На основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Мончегорска, постановлением администрации города Мончегорска от 10.10.2016 N 1020 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития города Мончегорска на среднесрочный и долгосрочный периоды", распоряжением администрации города Мончегорска от 07.08.2019 N 333-р "Об утверждении Порядка составления проекта бюджета города Мончегорска на очередной финансовый год и плановый период, Календарного плана подготовки и рассмотрения в текущем финансовом году проектов муниципальных правовых актов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта бюджета города Мончегорска на очередной финансовый год и плановый период" постановляю:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Прогноз).
2. Направить Прогноз в Совет депутатов города Мончегорска в составе документов и материалов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета города Мончегорска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации города.
Глава администрации города |
В.И. Садчиков |
Прогноз
социально-экономического развития муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
(одобрен постановлением администрации города Мончегорска от 11 ноября 2019 г. N 1479)
Предварительные итоги социально-экономического развития муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией
В муниципальном образовании город Мончегорск с подведомственной территорией (далее - город Мончегорск) на 01.07.2019 зарегистрировано 502 организации.
Количество индивидуальных предпринимателей по данным реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 01.01.2019 составило 726 единиц.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организациями на 01.07.2019 составил 43821,5 млн. руб. (уровень к аналогичному периоду прошлого года в действующих ценах - 114,8%). По видам экономической деятельности: обрабатывающие производства 39308,1 млн. руб. (к аналогичному периоду прошлого года - 115,3%); обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - 1107,7 млн. руб. (к аналогичному периоду прошлого года - 102,7%).
Объем перевозок грузов грузовыми автомобилями организаций составил 16,8 тыс. тонн (к аналогичному периоду прошлого года 126,4%). Грузооборот составил 1804,6 тыс. тонно-км. (к аналогичному периоду прошлого года 90,7%).
Мониторинг потребительского рынка свидетельствует об устойчивой деятельности основной части субъектов малого и среднего бизнеса в сложных условиях финансовой нестабильности. Экономические показатели позволяют сделать вывод о том, что наиболее стабильно продолжают работать сетевые объекты торговли и платных услуг, имеющие разные сферы деятельности и своевременно реагирующие на постоянно изменяющиеся правила игры рыночных отношений.
Инвестиции в основной капитал (новые основные средства) организаций по месту нахождения в городе Мончегорске на 01.07.2019 составили 4714,9 млн. руб. (к аналогичному периоду прошлого года - 50,2%).
По предварительным данным сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций (без банков, страховых и бюджетных организаций) за период январь-июнь 2019 года составил 2587,9 млн. руб., (к аналогичному периоду прошлого года - 40,9%).
На 01.07.2019 количество крупных и средний организаций получивших прибыль составляет 10 единиц (в % к общему числу организаций - 66,7%), сумма прибыли в размере 2638,3 млн. руб.; получивших убыток - 5 единиц (33,3%), сумма убытка 50,3 млн. руб.
Кредиторская задолженность крупных и средних организаций (кроме банков, страховых и бюджетных организаций) на 01.07.2019 года составила 70951,9 млн. руб., в том числе просроченная 1748,6 млн. руб.
Дебиторская задолженность крупных и средних организаций (кроме банков, страховых и бюджетных организаций) на 01.07.2019 года составила 21099,4 млн. руб., в том числе просроченная 2147,9 млн. руб.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций (без выплат социального характера) за период январь - июнь 2019 года составила 61466 рублей, уровень к аналогичному периоду прошлому году - 104,4%.
С января по август 2019 года в Межтерриториальное государственное областное бюджетное учреждение центр занятости населения г. Мончегорска (далее по тексту - ЦЗН) за содействием в поиске походящей работы обратилось 1743 гражданина, что на 11,6% больше, чем в тот же период 2018 года (1561 граждан).
По состоянию на 01.09.2019 года в ЦЗН численность зарегистрированных безработных граждан, состоящих на учете, на уровне прошлого года (на 01.09.2019 года - 478 безработных граждан, на 01.09.2018 года - 478).
За 8 месяцев 2019 года трудоустроено 977 граждан, что на 3,1% больше, чем в январе - августе 2018 года - 948 гражданина. Доля трудоустроенных граждан от числа обратившихся граждан по состоянию на 01.09.2019 составила 56,1%.
Уровень регистрируемой безработицы к трудоспособному населению увеличился на 0,3%, на 01.09.2019 - 2,1%. (на 01.09.2018 - 1,8%).
С начала года заявлено работодателями 1650 вакансий, на 20,5% меньше, чем в тот же период прошлого года (2075 вакансии). По состоянию на 01.09.2019 года в ЦЗН имеется 750 вакансий.
Коэффициент напряженности на рынке труда остался на уровне прошлого года (на 01.09.2019 года - 0,7 человека на 1 рабочее место, на 01.09.2018 года - 0,7 человека на 1 рабочее место). В период за январь-май текущего года в городе Мончегорске родилось 148 человек, умерло 277 человек, естественная убыль составила 129 человек. Коэффициент рождаемости составил 8,0 родившихся на 1000 населения, коэффициент смертности 14,9 умерших на 1000 населения.
В период за январь-июнь текущего года прибыло 1223 человек, убыло 1054 человек, миграционная убыль населения составила 169 человек.
_______________
Примечание: отчетные данные по некоторым показателям предоставлены Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Мурманской области по организациям без субъектов малого предпринимательства и средней численностью свыше 15 человек.
Пояснительная записка
к ожидаемым итогам социально-экономического развития города Мончегорска до 2022 года
Предварительный прогноз социально-экономического развития города Мончегорска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, а так же с учетом итогов социально-экономического развития города Мончегорска за январь-июнь 2019 года.
В предварительном прогнозе учтены достигнутые в 2018 году и текущем периоде 2019 года итоги социально-экономического развития города Мончегорска, планы (инвестиционные программы) крупных хозяйствующих субъектов, основные направления бюджетной и налоговой политики Мурманской области, основные параметры государственных программ Мурманской области, являющихся одним из ключевых механизмов реализации Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2022 года.
Параметры предварительного прогноза сформированы по базовому варианту.
Базовый вариант предполагает консервативные траектории изменения внутренних и внешних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов (умеренный рост эффективности их использования).
Исходя из этого, базовый вариант характеризует функционирование экономики в условиях консервативных тенденций изменения внешних и внутренних факторов на фоне постепенного укрепления номинального обменного курса рубля при сохранении умеренной бюджетной политики.
При разработке основных параметров прогноза использованы отчетные данные, предоставленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, материалы организаций города Мончегорска, а по отдельным показателям использовалась экспертная оценка.
