Руководителям государственных учреждений, подведомственных управлению здравоохранения области
Управление здравоохранения области в целях снижения расходов государственных учреждений на уплату неустоек по судебным решениям и государственной пошлины обращает внимание на правоприменение отдельных положений гражданского и налогового законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 1 статьи 333 ГК РФ предусмотрено, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, может быть уменьшена в судебном порядке в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
При взыскании неустойки арбитражные суды руководствуются прежде всего Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
По смыслу статей 332, 333 ГК РФ, установление в договоре максимального или минимального размера (верхнего или нижнего предела) неустойки не являются препятствием для снижения ее судом.
Наличие обоснованного заявления о снижении неустойки в соответствии с пунктом 1 статьи 333 ГК РФ является для государственного учреждения обязательным лишь при осуществлении им приносящей доход деятельности. Инициатива суда об уменьшении размера неустойки в других случаях обязательной не является.
В этой связи представляется целесообразным направление государственным учреждением указанного заявления и в случаях ненадлежащего исполнения учреждением обязательств по договорам, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета и обязательного медицинского страхования.
Доказывание несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды истца осуществляется ответчиком - государственным учреждением. При этом доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или частично на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о показателях инфляции, рыночных ценах на определенные виды товаров в соответствующий период.
На основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, наделены правом освобождения его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшения ее размера, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 НК. Рассмотрение судом вопроса об освобождении от уплаты государственной пошлины либо уменьшении ее размера осуществляется при наличии ходатайства учреждения.
Примерные формы ходатайств об уменьшении размера неустойки и размера государственной пошлины прилагаются.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
И.о. начальника управления здравоохранения области |
Ю.Ю. Шуршуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления здравоохранения администрации Липецкой области от 28 июня 2018 г. N И27/01-14/04/2090 "О применении отдельных положений гражданского и налогового законодательства"
Текст письма официально опубликован не был