В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить обзор обобщения практики осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований (прилагается).
2. Начальнику отдела связи и информатизации Госадмтехнадзора Московской области Егорову В.В. обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Госадмтехнадзора Московской области - заместителя главного государственного административно-технического инспектора Московской области Гирко С.Г.
Начальник Госадмтехнадзора |
О.В. Баженов |
Утверждено
приказом начальника
Госадмтехнадзора Московской области
от 30 сентября 2019 г. N 117-Пр-О
Обобщение
практики осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
I. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
1. Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области (далее - обобщение правоприменительной практики) является:
1) обеспечение единства практики применения Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области путем опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
II. Основные задачи обобщения правоприменительной практики
2. Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
5) подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
6) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
III. Правоприменительная практика организации и проведения регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области
Обзор правоприменительной практики подготовлен за 2018 год по результатам регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
I. Общие положения
Государственный контроль (надзор) - функция государства, осуществляемая в целях контроля исполнения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.
Основной формой контрольно-надзорной деятельности являются проверки - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.
Деятельность Госадмтехнадзора Московской области в рамках контроля (надзора) направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.
В соответствии с Положением о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 847/28, Госадмтехнадзор Московской области осуществляет региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области.
При осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом положений Порядка организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального, муниципального характера на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 16.12.2016 N 947/44, Административного регламента по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области, утвержденный распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 09.10.2018 N 532-р.
Реализация надзорных полномочий осуществляется в соответствии с действующим законодательством посредством организации и проведения:
- плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованным с органами прокуратуры (далее - План проверок);
- внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;
- мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) в открытом доступе на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области размещаются ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, еженедельная и иная информация о результатах проверок. В Единый реестр проверок своевременно вносится информация о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ регулирует общие принципы осуществления государственного контроля (надзора) за предпринимателями, в том числе в области организации и осуществления контроля (надзора) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных властей.
Действие Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ распространяется на юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с положениями ст. 9 и 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые. Статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ определены предмет и порядок осуществления документарных и выездных проверок.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов.
В Госадмтехнадзоре Московской области распоряжением от 29.12.2017 N 670-р был утвержден План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год. План согласован с Прокуратурой Московской области, размещен в Едином реестре проверок, опубликован на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области.
Внеплановые проверки, проводимые Госадмтехнадзором Московской области.
Внеплановые проверки осуществляются Госадмтехнадзором Московской области в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований;
2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении государственного контроля (надзора) параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах возникновения или причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора);
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Сроки и частота проведения проверок.
Ограничения сроков проведения проверок закреплены в ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.
Средний срок проведения Госадмтехнадзором Московской области плановых выездных проверок составляет в 2018 году 2 - 3 дня, внеплановых выездных проверок - 2 дня.
На период с 2017 по 2019 год запрещены плановые проверки субъектов малого предпринимательства.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий (объединенный) срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год.
Необходимо обратить внимание, что данные специальные ограничения времени проверки субъекта малого предпринимательства действуют только в отношении плановых выездных проверок. То есть при проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней).
Аналогично, общее (а не специальное) ограничение действует при проведении любой документарной проверки (как плановой, так и внеплановой).
При выездной проверке субъекта малого предпринимательства, микропредприятия в акте проверки и журнале учета проверок указывается дата, точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием места проверки).
Нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ) и превышение установленных сроков проведения проверок (в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Условия для отнесения юридического лица к субъектам малого предпринимательства содержит статья 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Документы, подтверждающие право на проведение проверки. Цели, задачи, предмет проверки, правовые основания ее проведения, а также перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, определяются исходя из тех фактов, которые послужили основанием для проведения проверки.
Распоряжение о проведении проверки, о продлении срока проведения проверки вправе подписывать руководитель органа контроля (надзора), его заместитель.