1. Демографические показатели
В 2018 году демографическая ситуация в городе Мончегорске характеризовалась наличием естественной убыли населения, которая обусловлена превышением смертности над рождаемостью. Так, коэффициент рождаемости 2018 года составил 9,0 человек на 1000 населения (в 2017 году - 9,4), общий коэффициент смертности - 12,6 человека на 1000 населения (в 2017 году - 12,0). Коэффициент естественной убыли 2018 года составил 3,6 человека на 1000 населения, что на 1 человека на 1000 населения выше значения предыдущего года.
Коэффициент миграционной убыли населения составил 7,7 человека на 1000 населения, что на 1,7 человека на 1000 населения выше значения предыдущего года.
Миграционная и естественная убыль обусловили дальнейшее сокращение численности населения. В итоге среднегодовая численность населения города Мончегорска в 2018 году составила 45,3 тыс. человек (99,0% к уровню 2017 года).
В 2019 году демография города Мончегорска характеризуется снижением рождаемости и увеличением смертности. Вместе с тем, за период с января по июнь 2019 года зафиксирован миграционный прирост, что позволяет спрогнозировать снижение коэффициента миграционной убыли населения в текущем году и в плановом периоде 2020 - 2022 годов.
Структурные изменения населения по-прежнему определяют динамику рождаемости. Продолжающееся сокращение численности женщин репродуктивного возраста (18-39 лет), в 2018 году к уровню 2017 года - на 3,0% при общем снижении численности населения города Мончегорска на 1,12% (на конец 2018 года по отношению к концу 2017 года) обусловило снижение общей рождаемости в текущем году.
На 01.06.2019 родилось на 9,6% меньше аналогичного периода 2018 года. Количество родившихся на 01.06.2019 составило 150 человек (166 человек, за аналогичный период 2018 года).
Число умерших на 01.06.2019 возросло на 5,4% по сравнению с январем-маем 2018 года. Количество умерших на 01.06.2019 составило 281 человек (266 человек, за аналогичный период 2018 года).
Таким образом, на 01.06.2019 сохранялась естественная убыль населения города Мончегорска (131 человек), которая в течение года имеет тенденцию поступательного увеличения. По оценке данный тренд сохранится и к концу года, естественная убыль составит порядка 169 человек (со значением коэффициента естественной убыли населения - 3,8) на фоне роста уровня смертности до 12,7 и снижения уровня рождаемости в размере 8,9 (в 2018 году, соответственно, 12,6 и 9,0).
В текущем году отмечен миграционный прирост населения - 169 чел. за первое полугодие, тогда как за период январь-июль предыдущего года миграционная убыль населения составила 95 человек. Оценочная численность прибывших граждан текущего года увеличится на 7%, выбывших - останется примерно на уровне 2018 года, что приведет к снижению коэффициента миграционной убыли населения в текущем году до значения 4,3. В плановый период 2020 - 2022 годов обозначенная динамика темпов миграционной убыли сохранится.
В итоге в среднем за 2019 год численность населения города Мончегорска составит 44,9 тыс. человек и сократится по отношению к уровню 2018 года на 1,0%.
В 2020 - 2022 годах сдерживать усиление негативных трендов естественного движения населения будут меры, реализуемые в рамках национального проекта "Демография" который предполагает дальнейшую поддержку семей, в том числе адресные выплаты, материнский капитал, льготную ипотеку, а также в ходе реализации мер, направленных на оказание социальной поддержки многодетным семьям по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства в рамках муниципальной программы "Обеспечение комфортной среды проживания населения города Мончегорска", реализуемой на территории города Мончегорска.
В прогнозном периоде ожидается стабильный уровень общей рождаемости: 8,9 родившихся на 1 000 населения (в 2018 году - 9,0).
Прорабатываемые новации в сфере профилактики заболеваний, популяризации здорового образа жизни и повышения качества оказания медицинской помощи будут стимулировать последующее снижение уровня смертности практически по всем возрастным группам. Однако процесс старения населения будет тормозящим фактором положительной динамики. В итоге в 2020 - 2022 годах коэффициент смертности в городе Мончегорске будет незначительно снижаться и к 2022 году достигнет значения 12,3 умерших на 1 000 населения против 12,6 в 2018 году.
Тем самым, естественная убыль населения в 2020 году составит 3,7 человека на 1 000 населения со снижением к 2022 году до 3,4 человека.
Меры по закреплению молодых кадров в регионе, по привлечению высококвалифицированных трудовых ресурсов позволят к концу прогнозного периода снизить коэффициент миграционной убыли до 4,2 тыс. человек. Вместе с тем миграционная убыль сохранит статус доминирующей причины снижения численности населения города Мончегорска.
В итоге среднегодовая численность населения города Мончегорска к 2022 году снизится на 1,5 тыс. человек по отношению к уровню 2018 года и составит 43,8 тыс. человек.
2. Производство товаров и услуг
Развитие обрабатывающих производств является определяющим направлением в развитии промышленности в городе Мончегорске в целом.
Главными задачами обеспечения экономического роста в сфере промышленности являются: сохранение динамики прироста объемов производства, повышение производительности труда, обеспечение занятости населения города Мончегорска и сохранение положительных тенденций в развитии промышленного комплекса.
Основу экономики города Мончегорска составляет промышленное производство.
Градообразующее предприятие АО "Кольская ГМК" является и основным заказчиком продукции работ и услуг у предприятий промышленного и строительного комплекса, расположенных на территории города Мончегорска.
В 2018 году темп роста промышленного производства составил 115,5% к уровню предыдущего года, в основном обусловленный существенным ростом объемов обрабатывающей промышленности. Объем в ценах соответствующих лет составил 59511,7 млн. руб. Основную долю в структуре отгрузки обрабатывающей промышленности занимает металлургическое производство. В связи с наращиванием поставок норильского файнштейна в результате реконфигурации производства ПАО "ГМК "Норильский никель" увеличились объемы выпуска никеля необработанного, меди рафинированной, кобальта необработанного. Производственная программа АО "Кольская ГМК" формируется под влиянием конъюнктуры мирового рынка цветных металлов, а также зависит от поставок давальческого сырья.
Темп роста производства в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха составил 91,2%. Причинами снижения являются исполнение энергосервисных контрактов по наружному освещению города Мончегорска и снижение численности населения. Объем в ценах соответствующих лет составил в размере 1 821,3 млн. руб.
Основными поставщиками энергетической энергии и пара; кондиционирование воздуха города Мончегорска являются: ТЭЦ ЦЭО АО "Кольская ГМК" (Мончегорская ТЭЦ), АО "Мончегорская теплосеть", АО "Мончегорские электрические сети", ООО "Арктик-Энерго", Филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
В 2019 году, по оценке, темп роста промышленного производства составит 360,6% к уровню 2018 года, что обусловлено значительным ростом объемов обрабатывающей промышленности. Темп роста в обрабатывающей промышленности составит 370,6% к уровню 2018 года., объем отгруженной продукции обрабатывающей промышленности составил 210 519,95 тыс. руб. в действующих ценах. По оценке текущего года запланирован рост в натуральном выражении объемов меди (124%), файнштейна никелевого (167%).
