Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков (занятий) о добровольчестве и волонтерстве в образовательных организациях*
(направлялись письмом Министерства просвещения РФ от 14 октября 2019 г. N 06-1119)
Пояснительная записка
Сегодня одной из наиболее значимых задач Российской Федерации становится патриотическое воспитание граждан, создание условий для повышения их гражданского самосознания. При этом особое внимание уделяется становлению гражданственности у детей и молодежи.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в приоритет возводится воспитание у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, развитие в детской среде принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности. Гражданская позиция молодого человека как активного и ответственного члена российского общества закреплена, в том числе, федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и отражена в личностных результатах освоения основной образовательной программы.
В Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" одним из эффективных инструментов гражданско-патриотического воспитания населения является волонтерство. Участие в добровольческих и благотворительных практиках, а также реализация собственных волонтерских проектов служат результативным способом развития общественных инициатив и гражданственности. Добровольчество и благотворительность выступают институтами воспитания общественной и гражданской активности населения, способами повышения социальной ответственности граждан, развития личности, при этом оставаясь методами оказания адресной помощи различным социальным группам.
На современном этапе развитие добровольчества и благотворительности среди детей приобрело системный характер. Это связано как с растущим желанием детей участвовать в волонтерских и благотворительных мероприятиях, так и с реализацией последовательной государственной политики. Развитие добровольчества и благотворительности в обществе, в школе# среди детей начинается с ознакомления с соответствующими понятиями, продолжается осознанием, принятием и разделением ценностей волонтерства и благотворительности и ведет к пробе благотворительной и добровольческой деятельности, повторению актов благотворительности и добровольчества, постепенно принимающих комплексный характер, а в дальнейшем - к институционализации волонтерской и благотворительной инициативы в формате постоянно действующей группы соратников и единомышленников в виде школьного волонтерского отряда, городской добровольческой организации, актива благотворительного фонда.
Тематические занятия о добровольчестве и благотворительности на практике доказали свою результативность в качестве мероприятия по введению в волонтерство и формированию активного интереса к приобщению к добровольческой и благотворительной деятельности. Волонтерские уроки массово использовались для привлечения потенциальных добровольцев в ходе волонтерских программ XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России. В Год экологии и Год добровольца ФГБУ "Роспатриотцентр", ФГБУ "Росдетцентр", Российское движение школьников, Ассоциация волонтерских центров организовали Всероссийскую акцию "Добрые уроки" по продвижению экологического волонтерства и развитию школьного добровольчества в рамках Федеральной программы "Ты решаешь!". В Москве и Московской области с 2017 года проходят уроки доброты Благотворительного фонда помощи хосписам "Вера" по привлечению школьников к благотворительности. Благотворительный Фонд Константина Хабенского совместно с корпорацией "Российский учебник" и издательской группой "Эксмо-АСТ" в 2019 году инициировали акцию "Уроки добра" по включению детей, подростков и их родителей в благотворительные практики.
Таким образом, для общеобразовательных организаций проведение добровольческих и благотворительных мероприятий дает новые форматы реализации детской инициативы, открывает возможности использования ценностей добровольчества и благотворительности в воспитательной работе, а также достижения синергетического эффекта от активности обучающихся. Вместе все это помогает "делать прививку от равнодушия" молодежи, создавать атмосферу доверия в обществе, решать социальные проблемы более эффективно, с юности формируя у граждан культуру социальной активности.
Учитывая актуальность развития добровольчества и благотворительности в обществе, в школе, среди детей, в помощь педагогам были подготовлены методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков (занятий) о добровольчестве и благотворительности в образовательных организациях.
Методические рекомендации подготовлены в рамках реализации Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 2950-р.
Данные методические материалы представляют ключевые проекты для развития как начинающего, так и "продвинутого" добровольца и добровольческой группы, а также участника благотворительной деятельности и инициатора благотворительных практик. Такими инструментами выступают инициативы Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" и Ассоциации волонтерских центров, в том числе федеральная программа "Ты решаешь!", программы Благотворительного фонда поддержки хосписов "Вера" и Благотворительного фонда Константина Хабенского.
