Заслушав и обсудив информацию министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, ПАО "Кубаньэнерго" и АО "НЭСК-электросети" о мерах по надежному и качественному обеспечению электроэнергией потребителей Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
Подготовка и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года дали мощнейший импульс в развитии электроэнергетики Краснодарского края.
В рамках создания олимпийской инженерной инфраструктуры в части развития электроэнергетики было построено более 20 трансформаторных подстанций, 22 воздушные и кабельные линии электропередачи 110 кВ и 220 кВ, произведена реконструкция распределительной сети города Сочи, введено около 620 МВт электрической мощности.
В настоящее время в электроэнергетический комплекс Кубанской энергосистемы входят 467 линий электропередачи напряжением 110-500 кВ, общей протяженностью 11823,55 км и 348 трансформаторных подстанций и распределительных устройств электростанций напряжением 110-500 кВ с суммарной мощностью трансформаторов 29018,5 МВ А.
На территории Краснодарского края осуществляют свою деятельность 56 субъектов электроэнергетики, в том числе 2 гарантирующих поставщика и 54 сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии. Основными электросетевыми компаниями Кубанской энергосистемы являются:
филиал ПАО "ФСК ЕЭС" Кубанское предприятие магистральных электрических сетей;
ПАО "Кубаньэнерго" в составе 11 филиалов электрических сетей;
АО "НЭСК-электросети" в составе 25 филиалов городских электрических сетей.
Вместе с тем существенной проблемой, напрямую затрагивающей интересы населения Краснодарского края, является бесперебойное и качественное обеспечение электрической энергией потребителей. Так, за период с 2018 года по июль 2019 года только в государственную жилищную инспекцию Краснодарского края поступило 215 обращений граждан по вопросу нарушения требований к качеству коммунальной услуги по электроснабжению. В муниципальных образованиях края за данный период зафиксировано более 10000 отключений, из них 30 процентов аварийных. Средняя величина уровня напряжения для бытовых потребителей не всегда соответствует уровню, предусмотренному государственными стандартами. Предоставление услуги электроснабжения ненадлежащего качества приводит к выходу из строя дорогостоящих электробытовых приборов у населения, что вынуждает жителей края жаловаться на системные недостатки в работе энергоснабжающих организаций.
За последние восемь лет пиковый объем нагрузки на кубанскую энергосистему вырос более чем в два раза. Прогнозируется рост нагрузки на энергосистему к 2024 году до 5360 МВт, или на 6,4 процента от исторического максимума (5037 МВт).
При этом наблюдается высокий износ имеющегося электросетевого оборудования энергосистемы Краснодарского края. Так, 446 подстанций из 454 напряжением 35 кВ и 186 подстанций из 207 напряжением 110 кВ имеют износ, приближающийся к 80 процентам.
По состоянию на конец 2018 года определен перечень центров питания с напряжением 35-110 кВ, присоединение новых энергопринимающих устройств к которым возможно только при условии увеличения трансформаторной мощности.
По состоянию на 1 сентября 2019 года из 707 подстанций напряжением 35-110 кВ 444 закрыты для осуществления технологического присоединения.
Для того, чтобы провести все необходимые работы по модернизации энергосистемы края, потребуется не менее 160 млрд, рублей.
Хронический дефицит трансформаторных мощностей в центрах питания электросетевых организаций приводит к ограничению технологического присоединения новых потребителей, высокой стоимости технологического присоединения потребителей свыше 150 кВт.
Следует отметить, что в целях повышения надежности электроснабжения потребителей электроэнергии Краснодарского края ПАО "Кубаньэнерго" проводит масштабную работу по реализации плана эксплуатации и технологическому обслуживанию и ремонту, превышающую плановые показатели 2018 года в 2,5 раза.
В основе формирования ремонтной программы заложено исполнение многолетних графиков ремонтов с учетом технического состояния объектов, мероприятий по исполнению предписаний надзорных органов, мероприятий по результатам технического освидетельствования и обследования объектов, мероприятий, направленных на снижение аварийности и повышение надежности работы электросетевых объектов.