Прогноз развития промышленности разработан с учетом мероприятий, направленных на модернизацию и увеличение производственных мощностей, техническое перевооружение и модернизацию организации градообразующего предприятия АО "Кольская горно-металлургическая компания".
Рост объемов производства в АО "Кольская ГМК" и изменение условий приобретения сырья (с давальческого на покупное), а также изменение курса доллара с 62,5 руб./долл. США в 2018 году до 65,1 руб./долл. США в 2019 году обуславливает увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в денежном выражении.
По обеспечению энергетической энергией, газом и паром; кондиционированием воздуха темп роста производства составит 107,37% к уровню 2018 года. На фоне сдержанного роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний и тарифов организаций ЖКХ объем отгруженной продукции в 2019 году увеличится на 7,3% относительно 2018 года в действующих ценах.
По базовому варианту к 2022 году прогнозируется рост промышленного производства. В первую очередь из-за формирования высокой базы сравнения в 2018 году (завершение реализации крупных инвестиционных проектов в горно-металлургическом секторе и выход производств на проектную мощность). Объем в ценах соответствующих лет в 2022 году составит 241 454,0 млн. руб. что составит 405,7% по отношению к 2018 году. В первую очередь это обусловлено ростом производства в прогнозном периоде в обрабатывающей промышленности. Объем в ценах соответствующих лет составит к 2022 году 236 518,9 млн. руб. - 416,3% по отношению к 2018 году. Рост металлургического производства прогнозируется преимущественно в связи с дальнейшим увеличением выпуска никеля в результате модернизации мощностей рафинировки никеля на АО "Кольская ГМК".
Отслеживается стабильный рост по добыче полезных ископаемых 2351,4 млн. руб. - 136,5% по отношению к 2018 году.
В сфере водоснабжения объемы в ценах соответствующих лет составят к 2022 году 224,3 млн. руб. - 114,6% по отношению к 2018 году.
В сфере энергетики объемы в ценах соответствующих лет составят к 2022 году 2359,4 млн. руб. - 129,5% по отношению к 2018 году.
Рост энергопотребления будет сдерживать реализация мер по повышению энергоэффективности экономики, разработка и внедрение энергосберегающих технологий, выбытие неэффективных мощностей, сокращение потерь энергии.
3. Рынок товаров и услуг
Потребительский рынок города Мончегорска функционирует как одна из составных частей единого социально - экономического комплекса городского хозяйства. Важнейшим направлением развития потребительского рынка является дальнейшее формирование его инфраструктуры, предусматривающее создание комфортных условий для приобретения товаров и услуг населением в объектах потребительского рынка шаговой доступности, повышение качества и культуры обслуживания, ценовой доступности товаров и услуг.
В 2019 году по оценочным данным оборот розничной торговли составит - 19197,0 млн. руб. (в 2018 году 18120,0 млн. руб.), индекс физического объема составит 100,14% (в 2018 году 100,32%).
Объем платных услуг населению увеличится незначительно в пределах 3,1% от уровня 2018 года.
На потребительском рынке в 2020 - 2022 годах на фоне ожидаемого незначительного роста реальной заработной платы, динамика оборота розничной торговли в сопоставимых ценах будет выражена умеренным приростом.
Общая тенденция развития потребительского рынка характеризуется следующими изменениями:
- улучшение экономической ситуации, увеличение покупательского спроса в связи с ростом реальных денежных доходов населения и низкими темпами роста потребительских цен будут способствовать в прогнозном периоде увеличению объемов потребительского рынка;
- товарная насыщенность потребительского рынка будет носить устойчивый характер;
- сохранится тенденция по продвижению отечественных товаров на потребительский рынок, особенно продуктов питания.
Все большее значение для города Мончегорска приобретает развитие внутреннего туризма. Ввод в эксплуатацию новых туристических объектов позволяет прогнозировать плановое увеличение туристического потока и, соответственно - рост объемов потребительского рынка.
В прогнозируемом периоде к 2022 году оборот розничной торговли составит 22 247,2 млн. руб., объем платных услуг населению к 2022 году составит 5 642,9 млн. руб.
4. Малое и среднее предпринимательство
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы города Мончегорска. Общая тенденция характеризуется изменениями в развитии малого и среднего предпринимательства.
Мониторинг потребительского рынка свидетельствует о постепенном вытеснении мелких торговых объектов, не способных конкурировать с региональными и федеральными сетевыми форматами, а так же позволяет определить приоритетные сферы деятельности, которые необходимо развивать на территории города Мончегорска: общественное питание, сфера бытовых услуг, социальная сфера, ремесленная деятельность, производственная сфера (в том числе цеха по производству пищевых продуктов, мастерские по пошиву изделий легкой промышленности), инновационная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм, экологически безопасное сельское хозяйство, образовательные услуги дополнительного образования, медицинские услуги узкой направленности.
В 2019 году вкладу малого бизнеса в социально-экономическое развитие города Мончегорска способствует реализация муниципальной программы "Развитие экономического потенциала в городе Мончегорске", ставшая эффективным инструментом для осуществления экономической политики администрации города Мончегорска по отношению к малому бизнесу.
В прогнозном периоде факторами поддержки развития потребительского рынка и спроса на нем будут являться: рост денежных доходов населения, замедление темпов инфляции, рост потребительского кредитования банками, а также усиление конкуренции, в частности за счет прихода в город Мончегорск региональных торговых сетей - ООО "Сити-маркет", ООО "Яблочко", ООО "Экспресс-маркет", ООО "Кольское", ООО "ЕвроФарма" и федеральных торговых сетей - ЗАО "Дикси-Юг", ООО "ТД Интерторг", ЗАО "Тандер", ООО "Стройформат", ООО "Элитек", ОАО "Ювелирная торговля Северо-Запад", ООО "Торговый двор", универсама "Магнит" ЗАО "Тандер", универсама "Пятерочка" ООО "Агроторг".
В рамках мероприятий муниципальной программы "Развитие экономического потенциала в городе Мончегорске" планируется привлечение субъектов предпринимательства к региональным финансовым ресурсам через сотрудничество с некоммерческой микрокредитной компанией "Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области".
С целью получения грантов из регионального бюджета на оказание поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально-значимые и приоритетные экономические виды деятельности, планируется участие в региональном конкурсе муниципальных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках программных мероприятий предприниматели смогут воспользоваться информационно - консультационной поддержкой высококвалифицированных специалистов для ее корректного и эффективного использования, а именно:
- организация мастер-классов, подготовка и переподготовка кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее по тексту - СМСП);
- проведение консультаций через систему "горячих линий" по телефону непосредственно в администрации города Мончегорска и офисах организаций инфраструктуры поддержки СМСП, на сайте органов местного самоуправления города Мончегорска и в СМИ;
- консультационные услуги для СМСП и для начинающих предпринимателей, организация тренинг-курсов для начинающих предпринимателей;
- проведение семинаров, круглых столов и рабочих встреч по различным вопросам развития СМСП.
