Решение Омского областного суда от 5 июня 2018 г. N 3а-53/2018
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2018 г. N 50-АПГ18-14 настоящее решение оставлено без изменения
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Харламовой О.А,
при секретаре Шевелевой А.С,
с участием прокурора БАС,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению ЯМН к Омскому городскому Совету о признании недействующим решения Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части установления территориальной зоны ИТ2 по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером "... ",
установил:
решением Омского городского Совета от "... " N "... " утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ "... " области. Первоначальный текст документа опубликован на официальном сайте Омского городского Совета в сети "Интернет" (http://www.omskgorsovet.ru) и в газете "Третья Столица" от "... " N "... ".
В соответствии с п. 1 ст. 38 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ "... " области в приложении N "... " к настоящим Правилам приведена Карта градостроительного зонирования территорий "... ".
Указанным приложением в отношении земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью "... " кв. м, адрес (местоположение) которого определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, "... ", "... ", установлена территориальная зона городского наземного транспорта ИТ2- "... ".
ЯМН, являющаяся собственником земельного участка с кадастровым номером "... " и расположенного на участке жилого дома, обратилась с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия указанных Правил в части установления зоны городского наземного транспорта ИТ2 в отношении земельного участка, ссылаясь на противоречие территориального зонирования положениям п. 1 ст. 30, п. 4 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ограничение возможности реализации права по использованию земельного участка, относящегося к категории: земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования: для жилой застройки (индивидуальной), и расположенного на нем объекта капитального строительства по первоначальному назначению, создание препятствий в получении разрешений на реконструкцию индивидуального жилого дома (л.д. 8-13, 82).
В судебном заседании представитель административной истицы ВКА, действующий на основании доверенности от "... " (л.д. 76), заявленные требования поддержал, указав, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не учитывает сложившуюся планировку территории и существующее землепользование.
Представитель Омского городского Совета КВВ, действующий на основании доверенности от "... " (л.д. 74), поддержав доводы письменного отзыва (л.д. 31-35), возражал относительно удовлетворения административного иска, ссылаясь на принятие нормативного правового акта в пределах компетенции Омского городского Совета, в установленной форме, без нарушения требований законодательства, предъявляемых к процедуре подготовки, согласования, рассмотрения, представления проекта правового акта, опубликования и вступления решения в законную силу. Указал, что оспариваемое решение не противоречит ни одному из нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов ЯМН
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора БАС, полагавшей, что основания для удовлетворения требований ЯМН отсутствуют, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что ЯМН на основании договоров купли-продажи от "... ", "... ", свидетельств о государственной регистрации права от "... ", "... " является собственником земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью "... " кв. м, адрес (местоположение) которого определено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, "... ", "... ", а также расположенного на нем жилого дома (л.д. 14, 15).
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером "... " поставлен на кадастровый учет "... " с видом разрешенного использования "для жилой застройки (индивидуальной), для эксплуатации жилого дома", отнесен к категории земель "земли населенных пунктов" (л.д.85-91).
В результате градостроительного зонирования земельный участок, а также расположенный на нем жилой дом вошли в территориальную зону ИТ2-1373 (зона городского наземного транспорта) (л.д. 37).
Уведомлением от "... ", выданным администрацией Кировского административного округа г. Омска, ЯМН отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером "... " ввиду нахождения объекта недвижимости в территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ2 (л.д. 16), в связи с чем, суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ.
Согласно ч. ч. 1 и 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Как установлено ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ч. 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 26 ч. 1 ст. 9 Устава города Омска, принятого решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 г. N 92, утверждение Генерального плана городского округа, а также утверждение правил землепользования и застройки являются полномочиями органов местного самоуправлению по решению вопросов местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. N 43 утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Указанное решение опубликовано в газете "Третья столица" (специальный выпуск) от 03 августа 2007 г. N 50.
Правила землепользования и застройки города Омска утверждены решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", опубликованы в газете "Третья столица" от 19 декабря 2008 г. N 69/1 (491).
Таким образом, решение Омского городского Совета "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" принято полномочным представительным органом местного самоуправления г. Омска в пределах компетенции муниципального образования, с соблюдением требований об официальном опубликовании, установленных ст. 7 Устава города Омска.
Процедура принятия нормативного правового акта, включающая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам публичных слушаний, соблюдена, что сторонами административного дела не оспаривалось.
Согласно п. 8 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим, в том числе, территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Согласно п. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом содержащихся в документах территориального планирования положений о территориальном планировании, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 названной нормы, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В силу положений ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
П. 2 ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривается, что генеральные планы городских округов включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа.
Положениями п. 2 ч. 3 и пп. "б" п. 1 ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что генеральный план содержит карту (карты) планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, на которых должны быть расположены в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения.
В соответствии с п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки, положения которых в силу п. 3, 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм, правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану, поскольку градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Приложение N 1 "Карта градостроительного зонирования территорий города Омска" к Правилам землепользованию и застройки города Омска является той частью Правил землепользования и застройки, на которой установлены границы территориальных зон.
В составе Генерального плана города Омска находятся карты, на которых отражены как существующие автомобильные дороги, так и планируемые к размещению автомобильные дороги разного значения (магистрали общегородского непрерывного движения, общегородского регулируемого движения, районного значения, обычные автомобильные дороги, соединяющие магистрали, и иные автомобильные дороги).
В соответствии с п. 5 ст. 38 Правил землепользования и застройки города Омска к зонам инженерной и транспортной инфраструктур относится зона городского наземного транспорта - зона ИТ2.
На фрагменте карты (схемы) градостроительного зонирования территорий г. Омска земельный участок с кадастровым номером "... " отнесен к зоне инженерно-транспортной инфраструктуры ИТ2- "... ", предназначенной для развития сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов (л.д. 37).
На картах (схемах) Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области (Схема 2 и Схема 11.2) территория, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером "... ", отражена как перспективная и планируемая к расширению магистраль районного значения регулируемого движения по улице "... " (л.д. 38, 39).
Не отражение границ территориальной зоны ИТ2 (зона городского наземного транспорта) на данной территории в Правилах землепользования и застройки города Омска означало бы несоответствие нормативного правового акта Генеральному плану города Омска и противоречило бы требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления в документах территориального планирования муниципального образования определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на её развитие (изменение) в будущем, доводы ЯМН о принятии нормативного правового акта без учета существующего порядка землепользования, осуществление в отношении земельного участка кадастрового учета в январе 2006 года подлежат отклонению.
Заявляя требования о признании оспариваемого решения Омского городского Совета недействующим в части, касающейся отнесения земельного участка с кадастровым номером "... " к зоне ИТ2, административная истца также указала, что нормативным правовым актом созданы препятствия к дальнейшей эксплуатации участка и реализации прав собственности ввиду того, что принадлежащее ЯМН жилое помещение, расположенное на спорном земельном участке, нуждается в реконструкции.
Вместе с тем, данные доводы не являются основанием для признания нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части.
Суд учитывает, что из содержания ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение прав ЯМН в использовании земельного участка в соответствии с его назначением.
В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 215 КАС РФ суд, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
административное исковое заявление ЯМН к Омскому городскому Совету о признании недействующим решения Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части установления территориальной зоны ИТ2 по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером "... " - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья |
О.А. Харламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 5 июня 2018 г. N 3а-53/2018
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2018 г. N 50-АПГ18-14 настоящее решение оставлено без изменения