Комплекс эксплуатационных работ (ремонт и техническое обслуживание) как по основной, так и по распределительной сети выполняется в соответствии с намеченными планами и с учетом системных возможностей энергосистемы Кубани. Риски отклонений от своевременного исполнения намеченных планов отсутствуют.
В рамках реализации инвестиционной программы ПАО "Кубаньэнерго" с 2018 года выполнены следующие мероприятия по реконструкции центров питания с увеличением трансформаторной мощности и новому строительству:
строительство ПС-110 кВ Лазурная с заходами ВЛ-110 кВ (20 МВ А, 0,1 км);
реконструкция ПС 110/10 кВ Юго-Западная, установка Т-3 мощностью 40 МВА(40 МВ А; 0,9 км);
реконструкция ПС 110/6-10 кВ "Северо-Восточная", установка Т-3 мощностью 40 МВА (40 МВА);
реконструкция ПС 110/10 кВ "Тургеневская", установка Т-3 мощностью 40 МВА (40 МВА; 1,3 км);
реконструкция ПС 35/10 кВ "Калинино", замена трансформаторов 2x10 МВА на 2x16 МВА (32 МВА; 1,8 км);
строительство ЛЭП-220кВ "Тамань - Порт" (107,5 км);
строительство ЛЭП 110 кВ "Портовая тяговая - Вышестеблиевская тяговая" (29,4 км);
строительство ЛЭП-110кВ "Порт - Портовая тяговая" (6,1 км);
строительство ЛЭП-110 кВ "Вышестеблиевская 220 - Вышестеблиевская тяговая" (4,2 км);
строительство заходов ВЛ 110 кВ на ПС 220 кВ Порт (10,6 км.).
В целом анализ хода выполнения в 2018 году инвестиционных программ крупнейших сетевых организаций Краснодарского края показал наличие системных сложностей: в программы слишком часто вносятся корректировки, объекты строительства и реконструкции объектов электроэнергетики определяются с учетом взаимоисключающих требований филиала АО "СО ЕЭС" Кубанское РДУ и требований администрации Краснодарского края, процедуры принятия решений имеют длительный период согласования.
В рамках дальнейшей реализации инвестиционной программы ПАО "Кубаньэнерго" планируется реализация мероприятий по реконструкции центров электропитания с увеличением трансформаторной мощности только на 8 центрах электропитания: Пашковская, Ейск-1, Холмская, Абинская, Ленинградская, Пасечная, Кудепста, ЖБШ.
Отдельно стоит отметить в составе инвестиционной программы ПАО "Кубаньэнерго" недостаточное количество мероприятий по развитию сети 10- 0,4 кВ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" в инвестиционные программы сетевых организаций могут включаться только объекты, предусмотренные документами территориального планирования.
В большинстве муниципалитетов отсутствуют актуальные программы комплексного развития инженерной инфраструктуры, которые являются основой при формировании инвестиционных программ сетевых организаций, таких как ПАО "Кубаньэнерго", ООО "Транснефть Электросеть Сервис", ООО "ВТ-ресурс", ООО "Трансэнергосеть", ООО "РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ", АО "Нефтегазтехнология - Энергия", ООО "Краснодар Водоканал", филиал "Северо-Кавказский" АО "Оборонэнерго", ОАО "РЖД", АО "НЭСК-электросети".
Во многих муниципальных образованиях (80 процентов), где разрабатываются программы комплексного развития, раздел "Электроснабжение" в большинстве случаев содержит лишь фактические характеристики существующей проблематики, а мероприятия по практическому развитию отсутствуют. Не все муниципальные образования, в которых существуют программы комплексного развития инженерной инфраструктуры, направляют свои предложения по корректировке инвестиционных программ сетевых организаций.