Прогнозируемое постепенное увеличение количества малых предприятий до 276 ед. к 2022 году, (в 2018 году - 254 ед.) и численности населения, занятого на малых предприятиях, приведет к росту среднесписочной численности работников до 2456 ед. к 2022 (в 2018 году - 2261) человек. Прогнозируемое количество индивидуальных предпринимателей к 2022 году также возрастет и составит 924 ед., (в 2018 году - 726 ед.), среднесписочная численность работников к 2022 году увеличится до 1756 человек (2018 году - 1379 чел.). Количество средних предприятий по прогнозным данным с 2020 года составит 2 единицы (ОАО "ЦЕНТРАЛЬНО-КОЛЬСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ", ООО "ПРОСЕРВИС СЕВЕР").
5. Инвестиции и строительство
В 2018 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 15 493,0 млн. рублей (в аналогичном периоде 2017 года - 9 095,1 млн. рублей).
Значительную часть в структуре инвестиций города Мончегорска занимала реализация инвестиционного проекта - программа реконфигурации производства АО "Кольская ГМК" - модернизация действующего производства.
Подпроектами общего инвестиционного проекта по реконфигурации АО "Кольская ГМК", реализуемыми на территории города Мончегорска являются:
1. Цех электролиза никеля. Отделение электролиза никеля N 2 (ЦЭН. ОЭН - 2). Электроэкстракция никеля из растворов хлорного растворения никелевого порошка трубчатых печей (НПТП) на объем производства 145 тыс. т/год электролитного никеля (8659,0 млн. рубл.).
2. Металлургический цех. Химико-металлургический. Производство концентратов драгоценных металлов из остатка хлорного растворения НПТП (639,0 млн. руб).
Кроме этого:
- введен в эксплуатацию универсальный магазин по ул. Новопроложенная, 9;
- завершено расширение ТЦ "Галерея", проспект Металлургов, д. 34а;
- в рамках развития спортивной инфраструктуры города Мончегорска частично выполнены работы по возведению нового спортивного объекта - крытого минифутбольного манежа;
- в сфере здравоохранения завершены ремонт и модернизация помещений под размещение женской консультации;
- в сфере культуры завершены ремонтные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения Коттедж N 1 "Дом Кондрикова" (здание музея истории города Мончегорска), ул. Царевского, 2;
- за счет средств областного бюджета проведены работы по капитальному ремонту кровли и крыши здания учебного корпуса Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области "Мончегорский политехнический колледж" (далее по тексту - МонПК);
- за счет внебюджетных средств, при поддержке АО "Кольская ГМК", на базе Ресурсного центра горнопромышленного профиля МонПК были созданы две современных лаборатории для обучения по специальности среднего профессионального образования "Металлургия цветных металлов": закуплено лабораторное оборудование - флотационная машина, тигельная и муфельные печи, электролизер и выщелачиватель для гидрометаллургической лаборатории, в помещениях лабораторий проведен ремонт, установлено мультимедийное и интерактивное оборудование.
В 2019 году реализуются следующие инвестиционные проекты:
АО "Кольская ГМК":
- строительство новой технологической нитки сернокислотного производства с увеличением ее проектной мощности по переработке сернистого газа более чем в полтора раза - до 75 тыс. н.м3/час. предусматривает установку современного оборудования, при этом все металлические трубопроводы, газоходы и сборники кислоты меняются на новые, изготовленные из кислотостойких долговечных полимерных материалов;
- продолжение реализации инвестиционного проекта - программы реконфигурации производства АО "Кольская ГМК";
- проект по реконструкции Дворца спорта, который предусматривает: достройку входной группы, ремонт фасада и внутренних помещений, восстановление чаши бассейна, замену инженерных коммуникаций, систем отопления, кондиционирования, вентиляции, водоснабжения, связи и сигнализации, оповещения и управления эвакуацией. Планируется создание банного комплекса с финской сауной и хамам, кабинетов массажа, фитнес-тестирования и многое другое. Будут закуплены современные тренажеры, новый спортивный инвентарь.
В рамках благотворительной программы ПАО "ГМК "Норильский никель" "Мир новых возможностей" реализуются новые социальные проекты - победителей, в том числе:
- "СкейтОстров" - уличная зона для занятий скейтбордингом, катания на роликах и велосипедах BMX и прочих спортивных активностей (муниципальное автономное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва N 1");
- проект "Приз Юма и летом и зимой" предусматривает развитие общественных городских пространств и прибрежной зоны акватории озера Имандры для занятий активными видами спорта (Мончегорская городская общественная организация "Ассоциация водного спорта и туризма");
- ГОО "ТК "Сариола" - создание в городе Мончегорске постоянно действующего центра зимнего плавания и спортивного закаливания;
- Общественная организация "Федерация парусного спорта города Мончегорска" - создание на базе Центра Водных Видов Спорта кайт-школы для жителей Мончегорска;
- ФГБУ "Лапландский государственный природный биосферный заповедник" в рамках проекта "Познавательная саамская экспозиция "В краю летучего камня" - создание саамской экспозиции, разработку и проведение экологических и этнографических квестов, организация экскурсий с привлечением детей школьного возраста.
В рамках развития спортивной инфраструктуры города:
- завершаются работы по возведению нового спортивного объекта - крытого мини-футбольного манежа;
- продолжается реконструкция объекта "Верхнее футбольное поле арены стадиона".
В сфере здравоохранения:
- проводится ремонт терапевтического отделения в ГОАУЗ "Мончегорская центральная районная больница";
- заканчивается капитальный ремонт филиала детской поликлиники ГОАУЗ "Мончегорская центральная районная больница" (ул. Кондрикова д. 18).
Кроме того:
- продолжена реализация проекта строительство объекта "Новое кладбище в г. Мончегорске";
- АО "Мончегорские электрические сети" продолжают работу по реализации инвестиционной программы, основными целями которой являются развитие электрической сети и усиление существующей электрической сети, связанное с подключением новых потребителей;
- ООО "Рыба Заполярья" в ноябре - декабре текущего года планирует начать работы по модернизации форелевого хозяйства на озере Большая Имандра в городе Мончегорске. В рамках проекта предполагается: закупка новых садков для разведения рыбы, создание цеха по производству икры и обработки рыбы;
- на базе "Берега развлечений" (ИП Гнибеда Л.А.) создан всесезонный парк развлечений "Летний снег", установлена летняя горка со специальным покрытием (Snowplast) для возможности круглогодичного спуска на тюбингах.
С учетом реализации вышеуказанных проектов в целом по 2019 году оценивается рост объема инвестиций в основной капитал до 27 722,2 млн. рублей, за счет всех источников финансирования.