Основными нормативно-правовыми документами, определяющими содержание Урока, являются:
1. Всеобщая декларация добровольцев (принята на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий [IAVE], Амстердам, январь 2001 г.).
2. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".
3. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 2950-р).
4. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493).
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Содержание
Содержание тематических мероприятий, посвященных добровольчеству и благотворительности, решает двуединую педагогическую задачу,
В ходе мероприятий, с одной стороны, предполагается осмысление самих понятий "добровольчество" и "благотворительность", их сходств и различий, значимости этих явлений для развития общества и установления общего благосостояния. С другой стороны, предусматривается более глубокое знакомство школьников с конкретными механизмами включения в добровольческую и благотворительную деятельность, а также приобщения к волонтерскому сообществу своего населенного пункта и страны в целом.
Основная цель Урока (занятия) о добровольчестве и благотворительности - создание педагогических условий для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, формирование у подрастающего поколения принятия добровольчества и благотворительности как социальной и моральной нормы жизни обычного россиянина.
Задачи Урока:
- повысить уровень информированности обучающихся о добровольческом движении и благотворительности, целях, задачах, участниках, результатах и социальных эффектах этих общественных феноменов;
- ознакомить обучающихся с механизмами включений в добровольческие и благотворительные практики, а также с траекториями развития в сфере волонтерского движения и благотворительности;
- вдохновить обучающихся на приобщение к добровольческой и благотворительной деятельности;
- развить ответственное и проактивное отношение подрастающего поколения к окружающей действительности, происходящему в городе, регионе, стране;
- внести вклад в воспитание у обучающихся милосердия, сострадания, желания оказывать поддержку тем, кто нуждается в помощи.
Разработка Урока опирается на следующие дидактические принципы компетентностного подхода:
- принцип системности;
- принцип доступности;
- принцип сознательной активности;
- принцип мотивации;
- принцип связи обучения с жизнью.
Принцип системности. Соблюдение данного принципа позволит представить обучающимся совокупность разнообразных направлений и форм добровольческого движения и благотворительности в единстве их морально-этических установок.
Принцип доступности. Содержание Урока подразумевает доступные формы донесения информации до каждой возрастной группы, учитывающие личный, социальный опыт обучающихся и их психологические особенности.
Принцип сознательной активности. Освоение материала Урока опирается на активную включенность обучающихся в процесс познания, обращение педагога к личностному опыту обучающегося и обогащение его в процессе деятельности на Уроке.
Принцип мотивации. Направлен на выработку в ходе Урока у обучающихся мотивации на дальнейший поиск и освоение информации по изучаемой теме.
Принцип связи обучения с жизнью. Данный принцип способствует формированию у обучающихся умения применять полученные знания на практике.
Тематический урок о добровольчестве и благотворительности проводится индивидуально для каждого класса или параллели в рамках внеурочной деятельности обучающихся.
Урок может быть подготовлен и проведен педагогом как самостоятельно, так и с привлечением представителей волонтерского движения: учеников класса, имеющих волонтерский опыт, участников волонтерских отрядов из соседних школ, активистов волонтерских центров или волонтерских организаций, действующих на данной территории.
Основными нравственными ориентирами, которых следует придерживаться, планируя проведение данного мероприятия, являются понятия: "гражданственность", "патриотизм", "милосердие", "сострадание", "гуманизм", "альтруизм", "бескорыстие", "ответственность", "готовность прийти на помощь".
Формы и методы организации мероприятия должны соответствовать уровню подготовки обучающихся, при этом быть интересными и результативными.
Помимо традиционной урочной формы с фронтальной подачей информации можно использовать:
- беседы и дискуссии;
- тематические кино- и видеопоказы;
- творческие конкурсы;
- викторины;
- круглые столы и конференции;
- этапные и деловые игры;
- квесты;
- флеш-мобы;
- индивидуальные и групповые проекты;
- экскурсии в волонтерские центры;
- создание виртуальных выставок и презентаций.
Урок для обучающихся всех уровней образования целесообразно начать со знакомства, актуализации или расширения знаний о понятиях "добровольчество" и "благотворительность", направлениях, формах и видах добровольческой и благотворительной деятельности, а также истории возникновения и становления этих явлений в России и мире.