Субъекты электроэнергетики не исполняют или исполняют с нарушением сроков, установленных законодательством, обязанности по установлению факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354). Гарантирующие поставщики, несущие перед потребителем ответственность как исполнители коммунальной услуги, полностью самоустраняются от участия в процедурах установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Кроме того, даже в случае подтверждения предоставления услуги ненадлежащего качества перерасчет размера платы за услуги ненадлежащего качества гарантирующим поставщиком не производится. В рамках работы коллегии, созданной на базе министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края с участием государственной жилищной инспекции Краснодарского края, субъектов электроэнергетики и прокуратуры Краснодарского края, гарантирующие поставщики (ПАО "ТНС Энерго Кубань") подтвердили отсутствие фактов перерасчета размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества.
Также в Краснодарском крае существует проблема реализации схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Краснодарского края.
В соответствии со статьями 14 и 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Краснодарском крае разработаны и утверждены документы территориального планирования субъекта и муниципальных образований региона. Схемы территориального планирования Краснодарского края (далее - СТП КК) и схемы территориального планирования муниципальных образований Краснодарского края (далее - СТП МО КК) разработаны с учетом их перспективного развития не менее чем на 20 лет.
Технические решения, принятые в рамках разработки СТП КК и СТП МО КК, должны обеспечить развитие территорий с учетом электрической мощности на весь период их действия.
Также серьезную проблему представляет собой незаконное строительство объектов жилого фонда. При выделении земельных участков застройщикам по их заведомо заниженным заявкам выдаются технические условия, предусматривающие минимальные объемы потребления коммунальных ресурсов. После этого без получения дополнительных мощностей вместо индивидуального жилья застройщиками возводятся многоэтажные жилые дома или мини-гостиницы.
Еще одним из существенных факторов, влияющих на надежность и качество энергоснабжения населения, является строительство собственных потребительских трансформаторных подстанций, осуществляющих транзит электрической мощности от головных и магистральных фидеров. В ряде случаев на таких подстанциях отсутствует обслуживающий персонал, а балансодержатель находится за пределами Краснодарского края, что делает невозможным их эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства.
Вместе с тем немаловажным является факт передачи электрической энергии по бесхозяйным электрическим сетям, а также по электрическим сетям иных собственников, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, в том числе принадлежащих муниципальным образованиям Краснодарского края и садоводческим товариществам. С учетом отсутствия надлежащего технического обслуживания и своевременного устранения технологических нарушений немалое количество жалоб на качество электрической энергии приходится на такое оборудование.
Проблемой является также отсутствие качественного и надежного электроснабжения граждан, проживающих на территории садоводческих некоммерческих товариществ. Завышенные цены на оплату за фактическое потребление электроэнергии на территории подавляющего большинства таких товариществ, отличающиеся в большую сторону в три и более раз от установленной региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов и включающие оплату за содержание сети, персонала и потерь электроэнергии, возложены на самые незащищенные слои населения, вынужденные постоянно проживать на этой территории. В таких садоводческих некоммерческих товариществах электрические сети никем должным образом не обслуживаются, зачастую председатель такого товарищества является и энергетиком, и кассиром, и контролером, что влечет недовольство граждан завышенными ценами за электроэнергию и создает угрозу энергетической безопасности населения.
В целях удовлетворения возрастающего спроса на электрическую энергию, обеспечения необходимого финансирования затрат на развитие энергосистемы Краснодарского края, повышения качества и надежности энергоснабжения потребителей Краснодарского края Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять к сведению информацию о работе основных электросетевых компаний Кубанской энергосистемы, направленной на повышение качества и надежности энергоснабжения потребителей Краснодарского края.
2. Рекомендовать министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края:
1) обеспечить своевременное взаимодействие с филиалом АО "СО ЕЭС" Кубанское РДУ на этапе разработки и согласования схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Краснодарского края, а также со всеми заинтересованными организациями;
2) учитывать технические решения, принятые в рамках разработки СТП КК и СТП МО КК в схеме и программе перспективного развития электроэнергетики Краснодарского края, для обеспечения развития территорий в сфере электроэнергетики;
3) в рамках реализации государственной функции контроля реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики обеспечить не менее 15 контрольных мероприятий в год;
4) при оказании государственной услуги по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики учитывать данные, содержащиеся в программах комплексного развития инженерной инфраструктуры муниципальных образований;
5) утверждать инвестиционные программы сетевых организаций или готовить по ним положительные согласования при условиях:
наличия в них мероприятий по обновлению электросетевого комплекса Краснодарского края в объеме не менее 20 процентов от объема инвестиционной программы;
соответствия технических решений по установленной мощности во вновь строящихся за счет средств от услуги по передаче электрической энергии питающих центрах и в реконструируемых питающих центрах решениям, предусмотренным документами территориального планирования;
6) совместно с муниципальными образованиями Краснодарского края и электросетевыми компаниями продолжить работу по передаче и консолидации объектов электросетевого комплекса, собственники которых не установлены.