В прогнозном периоде предполагается реализация муниципальных мер по улучшению инвестиционного климата в городе Мончегорске, в том числе планируется расширение инвестиционного инструментария города Мончегорска путем развития институтов муниципально-частного партнерства.
Увеличение объема инвестиций в плановом периоде до 2022 года прогнозируется за счет реализации следующих наиболее значимых инвестиционных проектов:
- реализация с переходом в стадию завершения проектов в горно-металлургическом комплексе. Срок реализации инвестиционного проекта "Программа реконфигурации производства АО "Кольская ГМК" - 2012 - 2020 годы, при этом основной ввод объектов инвестиционного проекта в эксплуатацию запланирован в 2019 году (реализация мероприятий по техническому перевооружению (приобретением основных средств, необходимых для текущей деятельности организаций);
- реализация инвестиционной программы на период 2020 - 2024 годы АО "Мончегорские электрические сети";
- реконструкция лыжного стадиона со строительством лыже-роллерной трассы муниципального автономного учреждения "Спортивная школа олимпийского резерва" (2022 год);
- ремонт чаши бассейна в здании спортивно-оздоровительного комплекса муниципального автономного учреждения "Спортивная школа олимпийского резерва N 1" (2020 год);
- во Дворце спорта планируется проведение работ по реконструкции бассейна (окончание работ - 2021 год, объем инвестиций 2019 - 2021 годы - 555,0 млн. руб.);
- в 2020 году продолжится работа по благоустройству Ленинградской набережной, так же на данной территории запланирована реализация ряда частных инвестиционных проектов (общий объем инвестиций в 2020 году составит 105,9 млн. руб.);
- планируется реализация проекта "Канализационная насосная станция с напорным коллектором", в районе 25 км железной дороги Мончегорск - Оленья (43,4 млн. рублей);
- продолжение реализации проекта строительство объекта "Новое кладбище в г. Мончегорске" (2020- 2024 годы);
- модернизация форелевого хозяйства на озере Большая Имандра (ООО "Рыба заполярья") запланирована до 2022 года, общий объем инвестиций в период 2020 - 2022 годов составит 35,6 млн. руб.;
- реконструкция объекта: "Верхнее футбольное поле арены стадиона" муниципального автономного учреждения "Спортивная школа олимпийского резерва", пр. Кирова, 3 (замена мачт освещения на арене стадиона) планируется на 2021 год, объем инвестиций составит 52,0 млн. руб.
С учетом реализации вышеуказанных проектов к 2022 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составит 27 721,7 млн. рублей (увеличение на 79% по отношению к 2018 году).
6. Сальдированный финансовый результат (прибыль, убыток) деятельности крупных и средних предприятий
По итогам 2018 года сальдированный результат увеличился в 2,1 раза по отношению к 2017 году и составил 9516,9 млн. рублей.
По оценке 2019 года ожидается рост сальдированного результата на 81%, в связи с увеличением доли АО "Кольской ГМК" а так же, увеличением роста выручки от продаж.
В прогнозном периоде 2019 - 2022 годов на формирование финансового результата повлияет следующее:
- изменение цен на цветные металлы;
- капитальный ремонт цехов;
- продолжение модернизации металлургического процесса;
- укрепление позиций действующих организаций на рынке товаров и услуг;
- развитие конкуренции;
- деятельность АО "Кольская ГМК", в качестве заказчика у крупных и средних предприятий города Мончегорска.
Учитывая вышеизложенное, сальдированный финансовый результат организаций города Мончегорска в прогнозируемом периоде к 2022 году составит 17955.0 млн. рублей.
7. Труд и занятость
Оценка 2019 года
Рынок труда города Мончегорска в текущем году характеризуется стабильностью показателей.
Количество зарегистрированных безработных граждан за период с января по июль 2019 года снизилось на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
Уровень регистрируемой безработицы к трудоспособному населению остался на уровне прошлого года и составил на 01.08.2019 - 1,9%. Оценочно по итогам 2019 года предполагается достижение уровня регистрируемой безработицы к трудоспособному населению 2,2% (среднее значение уровня 2017 - 2018 годов).
В результате взаимодействия ЦЗН с работодателями доля трудоустроенных граждан от числа обратившихся составила в за 7 месяцев 2019 года 54,4% (аналогичный период 2018 г - 55,4%).
С начала текущего года работодателями заявлено 1534 вакансии, что на 30,6% меньше, чем в тот же период 2018 года (2004 вакансии). При этом коэффициент напряженности на рынке труда на уровне прошлого года - на 01.08.2019 года - 0,7 человека на 1 рабочее место. Заявленные работодателями вакансии не всегда могут быть заполненными из-за несоответствия профессионально-квалификационного состава рабочих требованиям работодателей, отсутствия специалистов определенных отраслей на рынке труда (например: медицинские работники) и др.
Снижению напряженности на рынке труда города Мончегорска способствует создание ЦЗН временных рабочих мест в рамках активной политики занятости, обучение безработных граждан новым профессиям, повышение их квалификации. Также ЦЗН, начиная с 2019 года, проводит профессиональное обучение без отрыва от основной работы граждан предпенсионного возраста в рамках регионального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография". Кроме этого, в рамках национального проекта "Демография" регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" начиная с 2019 года проводится информационное сопровождение, а далее профессиональное обучение или переобучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
Среднесписочная численность работников организаций в 2019 году составит 15,0 тыс. человек (2018 год - 15,1 тыс. человек. , 2017 год - 15,2 тыс. чел.).
Увеличение среднемесячной заработной платы в 2019 году по сравнению с 2018 годом ожидается на уровне 4%. По оценочным данным, среднемесячная заработная плата 2019 года составит 62 249 рублей.
Прогноз на 2020 - 2022 годы
Рынок труда города Мончегорска в 2020 - 2022 годы будет определяться постепенным ростом экономики и демографическими тенденциями. Спрос на трудовые ресурсы будет обеспечиваться развитием промышленного производства и частного сектора предпринимательства, расширением рынка товаров и услуг. Помощь в стабилизации ситуации на рынке труда будут оказывать муниципальные программы "Реализация молодежной политики и поддержка общественных инициатив в городе Мончегорске", "Развитие экономического потенциала в городе Мончегорске", реализация программных мероприятий которых позволит повысить привлекательность города Мончегорска для молодежи. Мероприятия включают в себя: создание условий для успешной самореализации молодежи и для развития ее потенциала в интересах города Мончегорска, содействие благоприятному началу трудовой деятельности, поддержка молодежного предпринимательства и самозанятости, укрепление института семьи и пропаганда здорового образа жизни. Реализация данных мер будет способствовать улучшению рынка труда в городе Мончегорске путем постепенного снижения миграционной убыли, за счет привлечения новых трудовых ресурсов.
