологического и этнографического туризма в Тобольском районе учрежден заказник регионального значения Абалакский природно-исторический комплекс площадью более 80 тыс. га. Любой желающий может обратиться в уполномоченные органы за получением для этих целей в пользование лесных земель или водных объектов.
Здесь расположены памятники истории и архитектуры, археологические памятники: Абалакский монастырь - 17 век, Преображенская церковь - 18 век, Кучумово городище - древняя столица Сибирского ханства, Астана Искерская и Астана Епанчинская, Саусканское кладбище, связанное с гибелью дружины Ермака в 1581 году, Историко-мемориальный комплекс Д.И. Менделеева со школой и усадьбой Менделеевых-Корниловых и многое другое.
В рекреационной зоне и зоне культурного ландшафта возможно строительство, в том числе и объектов, предназначенных для туризма и отдыха. Запрет на создание инфраструктуры в этом заказнике касается только заповедной зоны. В заказнике уже создан туристический комплекс "Белая сова", активно посещаемый тюменцами и гостями области. На его базе ежегодно организуется уже достаточно известный и за пределами области фестиваль исторической реконструкции "Абалакское поле".
В заказнике также расположен Абалакский экспериментальный рыборазводный завод, занимающийся воспроизводством ценных видов рыб, в том числе сибирского осетра, занесенного в Красную книгу РФ. Этот объект, наряду с центром холодноводного рыболовства на озере Волково, может быть одним из звеньев туристического освоения территории.
Если же под экологическим туризмом (как это часто бывает) понимать охоту, то имеется более 10.5 млн га земель лесного фонда, не входящих в заказники, на которых охота не запрещена. Имеются также земли водного фонда, земли запаса, сельскохозяйственные земли, на которых также возможна охота.
В заказнике "Абалакский природно-исторический комплекс" допускается и регулируемая охота. Охота также не ограничивается в большинстве памятников природы, так как в них охотничьи виды животных не отнесены к объектам особой охраны.
Ни в одном заказнике не запрещено пребывание граждан, сбор грибов и ягод; во многих объектах разрешена любительская ловля рыбы.
Таким образом, существующая сеть ООПТ и особенности их организации позволяют сочетать экологические и экономические интересы и обеспечить устойчивое функционирование природного комплекса региона.
В целях охраны и учета в Тюменской области редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов учреждается Красная книга Тюменской области. Красная книга содержит свод сведений о состоянии, распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов и популяций) животных, растений и других организмов, обитающих (произрастающих) в Тюменской области, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.
Первое издание Красной книги Тюменской области было подготовлено и опубликовано в 2004 году. В соответствии с областным законодательством Красная книга издается один раз в 15 лет. В настоящее время проведены новые исследования, подготовлена к изданию новая редакция Красной книги.
Основные проблемы функционирования и развития особо охраняемых природных территорий в субъектах РФ
21 марта 2019 года в Сочи состоялась Всероссийская конференция по развитию особо охраняемых природных территорий, на которой были сформулированы общие для всех регионов ключевые проблемы, которые предстоит решить в рамках национального проекта "Экология":
отсутствие четких границ ООПТ;
необходимость срочной подготовки новых лесоустроительных регламентов (особенно для национальных парков, где отсутствие этих документов мешает развитию экотуризма);
недофинансирование, низкое качество охраны территорий;
недостаток системной организации научных исследований;
низкая заработная плата сотрудников ООПТ;
недостаточный уровень системы финансового планирования и отчетности в отрасли.
По ряду субъектов Федерации были опубликованы аналитические материалы, посвященные основным проблемам, препятствующим эффективному функционированию ООПТ.
Например, для Республики Бурятия таковыми признаны:
отсутствие эффективного государственного управления системой ООПТ как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также координации деятельности между этими уровнями;
недостаточность финансирования мероприятий по защите, развитию системы ООПТ;
низкая эффективность привлечения в ООПТ иных источников финансирования, в т.ч. частных инвестиций;
несовершенство нормативной и правовой базы управления системой ООПТ, отсутствие законодательного закрепления таких базовых понятий, как "система ООПТ", "структура управления ООПТ"; наличие пробелов и противоречий в действующем законодательстве;
отсутствие среднесрочных и долгосрочных документов стратегического планирования развития ООПТ;
нерешенные вопросы управления земельными ресурсами в границах ООПТ;
недостаточный уровень экологической сознательности общества.
Среди вышеизложенных особо выделяется проблема управления земельными ресурсами ООПТ, как базиса их функционирования, а также слабая научная разработанность данной проблематики.
В Республике Саха (Якутия) первоочередной задачей в формировании системы ООПТ стало определение режима охраны и использования этих огромных по площади пространств.
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" регламентирует запрет на все виды деятельности на территориях государственных заповедников. При этом 70% населения Республики заняты в сельскохозяйственном производстве, насчитывается более 200 кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни. Развиты такие традиционные отрасли хозяйствования, как коневодство, оленеводство, рыболовство и охотничий промысел.
Организация заповедников, запрет на природопользование создали бы массу проблем для народов, хозяйствующих в сложных условиях. Поэтому в Республике Саха установлены новые формы ООПТ, такие как ресурсные резерваты, охраняемые ландшафты, уникальные озера, зоны покоя.