3. Рекомендовать департаменту по архитектуре и градостроительству Краснодарского края:
1) совместно с муниципальными образованиями Краснодарского края проанализировать ранее утвержденные документы территориального планирования и программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры на предмет их соответствия фактическому состоянию и стратегиям социально-экономического развития;
2) оказывать содействие органам местного самоуправления в разработке документов территориального планирования;
3) продолжить координационную и организационную работу по разработке документов территориального планирования Краснодарского края, а также в пределах установленной компетенции работу по территориальному планированию в муниципальных образованиях.
4. Рекомендовать региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов Краснодарского края совместно с министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края:
1) рассмотреть возможность внесения предложения в Министерство энергетики Российской Федерации о включении в инвестиционную программу ПАО "Кубаньэнерго" средств на приобретение электросетевых активов за счет нетарифных источников и введении возможности пересмотра долгосрочных параметров регулирования при консолидации электросетевых активов;
2) осуществлять контроль за выполнением инвестиционных и ремонтных программ территориальных сетевых организаций, проводить ежеквартальный анализ их фактического исполнения с целью выявления нецелевого использования финансовых ресурсов. Предусмотреть учет результатов ненадлежащего и несвоевременного исполнения инвестиционных программ по итогам девяти месяцев текущего периода регулирования, а ремонтных программ - по итогам года для учета (исключения) в составе необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
1) совместно с энергоснабжающими организациями обеспечить разработку и своевременную корректировку документов территориального планирования муниципальных образований с учетом изменения перспективных нагрузок;
2) требовать от балансодержателей потребительских трансформаторных подстанций осуществлять эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства;
3) использовать средства, получаемые от аренды электросетевого комплекса, в объеме не менее 85 процентов на реконструкцию и реновацию данного сетевого комплекса;
4) обеспечить контроль за ходом подготовки и своевременного утверждения документов территориального планирования и программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.
6. Рекомендовать руководителям электросетевых организаций:
1) обратить внимание на персональную ответственность за несвоевременное выполнение мероприятий по ремонту, техническому обслуживанию, техническому перевооружению и реконструкции в целях обеспечения надежного и безопасного функционирования производственно-технических объектов и предотвращения аварийных ситуаций;
2) обеспечить мероприятия по консолидации объектов электросетевого комплекса, а также бесхозяйного имущества, участвующего в передаче электрической энергии;
3) ежегодно включать в инвестиционную программу не менее 20 процентов мероприятий по раскрытию питающих центров в рамках доведенных тарифных источников;
4) принять максимально эффективные меры по устранению недостатков при снабжении потребителей электрической энергией, повышению надежности и улучшению качества предоставляемых услуг;
5) при проведении аварийно-восстановительных работ продолжительностью более 4 часов использовать резервные источники электроснабжения - мобильные генераторные установки.
7. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и дорожного хозяйства совместно с министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края по итогам первого полугодия 2020 года провести мониторинг выполнения настоящего постановления органами местного самоуправления, отраслевыми органами исполнительной власти Краснодарского края и электросетевыми организациями.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и дорожного хозяйства.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
30 октября 2019 года
N 1388-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 30 октября 2019 г. N 1388-П "О некоторых мерах по надежному и качественному обеспечению электроэнергией потребителей Краснодарского края"
Настоящее постановление вступает в силу с 30 октября 2019 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 6 ноября 2019 г.