Проведение проверки без распоряжения о ее проведении относится к категории грубых нарушений (ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
В распоряжении о проведении проверки указываются:
1) наименование органа контроля (надзора);
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц органа контроля (надзора), уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, технического регулирования;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
Указанные выше сведения (информация) в распоряжении о проведении проверки являются обязательными.
Типовая форма распоряжения (приказа) утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 (далее - Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141).
Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами органа контроля (надзора), которые указаны в распоряжении о проведении проверки.
Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки должна быть в том числе вручена должностным лицом органа контроля (надзора), проводящим проверку, под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его уполномоченному представителю) одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
По требованию руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя (их представителей) должностные лица органа контроля (надзора) обязаны представить информацию об органе контроля (надзора), а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения их полномочий.
Ограничения, накладываемые на контрольно-надзорные органы при проведении проверок. При проведении проверки должностные лица Госадмтехнадзора Московской области не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям Госадмтехнадзора Московской области;
2) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
3) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Оформление результатов проверки. По результатам проверки должностным лицом Госадмтехнадзора Московской области, проводившим проверку, составляется акт по установленной форме.
Типовая форма акта проверки утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.
В акте проверки должны быть отражены установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, обязательным требованиям законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального, муниципального характера на территории Московской области.
В случае устранения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем выявленного нарушения в ходе проверки запись об этом также следует сделать в акте проверки.
В акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа, проводившего проверку; дата и номер распоряжения о проведении проверки; фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки. При выездной проверке субъекта малого предпринимательства в акте проверки необходимо указать даты, точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием места проверки); сведения о результатах проверки, в том числе информация о фактах соответствия деятельности проверенного лица обязательным требованиям либо о выявленных нарушениях обязательных требований законодательства, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала; подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К акту проверки прилагаются связанные с результатами проверки документы или их копии, в том числе объяснения работников проверенного лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований; предписания об устранении выявленных нарушений; иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле.
Нарушение требований к представлению акта проверки относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
Согласно требованиям ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок. Данный журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Типовая форма журнала учета проверок утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица Госадмтехнадзора Московской области, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Привлечение к административной ответственности (процедура привлечения к административной ответственности, порядок, исполнения постановлений о наложении административного взыскания) осуществляется в рамках КоАП РФ.
II. Нормативно-правовое регулирование в сфере осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области
Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области, находятся в свободном доступе на официальном сайте gatn.mosreg.ru Госадмтехнадзора Московской области (далее - Госадмтехнадзор Московской области) интернет-портала Правительства Московской области.
Перечень нормативных правовых актов, предусматривающих обязательные требования в сфере регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области:
1) Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ);
2) Указ Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
4) постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" вместе с Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
5) постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
6) постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
7) постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
8) постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя";
9) постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
10) постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации";
11) постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов";
12) постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
13) приказ МЧС России от 28.02.2003 N 105 "Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения";
14) приказ МЧС России от 04.11.2004 N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта";
15) приказ МЧС России от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований";
16) приказ МПР России от 03.03.2003 N 156 "Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации";
17) совместный приказ МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25.07.2006 N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения";
18) приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты";
19) приказ МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля";
20) приказ МЧС России от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации";
21) Закон Московской области N 110/2005-ОЗ "О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
22) постановление Правительства Московской области от 16.12.2016 N 947/44 "Об утверждении Порядка организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального, муниципального характера на территории Московской области";
23) постановление Правительства Московской области от 29.05.2018 N 337/19 "Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Московской области";
24) Перечень поручений Президента Российской Федерации от 06.07.2016 N Пр-1300.
Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области осуществляется в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
2. Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
3. Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
4. Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Указанным Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
5. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Указанным Федеральным законом регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
6. Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Государственный надзор осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции.
7. Постановления Правительства Московской области от 16.12.2016 N 947/44 "Об утверждении Порядка организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального, муниципального характера на территории Московской области" Госадмтехнадзор Московской области определен уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области на осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального, муниципального характера на территории Московской области.