Ресурсные резерваты - это основной вид ООПТ в республике, в которых принят гибкий режим охраны, выделены функциональные зоны, в том числе зона традиционного природопользования. Зоны абсолютного покоя, как правило, выделяются в местах локализации редких и исчезающих видов животных и растений, в местах миграции, нагула, воспроизводства и зимовки диких животных и на путях миграции перелетных птиц. Зоны традиционного природопользования создаются в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, для которых сезонная охота на территориях является важной составляющей уклада жизни, в местах, где осуществляется сельскохозяйственная деятельность местным населением и где существует необходимость сохранить и развить традиционные виды деятельности.
Республика Алтай стабильно входит в число регионов - лидеров экологического рейтинга субъектов Российской Федерации, а также занимает одно из первых мест в Российской Федерации по площади особо охраняемых природных территорий - 24,71 тыс. кв. км, или 26,68% общей площади республики.
Тем не менее экологическая ситуация в ряде населенных пунктов республики признана малоблагоприятной, а уровень загрязнения объектов окружающей среды повышенным. Так, в районах многолетней деятельности промышленных, перерабатывающих, жилищно-коммунальных и сельскохозяйственных предприятий, а также в районах размещения токсичных отходов, хранения и применения пестицидов, падения фрагментов ракетоносителей, развития водно-эрозионных и других негативных экзогенных геологических процессов сложилась экологическая обстановка, малоблагоприятная и неблагоприятная для проживания населения.
Одной из наиболее острых экологических проблем на Алтае является также проблема сбора, размещения и утилизации отходов производства и потребления.
В сфере особо охраняемых природных территорий в Тюменской области существуют проблемы их учета в Едином государственном реестре недвижимости:
1. Значительная часть ООПТ регионального значения была размежевана и поставлена на государственный кадастровый учет до 2008 года в качестве земельных участков в соответствии с действующим на тот момент федеральным законодательством. В настоящее время земельные участки ООПТ, по которым не определен правообладатель или расположенные на землях лесного фонда, снимаются самостоятельно органами Росреестра с учета с рекомендациями провести повторное межевание ООПТ для их учета в ЕГРН в форме границ (без формирования земельного участка).
2. Земельные участки, включенные в Схему размещения и развития Системы ООПТ регионального значения Тюменской области, в соответствии с Земельным кодексом РФ зарезервированы для государственных нужд (для создания ООПТ). Они размежеваны и поставлены на кадастровый учет в качестве земельных участков. В связи с этим возникли 2 проблемы:
несмотря на то, что срок резервирования земельных участков не истек, органы Росреестра самостоятельно снимают их с учета из-за отсутствия правообладателя;
на ряде участков ООПТ уже созданы, но в ЕГРН отсутствует механизм преобразования зарезервированных земельных участков в особо охраняемые природные территории, в связи с чем требуется повторное межевание, хотя границы объектов не изменились.
Это не только создает дополнительную нагрузку на региональный бюджет, но и формирует предпосылки для предоставления земельных участков в ООПТ в нарушение режима их охраны. В связи с этим необходимо на законодательном уровне:
предусмотреть механизм преобразования "ранее учтенных земельных участков" в "границы ООПТ" и ввести запрет на исключение земельных участков ООПТ из ЕГРН до постановки их на учет по новой форме;
запретить снятие зарезервированных для создания ООПТ земельных участков с учета до истечения срока резервирования;
предусмотреть в ЕГРН механизм преобразования участков, зарезервированных для создания ООПТ, в границы особо охраняемых природных территорий без проведения повторного межевания.
Указанные проблемы и предложения для рассмотрения были направлены исполнительными органами власти Тюменской области в Министерство природных ресурсов РФ.
Следует отметить, что в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации не рассматриваются законопроекты по внесению изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".
При этом в Государственной Думе находится на рассмотрении внесенный Думой Ставропольского края законопроект от 24.04.2019 N 695741-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (в части расширения перечня территорий, относящихся к лесопарковому поясу).
Законопроектом предлагается исключить из Федерального закона "Об охране окружающей среды" указание на то, что территории зеленого фонда в границах городских поселений входят в состав лесопарковых зеленых поясов в том случае, если данные территории прилегают к лесам, входящим в лесопарковые зеленые пояса, или составляют с ними единую естественную экологическую систему. Предлагаемый подход позволит включить в лесопарковый зеленый пояс не только территории зеленого фонда в границах городских поселений, которые прилегают к соответствующим лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему, но также и другие озелененные территории в границах городского поселения, занятые аллеями, скверами, а также территории, на которых расположены зеленые насаждения.
Успешное развитие системы особо охраняемых природных территорий обусловлено, прежде всего, повышением эффективности управления в сфере организации и функционирования ООПТ в интересах развития конкретного региона, обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.
Для этого необходимо:
обеспечить эффективную систему охраны природных и историко-культурных комплексов и объектов на ООПТ;
развивать эколого-просветительскую деятельность;
вовлекать ООПТ в развитие экологического туризма;
интегрировать ООПТ в сферу социально-экономического развития региона;
формировать репрезентативную географическую сеть ООПТ;
повышать роль ООПТ в формировании позитивного имиджа региона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.