В прогнозном периоде 2020 - 2022 годов ожидается снижение численности населения в трудоспособном возрасте, к 2022 году до 24,1 тыс. человек против 25,4 тыс. человек 2018 года, это связано с отъездом выпускников 11 классов для поступления в ВУЗы, ввиду отсутствия высших учебных заведений в городе Мончегорске, а так же увеличением численности населения старше трудоспособного возраста.
В период 2020 - 2022 годов уровень зарегистрированной безработицы предположительно будет держаться на уровне стабильного значения 2,3%.
Незначительное постепенное снижение среднесписочной численности работников в прогнозном периоде определяется демографическими тенденциями уменьшения численности населения города Мончегорска и составит 14,9-14,6 тыс. человек.
В прогнозном периоде ожидается увеличение среднемесячной заработной платы (в среднем на 6% в год), которая к 2022 году составит 74 139 рубля.
Несомненно, одним из ключевых факторов стабильности рынка труда города Мончегорска является стабильное положение и развитие производства градообразующего предприятия АО "Кольская ГМК", поскольку в число приоритетных направлений развития компании входит кадровая политика.
8. Развитие социальной сферы
Оценка 2019 года
Система непрерывного образования обеспечивает условия для качественного, доступного и востребованного личностью и обществом образования.
Развитие образования осуществляется в соответствии с муниципальной программой "Развитие образования в городе Мончегорске" и задачами, решаемыми в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование".
На начало 2019 года функционировало 19 дошкольных учреждений (на уровне 2018 года). При этом к концу 2019 года количество дошкольных учреждений уменьшится за счет слияния (реорганизации в форме присоединения) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 2 компенсирующего вида" и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 3 компенсирующего вида". Система дошкольного образования города Мончегорска остается стабильной на протяжении ряда лет и представляет собой многофункциональную сеть учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.
Дошкольные образовательные учреждения различаются по организационно-правовым формам:
- муниципальные бюджетные дошкольные учреждения - 68%;
- муниципальные автономные дошкольные учреждения - 32% .
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях составит в 2019 году 2900 человек.
Одним из важных показателей, характеризующих состояние системы дошкольного образования, является обеспеченность населения, имеющего детей дошкольного возраста, местами в детских садах.
Право граждан на получение общего образования на территории города Мончегорска обеспечивается формированием и развитием сети общеобразовательных учреждений различных типов и видов с учетом образовательных потребностей граждан.
Доступность качественного образования во многом определяется возможностью для населения получения образования на повышенном уровне.
Существующая сегодня в городе Мончегорске сеть специальных (коррекционных) классов для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах удовлетворяет потребности родителей и обучающихся.
В связи с ликвидацией в 2019 году муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 2" произошло уменьшение количества муниципальных общеобразовательных учреждений на территории города Мончегорска до 8 учреждений.
На начало учебного 2018/2019 года число учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях составило 5 087 человек (за 2018 год - 5 078 человек). Устойчивый рост количества учащихся обусловлен миграционным притоком.
В городе Мончегорске функционирует 3 учебных заведения профессионального образования:
- федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Мончегорское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа", количество обучающихся в 2019 году составило 14 человек (в 2018 году 10 человек);
- государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Мончегорский политехнический колледж", количество обучающихся в 2019 году составило 860 человек (в 2018 году 842 человек);
- государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области среднего профессионального образования "Северный колледж физической культуры и спорта", количество обучающихся в 2019 году составило 456 человек (в 2018 году 480 человек).
В городе Мончегорске действуют два крупных объекта здравоохранения: государственное областное автономное учреждение здравоохранения "Мончегорская центральная районная больница" с филиалом ГОАУЗ МЦРБ - Ковдорская больница и государственное областное автономное учреждение здравоохранения "Мончегорская стоматологическая поликлиника".
В городе Мончегорске действует два стационарных учреждения социального обслуживания:
- Государственное областное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Мончегорский дом-интернат для умственно отсталых детей";
- Государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения "Мончегорский комплексный центр социального обслуживания населения", данное учреждение предназначено для осуществления организационной, практической и координационной деятельности по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, несовершеннолетними, другим гражданам находящимся в трудной жизненной ситуации.
В 2015 году в городе Мончегорске была завершена реализация муниципальной программы "Оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан в целях обеспечения жильем", в связи с досрочным выполнением программных мероприятий. За счет осуществления на территории города Мончегорска индивидуального жилищного строительства показатель "ввод в эксплуатацию жилых домов" по всем источникам финансирования составит 0,2 тыс. кв. м общей площади (в 2018 году 0,8 тыс. кв. м общей площади).
Прогноз на 2020 - 2022 годы.
В прогнозируемом периоде количество дошкольных образовательных учреждений уменьшится до 17 учреждений по причине планируемого слияния (реорганизации в форме присоединения) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 24 комбинированного вида" и муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 30 комбинированного вида". Данный факт не повлияет на количество воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях, которое к 2022 году составит 2930 детей (на уровне 2020 года).
Количество учащихся в общеобразовательных учреждениях в 2020 году составит 5 089 детей, к 2022 году составит 5 085 детей. Незначительное снижение количества детей школьного возраста обусловлено снижением численности населения.
В прогнозном периоде численность учащихся в учреждениях профессионального образования в 2020 году 1345 человек, к 2021 году - 1336 человек.
Муниципальная программа "Реализация физической культуры и спорта в городе Мончегорске", направленная на создание условий для оздоровления, занятий физической культурой и спортом населения города Мончегорска, максимальной вовлеченности детей и подростков города Мончегорска в систематические занятия физической культурой и спортом, обеспечивает стабильный прирост доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в прогнозном периоде (до 45,2% к 2022 году).
Количество общедоступных библиотек и учреждений культурно-досугового типа остаются на прежнем уровне.
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников в прогнозном периоде не планируется. Учитывая изменение численности постоянного населения, средняя обеспеченность жителей площадью жилых квартир к 2022 году составит 26,6 кв. м. на человека.
9. Доходы бюджета
В 2018 году объем собственных доходов бюджета города Мончегорска от налоговых и неналоговых поступлений составил 889 661,6 тыс. рублей, в 2017 году он составил 890 656,4 тыс. руб. Уменьшение объема поступлений 2018 года к объему поступлений 2017 года, обусловлено:
1) рост поступлений по налоговым доходам по следующим причинам:
- по налогу на доходы физических лиц - рост поступлений в связи с повышением оплаты труда работников крупного налогоплательщика и повышением оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений в соответствии с указами Президента Российской Федерации;
- по налогам на совокупный доход - рост поступлений по налогу, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за счет увеличения налоговой базы юридических лиц и уплатой задолженности по авансовым платежам за 2017 год;
- по налогу на имущество физических лиц - снижение поступлений в связи с переходом на расчет налога на имущества физических лиц за налоговый период 2017 год исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости (изменился расчет налоговой базы квартир - уменьшение на величину кадастровой стоимости 20 кв. м.);
- по земельному налогу - снижение поступлений обусловлено прекращением права собственности на земельные участки в течение 2018 года и изменением с 01.01.2018 кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной;
2) снижение поступлений по неналоговым доходам по следующим причинам:
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям - снижение поступлений в связи с тем, что платежи являются разовыми по решению акционера;
- доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - снижение поступлений связано с пересмотром кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, в связи с чем обеспечен возврат средств арендаторам ранее уплаченных платежей, а также с несвоевременным перечислением недобросовестными плательщиками арендной платы за отчетный период;
- платежи при пользовании природными ресурсами - в 2018 году снижение поступлений авансовых платежей за отчетный период, так как сумма к уплате за 2017 год по декларациям меньше, чем за 2016 год.