При этом следует отметить, что "волонтерство" и "благотворительность" - схожие, смежные, но разные понятия. В основе обоих явлений лежит потребность в совершении добрых дел. Но волонтерство - это прежде всего личный бескорыстный труд на чье-то благо, а благотворительность - это чаще всего материальная поддержка нуждающихся в помощи.
Вводную часть урока (мероприятия) можно подкрепить соответствующими видеосюжетами, целью которых является формирование первичного представления о предмете урока (примеры видеороликов о волонтерстве и благотворительности размещены на сайте http://тырешаешь.рф/materials и в онлайн-хранилище https://goo-gl.ru/5Fix).
В то же время урок, посвященный добровольчеству и благотворительности, необходимо планировать с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся различных уровней образования, их личного и учебного опыта, интересов и предпочтений.
Так, например, проведение занятий для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего образования, возможно организовать, используя интерактивные или игровые формы проведения урока с применением презентации, других наглядных и мультимедийных материалов, а также в форме интерактивной беседы о добре и добрых поступках, о людях, нуждающихся в помощи, и о том, как эту помощь можно им оказать. В ходе урока учащиеся обсуждают, кто такой волонтер, чем он занимается и какие качества его отличают. На занятии рассматривается благотворительная деятельность и как благотворители помогают людям, какие личные качества присущи благотворителям. Сравниваются понятия "волонтерство" и "благотворительность".
Так как ученикам 1-2-х классов может быть трудно оперировать понятиями "волонтерство" и "благотворительность", целесообразно выстраивать понятийный аппарат урока от простого к сложному.
В начале урока имеет смысл провести опрос среди обучающихся, что для них значит "добро", "добрый поступок", а затем обобщить предложенные варианты с акцентом на том, что добрый поступок чаще всего связан с оказанием помощи тем, кто в ней нуждается. И уже затем переходить к введению терминов "добровольчество" и "благотворительность", обращая внимание на лексическое значение и этимологию этих слов.
В 3-4-м классе следует начать урок с опроса обучающихся о значении слов "волонтерство" и "благотворительность", уточнить у них наличие знакомых и близких, занимающихся волонтерской и благотворительной деятельностью. В этом возрасте можно заострить внимание школьников на социальных проблемах, особенных потребностях отдельных категорий лиц, на других сферах приложения добровольческих или благотворительных усилий, а также углубиться в разнообразие форм волонтерской и благотворительной деятельности.
В ходе урока следует использовать понятия "милосердие", "сострадание", "бескорыстие", обращая внимание на их лексическое значение и этимологию. Кроме того, можно включить в занятие несложную прикладную форму доброго дела, например, изготовление кормушки для птиц или открытки для детей, находящихся в каком-либо лечебном учреждении.
В ходе урока в 3-4-м классе рекомендуется использовать следующие формы работы: просмотр видеоматериалов, эвристическая беседа, подготовка сообщений по теме, тематические игры и викторины.
В ходе занятий с обучающимися можно использовать следующие видеоролики о добрых делах, волонтерстве и благотворительности:
- https://goo-gl.ru/5FiD: "Добровольцы России - 2017. Кто такой доброволец простым языком"; видеоролик "Мир добрых дел"; мультфильм "Мудрые сказки тетушки Совы. Благотворительность".
Воспитание гуманистических чувств школьников возможно на примерах волонтеров - героев фильмов и видеороликов:
- https://goo-gl.ru/5Fje: "Кому помогают добровольцы. Призыв "Станьте добровольцем!"; "Команда 12. Проект "Банк Времени"; "В рамках проекта волонтеры +55 обучают инициативных и мобильных людей пожилого возраста компьютерной грамотности"; "Фестиваль городского досуга и творчества "Пикник Добра".
Примерный конспект урока по волонтерству и благотворительности для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего образования, приведен в приложении 4.
Для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования (5-9-е классы), в ходе урока (мероприятия) актуализируются понятия "волонтерство" и "благотворительность", акцентируется внимание, что оба общественных феномена отличают людей неравнодушных, обладающих социальной и гражданской ответственностью. Вводятся понятия "гуманизм", "альтруизм", "гражданственность".
