Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
Сценарий урока для учащихся основной школы по теме "Благотворительность и добровольческая деятельность"
Цель урока: содействие в формировании личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей через вовлечение обучающихся в добровольчество, благотворительность и развитие их гражданской ответственности.
Целевая аудитория: школьники 5-9-х классов.
Степень вовлеченности: школьники имеют представление о добровольческой и благотворительной деятельности, отдельные ученики участвовали в волонтерских и благотворительных программах.
Формы работы:
- беседа;
- просмотр видеороликов;
- групповая работа;
- кейс-технология;
- игра-викторина;
- мозговой штурм.
Место проведения: учебный класс.
Задачи
Образовательные:
- актуализировать и расширить знания школьников о добровольчестве и благотворительности, их истории и общественной значимости;
- ознакомить с путями включения в добровольческие и благотворительные практики.
Развивающие:
- развивать коммуникативно-речевые навыки;
- развивать словесно-логическое мышление, воображение;
- развивать способность обучающихся к эмпатии.
Воспитательные:
- воспитывать у школьников чувство личной ответственности за окружающую действительность, происходящее в поселке, городе, регионе, стране;
- поощрять стремление школьников участвовать в благотворительной и добровольческой деятельности.
Планируемые результаты
Личностные:
- духовно-нравственное развитие личности обучающихся;
- принятие обучающимися ценностей волонтерства и благотворительности;
- формирование мотивации к благотворительной и добровольческой деятельности и помощи окружающим.
Предметные:
- развитие способности обучающихся самостоятельно формулировать суждения;
- знакомство с новыми учебными технологиями;
- освоение хронологии развития благотворительности и добровольчества в контексте мировой истории.
Метапредметные:
- формирование у школьников аналитических умений и навыков;
- развитие навыков групповой деятельности, сотрудничества и работы в команде;
- развитие навыка планирования собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, поиска средств ее осуществления.
Материалы и оборудование
Технические средства: ноутбук, экран либо ж/к панель, видеоролик "Мир добрых дел", доска (флипчарт), карточки с ситуациями, в которых требуется помощь, карточки с историческими фактами о добровольчестве и благотворительности для проведения игры.
Технология проведения
Проведение урока возможно в следующих вариантах:
а) проводят волонтеры местной волонтерской организации по предварительной договоренности с общеобразовательной организацией;
б) проводит педагог образовательной организации;
в) проводит команда детей-лидеров;
г) проводят активисты добровольческого отряда из соседней школы (в случае отсутствия школьного добровольческого отряда в данной образовательной организации).
Ход урока
Организационный момент.
Цель: настрой на урок, активизация обучающихся.
Учитель. Добрый день, ребята! Наш сегодняшний урок необычен, он не даст вам каких-то специальных предметных знаний, но, возможно, изменит вашу жизнь в будущем. Наш урок посвящен добровольчеству и благотворительной деятельности. Начнем?
(Школьники приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.)
Постановка целей и задач урока.
Цель: мотивация обучающихся к учебной деятельности.
Учитель. Сегодня мы поговорим о сущности этих общественных явлений, погрузимся в их историю, обдумаем, что движет людьми, занимающимися добровольческой и благотворительной деятельностью, узнаем подробнее о путях включения в добровольческие и благотворительные практики.
Актуализация знаний.
Цель: выявить уровень знаний обучающихся и систематизировать их.
Учитель. Для начала давайте посмотрим ролик "Мир добрых дел" и обсудим, что такое волонтерство, что такое благотворительность, в чем их сходства и различия.
(Просмотр видеоролика.)
Учитель. О чем этот ролик? Кто его герои?
Школьники. Этот ролик о добрых делах. О людях, которые нуждаются в помощи, и о людях, которые им помогают. О волонтерах.
Учитель. Молодцы, но только ли волонтеры помогают людям? Кто помог девочке Вере из ролика и в чем заключалась, по-вашему, эта помощь?
Школьники. Вере, вероятно, помог благотворительный фонд, который выделил деньги на ее лечение.
Учитель. Правильно, людям помогают не только волонтеры, но и разного рода благотворители. Давайте вспомним, кто такой волонтер и какими качествами характеризуется деятельность волонтера?
(Школьники высказывают свои версии.)
Учитель. Все верно, добровольцы - это люди, которые по собственному желанию и абсолютно безвозмездно оказывают добровольную и бескорыстную помощь тем, кто в ней нуждается. Волонтеры (добровольцы) участвуют в разнообразной деятельности, но в основе любого волонтерского движения лежит принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому. Важные признаки волонтерской деятельности - бескорыстие, добровольность, инициативность, осознанность.
А кто такие благотворители и чем они отличаются от волонтеров?
(Школьники высказывают свои версии.)
Учитель. Молодцы! Как вы правильно отметили, благотворители не очень сильно отличаются от волонтеров. В основе и благотворительности, и волонтерства лежит потребность в совершении добрых дел. Благотворители также бескорыстны, их деятельность тоже добровольна, они инициативны. Главное отличие заключается в том, что волонтер оказывает помощь прежде всего личным трудом, а благотворитель чаще всего предоставляет нуждающимся материальную или финансовую поддержку.
Усвоение новых знаний, контроль понимания.
Цель: организовать осмысленное восприятие новой информации, вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.
Учитель. Как вы думаете, можно ли сказать, что благотворительность важнее, чем волонтерство? Или что волонтерство более значимо, чем благотворительность? (Школьники высказывают свои предположения и с помощью учителя приходят к выводу, что и благотворительность, и волонтерство одинаково значимые общественные явления.)
Учитель. Верно, нельзя сделать вывод о том, что какая-то форма добрых дел важнее другой. Бывают ситуации, когда нужна именно денежная помощь, например, при лечении редких или тяжелых заболеваний в зарубежных клиниках. А бывает, когда только деньгами не поможешь, например, при ликвидации чрезвычайных ситуаций или поиске пропавших людей.