Оценка 2019 года
По оценке 2019 года объем собственных доходов бюджета города Мончегорска от налоговых и неналоговых поступлений составит 972 560,6 тыс. рублей, в 2018 году он составил 889 661,6 тыс. руб.
В соответствии с проведенным анализом оценки поступлений за 2019 год к фактическому поступлению 2018 года, отклонения более чем на 10% выявлены по следующим налоговым и неналоговым доходам:
- по единому сельскохозяйственному налогу - рост поступлений за счет увеличения налоговой базы по налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям;
- по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям - снижение поступлений в связи с тем, что по итогам рассмотрения годовых отчетов акционерных обществ принято решение направить прибыль на покрытие убытков прошлых лет и ремонт водовода;
- по доходам от сдачи в аренду имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну (за исключением земельных участков) - рост поступлений связан с передачей в казну объектов аренды, ранее находившихся в оперативном управлении;
- по прочим доходам от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) - рост поступлений в связи с организацией и проведением работы по увеличению размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений (платы за наем) по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования города Мончегорска в соответствии с постановлением администрации города Мончегорска от 27.02.2019 N 280 "О внесении изменений в Положение об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города Мончегорска, утвержденное постановлением администрации города Мончегорска от 25.01.2018 N 58";
- по платежам при пользовании природными ресурсами - рост поступлений в связи с доплатой по перерасчету за 2018 год АО "Кольская ГМК";
- по доходам от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) - снижение поступлений связано с полной оплатой ранее заключенных договоров купли-продажи муниципального имущества, проданного в рассрочку, отсутствием новых договоров купли-продажи нежилых помещений, а также с несвоевременной оплатой по договорам купли-продажи муниципального имущества, проданного в рассрочку.
Прогноз на 2020 - 2022 годы
По прогнозным данным объем собственных доходов бюджета города Мончегорска от налоговых и неналоговых поступлений составит: в 2020 году - 1 146 941,3 тыс. рублей, в 2021 году - 1 303 897,6 тыс. рублей, в 2022 году - 1 413 342,7 тыс. рублей. Рост поступлений в плановом периоде по налоговым доходам прогнозируется в основном за счет поступлений по налогу на доходы физических лиц и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Форма 2-П_муниц
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
Показатели |
Единица измерения |
Отчет*(1) |
Оценка |
Прогноз |
|||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
||
1. Демографические показатели |
|
|
|
|
|
|
|
Численность населения (среднегодовая) - всего |
тыс. человек |
45,758 |
45,306 |
44,868 |
44,507 |
44,050 |
43,814 |
|
в % к предыдущему году |
99,3 |
99,0 |
99,0 |
99,2 |
99,0 |
99,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
городского |
тыс. человек |
42,3 |
41,8 |
41,4 |
41 |
40,6 |
40,2 |
|
в % к предыдущему году |
99,1 |
98,8 |
98,8 |
99,0 |
99,1 |
99,1 |
сельского |
тыс. человек |
3,4 |
3,5 |
3,5 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
|
в % к предыдущему году |
102,2 |
101,4 |
101,3 |
101,3 |
100,7 |
100,7 |
Общий коэффициент рождаемости |
человек на 1000 населения |
9,4 |
9,0 |
8,9 |
8,9 |
8,9 |
8,9 |
Общий коэффициент смертности |
человек на 1000 населения |
12,0 |
12,6 |
12,7 |
12,6 |
12,5 |
12,3 |
Коэффициент естественного прироста (убыли) |
человек на 1000 населения |
-2,6 |
-3,6 |
-3,8 |
-3,7 |
-3,6 |
-3,4 |
Коэффициент миграционного прироста (убыли) |
человек на 1000 населения |
-6,0 |
-7,7 |
-4,3 |
-4,3 |
-4,3 |
-4,2 |
2. Производство товаров и услуг |
|
|
|
|
|
|
|
Промышленное производство |
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по видам деятельности, относящимся к промышленному производству по крупным и средним предприятиям |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
51 538,80 |
59 511,70 |
214 587,78 |
221 016,17 |
231 340,14 |
241 453,97 |
Темп роста промышленного производства |
в % к предыдущему году |
115,90 |
115,50 |
360,58 |
103,00 |
104,67 |
104,37 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел B: Добыча полезных ископаемых |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
246,19 |
1 723,30 |
1 908,06 |
2 061,08 |
2 203,60 |
2 351,38 |
Темп роста производства - Раздел B: Добыча полезных ископаемых |
в % к предыдущему году |
109,60 |
104,80 |
110,72 |
108,02 |
106,91 |
106,71 |
Раздел C: Обрабатывающие производства |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
49 243,10 |
56 810,20 |
210 519,95 |
216 661,17 |
226 701,55 |
236 518,91 |
Темп роста производства - Раздел C: Обрабатывающие производства |
в % к предыдущему году |
116,8 |
115,37 |
370,57 |
102,92 |
104,63 |
104,33 |
Раздел D: Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
1 994,70 |
1 821,30 |
1 955,48 |
2 084,71 |
2 218,39 |
2 359,38 |
Темп роста производства - Раздел D: Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
в % к предыдущему году |
95,00 |
91,20 |
107,37 |
106,61 |
106,41 |
106,36 |
Раздел E: Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
180,60 |
195,80 |
204,30 |
209,20 |
216,60 |
224,30 |
Темп роста производства - Раздел E: Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
в % к предыдущему году |
106,40 |
108,40 |
104,34 |
102,40 |
103,54 |
103,55 |
3. Рынок товаров и услуг |
|
|
|
|
|
|
|
Оборот розничной торговли |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
17 452,0 |
18 120,00 |
19 197,00 |
20 024,77 |
21 015,36 |
22 247,20 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
в % к предыдущему году |
105,4 |
100,32 |
100,14 |
100,30 |
101,30 |
101,4 |
Объем платных услуг населению |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
4 068,9 |
4 330,9 |
4 645,9 |
4 958,9 |
5 287,9 |
5 642,9 |
Индекс физического объема платных услуг населению |
% к предыдущему году |
101,6 |
102,9 |
103,1 |
103,6 |
103,9 |
104,1 |
Обеспеченность населения торговыми площадями |
кв. м на тыс. человек |
925,0 |
936,0 |
948,1 |
955,8 |
963,3 |
970,7 |
4. Малое и среднее предпринимательство |
|
|
|
|
|
|
|
Количество малых предприятий - всего по состоянию на конец года |
единиц |
296 |
254 |
260 |
265 |
270 |
276 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по малым предприятиям - всего |