Можно избрать несколько центральных линий урока: остановиться подробнее на мотивах добровольческой и благотворительной деятельности, разнообразии форм и направлений волонтерства и благотворительности, истории добровольческого и благотворительного движения, путях включения в волонтерские и благотворительные практики.
При обсуждении главных групп мотивов, которые побуждают людей заниматься волонтерством и благотворительностью, важно сосредоточиться на таких мотивах, которые особенно актуальны для школьников. Большое внимание можно уделить примерам успешных взрослых людей, занимающихся добровольческой и благотворительной деятельностью, которые являются авторитетом для детей и молодежи.
В ходе подачи информации о направлениях и формах добровольческой и благотворительной деятельности стоит показать школьникам, что соответствующая сфера способна предоставить занятие по душе и удовлетворить интересы любого человека.
Рассматривая историю волонтерского движения и благотворительности в России и мире, нужно отметить вневременной характер этих явлений.
Обучающихся необходимо ознакомить со способами включения в добровольческие и благотворительные практики, рассказать о единой информационной системе "Добровольцы России" и ее функциях, предоставить информацию о ключевых волонтерских и благотворительных организациях страны, региона и муниципального образования, рассмотреть механизм создания собственного волонтерского отряда и добровольческого проекта.
Для указанной категории обучающихся рекомендуются интерактивные формы работы: диалог, дискуссия, ток-шоу, ролевая игра, викторина, конкурсная программа, квест, познавательная игра с целью расширения образовательного кругозора участников. При проведении занятия педагог может использовать наглядные средства: карточки, плакаты, предметы и т.д., которые могут служить как "вопросами", так и "ответами". Среди форм проведения викторин - викторина-поиск (викторина с элементами поиска ответов на занимательные вопросы по содержанию книг, фактам биографии героев, значимым общественным событиям), сюжетная викторина (построенная на основе занимательного сюжета, в который вплетаются вопросы, при этом сюжет может быть любым: путешествие в историю, преодоление препятствий, героическая сага, приключения в поисках клада и т.д.).
При проведении урока можно использовать следующие видеосюжеты:
- https://goo-gl.ru/5Fil: Всероссийский открытый урок "Доброе дело, перевернувшее мою жизнь"; "Форум "Добровольцы России". О добровольчестве говорят министры Правительства РФ"; "Форум "Добровольцы России". О добровольчестве говорят различные известные люди: звезды, гражданские активисты, политики";
- видеоролик "Знаменитости с добрыми сердцами. Звезды, которые занимаются благотворительностью";
- видеоролик "Топ 7 добрых поступков знаменитостей". Если урок (занятие) предполагается стартовым для целого курса уроков (занятий), логично познакомить школьников с видеокурсом "УзнайПро.Школы: Онлайн-курс для школьников" на сайте https://обучение.добровольцыроссии.рф.
Примерный конспект урока по волонтерству и благотворительности для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования, приведен в приложении 5.
Для обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего общего образования (10-11-е классы), во вводной части или преддверии урока можно предложить просмотр художественных фильмов "#ЯВОЛОНТЕР. Истории неравнодушных" (https://goo-gl.ru/5Fjt) и "Фильма о самом важном" Благотворительного фонда "Сила мысли", а также видеороликов проекта http://ivolunteer.ru с последующим обсуждением вопроса о роли человека в позитивном изменении окружающей действительности и решении социальных проблем.
Необходимо выбрать более широкий ракурс рассмотрения явлений добровольчества и благотворительности, так как задачами проведения тематических занятий у обучающихся являются воспитание в них чувства гражданской ответственности, патриотизма, сопричастности к процессу развития страны. Предлагаемая тема урока для обучающихся - "Добровольчество и благотворительность в современной России".
Это может быть дискуссия или любая иная активная форма урока, в ходе которого школьники задумываются о роли волонтерства и гражданской активности в развитии российского общества. Процесс общения обучающихся в ходе дискуссии направлен на ознакомление с новым материалом через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний, углубленное усвоение, творческое переосмысление и контроль усвоения знаний; обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности; освоение и развитие мыслительных умений (определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умение перерабатывать информацию для изложения).