Сейчас вы разделитесь на группы, и каждой группе я предложу карточку с ситуацией, а вы попробуете определить, чем в данной ситуации могут помочь волонтеры, а чем - благотворители.
(Школьники делятся на 6 подгрупп, по две в ряду, и получают карточки с кейсами. Учитель дает школьникам 5-7 минут на ознакомление с ситуацией и по очереди предоставляет право каждой подгруппе высказаться, остальные подгруппы при этом дополняют и задают вопросы. Учитель подводит школьников к мысли, что наиболее эффективно, когда в решение проблемы включаются и волонтеры, и благотворители. Не так важно, каким способом помогать в трудной ситуации, главное - не оставаться равнодушным.)
Кейсы
1. В лесу потерялась пожилая женщина из маленького села. Необходимо организовать ее поиск. В селе нет гостиниц, нет заведений общественного питания. У местной поисковой организации недостаточно людей и снаряжения.
2. Тяжелобольной девочке требуется дорогостоящее лечение. У семьи нет средств на его оплату. Кроме того, семья живет на пятом этаже пятиэтажного дома в поселке, где не ходит общественный транспорт. В доме нет лифта.
3. В приюте для животных живут 50 собак. Животным не хватает корма. У приюта долг за коммунальные услуги. Собаки болеют, так как находятся в клетках и испытывают дефицит движения.
4. В маленькой деревне нет ни одной детской площадки. Детям негде безопасно и интересно проводить время. В собственности у одного жителя находится подходящая поляна, которую он не планирует использовать под застройку.
5. В интернате для пожилых и инвалидов сломался телевизор. Постояльцы скучают по любимым телепередачам. У интерната нет возможности купить новую технику.
6. В Н-ской области живет редкая и вымирающая ящерица, занесенная в Красную книгу. Местные жители считают, что кожа ящерицы целебная, из-за чего истребляют ящериц.
Учитель. Видите, мы с вами выяснили, что помогать можно любым способом и очень хорошо, когда в решение проблемы включаются люди, обладающие разными ресурсами.
А что же заставляет людей заниматься добровольчеством и благотворительностью? Давайте поговорим о мотивах добровольческой и благотворительной деятельности.
(Школьники высказывают свои версии, а учитель фиксирует их на доске либо на флипчарте. Если ученики не затронули какую-то группу мотивов, учитель подводит их к мысли о ней наводящими вопросами.)
Учитель. Поглядите, сколько причин заниматься благотворительной и волонтерской деятельностью мы с вами нашли. Это, прежде всего, возможность сделать доброе дело, это способ найти друзей, это шанс получить новые знания, умения и навыки, "прокачать" свое мастерство, это впечатления и эмоции, которых ты не получил бы в другой ситуации, мероприятия, на которые ты не смог бы попасть иначе, это строчка в резюме, это, в конце концов, баллы к ЕГЭ, различные сувениры и благодарности. Каждый может найти свой интерес и свое место в благотворительной и волонтерской деятельности.
А теперь давайте посмотрим, как все начиналось. История развития добровольчества и благотворительности в нашей стране и мире имеет множество замечательных страниц. Я предлагаю вам познакомиться с ними и собрать непрерывную цепь событий от зарождения добровольчества и благотворительности до наших дней.
(Педагог раздает группам наборы карточек, школьники должны их расставить в хронологическом порядке [на карточках не указаны годы и века], после чего педагог оглашает правильную хронологию.)
Карточки с фактами
- Князь Владимир. Христианская добродетель. Работа в монастырях. После Крещения Руси в 988 году безвозмездная помощь и труд в монастырях стали традицией.
- Ярослав Мудрый, появление сиротских домов. Дети обучались грамоте, разным наукам и потом оставались работать при монастырях на средства, собранные в соседних деревнях.
- XIV век. Чума в Европе. Многие горожане добровольно объединялись в группы, чтобы помогать больным и очищать свои города от заразы.
- 1551 год. Иван Грозный издал указ, по которому в каждом городе должны быть построены богадельни и больницы для мужчин и женщин.
- Петр I. Появляется государственная политика в области защиты сирот и детей. В петровские времена забота о нуждающихся стала зоной ответственности местных властей - губернаторов, помещиков и старост.
- Екатерина II. При императрице появились так называемые сиротские дома, то есть учебные заведения для детей чиновников, купцов, мещан и цеховых, которые не имели средств устроить детей в какие-либо училища.
- XIX век. В народных школах преподаватели-волонтеры обучают детей всех сословий.
- 1859 год. Основание гуманитарной организации "Красный крест".
- 1870 год. Появление русских сестер милосердия.
- 1902 год. В России функционирует 11 040 благотворительных учреждений (4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений).
- 1920 год. Восстановление волонтерами европейских городов, разрушенных после Первой мировой войны домов. "Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга" - девиз того времени.
- Советский период. Комсомольцы-добровольцы. Поднятие целины. Восстановление народного хозяйства. Пионеры-тимуровцы. Шефство над госпиталями, семьями солдат и офицеров, детскими домами, уборка урожая.
- 1985 год. На Всемирном собрании ООН был учрежден новый праздник: День добровольца, который на международном уровне стали отмечать пятого декабря. Учреждение организации IAVE - волонтерская ассоциация, которая включает в себя более ста стран мира.
- 1990-е годы. После перерыва создаются современные российские благотворительные организации.
- 1990 год. Принята Всеобщая декларация волонтеров.
- 1995 год. Принят Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
- 2001 год. Международный год добровольцев ООН.
- 2010-е годы. Реакция людей на стихийные бедствия (наводнение в Крымске, лесны
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.