человек |
2 309 |
2261 |
2314 |
2359 |
2403 |
2456 |
Численность индивидуальных предпринимателей*(11) - по состоянию на конец года |
человек |
542 |
726 |
834 |
864 |
894 |
924 |
Среднесписочная численность работников индивидуальных предпринимателей |
человек |
1 030 |
1379 |
1585 |
1642 |
1699 |
1756 |
Количество средних предприятий - всего |
единиц |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по средним предприятиям - всего |
человек |
243 |
123 |
120 |
287 |
310 |
316 |
5. Инвестиции и строительство |
|
|
|
|
|
|
|
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
9 004,43 |
15 419,9 |
27 664,62 |
12 924,50 |
27 639,82 |
27 638,22 |
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования - всего |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
9 095,09 |
15 493,02 |
27 722,72 |
13 065,30 |
27 721,12 |
27 721,72 |
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет субъектов малого и среднего предпринимательства - всего |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
24,50 |
35,90 |
50,00 |
34,50 |
25,20 |
23,60 |
Индекс физического объема за счет всех источников финансирования - всего |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,1 |
104,4 |
170,58 |
45,23 |
203,62 |
96,06 |
Индекс-дефлятор |
% к предыдущему году |
103,7 |
105,3 |
105,1 |
104,2 |
104,2 |
104,1 |
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования: |
|
|
|
|
|
|
|
собственные средства предприятий |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
8 980,00 |
15 390,60 |
27 539,40 |
12 978,91 |
27 537,81 |
27 538,41 |
привлеченные средства: из них |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
115,13 |
102,45 |
183,32 |
86,39 |
183,31 |
183,31 |
бюджетные средства |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
90,7 |
73,1 |
130,8 |
61,7 |
130,8 |
130,8 |
Индекс физического объема |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
79,73 |
76,54 |
170,30 |
45,23 |
203,63 |
96,07 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
средства федерального бюджета |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
31 |
4,5 |
8,0 |
3,8 |
8,0 |
8,0 |
средства бюджета субъекта Федерации |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
34,2 |
46,8 |
83,72 |
39,45 |
83,71 |
83,71 |
средства муниципального бюджета |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
25,4 |
21,8 |
39,09 |
18,4 |
39,09 |
39,09 |
6. Сальдированный финансовый результат (прибыль, убыток) деятельности крупных и средних предприятий |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
4498,1 |
9516,9 |
17221 |
17441 |
17690 |
17955 |
7. Труд и занятость |
|
|
|
|
|
|
|
Численность населения в трудоспособном возрасте |
тыс. человек |
25,9 |
25,4 |
25,04 |
24,5 |
24,3 |
24,1 |
Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости, в среднем за год |
тыс. человек |
0,6 |
0,53 |
0,56 |
0,57 |
0,57 |
0,56 |
Уровень зарегистрированной безработицы (к трудоспособному населению) |
% |
2,3 |
2,1 |
2,2 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
Среднесписочная численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) |
тыс. человек |
15,2 |
15,1 |
15,0 |
14,9 |
14,7 |
14,6 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) |
рублей |
54258 |
59733 |
62 249 |
65 984 |
69 943 |
74 139 |
8. Развитие социальной сферы |
|
|
|
|
|
|
|
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях |
человек |
2 987 |
2 865 |
2 900 |
2 930 |
2 930 |
2 930 |
Численность учащихся в учреждениях: |
|
|
|
|
|
|
|
общеобразовательных |
человек |
5 075 |
5 078 |
5 087 |
5 089 |
5 085 |
5 085 |
среднего профессионального образования |
человек |
1 352 |
1 332 |
1 330 |
1 345 |
1 336 |
1 347 |
высшего профессионального образования |
человек |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Обеспеченность общедоступными библиотеками |
учреждений на 100 тыс. населения |
8,8 |
8,9 |
9,0 |
9,0 |
9,1 |
9,2 |
учреждениями культурно-досугового типа |
учреждений на 100 тыс. населения |
4,4 |
4,4 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,6 |
дошкольными образовательными учреждениями |
мест на 100 детей дошкольного возраста |
105,0 |
106,0 |
108,0 |
107,0 |
107,0 |
107,0 |
Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения |
% |
31,1 |
35,6 |
36,8 |
38,8 |
41,4 |
45,2 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. м общей площади |
0,1 |
0,8 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир |
кв. м на человека |
25,9 |
26,1 |
26,1 |
26,2 |
26,4 |
26,6 |
Площадь ветхого и аварийного фонда в % к общей площади жилого фонда |
% |
0,27 |
0,27 |
0,27 |
0,27 |
0,27 |
0,17 |
Фактический уровень платежей населения за жилье и коммунальные услуги |
% |
95,4 |
93,6 |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
9. Доходы бюджета |
|
|
|
|
|
|
|
Объем собственных доходов бюджета муниципального образования от налоговых и неналоговых поступлений |
тыс. рублей |
890 656,4 |
889 661,6 |
972 560,6 |
1 146 941,3 |
1 303 897,6 |
1 413 342,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Налог на доходы физических лиц с доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации |
тыс. рублей |
5 468,8 |
4 141,0 |
3 506,2 |
6 231,5 |
6 543,1 |
6 870,2 |
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества |
тыс. рублей |
180 582,4 |
168 773,9 |
180 419,7 |
230 796,7 |
231 188,9 |
222 071,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
за земельные участки, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков |
тыс. рублей |
169 578,7 |
157 208,1 |
164 968,8 |
214 968,8 |
214 968,8 |
205 443,8 |
от сдачи в аренду имущества |
тыс. рублей |
11 003,6 |
11 565,9 |
15 450,9 |
15 828,0 |
16 220,2 |
16 627,4 |
Налоги на совокупный доход |
|
72 879,1 |
85 818,7 |
90 518,5 |
93 152,0 |
96 002,0 |
98 961,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
тыс. рублей |
51 212,0 |
62 665,9 |
68 204,0 |
71 137,0 |
73 982,0 |
76 941,0 |
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
тыс. рублей |
19 097,0 |
19 429,7 |
18 500,0 |
18 200,0 |
18 200,0 |
18 200,0 |
налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
тыс. рублей |
2 441,7 |
3 649,1 |
3 665,0 |
3 665,0 |
3 665,0 |
3 665,0 |
_______________
Примечания:
*(1) В случае отсутствия статистических отчетных данных по некоторым показателям рекомендуем использовать экспертную оценку (указывать в сносках)
*(11) По данным налоговых органов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.