В ходе уроков необходимо описать основные этапы развития школьного добровольчества и рекомендации по их реализации: как в школе организовать информационную кампанию о добровольчестве, как выстроить текущую деятельность волонтерского отряда и партнерские отношения, рассказать, какие возможности существуют для юного активиста при построении траектории развития в добровольческой сфере. Указанная информация подается через знакомство с лучшими практиками школьного добровольчества, информационно-методическими материалами, ключевыми всероссийскими проектами и мерами поддержки, которую оказывает государство волонтерским и образовательным организациям и отдельным волонтерам.
Важно напоминать обучающимся о Всероссийском конкурсе "Добровольцы России", одноименной единой информационной системе, Федеральной программе по развитию детского добровольчества "Ты решаешь!", рейтинге "Лиги добровольческих отрядов", конкурсе послов "Лиги добровольческих отрядов", федеральных добровольческих сменах во всероссийских детских центрах "Артек", "Орленок" и "Океан", а также о других социальных лифтах для детей и подростков в сфере добровольческой деятельности.
Обучающихся необходимо детально познакомить с основными благотворительными организациями России и реализуемыми ими программами, вооружить инструкциями по личному включению и продвижению благотворительной деятельности в среде сверстников, старших товарищей и родителей.
Кроме того, необходимо развивать компетенции школьников в сфере социального проектирования, обеспечивать их инструментами реализации собственных добровольческих и благотворительных инициатив.
Примерный конспект урока по волонтерству и благотворительности для обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего общего образования, приведен в приложении 5.
Список литературы
1. Бедердинова М.В., Бессонова А.В. Конспект занятия "Мы - добрые волшебники". Череповец, 2017/[Электронный ресурс]: URL: https://rosuchebnik.ru/material/konspekt-zanyatiya-my-dobrye-volshebniki- 16812.
2. Благотворительность в России и государственная политика/Сулакшин С.С., Бачурина Д.В., Вилисов М.В., Каримова Г.Г., Киш И.Р., Куропаткина О.В., Макурина Л.А., Сулакшина А.С. М.: Научный эксперт, 2013.
3. Исторические аспекты законодательного регулирования деятельности российских благотворительных организаций//Интернет-журнал "Меценат"/[Электронный ресурс]: URL: http://www.maecenas.ru/doc/2005_3_15.
4. История волонтерского движения в России//ТАСС/[Электронный ресурс]: URL: https://tass.ru/info/5870697.
5. Локтионова Т.А. История возникновения и становления волонтерства в России//Молодой ученый. 2012. N 8. С. 267-269.
6. Методические рекомендации по направлению деятельности "Гражданская активность"/Арсеньева Т.Н., Загладина Х.Т., Коршунов А.В., Менников В.Е. М.: МПГУ, 2016.
7. Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков согласно Календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры. Год добровольца (волонтера) в Российской Федерации (2018 год)/Крупченко А.К. М.: ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ, 2018.
8. Методическое пособие "Волонтерское (добровольческое) движение в общеобразовательной организации//Ассоциация волонтерских центров/[Электронный ресурс]: URL: https://авц.рф/media-files/documents/в_школе.pdf.
9. Луо Энни, Бутенко В., Полунин К. Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий//Образовательная политика. 2015. N 2 (68). С. 72-109.
Интернет-источники
https://обучение.добровольцыроссии.рф (сайт "Добровольцы России").
https://goo-gl.ru/5FjN (Форум "Добровольцы России").
______________________________
* Авторы - А.П. Метелев, председатель Совета Ассоциации волонтерских центров; А.С. Федоров, руководитель федеральной программы "Ты решаешь!" Ассоциации волонтерских центров, аспирант Московского государственного педагогического университета; А.В. Губина, эксперт в сфере добровольчества. Направлено для использования в работе руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, письмом Минпросвещения России от 14.10.2019 N 06-1119.
______________________________
* Приложения 1-3, носящие справочный характер, при данной публикации не приводятся. См. на нашем сайте в сети "Интернет" по адресу www.ovd.com.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков (занятий) о добровольчестве и волонтерстве в образовательных организациях (направлялись письмом Министерства просвещения РФ от 14 октября 2019 г. N 06-1119)
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Администратор образования", ноябрь 2019 г., N 22, в журнале "Вестник образования России", апрель 2020 г., N 8