8. Постановления Правительства Московской области от 29.10.2007 N 847/28 утверждено Положение о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области.
Положение определяет основные цели и задачи, а также полномочия Госадмтехнадзора Московской области.
9. Административного регламента по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области, утвержденный распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 09.10.2018 N 532-р.
III. Правоприменительная практика Госадмтехнадзора Московской области за 2018 год
Сведения о проведенных Госадмтехнадзором Московской области мероприятиях по контролю за 2018 год:
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Региональный надзор в сфере ЧС |
Итого за 2018 г. | ||
1 |
2 |
3 |
Контрольные мероприятия |
|
|
Проведено плановых проверок |
ед. |
225 |
Проведено внеплановых проверок, в том числе по следующим основаниям: |
ед. |
95 |
По контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки |
ед. |
95 |
По заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах |
ед. |
0 |
По требованию прокуратуры |
ед. |
0 |
Результаты контрольно-надзорной деятельности |
|
|
Количество проверок, в ходе которых выявлены нарушения |
ед. |
121 |
Количество выявленных нарушений |
ед. |
480 |
Передано в Главное управление МЧС РФ по Московской области материалов для возбуждения дел об административных правонарушениях |
ед. |
121 |
Предписания |
|
|
Выдано предписаний |
ед. |
121 |
Выполнено предписаний |
ед. |
116 |
Не выполнено предписаний |
ед. |
5 |
Предписаний на контроле |
ед. |
0 |
Отменено предписаний |
ед. |
0 |
Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального, муниципального характера на территории Московской области в 2018 году.
Наиболее характерными правонарушениями, выявленными в результате надзорных мероприятий, являются:
- отсутствие в организациях планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (366 нарушений);
- отсутствие (нерабочее состояние) локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях (301 нарушение);
- отсутствие резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (278 нарушений).
IV. Проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Госадмтехнадзором Московской области осуществляются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с утвержденной распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 21.12.2018 N 658-р Ведомственной программой профилактики нарушений обязательных требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области Госадмтехнадзора Московской области на период 2019 - 2021 годов.
Кроме того, Госадмтехнадзором Московской области осуществляется информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
Целями программы профилактики являются:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемых законом ценностям;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в сфере благоустройства;
- создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- повышение уровня благоустройства, соблюдения чистоты и порядка;
- предотвращение угрозы безопасности жизни и здоровья людей;
- увеличение доли хозяйствующих субъектов, соблюдающих обязательные требования законодательства в сфере благоустройства.
В 2018 году Госадмтехнадзором Московской области проведена следующая работа:
- на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области на интернет-портале Правительства Московской области размещены нормативные документы в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Московской области (в том числе чек-листы), а также перечни соответствующих НПА в указанных сферах;
- размещены итоги проведения плановых проверок юридических лиц на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области на интернет-портале Правительства Московской области;
- на заседаниях (совещаниях) глав муниципальных образований и административных комиссиях муниципальных районов (городских округов) поднимались проблемные вопросы;
- в целях предупреждения нарушений обязательных требований по вопросам соблюдения обязательных требований в области сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Московской области в Интернете, на телевидении, печатных изданиях федерального, областного и муниципального значения размещались соответствующие информационные сообщения;
- проводилось ежеквартальное рейтингование юридических лиц и органов местного самоуправления по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области, рейтинги размещены на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области на интернет-портале Правительства Московской области.
Анализ обращений, поступивших в Госадмтехнадзор Московской области в 2018 году
В 2018 году в Госадмтехнадзор Московской области обращения, касающиеся вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области, не поступали.
Анализ правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях. Обзор судебной практики
Проведенные должностными лицами Госадмтехнадзора Московской области плановые и внеплановые проверки в 2018 году в судебном порядке не оспаривались.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ начальника Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области от 30 сентября 2019 г. N 117-Пр-О "Об утверждении обзора обобщения практики осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области (http://gatn.mosreg.ru) 8 октября 2019 г.