Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.А. Лукьянова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.А. Лукьянов, осужденный по приговору суда с участием присяжных заседателей, утверждает, что положения части 2 статьи 3 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" не соответствуют статьям 17 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой позволяют отобрать в состав коллегии присяжных заседателей для рассмотрения уголовного дела граждан, являющихся специальными субъектами, в том числе сотрудниками правоохранительных органов, которые имеют специальное звание сотрудников органов внутренних дел, в период осуществления ими профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
В соответствии с положениями статьи 7 данного Федерального закона граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, исключаются из указанных списков исполнительно-распорядительным органом муниципального образования; граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 данного Федерального закона (пункт 1), а равно подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, в том числе если он является лицом, имеющим специальное звание сотрудника органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также уволенным со службы в этих органах и учреждениях, - в течение пяти лет со дня увольнения (подпункты "е.1" и "е.2" пункта 2).
Оспариваемые заявителем законоположения предусматривают дополнительную гарантию беспристрастности кандидатов в присяжные заседатели и направлены на формирование коллегии присяжных заседателей, отвечающей требованиям объективности и независимости суда, а потому не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2014 года N 2576-О).
Помимо освобождения от участия в рассмотрении уголовного дела кандидатов в присяжные заседатели по указанным выше основаниям, подсудимый или его защитник, государственный обвинитель согласно пункту 1 части пятой статьи 327 и части десятой статьи 328 УПК Российской Федерации не лишены права заявить кандидатам мотивированные отводы в случаях, когда имеются обстоятельства, дающие основание полагать, что они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе данного уголовного дела, и, кроме того, немотивированные отводы (статья 61, пункт 2 части пятой статьи 327 и часть тринадцатая статьи 328 данного Кодекса).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лукьянова Александра Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 октября 2019 г. N 2715-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лукьянова Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями части 2 статьи 3 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)